Научная статья на тему 'Коммуникационный консалтинг как фактор обеспечения информационной безопасности'

Коммуникационный консалтинг как фактор обеспечения информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
335
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ / COMMUNICATION CONSULTING / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INFORMATION PROCESSES / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / DESTRUCTIVE IMPACT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / MANAGEMENT CONSULTING / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киреева Ольга

Рассматривая коммуникации в системе социального управления организации, важно отметить, что и коммуникатор (управляющая подсистема), и коммуникант (управляемая подсистема) являются активными субъектами и особое значение в подобного рода коммуникаций будет играть обратная связь. Если же названная последовательность действий нацелена на реализацию консультационных задач, такая модель коммуникации сразу же превращается в некую консалтинговую систему. В случае нацеленности этих действий на разрешение проблем, связанных с осуществлением какой-либо коммуникации, налицо реализация модели коммуникационного консалтинга. В зависимости от темпоральной протяженности процесс коммуникационного консультирования состоит из следующих этапов: Подготовительный этап. На этом этапе происходит предварительное знакомство с организацией, установление доверия между клиентом и консультантом, выяснение причин коммуникационных проблем, проводится предварительная диагностика. Этап организационной диагностики. Цель данного этапа заключается в выявлении истинного состояния компании или ее части в развитии. Консультанты в процессе диагностики наиболее часто используют следующие методы: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, сбор и анализ данных, обзоры отношений сотрудников. Этап внедрения решений. Он заключается в обучении персонала новым методам работы, корректировке ранее принятых решений, составлении временного графика, разработке системы мер, которые будут обеспечивать изменения и форм их контроля. Завершающий этап. На этом этапе происходит итоговый анализ результатов консалтинга, самоанализ деятельности консультанта, проводятся завершающие финансовые расчеты консультанта с клиентом. Возможна и дальнейшая совместная работа в связи с выявленными в ходе реализации проекта проблемами. Повышение информационной опасности информационно-коммуникационной среды, по мнению автора статьи, обусловлено совокупностью следующих факторов: трудности проверки всей поступающей информации; невозможностью вычленить нужную информацию из громадного массива поступающей информации; усиление негативного воздействия на 68 2016, №1 общественное сознание и психику людей; увеличение возможностей информационного влияния на социальные группы населения в негативных или субъективных целях, а также на подсознание людей; вызывать процессы зомбирования личности; превращение информации в важнейшее средство информационных войн. Названный процесс коммуникационного консультирования является одним из основных средств обеспечения информационной безопасности среды, организации, личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный консалтинг как фактор обеспечения информационной безопасности»

КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Автор: КИРЕЕВА О.Ф.

КИРЕЕВА Ольга Ф., кандидат социологических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

E-mail: kirolga08@list.ru.

Аннотация

Рассматривая коммуникации в системе социального управления организации, важно отметить, что и коммуникатор (управляющая подсистема), и коммуникант (управляемая подсистема) являются активными субъектами и особое значение в подобного рода коммуникаций будет играть обратная связь. Если же названная последовательность действий нацелена на реализацию консультационных задач, такая модель коммуникации сразу же превращается в некую консалтинговую систему. В случае нацеленности этих действий на разрешение проблем, связанных с осуществлением какой-либо коммуникации, налицо реализация модели коммуникационного консалтинга.

В зависимости от темпоральной протяженности процесс коммуникационного консультирования состоит из следующих этапов:

Подготовительный этап. На этом этапе происходит предварительное знакомство с организацией, установление доверия между клиентом и консультантом, выяснение причин коммуникационных проблем, проводится предварительная диагностика.

Этап организационной диагностики. Цель данного этапа заключается в выявлении истинного состояния компании или ее части в развитии. Консультанты в процессе диагностики наиболее часто используют следующие методы: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, сбор и анализ данных, обзоры отношений сотрудников.

Этап внедрения решений. Он заключается в обучении персонала новым методам работы, корректировке ранее принятых решений, составлении временного графика, разработке системы мер, которые будут обеспечивать изменения и форм их контроля.

Завершающий этап. На этом этапе происходит итоговый анализ результатов консалтинга, самоанализ деятельности консультанта, проводятся завершающие финансовые расчеты консультанта с клиентом. Возможна и дальнейшая совместная работа в связи с выявленными в ходе реализации проекта проблемами.

