Научная статья на тему 'Международный опыт как ресурс совершенствования системы обучения и воспитания студентов вузов'

Международный опыт как ресурс совершенствования системы обучения и воспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL EXPERIENCE / UNIVERSITY STUDENTS / CROSS-CULTURAL ENRICHMENT / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Г. А., Трегубова Т. М., Кац А. С.

В данной статье авторами рассматривается международное образовательное сотрудничество как неотъемлемый источник культурного и кросс-культурного обогащения и совершенствования личности студентов вуза. Показаны потенциал и роль международных образовательных технологий и проектов в обеспечении личностного роста, развития и самосовершенствования, происходящих в формате межличностного общения и взаимодействия в поликультурной среде вуза. Приведены данные опроса преподавателей казанских вузов по использованию образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, в том числе и зарубежных. Выделены и охарактеризованы два совместных образовательных проекта с участием Института педагогики, психологии и социальных проблем как механизмов формирования толерантности субъектов образовательной деятельности в поликультурной среде вуза. Авторы подчеркивают, что с помощью инновационных образовательных технологий, доступных в процессе международного сотрудничества, повышается личностный образовательный потенциал студентов, и, в целом, совершенствуется система обучения и воспитания студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайхутдинова Г. А., Трегубова Т. М., Кац А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE AS A RESOURCE OF PERFECTION OF THE SYSTEM OF EDUCATION AND UPBRINGING IN RUSSIA

Authors treat international educational cooperation as an inseparable resource of cultural and cross-cultural enrichment of university students. The potential and the role of international technologies in supplying personal growth, development and perfection, which are represented during inter-personal communication and relationship is revealed here. Data of teachers’ of the Kazan higher education institutions on use of educational technologies are provided in teaching and educational process, including the foreign. Two joint educational projects with participation of Institute of pedagogics, psychology and social problems as mechanisms of formation of tolerance of subjects of educational activity in the polycultural environment of higher education institution are allocated and characterized. Data of poll of teachers of the Kazan higher education institutions on use of educational technologies are provided in teaching and educational process, including the foreign. Two joint educational projects with participation of Institute of pedagogics, psychology and social problems as mechanisms of formation of tolerance of subjects of educational activity in the multicultural environment of higher education institution are allocated and characterized. Authors of the article stress, that with the help of innovative educational technologies, available in the process of international cooperation the educational potential of university students increases sufficiently as international projects have become a social lift for the learners.

Текст научной работы на тему «Международный опыт как ресурс совершенствования системы обучения и воспитания студентов вузов»

УДК 378

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ КАК РЕСУРС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Г.А. Шайхутдинова, Т.М. Трегубова, А.С. Кац1

'Статья подготовлена в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается международное образовательное сотрудничество как неотъемлемый источник культурного и кросс-культурного обогащения и совершенствования личности студентов вуза. Показаны потенциал и роль международных образовательных технологий и проектов в обеспечении личностного роста, развития и самосовершенствования, происходящих в формате межличностного общения и взаимодействия в поликультурной среде вуза. Приведены данные опроса преподавателей казанских вузов по использованию образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, в том числе и зарубежных. Выделены и охарактеризованы два совместных образовательных проекта с участием Института педагогики, психологии и социальных проблем как механизмов формирования толерантности субъектов образовательной деятельности в поликультурной среде вуза. Авторы подчеркивают, что с помощью инновационных образовательных технологий, доступных в процессе международного сотрудничества, повышается личностный образовательный потенциал студентов, и, в целом, совершенствуется система обучения и воспитания студентов вузов.

Ключевые слова: международное сотрудничество, международный опыт, студенты вуза, кросс-культурное обогащение, образовательные технологии.

INTERNATIONAL EXPERIENCE AS A RESOURCE OF PERFECTION OF THE SYSTEM OF EDUCATION AND UPBRINGING IN RUSSIA

G. Shaikhutdinova, T. Tregubova, A. Kats1

'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme

Abstract. Authors treat international educational cooperation as an inseparable resource of cultural and cross-cultural enrichment of university students. The potential and the role of international technologies in supplying personal growth, development and perfection, which are represented during inter-personal communication and relationship is revealed here. Data of teachers' of the Kazan higher education institutions on use of educational technologies are provided in teaching and educational process, including the foreign. Two joint educational projects with participation of Institute of pedagogics, psychology and social problems as mechanisms of formation of tolerance of subjects of educational activity in the polycultural environment of higher education institution are allocated and characterized. Data of poll of teachers of the Kazan higher education institutions on use of educational technologies are provided in teaching and educational process, including the foreign. Two joint educational projects with participation of Institute of pedagogics, psychology and social problems as mechanisms of formation of tolerance of subjects of educational activity in the multicultural environment of higher education institution are allocated and characterized. Authors of the article stress, that with the help of innovative educational technologies, available in the process of international cooperation the educational potential of university students increases sufficiently as international projects have become a social lift for the learners.

