■ ■ ■ Коммуникационный консалтинг в системе обеспечения социально-информационной безопасности
Киреева О.Ф.
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г Чебоксары, Российская Федерация.
Аннотация. В статье рассматривается проблема актуальности исследования коммуникационного консалтинга как средства обеспечения социально-информационной безопасности общества. В современных условиях бурного развития информационных техник и технологий, роста объёмов информационного потока возрастает влияние сознательного информационного воздействия. Информационная опасность для любой системы может возникать непредсказуемо и вызывать состояние неопределенности при принятии управленческих решений. Сам факт систематического возникновения опасности в информационной сфере конкретного объекта означает отсутствие надежной системы обеспечения его информационной безопасности. Для обеспечения информационной безопасности акторов различных общностей требуется создание качественной модели предвидения возможных вариантов возникновения информационной опасности, что в свою очередь требует качественно нового уровня информационно-коммуникативной компетенции управленцев. Социально-информационная безопасность может выступать как комплекс мероприятий и технологий с целью нейтрализации и профилактики дисфункционального воздействия деструктивной информации на социальные отношения любой личности, организации, а также государства и общества в целом. В качестве одного из важных регулятивных механизмов управления, направленного на снижение рисков и обеспечение социально-информационной безопасности, предлагается отнести коммуникационный консалтинг.
Ключевые слова: консалтинг, коммуникационный консалтинг, информационно-коммуникационная среда, манипулятивное и деструктивное воздействие, информационное воздействие, безопасность, информационная безопасность, социально-информационная безопасность
Для цитирования: Киреева О.Ф. Коммуникационный консалтинг в системе обеспечения социально-информационной безопасности. Коммуникология Том 5. № 5 .2017. С. 96-104 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-5-96-104
Сведения об авторе: Киреева Ольга Феликсовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры торгового дела и товароведения Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. E-mail: kirolga08@list.ru
Статья поступила в редакцию: 27.08.2017. Принята к печати: 19.09.2017.
Развитие информационно-коммуникационной среды в современных условиях
В современных условиях глобализации, бурного развития информационных техник и технологий, роста объёмов информационного потока и масшта-
бов его воздействия на социальные субъекты, создания качественно новых информационно-телекоммуникационных технологий особо актуальной становится проблема социально-информационной безопасности. В процессе ускоренной информатизации общества вследствие изменений и трансформаций способов потребления, отбора, хранения и передачи информации появляются, с одной стороны, новые сферы деятельности человека, требующие регулирования со стороны государства, в тоже время с другой, новые меры ответственности государства за информационную безопасность своих граждан [Быстряков]. Так, например, ЮНЕСКО активно продвигает идеи общества знаний, а не просто концепции глобального информационного общества [Кузьмин]. Политика в области информатизации должна учитывать и человеческий фактор. От системы ценностей человека, его уровня знаний и интеллекта, представлений о мире, своем назначении зависит настоящее и будущее современного общества. Ведь именно человек является изготовителем и конечным потребителем информации. Следовательно, для того, чтобы использовать в полной мере и развивать свои ресурсы в информационном обществе человек должен обладать совершенно новыми знаниями, умениями и навыками [Барциц]. Акторам информационно-коммуникационной среды важно уметь критически оценивать, отбирать недостоверную и неактуальную информацию, а также владеть действенными инструментами защиты от деструктивного и манипулятивного информационного влияния [Силкин]. Поэтому в последние годы все большее число ученых и практикующих экспертов акцентируют внимание на необходимости разработки вопросов информационной безопасности личности, общества и государства в полном объеме [Белов].
Обеспечение информационной безопасности
В качестве субъекта, обеспечивающего информационную безопасность, могут выступать человек или организация, заботящаяся о том, чтобы обеспечить свое нормальное существование, а также безопасность других социальных субъектов, от которых зависит свое успешное функционирование. Статья 2 Федерального закона РФ «О безопасности» выделяет, что «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти». Граждане, общественные и иные организации и объединения отнесены в законе к числу других субъектов обеспечения безопасности. В ходе развития информационно-коммуникационной среды выявляется прямая зависимость состояния национальной безопасности Российской Федерации от обеспечения информационной безопасности. 5 декабря 2016 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В ней усилены акценты, связанные с безопасностью критической информационной инфраструктуры, к объектам которой отнесены: информация, информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами.
