Научная статья на тему 'Коммуникация в энергетике: Российско-Европейский опыт'

Коммуникация в энергетике: Российско-Европейский опыт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
288
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ЭНЕРГОДИАЛОГ / ENERGY DIALOGUE / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENERGY POLICY / ПАРТНЕРСТВО / PARTNERSHIP / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Могильникова Мария Владимировна

Коммуникация России и Евросоюза в области энергетики основана на зависимости сторон друг от друга, которая привела к построению взаимовыгодного сотрудничества в рамках партнерских соглашений и договоров и началу в 2000 г. энергетического диалога между Россией и Евросоюзом. Существует, однако, ряд политических, исторических, правовых проблем, затрудняющих ведение успешного энергодиалога и взаимодействия между сторонами. В статье рассмотрен характер коммуникации Российской Федерации и Евросоюза в области энергетики, а также выделен перечень конкретных проблем, стоящих на пути реализации успешного взаимодействия РФ и ЕС в области энергетической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication in the energy sector: the Russian-European experience

Communication between Russia and the European Union in the energy field is based on their interdependency, which has led to the mutually beneficial cooperation in the framework of partnership agreements and contracts that initiated an energy dialogue between Russia and the European Union in 2000. There are, however, a number of political, historical, legal obstacles that impede a successful energy dialogue and cooperation between the parts. The paper describes the nature of communication between Russian Federation and the European Union in the energy field. The author distinguishes a number of specific challenges that hamper the successful implementation of the energy policy between Russia an the EU.

Текст научной работы на тему «Коммуникация в энергетике: Российско-Европейский опыт»

М.В. Могильникова

КОММУНИКАЦИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ: РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Коммуникация России и Евросоюза в области энергетики основана на зависимости сторон друг от друга, которая привела к построению взаимовыгодного сотрудничества в рамках партнерских соглашений и договоров и началу в 2000 г. энергетического диалога между Россией и Евросоюзом. Существует, однако, ряд политических, исторических, правовых проблем, затрудняющих ведение успешного энергодиалога и взаимодействия между сторонами. В статье рассмотрен характер коммуникации Российской Федерации и Евросоюза в области энергетики, а также выделен перечень конкретных проблем, стоящих на пути реализации успешного взаимодействия РФ и ЕС в области энергетической политики.

Ключевые слова: коммуникация, энергодиалог, энергетическая политика, партнерство, взаимоотношения.

Энергия представляет собой основной процент экспорта России, при этом Европейский союз - один из крупнейших потребителей российской нефти и природного газа, импорт которых составляет более 200 млрд кубометров природного газа и более 200 млн т нефти ежегодно1. В связи с этим одним из важнейших и наиболее приоритетных направлений российской государственной политики становится налаживание тесной и продуктивной коммуникации России со странами Евросоюза в области энергетики, формирование и грамотная реализация энергетической политики.

Энергетическая политика понимается как сфера деятельности государства по отстаиванию интересов, обусловленных производством, транспортировкой и потреблением энергоресурсов. В этой области у России есть несколько направлений сотрудничества и

© Могильникова М.В., 2014

экспорта энергоресурсов. В первую очередь, речь идет о странах Европейского союза, с которыми РФ ведет многостороннее сотрудничество2. Наиболее важными взаимовыгодными направлениями энергетического диалога являются разработка и внедрение новых технологий, инвестирование российской энергетики, подписание энергетических торговых соглашений, выгодных для Российской Федерации3.

Официальный энергодиалог между Россией и Евросоюзом, который принято считать начавшимся лишь в 2000 г., является важнейшим элементом создания и расширения общеевропейского экономического пространства4. Взаимоотношения и коммуникация России и ЕС, однако, носят очень спорный характер, прерываемые многочисленными внутренними и внешними проблемами.

Сотрудничество России и Евросоюза в области энергетики имеет особое значение для обеих сторон в связи с постоянным увеличением спроса на энергоресурсы среди стран - участниц ЕС. Кроме того, углублению сотрудничества способствуют географическая близость России и ЕС и существующая развитая транспортная инфраструкту-ра5. В связи с этим есть все основания полагать, что как Евросоюз, так и Российская Федерация заинтересованы в сохранении роли России как постоянного поставщика нефти и природного газа в страны ЕС.

Стоит отметить, что страны-участницы Евросоюза, за исключением только Великобритании, Норвегии и Нидерландов, не обладают достаточным количеством энергоресурсов и поэтому вынуждены закупать их за границей. Европа в целом находится в зависимости от импорта энергоресурсов: примерно 50% потребности ЕС в энергии удовлетворяется за счет импортных источников. По мнению исследователей, данный показатель в следующие десятилетия будет лишь неуклонно расти6.

