■ ■ ■ КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЛОВОМ МИРЕ
Авторы: Шарков Ф.И., Киреева О.Ф.
ШАРКОВ Феликс Изосимович - доктор социологических наук, профессор, проректор Академии труда и социальных отношений, заместитель декана факультета журналистики, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления (РАН-ХиГС), заслуженный деятель науки РФ. Адрес: 119571, г Москва, проспект Вернадского, 84. Тел./факс: +7(499) 956-05-01. Е-mail: sharkov_felix@mail.ru
КИРЕЕВА Ольга Феликсовна - старший преподаватель Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Адрес: 428025, Россия, Чувашская республика, г Чебоксары, пр. М. Горького, 24. Тел.: +7 (903)-345-57-31. E-mail: cheb@rucoop.ru
Аннотация: сравнительно новое направление консалтинга - коммуникационный консалтинг - охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Прежде всего, он становится востребованным там, где трудно разрешаются проблемы тех или иных отношений. Например, гендерные отношения требуют особо тонкого подхода, как к их исследованиям, так и к практическому использованию. Востребованность специалистов - консультантов в сфере коммуникаций - это не дань моде, а насущная практическая потребность, которая определяется объективными причинами развития рыночной экономики и прежде всего поисками эффективных методов и инструментов, обеспечивающих совершенствование и развитие всей системы управления коммуникациями, включая информационно-технологические и репутационно-имиджевые ресурсы.
Прикладная востребованность коммуникационного консалтинга в деловом мире, его нацеленность на решение практических задач в области управления коммуникациями, выработку рекомендаций и консультаций, способствующих решению сложных задач, стоящих перед современным руководителем в разных сферах управленческой деятельности - все это играет решающую роль в развитии коммуникационного консалтинга как самостоятельного научного направления.
В деловом мире сегодня немного размываются границы между мужским и женским началом, что однако не означает отсутствие проблем в тендерных отношениях в деловом мире. Наоборот, эти проблемы, хотя внешне не так и заметны, в деловых коммуникациях порою играет главную роль. Взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке - особая сфера, очень сложная для формирования соответствующих принципов формирования этих отношений.
Ключевые слова: консалтинг, коммуникационный консалтинг, информационно-коммуникационный консалтинг, гендерные коммуникации, ген-
дерные отношения, деловой мир, деловые коммуникации, гендер, тендерное равенство, деловая женщина, тендерные стереотипы, тендерные особенности.
Консалтинг - это «деятельность специализированных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, покупателей, политических деятелей, работников социальной сферы по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, хозяйственной, политической, социальной, культурной и другой деятельности». В последние годы коммуникационный консалтинг выделился в самостоятельную сферу профессиональной деятельности и бизнеса и в этом качестве, в системе современного рынка консалтинговых услуг, является одним из перспективных и важнейших направлений, ценность которого все больше осознают многие руководители государственных, коммерческих и общественных организаций. Практическая востребованность специалистов - консультантов в сфере коммуникаций - это не дань моде, а насущная практическая потребность, которая определяется объективными причинами развития рыночной экономики и прежде всего поисками эффективных методов и инструментов, обеспечивающих совершенствование и развитие всей системы управления коммуникациями, включая информационно-технологические и репутационно-имиджевые ресурсы. Прикладная направленность коммуникационного консалтинга, его нацеленность на решение практических задач в области управления коммуникациями, выработку рекомендаций и консультаций, способствующих решению сложных задач, стоящих перед современным руководителем в разных сферах управленческой деятельности - все это играет решающую роль в развитии коммуникационного консалтинга как науки и подготовки будущих специалистов в этой области.
