А. Ю. Сергиенко
(Санкт-Петербург)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛьНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕДАГОГА: КОМПАРАТИВНЫй АНАЛИЗ
MODERN TEACHER PROFESSIONAL STANDARDS: COMPARATIVE STuDY
В статье представлены результаты исследования профессиональных стандартов педагога Великобритании, Шотландии, канадской провинции Онтарио и Сингапура. Выявлены общие тенденции и особенности требований к учителю в этих странах.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, компаративный анализ, требования к учителю, Великобритания, Шотландия, Канада, Онтарио, Сингапур.
The article discusses the results of the research of professional teacher standards in Great Britain, Scotland, the Province of Ontario (Canada) and Singapore. General trends and special aspects of requirements for the teacher in these countries are presented.
Keywords: teacher professional standards, comparative study, requirements for teacher, Great Britain, Scotland, Canada, Ontario, Singapore.
Введение нового профессионального стандарта педагога в РФ актуализирует изучение зарубежного опыта. В данной статье рассматриваются профессиональные стандарты педагога, принятые в Сингапуре, Великобритании, Шотландии и Канаде (провинция Онтарио). Выбор стран для данного исследования обусловлен доступностью англоязычных ресурсов исследуемой тематики, положительной динамикой развития систем педагогического образования и недавними реформами в области педагогического образования, произведенными в этих странах. Так, система образования Сингапура сама по себе является уникальным феноменом: консалтинговая компания McKinsey в 2008 г. назвала ее самой эффективной в мире, особенно отмечая систему подготовки учителей.
Канада показала очень хорошие результаты по достижениям учащихся в первом исследовании PISA в 2000 г. В более поздних исследованиях PISA Канада занимала высокие места в рейтингах, и особенно высокие результаты демонстрировала канадская провинция Онтарио.
В Шотландии за последние десять лет проведены фундаментальные исследования и получены важные выводы об эффективности отдельных элементов системы образования, утверждены новые профессиональные стандарты педагога. Великобритания также недавно (в 2012 г.) ввела новые стандарты педагога.
В большинстве стран требования к учителю описаны в стандарте педагога. В Сингапуре понятия «стандарт педагога» в явном виде нет, но существует целая система оценки и поддержки учителей, в основе которой лежит модель компетенций учителя, в которой представлены стандартные требования к педагогу. Описание профессиональных требований к педагогу в исследуемых странах является частью продуманно выстроенной системы, куда также входят система отбора в педагогическую профессию, квалификационные требования к выпускнику педагогического вуза, карьерная лестница для педагогов, система аттестации педагогов, система повышения их квалификации и пр. Во многих странах с успешными системами образования (как и во всех
исследуемых странах) эту систему дополняет особый период «входа в педагогическую профессию», когда молодому учителю предоставляются помощь и поддержка при сниженной нагрузке и достойной зарплате. Обычно такая программа осваивается не менее одного года и предполагает сниженную педагогическую нагрузку без уменьшения оплаты труда, участие в программе постдипломного образования, поддержку наставника, доступ к необходимым образовательным ресурсам и создание возможностей для соотнесения теории и практики [1]. Продуманность системы педагогического образования, внимание к каждому ее элементу и его связям с остальными могут приводить к выдающимся результатам, какие, к примеру, стабильно показывает система образования Сингапура.
Кратко охарактеризуем специфику стандартов педагога в каждой из исследуемых стран.
Профессиональные стандарты педагога в Великобритании.
