Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт педагога и федеральные государственные образовательные стандарты: сравнительно-сопоставительный анализ'

Профессиональный стандарт педагога и федеральные государственные образовательные стандарты: сравнительно-сопоставительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2113
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КЛАСТЕР КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АНАЛИЗ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токтарова Вера Ивановна, Федорова Светлана Николаевна, Мокосеева Марина Александровна, Кузьмин Николай Владимирович, Флигинских Екатерина Евгеньевна

Введение . Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена модернизацией национальной системы квалификаций в Российской Федерации, направленной на преодоление дисбаланса между растущими потребностями экономики и не до конца реализованными возможностями профессионального образования. Динамичные изменения социальной среды, активный процесс информатизации образования, усиление роли психологической составляющей в педагогической деятельности кардинально изменили требования к квалификационным характеристикам современных педагогов. Цель : провести сравнительно-сопоставительный анализ Профессионального стандарта педагога и Федеральных государственных образовательных стандартов, выявить их значимость. Материалы и методы . В работе использованы методы теоретического и эмпирического исследований, метод анализа и сопоставления профессиональных и личностных качеств педагога в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. Результаты исследования, обсуждения. Рассмотрены основные элементы Профессионального стандарта педагога, на основе которых выявлен и построен кластер трудовых функций и компетенций, которыми педагог должен обладать. Приведено сопоставление кластера с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровни бакалавриат, магистратура). Приведены результаты опроса педагогов по проблемам и перспективам внедрения профессиональных стандартов в российскую систему образования. Заключение . В силу актуальности поднимаемой в статье проблемы она может быть интересна и полезна преподавателям и методистам как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токтарова Вера Ивановна, Федорова Светлана Николаевна, Мокосеева Марина Александровна, Кузьмин Николай Владимирович, Флигинских Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional standard for teachers and federal state educational standards: comparative analysis

Introduction . The relevance of the issue studied in the article is conditioned by the modernization of the National Qualification Framework in the Russian Federation focused on coping with the imbalance between increasing economic demands and less than fully realized possibilities of vocational education and training. Dynamic changes of social environment, active informatization process in education, strengthening of the role of a psychological component in teaching activities have radically changed the criteria for qualification profiles of modern teachers. Purpose : to conduct a comparative analysis of the Professional Standard for teachers and Federal State Educational Standards, to identify their significant features. Materials and methods . In the article the authors used the following methods: methods of theoretical and empirical studies, method of analysis and comparison of professional and personal qualities of a teacher according to the requirements of the Professional Standard. Results, discussion. The article considers the main elements of the Professional Standard for teachers, which served as a basis for identifying and building a cluster of job functions and competences the teacher should have. The authors compare the cluster with the new Federal State Educational Standards of Higher Education for the major “Teacher Education” (bachelor and master degree levels). They quote the findings of survey for teachers on the issues and prospects of implementation of professional standards into the Russian educational system. Conclusion . Due to urgency of the issue presented in the article it may be interesting and useful for teachers and content developers both from theoretical and practical points of view.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт педагога и федеральные государственные образовательные стандарты: сравнительно-сопоставительный анализ»

УДК 378; 331 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-391-400

Профессиональный стандарт педагога и федеральные государственные

образовательные стандарты: сравнительно-сопоставительный анализ

В. И. Токтарова, С. Н. Федорова, М. А. Мокосеева, Н. В. Кузьмин, Е. Е. Флигинских

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена модернизацией национальной системы квалификаций в Российской Федерации, направленной на преодоление дисбаланса между растущими потребностями экономики и не до конца реализованными возможностями профессионального образования. Динамичные изменения социальной среды, активный процесс информатизации образования, усиление роли психологической составляющей в педагогической деятельности кардинально изменили требования к квалификационным характеристикам современных педагогов. Цель: провести сравнительно-сопоставительный анализ Профессионального стандарта педагога и Федеральных государственных образовательных стандартов, выявить их значимость. Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического и эмпирического исследований, метод анализа и сопоставления профессиональных и личностных качеств педагога в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. Результаты исследования, обсуждения. Рассмотрены основные элементы Профессионального стандарта педагога, на основе которых выявлен и построен кластер трудовых функций и компетенций, которыми педагог должен обладать. Приведено сопоставление кластера с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровни - бакалавриат, магистратура). Приведены результаты опроса педагогов по проблемам и перспективам внедрения профессиональных стандартов в российскую систему образования. Заключение. В силу актуальности поднимаемой в статье проблемы она может быть интересна и полезна преподавателям и методистам как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, трудовые функции, федеральные государственные образовательные стандарты, кластер компетенций, профессиональные компетенции, анализ, опрос.