Повышение информационной опасности информационно-коммуникационной среды, по мнению автора статьи, обусловлено совокупностью следующих факторов: трудности проверки всей поступающей информации; невозможностью вычленить нужную информацию из громадного массива поступающей информации; усиление негативного воздействия на

общественное сознание и психику людей; увеличение возможностей информационного влияния на социальные группы населения в негативных или субъективных целях, а также на подсознание людей; вызывать процессы зомбирования личности; превращение информации в важнейшее средство информационных войн.

Названный процесс коммуникационного консультирования является одним из основных средств обеспечения информационной безопасности среды, организации, личности.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникационный консалтинг, информационная безопасность, информационные процессы, деструктивное воздействие, управленческий консалтинг, информационно-коммуникационная среда, информационное общество.

Рассмотрим ключевые понятия, относящиеся к понятию «коммуникационный консалтинг». Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) предлагает толкование понятия «Консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации».

Коммуникационный консалтинг включает в себя перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения работы с целевыми аудиториями, использования различных коммуникационных инструментов, а также использование различных методов измерения эффективности коммуникационной деятельности организации. Однако, такой традиционно понимаемый подход к определению базового понятия «консалтинг» требует уточнения. Вначале следует «развести» понятия «консалтинг» и «консультация». Первое является некоей системой, а второе - процессом. Любые термины, образованные путем создания «инг»-овой формы обозначают ту или иную систему. Например, брендинг, коучинг, маркетинг обозначают, соответственно, систему по формированию бренда, организации тренингов или рынка в целом. Соответственно консалтинг — обозначает систему, включающую все компоненты, необходимые для реализации консультационной модели: субъект (консультант) — объект (клиент) — теоретические и методические основания, необходимые для проведения консультационной работы — каналы прямой и обратной связи между консультантом и клиентом — процесс консультационной деятельности. Сама же консультация, в виде процесса представляет собой лишь элемент всей консалтинговой системы.

Более детально следует рассмотреть сам феномен коммуникации. Изначально термин «коммуникация» (от лат. communicatio — путь сообщения) трактовался как простая передача информации от одной системы к другой. Со временем первоначальное понимание данного термина несколько трансформировалось и сейчас трактуется довольно широко. Это название переводится с романских языков (communication) как сообщение; акт общения; процесс обмена, передачи информации; достижение социальной общности и т.д. В данном исследовании коммуникация рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия.

Так или иначе, любые информационные процессы, инициируемые человеком или различными сообществами людей, в целях передачи информации какому-либо объекту, превращаются в информационно-коммуникационные. Поэтому, учитывая большое число технических каналов массово-коммуникационного воздействия, можно использовать термины «средства массовой коммуникации» или «массовые коммуникаций» при описании массово-коммуникационных процессов. В научных работах советского периода при описании массово-коммуникационной деятельности чаще всего использовалось определение «средства массовой информации». Одной из разновидностей средств массовой коммуникации являются средства массовой информации. Такие средства массовой информации как индустрия кино, общественно-политическая литература массового спроса, массовые зрелищные мероприятия также являются средствами массовой коммуникации, не являясь при этом средством массовой информации. К СМИ отнесены средства, имеющие кроме других свойств такие как, периодичность — печатные СМИ (газеты и журналы), технический способ передачи информации — электронные СМИ (радио и телевидение).

Коммуникативный процесс представляет собой следующую последовательность действий: кодирование сообщения коммуникатором, его трансляция с помощью различных каналов и декодирование реципиентом. Рассматривая коммуникации в системе социального управления организации, важно отметить, что и коммуникатор (управляющая подсистема), и коммуникант (управляемая подсистема) являются активными субъектами и особое значение в подобного рода коммуникаций будет играть обратная связь. Если же названная последовательность действий нацелена на реализацию консультационных задач, такая модель коммуникации сразу же превращается в некую консалтинговую систему. В случае нацеленности этих действий на разрешение проблем, связанных с осуществлением какой-либо коммуникации, налицо реализация модели коммуникационного консалтинга. Особого внимания в рамках коммуникационного консалтинга заслуживает групповая и массовая коммуникация, так как она позволяет донести информацию до целевой и целевой массовой аудитории. Названные проблемы существенно ограничивают возможности теоретического осмысления поставленной проблемы и ее теоретико-практических разработок.

