DEVELOPMENT OF ENERGY COOPERATION OF RUSSIA AND THE EU: RESULTS OF THE FIRST TWO DECADES OF DIALOGUE Gulyaev M.M. (Russian Federation) Email: [email protected]
Gulyaev Maxim Mikhailovich - Graduate Student, DEPARTMENT OF THE WORLD ECONOMY AND MANAGEMENT OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITIES, SARATOV SOCIO-ECONOMIC INSTITUTE PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, SARATOV
Abstract: in this article the problems of cooperation between Russia and the European Union in the energy sphere are considered. The role of the energy sector in the relationship and the degree of mutual dependence on the interaction in it are assessed. Much attention is paid to the history of the creation of an energy dialogue, the main documents defining the framework for cooperation are given. The article analyzes the interests and motives of each of the parties in the market segment being studied. An attempt was also made to determine the reasons for the problems arising in the course of cooperation.
Keywords: energy dialogue, the European Union, cooperation problems, history of energy cooperation, the interests of the parties.
РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС: РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВЫХ ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ДИАЛОГА Гуляев М.М. (Российская Федерация)
Гуляев Максим Михайлович - магистрант, кафедра мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы сотрудничества России и Евросоюза в энергетической сфере. Оценивается роль энергетического сектора в отношениях и степень взаимной зависимости от взаимодействия в нем. Большое внимание уделяется истории создания энергетического диалога, приводятся основные документы, определяющие рамки сотрудничества. В статье анализируются интересы и мотивы каждой из сторон в изучаемом сегменте рынка. Также сделана попытка определить причины возникающих в ходе сотрудничества проблем.
Ключевые слова: энергодиалог, Евросоюз, проблемы сотрудничества, история энергетического взаимодействия, интересы сторон.
УДК 339.982
Энергетика играет важнейшую роль в отношениях России и Европейского Союза. Энергодиалог между двумя сторонами стал возможен только благодаря кропотливой работе над моделями взаимодействия и всевозможными техническими нормами, и эта работа зачастую проходила в сложных конфликтных условиях. На рубеже веков отношения России и ЕС переживали обширные трансформации, ведущие стороны к обоюдной зависимости.
Энергетическое сотрудничество РФ и Евросоюза преследует три основные цели: реализация программы создания единого экономического пространства, облегчение
доступа Евросоюза к ресурсно-сырьевой базе РФ, бесперебойная транспортировка энергоносителей. В то же время существует ряд проблем, которые препятствуют формированию единой политики сторон относительно энергетики. В исследовании выделены противоречия внутри энергодиалога, связанные с его политизацией и секьюритизацией, препятствующие созданию доверительных отношений между Россией и Евросоюзом.
Роль энергетического фактора в отношениях Евросоюза и России определяется не только их взаимной зависимостью, но и интересом сторон к сближению в вопросах правового и технического регулирования. Новая модель сотрудничества, предполагающая более тесную координацию вырабатываемых стратегий и направленная на совместные риски и инвестиции, требует создания эффективной правовой и нормативной системы, призванной определить границы поведения сторон энергетического сотрудничества [6].
Впервые идея создания энергетического диалога между ЕС и Россией возникла в 1986 году с предложением Р. Любберса (премьер-министр Нидерландов 1982 -1994 гг.) включить Советский Союз в европейский энергетический сектор, что позже отразилось в Европейской энергетической хартии 1991 года. Как институциональной, так и правовой основой энергетического диалога России и Евросоюза стало подписанное в 1994 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу в 1997 году).
Также Россия была принята в «Группу восьми» и стала одним из подписантов Киотского протокола. Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе, подписанный РФ и ЕС 11 февраля 1999 года, придал новый импульс взаимному сотрудничеству [9].