Keywords: international cooperation, international experience, university students, cross-cultural enrichment, educational technologies.

В связи с тем, что Болонский процесс стал прочной и релевантной реальностью для России и более 50 стран объединенной Европы, в нашей стране стал возможен переход на качественно новый уровень высшего образования, в результате чего возникла современная образовательная парадигма, которая реализуется лишь в случае соответствия и следования международным тенденциям и векторам развития. Ученые - исследователи [1;4;5;9] отмечают, что международный опыт чрезвычайно

важен для совершенствования системы высшего образования в контексте сохранения и популяризации передовых зарубежных образовательных традиций, однако, следует избегать «слепого» копирования и автоматического переноса ценностей академической культуры и образования без их критического осмысления и тщательного отбора.

В условиях диверсификации

профессионального образования и

индивидуальных запросов субъектов образования

изменяются требования к технологическому и процессуальному подходу в организации образовательного процесса в профессиональной школе. Образовательные организации высшего и профессионального образования должны реагировать на запросы обучающихся, работодателей, производства, общества и реализовывать образовательный процесс с опорой не только на традиции отечественного образования, но и с учетом новейших достижений зарубежной науки.

Очевидно, что образовательные организации высшего и профессионального образования, реализующие программы профессиональной подготовки, вынуждены своевременно реагировать на запросы представителей профессиональных сообществ и социально-государственный заказ в плане подготовки кадров, и с этой целью осуществлять маркетинг рынка профессионально-образовательных услуг, а также рынка труда, реализовывать новые технологии профессионального обучения.

В соответствии с этим, интерес вызывает образовательный потенциал зарубежных образовательных технологий, который показывает, что организация и особенно реализация инновационных технологий являются сложными проблемами, с которыми сталкивается отечественное профессиональное образование.

Образовательный потенциал является важнейшим конкурентным преимуществом в стремительно меняющемся современном мире. Поэтому получение качественного образования как важнейшей составляющей в жизни человека сегодня никем не оспаривается. В условиях стабильного реформирования российского высшего и профессионального образования стоит задача создания такой системы качественной подготовки, благодаря которой высшая и профессиональная школа будут иметь возможность готовить специалистов творческих, мобильных, востребованных обществом и рынком труда. Инновационные технологии, при условии соблюдения всех их составляющих в образовательном процессе, способны обеспечить высокий уровень освоения студентом содержания образования, и, прежде всего, того содержания, которое способствует формированию важных компонентов человеческой культуры - знаний, опыта творческой деятельности, различных способов деятельности и коммуникации [6].

Все вместе эти компоненты дают возможность обучающемуся в своей будущей профессиональной деятельности проявлять творческий потенциал, коммуникативные способности, инициативность, ответственность,

быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Кроме того, создавать потребность в саморазвитии, самореализации.

Как известно, традиционные образовательные технологии ориентированы на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. Инновационные образовательные технологии ориентируют педагога на использование таких действий, приемов и форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач [7].

Развитие данных технологий происходит по направлениям: 1) репродуктивного обучения («индивидуально-предписанного» обучения, персонифицированного, а также «бригадно-индивидуального» обучения); 2)

исследовательского обучения (процесс обучения выстраивается как поиск познавательно-прикладных, практических сведений); 3) разработки моделей учебной дискуссии; 4) организации обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования) [7].

Наибольшую актуальность внедрение инновационных технологий в образовательный процесс в высшей и профессиональной школе получило в связи с сменой получения информации самими обучающимися - практически любое знание имеется в сети - Интернет. Поэтому, то, как обучающиеся будут формировать свое новое знание и на этой основе опыт практической деятельности, а далее и компетентность, во многом определяют современные образовательные технологии.

Таким образом, под инновационными образовательными технологиями в высшем и профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности [8]. Инновационные технологии позволяют проводить обучение в интерактивном режиме; повысить интерес обучающихся к изучаемой дисциплине; приблизить учебу к практике повседневной жизни; научить приемам получения нового знания.