Благодарности: работа была выполнена при финансовой поддержке программы «Erasmus+» Европейского Союза (проект № 573540-EPP-1-2016-1-BE-EPPKA2-CBHE-JP).

Professional standard for teachers and federal state

educational standards: comparative analysis V. I. Toktarova, S. N. Fedorova, M. A. Mokoseeva, N. V. Kuzmin, E. E. Fliginskikh

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. The relevance of the issue studied in the article is conditioned by the modernization of the National Qualification Framework in the Russian Federation focused on coping with the imbalance between increasing economic demands and less than fully realized possibilities of vocational education and training. Dynamic changes of social environment, active informatization process in education, strengthening of the role of a psychological component in teaching activities have radically changed the criteria for qualification profiles of modern teachers. Purpose: to conduct a comparative analysis of the Professional Standard for teachers and Federal State Educational Standards, to identify their significant features. Materials and methods. In the article the authors used the following methods: methods of theoretical and empirical studies, method of analysis and comparison of professional and personal qualities of a teacher according to the requirements of the Professional Standard. Results, discussion. The article considers the main elements of the Professional Standard for teachers, which served as a basis for identifying and building a cluster of job functions and competences the teacher should have. The authors compare the cluster with the new Federal State Educational Standards of Higher Education for the major "Teacher Education" (bachelor and master degree levels). They quote the findings of survey for teachers on the issues and prospects of implementation of professional standards into the Russian educational system. Conclusion. Due to urgency of the issue presented in the article it may be interesting and useful for teachers and content developers both from theoretical and practical points of view.

Keywords: professional standard for teachers, job functions, federal state educational standards, cluster of competences, professional competences, analysis, survey.

Acknowledgements: the present work is supported by the Erasmus+ programme of the European Union (N 573540-EPP-1-2016-1-BE-EPPKA2-CBHE-JP).

Введение

Появление профессиональных стандартов в нашей стране связано с необходимостью реформирования давно устаревшей системы квалификаций и приведения ее в соответствие с требованиями работодателей к уровню подготовленности выпускников. Для работодателей профессиональный стандарт - это основа для установления конкретных требований по выполнению трудовых функций работником с учетом специфики деятельности организации.

Стандартизация позволяет проследить динамику обновления образовательных программ потребностям рынка труда. Можно сказать, что профессиональные стандарты выступают как инструмент управления качеством образования и средство обеспечения его непрерывности.

Следует отметить, что понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» не идентичны, их содержание определено в статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации1, где квалификация работника определяется как уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, а профессиональный стандарт - как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Проанализируем профессиональный стандарт педагога как перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.

Обратимся, прежде всего, к мировому опыту. Анализ профессиональных стандартов педагогов, принятых в США, Великобритании, Шотландии, Новой Зеландии, Пакистане и других странах, показал наличие схожих требований к преподавателям по профессиональным и личностным аспектам [3; 2].

В качестве примера можно привести требования профессионального стандарта педагога в США. Документ называется «Профессиональный стандарт учителя» и является нормативным для педагогов всех штатов Америки [6]. В документе обозначено 5 уровней профессионального роста учителя:

1 - Помощник учителя, или Практикант (Pre-service).

2 - Начинающий учитель (Novice Teacher).

3 - Профессионал (Professional Teacher).

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018).

4 - Аттестованный учитель (Board-certified Teacher).

5 - Руководитель (Educational Leader).

Стандарт содержит описание этапов карьеры

учителя и требований, предъявляемых к каждому уровню педагогической деятельности.

В Шотландии все выпускники педагогических направлений подготовки приобретают статус стажеров. В соответствии со стандартом, молодым педагогам снижается нагрузка без уменьшения заработной платы, предоставляются специальные образовательные ресурсы и наставник. В свободное от работы время стажер набирается профессионального опыта, чтобы из Стандарта предварительной регистрации (The standard for provisional registration) перейти в Стандарт полной регистрации педагога (The standard for full registration), который определяет требования для входа в профессию.