На постоянной основе энергетический диалог между Россией и Евросоюзом закрепился только в 2000 году в ходе саммита ЕС-РФ в Париже - тогда получила одобрение инициатива главы Еврокомиссии Романо Проди, предполагающей повысить в 1,5 раза импорт российских энергоносителей в обмен на новые технологии и прямые инвестиции. С этого момента стала окончательно сформированной основная цель энергетического диалога - стабильное партнерство и поддержание стабильности поставок газа и нефти в страны Евросоюза. На сегодняшний день энергодиалог также охватывает взаимоотношения в сфере электроэнергетики и торговли ядерным топливом.
Одним из важнейших документов, формировавших базис энергетического диалога, стала утвержденная Правительством РФ 28 августа 2003 года «Энергетическая стратегия до 2020 года», в которой подчеркивается важность европейского энергетического рынка для российских поставщиков, а также приводится прогноз объемов поставок в Евросоюз, согласно которому страны Западной и Центральной Европы останутся крупнейшими покупателями энергоносителей из России в течение ближайших 20-25 лет [8].
В общем, на конъюнктуру энергетического рынка оказывали воздействие различные игроки - как государственные (к примеру, Еврокомиссия), так и негосударственные (энергетические и промышленные компании). Даже принимая в расчет, что Россия и ЕС взаимозависимы и заинтересованы в кооперации, их позиции в области энергетического сотрудничества зачастую довольно сильно различались. РФ неуклонно стремится к наращиванию своего присутствия в Европе и пытается играть как можно более значимую роль в торговле энергоносителями, в то же время Евросоюз видит необходимость максимально диверсифицировать свой энергетический импорт и снизить зависимость от российских поставок, уделяет особое внимание развитию альтернативных источников энергии [3].
На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой основная часть газо- и нефтепроводов проложена именно в страны Евросоюза. Такое положение вещей играет в пользу покупателя, так как Россия имеет ограниченные возможности по
39
экспорту энергоносителей на альтернативные рынки. Евросоюз при этом может осуществлять закупки нефти и газа в других странах в крупных объемах. Тем не менее, возможности влияния Евросоюза на условия предложения энергоносителей ограничены, основными аргументами в рыночном диалоге являются снижение спроса и развитие энергосберегающих технологий.
Приоритетной задачей для Евросоюза является создание такой конъюнктуры на энергетическом рынке, при которой Россия не имела бы возможности использовать свои нефтегазовые ресурсы в качестве инструмента политического давления. По этой причине Россия стремится удерживать монополию на транзит через свою территорию газа из Средней Азии, в то время как ЕС прилагает усилия для ликвидации этой монополии.
Серьезные осложнения в энергетический диалог РФ-ЕС привнесли так называемые «газовые войны» между Украиной и Россией в январе 2006 года. До этих событий Евросоюз не сомневался в надежности России как поставщика энергетических ресурсов, и Россия всячески старалась этот имидж поддерживать.
Российская госкомпания «Газпром» на протяжении многих лет осуществляла поставки газа в Украину по 50 долларов за 1000 куб. м. Однако к началу 2006 года, с подходом к концу срока действия последнего контракта, российская сторона предложила Украине новую цену - 230 долларов за 1000 куб. м, что вызвало крайне негативную реакцию Киева. Результатом конфликта стало прекращение поставок газа в Украину. После напряженных переговоров стороны заключили компромиссный контракт на 5 лет, предполагающий транспортировку газа из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана по 95 долларов за 1000 куб. м [5].
Важно отметить, что в тот период взаимоотношения ЕС и России имело смысл характеризовать в терминах взаимной энергетической зависимости, которая имела выражение в сферах транспортировки, торговли и потребления энергетических ресурсов, а также в сотрудничестве в области энергетической эффективности и инвестиций. Наиболее важные внешнеэкономические интересы РФ в области поставок энергоресурсов заключаются в том, что Евросоюз - крупнейший традиционный рынок сбыта энергоресурсов, который при этом является поставщиком оборудования для энергетики и новейших технологий для модернизации топливно-энергетического комплекса России. С политической точки зрения активное сотрудничество РФ и Евросоюза в сфере энергоресурсов положительно влияет на стабильность евразийского континента и способствует всестороннему расширению стратегического партнёрства между странами [1].
