ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-100-104 NIION: 2018-0076-11/21-330 MOSURED: 77/27-023-2021-11-529
ГАНИЕВА Динара Замировна,
аспирант Института права (кафедры «Теория государства и права») ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», e-mail: [email protected]
ЦИФРОВЫЕ ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ В ПРАВЕ
Источник финансирования: статья подготовлена в рамках гранта
Российского фонда фундаментальных исследований №20-311-90030 (по теме №257-20: «Модернизация правовой системы России в условиях цифровой экономики»)
Аннотация. В статье предпринята попытка комплексного рассмотрения различных вопросов правового регулирования объектов и субъектов права в условиях цифровизации, а также рамок их понятийного осмысления, законодательного закрепления. Автор исследует, как цифровизация экономической сферы отразится на функционировании правовой системы в целом и ее отдельных компонентах. С учетом специфики категорий объект и субъект цифровой среды предпринята попытка их анализа за пределами гражданского-правового регулирования. Сделан вывод, что в связи со стремительным изменением цифровых правоотношения и появления принципиально новых, ранее не существовавших цифровых сущностей, назрела необходимость выработки нового подхода к их дальнейшему законодательному обрамлению и систематизации в целом. Также в работе затронуты проблемы определения правового режима роботов, созданных на основе технологии искусственного интеллект. В ходе подготовки работы, наряду с общенаучными методами исследования, применялись методы статистического анализа и экспертной оценки. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в законотворческом процессе, а также при решении конкретных задач, связанных с дальнейшим развитием российской правовой системы. Анализ некоторых законодательных актов, приведенных в работе, может быть использован в процессе дальнейших научных разработок по данной тематике, а также при решении вопросов практического их внедрения.
Ключевые слова: право, правовая система, цифровизация, цифровая экономика, объект права, субъект права, цифровые права
Аnnotation. The article attempts to comprehensively consider various issues of legal regulation of objects and subjects of law in the context of digitalization, as well as the framework of their conceptual understanding, legislative consolidation. The author examines how the digitalization of the economic sphere will affect the functioning of the legal system as a whole and its individual components. Taking into account the specifics of the categories of the object and subject of the digital environment, an attempt was made to analyze them outside the boundaries of civil legal regulation. It is concluded that in connection with the rapid change in digital legal relations and the emergence of fundamentally new, previously non-existent digital entities, there is a need to develop a new approach to their further legislative framework and systematization as a whole. The work also touches
GANIEVA Dinara Zamirovna,
graduate student of the Institute of Law (Department of"Theory of State and Law") of the Bashkir State University
DIGITAL OBJECTS AND SUBJECTS IN LAW
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
upon the problems of determining the legal regime of robots created on the basis of artificial intelligence technology. In the course of preparing the work, along with general scientific research methods, methods of statistical analysis and expert assessment were used. The conclusions contained in the work can be used in the legislative process, as well as in solving specific problems related to the further development of the Russian legal system. The analysis of some legislative acts given in the work can be used in the process of further scientific development on this topic, as well as in solving the issues of their practical implementation.
Key words: law, legal system, digitalization, digital economy, object of law, subject of law, digital rights
Формирование новой общественно-экономической формации неизбежно приводит к изменениям в устоявшейся системе отношений между индивидом, хозяйствующим субъектом и государством. В качестве связующего звена, определяющего новый характер взаимосвязей между ними, выступает право. Универсальный регулятор определяет соответствующее правовое обрамление нетипичных объектов — информации, цифровых технологий и создаваемых посредством их применения новых цифровых сущностей (криптова-люты), а также объектов материального мира, связанных с использованием и оборотом оцифрованных информационных массивов1.
