I_
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
правоохранительной деятельностью
Н.А. АНДРЕЕВ,
профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук, доктор социологических наук, профессор
(Академии управления МВД России)
Коммуникативная технология в системе управления правоохранительными процессами
В статье рассматриваются предпосылки и возможные условия включения в механизм управления правоохранительными процессами коммуникативных технологий как фактора, способствующего аккумуляции, рациональному использованию и интеграции интеллектуального, нравственного и профессионального потенциала участников правоохранительной деятельности.
Коммуникация, технология, управление, правоохранительные процессы.
На современном этапе развития социума в России все заметнее стали проступать тенденции активного формирования структур гражданского общества, новых социальных институтов. Инновационные технологии, внедряемые высокими темпами в повседневную жизнь, затронули глубинные социальные основы жизнеустройства. В этом контексте во многом справедлива критика в адрес правоохранительных структур — о недостаточной эффективности работы, об отсутствии свободного доступа граждан к правосудию, о слабой налаженности взаимоотношений и существовании коммуникативных барьеров между органами внутренних дел и населением.
Анализируя сложившиеся условия с праксиологической точки зрения, полагаем целесообразным включение в механизмы управления правоохранительными процессами коммуникативных технологий. Чтобы помочь правоохранительной системе выйти из кризисного состояния, по нашему мнению, необходимо в рамках предметного поля социологии управления
выработать теоретические основы категории «коммуникативная технология», и на этой базе организовать внедрение полученных разработок в практику.
В процессе любой совместной деятельности людей в качестве одной из форм взаимодействия часто используется понятие «общение» (коммуникация). Исходя из мнений, бытующих в социологической литературе, коммуникация в различных сферах жизнедеятельности общества представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Как писал К. Маркс, идея единства общения и деятельности сформировалась из осознания общения как реальности человеческих отношений. Э. Дюркгейм и Г. Тард считали, что любые формы коммуникационного взаимодействия — это не что иное, как специфические формы совместной деятельности людей в процессе выполнения ими различных общественных функций. При этом люди не просто общаются, они общаются в конкретной деятельности и по ее поводу.
Положение индивида в правоохранительной сфере (участника охранительных правоотношений), где его место определяется взаимодействием с другими индивидами, требует построения системы связей и взаимоотношений. Отсюда исходит существование общения (коммуникации) как реальности охранительных правоотношений.
Поскольку любые отношения в жизнедеятельности реализуются в специфических формах, то коммуникация в правоохранительной сфере основывается в первую очередь на нормах права. Вместе с тем, коммуникации в пра-
воохранительной сфере во многом опосредованы социальными ролями, так как социальные субъекты, занимающиеся правоохранительной деятельностью, общаются с коллегами, гражданами и населением не как личности, а как носители конкретных социальных статусов и ролей. Общение и само его содержание здесь с самого начала регламентировано законодательством. При этом следует заметить, что статусно-ролевое общение не бывает свободным от различных личностных моментов как со стороны коммуникатора (сотрудника правоохранительной организации), так и со стороны реципиента (потерпевшего, свидетеля, коллеги — сотрудника правоохранительной организации и т. д.).
В теории и практике под коммуникацией чаще всего понимается передача различной информации от коммуникатора к реципиенту, которая содержит различные представления, идеи, интересы, настроения, чувства, установки, ценностные ориентации и пр. Также происходит и в правоохранительной сфере. В этом смысле с точки зрения теории информации в коммуникации чаще всего фиксируется формальная сторона. Однако феномену коммуникации присущи и другие важнейшие характеристики, которые не могут быть сведены лишь к процессу передачи и обмену информацией. Через систему коммуникаций в правоохранительной деятельности осуществляется следующее: организация целесообразного взаимодействия участников правоохранительного процесса; трансляция норм закона; передача опыта и профессиональных навыков борьбы с правонарушениями; проявление и удовлетворение потребностей, связанных с обеспечением безопасности общества от криминальных угроз; формирование мировоззрения, правосознания и правовой культуры; систематизация понимания уголовно-правовой политики и стратегии борьбы с преступностью.
