А.Ю. Сергиенко
(Санкт-Петербург)
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕДАГОГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
COMPARATIVE ANALYSIS OF TEACHER PROFESSIONAL STANDARDS IN RUSSIA AND ABROAD
В статье представлены результаты компаративного исследования профессиональных стандартов педагога в Австралии, Великобритании, Гонконге, Канаде (провинция Онтарио), Сингапуре, Шотландии. Выделены обобщенные профессиональные компетенции педагога, проведено сравнение с компетенциями педагога, отраженными в стандарте педагога РФ. Сформулированы выводы исследования.
Ключевые слова: компаративное исследование, сравнительное исследование, профессиональный стандарт педагога, компетенции учителя, требования к учителю, модель компетенций педагога.
The article discusses the results of comparative study of teacher professional standards in Australia, Great Britain, Hong Kong, Canada (Ontario), Singapore, Scotland. The generalized teacher competencies are identified and compared to the competencies from the Russian standard. The conclusions and recommendations for the development of Russian standards are given.
Key words: comparative study, teacher professional standard, teacher competency model, teacher competencies, requirements for teachers.
Компаративное исследование профессиональных стандартов педагога было реализовано в 2017-2018 гг. в рамках Государственного задания Минобрнауки России. Целью исследования стал анализ опыта создания и реализации профессиональных стандартов педагога в ряде зарубежных стран и сравнение содержания этих стандартов со стандартом педагога Российской Федерации [1]. Для анализа были выбраны профессиональные стандарты педагога (или документы, определяющие требования к профессиональной компетентности учителя) в Австралии, Великобритании, Гонконге, Канаде (провинция Онтарио), Сингапуре и Шотландии. Выбор стран для анализа профессиональных стандартов обусловлен доступностью англоязычных ресурсов исследуемой тематики, положительной динамикой развития систем педа-
гогического образования, высокими результатами учащихся в международных тестах.
В рамках исследования были поставлены и решены несколько задач: изучены и описаны профессиональные стандарты педагога в каждой из выбранных стран и их место в системе педагогического образования страны; выделены и описаны обобщенные компетенции учителя; проведен сравнительный анализ обобщенных компетенций педагога с компетенциями, прописанными в профессиональном стандарте педагога РФ.
Охарактеризуем кратко профессиональные стандарты педагога в выбранных зарубежных странах.
В Великобритании в 1988 году был принят новый закон об образовании, в котором в частности были определены государственные стандарты подготовки учителей. В
1995 году был опубликован полный список компетенций, которыми должен овладеть будущий учитель. В 1998 году Департамент образования и науки опубликовал перечень общих стандартов по подготовке учителей независимо от выбранного образовательного маршрута. Педагогические стандарты, действующие на настоящий момент в Великобритании, введены в сентябре 2012 года. Эти стандарты позволяют оценивать профессиональный уровень педагогов, желающих получить статус квалифицированного учителя (Qualified Teacher Status - QTS), интернов, завершающих педагогическое образование, и всех действующих учителей, которые проходят аттестацию в системе аттестации школьных учителей (School Teachers' Appraisal System). Таким образом, стандарты описывают квалификационные требования к любому учителю Великобритании независимо от занимаемой должности. Стандарты включают в себя преамбулу и две содержательные части [2]. Первая часть посвящена педагогическим стандартам, вторая - стандартам личной и профессиональной этики.
Система образования в Канаде децентрализована. Правительства каждой из десяти провинций и трех территорий сами определяют свои приоритеты в образовательной политике и меры развития в сфере образования. В каждой провинции есть свое министерство образования, которое устанавливает стандарты, определяет учебный план и финансирование школ провинции. Министерство также отвечает за организацию процесса сертификации учителей. В данном исследовании были проанализированы рекомендации к аттестации учителей, утвержденные в провинции Онтарио в 2010 году, отражающие требования системы аттестации к начинающим и опытным учителям [3]. К ключевым компонентам системы аттестации педагогов в Онтарио можно отнести: разработанные профессиональные компетенции учителя; процедуру проведения аттестации; использование результатов аттестации как основание для дополнительной поддержки учителя; ежегодно составляемый каждым учителем план профессионального роста и развития. Так-
же были изучены стандарты деятельности педагогических работников (Standards of Practice for the Teaching Profession), утвержденные в 2006 году. Эти стандарты включают перечень из 16 профессиональных компетенций педагога, отражающих вклад учителя в учащихся и их обучение; профессиональные знания; профессиональную практику; лидерство в обучающих сообществах; непрерывное профессиональное образование. Более подробно эти стандарты рассматриваются в статье автора [4].