Бесспорно, базовые категории: «человек», «природа», «деятельность», «новация», «личность» подвергнутся трансформации. Данные процессы в целом меняют подход законодателя к правотворческой деятельности. С учетом скорости изменения информационных технологий и их внедрения, правовое регулирование требует постоянного совершенствования, так как на практике возникают ситуации, когда принятый федеральный закон уже требует доработки либо уточнения. Безусловно, объект как один из ключевых элементов правоотношений, в первую очередь подвергнется изменениям. Важно определить содержание данной категории. Французский философ Герберт Саймон исследовал существование технических объектов через их движения к совершенству. Ученый трактует технологии посредством систем и подсистем и связи, которая позволяет подсистемам коммуницировать друг с другом и выводит теорию систем из различных «порядков детализации». Герберт Саймон вводит идею «ассоциированной среды» которая обеспечивает стабилизирующую функцию. Цифровые объекты могут быть представлены в различных формах. Их можно трактовать и как натуральные объекты, что корнями уходит к греческой философии Аристотеля. Можно ли использовать подоб-
1 Статья подготовлена в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 20-311-90030 (по теме № 257-20: «Модернизация правовой системы России в условиях цифровой экономики»).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
ное понимание данной категории для исследования цифровых объектов и их субстанции? Думаю, данный вид редукционизма не представляется корректным, так как не позволяет сформулировать определение цифрового объекта с учетом свойственных именно ему черт.
Обобщая воззрения ученых по вопросу того, что содержательно составляет категорию цифровые объекты, можно определить, что это информация в формате цифровых данных, информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, а также цифровые технологии.
С точки зрения гражданского права, объектами цифровых прав являются создаваемые в результате использования цифровых технологий нематериальные объекты в виде цифровых кодов и записей, охраноспособные объекты, признаваемые законом в качестве таких объектов либо в силу соглашений субъектов цифровых прав. Сегодня содержательно их составляют следующие категории: токены и криптовалюты, «цифровые двойники» (математические модели вычислений физической реальности), технологические онлайн платформы (агрегаторы), облачные вычисления (удаленные компьютерные сервисы), цифровые хранилища криптовалют (электронные кошельки), цифровые биржи и др. Цифровые объекты непосредственно не участвуют в гражданском обороте, а оборотоспособными являются цифровые права на такие объекты, которые признаются и учитываются (удостоверяются) в цифровых реестрах посредством цифровых записей компьютерных кодов [2].
Цифровая среда воздействует и на субъектов правоотношений. В научной среде уже нередко можно встретить упоминание таких категорий как «новая социальная общность», «цифровая личность». Индивид уже не воспринимается как субъект в традиционном правовом понимании. «Человеку информационного типа» свойственны определенные черты: преобладающее значение имеют нематериальные стимулы, решение возникающих вопросов посредством применения инновационных средств, расширение интеллектуальных возможностей, приоритет совершенствованию навыков и умений командной работы, коммуникативность, максимизация полезности своего
труда в системе глобальных благ (экология планеты, сохранение природного богатства, социально-экономическое равенство, фундаментальная наука, планетарная безопасность и т.д.) [3].
Любого индивида определяет среда, в которой он находится. Соответственно, важно понять тип виртуального пространства, который достигнут нашим обществом в настоящий момент. Сегодня в научной среде принято выделять три возможные модели цифровой экономики: малой цифровизация, большая цифровизация и полноправное информационное общество [10]. Обосновано, что фигура «человека информационного» может иметь смысл только в третьем вариант, хотя наиболее реальны вторая или первая модели. Названные обстоятельства приобретают особую значимость в условиях формирования цифровой политики.
Рассматривая категорию субъекты права, хотелось бы также рассмотреть правовые основания роботизации. Следует отметить, что процесс роботизации протекает неравномерно в различных отраслях. Вместе с тем, сегодня назрела необходимость упорядочить ведомственную нормативно-техническую документацию в цифровом формате [7].
Процесс цифровизации в стране побудил ученых анализировать правовые аспекты этого явления с применением инструментов компаративистского анализа. Это оправданно, поскольку возникает комплекс вопросов о границах самостоятельных действий робота, о природе технических решений и их последствиях, о контрольной роли человека в сфере действия роботов высшего класса.