Саммит ЕС-Россия в 2000 г. и начало энергодиалога были продиктованы необходимостью установления сотрудничества и партнерства в области энергетики в целях укрепления надежности энергопоставок из России и расширения сферы сотрудничества между странами Еврозоны и РФ. Саммит завершился одобрением председателя Европейской комиссии Р. Проди курса на увеличение поставок российских энергоносителей в Европейский союз в обмен на инвестиции и технологии7. На последующих саммитах ЕС-Россия были определены важные принципы практической реализации стратегического партнерства сторон, в том числе путем усиления энергетического диалога. Цель диалога состоит в развитии долгосрочного энергетического партнерства между ЕС и Россией в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве8.

Российская Федерация очень заинтересована в проведении активной энергетической политики, позволяющей ей продвигать свои интересы на мировых, и в первую очередь европейских энергетических рынках. К задачам в области коммуникации с Евросоюзом Россия относит закрепление собственной роли ведущего энергетического партнера и существенное расширение сфер влияния, что свидетельствует о стратегическом характере взаимоотношений России и Евросоюза в области энергетики9.

Диалог России и Евросоюза главным образом сосредоточен на нефти и природном газе, сотрудничестве по объединению электросетей ЕС и России и торговле ядерными материалами10. Энергетический диалог является важным аспектом сотрудничества, включая в себя поставки российских энергоносителей странам Центральной и Западной Европы с параллельным привлечением инвестиций европейского капитала в развитие энергетического сектора России.

Несмотря на декларирование странами-участницами ЕС и Россией углубления сотрудничества и поиска компромиссов по спорным вопросам, на практике зачастую происходит противоположная, тупиковая ситуация, когда стороны не могут договориться и прерывают либо приостанавливают взаимодействие. Европа не хочет находиться в полной зависимости от поставок энергоресурсов из России, которая в то же время не хочет терять Европу как крупнейшего потребителя своих энергоресурсов. Кроме того, отдельные страны-участницы ЕС видят зачастую диаметрально противоположные пути развития коммуникации и отношений России и ЕС в области энергетической политики.

Так, в отношениях между Германией и Россией энергетическая политика играет ключевую роль. Это связано с тем, что среди стран ЕС Германия является крупнейшим потребителем российских энергоресурсов. В течение 2011 года Россия экспортировала 34,1 млрд кубометров природного газа в Германию, что составляет почти 22% российского природного газа, экспортируемого в страны дальнего зарубежья и более чем % российского природного газа, экспортируемого в Евросоюз11. Такие цифры, безусловно, наглядно демонстрируют важность энергетического фактора при формировании российско-немецкой политики.

С тех пор как Российская Федерация начала экспортировать газ в Германию, отношения между странами существенно улучшились, что, в частности, подтверждается завершением строительства трубопровода «Северный поток», который позволяет транспортировать газ напрямую из Выборга в Грайфсвальд, минуя все транзитные государства (некоторые из них спровоцировали немало

проблем в отношениях России и Евросоюза - и соответственно России и Германии - в области энергетической политики).

Стоит заметить, что, в то время как Германия и Россия ведут весьма успешную коммуникацию и активно взаимодействуют в вопросах энергетической политики, некоторые страны-участницы ЕС сохраняют стойкое предубеждение относительно Российской Федерации как энергетического партера. В конечном итоге это сказывается на взаимоотношениях как России и Евросоюза, так и России и Германии при том, что последняя связана обязательствами перед Евросоюзом, который, в свою очередь, предпринимает множество усилий для создания политики, общей для всей Еврозоны.

К одним из главных препятствий на пути построения российско-европейского диалога, можно отнести отказ России ратифицировать Договор к Энергетической хартии в 1994 г., которая вплоть до настоящего времени продолжает регулировать энергетические отношения в Европе. Несмотря на то что Россия не ратифицировала договор, она тем не менее является его участником и применяет договор на временной основе12.

Причина отказа России ратифицировать Договор к Энергетической хартии в значительной степени коренилась в конкретных проблемах (в основном связанных с энергетическим транзитом), которые Москва видела в Договоре и поэтому не хотела быть связанной ими. Однако мы должны понимать, что в 1994 г. Россия была совсем другой страной, чем она есть сейчас, и соответственно позиция Россия в настоящий момент относительно положений Договора сильно отличается от ее позиции на переговорах в 1994 г., когда она отказалась ратифицировать Договор к Энергетической хартии.

С экономикой, которая стремительно развивалась и крепла с того времени, Россия превратилась к сегодняшнему дню в крупнейшего игрока на мировом энергетическом рынке и предполагает, что к ней будут относиться как к таковой. Россия больше не боится выразить свое недовольство относительно европейских попыток навязать ей свои условия, когда это касается энергетики.