Совершенствование и корректировка социальных коммуникаций в организации происходит в зависимости от представлений и стоящими перед заказчиком консультационной услуги проблемами. Корректировка представлений и уточнение возникающих вопросов происходит в процессе совместной деятельности консультант и клиента. Данный процесс представляет собой важную и основную часть любого консалтингового проекта.

Сегодня многие управленческие решения принимаются при дефиците необходимой информации об объекте управления и протекающих социальных процессах. В то же время чрезвычайно огромный поток информации, который «черпает» управленец из Интернета, не позволяет ему вычленить из него нужные для принятия решения сведения. Цели выстраивания коммуникаций с целевыми аудиториями состоят в формировании репутации организации, построении информационной политики, формировании внутренних и внешних коммуникационных потоков, и, как следствие, повышении конкурентоспособности организации.

В зависимости от темпоральной протяженности процесс коммуникационного консультирования состоит из следующих этапов:

Подготовительный этап. На этом этапе происходит предварительное знакомство с организацией, установление доверия между клиентом и консультантом, выяснение причин коммуникационных проблем, проводится предварительная диагностика. Подготовительный этап крайне важен, ведь от него зависит будущий успех всего консультационного процесса. Результат этого этапа - заключение договора на выполнение консалтинговых услуг, который должен быть конкретно и четко он сформулирован, точно отражать ожидания сторон.

Этап организационной диагностики. Цель данного этапа заключается в выявлении истинного состояния компании или ее части в развитии. Консультанты в процессе диагностики наиболее часто используют следующие методы: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, сбор и анализ данных, обзоры отношений сотрудников. Одним из методов коммуникационного консалтинга является системный анализ, который подразумевает комплексный анализ, охватывающий все стороны деятельности организации, а сама организация трактуется как система. В зависимости от различных условий (потребностей заказчика, бюджета, ограниченности по времени и т.п.) консультация может быть общей или частной диагностика. Общая диагностика - это полное исследование, направленное на определение системного состояния организации, требующее больших усилий со стороны компании по систематизации информации. Частная же диагностика направлена на исследование отдельной проблемы или проблемы на первом этапе. Консультант ищет совместно с клиентом, а точнее, помогает клиенту выявить причинные проблемы. Следовательно, задача этого этапа перейти от поверхностного анализа проблем к перспективному видению. Результатом этапа диагностики является отчет, содержащий в себе анализ, конкретные оценки, выводы, разработка и представление предложений и рекомендаций.

Этап внедрения решений. Он заключается в обучении персонала новым методам работы, корректировке ранее принятых решений, составлении временного графика, разработке системы мер, которые будут обеспечивать изменения и форм их контроля. На этапе внедрения решений часто проводятся семинары, тренинги, дискуссии, создаются специальные команды и проектные группы. На этом этапе, в отличие от предыдущих, растет ответственность персонала организации, а ответственность консультанта в реализации проекта постепенно уменьшается.

Завершающий этап. На этом этапе происходит итоговый анализ результатов консалтинга, самоанализ деятельности консультанта, проводятся завершающие финансовые расчеты консультанта с клиентом. Возможна и дальнейшая совместная работа в связи с выявленными в ходе реализации проекта проблемами.

Зачастую руководителю или менеджеру любого уровня сложно выявить коммуникационные проблемы, с которыми сталкивается его организация, поэтому для восстановления коммуникационных процессов и обеспечения нормального функционирования организации следует обратиться к консультанту. Сторонний эксперт нужен для грамотной и свежей оценки текущей информационной политики и выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности организации в сфере коммуникаций. Консультанты призваны помочь организации сделать правильный выбор при выборе коммуникационного партнера, а также содействуют правильному планированию, реализации и оценке коммуникационных кампаний.

В управленческом консалтинге используются социальные технологии, в основе которых лежат обработка и анализ социальных фактов. Следовательно, теоретической базой коммуникационного консалтинга выступают социология управления и социология организаций, которые, в свою очередь, базируются на методах и приемов прикладного социологического исследования. Коммуникационный консалтинг требует единство методов и результатов большого числа гуманитарных и социальных теорий. Остро возникает необходимость синтеза различных подходов и создания междисциплинарного комплексного подхода к коммуникационному консалтингу. В современных реалиях консультирование и управление социальной организацией с позиции только одной науки неизбежно ведет к негативным последствиям. Важно обратить внимание на развитие целостного подхода к коммуникационному консалтингу как к социальной технологии, профессиональной деятельности и системе управления.