Термин «безопасность» широко используется во многих науках, таких как экология, социология, информатика и другие. Многие авторы под безопасностью подразумевают состояние того или иного объекта, когда оно защищено от угроз изменения в нежелательное состояние. Или иначе - безопасность есть отсутствие опасности. Именно так трактуется это понятие в толковых словарях [Словарь русского...]. Проведенный анализ понятий безопасности позволяет сделать вывод, что «безопасность» в общем смысле - это состояние объекта, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб или вред; защита от опасностей; свойство объекта, характеризующее его способность не причинять существенного ущерба другим объектам. В последние годы семантика данного слова расширилась и подверглась некоторой трансформации. Понятие «безопасность» кроме содержания, раскрывающего отсутствие опасностей, угроз стало включать и обеспечение защищенности от них. Именно такой подход к определению понятия «безопасность» применен в ФЗ РФ «О безопасности»: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Д.Г. Передня понятие «информационная безопасность» рассматривает «как надежную защищенность важных информационных источников, средств и ресурсов как на макро-, так и на и микроуровнях, а также и как сохранение и развитие информационного потенциала» [Передня]. Следовательно, понятие «информационная безопасность» означают защищенность какого-либо субъекта от получения значимого информационного ущерба. Сформированная система информационной безопасности дает возможность объективно оценивать исторические процессы; истинную обстановку в мире, стране; принимать самостоятельные решения на основе современной, достоверной информации. Информационная безопасность предполагает то состояние в обществе, когда созданы необходимые условия для свободного развития личности, общества, государства
Проблемы информационной безопасности всегда носят социальный характер, так как касаются человека и иных социальных субъектов общества, связаны с их деятельностью. Целесообразно ввести в оборот термин «социально-информационная безопасность», который рассматривается как состояние защищенности акторов различных общностей, социальных структур от воздействия информационных факторов, вызывающих негативные социальные процессы. Данное трактование точно описывает всю сферу информационной безопасности социальной сферы актора информационно-коммуникационной среды и позволяет в совокупности с другими понятиями (информационная опасность, угроза и т.п.) создать полную систему концептуальных понятий информационной безопасности. Социально-информационная безопасность может выступать как комплекс мероприятий и технологий с целью нейтрализации и профилактики дисфункционального воздействия деструктивной информации на социальные отношения любой личности, организации, а также государства и общества в целом.
Информационное воздействие на общество
Информационно-коммуникационные трансформации в современном обществе требуют применения новых теоретико-методологических и практических подходов к обеспечению информационной безопасности. Информационное обеспечение любого управления часто сталкивается с ситуацией, когда окружающие управленческую систему кризисы активизируют действие медиа-вирусов, дезинформации, информационно-психологические манипуляции, а в некоторых случаях даже провоцируют начало информационной войны между ма-кроуправленческими субъектами [Быстряков]. Такая ситуация требует систематической диагностики состояния системы информационной безопасности информационно-коммуникационной среды и ее мониторинга по основным кризисным факторам. Наиболее часто встречающиеся на практике угрозы информационной безопасности проявляют себя в виде таких воздействий, как манипуляции и деструкции.
Деструктивное и манипулятивное информационное воздействие на общество осуществляется благодаря контролю за коммуникацией и информацией. При ма-нипулятивном информационном воздействии объектом являются подсознание и психика человека, а в деструктивном - сознание. Деструктивное информационное воздействие представляет собой социальную информацию, призванную разрушить или изменить регуляторы жизнедеятельности личности или общества в выгодном для субъекта управления аспекте. Объектами информационного воздействия становятся такие тонкие сферы человеческого существования, как мировоззрение, жизненные установки и ценности, правила, представления, ориентации и т.д. Такие воздействия осуществляются следующим образом: изменения в коммуникации ^ изменения в модели мире ^ изменения в поведении. В практике использования информационно-коммуникационных процессов используются такие социально-психологические приемы воздействия, как внушение и убеждение, по своей сути представляющие скрытое принуждение [Грачев].
