Научная статья на тему 'Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований'

Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6634
2508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований»

КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОМПЕТЕНЦИЯ, КВАЛИФИКАЦИЯ -ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ИЛЬЯЗОВА М.Д.

Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества. Присоединение России к Болонскому процессу также определяет необходимость перехода на общий язык, терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс, в частности, его цели и результаты. Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач.

Среди таких задач векторное значение имеет проблема определения природы, сущности компетентности специалиста, её родовой и видовой структуры, содержания и взаимосвязи категорий «компетентность» и «компетенция». Не секрет, что сегодня единого общепринятого мнения в этом отношении не существует. Другой важной задачей реализации комптент-ностного подхода мы считаем определение места этих понятий в общей системе педагогического целеполагания. Дело в том, что в педагогике и психологии высшего образования наряду с понятием «компетенции» и «компетентность» используются такие понятия, как «ключевые компетенции», «квалификации», «профессиональная компетентность», «ключевые квалификации», «профессионально важные личностные качества». Здесь также присутствуют разные подходы к классифицированию, что осложняет использование этих понятий.

В рамках исследования нами был проведен анализ представленных в научной литературе направлений в изучении структуры, содержания и иерархии понятий, существующих в этом проблемном поле.

Анализ научной педагогической и психологической литературы показал, что это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, определяемое с помощью множества различных дефиниций. Описания содержания этого понятия имеют нестрогий характер и отличаются по объему, составу, семантической и логической структуре [3]. Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как

• совокупность (система) знаний в действии [Э. Зеер, Э. Сыманюк, 4];

• личностная черта, свойства и качества личности [И.Я. Зимняя, 6, 7];

• как критерий проявления готовности к деятельности [Г.А. Ларионова, 8];

• способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы [Уидет С., Хол-лифорд С.,13];

• интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность [Дж. Равен, 10];

• деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности

[Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк, 4, с. 26];

• проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» [Ю.Г. Татур,12, с.9] и мн. др.

В научной литературе данной проблематики актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы употребляют их как слова - синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям. Так, Зеер Э.Ф. и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности» - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенции» -интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности. Если же анализу подвергать приводимые авторами примеры ключевых компетенций и ключевых компетентностей, то видимых принципиальных различий заметить сложно. Так, «информационно-коммуникационные компетентности» очень близки по значению т.н. «коммуникативной компетенции» [4, с. 26, 27].

Ряд авторов рассматривает компетентности (компетенции) как составляющие части общей компетентности человека (специалиста). Так, например, С.Ш. Чернова в определении соотношения понятий «компетентность» и «компетенции» занимает позицию, согласно которой «под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций. Компетенция - единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида, определяемых заданностью ситуации. При такой интерпретации компетентность включает в себя разного рода компетентности и (или) компетенции.

В своих исследованиях И.Я. Зимняя принципиально разводит эти понятия, обосновывает и отстаивает свою точку зрения на их взаимоотношение. Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», - пишет И.Я. Зимняя. - «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты» [6, с. 9]. Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность.

При теоретическом анализе представленных в литературе определениях нельзя не обратить внимание на тот факт, что, несмотря на такое разнообразие, одной из важнейших характеристик элементов компетентности и компетенций, подчеркивается именно активность, действенность имеющихся знаний и опыта, наличие потенциальной (потребность, мотив, цель, инструментальная основа) и реализованной структуры (внутренняя и внешняя деятельность) в компетентности.

Поэтому, определяя свою позицию, мы, вслед за И.Я. Зимней, рассматриваем компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенцию мы полагаем рассматривать как потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность - интегральное качество лично-

сти - это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетенции/ компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом:

• когнитивный компонент (знания);

• мотивационный компонент;

• аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);

• практический компонент (умения, навыки, опыт деятельности);

• способности;

• эмоционально-волевой компонент (саморегуляция).

В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определённой сфере деятельности, должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции (рис.1).

На наш взгляд, видовая структура компетентности специалиста с высшим образованием включает компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).

В свою очередь, каждая из этих компетентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетентности, общие для всех выпускников всех вузов и специальные, важные для данной специальности. Таким образом, в структуре компетентности выпускника вуза отчетливо различаются четыре блока компетенций /компетентностей: общая профессиональная компетентность, специальная профессиональная компетентность, общая социально-психологическая компетентность, специальная социально-психологическая компетентность.

Общая профессиональная компетентность определяется как общепрофессиональные знания, умения, навыки, способности, а также готовность их актуализировать в сфере определенной группы профессий. Мы полагаем, что в состав этого кластера входят компетентности выпускника в сфере научно-исследовательской, проектно-конструктивной, административно-управленческой, производственной, педагогической деятельности.

Специальная профессиональная компетентность - степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций (т.е. готовности и стремления), необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание (содержание их инструментальной основы) определяется государственными квалификационными характеристиками.