В начале 2000-х гг. Сингапур создал и реализовал новую методику оценивания эффективности работы учителей, позволяющую оценивать педагогов любых предметов и ступеней образования - Enhanced Performance Management System (EPMS). Акцент внимания в этом инструменте сместился с поддающихся наблюдению характеристик (таких, как предметные знания, управление классом, навыки преподавания) на более глубокие профессиональные характеристики (компетенции) педагога [5]. Эта система является государственным инструментом поддержки учителей, определяющим критерии уровней квалификационной рамки. Разработанную модель компетенций учителя (Teaching Competency Model) можно считать аналогом стандарта педагога. В нее входят ключевая компетенция «целостное развитие ребенка» и четыре кластера компетенций: «развитие системы знаний», «завоевание сердец и умов», «совместная работа», «понимание себя и других». Каждой компетенции соответствует несколько уровней эффективного поведения учителя. Более подробно эта модель описана в публикации автора [6].
В настоящее время профессиональная подготовка, профессиональная деятельность и сопровождение педагогов в Шотландии определяются рядом профессиональных стандартов Главного Совета по преподаванию Шотландии (General Teaching Council Scotland's Professional Standards). В перечень профессиональных стандартов педагога входят стандарты - предварительной регистрации, полной регистрации педагога, профессионального образования
на протяжении карьеры, лидерства и управления [7]. Более подробно эти стандарты проанализированы в статье автора [8]. Они построены в логике «стандарта-минимума», то есть определяют требования для «входа» в педагогическую деятельность, фиксируют компетентности, которые должен приобрести учитель для прохождения регистрации на соответствие стандарту. Стандарты являются рамкой, предусматривающей как требования к уровню сформированности различных компетенций учителя, так и требования к организации его подготовки.
В Гонконге модель педагогических компетенций (Teacher Competencies Framework) была введена в 2003 году [9]. Она носит рекомендательный характер и служит ориентиром для профессионального развития педагогов. Модель многомерна, отражает комплексную природу работы учителя. Она включает четыре области: преподавание и обучение; развитие учащихся; развитие школы; профессиональные связи и услуги. Четыре ключевых области модели имеют отношение к типичным обязанностям школьного учителя. Также обязанностью учителя является целостное развитие учащихся, включая проведение внешкольных мероприятий, моральное, социальное, гражданское воспитание, а также руководство и консультирование. Кроме того, учитель выполняет определенную работу как член школьного сообщества и несет ответственность за развитие профессии. Модель также предусматривает ориентацию на шесть ключевых ценностей: веру в то, что все учащиеся способны учиться; любовь и заботу об учащихся; уважение разнообразия культур; приверженность и преданность профессии; сотрудничество, обмен опытом и командный дух; энтузиазм в непрерывном познании и стремлении к совершенству.
В Австралии национальные профессиональные стандарты педагога (Australian Professional Standards for Teachers) были разработаны Австралийским институтом педагогики и школьного лидерства (Australian Institute for Teaching and School Leadership) в 2011 году и доработаны в 2015 году. Профессиональные стандарты педагога содер-
жат три домена преподавания (профессиональные знания, профессиональная практика и профессиональное взаимодействие). Власти штатов или территорий продолжают управлять программами аккредитации высших учебных заведений, пользуясь новыми национальными стандартами, но добавляя к ним свои доработки. Эти стандарты определяют, какие знания и умения ожидаются от учителя на четырех ступенях карьеры: выпускник (graduate), опытный учитель (proficient), учитель-мастер (highly accomplished) и учитель-лидер (lead). Стандартов семь, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Внутри каждого стандарта описаны требования к знаниям, практическим умениям и взаимодействию, после чего каждое требование описано для четырех карьерных ступеней [10].
На основе изученных стандартов педагога были выявлены основные требования, предъявляемые к учителю в большинстве анализируемых стран. Они были сформулированы в виде обобщенных компетенций, которые приведены в таблице 1. Сравнение выделенных из зарубежных стандартов обобщенных компетенций педагога и компетенций педагога в стандарте педагога РФ показало, что некоторые компетенции, по сути, совпадают: мотивация учащихся; умение управлять классом, планирование учебного процесса; владение методикой преподавания (от российских педагогов не требуется активно использовать возможности за пределами класса); разработка образовательных программ (от российских педагогов не требуется понимание межпредметных связей) и вклад в уклад школы. Выявленные различия в содержании компетенций приведены в таблице 1.