В чем специфика российского варианта Профессионального стандарта педагога2, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18 октября 2013 года? Прежде всего, отметим, что первоначально стандарт планировалось ввести с 1 января 2015 года, но увеличение длительности периода апробации стандарта привело к тому, что он вступил в силу с 1 января 2017 года. Именно с этого периода работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и наборе персонала, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. В рамках образовательных организаций положения профессионального стандарта учитываются при разработке основных образовательных и дополнительных профессиональных программ. И здесь тоже работодатели принимают непосредственное участие: читают лекции, проводят практические занятия, совместно с образовательной организацией создают базовые кафедры, являются членами государственной итоговой аттестационной комиссии и так далее. Не говоря уже о том, что позиция работодателей изначально учитывается при разработке, экспертизе и реализации ФГОС профессионального образования. Можно

2 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

сказать, что профессиональный стандарт включает в себя требования работодателя к потенциальному работнику своей сферы.

Итак, основная причина, по которой был введен профессиональный стандарт педагога, - преодоление противоречия между старыми нормами определения квалификации и современными требованиями, предъявляемыми к деятельности учителя. Характеристики, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках должностей, не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации образования. Динамично меняющаяся социальная среда, активный процесс информатизации образования, усиление роли психологической составляющей в педагогической деятельности выдвинули новые требования к квалификационным характеристикам учителя.

В соответствии с этим, основными целями применения стандарта являются: определение необходимой квалификации педагога; обеспечение качественной подготовки педагога для получения высо-

ких результатов его труда; вовлечение педагогов в решение задач повышения качества образования.

1. Структура профессионального стандарта

педагога

В нормативном документе выделяются следующие элементы:

- наименование вида профессиональной деятельности;

- код по классификатору;

- квалификационный уровень работника;

- наименование должностей и должностных обязанностей работников;

- требования к образованию и обучению;

- требования к опыту практической работы;

- особые условия допуска к работе;

- трудовые действия;

- необходимые умения;

- необходимые знания.

Дается характеристика обобщенных трудовых функций (рис. 1).

Обобщенные трудовые функции

A. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях В. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

1 1

- Общепедагогическая функция. Обучение

- Воспитательная деятельность

- Развивающая деятельность

Педагогии еская деятельн о сгь пор еапизации программ:

- дошкольного образования

- начального общего образования

- основного и средая-о общн-о образования Модуль «Предметноеобучение. Математика» Модуль «Предметноеобучение. Русский язык»

Трудовые функции

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Другие х ар акт ери стики

Рис. 1. Функциональная структура профессионального стандарта педагога / Fig. 1. Functional structure of the Professional Standard for teachers

В стандарте четко прописаны 3 основных вида профессиональной деятельности педагога:

- обучение (педагог обязан в совершенстве владеть своим предметом и использовать в своей работе передовые образовательные технологии);

- воспитание (педагог должен быть примером для подрастающего поколения и способствовать формированию необходимых личностных характеристик);

- развитие (обязанность педагога - научить учиться, объяснить пользу и необходимость саморазвития и самообразования ученика).

Как показала практика, первый вид профессиональной деятельности педагога не вызывает особых затруднений в плане понимания и принятия сформулированных требований. Некоторую сложность вызывают два других вида профессиональной деятельности, особенно в плане их реализации.

2. Кластер трудовых функций педагога

С целью анализа профессиональных и личностных требований к педагогу, заложенных в профессиональном стандарте, построим кластер его трудовых функций [4], сгруппированных нами в соответствии с направлениями профессиональной деятельности (табл.).

Проведенный анализ показал, что, во-первых, в профессиональном стандарте особое внимание уделяется психолого-педагогическим и социо-

культурным направлениям деятельности педагога. Фактически педагогический работник на сегодняшний момент должен стать своеобразным универсальным специалистом, интегрирующим в себе функции учителя, психолога, дефектолога, детского терапевта1, знающим, как справиться с проблемными детьми, как найти подход к каждому обучающемуся, как определить его потенциальные возможности и так далее.

Кластер трудовых функций педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта по разделу А. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса / Cluster of job functions of a teacher according to the requirements of Section A of the Professional Standard 'Teaching activities on designing and implementing the educational process

Направления профессиональной деятельности / Areas of professional activity Трудовые действия. Необходимые умения. Необходимые знания / Labor activities. Necessary skills. Necessary knowledge

1 2

Нормативно-правовая знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики и др.