Коммуникационное консультирование является одним из основных средств предотвращения информационных угроз, возникающих по отношению общества, государства, организационных систем и личности. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить безопасность информационно-коммуникационной среды.

Информационно-коммуникационная среда, как явление связанно с определенными закономерностями социального развития, в то же время она сама оказывает детерминирующее воздействие на социокультурное пространство. Под информационно-коммуникационной средой автор понимает глобальную «телекоммуникационную сеть, предназначенную для удовлетворения групповых и личностных информационно-коммуникационных потребностей за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий» [1]. В этом определении отражены следующие особенности данной среды:

1. социокультурная сущность сети, которая обеспечивает движение смыслов в телекоммуникационной среде;

2. способность удовлетворять информационно-коммуникационные потребности отдельных личностей и социальных групп. В функционировании информационно-коммуникационной среды можно выделить две стороны: техническую, отражающую состояние электронных систем записи и передачи информации и социокультурную, которая основывается на знаниях и культурных смыслах [2, 23-27].

По развитию технологической основы информационного общества Россия, несмотря на успехи последних лет, находится позади многих западных стран. Для полноценного развития и эффективного функционирования информационно-телекоммуникационной среды требуется наличие и поддержание на должном уровне в стране необходимого научно -производственного потенциала при соблюдении безопасности создания и использования информационных ресурсов. В современной России преодолен 10%-й порог использования новых технологий, в том числе Интернета и мобильной телефонии, так что можно считать, что Россия преодолела эту границу.

Классическая схема коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель» видоизменяется под воздействием глобальной Сети. В Интернете коммуникации принимают разные формы, от создания веб-страниц до передачи сообщений по электронной почте. Интернет становится средой для межличностных и общественных форм общения и одновременно - главным источником информационных угроз. «Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением - журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем - один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек» [3, 39-50].

Современной технологической базой информационно-коммуникационных потоков становится Интернет. Общество, осваивая информационно-телекоммуникационные технологии, выстраивает новую

коммуникативную среду со специфическими средствами деятельности в ней. В этой среде личность, в первую очередь, выступает как активный социальный субъект, который выбирает каналы коммуникаций, соответствующие его запросам и потребностям. Классические масс-медиа с односторонней коммуникацией изжили себя. Это связано с тем, что аудитория перестала безмолвствовать, стала активно «атомизироваться», избирать не любые СМИ, а наиболее близкие им по духу. Современные информационно-телекоммуникационные технологии - это двусторонние системы коммуникаций, позволяющие интерактивно общаться в режиме реального (он-лайн) времени. Вследствие этого при всем неограниченном круге информационного общения, человек выбирает наиболее узкий, но наиболее близкий для него сектор, «используя реальные возможности для свободного выбора предпочтительного круга интересов и общения» [4, 77-85]. В результате образуется целостная система, объединяющая субъектов информационной деятельности и систему массовых коммуникаций.

В современных реалиях многие сетевые образования, благодаря возможности поставлять информацию огромной аудитории, становятся медийными структурами. В связи с этим появляется уже квадриум средств масс-медиа. Масс-медиа, являясь одним из важнейших элементов социально-информационной организации, оказывают большое влияние на все основные сферы жизнедеятельности общества: социальную, политическую, культурную, экономическую и т.д.

Становление информационно-коммуникативной среды подразумевает активное использование информационно-телекоммуникационных технологий, которые расширяют информационный обмен в системе социальной коммуникации, что определяет содержание, масштабы и темпы изменения жизни обществ. Недаром развитые в экономическом отношении страны начали построение информационного общества с создания супермагистрали - глобальной телекоммуникационной инфраструктуры. Повсеместное использование информационно-телекоммуникационных технологий во многом открывает новую эру в развитии информационного обмена в системе социальной коммуникации, что определяет содержание, масштабы и темпы изменения жизни общества.

Системообразующим фактором жизни общества является информационная сфера, влияющая на состояние политической, социокультурной, экономической, информационной безопасности российского общества.

Информация необходима любому современному человеку. Возрастающая роль информации в современном научно-техническом прогрессе заставила воспринимать ее как необходимый и важный ресурс. Информация, наравне с другими ресурсами, такими как сырьевые, трудовые, энергетические, становится предметом купли-продажи, т.е. информационным продуктом, информационным ресурсом общества. Люди действуют, используя информацию, а коммуникационные ресурсы при этом умножаются и ускоряются.