Стандарт британского педагога имеет две части. Первая описывает требования к педагогу в процессе преподавания, вторая - к личной и профессиональной этике педагога [2]. Суть требований к педагогической деятельности учителя кратко можно свести к следующему. Учитель должен:
- уважать учеников, уметь создавать безопасную среду обучения, уметь мотивировать учащихся;
- знать и применять свои знания принципов обучения, проявлять внимание к каждому ученику, его знаниям и возможностям;
- знать преподаваемый предмет и учебный план (образовательную программу), следить за изменениями в своей предметной области;
- уметь планировать учебный процесс, владеть методикой преподавания своего предмета, проводить рефлексию эффективности уроков и используемых методов обучения;
- уметь оценивать влияние различных факторов на обучение каждого ученика, а также понимать потребности и возможности каждого ученика;
- уметь проводить оценивание достижений учащихся, побуждать учащихся реагировать на свои результаты;
- владеть определенным стилем поведения, стратегиями управления классом;
- выполнять некоторые профессиональные обязательства, например, вносить свой вклад в школу, осуществлять взаимодействия с коллегами, использовать при необходимости помощь специалистов, повышать свою квалификацию, взаимодействовать с родителями учащихся.
Этические требования к учителю характеризуются следующим образом: учитель должен придерживаться высоких этических стандартов; проявлять уважение к учащимся, соблюдая границы отношений «учитель-ученик»; проявлять толерантность; не ставить под сомнение традиционные британские ценности; соблюдать этический кодекс школы; соблюдать свой рабочий график и пр.
Профессиональные стандарты педагога в Шотландии.
В Шотландии за последнее десятилетие произошли значимые реформы в системе образования. Появились и новые профессиональные стандарты педагога. Сегодня в перечень профессиональных стандартов педагога входят:
- The Standard for Provisional Registration (SPR) - Стандарт предварительной регистрации педагога.
- The Standard for Full Registration (SFR) -Стандарт полной регистрации педагога.
- The Standard for Career-Long Professional Learning - Стандарт профессионального образования на протяжении карьеры.
- The Standards for Leadership and Management - Стандарты лидерства и управления.
С августа 2002 г. все выпускники педагогических отделений шотландских университетов на один год становятся стажерами. Нагрузка стажера составляет 70% от нагрузки, эквивалентной полной нагрузке учителя. Оставшееся время стажер посвящает своему профессиональному совершенствованию и доступным сервисам поддержки стажеров [3]. На момент начала этой годовой практики стажеры должны соответствовать требованиям стандарта предварительной реги-
страции, на который также ориентированы требования к выпускникам педагогических отделений вузов. В начале прохождения такого курса стажер вносится в Стандарт предварительной регистрации, поддерживаемый Главным советом учителей Шотландии (General Teaching Council of Scotland), где зарегистрированы все учителя, работающие в государственных школах. К концу стажировки время, посвящаемое работе с учащимися, приближается ко времени, проводимому в классе обычным учителем.
В случае успешного окончания программы введения в профессиональную деятельность такой учитель включается в Стандарт полной регистрации [4], который определяет профессиональные требования для входа в профессию, одновременно являясь стандартом профессиональных компетенций любого практикующего учителя. Эти стандарты состоят из четырех разделов. Первый раздел «Профессиональные ценности и личная приверженность» входит в любой из перечисленных стандартов и является ключевым для любой педагогической деятельности [5]. В ядро этого компонента входят: социальная справедливость, честность, доверие и уважение, приверженность профессии.
Следующим элементом в структуре требований к профессионализму учителя являются профессиональные знания. К этим требованиям относят наличие представлений: 1) об учебном плане / учебном процессе / образовательных программах, 2) об образовательной системе и профессиональной ответственности; 3) о педагогической теории и практике. Для каждой группы требований подробно прописаны профессиональные знания учителя.
Профессиональные умения и навыки являются третьим элементом в структуре требований к профессионализму учителя. Эти требования в стандарте определены в отношении преподавания и обучения, организации учебного процесса, оценивания достижений учащихся, а также профессиональной рефлексии и профессионального взаимодействия.
Стандарт профессионального образования на протяжении карьеры появился в
Шотландии в 2009 г. [6]. Он ориентирует педагогов на непрерывное профессиональное развитие в каждом из четырех основных направлений: профессиональные ценности и личная приверженность; профессиональные знания и понимание; профессиональные умения и навыки; профессиональные действия. В разделе «Профессиональные знания и понимание», в частности, определены области профессионального развития для педагогов:
- Педагогика, теория обучения и преподаваемого предмета.