Коммуникационный консалтинг является сегодня одним из наиболее действенных инструментов управления политическими структурами и процессами, формирования имиджа политического лидера, партии, политического течения и движения. Он базируется на теоретических знаниях политологии, социологии, социальной психологии, менеджмента, имиджелогии, маркетинга и рекламы. Освоение тем дисциплины «Коммуникационный консалтинг в управлении социальными системами» усиливает социально-политическую ориентированность подготовки специалистов, закрепляет базовые политологические, социологические и психологические знания, придает прикладную направленность процессу освоения социогуманитарных знаний.
Некоторые авторы дают определение коммуникационного консалтинга через наиболее часто охватываемые консалтингом сферы маркетинговых коммуникаций: «Коммуникационный консалтинг - перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения рабо-
ты с целевыми группами, использования различных коммуникационных инструментов, а также использование различных методов измерения эффективности осуществляемых бизнес-коммуникаций компании» [1].
Коммуникационный консалтинг - сравнительно новое направление консалтинга, молодая научная и учебная дисциплина, тесно связанная с такими науками как социология, политология, теория управления, менеджмент, управленческое консультирование, психология, теория организаций, связи с общественностью, теория коммуникаций и другими не менее важными научными направлениями и предметами общегуманитарного, и организационно-управленческого цикла. Комплексный анализ данного научного направления, определяет его место и роль в структуре современного научного знания и прикладную направленность [2].
Наличие эффективного внутреннего информационно-коммуникационного пространства является необходимым условием для дальнейшего построения качественных внешних коммуникаций» [3, с.106]. Целью коммуникационного консалтинга, осуществляемого для персонала самой организации - совершенствовать структуру и содержание внутренней сети организации, включая передачу информации, контента, каналов коммуникации для выработки корпоративной коммуникационной культуры, включая этику поведения и формы осуществления вертикальной и горизонтальной коммуникации.
Консультант по вопросам управления, работающий в системе государственной службы, ведет работу и в сфере общего управления, и регулировании информационно-коммуникационных процессов, нацеленных на повышение эффективности работы за счет улучшения потенциальных возможностей сотрудников. Консультант по вопросам коммуникационного управления в сфере государственной службы способствует принятию правильных решений, определяет или уточняет направления действий и коммуникации с обязательным учетом общественных последствий его деятельности, включая реализацию норм корпоративной и гражданской ответственности государственного или муниципального служащего. Такая работа требует профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по специальным программам, адаптированным к современным моделям управления.
Коммуникационный консалтинг в различных сферах жизнедеятельности существенно отличается самой технологией осуществления консультационного процесса. Особые отличия характерны для консалтинга тендерных отношений. Гендерные отношения имеют такую же давнюю историю, как и история самого человечества. Природа разделила животных и людей по половому признаку с целью продолжения рода. Люди, находясь в общественных отношениях, так и или иначе должны считаться не только с физиологическими, но и с социальными тендерными различиями.
Гендер (gender) означает социальный пол, а биологический пол обозначают понятием пол (sex). Поло-ролевые отношения, функции, реализуемые в процессе тендерных отношений, составляют тендерную систему. Гендерные отношения возникают при выполнении людьми функции воспроизводства рода, а также в процессе реализации ими социальных ролей. Отношения лиц различных полов включают социально нормированные коммуникации в рамках выполнения бытовых и профессиональных функций.
Неодинаковость положения полов связано с общественным разделением труда и развитием цивилизации. Эмиль Дюркгейм считает, что в результате социального развития «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой - интеллектуальными» [4, с. 61]. На разработку проблем тендерных отношений в социологической науке оказали влияние труды Талкотта Парсонса [5, 6]. В совместной монографии Парсонса и Бэйлза применяется парадигмальный подход, получивший название поло-ролевого. Женщине они отводят экспрессивную роль в системе социальных отношений, а мужчине - инструментальную функцию. Женская роль раскрывается в проявляемой заботе, выполнении эмоциональной работы, как функция поддержания психологического баланса в семье. Инструментальная функция мужчиной реализуется в процессе осуществления коммуникации семьи с другими социальными системами [7].