Характерной особенностью информационно-коммуникационной среды является то, что в ней в интегрированном виде одновременно функционирует информация, адекватно отражающая существующий мир и информация деформированная, искаженная. Это обусловлено как субъективностью процессов познания, так и преднамеренным воздействии информации для ввода субъектов в заблуждение и манипулирования ими.

Сегодня стали активно использоваться по отношению к широкой массе населения способы скрытого манипулирования и деструктивного информационного воздействия в интересах правящих общностей и групп. Сегодня «изменить мир» означает изменить способы, по которым конструируются, формируются и идентифицируются социальные группы в нем. Наступает эпоха символической власти, как возможности внедрять в чужое сознание свое видение мира. П. Бурдье определяет этот феномен так: «символическая власть есть власть творить вещи при помощи слов» [5, 204]. Существует и другое видение символической власти в ее возможности проявить и утвердить то, что уже существует, с точки зрения определенной социальной группы. Е.Д.Павлова считает, что «информационное управление, информационный контроль сознания оказывается сложно организованной, но более выгодной и безопасной формой правления, нежели прямое принуждение или угроза физической расправы» [6, 226240].

Преднамеренное информационное воздействие - это одно из основных средств социального управления, направленное на то, чтобы заставить большинство действовать определенным образом. Изменения в поведении в человека добиваются путем внесения изменений в коммуникацию в соответствии с пониманием логики и психологии поведения субъекта. Варганов В.В. определяет информационное воздействие как «процесс изменения смыслов посредством трансформации социокультурных регуляторов

жизнедеятельности» [7]. Манипулятивность информационного воздействия заключается в том, что индивид считает, что это было его собственное решение и замены он сделал самостоятельно. В конечном итоге человек «исправляет» данные ошибки в своей ценностно-нормативной системе. Деструктивное и манипулятивное информационное воздействие на общество осуществляется благодаря контролю за коммуникацией и информацией. При манипулятивном информационном воздействии объектом являются подсознание и психика

человека, а в деструктивном - сознание. Деструктивное информационное воздействие представляет собой социальную информацию, призванную разрушить или изменить регуляторы жизнедеятельности личности или общества в выгодном для субъекта управления аспекте.

Объектами информационного воздействия становятся такие тонкие сферы человеческого существования, как мировоззрение, жизненные установки и ценности, правила, представления, ориентации и т.д. Такие воздействия осуществляются следующим образом: изменения в коммуникации ^изменения в модели мире ^ изменения в поведении. В практике использования информационно-коммуникационных процессов используются такие социально-психологические приемы воздействия, как внушение и убеждение, по своей сути представляющие скрытое принуждение [8]. В информационном обществе на первый план выходит власть информации в управлении обществом и только за ней, влияние денег и государственного принуждения. В современном мире информация стала источником реальной силы, потому что тот, «кто владеет информацией, владеет всем» [9].

Глобальная информация становится инструментом социально -информационной, политической, экономической и культурной экспансии развитых стран. С ее помощью регулируются сложившиеся отношения между геополитическими центрами сил. Постепенно падает значение силовой принудительности, уступая место преднамеренным информационным воздействиям. С эти согласен и А.А. Зиновьев, который среди исторических видов колонизации выделил «новую колонизацию», т.е. захват с принудительным преобразованием по собственному образцу [10]. Это современный вид колонизации, который носит не военный, а идеологический характер. Он состоит из внесения и навязывания в систему жизненных ценностей колонизируемой страны своих установок и устремлений.

Варганов В.В. определяет информационное воздействие как «процесс изменения смыслов посредством трансформации социокультурных регуляторов жизнедеятельности» [7]. Манипулятивность информационного воздействия заключается в том, что индивид считает, что это было его собственное решение и замены он сделал самостоятельно. В конечном итоге человек «исправляет» данные ошибки в своей ценностно-нормативной системе. Основными методами социально-психологического воздействия на человека являются внушение и убеждение, выступающие часто как взаимосвязанные и взаимодополняющие элементы. Синтез этих воздействий в конечном итоге представляет скрытое принуждение. Отсюда, по мнению В.В. Варганова, вопреки интересам личности, преднамеренное воздействие на нее может осуществляться в манипулятивной и деструктивной формах [7, 11].