- Образовательная программа и оценивание.
- Исследовательская деятельность.
- Контекст обучения и текущие дебаты в политике, теории и практике образования.
- Поддержка и развитие профессионального образования.
- Обучение в интересах устойчивого развития.
Для руководящего состава школ Шотландии есть свой стандарт - Standard for Headship. Требования этого стандарта прописаны отдельно для директоров школ и руководителей среднего звена, в основном они касаются лидерских функций в обучении, совместной работы с коллегами по развитию лидерских качеств и пр. От других стандартов эти отличаются требованиями к наличию и развитию у руководителей навыков стратегического мышления.
Профессиональные стандарты педагога в канадской провинции Онтарио.
Профессиональные стандарты педагога (Standards of Practice for the Teaching Profession) утверждены в провинции Онтарио Советом управления колледжами (College Governing Council) в 2006 году. Они представляют собой перечень из 16 профессиональных компетенций педагога, состоящий из пяти следующих разделов.
Вклад в учащихся и их обучение. Компетенции этого раздела определяют справедливое и уважительное отношение учителя к учащимся, внимание к факторам, влияющим на обучение каждого ученика.
Профессиональные знания. Эти компетенции подчеркивают внимание учителя к под-
держанию на актуальном уровне своих профессиональных знаний и их связи с практикой. Понимание процесса развития школьника, знание теории обучения, педагогики, основ формирования учебного плана, этики, правил проведения исследовательской деятельности, норм законодательства, связанных с образовательной деятельностью, составляют базу для этих компетенций.
Профессиональная практика. Эти компетенции имеют отношение к применению учителем профессиональных знаний и опыта при обучении учащихся, использованию различных методов обучения, оценивания и контроля, необходимых ресурсов и технологий при планировании и учете индивидуальных потребностей учащихся.
Лидерство в обучающих сообществах. Компетенции этого раздела имеют значение для работы учителя при инициировании и создании коллективных обучающих сообществ, обеспечении поддержки их участникам.
Непрерывное профессиональное образование. Эти компетенции отражают актуальную тенденцию постоянного профессионального образования как неотъемлемой части эффективной педагогической деятельности.
Профессиональные стандарты педагога в Сингапуре
В начале 2000-х гг. Сингапур создал и реализовал новую, основанную на результатах исследований методику оценивания эффективности работы учителей - Систему управления образовательными достижениями (Enhanced Performance Management System, EPMS). Частью этой системы является модель компетенций учителя (Teaching Competency Model, TCM), которую можно рассматривать как аналог стандарта педагога. Она помогает учителям выявлять свои сильные и слабые стороны, поддерживать высокое качество преподавания и самосовершенствоваться.
В модель компетенций учителей Сингапура входит одна ключевая компетенция -целостное развитие ребенка - и четыре кластера компетенций:
1. Развитие системы знаний:
- владение предметом,
- аналитическое мышление,
- инициативность,
- творчество в обучении.
2. Завоевание сердец и умов:
- понимание окружающей среды,
- развитие других.
3. Совместная работа:
- партнерство с родителями,
- работа в команде.
4. Понимание себя и других:
- поворот к себе,
- неприкосновенность личности,
- понимание другого,
- уважение другого.
Каждой из тринадцати компетенций соответствует несколько уровней эффективного поведения учителя. Эти уровни выделены на основе результатов проведенного исследования практики поведения «эффективных учителей» и используются как рейтинговая шкала. Для каждого уровня приводится описание поведения учителя, которое он должен демонстрировать на соответствующем уровне владения компетенцией.
Из тринадцати девять компетенций модели, имеющих отношение к результатам, используются для оценивания учителей -кроме кластера «понимание себя и других». Компетенции, входящие в этот кластер, имеют значение для развития саморефлексии учителя с акцентом на его саморазвитии и эмоциональном интеллекте. Для каждой компетенции определены пять уровней мастерства и соответствующие им индикаторы поведения. Владение каждой компетенцией оценивается в соответствии с уровнем квалификации, профессиональными знаниями и сферой деятельности учителя. Ожидания от учителей, находящихся на высоких ступенях карьерной лестницы, выше.