Социолог Роберт Коннелл из Австралии утверждает, что гендерные отношения не включают отношения власти, а «женская» и «мужская» роли считаются равными, но отличающимися по содержанию. «Типы ролевого поведения определяются социальным положением, ролевые стереотипы усваиваются в процессе интериоризации норм, или ролевых ожиданий. Правильное исполнение роли обеспечивается системой поощрений и наказаний (санкций), положительных и отрицательных подкреплений. При этом, исходным основанием поло-ролевого подхода является имплицитное признание биологического детерминизма ролей, отсылающее к фрейдистскому представлению о врожденных мужском и женском началах.
Поло-ролевой подход оказался настолько востребованным, что и в его рамках и за его пределами вплоть до настоящего времени используются понятия мужской и женской роли. Данный подход стал общим местом научных и повседневных обсуждений мужского и женского» [8].
Клёцина И.С. в своей работе «Психология гендерных отношений: концептуализация и эмпирическая иллюстрация макроуровня» рассматривает партнерскую и доминантно-зависимую модели отношений [9]. «Партнерская модель гендерных отношений - это система отношений, в которой две взаимодействующие стороны выступают как равноправные субъекты, обладающие одинаковой ценностью и значимостью друг
для друга. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другой стороны. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами, и такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них. Выравнивание статусных позиций партнеров осуществляется за счет трансформации и коррекции непродуктивных и устаревших гендерных представлений, стереотипов и установок». Доминантно-зависимая модель отношений - по мнению И.С. Клё-циной не предполагает равноправия позиций: одна сторона занимает доминантную позицию, другая - зависимую. При этом один субъект побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с его собственными устремлениями и намерениями. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, ему присуща потребность в проявлении силы ради нее самой» [10].
В деловом мире гендерные отношения подчиняются социальным нормам тех профессиональных сообществ, в которых они осуществляются. Гендерные отношения, которые складываются между мужчинами и женщинами на работе подвергаются серьезным трансформациям, по причинам, которые происходят в обществе. В таких отношениях можно встретить и гармоничные отношения, и враждебность, и конкуренцию.
В деловом мире в последние десятилетия место женщины сильно изменилось. Дж. Маршалл слишком строго оценивает отличия женщин от мужчин, называя их «существами с другой планеты», которые «не вписываются в жесткую мужскую среду. Вторая гипотеза «стеклянного потолка», под которым имеется в виду невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, когда пытается достичь вершин успеха».
Г. Штайнс называет «звездной болезнью» ситуацию, когда женщины-менеджеры склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают предствителям своего пола. Такое жесткое отношение называют «реверсивным гендерным стереотипом». Вопреки многим утверждениям, предубеждения против женщин показываю больше женщины, чем мужчины.
Р. Кентер, еще в 1977 г. в своей работе «Мужчины и женщины в организации» заметила, что там, где женщин очень мало, они находятся в особой ситуации. Большинство членов Кентер называет доминантами, а меньшинство — токенами (от англ. token — символ). Токены более заметны и воспринимаются стереотипно, их характеристики воспринимаются преувеличенно по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом сообществе воспринимаются как токены.
Женщины в такой ситуации прибегают к защитным функциям. Такую особенность управленния английские специалисты С. Уолш и К. Кес-селл назвали гендерным менеджментом. Процитируем примеры тако-
го менеджмента, которые были обнаружены в «двух образовательных учреждениях:
1) «сверхфункционирование на работе» (женщины проводят на рабочем месте больше времени, чем мужчины, доказывая, что они - хорошие специалисты);
2) «фемининный стиль»: использование специфически женских способов деловых переговоров с мужчинами (кокетство, флирт, лесть, принижение своих способностей), чтобы заставить мужчин работать (например, намекают коллегам-мужчинам, что сами не справятся, что только данный мужчина способен решить эту задачу);
3) «работа за сценой»: женщины чаше мужчин делают работу, которая не оплачивается (улаживают конфликты, занимаются эмоциональными проблемами студентов, проводят дополнительные занятия);
4) «материнские способности»: по отношению к коллегам-мужчинам (особенно с высоким должностным статусом) женщина выступает в роли заботливой матери - внимательно выслушивает исповеди об их проблемах, заботится о них и в результате добивается усиления своего влияния в организации;
5) применение «маски»: женщины скрывают свою эмоциональную и личную жизнь, избегают говорить о детях, чтобы не получить ярлык менее эффективных работников, чем на самом деле (к этой стратегии особенно часто прибегают женщины, которые думают о карьере руководителя)».