Одним из наиболее проблемных аспектов общей политики ЕС является также желание Евросоюза привести законодательство стран-участниц ЕС в соответствие со своим собственным: процесс, известный как «правовое сближение». Этот процесс в настоящее время является доминирующим и в то же время наиболее спорным аспектом в деятельности Европейской комиссии в энергетическом диалоге с Россией. Россия расценивает эти действия Евросоюза как попытку ЕС перенести свои идеалы, ценности и законы на РФ, а не как способ относиться к России как к равноправному партнеру

по торговле13. Если Европейская комиссия и ЕС будут продолжать настаивать на вовлечении России в процесс «правового сближения» в энергетическом диалоге, то это может отрицательно сказаться на коммуникации ЕС и России в будущем. Российская Федерация может начать строить более тесное сотрудничество и увеличивать экспортные поставки нефти и газа в такие страны, как Южная Корея, Япония и Китай, нанеся тем самым серьезный удар по государствам - членам ЕС, энергетическая безопасность которых в значительной степени зависит от природных ресурсов, получаемых из России.

Стоит сказать, что Россия уже предупреждает о своем намерении экспортировать больше газа в Китай. Данное направление не может быть, однако, в полной мере реализовано в связи с отсутствием в настоящее время необходимых условий для транспортировки природного газа и развитой инфраструктуры между двумя странами14. Еще одной проблемой, затрудняющей сотрудничество Китая и России в области энергетики, является тот факт, что Китай еще не готов платить европейские цены на газ.

Камнем преткновения в гармоничной коммуникации России и Евросоюза продолжает оставаться третий энергопакет ЕС, принятый в 2009 г., представляющий собой законы и правила функционирования европейской энергетики по защите и демонополизации энергетических рынков ЕС. Эти правила существенно осложняют нахождение российских энергетических компаний, в особенности Газпрома, на рынках Евросоюза. Эти меры Евросоюза по изменению условий работы энергетического рынка без учета интересов России, безусловно, негативно сказываются на взаимоотношениях и диалоге России и ЕС в области энергетики15.

На международной конференции «Россия-Европейский союз: возможности партнерства», которая прошла в марте 2013 г., премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, подчеркнул, что «Евросоюз не должен навязывать односторонние подходы своим партнерам, и обязан слышать аргументы другой стороны при рассмотрении вопросов, связанных реформами в области газа и электроэнергии»16. Таким образом, премьер-министр обозначил необходимость, стоящую перед Российской Федерацией, в принятии политических, юридических, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности; а также подчеркнул необходимость развития взаимовыгодного сотрудничества и коммуникации с Евросоюзом в области энергетики.

К еще одной проблеме в коммуникации России и Евросоюза следует отнести настороженное и достаточно холодное отношение России к партнерству с Европейским союзом в области энергетики

в целом, которое сложилось в результате не только давления на Россию в процессе «правового сближения» норм ЕС, но и в связи с обвинениями России нестабильным поставщиком со стороны Евросоюза. ЕС продолжает возлагать вину за газовый кризис в 2009 г. на Россию, несмотря на то что единственный раз, когда поставки газа были прерваны, пришелся на время кризиса 2009 г.; причем трубопроводы, проходящие исключительно через территорию Украины, прервали поставки газа17.

В дополнение к вышеупомянутым проблемам стоит отнести тот факт, что Россия перестает видеть в ЕС стабильного потребителя, учитывая тенденцию формирования европейской политики, направленную на дальнейшую диверсификацию собственного производства и, в частности, попыток снижения своей энергозависимости от России18. Российская Федерация, в свою очередь, расценивает данные действия ЕС как угрозу безопасности спроса своих энергоресурсов.

Подобного рода столкновение интересов заставляет Россию пересмотреть свои отношения с ЕС в области энергетики - в области, в которой обе стороны всегда были в значительной степени зависимыми друг от друга (что во многом предопределяет и обеспечивает продолжение энергетического сотрудничества между Россией и Евросоюзом).

В случае, если Европа не намерена в будущем продолжать импортировать российские энергоресурсы в том же объеме, в котором она осуществляет это в настоящее время, Россия начнет налаживать и увеличить свое присутствие на других рынках.