Проведенный анализ компетенций педагога, выделенных из изученных зарубежных стандартов и стандарта педагога РФ, позволил выделить компетенции, которые прописаны во всех изученных стандартах: умение передавать ценности культуры; знание преподаваемого предмета; знание методики обучения; умение создавать образовательную среду; рефлексия.
Таблица 1.
Различия содержания компетенций педагога в зарубежных странах и РФ
Обобщенная компетенция Содержание компетенции в зарубежных странах Сравнение с компетенцией в РФ
1 2 3
Индивидуальный подход к ученикам Раскрытие и реализация потенциала каждого ребенка; умение подавать учебный материал доступно для каждого ребенка; умение видеть потребности, сильные и слабые стороны каждого ученика, видеть необходимость привлечения специалистов. От российского учителя ожидается разработка индивидуальных программ развития, но не акцентируется умение раскрывать потенциал каждого ребенка. В российском стандарте сам ребенок, его личность не находятся в центре внимания. В каждой составляющей обобщенной компетенции акцентируется индивидуальность каждого ученика, в стандарте РФ в центре учебного процесса - учитель, который должен делать все, чтобы ученики поняли учебный материал, но не обязан раскрывать их индивидуальные способности.
Умение работать с особыми детьми Умение выявить потребности каждого ученика, использовать различные методы обучения для вовлечения всех учащихся в процесс обучения, включая учащихся с особыми образовательными потребностями; одаренных учащихся; учащихся, язык преподавания для которых не является родным; учащихся, имеющих нарушения здоровья. Такая компетенция прописана только в стандартах Великобритании и РФ. Раскрыта она лучше в стандарте РФ, но, по сути, компетенции совпадают.
Передача ценностей и профессиональная этика Умение способствовать осознанию учащимися ценности образования; способность руководствоваться в общении с учащимися принципами равенства, справедливости, уважения, доверия; развивать любознательность учащихся, повышать их самооценку. Содержание обобщенной компетенции сходно с требованиями стандарта РФ за исключением повышения самооценки ребенка. Это говорит об отсутствии внимания в обучении к личности ученика. В стандарте РФ дополнительно описано требование развивать ценностно-эмоциональную сферу ребенка, толерантность, навыки поведения в виртуальной реальности.
Знание предмета Уверенное знание и понимание преподаваемого предмета, развитие этих знаний; знание образовательной программы; понимание актуальных изменений в предметной области. В российском стандарте от учителя требуется знание предмета только в пределах образовательного стандарта и образовательной программы, в то время как в обобщенную компетенцию входит требование постоянно развивать предметные знания и понимать изменения, происходящие в предметной области. Российские педагоги должны знать историю и место предмета в мировой науке и культуре.
Знание законодательства и нормативной документации Знание законодательства, связанного с образованием, процессом обучения; знание прав и обязанностей педагога по отношению к учащимся и ряда нормативных документов, касающихся процесса образования в соответствующей стране. По сути, компетенции совпадают. В стандарте РФ не упоминается знание педагогом своих прав, однако требуется знание трудового законодательства и документов, регулирующих порядок проведения мероприятий с детьми за пределами школы.
Обобщенная компетенция Содержание компетенции в зарубежных странах Сравнение с компетенцией в РФ
1 2 3
Оценивание учащихся Владение рядом эффективных методов оценивания результатов учащихся; проведение непрерывного, текущего, итогового оценивания; знание нормативных требований к оцениванию; обязанность сообщать результаты оценивания родителям учащихся. В стандарте РФ не прописана обязанность учителя сообщать результаты обучения учащихся их родителям, как и необходимость составлять индивидуальные отчеты о развитии каждого ученика, привычные для учителей многих стран.
Умение вести отчетность Знание принципов учета и отчетности; умение вести текущую и отчетную документацию; подготовка содержательных отчетов для родителей и других заинтересованных лиц о развитии учащихся. В стандарте РФ не прописано.
Знание психологии Понимание того, как происходит процесс обучения, факторов, которые влияют на обучение и его результаты; знание особенностей этапов когнитивного, социального и эмоционального развития учащихся; знание методов выявления и предотвращения агрессивного поведения. Знания по психологии в стандарте РФ прописаны в значительно большем объеме и более подробно. В целом, в обобщенную компетенцию входит общее понимание процесса обучения и некоторые отдельные аспекты, а остальными вопросами, связанными с психологией, очевидно, должен заниматься штатный психолог.
Работа с родителями Умение эффективно взаимодействовать с родителями по вопросам, связанным с результатами обучения и благополучием их детей; обязанность сообщать результаты обучения детей их родителям; вовлечение родителей в сотрудничество. В стандарте РФ от учителя не требуется вовлекать родителей в школьную жизнь, сообщать им результаты обучения. Учитель в РФ должен уметь решать с родителями воспитательные вопросы.
