Научная статья на тему 'Взаимоотношения России и европейского Союза в энергетической сфере'

Взаимоотношения России и европейского Союза в энергетической сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
990
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ РОССИЯ ЕС / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СТРАН ЕС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / THE ENERGY DIALOGUE BETWEEN RUSSIA AND EU / STRATEGIC PARTNERSHIP / EU PARTNERSHIP / ENERGY TECHNOLOGICAL CENTRE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Братковский Кирилл Васильевич

В статье рассматриваются цели, формы и современное состояние отношений Россия Европейский Союз в энергетической сфере. Автор отмечает, что энергодиалог Россия ЕС проводится в сложном политико-экономическом контексте, поскольку финансовый и экономический кризисы вносят серьезный элемент неопределенности в ситуацию на энергетических рынках. Вместе с тем он остается одним из инструментов строительства общеевропейского экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mutual Relations between Russia and EU in Energy SphereThe Diplomatic Academy the Russian Ministry for Foreign Affairs

The article considers the goals, forms and contemporary state of relations between Russia and the European Union in the energy sphere. The author notes that the Russia-EU energy dialogue is carried out in a complex political and economic context, because the financial and economic crises introduce a grave element of uncertainty into the situation in the energy markets. It is stressed that the energy dialogue between Russia and the EU remains a tool to build the all-European economic space.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения России и европейского Союза в энергетической сфере»

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

К.В. Братковский

Кафедра международных отношений Дипломатическая академия МИД РФ ул. Остоженка, 53/2, Москва, Россия, 119992

В статье рассматриваются цели, формы и современное состояние отношений Россия — Европейский Союз в энергетической сфере. Автор отмечает, что энергодиалог Россия — ЕС проводится в сложном политико-экономическом контексте, поскольку финансовый и экономический кризисы вносят серьезный элемент неопределенности в ситуацию на энергетических рынках. Вместе с тем он остается одним из инструментов строительства общеевропейского экономического пространства.

Ключевые слова: энергетический диалог Россия — ЕС, стратегическое партнерство стран ЕС, Энергетический технологический центр.

Одним из важных аспектов сотрудничества между Россией и Европейским Союзом (ЕС) является сотрудничество в сфере энергетики. Страны — члены ЕС — крупнейшие импортеры российских энергоресурсов, поставки российской нефти и газа составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах Евросоюза и существует потенциал их роста. Сотрудничество России и ЕС в энергетической сфере имеет особое значение, поскольку спрос на энергоресурсы в странах — членах ЕС и в России увеличивается, причем добыча углеводородов в Евросоюзе сокращается, а в России растет. Несмотря на диверсификацию энергопоставок между ЕС и Россией, доля российских углеводородов и продуктов их переработки на европейском рынке по прежнему остается высокой в ближайшие 20—25 лет, учитывая географическую близость России и ЕС, существующую транспортную инфраструктуру, а также традиционное успешное сотрудничество в области энергетики, осуществляемое с 1960 г. [7. С. 10]. ЕС серьезно заинтересован в сохранении и повышении роли России как поставщика нефти и природного газа, а также в укреплении России как верного и надежного поставщика. Необходимо отметить, что не существует никаких количественных ограничений на экспорт российского углеводородного сырья в ЕС.

Решение о начале энергетического диалога с целью создания широкого и стабильного партнерства в этой области и повышения надежности энергетических поставок, как в ЕС, так и в Россию стало одним из главных результатов саммита Россия — ЕС в Париже в октябре 2000 г. На нем была одобрена инициатива председателя Европейской Комиссии Р. Проди, предложившего вести с Россией диалог о существенном увеличении поставок российских энергоносителей в Европейский Союз в обмен на инвестиции и технологии [3. С. 16]. На последующих саммитах Россия — ЕС были определены важные принципы практической реализации стратегического партнерства сторон, в том числе путем усиления энергетического диалога. Регулярно готовятся обобщающие доклады, которые затем рассматриваются и одобряются на саммитах ЕС — Россия [4].