Общая социально-психологическая компетентность - готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. В составе социально-психологического блока рассматриваются компетентности социальные (толерантность, ответственность, способность работать в коллективе и т.п.), персональные (готовность и стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, рефлексия, креативность и т.п.), информационные (владение новыми технологиями, их критическое использование, знание иностранных языков и т.п.), экологические (экологическая ответственность, основанная на знании общих законов развития общества и природы), валеологические (готовность и стремление к ведению здорового образа жизни) и др.

Специальная социально-психологическая компетентность - готовность и способность мобилизовать профессионально важные качества, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста. Мы полагаем, что для описания социально-психологической компетентности выпускника той или иной специальности можно использовать классификацию профессий Е.А. Климова, разделяющего профессии на группы в зависимости от объекта труда (человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - техника, человек- природа). Работа над содержательным наполнением кластеров компетенций и представляет собой процесс построения модели компетентности выпускника

В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации». Они представляют собой основные образовательные конструкты, основные критерии качества образования в странах. На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что в зарубежных исследованиях эти категории часто синоними-зируются, употребляются как рядоположные вместе с понятиями «базовые навыки», «переносимые навыки» или «ключевые навыки» (Англия) и определяются как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни» [4, с. 24]. К числу таких ключевых квалификаций (базовых навыков) относят:

• психомоторные умения, общетрудовые качества, познавательные способности, индивидуально-ориентированные способности, социальные способности [4];

• основные навыки (грамота, счет), жизненные навыки (навыки самоуправления, профессионального и социального роста), ключевые навыки (коммуникации), социальные и гражданские навыки, предпринимательские навыки, управленческие навыки, способность к анализированию и планированию [4];

Мотивационный компонент (готовность, стремление)

Аксиологический компонент (направленность личности, ценностно-смысловой)

способности

Рис. 1. Компетентность как интегральная характеристика личности

• социально-профессиональные, сенсомоторные и персональные квалификации, поливалентная профессиональная компетентность, профессионально-когнитивные способности и др. [5].

• Их содержание мало отличается от содержания «ключевых компетенций», которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества, являются:

• социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);

• коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);

• социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);

• когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);

• межкультурные компетенции;

• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности

• специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Отечественные исследователи вкладывают в понятия «компетенция» и «квалификация» разные значения. Так, В.Байденко пишет о том, что квалификация, в отличие от компетенции «означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах» [9, с. 11]. Отображая структуру данного понятия, автор отмечает, что «квалификация переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции» [9, с. 11]. Но говорить о едином семантическом пространстве понятия «ключевые компетенции» говорить сложно: даже называются они в разных источниках по-разному - ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, систематичные, ядерные и т.п.

Э.Ф. Зеер и его последователи [4,5] ключевыми компетенциями называют

• «межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах» [4],

• комплекс универсальных (интегральных) знаний, которые «включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества»..., которые «определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций» [4, с. 26].

Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Ключевые профессиональные компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалистов, позволяют успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах. В своем исследовании авторы, ссылаясь на С.Е. Шишова, приводят следующее определение: ключевые компетенции - это «общая (универсальная) способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий» [4, с. 26].

К (базовым) компетентностям они относят общенаучные, социально-экономические, гражданско-правовые, информационно-коммуникативные, политехнические и специальные общепрофессиональные знания [4].

А вот «квалификация», согласно Э.Ф. Зееру и Г.М. Романцеву, это «совокупность социальных и профессиональных квалификационных требований, предъявляемых к социальным и профессиональным способностям человека» [5, с.19].

Другой исследователь этого вопроса, Л.Г. Семушина пишет, что «квалификация характеризует степень овладения работником данной профессией или специальностью...(квалификация бывает низкая, средняя и высокая)» [11, с.26].

Э.Ф. Зеер уточняет и относит это определение к понятию «профессиональные квалификации» - «.степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы» [4, с.25]. Таким образом, квалификации, могут быть так же, как и компетенции ключевыми и профессиональными (специальными), причем специальные квалификации называются чаще всего просто «квалификации».

«Ключевыми квалификациями» в отечественной научной литературе называют

• «экстрафункциональные знания, умения, качества и свойства индивида, выходящие за рамки профессиональной подготовки .»[Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев,5, с.18];

• «общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий...»[4];

• «межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах» [В.Г. Пищулин, 9, с.24-25].

В число структурных элементов ключевых квалификаций включают профессиональную направленность личности, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства. Э.Ф. Зеер и Э. Сыманюк в составе ключевых квалификаций называют «мета-профессинальные качества» - «способности, свойства личности, обусловливающие. продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности специалиста.», например, такие качества, как «.организованность, самостоятельность, ответственность,.надежность, способность к планированию, решению проблем и др.» [4, с. 28]. А само понятие «ключевые квалификации» авторы определяют как «метапрофессиональные конструкты широкого радиуса использования, которые включают базовые компетенции и метапрофессиональные качества [4, с.29].