Коммуникация в правоохранительной сфере представляется нам как система и как сложный, динамично развивающийся процесс. Она может быть проанализирована с позиций действия, взаимодействия или собственно процесса. Правоохранительную коммуникацию можно изучать как процесс передачи социокультурной, в первую очередь правовой, организационно-управленческой и иной информации, в котором она циркулирует между различными компонентами управления в правоохранительной сфере, а также между правоохранительной и остальной частью социальной системы общества. Специфика информации, обращающаяся в правоохранительной сфере, в значительной мере проявляется в характере ее воздействия на сознание и поведение человека в процессе ее восприятия. Это касается как внешней
(общество, социальные группы и личности), так и внутренней (правоохранительные организации) среды управления. Безусловно, физическая, психическая и социальная природа восприятия и переработки субъектами много -образных видов информации, касающейся правоохранительных процессов, «многослойная», многоуровневая.
В управлении правоохранительной системой вопрос эффективности возникает тогда, когда информация не просто передана, а понята, осмыслена и принята к действию. В механизме управления правоохранительными процессами существенную роль играют не только коммуникационные каналы и средства коммуникации, но и коммуникативные технологии. Поэтому коммуникация в правоохранительной сфере может быть проанализирована и как коммуникативный процесс, в котором просматривается единство деятельности, общения и познания правоохранительной действительности. Посредством системы знаков участники правоохранительной деятельности могут влиять друг на друга, поскольку обмен социально-правовой информацией предполагает воздействие на сознание и поведение участников процесса (партнера, правонарушителя, эксперта, потерпевшего, свидетеля и др.).
Следует ближе рассмотреть понимание и сущностные признаки коммуникативной технологии, выделив особенности коммуникативной технологии в правоохранительной сфере. В частности, специфика системы коммуникаций в правоохранительной сфере определена принадлежностью к политико-управленческой функции государства, законодательством, статусно-ролевой функцией персонала правоохранительных субъектов, способом реализации (не только методом убеждения, но и принудительно, силой закона) и т. д.
При изучении коммуникационной системы в управлении правоохранительной средой мы исходим из того, что социально-правовая и организационно -управленческая информация не только передается, но и формирует взаимодействие субъектов, получая свое дальнейшее развитие. В процессе взаимообмена в сообщениях содержатся результаты отражения правоохранительной действительности, так как общение участников является частью деятельности по борьбе с преступностью.
Для анализа коммуникативной технологии как одного из элементов механизма управления правоохранительными процессами важно описать структуру коммуникации, которая имеет три взаимосвязанных компонента: коммуникативный; интерактивный; перцептивный.
Коммуникативная сторона характеризуется обменом правоохранительной информаци-
2 •а н и о X
л
<
и н к
И
О X
Л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
23
2 л н и о X
Л
<
и н к
И
:|S
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
24
ей между общающимися субъектами (каналы связи). Интерактивная составляющая предполагает организацию взаимодействия (с помощью каналов и средств коммуникации) между социальными субъектами в обмене не только социально-правовой и организационно-управленческой информацией, но и действиями по поводу правоохраны и обеспечения безопасности личности, общества, государства от угроз преступности. Перцептивный компонент способен гарантировать процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникационному каналу и установления на этой основе взаимопонимания в совместной деятельности в борьбе с преступностью (методы аттракции).
Во всех названных моделях правоохранительных коммуникаций реализуются коммуникативная, регулятивная и аффективная функции (аттракция). Последняя функция характеризует состояние субъектов правоохранительной коммуникации, связанное с ощущениями, эмоциями и чувствами участников правоохранительных процессов по поводу правоохранительной деятельности, реального состояния преступности и правонарушений и т. п.
Коммуникативные технологии своей первоначальной задачей имеют «запуск» коммуникационных систем в действие. Подсистема коммуникаций правоохранительных органов как компонент системы управления правоохранительными процессами «оживает» с момента включения в нее коммуникативного процесса (технологии). Он является компонентом системы коммуникации, началом или развитием взаимодействия и выступает в качестве своеобразного гаранта передачи и восприятия передаваемой по коммуникационным каналам информации, предназначенной для субъектов правоохранительной деятельности. Участники этой деятельности посредством системы слов и знаков осуществляют влияние друг на друга. Коммуникативное воздействие можно рассматривать как обмен социально-правовой или организационно-управленческой информацией лишь в том случае, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или схожей системой кодификации и декодификации. Понимание знаковой системы означает возможность социальных субъектов понимать друг друга.