При манипулятивном информационном воздействии объектом являются подсознание и психика человека, а в деструктивном - сознание. Деструктивное информационное воздействие представляет собой социальную информацию, призванную разрушить или изменить регуляторы жизнедеятельности личности или общества в выгодном для субъекта управления аспекте. Отметим, что

близким к понятию «деструктивное информационное воздействие» является понятие «рефлексивное управление», под которым понимается «управление решением противника, в конечном итоге навязывание ему определенной стратегии поведения при рефлексивном взаимодействии осуществляется не прямо, не грубым принуждением, а путем передачи ему оснований, из которых тот мог бы логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение» [13, 36]. Существенные различия и сходства манипулятивного и деструктивного информационного воздействия на личность описаны в уже упоминавшемся нами исследовании [7].

В практике угроз информационной безопасности выделяют такие виды воздействий, как манипуляции и деструкции. В первом случае это скрытое воздействие на подсознание и психику личности. Во-втором, это полускрытое воздействие на сознание и ценностные ориентации или социокультурные регуляторы. Чаще всего при воздействии используются технологии «неполной информации», «избыточной информации», «информационного шума», «искажённой информации», «вымышленной информации», а также «информации-интерпретации» и т.д.

Таким образом, повышение информационной опасности информационно -коммуникационной среды, по мнению автора статьи, обусловлено совокупностью следующих факторов [15]:

- в современных реалиях объемы информации выросли настолько, что отдельно взятой личности стало трудно проверять всю поступающие источники и приводить их в единую систему, не противоречащую внутренним принципам;

- противоречивое единство информационного взрыва и информационного голода, эта особенность характеризуется тем, что, с одной стороны, общее количество информации, накопленной человечеством, существенно растет, но при этом, с другой - человек оказывается беспомощным в море информации;

- расширение потоков социальной информации, несущих в себе возможности негативного воздействия на общественное сознание и психику людей, следствием чего становится возможным усиление девиантного поведения не только отдельных индивидуумов, но и целых социальных общностей;

- усиление потенциальных возможностей информации воздействовать на социальные группы населения в негативных или субъективных целях, а также на подсознание людей, вызывать процессы зомбирования личности;

- появление возможности информации эффективно управлять конфликтами, превращение информации в важнейшее средство информационных войн.

Список литературы:

1. Зотов В.В. Становление информационно-коммуникативной среды современного общества: социологический анализ институциональных трансформаций [Текст] / В.В.Зотов. - Курск, КурскГТУ, 2007. - 234 с.

2. Тренев В.Н. Механизмы управления знаниями на предприятиях наукоемких отраслей [Текст] / В.Н. Тренев/ Вестник научно-технического развития. - 2014. - № 5 (81). - С. 27-37.

3. Morris M. The Internet as a Mass Medium [Текст] / M. Morris, C.Ogan // Journal of Communication. 1996. № 46 (1). - Р. 39-50.

4. Еляков А.Д. Современное информационное общество / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. 2001. - № 4. - С. 77-85.

5. Бурдье П. Начала. М., 1994. - С.204.

6. Павлова Е.Д. Проблема информационного воздействия на сознание в постиндустриальном обществе [Текст] / Е.Д. Павлова // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. IX. Вып. 1(34). - С. 226-240.

7. Варганов В.В. Социальная технология защиты личности от деструктивного информационного воздействия: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 [Текст] / В. В. Варганов. - Белгород, 2010.

8. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Текст] / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.

9. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов [Текст] /К.Х. Каландаров. - М.: Гуманитарный центр «Монолит». - 1998. - 80 с.

10. Зиновьев А.А. Доклад на XI Всемирной конференции по проблемам глобализации в Гаване (Куба), март 2009 года [Электр. ресурс] / А.А. Зиновьев // Александр ЗИНОВЬЕВ XXI-й век - Режим доступа: URL http://zinoviev-alex.livejournal.com/3791.html, свободный.

11. Лефевр В.А. Алгебра конфликта / В. А. Лефевр, Г. Л. Смолян. - 2-е изд., стер. - М.: Эдиториал УРСС, 2007. - С.36.

12. Шарков Ф.И., Киреева О.Ф. Коммуникационный консалтинг гендерных отношений в деловом мире//Коммуникология. Том 3. №6. 2015. С.25-36.