Большинство исследователей в группу инновационных зарубежных технологий

включают: технологии личностно-

ориентированного обучения, технологии здоровьесбережения, технологии командно-модульного обучения, проектной деятельности, информационные технологии. К инновационным технологиям прибегают чуть более 50% преподавателей. Опрос проводился в анонимном режиме для преподавателей казанских вузов. В опросе участвовало 47 преподавателей, в число которых входили ассистенты 26%; старшие преподаватели 18%; доценты 34%; профессора 22%. Вопросы анкеты включали в себя, помимо традиционных анкетных данных (кроме ФИО преподавателя дисциплины), вопросы, связанные с применением образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, в том числе и зарубежных. Кратко представим результаты, связанные с применением зарубежных технологий. Более 50% всех преподавателей предпочитают использовать традиционные методы - лекция, семинар, в тех формах, которые использовались в советской и российской высшей школе. Все преподаватели отмечают, что существует необходимость внедрения новых технологий в образовательный процесс, однако, не всегда есть необходимое оборудование (компьютерная и мультимедийная техника), не все предметы можно вести, используя новейшие достижения в технологическом плане, нет хорошо описанной практики, методических указаний. Фактически каждый педагог идет свои путем, интерпретируя те или иные технологии по-своему.

При обработке данных нами использовался метод перекрестной группировки, где учитывались стаж, возраст, должность, степень. Метод позволяет анализировать частоту применения новейших технологий в зависимости от вышеназванных данных, и в целом результаты показывают, что молодые преподаватели чаще используют зарубежные технологии, что можно объяснить стремлением к творчеству, желанием разнообразить свой труд, готовностью к инновациям в учебном процессе. Преподаватели, чей стаж превышает 10 - 15 лет, чаще отдают предпочтение традиционным методам-лекциям и семинарам. Однако, в то же время, преподаватели, чей стаж превышает 10 - 15 лет, отмечают, что стремятся разнообразить семинарские занятия интерактивными технологиями и активными методами. На вопрос, какие зарубежные технологии используют в своей преподавательской деятельности, только 7% респондентов отметили, что используют кейс-стади, 13% - технологии групповой проектной работы, 46% - информационные технологии, и все опрошенные преподаватели не используют

здоровьесберегающие технологии и командно-модульные формы работы.

Анализ опросных данных позволил выделить факторы, способствующие применению новейших технологий (наличие мультимедийной техники во всех аудиториях, проведение обучающих семинаров по использованию новейших технологий, требования ФГОС по использованию активных методов обучения, возможность по новому представлять достижения науки в своей предметной области, возможность самосовершенствования) и препятствующие их внедрению (нехватка времени переводить лекционный материал в информационный ресурс, неумение хорошо работать с мультимедийной техникой, отсутствие четкого понимания как применять те или иные технологии, отсутствие мотивации).

Таким образом, можно отметить, что выбор и использование современных образовательных технологий во многом определяется способностью самих преподавателей вузов реализовать тот или иной ресурс в своей работе.

Международная образовательная интеграция, развитие академической мобильности субъектов образования, миграционные процессы, изменившаяся международная, и в том числе социально-культурная гуманитарная обстановка, остро поставили вопрос об использовании новых технологий и механизмов «взращивания» профессионалов, которым смогут эффективно учиться и работать в условиях поликультурной среды. Подготовка таких специалистов невозможна без приобретения навыков межкультурного взаимодействия, что лежит в основе такого феномена XXI века, как толерантность, формирование которой ориентировано на развитие поликультурной личности. Международное сотрудничество вузов в данном направлении на современном этапе реализуется в форме международных образовательных программ и проектов, в частности, по формированию межэтнической толерантности студентов, в формате программ TEMPUS-IV, ERASMUS+, TUNING, др.

В ходе участия ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» в международных проектах и программах были выявлены те общие константы и базисные характеристики, определяющие толерантность как: научное знание, интегративную характеристику личности; универсальный принцип, применяемый в сфере межэтнических коммуникаций; процесс, вычленив которые, можно продолжить поиск собственных, аутентично - российских моделей и технологий ее

формирования [5]. Соответственно,

международное образовательное сотрудничество по формированию толерантности и созданию поликультурной среды в вузе рассматривается современными учеными - исследователями [2;3;6;7] в контексте кросс-культурного обогащения наций с сохранением отечественных образовательных традиций и культурного наследия, которые в связи с глобализацией могут быть безвозвратно утеряны.

На основе компаративного анализа концептуальных идей ученых - исследователей [1;4;5;9;10] и практики осуществления международной проектной деятельности нами были определены сущностные характеристики европейской системы формирования

толерантности, представляющие интерес с позиции возможности использования их в российской высшей школе. К ним мы отнесли: многообразие и полимодельность формирования толерантности; диверсификация видов толерантности; диверсификация образовательных программ, моделей и форматов организации занятий по формированию толерантности; релевантный характер содержания

толерантности, обновление и постоянная адаптация программ развития толерантности к современным и будущим потребностям; усиление роли толерантности в понимании, интерпретации, сохранении, развитии и распространении национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма, в укреплении этических и духовных ценностей; развитие межуниверситетского диалога (полилога) и социального партнерства в формировании толерантности. Основываясь на данных характеристиках, можно утверждать, что формирование толерантности в поликультурной среде вуза во многом способствует становлению этнического и культурного плюрализма в университетском социуме и интенсификации межэтнических отношений за счет многоаспектности и полифункциональности данного педагогического феномена.