Вместе с тем, зная значение одних и тех же слов, субъекты могут понимать их неоднозначно. При этом каждый из субъектов думает, возможно, так, как об этом говорил А.Ф. Кони: «Я думаю, что он думает, что я думаю ..., а потому надо поступить так, а не иначе» [1, с. 181]. Причиной этого могут быть социальные, политические, профессиональные, нравственные и иные особенности. У общающихся партнеров должна быть приведена к единому знаменателю
не только лексическая и синтаксическая системы, но и понимание правоохранительной ситуации в процессе общения, что возможно лишь при включении коммуникации в некую общую деятельность.
Важное назначение коммуникативных технологий в системе коммуникаций заключается еще и в том, чтобы скорректировать позицию не просто партнеров по правоохранительной деятельности, а должностных лиц, от которых зависит принятие решения в сфере борьбы с правонарушениями и обеспечение безопасности общества от криминальных угроз. Для этого нужно правильно воспринимать и использовать полученную информацию при приеме-передаче, что обусловливает и эффективную совместную деятельность в борьбе с преступностью.
Коммуникативная технология в правоохранительной деятельности — это метод или способ по предварительному определению и реализации субъектом управления ряда последовательно установленных процедур, этапов и операций, направленных на достижение поставленной цели или решение конкретной задачи. Правоохранительная деятельность направлена на борьбу с правонарушениями и включает организационно-управленческий аспект. Причем, здесь речь идет о деятельности не только правоохранительных органов, но и других социальных субъектов, направленной на устранение, нейтрализацию факторов, обусловливающих функционирование правонарушений. При этом объектом коммуникативной технологии выступают люди, малые и большие социальные группы, отношения между ними, их общественное сознание и социальная психология, а также разнообразные институты и организации, включенные в правоохранительные процессы.
При описании особенностей коммуникации в правоохранительной сфере и построении типологии коммуникативных процессов, функционирующих в этой области человеческих отношений, используют термин из теории информации — «направленность сигналов», в соответствии с которым выделяют аксиальный коммуникативный процесс, т. е. процесс, в ходе которого сигналы направляются единичным приемникам — отдельным людям, и ретиаль-ный коммуникативный процесс, в котором сигналы направлены множеству отдельных людей.
Научной базой исследования технологиза-ции коммуникационного процесса (коммуникативной технологии) в правоохранительной сфере может стать теория социального действия, описывающая структуру взаимодействия субъектов (И. Вебер, П. Сорокин, Г. Парсонс, Я. Щепаньский). Содержание компонентов общения, которые связаны с взаимодействием социальных субъектов в их деятельности в борьбе
с преступностью, во многом определяют интерактивная и перцептивная составляющие коммуникации. Применительно к рассматриваемой сфере социального управления, теоретическая сторона соотношения понятий коммуникации и взаимодействия в механизме управления правоохранительными процессами, а также роль взаимодействия заинтересованных субъектов в структуре коммуникации остаются пока мало изученной сферой.
Многообразие видов коммуникативных технологий, реализуемых в управлении правоохранительными процессами, может быть описано при помощи трех категорий, через которые фиксируются их проявления, а именно:
— область восприятия социальными субъектами информации о правоохранительных проблемах, циркулируемой по коммуникационным каналам;
— область постановки правоохранительных проблем, включающих потребность субъектов в информации в виде просьбы, мнения, указания, проекта закона, программы, стратегии и т. п.;
— область решения субъектами правоохранительных проблем, включающая информацию в форме мнения, предложения, указания. проекта закона, программы, стратегии и ориентирование других субъектов.
При этом в предмет анализа коммуникативного процесса (технологии) следует включать не только форму коммуникативного взаимодействия, но и содержательную сторону правоохранительной деятельности субъектов. Содержательная же сторона может быть раскрыта в связи с коммуникативной технологией как формы организации конкретной совместной правоохранительной деятельности социальных субъектов.