Цель диалога состоит в развитии долгосрочного энергетического партнерства между ЕС и Россией в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Диалог сосредоточен на нефти и природном газе, сотрудничестве по объединению электросетей ЕС и России и торговле ядерными материалами. Энергетический диалог является важным аспектом сотрудничества, включая в себя поставки российских энергоносителей странам Центральной и Западной Европы, с параллельным привлечением инвестиций европейского капитала в развитие энергетического сектора России. Гибкая структура Энергетического диалога Россия — ЕС способствует успеху и динамизму этого уникального партнерства и позволяет вести конструктивные и откровенные дискуссии, в которых участвуют представители правительства России, Европейской Комиссии, государств — членов ЕС, деловых и промышленных кругов России и Евросоюза. Энергодиалог вносит вклад в разрешение спорных вопросов и проблем, возникающих в процессе взаимодействия Российской Федерации и ЕС в энергетическом секторе, что в свою очередь способствует повышению надежности поставок энергии и укреплению взаимовыгодного сотрудничества. В частности, речь идет о признании важности заключения долгосрочных поставок газа, решении вопроса о пунктах назначения в некоторых долгосрочных контрактах на поставку газа, подтверждении отсутствия 30процентного ограничения ЕС на импорт ископаемого топлива из одного внешнего источника, обсуждении отдельных вопросов торговли энергией в контексте договоренностей относительно будущего членства России во Всемирной Торговой Организации и подтверждении контрактов на поставку ядерных материалов, заключенных Россией до расширения ЕС [5. С. 2].

Стратегическое партнерство в энергетическом секторе России и Евросоюза должно обеспечить надежность, безопасность и прогнозируемость в долгосрочной перспективе в условиях свободного рынка. Россия и ЕС, таким образом, объективно заинтересованы в укреплении взаимовыгодного энергетического сотрудничества, что является целью проводимого ими Энергетического диалога. Вопросы, связанные с обеспечением долгосрочной надежности и безопасности как спроса на энергоносители, так и их поставок, приобретают первостепенное значение в рамках Энергодиалога Россия — ЕС, который с российской стороны возглавляет Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, а со стороны Евросоюза — Генеральный директор Генерального директората по энергетике и транспорту Европейской комиссии. Диалог ведется через структуры, установленные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве. Прогресс в сотрудничестве требует улучшения необходимого информационного обмена и большей согласованности энергетических стратегий участников Энергодиалога. В этой связи были созданы Тематические группы в рамках Энергодалога Россия — Евросоюз, деятельность которых осуществлялась в соответствии с согласованными с Координаторами Энергодиалога Россия — ЕС техническими заданиями и планами.

Работа Тематической группы по энергетическим стратегиям, прогнозам и сценариям предусматривает обмен мнениями и подготовку предложений в области разработки энергетических стратегий, формирования энергетической политики и прогнозов России и ЕС и достижение согласованного уровня прогнозов и сценариев развития энергетики двух сторон на период до 2030 г. Эта группа призвана

содействовать развитию системы информационного обмена и мониторинга, обеспечивающих повышение уровня прозрачности и взаимного доверия в вопросах энергетики, заблаговременное определение потенциальных проблем, а также совместный анализ актуальных текущих вопросов спроса на энергоносители и поставки [5. С. 8]. Так, в рамках первого заседания этой группы, прошедшего в Москве 26 сентября 2007 г., Россия представила текущее состояние дел в области энергетики и свое решение подготовить новую редакцию Энергетической стратегии России на период до 2030 г., предусматривающую в том числе дальнейший рост объемов экспорта углеводородов в страны — члены ЕС и усиление мер, предпринимаемых Россией в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности. Евросоюз, в свою очередь, представил информацию о плане действий по энергетической политике для ЕС, принятом главами государств и правительств на заседании Европейского Совета 9 марта 2007 г., где подчеркивается важность обеспечения безопасности энергопоставок для Евросоюза и экологической устойчивости, включая противодействие изменению климата.

После изучения на первоначальном, исследовательском, этапе диалога конкретных вопросов энергетических стратегий и балансов, инвестиций, передачи технологий и энергетической инфраструктуры, а также энергоэффективности и связанных экологических аспектов в настоящее время создаются четыре тематические группы экспертов ЕС и России для обсуждения ключевых проблем, представляющих взаимный интерес, в следующих областях: торговля энергоресурсами, инвестиции, энергетическая инфраструктура, энергетическая эффективность. На основе результатов исследовательского этапа диалога была достигнута договоренность продолжить подготовительную работу в отношении инфраструктурных проектов, представляющих взаимный интерес, а именно:

— Североевропейский трансбалтийский газовый трубопровод;

— освоение Штокмановского месторождения природного газа;

— объединение газопровода Ямал — Европа;

— объединение нефтяного трубопровода «Адрия» — «Дружба»;

— объединение электросетей ЕС и России.

В рамках энергетического диалога ряд проектов финансирует Программа сотрудничества ЕС и России (ТАСИС).