В.И. Байденко [1] дает определение еще одного важнейшего образовательного конструкта - «профессиональные (профессионально ориентированные) компетенции». Данное понятие интерпретируется как:

• «овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой»;

• «конструкты проектирования стандартов, .в которые входят критерии деятельности (мера качества), область применения, требуемые знания»

• «эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего мечта.»;

• «интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде»[1, с 6].

Подводя итог, В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Это связанные с предметом навыки - соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям» [1, с.6].

По определению О.В. Ховова (Энциклопедия профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева) профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, как опыта деятельности, умений и знаний), но также освоение социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности» [14, с. 454]. Профессиональная компетенция является основой профессиональных качеств личности. (Как видно, авторы понятия «компетентность» и «компетенция» не разводят).

В.Г. Пищулин [9] обосновывает и включает в профессиональную компетентность такие составляющие, как специальная компетентность (ЗУНы, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие), коммуникативная компетентность, ауткомпетентность (саморегуляция), навыки устной и письменной речи, организаторская компетентность, поисково-исследовательская компетентность.

А. Дорофеев [2], рассматривая профессиональную компетентность как показатель качества образования, выделяет следующие её стороны:

1. «актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями, необходимыми и достаточными для осуществления профессиональной деятельности)»;

2. «когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, технологии, умение учиться и учить других)»;

3. «коммуникативная подготовленность (владение родным и иностранным языками.коммуникативной техникой и технологией......умение вести дискуссию, мотивировать и защищать свое решение.)»;

4. «владение методами технико-экономического, экологически ориентированного анализа производства с целью его рационализации и гуманизации.»;

5. «креативная подготовленность.»;

6. «понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и техносферы.»;

7. «.потребность, стремление и готовность к профессиональному самосовершенствованию, корпоративная самоидентификация и позиционирование»;

8. «устойчивые и развивающиеся профессионально значимые качества.» [2, с.31].

Из анализа литературы по этому вопросу видно, что единый подход, общую систему понятий и категорий выделить сложно. В своем исследовании мы предприняли попытку сопоставить эти категории с выделенными кластерами компетенций/компетентностей (компетенция в нашем исследовании представляет собой потенциальную компетентность, готовность и стремление к деятельности) по типам: общие - специальные; профессиональные - социально-психологические. Графически эта взаимосвязь может быть представлена в схеме (рис. 2).

Как становится видно из рисунка, самое широкое значение имеет понятие «ключевые компетенции». Оно вбирает в себя общие компетенции («ключевые квалификации») - компетенции равно необходимые любому специалисту с высшим образованием. Они делятся на собственно профессиональные и социально-психологические (личностные). Специальные компетенции, специфичные для той или иной профессиональной деятельности включают в себя - «профессиональные квалификации» и специальные социально-психологические компетенции - ПВК.

Такая система понятий встраивается в представленную модель компетентности выпускника вуза, становится удобной для использования, а это, в свою очередь, позволяет определить систему факторов, принципов, условий формирования компетентности будущего специалиста в ходе образовательного процесса.

Ключевые компетенции/компетентности

Общие компетенции/компетентности («ключевые квалификации») Специальные компетенции/компетентности

П рофессиональн ые компетенции/ компетентности Социально- психологические компетенции/ компетентности Профессиональные компетенции/ компетентности («профессиональн ые квалификации») Социально-психологические компетенции/ компетентности («профессионально важные качества»)

Рис. 2. Система образовательных конструктов

Список литературы

1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. -№11.-2004.-С.3-13.

2. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования// Высшее образование в России.№4, 2005.-с.30-33.

3. Дунюшин, А.А. Педагогические аспекты формирования социально-психологической компетентности сотрудников местного самоуправления: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08.М., 2003.-192с

4. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования/ Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России.-№4,2005.-С. 23-29.

5. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование/ Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика, №3, 2002.-С. 16-21.

6. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспектП// Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». Кн.2.-С.5-26.

7. Зимняя, И.Я. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня.-2003.- №5. -С. 34-42.

8. Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: Монография. Челябинск: ЧГАУ, 2004.

9. Пищулин В.Г. Модель выпускника университета // Педагогика, №9, 2002г.- с. 22-27.

10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с англ.- М.: Когнито-Центр, 2002.-396с.

11. Семушина Л.Г. Влияние профессионально - квалификационной структуры труда на структуру профессионального образования// Специалист, №10, 2004.-с. 26-29.

12. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования авт. Версия: Материалы по второму заседанию методологического семинара/ Ю.Г. Татур // Труды методологического семинара - М.: [Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов], 2004.-16с. С табл.

13. Уидет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003.-228с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я. Батышева.-М., АПО. 1998.-568с., ил. Т1-А-Л-1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.