Упомянутая ранее Р. Кентер гендерный менеджмент считает приемами манипулирования окружающими. Причем такой управленческий подход направлен на обеспечение защитных функций, которые рождаются в различных ситуациях в деловых коммуникациях, включая гендерные отношления.
Интересным является описание различия поведения мужчин и женщин на работе, приведенном на одном из сайтов [11]. Поскольку этот кейс представляет практический интерес, приведем его полностью. «Мужчина получает признание на работе в том случае, если делает что-то, что дает ясное понятие о его компетенции и о его умениях. Демонстрируя свои способности, он повышает свой авторитет среди коллег по работе, однако в случае неудачи, его репутация заметно подрывается. Когда мужчина заключает сделку, разрабатывает успешный план, достигает намеченной цели, зарабатывает некую сумму денег, завершает проект или преодолевает затруднение, получаемое им признание определяется тем, как значительна была стоящая перед ним цель, какую прибыль он получил, насколько серьезные трудности преодолел. Небольшие по вышеназванным параметрам достижения дают незначительное повышение авторитета в глазах коллег, так же - небольшие потери приводят к небольшим понижениям репутации. Соответственно, большой крах на деловом поприще может загубить статус на корню.
Женщины же своего признания добиваются другим путем. Она поднимается в глазах подруг проявляя заботу, участие и преданность. Успех выражается не в широте жестов, а в постоянстве. Большее значение имеют не масштабы, а глубина личного неравнодушия, много большую важность представляет не результат, а те мысли, соображения и намерения, которые регулировали движение женщины в тот момент. Компетентность и достижения для женщин не являются самым важным и приоритетным.
Для того, чтобы быть успешным во взаимоотношениях с женщиной, мужчине крайне важно учитывать данную разницу в оценках. Другими словами, женщины отмечают каждое проявление участия, и в данном случае совсем не важно, насколько оно значительно. Практически это означает, что много малых дел принесут мужчине больше, чем одно большое».
Считается, что мужчины, в отличие от женщин, используют общение в первую очередь для того, чтобы решить какую-то проблему. А для делового человека - женщины общение является как бы способом решения проблем и средством снижения напряжения, повышения эмоционального настроя.
Для женщины важно быть более личностно ориентированной, нежели для мужчины. Контент речи женщины передает не только информацию, но и в не меньшей мере - эмоции и чувства. Мужчины ошибочно приходят к мнению, что, если женщина открыта и интересуется мнением других, то это означает, что женщина не уверена и не может успешно разрешить возникшую проблему.
Коммуникации мужчин и женщин в деловой среде наталкиваются на различные гендерные реакции. От них зависит эффективность деловых коммуникаций. Принадлежность к тому или иному полу играет немалую роль в построении деловых коммуникаций, карьере, служебном поведении и в принятии управленческих решений [12].
Раскроем некоторые другие особенности женщин и мужчин и их проявления в деловой сфере, что позволит избегать этических ошибок и конфликтов в процессе делового общения. По мнению психологов:
1) женщины имеют более изысканный вкус, чем мужчины; четко видят различия в материалах, формах, цветах;
2) женщины в большей степени испытывают страх, опасения перед руководством, ситуациями и обстоятельствами;
3) у женщин эмоциональное начало берет верх над рациональным;
4) женщины меньше, чем мужчины, ориентированы на успех;
5) женщины легче адаптируются к новым условиям труда, обстоятельствам, методам руководства.