Энергетический диалог также внесет свой вклад в разработку совместно с заинтересованными финансовыми институтами механизма гарантий для содействия долгосрочному финансированию проектов, представляющих взаимный интерес. В рамках диалога идет работа по созданию скоординированной системы мониторинга нефтегазовых рынков и инфраструктуры. Более того, в настоящее время российские и европейские эксперты изучают технико-экономические возможности объединения электросетей ЕС и России.

Для улучшения совместной деятельности в рамках общей стратегии по развитию долгосрочного Энергетического партнерства между ЕС и Россией в Москве в ноябре 2002 г. был открыт Энергетический технологический центр ЕС — Россия. Целью создания Центра является увеличение эффективности передачи технологий, содействие в осуществлении энергетических проектов с использованием передовых технологий с привлечением субъектов частного сектора экономики (в осо-

бенности, малых и средних предприятий). Сочетая усилия европейских и российских партнеров и осуществляя обмен специальными знаниями, Энергетический технологический центр создает значимые возможности для энергетического сектора. Внедрение передовых технологий существенно увеличивает объемы добычи энергетических ресурсов, улучшает транспортировку и производство энергии, в особенности, в отношении истощенных нефтяных и газовых месторождений, улучшает ситуацию с соблюдением техники безопасности и ограничивает ущерб, наносимый окружающей среде, а также оказывает содействие в сфере использования передовых технологий для целей повышения энергоэффективности.

В Евросоюзе и России сформированы сценарии и прогнозы развития энергетического сектора России и ЕС в средне- и долгосрочной перспективе. На основе энергетической политики стран — членов ЕС с учетом высоких цен на импорт энергоносителей в последние годы при сохранении экономического роста представители ЕС полагают, что спрос на первичные энергоресурсы в ЕС в количестве 27 членов до 2030 года может увеличиться на 11%. В то же время ожидается значительное уменьшение энергоемкости экономики стран — членов ЕС (1,7% в год). При этом ожидается, что суммарное энергопотребление ЕС может вырасти до 2030 г. на 200 млн т нефтяного эквивалента. Дополнительный спрос будет преимущественно удовлетворяться за счет возобновляемых источников энергии и газа. Так, по базовому сценарию объем потребления газа может вырасти с 500 до 575 млрд куб. м. Тем не менее нефть остается доминирующим видом топлива, хотя ее потребление в 2030 г. превысит текущий уровень только на 6% [6. С. 3].

С учетом вышеизложенного российский прогноз уровня экспорта газа в страны Европы, включая страны СНГ, в 2030 г. оценивается в диапазоне 210— 225 млрд куб. м в год. Однако гарантированный объем поставок российского газа будет определяться законтрактированным спросом на него со стороны европейских потребителей. Таким образом, существуют все предпосылки для сохранения стабильной доли российских углеводородов в удовлетворении растущих потребностей стран ЕС в энергоресурсах. При этом можно обратить внимание на то, что диверсификация экспорта нефти и газа за счет увеличения Россией их поставок в азиатские страны никак не связана со стабильностью долгосрочных контрактов поставок нефти и газа в страны ЕС. Евросоюз при этом отмечает значение России как надежного поставщика энергетических ресурсов. В то же время существуют определенные трудности в Энергодиалоге. Кроме того, также существуют определенные сложности и в развитии энергетического сотрудничества. ЕС считает необходимой ратификацию Россией Договора к Энергетической Хартии (ДЭХ), который она подписала в 1994 г. и применяет его на временной основе. При подписании ДЭХ Россией была сделана оговорка насчет того, что до его ратификации потребуется скорректировать некоторые статьи документа.

Для России важнейшее значение имеет то, как этот документ решает проблему транзита. С ее точки зрения предложенный там подход носит односторонний характер, учитывающий лишь интересы европейской стороны, получающей право беспрепятственно перекачивать газ из третьих стран. Для целей транзита территория стран ЕС рассматривается в качестве единой территории, т.е. понятие «транзит» при поставках заканчивается на внешней границе ЕС. Для России не-

приемлемо положение транзитного протокола к ДЭХ, согласно которому страны ЕС рассматриваются как единая транзитная территория, и таким образом при пересечении границы ЕС перемещение энергоносителей не считается транзитом, подпадающим под положения Протокола, а регулируется внутренним законодательством ЕС. В то же время вопросы транзита через Украину, Россию, Белоруссию решались бы на основе Протокола. Россия выступает за формирование транзитных тарифов на основе инвестиционных эксплуатационных издержек, адекватных норме прибыли [8. С. 109]. Так, 6 февраля 2009 г. при обсуждении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве президент России призвал руководство Еврокомиссии рассмотреть вопрос о создании полноценного международноправового механизма энергобезопасности. Говоря о последнем газовом кризисе, Д. Медведев заявил, что «нужно подумать о том, чтобы создать полноценную международно-правовую систему защиты от подобных инцидентов, потому что нынешняя система не срабатывает». Он уточнил, что имеет в виду, в том числе, и Энергетическую хартию. Со своей стороны председатель ЕК Ж.М. Баррозу поддержал мнение российского президента о необходимости обеспечить энергетическую безопасность Европы [5].