Консалтинговые технологии в системе коммуникации
Для обеспечения информационной безопасности акторов различных общностей, требуется создание качественной модели предвидения возможных вариантов возникновения информационной опасности, что в свою очередь требует качественно нового уровня информационно-коммуникативной компетенции управленцев. Формируемое новое направление в консалтинговой деятельности - коммуникационный консалтинг - выступает, с одной стороны фактором социального управления информационной системой информационно-коммуникационной среды общества, а с другой, средством обеспечения информационной безопасности не только на макроуровне (общества в целом), но и на уровне микросистем (организаций). Это связано с расширением роли консультационных услуг, оказываемых как непосредственно в органах управления, так и в медиапространстве на разных уровнях путем расширения спектра оказываемого воздействия масс-медиа на акторов
информационно-коммуникационной среды (информационно продвинутых групп, представители которых, благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий обретают качества латентных консультантов).
Выводы
Свойства консалтинговых технологий проявляют себя как в сфере социального управления структурами (системами) коммуникаций (коммуникационной), так и коммуникативными процессами (коммуникативной). В качестве элементов первой подсистемы выступают масс-медиа, которые наряду с информационно-коммуникационной, социально-ориентирующей, рекреативных социальных функций выполняют коммуникационно-консалтинговую функцию. Вторая подсистема представляет собой совокупность коммуникативных процессов, в которые включены коммуникативные личности, организационные системы, включенные в целеполагающие интегративные и коммуникационно-консалтинговые процессы. В управленческом консалтинге используются социальные технологии, в основе которых лежат обработка и анализ социальных фактов. Следовательно, теоретической базой коммуникационного консалтинга выступают социология управления и социология организаций, которые, в свою очередь, базируются на методах и приемов прикладного социологического исследования. Коммуникационный консалтинг включает в себя консультирование по социальным проблемам, изучение социальных мотивов, социально-психических особенностей и причин, вызывающих их. Коммуникационный консалтинг в практической деятельности заключается в предоставлении профессиональных рекомендаций, даваемых консультантом по вопросам коммуникационной деятельности организации, включающих выработку советов, рекомендаций, подготовку аналитических записок и заключений, а также обоснование рациональных путей решений проблем в сфере осуществления коммуникаций. Он включает в себя перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения работы с целевыми аудиториями, использования различных коммуникационных инструментов, а также использование различных методов измерения эффективности коммуникационной деятельности организации [Шарков: 214-215]. Коммуникационное консультирование является одним из основных средств предотвращения информационных угроз, возникающих по отношению общества, государства, организационных систем и личности. Коммуникационное консультирование при его комплексном и интегративном использовании становится одним из основных средств предотвращения информационных угроз, возникающих по отношению общества, государства, организационных систем и личности.
Источники
Барциц И.Н. (2013). Демократическая модернизация информационного общества // Социальные коммуникации. № 2 (10). 11 с.
Белов Е.Б. (2006). Основы информационной безопасности [Текст] / Е.Б. Белов, В.П. Лось, Р.В. Мещеряков, А.А. Шелупанов. М.: Горячая линия. Телеком.
Быстряков А.Я. (2011). Проблемы инновационной информатизации деятельности органов государственного финансового контроля // Научно-техническая информация. Серия 1. Методы и организация научно-информационной работы. № 5.
Брандман Э. (2007). Информационная безопасность российского общества в современных условиях [Текст] / Э. Брандман // Власть. № 5. С. 68-71.
Варганов В.В. (2008). Социальная технология организации защиты социальных субъектов от деструктивного информационного воздействия (гл. XI) [Текст] / В.В. Варганов // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная научная монография; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Воронеж, ВГПУ. С. 147-165.
Василенко, В.И., Гайченя, И.А., Маран В.Л. (2005). Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности. Монография / Под общ. ред. Прохожева А.А. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Известия.
Василенко В.И., Мамедов Р.Н. (2013). Институциональные аспекты обеспечения информационно-коммуникационной безопасности масс-медиа // Вопросы политологии. № 3. С. 38-52.
Грачев Г.В. (1998). Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Текст] / Г.В. Грачев. М.: Изд-во РАГС.
