УДК 377:378
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Т.М-Трегубова1
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1
Аннотация. В статье актуализируется проблема исследования и адаптации международного образовательного опыта по обеспечению безопасности учащейся молодежи в учебном социуме; выделены его характерные элементы; представлены проекты, направленные на решение данной проблемы в странах с развитой рыночной экономикой в условиях глобализации и интеграции. Особое внимание уделено российско-европейскому проекту "Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России», в котором Институт педагогики, психологии и социальных проблем выступил координатором деятельности российских членов международного консорциума.
Ключевые слова: международные проекты, обеспечение безопасности, глобализация, адаптационный потенциал международного опыта, толерантность, идеология насилия.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE INTERNATIONAL
PROJECTS ON YOUTH SOCIAL SAFETY PROVIDING
T. Tregubova
Abstract. In the article, the problem of research and adaptation of the international educational experience on youth' safety in the educational environment is actualized; its characteristic elements are allocated; the projects directed on the solution of this problem in the countries with the developed market economy in the conditions of globalization and integration are submitted. The special attention is paid to the Russian-European project "Actions of Lifelong Learning addressing Multicultural Education and Tolerance in Russia", in which the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems acted as a coordinator of the Russian members of the international consortium's activities.
Keywords: international projects, safety, globalization, adaptation potential of the international experience, tolerance, ideology of violence.
В своем стремлении к совершенству человечество едино, и это не зависит от того, на какой ступени экономического или нравственного развития находится та или иная страна, и насколько осознанно определяет она свои цели. Как показывает история, люди, народы и целые страны могут сбиваться с пути, доводить себя до самоуничтожения, но приходят новые поколения, и они вновь и вновь стремятся к высотам человеческого духа.
К сожалению, современная глобальная обстановка характеризуется ростом
террористической активности в мире и культурно-этнической напряженностью. Очаги межэтнической интолерантности вспыхивают пожарами в различных уголках глобального мира, и не обращать на это внимание, не делая выводы для воспитания молодежи, - это значит не быть готовым к растущей и близкой опасности. Конечно, решить все данные проблемы лишь внутри системы образования невозможно, и причины конфликтов в многоконфессиональных и поликультурных социумах нужно искать, прежде всего, в политике, экономике и истории той или иной страны. Однако немалую роль
играют пробелы в воспитании и образовании [2;5].
Наше обращение к международному опыту реализации проектов по обеспечения безопасности молодежи обусловлено тем, что интеграционные тенденции в современном образовании включают актуализацию международного сотрудничества вузов, которые используют его в качестве
многофункционального средства своего стратегического развития [3;4]. Примечательно то обстоятельство, что администраторы
американских и европейских колледжей и университетов заинтересованы наращивать свое международное сотрудничество с зарубежными коллегами. Это может помочь сэкономить время за счет консультаций с зарубежными, прежде всего, с российскими педагогами по общим вопросам реформирования профессиональной школы, а также улучшить понимание определенных явлений или процессов.
Российские педагоги также заинтересованы в развитии международного сотрудничества, ибо их зарубежные коллеги уже сталкивались со многими проблемами, стоящими сейчас перед
ними, в числе которых: увеличение доступа к образованию через дистанционное обучение; решение проблем, связанных с недостаточным государственным финансированием; сохранение институциональной автономии;
интернационализация процессов в сфере высшего образования, социализация студентов в условиях глобализации и т.п. [1]. Несомненно, есть необходимость в конструктивном осмысливании международного опыта решения проблем обеспечения безопасности учащейся молодежи за рубежом, в изучении его адаптационного потенциала и целесообразности его применения в отечественных образовательных организациях с учетом новых нетрадиционных подходов к его выявлению и преодоления представлений о его полярности.
В качестве характерных моментов конструктивного международного опыта в данной области можно отметить: системный и комплексный подход к организации безопасности учащейся молодежи; наличие чёткой идеологической платформы; доминирование подхода к решению задач обеспечения безопасности студентов в социально-воспитательной и просветительской деятельности в вузе; развернутое представление системы социальных функций педагогов, реализующих систему профилактики радикальных идеологий в образовательном социуме; системообразующая роль учебной дисциплины «Комплексная безопасность личности» в реализации воспитательного потенциала образовательного процесса как важного условия организации безопасности и поддержки учащейся молодежи; целенаправленное применение в социально-воспитательной деятельности активных профессионально-ориентированных методов и технологий, направленных на формирование у студентов готовности к рискам и вызовам, и защищающих их от влияния деструктивных идеологий; систематическое отражение вопросов организации безопасности и поддержки учащейся молодежи в периодической печати и разнообразие научно-методических
рекомендаций в помощь организатору данной деятельности.