Создание учебной среды Умение создавать безопасную комфортную среду обучения; умение использовать любые возможности для создания обучающих ситуаций; уметь вдохновлять учащихся к обучению за пределами учебной программы; создавать условия, где ученики мотивированы и участвуют в принятии важных для них решений. В описании этой компетенции в стандарте РФ не используются термины, отражающие вдохновляющую и мотивирующую учащихся компоненты среды, что явно прослеживается в стандартах других стран, хотя, возможно, «деловая и дружелюбная атмосфера» означает именно это. По сути, компетенции совпадают.
Участие в образовательных сообществах Понимание сути образовательных сообществ; участие в создании и функционировании обучающих сообществ, понимание своей роли в них. В стандарте РФ шире раскрыта работа учителя с разными сообществами: детскими, разновозрастными, детско-взрослыми.
Взаимодействие Умение эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: учениками, их родителями, коллегами, специалистами, администрацией; умение помогать коллегам в профессиональном развитии и использовать их помощь для своего профессионального развития. Взаимодействие в стандарте РФ описано в решении воспитательных задач, других аспектов взаимодействия с коллегами не упоминается, в т.ч. по профессиональной поддержке и развитию. Поддержка профессионального развития коллег является одной из важных обязанностей учителей других стран.
Обобщенная компетенция Содержание компетенции в зарубежных странах Сравнение с компетенцией в РФ
1 2 3
Рефлексия Проведение систематического анализа и критической оценки своей профессиональной деятельности; рефлексия проводимых уроков и используемых методов обучения; ведение портфолио профессиональных достижений; постоянная адаптация и совершенствование своего преподавания. По сути, компетенции совпадают, за исключением использования портфолио в РФ в таком качестве, как это происходит в других странах (не формальное собрание доказательств пройденного повышения квалификации, но инструмент профессионального саморазвития с рефлексией, обратной связью от коллег и экспертов, постановкой ежегодных профессиональных задач и доказательствами их решения).
Непрерывное профессиональное образование Обязанность повышать качество своего преподавание, свою профессиональную квалификацию, помогать в этом коллегам; сопоставление результатов рефлексии и самооценки с профессиональным стандартом. В стандарте РФ не прописано.
В большинстве исследуемых стран в стандартах педагога прописаны следующие компетенции: индивидуальный подход к учащимся; умение управлять классом; знание законодательства; умение оценивать учащихся; знание психологии; умение разрабатывать образовательные программы; работа с родителями; вклад в уклад школы; взаимодействие; непрерывное профессиональное образование.
В некоторых стандартах педагога выделены также: умение мотивировать учащихся; умение работать с особыми детьми; умение планировать учебный процесс; умение вести отчетность и участие в образовательных сообществах.
Сравнительный анализ требований к учителю, отраженных в стандартах педагога РФ и зарубежных стран, позволил сделать ряд выводов. Приведем те из них, которые представляют наибольший интерес в контексте развития и совершенствования российского стандарта педагога.
1. Требований к аналитическому мышлению, инициативности учителя, ведению им исследовательской и научной деятельности, его непрерывному профессиональному образованию в стандарте РФ фактически не предъявляется.
2. Взаимодействие в стандарте РФ (в том числе и взаимодействие с родителями) опи-
сано только в решении воспитательных задач, другие аспекты взаимодействия с коллегами не прописываются, в том числе по профессиональной поддержке и развитию коллег. Отметим, что поддержка профессионального развития коллег является одной из существенных обязанностей учителей других стран. Не менее важным в других странах считается умение учителя вовлекать родителей в школьную жизнь их детей, также учитель обычно обязан сообщать родителям результаты обучения учащихся. Такие требования к учителю в РФ не предъявляются.
3. Требования к оцениванию учащихся описаны сходным образом, однако в стандарте РФ не прописана обязанность учителя сообщать результаты обучения учащихся их родителям, а также необходимость составлять отчеты об индивидуальном развитии каждого ученика, привычные для учителей многих стран. Требования к знаниям и умениям, касающиеся отчетности, в стандарте РФ также не прописаны.
4. В российском стандарте от учителя требуется знание предмета только в пределах образовательного стандарта и образовательной программы, в то время как в других странах к учителю предъявляется требование постоянно развивать предметные знания и понимать изменения, происходящие в предметной области.
5. Знания по психологии в стандарте РФ прописаны в значительно большем объеме и более подробно, чем в стандартах других исследуемых стран. В целом там соответствующей компетенцией учителя является общее понимание процесса обучения и некоторых отдельных его аспектов. Остальные вопросы, связанные с психологией, очевидно, ложатся на плечи штатного психолога. В РФ сам учитель должен обладать необходимыми знаниями и умениями в области психологии, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность.