Калинин А. (2006). Управление информационной безопасностью России: проблемы и стратегии времени [Текст] / А. Калинин // Власть. № 11. С.21-25.
Киреева О.Ф. (2015). Коммуникационный консалтинг как средство обеспечения информационной безопасности в современном обществе/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Москва.
Киреева О.Ф. (2013). Социологическая диагностика информационной безопасности информационно-коммуникационной среды //Труд и социальные отношения. № 12. С. 35-42.
Козачок В.И. (2017). Информационная безопасность корпорации как объект социального управления // (Власть). Т. 25. № 5. С. 74-82.
Кривоухов А.А., Зотов В.В. (2017). Информационная безопасность как антропосоциотех-нический феномен. Коммуникология. Т. 5. № 4. С. 71-81.
Кузьмин Е.И. (2005). Гуманитарные аспекты формирования информационной политики в условиях построения общества знаний [Текст] / Е.И. Кузьмин // Информационное обеспечение фундаментальных и прикладных наук. М.: ВИНИТИ.
Передня Д.Г. (2007). Социальная безопасность. Учебно-методический комплекс [Текст] / Д.Г. Передня. М.: МАБиУ. С. 42.
Силкин В.В. (2015). Журналистика в информационно-коммуникативном пространстве: новые горизонты в подготовке журналистов // Коммуникология. Том 3. № 2. С. 99.
Словарь русского языка: В четырех томах [Текст] / гл. ред. А.П.Евгеньева. - М.: Русский язык, 1985. Т.1. С. 74.
Шарков Ф.И. (2013). Коммуникология: коммуникационный консалтинг: учеб. пособие/ Ф.И. Шарков. М.
AlKalbani A., Deng H., Kam B. (2015). Organisational security culture and information security compliance for e-government development: the moderating effect of social pressure, PACIS. Association for Information Systems (AIS) P. 1-11.
Boiarsky C. (2004). The needs assessment: using community consulting projects to teach business communication. Business communication Quarterly. Vol. 67. № 1. P. 58.
Bulgurcu B., Cavusoglu H., Benbasat I. (2010). Information security policy compliance: an empirical study of rationality-based beliefs and information security awareness. MIS quarterly 34 (3). P. 523-548.
Lambrinoudakis C., Gritzalis S., Dridi F., Pernul G. (2003). Security requirements for e-government services: a methodological approach for developing a common PKI-based security policy // Computer Communications. No. 26 (16). P. 1873-1883.
Myyry L., Siponen M., Pahnila S., Vartiainen T., Vance A. (2009). What levels of moral reasoning and values explain adherence to information security rules & quest // European Journal of Information Systems. No. 18 (2). P. 126-139.
Neubauer T., Klemen M., Biffl S. (2006). Secure business process management: A roadmap // Availability, Reliability and Security, ARES 2006. The First International Conference on IEEE. P. 8.
Pahnila S., Siponen M., and Mahmood A. (2007). Employees' behavior towards IS security policy compliance // System Sciences, HICSS, 40th Annual Hawaii International Conference on IEEE 2007. P. 156.
Poe S.D. (2002). Echnical communication consulting as business. Technical communication. Vol. 49, № 2. P. 171-180.
Posthumus, S., Von Solms, R. (2004). A framework for the governance of information security // Computers & Security. No. 23 (8). P. 638-646.
Vance A., Siponen M., Pahnila S. (2012). Motivating IS security compliance: Insights from habit and protection motivation theory // Information & Management. No. 49 (3), P. 190-198.
Von Solms R. (2005). Information security governance-compliance management vs. operational management // Computers & Security. No. 24 (6), P. 443-447.
Warkentin M., Johnston A.C., Shropshire J. (2011). The influence of the informal social learning environment on information privacy policy compliance efficacy and intention // European Journal of Information Systems. No. 20 (3). P. 267-284.
■ ■ ■ Communication Consulting in the System of Socio-Information Security: sociological analysis
Olga F. Kireeva
Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation, Cheboksary, Russian Federation.