COMMUNICATION CONSULTING AS A FACTOR OF INFORMATION SECURITY

Author: KIREEVA O.F.

KIREEVA Olga F., candidate of sociological Sciences, Associate Professor of Business and Product Management Chair of the Cheboksary cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation.

E-mail: kirolga08@list.ru

Abstract

Considering communication in the system of social management of the organization, it is important to note that the Communicator (the management subsystem), and the communicant (managed subsystem) are active subjects and of particular importance in this kind of communication is going to play feedback. If named sequence of actions aimed at the implementation of consulting tasks, this model of communication immediately turns into the kind of consulting system. In the case of the determination of these actions to resolve the problems related to the implementation of any communication, there is an implementation of the model communications consulting.

Depending on the temporal length of the communication process counseling consists of the following steps:

1. Preparatory stage. At this stage there is a preliminary acquaintance with the organization, the establishment of trust between the client and the consultant, to determine the causes of communication problems, pre-diagnosis.

2. The stage of organizational diagnosis. The purpose of this stage is to identify the true condition of the company or its part in the development. The consultants in the diagnostic process most commonly use the following methods: observation, interviewing, questionnaire design, data collection and analysis, the related employee relationships.

3. Stage of implementation. He is in training staff in new work methods and adjustment of previous decisions, the preparation of the timetable, the development of measures that will provide modifications and ways to control them.

4. The final stage. At this stage there is the final analysis of the results of consulting, introspection activities the consultant carried out the final financial calculations of the consultant with the client. This, joint research in connection with the identified during the project implementation problems would be perspective.

The increase of information risk information and communication environment, according to the author, due to a combination of the following factors: the difficulty of verification of all information; inability to isolate the necessary information from the vast array of incoming information; strengthening the negative impact on the public consciousness and psyche of people; the increase of the potential of information to influence social groups in a negative or subjective purposes, as well as

the human subconscious mind to cause the processes of indoctrination of the individual; the transformation of information into the most important means of information warfare.

A process named communication consultancy is one of the main means of information security environment of the organization and the individual.

Keywords: communication, communication consulting, information security, information processes, destructive impact, management consulting, information and communication environment, information society.

References

1. Zotov V.V. the Formation of information and communicative environment of modern society: a sociological analysis of the institutional transformations [Text] / V.V. Zotov. - Kursk, KurskSTU, 2007. - 234 p.

2. Trenev V.N. Mechanisms of knowledge management at the enterprises of knowledge-intensive industries [Text] / V. N. Trenev/ Bulletin of scientific-technical development. - 2014. - № 5 (81). - S. 27-37.

3. Morris M. The Internet as a Mass Medium [Text] / Morris M., Ogan C. // Journal of Communication. 1996. № 46(1). - R. 39-50.

4. Elakov A.D. The Modern information society [Text] / A. D. Elyakov // Higher education in Russia. 2001. - No. 4. - S. 77-85.

5. Bourdieu P. Nachala. - M., 1994. - S. 204.

6. Pavlova E.D. Issue of information effects on consciousness in post-industrial society [Text] / E. D. Pavlova // Personality. Culture. Society. 2007. T. IX. Vol. 1(34). - P. 226-240.

7. Varganov V. Social protection of the individual from destructive informational influence: Dis. kand. sociology. Sciences: 22.00.08 [Text] / V. V. Varganov. -Belgorod, 2010.

8. Grachev G.V. Information-psychological safety of personality: status and opportunities of psychological protection [Text] / G. V. Grachev. - M.: Publishing house rags, 1998 - 125 C.

9. Kalandarov K.H. Management of public consciousness. The role of communicative processes [Text] /K. H. Kalandarov. - M.: Humanitarian center "Monolith". - 1998. - 80 p.

10. Zinoviev A.A. Report on the XI world conference on globalization in Havana (Cuba), March 2009 [Electr. resource] / A. A. Zinovev // Alexander ZINOVIEV XXI-St century - Mode of access: URL http://zinoviev-alex.livejournal.com/3791.html free.

11. Lefebvre V.A. Algebra of conflict / by V. A. Lefebvre, G. L. Smolyan . - 2nd ed. erased.' - M.: editorial URSS, 2007. - P. 36.

12. Sharkov F.I., Kireeva O.F. communication consulting gender relations in the business world//Communicology. Volume 3. No. 6. 2015. P. 25-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.