Исследование европейского и российского опыта показало, что существуют значительные разночтения в определениях, логическом аппарате, методологических основаниях и последовательности действий по использованию технологий формирования толерантности, технологии создания диверсификационных программ и образовательных «продуктов». С одной стороны для этих процессов характерен, громадный разброс теорий ее организации (парадигмальный плюрализм), с другой, полное

отсутствие собственных фундаментальных теорий, а лишь разработка «небольших» концепций.

Несмотря на то, что формирование толерантности является актуальным и социально -значимым процессом, совместная

скоординированная международная проектная деятельность как инновационная технология по формированию толерантности остается труднодостижимой в связи с тем, что каждая страна стремиться проводить данную работу обособленно, под собственным контролем. Однако, реализованный Институтом проект ALLMEET («Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России»; www.allmeet.org) и новый проект ENTEP «Совершенствование практики преподавания в вузах России и Китая» на основе лучших европейских образовательных практик» во многом изменили представления российских и европейских преподавателей вузов о потенциале совместно-организуемой проектной деятельности как инновационной технологии и ее роли в повышении качества обучения и воспитания студентов. Функционирование Центров толерантности, разработка и реализация совместных образовательных программ и проектов, совместная научно-исследовательская и публицистическая деятельность, а также проведение международных конференций с участием российских и зарубежных ведущих ученых - исследователей, активизировали международное сотрудничество, что также влияет на совершенствование практики преподавания и воспитания студентов как в России, так и за рубежом.

Таким образом, результаты

опытно - экспериментальной работы показали, что участие в международных образовательных проектах способствует эффективному формированию межкультурной компетенции студентов вуза. Несомненно, международные образовательные проекты заключают в себе стимулирующий материал для активизации интеграционных процессов: благодаря им происходит сближение культур и этносов, жизненных ценностей, традиций, а также образовательных ориентиров. Это является обязательным условием гармонизации систем высшего образования стран-участниц Болонского соглашения, ресурсом их совершенствования и гарантом успешного развития в контексте глобализации и международной образовательной интеграции.

Литература:

1. Аетдинова Р.Р. Практика создания межкультурной образовательной платформы в мультиэтническом регионе (на примере Республики Татарстан) / Р.Р. Аетдинова // Инновационная наука. -2016. - № 12-3. - С. 26-28.

2. Бедрина И.С. Международные проекты как средство интеграции в международное образовательное пространство / И.С. Бедрина // Новые образовательные технологии в вузе. - 2014. - С. 132137.

3. Игнатьева Н.Н. Перспективы международных образовательных проектов в рамках глобализации образования / Н.Н. Игнатьева, Е.В. Лисенкова // Актуальные проблемы образования. - 2014. - № 2. - С. 85-92.

4. Куконато М. Роль международных проектов и программ в формировании гражданской идентичности в контексте социокультуных трансформаций XXI века / М. Куконато, Т.М. Трегубова // Формирование общероссийской гражданской идентичности как фактор противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде. - 2016. - С. 11 -17.

5. Мухаметзянова Ф.Ш. Формирование толерантной личности в культурно - образовательном пространстве регионов России и за рубежом / Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова // Гуманитарные науки. - 2017. - № 4. - С. 126-131.

6. Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка педагога для

начальной и средней профессиональной школы: вопросы теории и практики: монография / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: изд-во «Данис». - 2014. - 103 с.

7. Реутова М.Н. Внедрение инновационных образовательных технологий в практику преподавания социологии в вузе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / М.Н. Реутова, И.В. Шавырина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13082

8. Сорокина Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов / Н.Д. Сорокина // Социологические исследования. - 2005. -№ 2. - С. 120-123.

9. Mukhametzyanova F. International experience as resource for improvement of multi - cultural teacher education in Russia / F. Mukhametzyanova, T. Tregubova, A. Kamaleeva // Materials of 3-rd international forum on teacher education "IFTE 2017" in the journal "European Proceedings of Social and Behavourial Sciences". - 2017. -P. 568-573.

10. Zannoni F. Promoting tolerance and inter-cultural education in Russia. The experience of ALLMEET intercultural educational platform / F. Zannoni, E. Kostrov // Formation of civil identity of youth in the conditions of socio-economic realities of Russian society. - 2017. - P. 335-340.

Сведения об авторах:

Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: us-ipppo-rao @mail. ru

Трегубова Татьяна Моисеевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]

Кац Александра Семеновна (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

G. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, scientific researcher FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems" e-mail: [email protected]

T. Tregubova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, Professor, leading scientific researcher FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", e-mail: [email protected]

A. Kats (Kazan, Russia), post-graduate student of FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.