В соответствии с принятым стандартом промышленный робот (industrial robot) -автоматически управляемый, многоцелевой манипулятор, программируемый по трем или более осям [6]. Он либо фиксируется в заданном месте, либо имеет возможность передвижения для выполнения промышленных задач по автоматизации. Какие же функции передаются роботам? В первую очередь, это однообразные повторяющиеся действия либо выбор вариантов поведения в рамках заложенных программ. Можно ли считать в таких ситуациях робота полноценным субъектом права?
Особую актуальность приобретает возможность предвидения последствий роботизации в трудовой сфере и в отношениях между разными социальными слоями. Широкое распространение роботизации в различных областях экономической и социальной жизни может привести к возникновению риска исчезновения отдельных профессий. В связи с этим важно определить порядок и этапы внедрения профессий будущего, а также установить механизмы, сдерживающие сохране-
ния профессий, в которых используется человеческий ресурс.
Сегодня «цифровая отрасль права» фрагментарна и состоит из положений почти всех отраслей права, участвующих в механизме правового обеспечения роботизации. Относительно научно-технических разработок, порядка взаимоотношений заказчика и поставщиков, юридического удостоверения новых фактов надлежащая правовая характеристика заложена в ст.141.1 «Цифровые права» ГК РФ [1].
Кроме того, следует обратить внимание на Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [8], в котором к смежным областям использования искусственного интеллекта отнесены робототехника и управление беспилотным транспортом. На международном уровне необходимо выделить резолюцию Европарламента 2017 г. «Нормы гражданского права о робототехнике», в которой четко определены принципы и меры применения роботов в разных сферах, а также границы принятия решений и ответственности [11].
Процесс роботизации приводит к появлению новых предметов правового регулирования, что предполагает поиск новых решений в разных сферах экономического и социального развития. Гибкое совмещение традиционных нормативных и технических регуляторов, механизмов воздействия на социально-экономические процессы с помощью новых электронных технологий должны обеспечить распределение ответственности за технические и социальные нарушения правопорядка, адаптировать государственное управление, механизмы хозяйственной и социальной деятельности к появлению робототехнических устройств. Означает ли это сохранение известной формулы Ф. Энгельса о том, что в будущем на место управления людьми придет управление вещами?
Попытки урегулировать вопросы функционирования объектов искусственного интеллекта были предприняты еще в 2016 году в сфере робототехники, когда была разработана концепция закона, согласно которой к роботам должно применяться такое же регулирование, как к животным и юридическим лицам.
Поднимая вопросы регулирования цифровых технологий и искусственного интеллекта, необходимо определить, что есть объект регулирования. С точки зрения гражданского права технологии, используемые искусственным интеллектом, можно регулировать как объекты авторского права, а можно рассматривать в качестве имущества. Но ни один из названных вариантов не будет в данной ситуации приемлем, поскольку искусственный интеллект как объект регулирования
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
обладает свойством автономности, то есть способен действовать помимо воли человека: создателя, собственника, владельца. Во многом это определяется тем, что система искусственного интеллекта моделирует на основе информации, полученной из внешнего мира. Соответственно, на практике мы наблюдаем ситуацию, когда автоматизированная система в конечном итоге формирует модель поведения, которую создатели не могли предсказать. На практике также достаточно распространены ситуации, когда человек что-то создает посредством применения технических возможностей искусственного интеллекта.
Конечно, разрешая вопрос законодательства, регулирующего объекты искусственного интеллекта, необходимо учитывать международное регулирование, а также регулирование данных вопросов в отдельных государствах. Если рассмотреть опыт азиатских стран, то яркий пример-Южная Корея, на территории которой действует Закон 2008 года: «О содействии и распространению умных роботов» [9]. Данный нормативно-правовой акт предусматривает продвижение стратегии развития индустрии умных роботов. Например, в мае 2020 года создан робот «блен-дер», который будет обладать своим мнением по любому вопросу.