Что касается коммуникативного процесса (технологии) как интеракции, то в социологии управления смысл рассмотрения технологии коммуникативного взаимодействия раскрывается через его «включение» в механизм управления правоохранительными процессами в виде одной из форм организации правоохранительной деятельности. Содержанием анализируемых форм коммуникативного взаимодействия должно стать конкретно определенное соотношение «вкладов», которые вносятся социальными субъектами в правоохранительный процесс. В соответствии с этим критерием коммуникативные технологии можно подразделить на три группы.
1. Технологии, когда в совместно-индивидуальной правоохранительной деятельности каждый субъект выполняет свою часть работы независимо от другого участника.
2. Технологии, когда в совместно-последовательной деятельности общая правоохрани-
тельная задача реализуется последовательно каждым социальным субъектом.
3. Технологии, когда одновременно взаимодействуют все участники правоохранительной деятельности (совместная взаимодействующая деятельность).
При решении правоохранительных задач в процессе общения у социальных субъектов должно присутствовать взаимопонимание как обязательное условие эффективной деятельности, т. е. коммуникативный процесс (технология) должен стать социальной перцепцией. Взаимопонимание здесь выступает в двоякой роли. Во-первых, как понимание идей, проектов, программ, целей, мотивов, установок. Во-вторых, как принятие этих идей, проектов, программ, целей, мотивов, установок. Это позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения: общность взглядов, близость позиций, потребностей и интересов, чувство профессионального товарищества и пр.
Дихотомия взаимопонимания позволяет анализировать перцепцию в коммуникативном процессе в двух аспектах: в плане анализа взаимодействия социальных субъектов в правоохранительной деятельности и в изучении так называемой аттракции субъектов этой деятельности. В обоих случаях будет иметь существенное значение факт восприятия заинтересованных сторон (субъектов) правоохранительной деятельности. Процесс восприятия выступает в качестве обязательного условия (элемента) коммуникативного процесса (технологии).
Изучение феномена коммуникативной технологии в механизме управления правоохранительной средой подводит к мысли, что содержание собственно коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон заключает в себе определенные методы, способы, приемы воздействия участников правоохранительных отношений друг на друга. Вместе с тем правоохранительная коммуникация не существует вне деятельности, которая организуется и протекает в группах. Все механизмы воздействия определены этой деятельностью, и лишь в аналитических целях возможно автономное их изучение. Если целью коммуникативного воздействия является изменение правоохранительных отношений в социальных общностях или совершенствование правоохранительной деятельности, то и содержание коммуникативной технологии будет определяться поставленной целью. Общение в правоохранительной сфере многообразно по своим формам, и поэтому технологии коммуникативного воздействия в механизме управления правоохранительными процессами будут носить многообразный характер.
2 Л
н и о X
л
<
и н к
И
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
25
2 л н и о X
Л
<
и н к
И
:|S
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
м
<
а С
Отметим также, что правоохранительными субъектами в коммуникативном процессе используются разнообразные технологии, и каждой из них присущи свои черты и признаки, зависящие от правоохранительной ситуации, объекта, возможностей субъекта, времени, места, уровня, целей управления правоохранительной средой.
Тем не менее, как бы коммуникативные технологии не разнились, в основе каждой из них лежит функциональная базисная структура, и все они обладают рядом общих признаков. В практической деятельности правоохранителей различные виды технологий взаимопроникают друг в друга, бывают во многом схожи, имеют общие черты и, понятно, что всякие классификации будут носить условный характер. В теоретическом же плане используемый метод классификации необходим для анализа данного социального феномена, играющего су-
Список литературы
1. Кони А.Ф. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1959. Т. 1.
E-mail: [email protected]
щественную роль в механизме управления правоохранительной средой, а также для выработки обоснованных рекомендаций и внедрения их в практику правоохранительных структур. Поэтому коммуникативные технологии в правоохранительной сфере, с одной стороны — это совокупность формализованных и неформализованных последовательно или параллельно применяемых правоохранительными субъектами в управленческой деятельности форм, методов, способов, приемов по установлению контактов с субъектами правоохранительных отношений и выстраиванию деловой активно -сти в целях изменения состояния или свойств объекта управления. С другой — это теория о способах коммуникативного воздействия на общественные отношения, урегулированные нормами охранительного (административного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исправительного) права.
и <
ш о а С
26