Молодежь в любом обществе являет собой такую группу населения, в которой, с одной стороны, возникает больше всего новых социальных проблем, а с другой, именно проблемы молодежи имеют большее значение для будущего всего общества. Поэтому для успеха проводимых преобразований требуется непрерывное изучение молодежной среды и происходящих в ней изменений.
Несомненно, молодежная образовательная политика имманентна любому государству. Однако многие происходящие в зарубежной школе перемены выходят за рамки социальных систем и затрагивают общечеловеческие интересы и ценности, например, увеличение социальных гарантий для молодежи, создание нормативных «стартовых» условий её вступления в самостоятельную жизнь, обеспечение комплексной безопасности в образовательной организации, формирование у студентов «иммунитета» от терроризма и экстремизма и т.д.
Абстрагируясь от частностей, можно указать две важнейшие естественно-исторические функции подрастающего поколения: сохранение преемственности поколений, накопление предшествующими поколениями опыта, знаний, умений и навыков; вторая функция - омоложение и обновление социальной среды. Реализация этих функций не осуществляется стихийно, помимо воли самого молодого поколения и без влияния тех установок и традиций, которые оно воспринимает от предшественников. Для объективного научного рассмотрения молодежных проблем, определения путей и средств активизации процесса ее социализации и обеспечения безопасности, необходимо учесть ряд обстоятельств, объективного и субъективного характера и, прежде всего, действие в молодежной среде разнонаправленных сил и факторов, образующих и устойчивые, и неустойчивые временные комплексы [1;6].
В силу незаконченности процесса своего социального формирования молодежь не может «командовать» другими положениями. Она менее опытна политически, не полностью овладела культурным наследием, не обладает многими умениями и навыками, приходящими лишь в зрелом возрасте. Вместе с тем как биосоциальный строй, молодежь (если не актуально, то потенциально) обладает большими
возможностями развития, чем ее предшественники, т.е. «стоит на их плечах». Она может по-своему использовать уже накопленные материалы и духовные ценности, творчески применять имеющийся социальный опыт, еще не полностью срослась с социальной средой, от которой произошла, и поэтому способна ее изменить с меньшими издержками и потерями, чем представители старшего поколения.
Все это требует социально-организованной подготовки к новым жизненным реалиям, формирования у молодых людей готовности и способности жить и работать в условиях распространения идеологии терроризма и экстремизма. И здесь важное значение имеют специально организованные программы и
проекты, в реализацию задач которых должна вовлекаться студенческая молодежь. Данные проекты основаны на общечеловеческих ценностях, что делает их в определенной степени универсальными, позволяя использовать эти проекты в социально-педагогической
деятельности в учебных заведениях других стран. Важно, что данные проекты провозглашают ряд ценностей и знаний, абсолютно необходимых для молодых людей при любых условиях: это подчинение законам, уважение прав и собственности других людей, признание их права быть «другим» и т.д. Наряду с этим существует ряд разногласий в отношении вопроса включения «веры в Бога» в официальную, финансируемую государством и обществом систему образования и, соответственно, в социально-образовательные проекты, в том числе и в области обеспечения безопасности молодежи [3;4].
Сегодня наблюдается дефицит социализации молодежи и опустошение смысла современных форм жизни, в следствие чего учебное заведение изнутри получает необходимые импульсы для преобразования жизни своих студентов. Например, во Франции, в учебных заведениях внедряется программа «активной интегрирующей социализации», нацеленной на формирование личности, способной к активному «социальному вхождению в общество», а именно к «воспроизводству господствующего образа жизни, системы ценностей и одновременно наделенной «творческими личностными качествами». Школьный закон датчан исходит из необходимости подготовки молодежи к четырем жизненным сферам, в которых существует человек (профессиональной, семейной, культурно-досуговой и социальной), и обучения студентов адекватному реагированию на возрастающие террористические угрозы [5].
ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» в 2014-2016 гг. участвовал в реализации крупного сетевого проекта в партнёрстве с европейскими университетами Программы «ТЕМПУС-4» «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России» ("ALLMEET"). Реализации Проекта предшествовала напряженная двухлетняя работа Института совместно с европейскими и российскими университетами над подготовкой Заявки проекта и его обоснованием. Необходимо подчеркнуть мудрость авторов Проекта, которые в далеком 2010 году, еще до массового потока мигрантов в Европу, до обострения политической обстановки и напряженности в отношениях между Россией и Европой на основе изучения
большого пласта литературы, анализа статистики, включая российскую перепись населения смогли убедительно доказать важность и актуальность данного проекта, причем как для России, так и для объединенной Европы.
Данный Проект поставил принципиально актуальную и одновременно амбициозную задачу, решение которой дало нам уникальную возможность донести до молодых, да и не только молодых людей в различных регионах России и Европы, понимание ценности многообразия культур, языков и образа жизни других народов, и еще раз сказать, что укрепление дружбы и разрешение конфликтов на основе поликультурного образования и
толерантности - это основа безопасного будущего всего мира (www.allmeet.com).
Консорциум проекта ALLMEET
характеризовался смешанным этническим и конфессиональным составов, кроме того, многим участникам проекта довелось много лет учиться, работать и дружить в многоязычной и поликультурной среде. Проект поддерживали и участвовали в нем как ассоциированные члены также российские партнеры из государственных органов власти и общественных организаций, сотрудники республиканских министерств образования и науки, работники Министерства труда, федеральных миграционных служб, а также представители общественных палат республик и областей, благотворительные организации и фонды. Благодаря проекту, изменились не только наши обучаемые, но и сами - члены консорциума: живя в мире, наполненном скрытым и явным противостоянием этнокультурных групп, особенно отчетливо понимаешь, как драгоценны привязанности, воспитанные независимо от национальной принадлежности.
В соответствии с этими выводами, стало возможным выявить прогностическое значение использование международного опыта в области обеспечения безопасности молодежи в нашей стране, который может служить ориентиром и ресурсом при выработке социально-воспитательной стратегии в России, для повышения эффективности которой
представляется целесообразным сочетание методики формирования критического мышления с поликультурным образованием и воспитанием, включающим в себя и этнический, и конфессиональный компоненты. Однако, непосредственное заимствование зарубежного опыта в поисках решения данной проблемы представляется некорректным, поскольку этот опыт складывался в условиях, отличающихся от отечественных. Выявляя возможности внедрения
результатов практической деятельности и теоретических выкладок зарубежных
специалистов в данном направлении, необходимо, прежде всего, учитывать их педагогический опыт, содержащийся в реформировании педагогических концепций социализации и воспитания молодежи. Знание данного опыта дает возможность в большей степени увеличить научный и практический инструментарий российской педагогики. Перенос
опыта международных проектов обеспечения безопасности молодежи в отечественную практику целесообразно проводить как использование ряда элементов разработанных и апробированных педагогических концепций в данной области, как в определенных комбинациях, так и по отдельности с учетом особенностей отечественных образовательных традиций, культуры, истории и политики.
Литература:
1. Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М. Интеграция отечественного и зарубежного опыта как основа для современных психолого-педагогических исследований / Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова // Вестник Московского городского педагогического университета». Серия «Информатика и информатизация образования». - 2016. - N 4(38). -С. 8-15.
2. Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М. Адаптация международного опыта обеспечения безопасности студентов вузов в условиях глобализации и международной образовательной интеграции / Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 33-38
3. Barrett, M., Byram, M., Lazar, I., Mompoint-
Gaillard, P. &Philippou, S. (edited by J. Huber & C. Reynolds) (2014). Developing Intercultural Competence through Education. Strasbourg: Pestalozzi Series No. 3, Council of Europe Publishing.
4. Byram, M. (1997). Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon, UK: Multilingual Matters.
5. Council of Europe (2011). Living Together: Combining Diversity and Freedom in 21st Century Europe. Report of the Group of Eminent Persons of the Council of Europe. Strasbourg: Council of Europe Publishing.
6. Walker J., Hirsch, W.Z. (2012). Challenges Facing Higher Education at the Milennium - London: Pergamon Press, 95 p.
Сведения об авторе:
Трегубова Татьяна Моисеевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]
Data about the author:
T. Tregubova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]