Научная статья на тему 'Коммуникативная технология в системе управления правоохранительными процессами'

Коммуникативная технология в системе управления правоохранительными процессами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
497
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / LAW ENFORCEMENT PROCESSES / COMMUNICATIONS TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреев Н. А.

В статье рассматриваются предпосылки и возможные условия включения в механизм управления правоохранительными процессами коммуникативных технологий как фактора, способствующего аккумуляции, рациональному использованию и интеграции интеллектуального, нравственного и профессионального потенциала участников правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communications Technology within System for Management of Law Enforcement Processes

The paper considers the prerequisitesand conditions for integration of communications technology into the mechanism for the management of law enforcement processes as a factor contributing to accumulation, rational use and integration of intellectual, moral and professional potential of law enforcement professionals.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная технология в системе управления правоохранительными процессами»

I_

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

Н.А. АНДРЕЕВ,

профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук, доктор социологических наук, профессор

(Академии управления МВД России)

Коммуникативная технология в системе управления правоохранительными процессами

В статье рассматриваются предпосылки и возможные условия включения в механизм управления правоохранительными процессами коммуникативных технологий как фактора, способствующего аккумуляции, рациональному использованию и интеграции интеллектуального, нравственного и профессионального потенциала участников правоохранительной деятельности.

Коммуникация, технология, управление, правоохранительные процессы.

На современном этапе развития социума в России все заметнее стали проступать тенденции активного формирования структур гражданского общества, новых социальных институтов. Инновационные технологии, внедряемые высокими темпами в повседневную жизнь, затронули глубинные социальные основы жизнеустройства. В этом контексте во многом справедлива критика в адрес правоохранительных структур — о недостаточной эффективности работы, об отсутствии свободного доступа граждан к правосудию, о слабой налаженности взаимоотношений и существовании коммуникативных барьеров между органами внутренних дел и населением.

Анализируя сложившиеся условия с праксиологической точки зрения, полагаем целесообразным включение в механизмы управления правоохранительными процессами коммуникативных технологий. Чтобы помочь правоохранительной системе выйти из кризисного состояния, по нашему мнению, необходимо в рамках предметного поля социологии управления

выработать теоретические основы категории «коммуникативная технология», и на этой базе организовать внедрение полученных разработок в практику.

В процессе любой совместной деятельности людей в качестве одной из форм взаимодействия часто используется понятие «общение» (коммуникация). Исходя из мнений, бытующих в социологической литературе, коммуникация в различных сферах жизнедеятельности общества представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Как писал К. Маркс, идея единства общения и деятельности сформировалась из осознания общения как реальности человеческих отношений. Э. Дюркгейм и Г. Тард считали, что любые формы коммуникационного взаимодействия — это не что иное, как специфические формы совместной деятельности людей в процессе выполнения ими различных общественных функций. При этом люди не просто общаются, они общаются в конкретной деятельности и по ее поводу.

Положение индивида в правоохранительной сфере (участника охранительных правоотношений), где его место определяется взаимодействием с другими индивидами, требует построения системы связей и взаимоотношений. Отсюда исходит существование общения (коммуникации) как реальности охранительных правоотношений.

Поскольку любые отношения в жизнедеятельности реализуются в специфических формах, то коммуникация в правоохранительной сфере основывается в первую очередь на нормах права. Вместе с тем, коммуникации в пра-

воохранительной сфере во многом опосредованы социальными ролями, так как социальные субъекты, занимающиеся правоохранительной деятельностью, общаются с коллегами, гражданами и населением не как личности, а как носители конкретных социальных статусов и ролей. Общение и само его содержание здесь с самого начала регламентировано законодательством. При этом следует заметить, что статусно-ролевое общение не бывает свободным от различных личностных моментов как со стороны коммуникатора (сотрудника правоохранительной организации), так и со стороны реципиента (потерпевшего, свидетеля, коллеги — сотрудника правоохранительной организации и т. д.).

В теории и практике под коммуникацией чаще всего понимается передача различной информации от коммуникатора к реципиенту, которая содержит различные представления, идеи, интересы, настроения, чувства, установки, ценностные ориентации и пр. Также происходит и в правоохранительной сфере. В этом смысле с точки зрения теории информации в коммуникации чаще всего фиксируется формальная сторона. Однако феномену коммуникации присущи и другие важнейшие характеристики, которые не могут быть сведены лишь к процессу передачи и обмену информацией. Через систему коммуникаций в правоохранительной деятельности осуществляется следующее: организация целесообразного взаимодействия участников правоохранительного процесса; трансляция норм закона; передача опыта и профессиональных навыков борьбы с правонарушениями; проявление и удовлетворение потребностей, связанных с обеспечением безопасности общества от криминальных угроз; формирование мировоззрения, правосознания и правовой культуры; систематизация понимания уголовно-правовой политики и стратегии борьбы с преступностью.