Для мужчин характерным является расчет, сопоставление фактов, логический анализ и рациональный подход. У женщин своя женская логика, которая отличается интуицией, ситуационностью, ассоциативностью.
Чертами женского характера является добродушие, мягкость, высокая чувствительность, эмоциональность. Свойства характера мужчин - самостоятельность, надежность, склонность к риску, твердость.
Мужчины ценят в себе деловые качества, интеллект, мужество. Для женщин важно положительная оценка их внешности, женственности, эмоциональности.
С другой стороны, приведенные свойства женщин позволяют им лучше понимать других людей, проявлять к ним сострадание. Женщины более внимательны к мелочам, деталям, но обобщения, выводы - не всегда их сфера. Отличием также является то, что у мужчин, лучше, чем у женщин, развито пространственное воображение [13].
Для создания благоприятной моральной атмосферы нужно учитывать психологические особенности представителей разных полов. В своей книге «Бизнес-этикет» Сабат Энн Мэри раскрывает ошибки мужчин и женщин, которые они допускают в процессе коммуникации: «Ошибки мужчин:
1) обращение к женщинам-коллегам со словами «дорогуша», «любочка»; 2) манера касаться женщин-коллег руками; 3) исключение женщин из «круга старых добрых друзей». Ошибки женщин:1) при ответе на телефонный звонок называть только имя; 2) хихикать, чтобы заполнить паузу; 3) вести себя не так же дружелюбно с женами мужчин-коллег, как с самими коллегами; 4) использовать на рабочем месте ненормативную лексику; 5) звонить на работе по личным делам [14].
Коммуникативная грамотность означает, что мужчины и женщины должны знать особенности коммуникативного поведения лиц противоположного пола. Форма взаимодействия и содержание сообщений должны корректироваться с возможностями понимания коммуникантами друг друга с учетом гендерных особенностей. Именно такой подход обеспечит эффективность гендерных коммуникаций.
Мужчина добивается признания на работе, когда он делает нечто, свидетельствующее о его компетенции и умении. Но если он терпит неудачу, то подрывает свою репутацию. Женщины достигают признания по-другому, завоевывая популярность в глазах подруг, проявляя заботу, участие и преданность. Значение имеют не масштабы успеха, а глубина личной симпатии. Важен не результат, а мысли и намерения, которые вами двигали [15].
Мужчины, работая бок о бок с женщинами, обычно достигают значительно больших успехов, оказывая женщине-работнице взаимоподдержку и взаимоуважение. Мужчины, как правило, используют те или иные коммуникации для того, чтобы решить какие-то вопросы, добиться поставленной цели. Общение для женщин - это тоже способ установления эмоциональных связей, укрепления взаимоотношений, создания творческой атмосферы.
Предлагая свои решения, женщина более личностно ориентирована, нежели мужчина. Если мужчина не чувствует, как подчиненные женщины реагируют на его прямоту, то он непременно получит отрицательный результат. Кроме того, когда мужчина-руководитель выражается чересчур прямолинейно, то женщина может подумать, что он на нее сердится и будет искать причины недовольства своего «патрона».
Итак, при общении следует учитывать отличительные особенности гендерных реакций. Нужно учитывать различия в гендерном поведении сотрудников и не оценивать их опрометчиво.
Деловые коммуникации - довольно неблагоприятная среда для тендерного взаимодействия, поскольку зачастую деловые партнеры учитывают лишь свои интересы, нежели заботятся «о гендерных церемониях». Тем не менее, не исключены и типовые реакции, как для мужчин, так и для женщин, на те или иные события.
Существующие стереотипы восприятия женских и мужских ролей и особенностей зачастую мешают реализации идеи гендерного равенства в деловой среде
Сохраняются проблемы реализации на практике этикета взаимоотношений мужчин и женщин также и в сфере деловых коммуникаций.