Требования к учителям, описанные в стандартах педагога, обычно используются при проведении различных аттестационных процедур. Аттестация педагогов проводится периодически во всех исследуемых странах. В Великобритании, Шотландии и Сингапуре аттестацию учителя проходят ежегодно. В Канаде опытные учителя атте-
стуются один раз в пять лет. Во всех исследуемых странах в начале года каждый учитель должен составлять план своего индивидуального профессионального развития.
Система аттестации учителей в Онтарио (Teacher Performance Appraisal System) предусматривает различные требования к молодым и опытным педагогам. Каждый год канадский учитель, консультируясь с директором школы, составляет план своего обучения (Annual Learning Plan), в котором определены стратегии его профессионального развития. Процедура аттестации заключается в проведении учителем открытого урока в присутствии директора школы. Директор оценивает согласованные заранее с учителем его профессиональные компетенции. До и после проведения этого урока учитель и директор обсуждают профессиональные компетенции учителя и другие вопросы, связанные с рефлексией и профессиональным ростом учителя. Результаты аттестации учитель отражает в итоговом отчете. При оценивании работы учителя используется журнал педагогической деятельности (Log of Teaching Practice), где для каждой компетенции приводится ряд показателей. Учитель и директор школы могут пользоваться приведенными показателями, но могут и дополнять их.
В Сингапуре критерии уровней квалификационной рамки определяются с помощью Системы управления образовательными достижениями. Эта система выполняет несколько функций: помогает учителю оценивать свою работу, осуществлять наставничество и менторинг, обеспечивает признание заслуг учителей посредством прохождения процедур текущего и итогового оценивания (аттестации), позволяет контролировать правильность выбора учителем карьерного трека, определяет потребности учителя в профессиональном развитии и профессиональной поддержке, а также служит основой для определения бонусной части заработной платы учителя [7].
В начале года каждый сингапурский учи -тель ставит перед собой профессиональные цели, заполняя стандартную форму. Эта форма включает: цели (отражающие компетенции, которые учителю предстоит
освоить или усовершенствовать в предстоящем году); компетенции (уровни компетенций, достигнутые учителем на текущий момент); план профессионального развития на предстоящий год; обратную связь (отзывы и комментарии самого учителя и наставника, имеющие отношение к профессиональной деятельности и компетенциям учителя). С данной формой на протяжении всего года работает также наставник учителя и лица, ответственные за оценивание работы учителя. На ее основе принимаются решения о профессионализме учителя, его карьерных перспективах и ежегодных денежных бонусах.
В плане своего профессионального развития, взяв за точку отсчета свой итоговый отчет за предшествующий год, учитель должен поставить перед собой конкретные цели для развития в следующих направлениях: 1) целостное развитие учащихся; 2) вклад в деятельность школы; 3) взаимодействие с родителями; 4) профессиональное развитие. При этом учитель должен описать, через развитие каких компетенций он планирует достичь этих целей. На протяжении всего года, опираясь на составленный план, наставник контролирует прогресс каждого учителя. Он неформально обсуждает с учителем его успехи, осуществляет коучинг, дает советы. Формально они встречаются в середине и в конце года для итоговой оценки. На этих встречах наставник помогает учителю найти ресурсы за пределами школы и среди специалистов школы, которые могут помочь ему в достижении индивидуальных целей. Результаты итогового оценивания становятся основой для плана профессионального развития на следующий год и для принятия решения о продвижении учителя по карьерному пути и бонусах к его зарплате.
Если проанализировать и обобщить структуру стандартов педагога, можно прийти к выводу, что в Великобритании, Шотландии и канадской провинции Онтарио требования к учителю предъявляются в трех направлениях: знания, умения и ценностные установки.