Россия и Европейский Союз стремятся к обеспечению стабильности энергетических рынков и надежного импорта и экспорта растущих объемов энергоносителей, а также признают насущную потребность в модернизации российского энергетического сектора. Общая цель Энергетического диалога заключается в усилении энергетической безопасности Европейского континента посредством установления более тесных взаимоотношений между Россией и ЕС по всем вопросам, представляющим взаимный интерес в энергетическом секторе. Руководители ЕС и России неоднократно подтверждали свою убежденность в том, что сотрудничество в энергетической сфере должно основываться на принципах предсказуемости и взаимозависимости спроса и предложения, прозрачности, верховенства закона, взаимной выгоды и недопущения дискриминации, а также открытия рынков и обеспечения доступа к ним.

Энергетический диалог России и ЕС должен обеспечить надежность, безопасность и прогнозируемость в долгосрочной перспективе в условиях открытой рыночной среды. Это создаст благоприятные условия для необходимых долгосрочных взаимных инвестиций в существующие и вновь создаваемые производственные объекты и транспортную инфраструктуру.

Россия и Европейский Союз объективно заинтересованы в углублении взаимовыгодного сотрудничества в области энергетики, что является целью проводимого ими Энергетического диалога. Выступая 28 января 2009 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил: «Единственный путь обеспечения подлинной глобальной энергетической безопасности — формирование взаимозависимости, в том числе на основе обмена активами, без какой-либо дискриминации или двойных стандартов» [1]. По его мнению, такая взаимозависимость порождает реальную ответственность всех. К сожалению, нынешняя Энергетическая хартия так и не стала работающим инструментом, который способен урегулировать возникающие проблемы. Ее прин-

ципы не соблюдают даже те страны, которые ее подписали и ратифицировали, благополучно забывают, когда нужно ее применять. В. Путин предложил заняться разработкой новой международной договорно-правовой базы в области энергетической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В. Путина в Давосе // http://premier.gov.ru/visits/world. 2009. 28 января.

[2] Медведев призвал ЕС создать новую Хартию энергобезопасности // http:/vesti.ru. 2009. 6 февраля.

[3] Саммит Россия — Европейский Союз (Париж, 30 октября 2000 г.). Совместное заявление. Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе // Современная Европа. — 2000. — № 4.

[4] Энергетический диалог Россия — ЕС / НефтьГазПраво. — 2005. — № 5 // http://www.journal.oilgaslaw.ru/free/dialog6-2005.shtml

[5] Энергетический диалог Россия — ЕС. Шестой обобщающий доклад. Представлен министром промышленности и энергетики Российской Федерации Виктором Христенко и Генеральным директором Европейской Комиссии Франсуа Ламуре. — Москва—Брюссель, 2005. Октябрь.

[6] Энергетический диалог Россия — ЕС. Девятый обобщающий доклад. Представлен Министром энергетики Российской Федерации С. Шматко и Комиссаром Европейской Комиссии по вопросам энергетики А. Пиебалгсом. — Париж, 2008. Октябрь.

[7] 10 лет научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия. 1991—2001. — Бонн: Федеральное министерство образования и научных исследований ФРГ, 2000.

[8] Fostering LNG Trade: Role of the Energy Charter. — Brussels: Energy Charter Secretariat, 2008.

MUTUAL RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND EU IN ENERGY SPHERE

K.V. Bratkovskiy

International Relations Chair The Diplomatic Academy of the Russian Ministry for Foreign Affairs Ostozhenka str., 53/2, Moscow, Russia, 119992

The article considers the goals, forms and contemporary state of relations between Russia and the European Union in the energy sphere. The author notes that the Russia—EU energy dialogue is carried out in a complex political and economic context, because the financial and economic crises introduce a grave element of uncertainty into the situation in the energy markets.

It is stressed that the energy dialogue between Russia and the EU remains a tool to build the all-European economic space.

Key words: the energy dialogue between Russia and EU, strategic partnership, EU partnership, Energy Technological Centre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.