В течение исследуемого периода формировалась новая модель отношений между Россией и Евросоюзом, претерпевал изменения тон политического диалога. Россия перестала ассоциироваться с термином «сырьевой придаток», развитые страны-партнеры постепенно осознали наличие обоюдной зависимости. Термин «энергетическая сверхдержава» стал все чаще появляться в иностранных и российских публикациях.
Интересы Евросоюза в сфере энергоресурсов в основном сводятся к облегчению доступа к ресурсной базе РФ и обеспечению бесперебойной транспортировки энергоносителей на европейский внутренний рынок. До введения санкций против России в 2014 году ЕС вынашивал планы по совместному освоению российских ресурсов на условиях раздела полученной продукции. Российская Федерация - крупнейший поставщик в Евросоюз газа, нефти, угля и урана, также является третьим по величине поставщиком электроэнергии. Доля нефти и газа в общей структуре экспорта из России в ЕС исследуемом периоде постепенно возрастала (в 2001 г. - 59%, в 2005 г. - 64%, в 2010 г. - 65%). Евросоюз импортировал из России 27% от всего объема нефти, 31% от всего объёма газа и 24% угля. А для отдельных стран Евросоюза Российская Федерация является единственным поставщиком голубого топлива [7].
40
Также очень важной частью энергетического диалога Россия-ЕС является проведение скоординированной совместной политики в области безопасного функционирования объектов электроэнергетики. Проект по объединению энергосистем потребовал глубокой переоценки системы контроля рынка энергетических ресурсов РФ, а также её совместимости с нормами Евросоюза. В рамках энергетического диалога работал механизм консультаций между представителями бизнес-сообщества и государственных структур, затрагивающий наиболее важные вопросы энергетической политики ЕС и России. Происходил обмен актуальной информацией о развитии нормативно-правовой базы и возможностях сближения энергетических стратегий РФ и Евросоюза.
Важной задачей в области энергетического сотрудничества между сторонами до введения взаимных санкций в 2014 году было создание «дорожной карты» единого экономического пространства. В то же время существует ряд проблем, серьёзно затормаживающих формирование единой энергетической политики РФ и стран Евросоюза. В сфере энергетики между сторонами всегда присутствовала некоторая неопределённость энергетических интересов. Подход к энергетической безопасности в разных странах Евросоюза значительно различается. Энергополитика является неотъемлемой частью системы национальной безопасности европейского объединения, и многие государства в составе ЕС не хотят жертвовать своим суверенитетом в этой сфере. Страны Евросоюза придерживаются также разных точек зрения относительно энергетического диалога с Россией. Германия и Франция, к примеру, заинтересованы в долгосрочных контрактах с Россией на поставку энергоресурсов. Литва и Польша, наоборот, всеми возможными путями стремятся снизить любую зависимость от России, в том числе энергетическую [2]. Также есть противоречия и в структуре энергетической политики. Финляндия имеет свои интересы в ядерном секторе энергетики [4], Польша же борется за сохранение угольной составляющей на энергетическом рынке.
Высокая степень политизации стала основным препятствием для формирования объединённого энергетического комплекса Евросоюза и РФ. Она вынуждает стороны принимать решения, которые способствуют углублению противоречий не только в энергетике, но и во многих других областях политического и экономического диалога. Такая тенденция оказывает резко негативное воздействие на доверительные отношения сторон. Излишняя политизация энергетического диалога со стороны Евросоюза может быть косвенным свидетельством о кризисных явлениях внутри самого объединения, о неуверенности в будущем.
Российская Федерация, со своей стороны, всегда имела стремление сократить до минимума количество геополитических угроз, порождённых действиями других участников политических процессов, тем самым реализовав собственную программу национальной безопасности. Эти процессы неизбежно оставляют свой отпечаток на ходе энергетического диалога с Евросоюзом. Такие проблемы, как напряженность в Центральной Азии, сложная ситуация вокруг Украины, разногласия с Норвегией по разграничению участков Баренцева моря, создали много сложностей при реализации энергетических проектов, оказав сильное воздействие на энергополитику РФ относительно Евросоюза.