6. От российского учителя ожидается разработка индивидуальных программ развития, но не акцентируется умение раскрывать потенциал каждого ребенка. В российском стандарте пока сам ребенок, его личность не находятся в центре внимания. В каждом описании данной компетенции в стандартах других изучаемых стран акцентируется индивидуальность каждого ученика, в то время как стандарт РФ создает ощущение, что в центре образовательного процесса - учитель, который должен делать все, чтобы ученики поняли учебный материал, но не раскрылись сами. Требования к учителю по передаче ценностей и требования к профессиональной этике описаны в стандартах РФ и исследуемых стран похожим образом за исключением требования к повышению самооценки ребенка, что снова говорит об отсутствии акцента в обучении на личности ученика.
7. Выделим отдельно компетенции педагога, которые не прописаны в стандарте РФ, но признаются важными в других странах: исследовательская и научная деятельность учителя; обязанность повышать свою квалификацию и развиваться профессионально; обязанность составлять индивидуальные отчеты о развитии учащихся; умение раскрыть потенциал каждого ребенка; совершенствование и актуализация предметных знаний; инициативность; взаимодействие с коллегами.
Наиболее интересным направлением дальнейших исследований проблемы нам представляется изучение системы педагогического образования Сингапура, а имен-
но: система карьерного роста педагогов (в контексте введения Национальной системы учительского роста в РФ); организация командной работы и технологии обучения в больших классах, непрерывного профессионального развития педагогов. Дальнейшее изучение профессиональных требований к педагогам в других зарубежных странах также может дать интересные результаты для исследования данной тематики.
Статья опубликована в рамках реализации Государственного задания Минобр-науки России на 2017 и 2018 гг. по проекту №27.9434.2017/Б4 «Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта».
Литература
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / URL: профстандартпедагога.рф/профстандарт-педаго-га/ (дата обращения 22.08.2017).
2. Teacher's Standards / Department of Education, England, 2011 [Электронный ресурс] / URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/301107/ Teachers__Standards.pdf (дата обращения 12.04.2017).
3. Ministry of Education, Ontario [Электронный ресурс] / URL: www.edu.gov.on.ca (дата обращения 12.04.2017).
4. Сергиенко А.Ю. Система сопровождения аттестации педагога в канадской провинции Онтарио // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов: сб. науч. ст. /под общ. ред. В.И. Сопина. - СПб.: ИУО РАО, 2018. // Ученые записки ИУО РАО. 2018. Вып. 2. URL: http://iuorao.com/images/ UZ_2_2018.pdf (дата обращения 01.11.2018).
5. A Teacher Education Model for the 21st Century / NIE, Singapore [Электронный ресурс] / URL: https://www.nie.edu.sg/docs/default-source/nie-files/te21_executive-summary_101109. pdf?sfvrsn=2 (дата обращения 13.02.2017)
6. Сергиенко А.Ю. Управление педагогическим образованием в Сингапуре // Управление образованием: теория и практика (сетевое издание). 2018. - № 1(29). - С. 23-35. URL: http://iuorao.ru/wp-content/uploads/2018/05/sergienko.pdf (дата обращения 12.04.2018).
7. The Standards for Registration, GTC Scotland - Стандарты регистрации педагогов Шотландии [Электронный ресурс] / URL: http://www.gtcs.org.uk/professional-standards/the-standards/standards-for-registration.aspx (дата обращения 13.02.2017).
8. Сергиенко А.Ю. Профессиональные стандарты педагога как основа стратегии развития кадрового потенциала системы образования (опыт Шотландии) // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов: сб. науч. ст. /под общ. ред. Т.А. Каплунович. - СПб.: ИУО РАО, 2017. - С. 8-16 // Ученые записки ИУО РАО. 2017. Вып. 2. URL: http://iuorao.com/setevoe-izdanie/vypuski-izdaniya.html (дата обращения 22.12.2017).
9. Teacher Competencies Framework. Committee on Professional Development of Teachers and Principals [Электронный ресурс] / URL: https://www.cotap.hk/index.php/en/sub-committee-on-teachers-professional-development-sctpd/teacher-competencies-framework-tcf-sctpd (дата обращения 26.07.2018)
10. Australian Professional Standards for Teachers / Australian Institute for Teaching and School Leadership [Электронный ресурс] / URL: https://www.aitsl.edu.au/teach/standards (дата обращения 06.11.2018).