В Великобритании уже сейчас существуют дополнительные уточнения, касающиеся так называемых computer generated works - произведений, созданных программой. И, тем не менее, ИИ нигде в мире на законодательном уровне не рассматривается как отдельный объект интеллектуальной собственности и представляет из себя разновидность ПО для ЭВМ (software), а автором самой работы, созданной с его участием, по-прежнему остаются конкретные люди, внесшие творческий вклад в ее создание, - программисты, дизайнеры, звукооператоры, режиссеры и так далее. У каждой прорывной технологии есть преимущества и недостатки. И искусственный интеллект не является исключением. Важно то, что мы можем определить проблемы, которые лежат перед нами, и признать нашу ответственность, чтобы быть уверенными, что мы можем в полной мере воспользоваться преимуществами и минимизировать негативные последствия.
Вместе с тем, открытым остается вопрос о систематизации законодательства в сфере регулирования объектов цифровых прав. Ввиду того обстоятельства, что в данный момент отсутствует единый нормативно-правовой акт в данной сфере, регулирование осуществляется положениями различных отраслей права. Достаточно активно обсуждался и вопрос создания Информационного кодекса. Будет ли он создан? Мы убеждены, что регулирование данной сферы будет обрамляться,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
это лишь вопрос времени. В ближайшем будущем, когда цифровые технологии заполонят все возможные виды деятельности, мировое сообщество всерьез займется вопрос правового обрамления данных процессов. Достаточно неоднозначно оцениваются вопросы допустимости идентификации субъектов информационных отношений в цифровом пространстве, основанной на единой системе идентификации и аутентификации и единой биометрической системы, обеспечивающей обработку биометрических персональных данных граждан Российской Федерации [9]. Многие правоведы усматривают в данных средствах защиты, устанавливающих подлинность лица, ущемление права личности, нарушение Конституции РФ и принципов обработки персональных данных [5]. Таким образом, развитие цифровых технологий приводит к появлению новых субъектов цифровых прав, изменению их правового статуса и расширению объема прав. Поэтому доктрина о субъектах информационного права и информационное законодательство нуждаются в дальнейшем развитии и систематизации. Одним из путей решения этой задачи могла бы стать разработка Информационного кодекса Российской Федерации [4], который должен закрепить обновленную систему субъектов информационного права с определенным объемом их цифровых прав, а также кругом объектов.
Список литературы:
[1] Закон о содействии развитию и распространению умных роботов № 9014 от 28.03.2008, с последующими изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Сайт «Проект РОБО-ПРАВО». - Режим доступа: http:// robopravo.ru/ zakon_iuzhnoi_koriei_2008 (дата обращения 7 декабря, 2021).
[2] Карцхия А. А. Цифровые права и правоприменение / А. А. Карцхия // Мониторинг правоприменения. - 2019. - № 2 (31). - С. 43-46.
[3] Ковалева Н. Н., Комментарий к ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» / Н. Н. Ковалева, Е. В. Холодная. - Москва: Новая правовая культура, 2008. - 334 с.
[4] Концепция проекта Информационного кодекса Российской Федерации была разработана Институтом государства и права РАН в 2014 г. См.: Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило. М., 2014. 192 с.
[5] Матюхина Е. Н. Российское и германское законодательство о персональных данных: сравнительный анализ подходов и практики применения / Е. Н. Матюхина // Lex russica (Русский закон).
- 2019. - № 4 (149). - С. 170-178. - DOI 10.17803/1729-5920.2019.149.4.170-178.
[6] Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения. ГОСТ Р 60.0.0.4-2019/ИС0 8373:2012. (ISO 8373:2012, Robots and robotic devices — Vocabulary, IDT, Москва, Стан-дартинформ 2019, С.2.
[7] Тихомиров Ю.А., Нанба С.Н., Роботизация: динамика правового регулирования/Вестник Санкт-Петербургского университета // Право. 2020. - Т. 11. Вып. 3. - С. 532-549.
[8] Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»(вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Представительная власть
- XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2019. - № 5-6 (172-173). - С. 8-18.
[9] Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201903180031 ?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 17.12.2021).