Коммуникация в правоохранительной сфере представляется нам как система и как сложный, динамично развивающийся процесс. Она может быть проанализирована с позиций действия, взаимодействия или собственно процесса. Правоохранительную коммуникацию можно изучать как процесс передачи социокультурной, в первую очередь правовой, организационно-управленческой и иной информации, в котором она циркулирует между различными компонентами управления в правоохранительной сфере, а также между правоохранительной и остальной частью социальной системы общества. Специфика информации, обращающаяся в правоохранительной сфере, в значительной мере проявляется в характере ее воздействия на сознание и поведение человека в процессе ее восприятия. Это касается как внешней

(общество, социальные группы и личности), так и внутренней (правоохранительные организации) среды управления. Безусловно, физическая, психическая и социальная природа восприятия и переработки субъектами много -образных видов информации, касающейся правоохранительных процессов, «многослойная», многоуровневая.

В управлении правоохранительной системой вопрос эффективности возникает тогда, когда информация не просто передана, а понята, осмыслена и принята к действию. В механизме управления правоохранительными процессами существенную роль играют не только коммуникационные каналы и средства коммуникации, но и коммуникативные технологии. Поэтому коммуникация в правоохранительной сфере может быть проанализирована и как коммуникативный процесс, в котором просматривается единство деятельности, общения и познания правоохранительной действительности. Посредством системы знаков участники правоохранительной деятельности могут влиять друг на друга, поскольку обмен социально-правовой информацией предполагает воздействие на сознание и поведение участников процесса (партнера, правонарушителя, эксперта, потерпевшего, свидетеля и др.).

Следует ближе рассмотреть понимание и сущностные признаки коммуникативной технологии, выделив особенности коммуникативной технологии в правоохранительной сфере. В частности, специфика системы коммуникаций в правоохранительной сфере определена принадлежностью к политико-управленческой функции государства, законодательством, статусно-ролевой функцией персонала правоохранительных субъектов, способом реализации (не только методом убеждения, но и принудительно, силой закона) и т. д.

При изучении коммуникационной системы в управлении правоохранительной средой мы исходим из того, что социально-правовая и организационно -управленческая информация не только передается, но и формирует взаимодействие субъектов, получая свое дальнейшее развитие. В процессе взаимообмена в сообщениях содержатся результаты отражения правоохранительной действительности, так как общение участников является частью деятельности по борьбе с преступностью.

Для анализа коммуникативной технологии как одного из элементов механизма управления правоохранительными процессами важно описать структуру коммуникации, которая имеет три взаимосвязанных компонента: коммуникативный; интерактивный; перцептивный.

Коммуникативная сторона характеризуется обменом правоохранительной информаци-

2 •а н и о X

л

<

и н к

И

О X

Л

<

и н S

X

<

а

X О

о

са <

а С

к S X

и <

са <

а С

и <

ш о а С

23

2 л н и о X

Л

<

и н к

И

:|S

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О

о

са <

а С

к S X

и <

са <

а С

и <

ш о а С

24

ей между общающимися субъектами (каналы связи). Интерактивная составляющая предполагает организацию взаимодействия (с помощью каналов и средств коммуникации) между социальными субъектами в обмене не только социально-правовой и организационно-управленческой информацией, но и действиями по поводу правоохраны и обеспечения безопасности личности, общества, государства от угроз преступности. Перцептивный компонент способен гарантировать процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникационному каналу и установления на этой основе взаимопонимания в совместной деятельности в борьбе с преступностью (методы аттракции).

Во всех названных моделях правоохранительных коммуникаций реализуются коммуникативная, регулятивная и аффективная функции (аттракция). Последняя функция характеризует состояние субъектов правоохранительной коммуникации, связанное с ощущениями, эмоциями и чувствами участников правоохранительных процессов по поводу правоохранительной деятельности, реального состояния преступности и правонарушений и т. п.