Abstract. The article considers the problem of relevance of researching the communications consulting as a means of ensuring socio-information security companies. In modern conditions of rapid development of information techniques and technologies, increase of information flow increases the influence of conscious informational influence. Information danger for any system may experience unpredictable and cause the uncertainty when making managerial decisions. The fact of the systematic danger in the information field of a particular object means the lack of a reliable system to ensure its information security. To ensure information security actors of different communities requires the creation of qualitative models of foreseeing the possible variants of occurrence of information risk, which in turn requires a new level of information and communicative competence of managers. Socio-information security can act as interventions and technologies with the aim of neutralization and prevention of dysfunctional destructive impact of information on social relations of any individual, organization, and state and society as a whole. Communication consulting is perceived as a an important regulatory mechanism aimed at reducing risks and providing social information security.
В качестве одного из важных регулятивных механизмов управления, направленного на снижение рисков и обеспечение социально-информационной безопасности, предлагается отнести коммуникационный консалтинг.
Keywords: consulting, communication consulting, information-communication environment, a manipulative and destructive influence, influence, security, information security, social media security.
For citation: Kireeva O.F. Communication Consulting in the System of Socio-Information Security. Communicology. Vol. 5. No. 5. P. 96-104 DOI 10.21453 / 2311-3065-2017-5-596-104
Inf. about author: Kireeva Olga Feliksovna, Cand. Sci. (Soc.), associate professor of the chair of business and commodity science, Cheboksary Cooperative Institute of Russian University of Cooperation. E-mail: kirolga08@list.ru
Received: 27.08.2017. Accepted: 19.09.2017.
References
AlKalbani, A., Deng, H., and Kam, B. Year. (2015). Organisational security culture and information security compliance for e-government development: the moderating effect of social pressure, PACIS. 2015, Association for Information Systems (AIS) pp. 1-11.
Bartsits I. N. (2013). Demokraticheskaya modernizaciya informacionnogo obshchestva. [The democratic modernization of the information society] Social communication. №2 (10).P. 11. (In Russ.).
Belov E. B. (2006). Osnovy informacionnoj bezopasnosti. [Fundamentals of information security] / E. B. Belov, V. P. Moose, R. V. Mescheriakov, A. A. Shelupanov. M: Hot line. Telecom. (In Russ.).
Boiarsky C. (2004). The needs assessment: using community consulting projects to teach business communication. Business communication Quarterly. T.67. №1. P. 58.
Boiarsky C. The needs assessment: using community consulting projects to teach business communication. Business communication Quarterly. 2004. T.67. №1. P. 58.
Brandman E. (2007). Informacionnaya bezopasnost' rossijskogo obshchestva v sovremennyh usloviyah Social'naya bezopasnost'. Uchebno-metodicheskij kompleks. [Information security of the Russian society in modern conditionst] / E. Brandman // Power. No. 5. P. 68-71. (In Russ.).
Bulgurcu, B., Cavusoglu, H., and Benbasat, I. (2010). «Information security policy compliance: an empirical study of rationality-based beliefs and information security awareness,» MIS quarterly 34:3. Р. 523-548.
Bystryakov A. Y (2011). Problemy innovacionnoj informatizacii deyatel'nosti organov gosudarstvennogo finansovogo kontrolya. [Problems of innovation of Informatization of bodies of state financial control]. Scientific and technical information. Series 1. ORGANIZACIJA methods and scientific and information work. №5. (In Russ.).
Grachev G. V. (1998). Informacionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-sostoyanie-i-vozmozhnosti-psihologicheskoj-zashchity [Information-psychological safety of personality: status and opportunities of psychological protection] / G. V. Grachev. - M.: Publishing house rags. (In Russ.).
Kireeva O. F. (2015). Kommunikacionnyj konsalting kak sredstvo obespecheniya informacionnoj bezopasnosti v sovremennom obshchestve. [Communication consulting as a means of ensuring information security in modern society]/ The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of sociological Sciences. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Moscow. ( In Russ.).
Kireeva O. F. (2013). Sociologicheskaya diagnostika informacionnoj bezopasnosti informacionno-kommunikacionnoj sredy. [Sociological diagnostics of information security information and communication environment ]. Moscow: Academy of labor and social Affairs. No. 12. Р. 35-42. (In Russ.).