Особый интерес представляют компетенции, разработанные для учителей Син-
гапура. Формулировка этих компетенций не похожа на те, что предлагаются в других исследуемых странах, а также в российском стандарте. Компетенции учителя часто описывают как навыки, имеющие непосредственное отношение к его профессиональной деятельности. В Сингапуре под компетенциями принято понимать особые черты личности учителя - образ мыслей, чувств, действий, манеру говорить, - которые позволяют быть успешными в профессии.
Акцент внимания в действующей системе управления образовательными достижениями сместился с поддающихся наблюдению характеристик (таких, как предметные знания, управление классом, навыки преподавания) на более глубокие профессиональные характеристики (компетенции) педагога. В Сингапуре принято считать, что владение учителем именно этими компетенциями лежит в основе достижения высоких результатов обучения учащихся и может быть непосредственно связано с оцениванием работы учителя и выражено в его карьерном треке, карьерном росте и оплате труда [8].
При сравнении исследуемых стандартов педагога с Профессиональным стандартом «педагог», принятым в РФ, можно сделать следующие выводы:
Воспитательные задачи, выделенные в российском стандарте, в исследуемых зарубежных стандартах отдельно не ставятся.
В российском стандарте взаимодействие с родителями не подчеркивается как особая задача, в то время как, например, в Сингапуре, компетенция «партнерство с родителями» является одной из основных.
В исследуемых зарубежных стандартах компетенция учителя «взаимодействие с коллегами» является обязательной (Великобритания, Шотландия). В Сингапуре эта компетенция также является одной из базовых и кроме непосредственно взаимодействия включает в себя работу по развитию своих коллег, помощь им, работу в команде. Результаты деятельности учителя в этой области оцениваются ежегодно. В российском стандарте этой компетенции не уделяется столько внимания.
В российском стандарте отдельно и подробно рассматриваются требования к деятельности и навыкам учителя по развитию учащихся. Эти требования в зарубежных стандартах не рассматриваются подробно, сводятся к общим требованиям уметь находить индивидуальный подход к каждому ученику.
Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Ми-нобрнауки России на 2017 год по проекту №27.9434.2017/Б4 «Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта».
Литература
1. Лучкина Т. В. Педагогическая интернатура: возможности, проблемы, перспективы // Письма в Эмиссию Оффлайн: электронный научный журнал. - 2013. - № 12. - С. 2119.
2. Teachers' Standards. Guidance for school leaders, School staff and governing bodies. - 2013 [Электронный ресурс]/ URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/301107/Teachers_Standards.pdf
3. Continuing Professional Development: Teaching in Scotland. - 2003 [Электронный ресурс]/ -URL: http://www.gov.scot/Publications/2003/01/18713/31241 (дата обращения 12.05.2017)
4. Рубцов В., Марголис А. Идентификация профиля компетенций и квалификации педагога [Электронный ресурс] // Учительская газета. - 2010. - №39. - URL: http://www.ug.ru/ archive/37011 (дата обращения: 03.03.2017).
5. The Standards for Registration, GTC Scotland . - 2006 [Электронный ресурс] / URL: http://www. gtcs.org.uk/professional-standards/the-standards/standards-for-registration.aspx (дата обращения: 13.02.2017)
6. Сергиенко А. Ю. Профессиональные стандарты педагога как основа стратегии развития кадрового потенциала системы образования (опыт Шотландии) [Электронный ресурс] // Ученые записки ИУО РАО, 2017. Вып. 2. URL: http://iuorao.com/setevoe-izdanie/vypuski-izdaniya.html
7. Сергиенко А. Ю. Проектирование профессионального роста учителя с использованием ста-жировочной площадки в системе образования Сингапура // Человек и образование. - 2015. -№4. - С. 134-138. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2015-4_C1.pdf
8. Steiner L. Using Competency-Based Evaluation to Drive Teacher Excellence. Lessons from Singapore. - 2010 [Электронный ресурс] / URL: http://opportunityculture.org/images/stories/ singapore_lessons_2010.pdf
■Ф-