Психолого-физиологическая знание основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития, социализации личности, индикаторов индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основ их психодиагностики

объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

использование и апробация специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

осуществление (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ и др.

Обучающая владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.

планирование и проведение учебных занятий

знание основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий

разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся и др.

Воспитательная построение воспитательной деятельности с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

1 Профессиональный стандарт педагога: материалы Форума педагогов города Москвы: в 2 ч. / сост.: Н.Е. Бургасова, И.В. Васильева, Е.В. Волкова [и др.]; отв. ред. Ж.В. Усова. М. : РУДН. 2015.

Окончание табл.

1 2

постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности и др.

Развивающая развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Социокультурная обеспечение ценностного аспекта учебного знания и информации, его понимание и переживание обучающимися

владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью и др.

Коммуникативная формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

знать основы психодидактики и поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач и др.

Научно- исследовательская научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению и др.

Организационно-управленческая управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

формирование детско-взрослых сообществ и др.

Во-вторых, в стандарте слабо прослеживается терминология компетентностного подхода, к которой уже более или менее привыкли образовательные организации. Здесь фигурируют обобщенные трудовые функции, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики, которые нужно как-то соотнести с общекультурными (универсальными), общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, прописанными в Федеральных государственных образовательных стандартах, на которые ориентируются образовательные организации [1].

И, в-третьих, ограничен круг модулей, для которых разработаны стандартные требования. Они имеются только по модулям «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык» по программам основного и среднего общего образования. Для других дисциплин и модулей стандартные требования не представлены.

Каково отношение педагогов - и молодых, и опытных - к разработке профессионального стандарта педагога, понимают ли они важность и своевременность его внедрения как инструмента перехода образовательной сферы на новый качественный уровень?

3. Исследование проблем и перспектив внедрения профессионального стандарта педагога

Для выявления проблем и перспектив внедрения профессиональных стандартов в российскую систему образования нами было проведено анкетирование 239 учителей средних общеобразовательных школ Республики Марий Эл (Российская Федерация).

В анкетировании в основном принимали участие лица в возрасте от 25 до 59 лет (92,4 %), 100 % опрошенных имели российское гражданство. В Республике Марий Эл представлен типичный для России мультинациональный состав населения.

С целью определения степени использования профессиональных стандартов в педагогической практике был задан вопрос «На какие стандарты вы опираетесь в большей степени при разработке образовательных программ?». Исследование показало, что все респонденты

при разработке образовательных программ опираются на федеральные государственные стандарты, на втором месте - профессиональные стандарты (86,61 %), на третьем - внутренние стандарты образовательных учреждений (80,75 %) (рис. 2).

ФГОС

Профессиональные стандарты

Внутренние стандарты

239

0

50

100

150

200

250

Рис. 2. Использование стандартов при разработке образовательных программ / Fig. 2. Usage of standards when developing educational programmes

На вопрос «Как вы относитесь к введению новых профессиональных стандартов педагога?» 93,72 % опрошенных дали положительный ответ, отмечая необходимость модернизации процесса подготовки учителей, введение новых требований к учителям, соответствующих современному состоянию развития общества. Респонденты, давшие отрицательные ответы, связали их с излишним обременением учителей, неготовностью образовательных учреждений к удовлетворению требований стандарта в области материально-технического оснащения.

К основным преимуществам внедрения профессиональных стандартов руководители образовательных учреждений отнесли следующие: стандартизации и унификации требований к уровню профессиональной подготовки педагогов (97,06); возможность определить качественный состав педагогических кадров (88,24 %); обеспечение прозрачности процедур профессиональной аттестации педагогов (82,35 %); мотивация педагогов на непрерывное профессиональное развитие в течение всей трудовой деятельности (67,65 %).

При этом сами педагоги к основным преимуществам относят следующие (рис. 3).

Рис. 3. Преимущества внедрения профессиональных стандартов / Fig. 3. Advantages of implementation of professional standards

К основным трудностям, с которыми столкнулись образовательные учреждения при внедрении профессионального стандарта педагога, были отнесены: высокие требования к узкоспециализированным знаниям, психологической подготовке (79,08 %), к работе в информационных средах (58,58 %), к реализации модели инклюзивного образования (73,22 %), по работе в классах, где для значительного количества учащихся русский язык не является родным (52,3 %). Педагоги отмечали необходимость приведения в соответствие трудовых функций профессиональным компетенциям (74,48 %), разработке четкого инструментария для оценивания качества работы учителя (76,57 %).