Коммуникативные технологии своей первоначальной задачей имеют «запуск» коммуникационных систем в действие. Подсистема коммуникаций правоохранительных органов как компонент системы управления правоохранительными процессами «оживает» с момента включения в нее коммуникативного процесса (технологии). Он является компонентом системы коммуникации, началом или развитием взаимодействия и выступает в качестве своеобразного гаранта передачи и восприятия передаваемой по коммуникационным каналам информации, предназначенной для субъектов правоохранительной деятельности. Участники этой деятельности посредством системы слов и знаков осуществляют влияние друг на друга. Коммуникативное воздействие можно рассматривать как обмен социально-правовой или организационно-управленческой информацией лишь в том случае, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или схожей системой кодификации и декодификации. Понимание знаковой системы означает возможность социальных субъектов понимать друг друга.

Вместе с тем, зная значение одних и тех же слов, субъекты могут понимать их неоднозначно. При этом каждый из субъектов думает, возможно, так, как об этом говорил А.Ф. Кони: «Я думаю, что он думает, что я думаю ..., а потому надо поступить так, а не иначе» [1, с. 181]. Причиной этого могут быть социальные, политические, профессиональные, нравственные и иные особенности. У общающихся партнеров должна быть приведена к единому знаменателю

не только лексическая и синтаксическая системы, но и понимание правоохранительной ситуации в процессе общения, что возможно лишь при включении коммуникации в некую общую деятельность.

Важное назначение коммуникативных технологий в системе коммуникаций заключается еще и в том, чтобы скорректировать позицию не просто партнеров по правоохранительной деятельности, а должностных лиц, от которых зависит принятие решения в сфере борьбы с правонарушениями и обеспечение безопасности общества от криминальных угроз. Для этого нужно правильно воспринимать и использовать полученную информацию при приеме-передаче, что обусловливает и эффективную совместную деятельность в борьбе с преступностью.

Коммуникативная технология в правоохранительной деятельности — это метод или способ по предварительному определению и реализации субъектом управления ряда последовательно установленных процедур, этапов и операций, направленных на достижение поставленной цели или решение конкретной задачи. Правоохранительная деятельность направлена на борьбу с правонарушениями и включает организационно-управленческий аспект. Причем, здесь речь идет о деятельности не только правоохранительных органов, но и других социальных субъектов, направленной на устранение, нейтрализацию факторов, обусловливающих функционирование правонарушений. При этом объектом коммуникативной технологии выступают люди, малые и большие социальные группы, отношения между ними, их общественное сознание и социальная психология, а также разнообразные институты и организации, включенные в правоохранительные процессы.

При описании особенностей коммуникации в правоохранительной сфере и построении типологии коммуникативных процессов, функционирующих в этой области человеческих отношений, используют термин из теории информации — «направленность сигналов», в соответствии с которым выделяют аксиальный коммуникативный процесс, т. е. процесс, в ходе которого сигналы направляются единичным приемникам — отдельным людям, и ретиаль-ный коммуникативный процесс, в котором сигналы направлены множеству отдельных людей.

Научной базой исследования технологиза-ции коммуникационного процесса (коммуникативной технологии) в правоохранительной сфере может стать теория социального действия, описывающая структуру взаимодействия субъектов (И. Вебер, П. Сорокин, Г. Парсонс, Я. Щепаньский). Содержание компонентов общения, которые связаны с взаимодействием социальных субъектов в их деятельности в борьбе

с преступностью, во многом определяют интерактивная и перцептивная составляющие коммуникации. Применительно к рассматриваемой сфере социального управления, теоретическая сторона соотношения понятий коммуникации и взаимодействия в механизме управления правоохранительными процессами, а также роль взаимодействия заинтересованных субъектов в структуре коммуникации остаются пока мало изученной сферой.

Многообразие видов коммуникативных технологий, реализуемых в управлении правоохранительными процессами, может быть описано при помощи трех категорий, через которые фиксируются их проявления, а именно:

— область восприятия социальными субъектами информации о правоохранительных проблемах, циркулируемой по коммуникационным каналам;

— область постановки правоохранительных проблем, включающих потребность субъектов в информации в виде просьбы, мнения, указания, проекта закона, программы, стратегии и т. п.;

— область решения субъектами правоохранительных проблем, включающая информацию в форме мнения, предложения, указания. проекта закона, программы, стратегии и ориентирование других субъектов.

При этом в предмет анализа коммуникативного процесса (технологии) следует включать не только форму коммуникативного взаимодействия, но и содержательную сторону правоохранительной деятельности субъектов. Содержательная же сторона может быть раскрыта в связи с коммуникативной технологией как формы организации конкретной совместной правоохранительной деятельности социальных субъектов.