Подводя итог, можно увидеть, что отношения России и ЕС в области энергетики в конце XX-начале XXI веков характеризуются в первую очередь ростом напряжённости. Основной причиной этого явилась значительная асимметрия в интересах потребителя и поставщика. Евросоюз, в отличие от России, никогда не имел и не мог иметь единой стратегии в области энергетики. Все государства, составляющие ЕС, ставили перед собой разные задачи и определяли свои пути решения энергетических и политических вопросов. Важнейшим фактором, вынуждавшим страны Евросоюза идти различными путями, был разный уровень
обеспеченности энергетическими ресурсами. Следовательно, и степень зависимости от импорта российских энергоносителей стран-членов ЕС значительно различалась.
Несмотря на возникающие проблемы, Евросоюз и РФ и в сегодняшних непростых обстоятельствах стремятся к продолжению энергодиалога и развитию газотранспортной системы. Именно сотрудничество в области энергетики стало основой стратегического партнёрства как в экономике, так и в политике. С политической точки зрения развитие энергодиалога между Россией и Евросоюзом внесло значительный вклад в укрепление стабильности всего евразийского континента и способствовало углублению партнёрства между сторонами во многих других областях.
Список литературы /References
1. Жизнин С. Десять лет спустя. Перспективы энергетического сотрудничества Россия-ЕС [Электронный ресурс]: С. Жизнин // МГИМО, 2010. Режим доступа: http://mgimo.ru/about/news/experts/165715/ (дата обращения: 05.10.2017).
2. Конец изоляции - Литва, Польша и ЕК подписали исторический договор. [Электронный ресурс]: Делфи, 2015. Режим доступа: http://ru.delfi.lt/news/politics/konec-izolyacii-litva-polsha-i-ek-podpisali-istoricheskij-dogovor.d?id=69289460/ (дата обращения: 05.10.2017).
3. Михайлов С. Вектор энергосбережения сместился в регионы и к конкретным компаниям [Электронный ресурс]: С. Михайлов // Научно-практический портал Экология производства, 2006. Режим доступа: http://www.ecoindustry.ru/NEWS/vie w/7755.html/ (дата обращения: 05.10.2017).
4. СМИ об атомной отрасли. [Электронный ресурс]: Росатом, 2014. Режим доступа: http://arcWve.rosatom.ru/journalist/atomicsphere/c691ea80467378fd84c3b506730d8789/ (дата обращения: 05.10.2017).
5. Соглашение об урегулировании отношений в газовой сфере. [Электронный ресурс]: Украинская правда, 2006. Режим доступа: http://www.pravda.com.ua/rus/arti cles/2006/01/5/4395629/ (дата обращения: 05.10.2017).
6. Хафлик П. Отношения между Россией и Европейским союзом в свете расширения ЕС / П. Хафлик // Научные труды РЭЦЭП, 2002.
7. Шматко С. Обобщающий доклад. Энергетический диалог Россия-ЕС 2000-2010: Возможности для нашего будущего партнерства в области энергетики [Электронный ресурс]: С. Шматко, Г. Эттингер // Постоянное представительство РФ при ЕС, 2010. Режим доступа: http://russiaeu.ru/sites/default/files/user/2010-EnergyDialog%20-report11-10th%20anniversary-rn.pdf/ (дата обращения: 05.10.2017).
8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. [Электронный ресурс] // Институт энергетической стратегии: [Официальный сайт], 2003. Режим доступа: http://www.energystrategy.ru/projects/es-2020.htm/ (дата обращения: 05.10.2017).
9. Memorandum of understanding on the energy sector between the ministry for fuel and energy of the Russian Federation and the European Commission. [Электронный ресурс]: Permanent Mission of the Russian Federation to the European Union, 1999. Режим доступа: http://russiaeu.ru/userfiles/file/memorandum_on_industrial_cooperatio n_in_energy_sector_1999_english.pdf/ (дата обращения: 05.10.2017).