Таким образом, коммуникацию России и Евросоюза в энергетической сфере можно охарактеризовать как взаимовыгодный диалог, построенный на взаимозависимости обеих сторон. В целом России очень выгодно строить отношения с Евросоюзом как с проверенным покупателем, готовым платить рыночную цену. Даже в случае налаживания и развития инфраструктуры на других направлениях импорта российского газа (в части в странах Азии) можно с большей долей вероятности говорить о том, что Евросоюз будет продолжать оставаться основным потребителем российских энергоресурсов. С другой стороны, большинство стран Европейского союза считают Россию надежным энергетическим партнером и поставщиком энергоресурсов. Кроме того, непрекращающиеся политические волнения и революции в странах Ближнего Востока, уменьшение энергопоставок из стран Северной Африки заставляет страны - участницы ЕС проводить более умеренную и взвешенную политику в отношении Российской Федерации.

В ближайшее время Европейский союз останется наиболее крупным потребителем энергоресурсов из России, однако роль неравноценного поставщика нефти и газа, предлагаемая ЕС, не устраивает Россию, ищущую равноправных партнерских отношений. В связи с этим крупнейшие российские компании настаивают на необходимости расширения процессов взаимоинтеграции в области разработок и производства и, кроме того, увеличения объемов переработки экспортируемых энергоресурсов. Также важной и не до конца урегулированной сферой остаются вопросы соглашений и договоренностей относительно энергопоставок между Российской Федерацией и Евросоюзом. В частности это касается Договора к Энергетической хартии, а также Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией в части энергетики. Существует острая необходимость доработать вышеуказанные документы для создания выгодных и приемлемых условий для обеих сторон либо подписать новые соглашения, соответствующие современным условиям. Эти меры позволят создать необходимый правовой фундамент для продвижения российских энергетических компаний на европейских рынках и помогут выстроить конкурентные отношения в рамках Еврозоны.

На примере взаимоотношений России и Германии в области энергетики можно сделать вывод о том, что для Российской Федерация двусторонняя форма сотрудничества является более выгодной, чем коммуникация с Евросоюзом как с единым целым, на чем, в свою очередь, настаивает Евросоюз.

Несмотря на ряд проблем, возникающих в процессе коммуникации Европейского союза и Российской Федерации, есть все основания полагать, что энергодиалог России и ЕС в ближайшем будущем будет продолжен и подкреплен новыми соглашениями о сотрудничестве и партнерстве.

Примечания

См.: Ariel С. Europe's Strategic Dependence on Russian Energy. The Backgrounder. Heritage Foundation. No. 2083. Р. 3.

См.: Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715 [Электронный ресурс] URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/ (Дата обращения 16.08.2013).

См.: Концепция внешней политики Российской Федерации / Утверждена указом Президента Российской Федерации № 1440 от 12 июля 2008 г.

2

[Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/785 (Дата обращения 10.08.2013).

4 См.: Energy: EU_Russia Energy Dialog - European Commission [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/energy/international/russia/dialogue/dialogue_ en.htm (Дата обращения 07.08.2013).

5 См.: Ariel С. Op. cit. Р. 4.

6 См.: Пашковская И.Г. Энергетическая политика Европейского союза в отношении России и новых независимых государств. М.: Проспект, 2010. С. 102.

7 См.: Energy: EU_Russia Energy Dialog-European Commission [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/energy/international/russia/dialogue/dialogue_ en.htm (Дата обращения 04.08.2013).

8 См.: Томаш М. Эволюция энергетической политики России и стран Евросоюза в условиях глобализации: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. С. 97.

9 См.: Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715 [Электронный ресурс] URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/ (Дата обращения 16.08.2013).

10 См.: Троицкий П.В. Перспективы сотрудничества России и Европейского союза в энергообеспечении: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 69.

11 См.: OAO «Газпром» 2011: Годовой отчет. Москва [Электронный ресурс] URL: http://www.gazprom.ru/investors/reports/2011/ (Дата обращения 11.08.2013).

12 См.: Romanova Т. The Political Economy of EU-Russian Energy-relations. Political Economy of Energy in Europe: Forces of Fragmentation and Integration (G. Fermann (ed.)) Berliner Wissenschafts-Verlag, 9 June 2008. Р. 78.

13 См.: Там же. Р. 84. См.: Конопляник А.А. Россия на формирующемся евроазиатском энергетическом пространстве: проблемы конкурентоспособности. М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2004. С. 326.

См.: Иршинская Л.И. Международная конкурентоспособность и стратегии развития крупнейших нефтяных компаний: Дис. . канд. экон. наук. М., 2004. С. 65.

См.: РСМД: материалы международной конференции «Россия-Европейский союз: возможности партнерства» [Электронный ресурс] URL: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=2042#top (Дата обращения 20.08.2013). См.: Пашковская И.Г. Указ. соч. С. 78.

См.: European Energy to 2020. A scenario Approach. Office for Official Publications of the European Commision, Luxembourg, 1996 [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/energy/library/e2020fd.pdf (Дата обращения 11.08.2013).

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.