Kozachok V. I. (2017). Informacionnaya bezopasnost' korporacii kak ob»ekt social'nogo. [Information security of the Corporation as an object of social control]. Power. T 25. No. 5. P. 74-82. ( In Russ.).
Krivogov A. A., Zotov V. V. (2017). Informacionnaya bezopasnost' kak antroposociotekhnicheskij. [Information security as anthropotolerance phenomenon]. Communicology.. Vol. 5. No. 4. P. 71-81. ( In Russ.).
Kuzmin, E. I. (2005). Gumanitarnye aspekty formirovaniya informacionnoj politiki v usloviyah postroeniya obshchestva znanij. [Humanitarian aspects of formation of information policy in the context of building a knowledge society] / E. I. Kuzmin // Information support of fundamental and applied Sciences. - M.: VINITI. (In Russ.).
Lambrinoudakis, C., Gritzalis, S., Dridi, F, and Pernul, G. (2003). Security requirements for e-government services: a methodological approach for developing a common PKI-based security policy. Computer Communications 26:16. P. 1873-1883.
Myyry, L., Siponen, M., Pahnila, S., Vartiainen, T., and Vance, A. (2009). «What levels of moral reasoning and values explain adherence to information security rules? an empirical study,» European Journal of Information Systems 18:2. P. 126-139.
Neubauer, T., Klemen, M., and Biffl, S. Year. (2006). Secure business process management: A roadmap. Availability, Reliability and Security, ARES 2006. The First International Conference on, IEEE2006.P 8.
Pahnila, S., Siponen, M., and Mahmood, A. Year. (2007). Employees' behavior towards IS security policy compliance. System Sciences,. HICSS 2007. 40th Annual Hawaii International Conference on, IEEE2007. P. 156b-156b.
Poe S.D. (2002). Echnical communication consulting as business. Technical communication. T.49 №2. P. 171-180.
Posthumus, S., and Von Solms, R. (2004). A framework for the governance of information security. Computers & Security 23:8, pp. 638-646.
Sharkov F. I. (2013). Kommunikologiya: kommunikacionnyj konsalting. [Communicology: communication consulting] /F. I. Sharkov. M., 407 P. ( In Russ.).
Silkin V. Zhurnalistika v informacionno-kommunikativnom prostranstve: novye gorizonty v podgotovke zhurnalistov. [Journalism in the information-communicative space: new horizons for the training of journalists]. Communicology. 2015.Volume 3. No. 2. P. 99. (In Russ.).
Slovar' russkogo yazyka: V chetyrekh tomah. [Dictionary of Russian language: In four volumes] / ed by P. book. M.: Russian language, 1985. I. P. 74. ( In Russ.).
Vance, A., Siponen, M., and Pahnila, S. (2012). Motivating IS security compliance: Insights from habit and protection motivation theory. Information & Management 49:3. P. 190-198.
Varganov, V. V. (2008). Social'naya tekhnologiya organizacii zashchity social'nyh sub»ektov ot destruktivnogo informacionnogo vozdejstviya. [Social technology of organization of protection of social actors from the destructive informational influence (CH. XI)] / V. V. Varganov // Scientific research: information, analysis, forecast: collective scientific monograph; under the General editorship of Professor O. I. Kirikova. Voronezh, VSPU. P. 147-165. ( In Russ.).
Vasilenko V. I., Mamedov R.N. (2013). Informacionnaya bezopasnost' v sisteme obespecheniya nacional'noj bezopasnosti. [Institutional aspects of ensuring information and communication security of mass media]. Problems of political science. No. 3. P. 38-52. (In Russ.).
Vasilenko, V. I., Hichina, I. A. and Maran, V. L. (2005). Institucional'nye aspekty obespecheniya informacionno-kommunikacionnoj bezopasnosti mass-media. [Information security in system of ensuring national security]. The monograph / Under the General editorship of Prohorova A. A. - M.: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration/.Izvestiya, (In Russ.).
Von Solms. (2005). Information security governance-compliance management vs operational management. Computers & Security 24:6. P. 443-447.
Warkentin, M., Johnston, A. C., and Shropshire, J. (2011). The influence of the informal social learning environment on information privacy policy compliance efficacy and intention. European Journal of Information Systems 20:3. P. 267-284.