Итак, результаты анкетирования показали, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, необходим период для адаптации к нему профессионального сообщества, учитывая те требования, которые он выдвигает для учителя. Введение профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение системы его подготовки и переподготовки в высшей школе и системе дополнительного профессионального образования. Время для этого есть, т. к., согласно Постановлению Правительства РФ № 584, определен переходный период до 01 января 2020 года. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профессионального стандарта педагога, соответствие которому будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию. Но уже сегодня на уровне кафедр и ученых советов факультетов продолжается обсуждение мер по приведению системы подготовки будущих учителей в соответствие с требованиями профессионального стандарта. Определяются спецкурсы и факультативы, позволяющие преодолеть разрыв между требованиями стандарта и содержанием действующих учебных программ. Вносятся поправки в содержательную часть учебных предметов.

4. Отражение требований профессионального стандарта во ФГОС ВО по подготовке педагогов

Введение профессионального стандарта педагога повлекло за собой изменение федеральных

государственных образовательных стандартов высшего образования. Так, в феврале 2018 года были приняты и вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровни бакалавриата1' 2 и магистратуры3).

Предыдущий образовательный стандарт4 по подготовке педагогов (уровень бакалавриата) включал в себя перечень из 16 общекультурных компетенций, которые сейчас заменены 8 универсальными компетенциями по категориям: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение), безопасность жизнедеятельности.

Количество общепрофессиональных компетенций увеличилось с 6 до 8, появились и компетенции психологической направленности: «ОПК-6 - способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями».

В плане профессиональных компетенций тоже произошли изменения: если ранее в образовательном стандарте были представлены 11 компетенций в области педагогической и культурно-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 125.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень высшего образования: бакалавриат): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 декабря 2015 г. № 1426.

просветительской деятельности, то в новом стандарте1 отмечается, что «профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемым к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников».

Аналогична ситуация по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратуры)2. Перечень из 9 общекультурных компетенций заменен 6 универсальными компетенциями; общепрофессиональные компетенции с 4 расширены до 8; профессиональные компетенции четко не сформулированы.

Заключение

Итак, результаты проведенного исследования проблем и перспектив внедрения профессионального стандарта педагога в России позволили сформулировать следующие выводы:

во-первых, в соответствии с профессиональным стандартом педагога большинство изменений связано с расширением и совершенствованием практико-ориентированной составляющей в подготовке будущих учителей. Это нашло свое отражение в образовательных стандартах: если предыдущий стандарт по подготовке бакалавров включал в себя требования к учебной и производственной практике в размере 24-30 зачетных единиц, то новый ФГОС ВО расширяет виды практик (ознакомительная; педагогическая; технологическая или проектно-технологическая; научно-исследовательская работа) и устанавливает объем не менее 60 зачетных единиц;

во-вторых, усиление психолого-педагогической составляющей как в профессиональном стандарте педагога, так и во ФГОС ВО подготовки педагогов. Так, в профессиональном стан-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126.

дарте педагога в блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки. Например, «Освоение и применение психолого-педагогических технологий...», «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития» или «Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе». Очевидное повышение требований к психологической подготовке налицо и во ФГОС ВО: ОПК-5 «Способен ... выявлять и корректировать трудности в обучении», ОПК-6 «Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями»2, ОПК-5 «Способен ... разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении», ОПК-6 «Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными по-требностями»4;

в-третьих, требования к формулированию и утверждению перечня профессиональных компетенций предоставлены образовательным организациям и регионам РФ, что дает им дополнительную степень свободы, но и накладывает на них серьезную ответственность.

Таким образом, профессиональный стандарт педагога - это логическое продолжение новых

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126.

федеральных государственных образовательных стандартов в части определения компетенций педагогов, и наоборот. Оба стандарта должны выступить в качестве инструмента повышения качества подготовки обучающихся. Стандарти-

зированный подход, четкое описание функций и ответственности педагога, требования к определенному уровню его подготовки помогут сформировать единые критерии оценки и повышения качества образования.

Литература

1. Антонова А.В., Клименко И.М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. C. 81-86.