Взаимоотношения полов в деловой среде - деликатная сфера гендерных отношений, требующих взаимной корректности, уважения, уступок и толерантного поведения как в процессе выполнения деловых функций, так и в ситуации, свободной от выполнения профессиональных функций.
Список литературы
1. http://united-minds.ru/comconsult/
2. Апенько С.Н., Гилева К.В. Содержание, функции и этапы коммуникационного консалтинга. Омск Журнал Вестник Омского университета. Серия «Экономика». Выпуск № 4. 2011. С. 113.
3. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-funktsii-i-etapy-kommunikatsionnogo-konsaltinga#ixzz3sAKDJ3Jx
4. Дюркгейм Э. (1991) О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Наука.
5. Parsons T. Age and Sex in the Social Structure (1949) // Parsons, T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. PP. 218-232.
6. Parsons T. and Bales R (1955). Family, Socialization and Interaction Process. NY: The Free University Press.
7. Nye et al (1976). Role Structure and Analysis of the Family (Beverly Hills, Sage), Sage Library of Social Research, Vol.24.
8. Коннелл Р. (2000) Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы.
9. http://humanpsy.ru/klyotsina/gender-macro
10. http://www.distanz.ru/videoLecture/3275/Мужчины и женщины в деловом мире.
11. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=554901
12. http://estnauki.ru/shpargalki-po-jetike/90-shpargalki-po-jetike/14549-gendernye-osnovy-delovoj-jetiki.html
13. http://mydocx.ru/6-56964.html
14. СкаженикЕ.Н. Деловое общение. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
15. http://www.aup.rU/books/m161/6.htm
16. Киреева О.Ф. Коммуникационный консалтинг в системе коммуникационного менеджмента организации// Коммуникология. Том 1 №1. 2013. С.137-143.
17. Шарков Ф.И. Современные механизмы повышения социальной ответственности и саморегулирования профессиональной журналистской деятельности // Коммуникология. 2015. Том 3. №1. С.55-65.
18. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2010. - 407с.
19. Шарков Ф.И. Политический консалтинг (специализация курса «Консалтинг в связях с общественностью». Дашков и К, 2010. - 460с.
■ ■ ■ COMMUNICATION CONSULTING OF GENDER RELATIONS IN THE BUSINESS WORLD
Authors: SHARKOV F. I. and KIREEVA O. F.
SHARKOV Felix Izosimovich, doctor of sociology, Professor, Pro-rector of Academy of labor and social relations, Deputy Dean of the faculty of journalism, head of Department of public relations and media policy of the Institute of public administration and management, Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA), Honored scientist of the Russian Federation.
Address: 84, Vernadskogo Prospekt, 119571, Moscow, Russian Federation. Tel.: +7(499) 956-05-01. E-mail: sharkov_felix@mail.ru
KIREEVA Olga Feliksovna - Senior teacher of the Cheboksary cooperative Institute of Russian University of cooperation.
Address: 24, M. Gorkogo PR., Cheboksary 428025, Russian Federation. Tel.: +7 (903)-345-57-31. E-mail: cheb@rucoop.ru
Abstract: a relatively new direction of consulting - communication consulting -covers all areas of human activity. First of all, it becomes popular wherever it is difficult to resolve the problems of various forms of relations. For example, gender relations require a particularly sensitive approach both to their studies and to practical use. The demand for specialist consultants in the field of communications is not a fad, but an urgent practical need, which is determined by objective reasons of development of market economy and above all the search for effective methods and tools for promoting the improvement and development of the entire system of communication management, including information technology and reputation and image resources.
Concrete demand for communication consulting in the business world, its focus on solving practical problems in the field of communication management, guidance and advice, contributing to the complex challenges facing the modern
leader in different spheres of management activity - all play a crucial role in the development of communications consulting as an independent scientific direction.