[10] Щербакова Л. Н. «Человек информационный» как новый субъект цифровой экономики / Л. Н. Щербакова, Е. К. Евдокимова, С. А. Савин-цева // Фундаментальные исследования. - 2019.
- № 11. - С. 202-206.
[11] Civil Law Rules on Robotics. European Parliament resolution of 16 Febraury 2017 with recommendations to the Comission on Civil Law Rules on Robotics (2015/2103) [Электронный ресурс] / Сайт European Parlament. - Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/doceo/ document/TA-8-2017-0051_EN.html (дата обращения 10 декабря, 2021).
Spisok literatury:
[1] Zakon o sodejstvii razvitiyu i raspros-traneniyu umnyh robotov № 9014 ot 28.03.2008, s posleduyushchimi izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyj resurs] / Cajt «Proekt ROBOPRAVO». -Rezhim dostupa: http:// robopravo.ru/zakon_iuzhnoi_ koriei_2008 (data obrashcheniya 7 dekabrya, 2021).
[2] Karckhiya A. A. Cifrovye prava i pravoprime-nenie / A. A. Karckhiya // Monitoring pravoprime-neniya. - 2019. - № 2 (31). - S. 43-46.
[3] Kovaleva N. N., Kommentarij k FZ ot 27 iyulya 2006 g. "Ob informacii, informacionnyh tekh-nologiyah i o zashchite informacii" / N. N. Kovaleva, E. V. Holodnaya. - Moskva: Novaya pravovaya kul'tura, 2008. - 334 s.
[4] Koncepciya proekta Informacionnogo kod-eksa Rossijskoj Federacii byla razrabotana Institutom gosudarstva i prava RAN v 2014 g. Sm.: Koncepciya Informacionnogo kodeksa Rossijskoj Federacii / Pod red. I.L. Bachilo. M., 2014. 192 s.
[5] Matyuhina E. N. Rossijskoe i germanskoe zakonodatel'stvo o personal'nyh dannyh: sravnitel'nyj analiz podhodov i praktiki primeneniya / E. N. Matyuhina // Lex russica (Russkij zakon). - 2019. - № 4 (149). - S. 170-178. - DOI 10.17803/17295920.2019.149.4.170-178.
[6] Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Roboty i robototekhnicheskie ustrojstva. Terminy i opredeleniya. GOST R 60.0.0.4-2019/IS0 8373:2012. (ISO 8373:2012, Robots and robotic devices — Vocabulary, IDT, Moskva, Standartinform 2019, S.2.
[7] Tihomirov YU.A., Nanba S.N., Robotizaciya: dinamika pravovogo regulirovaniya/Vestnik Sankt-Pe-terburgskogo universiteta // Pravo. 2020. - T. 11. Vyp. 3. - S. 532-549.
[8] Ukaz Prezidenta RF ot 10.10.2019 N 490 "O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Feder-acii"(vmeste s "Nacional'noj strategiej razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda") // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. - 2019. - № 5-6 (172-173). - S. 8-18.
[9] Federal'nyj zakon ot 18.03.2019 № 31-FZ "O vnesenii izmenenij v stat'yu 15-3 Federal'nogo zakona "Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii" [elektronnyj resurs] / Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201903180031 ?index=0&rangeSize=1 (data obrashcheniya: 17.12.2021).
[10] SHCHerbakova L. N. "CHelovek informa-cionnyj" kak novyj sub"ekt cifrovoj ekonomiki / L. N. SHCHerbakova, E. K. Evdokimova, S. A. Savinceva // Fundamental'nye issledovaniya. - 2019. - № 11. -S. 202-206.
[11] Civil Law Rules on Robotics. European Parliament resolution of 16 Febraury 2017 with recommendations to the Comission on Civil Law Rules on Robotics (2015/2103) [Elektronnyj resurs] / Sajt European Parlament. - Rezhim dostupa: https://www. europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2017-0051_EN.html (data obrashcheniya 10 dekabrya, 2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021