2. Мирошникова О.Х. Профессиональный стандарт педагога: международный опыт и региональные компоненты // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/53PVN315.pdf (дата обращения: 30.06.2019).

3. Сергеенко А.Ю. Современные профессиональные стандарты педагога: компаративный анализ // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 75-81.

4. Петунин О.В. Компетенции учителя в свете требований профессионального стандарта педагога // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 6. С. 278-280.

5. What Teachers Should Know and Be Able to Do/National Board for Professional Teaching Standards. URL: http://www.nbpts.org (дата обращения: 30.06.2019).

References

1. Antonova А. V., Klimenko I. М. Professional'nyi standart pedagoga: novye trebovaniya i kvalifikatsionnye kharakteristiki sovremennogo uchitelya [Professional Teacher's Standard: New Requirements and Qualifying Chracteristics of the Moderm Teacher]. Ped-agoicheskoe obrazovanie v Rossii = Teacher Education in Russia, 2014, no. 6, pp. 81-86. (In Russ.).

2. Miroshnikova О. Kh. Professional'nyi standart pedagoga: mezhdunarodnyi opyt i regional'nye komponenty [Professional Standard for Teachers: International Experience and Regional Components]. Internet-zhurnal 'Naukovedenie' = Online journal "Sience Studies", 2015, vol. 7, no. 3. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/53PVN315.pdf (accessed 30.06.2019). (In Russ.).

3. Sergeenko А. Yu. Sovremennye professional'nye standarty pedagoga: komparativnyi analiz [Modern Teacher Professional Standards: Comparative Study]. Chelovek I obrazovanie = Man and Education, 2017, no. 3 (52), pp. 75-81. (In Russ.).

4. Petunin О. V. Kompetentsii uchitelya v svete trebovanij professional'nogo standarta pedagoga [Competences of a Teacher in View of the Requirements of the Professional Standard for Teachers]. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal "Simvol nauki" = International Scientific Journal "Symbol of Science", 2015, no. 6, pp. 278-280. (In Russ.).

5. What Teachers Should Know and Be Able to Do/National Board for Professional Teaching Standards. Available at: http://www.nbpts.org (accessed 30.06.2019).

Статья поступила в редакцию 25.05.2019 г.; принята к публикации 13.07.2019 г.

Submitted 25.05.2019; revised 13.07.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Токтарова В.И., Федорова С.Н., Мокосеева М.А., Кузьмин Н.В., Флигинских Е.Е. Профессиональный стандарт педагога и Федеральные государственные образовательные стандарты: сравнительно-сопоставительный анализ // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 391-400. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3391-400

Citation for an article:

Toktarova V.I., Fedorova S.N., Mokoseeva M.A., Kuzmin N.V., Fliginskikh E.E. Professional standard for teachers and federal state educational standards: comparative analysis. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 3, pp. 391-400. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-133-391-400 (In Russ.).

Об авторах

Токтарова Вера Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления научной и инновационной деятельности, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ОЯСГО ГО 0000-00023590-3053, toktarova@yandex.ru

Федорова Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, начальник центра методологии высшей школы, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, svetfed65@rambler.ru

Мокосеева Марина Александровна

кандидат юридических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCГО ГО 0000-0003-4473-4201, pvl_mksv@mail.ru

Кузьмин Николай Владимирович

кандидат педагогических наук, начальник отдела публикационной активности и интеллектуальной собственности, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ОЯСГО ГО 0000-00019629-6915, paiis@bk.ru

Флигинских Екатерина Евгеньевна

старший преподаватель, старший научный сотрудник, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ОЯСГО ГО 0000-0002-73668672, katenasmile@mail.ru

About the authors Vera I. Toktarova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Scientific and Innovative Activity, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 0000-0002-3590-3053, toktarova@yandex.ru

Svetlana N. Fedorova

Dr. Sci. (Pedagogy), Full Professor, Head of the Centre for Methodology of Higher Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, svetfed65@rambler.ru

Marina A. Mokoseeva

Ph. D. (Law), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 0000-0003-44734201, pvl_mksv@mail. ru

Nikolai V. Kuzmin

Ph. D. (Pedagogy), Head of the Department of Publication Activities and Intellectual Property, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 00000001 -9629-6915, paiis@bk. ru

Ekaterina E. Fligjnskikh

Senior Lecturer, Senior Research Worker, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 00000002-7366-8672, katenasmile@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.