In the business world today the boundaries between the masculine and the feminine are a little blurred, however that does not mean the absence of problems in gender relations in the business world. On the contrary, these problems, although apparently not so noticeable, in business communication sometimes play a major role. The relationships between men and women in an office environment is a special area, and it is very difficult to form the relevant principles of the formation of these relations.
Keywords: consulting, of communication consulting, of informatively-communication consulting, gender communications, gender relations, business world, business communications, reHgep, gender equality, business woman, gender stereotypes, gender features.
References
1. http://united - minds.ru/comconsult/
2. Apenko S.N., Gileva K.V. Soderzhanie, funkcii i etapy kommunikacionnogo konsaltinga. omsk zhurnal vestnik omskogo universiteta. seriya «ekonomika». vypusk № 4. 2011 . s. 113. [Apenko S. N., Gileva K. V. Table of contents, functions and stages of communication consulting. Omsk Magazine Announcer of the Omsk university. Series are "Economy". Producing № 4 . 2011 . C. 113].
3. Scientific library of Cyber Leninka : http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie -funktsii - i - etapy - kommunikatsionnogo - konsaltinga#ixzz3sAKDJ3Jx
4. Dyurkgeym E. (1991) O razdelenii obschestvennogo truda // Dyurkgeym E. O razdelenii obschestvennogo truda. Metod sotsiologii. Nauka. [Durkheim E. (1991) About the division of public labor // Durkheim E. About the division of public labor. Method of sociology. Science].
5. Parsons T. Age and Sex in the Social Structure (1949) // Parsons, T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. PP. 218-232.
6. Parsons T. and Bales R (1955). Family, Socialization and Interaction Process. NY: The Free University Press.
7. Nye et al (1976). Role Structure and Analysis of the Family (Beverly Hills, Sage), Sage Library of Social Research, Vol.24.
8. Connell (2000) Modern approaches // Reading-book of feminist texts. Translations. Ed E Zdravomyslova, A. Temkina SPb, 2012.
9. http://humanpsy.ru/klyotsina/gender - macro
10. http://www.distanz.ru/videoLecture/3275/MyxHUHN and women in the business world.
11. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=554901
12. http://estnauki.ru/shpargalki - po - jetike/90 - shpargalki - po - jetike/14549 -gendernye - osnovy - delovoj - jetiki.html
13. http://mydocx.ru/6 - 56964.html
14. Skazhenik E.N. Delovoe obschenie. Taganrog, 2006. [Skazhenik E. N. (2006) Business communication. Taganrog].
15. http://www.aup.ru/books/m161/6.htm
16. Kireeva O.F. Kommunikatsionnyiy konsalting v sisteme kommunikatsionnogo menedzhmenta organizatsii// Kommunikologiya. Tom 1 #1. 2013. S.137-143. [Kireeva O. F. 'Communication consulting is in the system of communication management of organization' // Communicology. Volume 1. No. 1. 2013. P. 137-143].
kommyhmkoflornq - communicology
17. Sharkov F.I. Sovremennyie mehanizmyi povyisheniya sotsialnoy otvetstvennosti i samoregulirovaniya professionalnoy zhurnalistskoy deyatelnosti // Kommunikologiya. 2015. Tom 3. #1. S.55-65. [Sharkov F.I. 'Modern mechanisms of increase of social responsibility and self-regulation of professional journalistic activity'Communicology. Vol. 3. No.1. 2015. P. 55-65].
18. Sharkov F.I. Kommunikologiya: kommunikatsionnyiy konsalting: Uchebnoe posobie. M.: Dashkov i K, 2010. 407 s. [Sharkov F.I. (2010) Communicology: communication consulting. Moscow. 407 p.].
19. Sharkov F.I. Politicheskiy konsalting (spetsializatsiya kursa "Konsalting v svyazyah s obschestvennostyu". M., Dashkov i K, 2010. 460 s. [Sharkov F.I. (2010) Political consulting (specialization of the course "Consulting in public relations"). Moscow. 460 p].