Что касается коммуникативного процесса (технологии) как интеракции, то в социологии управления смысл рассмотрения технологии коммуникативного взаимодействия раскрывается через его «включение» в механизм управления правоохранительными процессами в виде одной из форм организации правоохранительной деятельности. Содержанием анализируемых форм коммуникативного взаимодействия должно стать конкретно определенное соотношение «вкладов», которые вносятся социальными субъектами в правоохранительный процесс. В соответствии с этим критерием коммуникативные технологии можно подразделить на три группы.

1. Технологии, когда в совместно-индивидуальной правоохранительной деятельности каждый субъект выполняет свою часть работы независимо от другого участника.

2. Технологии, когда в совместно-последовательной деятельности общая правоохрани-

тельная задача реализуется последовательно каждым социальным субъектом.

3. Технологии, когда одновременно взаимодействуют все участники правоохранительной деятельности (совместная взаимодействующая деятельность).

При решении правоохранительных задач в процессе общения у социальных субъектов должно присутствовать взаимопонимание как обязательное условие эффективной деятельности, т. е. коммуникативный процесс (технология) должен стать социальной перцепцией. Взаимопонимание здесь выступает в двоякой роли. Во-первых, как понимание идей, проектов, программ, целей, мотивов, установок. Во-вторых, как принятие этих идей, проектов, программ, целей, мотивов, установок. Это позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения: общность взглядов, близость позиций, потребностей и интересов, чувство профессионального товарищества и пр.

Дихотомия взаимопонимания позволяет анализировать перцепцию в коммуникативном процессе в двух аспектах: в плане анализа взаимодействия социальных субъектов в правоохранительной деятельности и в изучении так называемой аттракции субъектов этой деятельности. В обоих случаях будет иметь существенное значение факт восприятия заинтересованных сторон (субъектов) правоохранительной деятельности. Процесс восприятия выступает в качестве обязательного условия (элемента) коммуникативного процесса (технологии).

Изучение феномена коммуникативной технологии в механизме управления правоохранительной средой подводит к мысли, что содержание собственно коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон заключает в себе определенные методы, способы, приемы воздействия участников правоохранительных отношений друг на друга. Вместе с тем правоохранительная коммуникация не существует вне деятельности, которая организуется и протекает в группах. Все механизмы воздействия определены этой деятельностью, и лишь в аналитических целях возможно автономное их изучение. Если целью коммуникативного воздействия является изменение правоохранительных отношений в социальных общностях или совершенствование правоохранительной деятельности, то и содержание коммуникативной технологии будет определяться поставленной целью. Общение в правоохранительной сфере многообразно по своим формам, и поэтому технологии коммуникативного воздействия в механизме управления правоохранительными процессами будут носить многообразный характер.

2 Л

н и о X

л

<

и н к

И

о X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

<

и н S

X

<

а

X О

о

са <

а С

к S X

и <

са <

а С

и <

ш о а С

25

2 л н и о X

Л

<

и н к

И

:|S

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О

о

са <

а С

к S X

и <

м

<

а С

Отметим также, что правоохранительными субъектами в коммуникативном процессе используются разнообразные технологии, и каждой из них присущи свои черты и признаки, зависящие от правоохранительной ситуации, объекта, возможностей субъекта, времени, места, уровня, целей управления правоохранительной средой.

Тем не менее, как бы коммуникативные технологии не разнились, в основе каждой из них лежит функциональная базисная структура, и все они обладают рядом общих признаков. В практической деятельности правоохранителей различные виды технологий взаимопроникают друг в друга, бывают во многом схожи, имеют общие черты и, понятно, что всякие классификации будут носить условный характер. В теоретическом же плане используемый метод классификации необходим для анализа данного социального феномена, играющего су-

Список литературы

1. Кони А.Ф. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1959. Т. 1.

E-mail: [email protected]

щественную роль в механизме управления правоохранительной средой, а также для выработки обоснованных рекомендаций и внедрения их в практику правоохранительных структур. Поэтому коммуникативные технологии в правоохранительной сфере, с одной стороны — это совокупность формализованных и неформализованных последовательно или параллельно применяемых правоохранительными субъектами в управленческой деятельности форм, методов, способов, приемов по установлению контактов с субъектами правоохранительных отношений и выстраиванию деловой активно -сти в целях изменения состояния или свойств объекта управления. С другой — это теория о способах коммуникативного воздействия на общественные отношения, урегулированные нормами охранительного (административного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исправительного) права.

и <

ш о а С

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.