О.П. Кубасов,
кандидат педагогических наук (КЮИ МВД России)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
В статье представлена проектно-кластерная модель и рассматриваются педагогические условия по формированию правоохранительной профессионально-спецциализированной компетенции у курсантов (слушателей) на базе Казанского юридического института МВД России.
Ключевые слова: правоохранительная профессионально-специализированная компетенция, проектно-кластерная модель, педагогические условия, сетевое взаимодействие, образовательное пространство, интерактивная социально-профессионально-педагогическая инфраструктура.
Реформы российского общества изменили не только наш мир, но и затронули глубинные слои сознания человека, обусловливающие его восприятие окружающего мира, в том числе и правовой реальности. Изменения во всех сферах общества существенно повлияли и на правоохранительную систему. Официальная статистика отражает довольно печальную картину в МВД России -злоупотребления служебным положением, взяточничества, вымогательства со стороны сотрудников ОВД. Как показывает анализ дисциплинарных нарушений, жалобы и заявления граждан порой рассматриваются формально, преступления укрываются от учета, фальсифицируются материалы уголовных дел, осуществляются незаконные задержания и аресты граждан. Количество нарушений служебной дисциплины за последние пять лет возросло почти в 1,5 раза, а наказание за преступления и нарушения дисциплины - практически удвоилось.[4] Причинами сложившейся ситуации определены сложные и противоречивые процессы, влияющие на кадровую ситуацию в ОВД. А именно: разрыв, проявившийся между уровнем материальной обеспеченности, степенью социально-правовой защищенности и значительно возросшими нагрузками на личный состав ОВД, вызванными ростом преступности, возникавшими внутренними
вооруженными конфликтами. Это привело к ощутимому размыванию профессионального кадрового ядра, снижению престижа службы, оттоку наиболее квалифицированных кадров. Усложняющиеся содержание, формы и методы деятельности сотрудников ОВД усиливают требования к их профессиональной подготовке, предполагающей сочетание правовой подготовленности к выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач.
В связи с данными обстоятельствами требует пересмотра сама система подготовки специалистов для работы в системе МВД России. Характер, масштаб и направления совершенствования профессиональной подготовки сотрудников во многом определяются реформами в самой системе правоохранительных органов, а также принятием новых образовательных стандартов по специальности «правоохранительная деятельность».[1]
С введением нового образовательного стандарта Министерством образования и науки России образовательные учреждения МВД должны готовить специалистов, обладающих общекультурными компетенциями (ОК); профессиональными компетенциями (ПК); профессионально-специализированные компетенции (ПСК) в зависимости от специализации вуза системы МВД.[2]
Анализ зарубежного опыта подготовки сотрудников правоохранительных органов в европейских странах, США и Канаде, проведенный В.А. Кудиным, свидетельствует о том, что подготовка полицейских специалистов ведется по блокам (модулям), представляющим комплекс определенных теоретических знаний и практических навыков. Особый акцент делается на отработке ситуаций, приближенных к реальным условиям полицейской работы. При этом на занятиях одновременно рассматриваются все аспекты отработанных действий (правовые, криминалистические, психологические и др.). [3]
Решение этой задачи востребовало создание в вузе проектно-кластерной модели, обеспечивающей системную целостность и динамичность структурообразующих компонентов учебного процесса с целью формирования у курсантов (слушателей) правоохранительнойпрофессионально-специ-ализированной компетенции (ППСК).
Правоохранительную профессионально-специализированную компетенцию мы рассматриваем как интегративное качество личности, влияющее на усвоение правовых знаний и способность к их активному применению в оперативно-розыскной и служебно-боевой деятельности, а также развитие морально-психологической устойчивости, профессионально-личностный рост и карьеру, исходя из требований специальности и стандартов квалификации.
Данная компетенция предполагает:
1) иметь представление о системе российского законодательства и сущности правоохранительной деятельности; правовых и организационных основах деятельности подразделений и служб; психологических аспектах криминального поведения; об особенностях деятельности правоохранительных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций и в условиях проведения специальных операций;
2) знать основные законы и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ОВД; основы административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства России в объеме, необходимом для профессиональной деятель-
ности сотрудника; организационно-правовые основы деятельности подразделений ОВД (по профилю подготовки); основания и порядок использования и применения огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств, средств индивидуальной защиты; тактику и методику решения оперативно-розыскных и служебно-бо-евых задач по обеспечению правопорядка; правила обеспечения личной безопасности; основные формы профилактики, используемые в служебной деятельности сотрудника; основные правила и порядок подготовки и оформления административно-процессуальных и служебных документов;
3) уметь применять в профессиональной деятельности законы и иные нормативные правовые акты; правильно квалифицировать факты и обстоятельства правонарушения; применять тактические приемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах; пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; пользоваться основными приемами профессионального общения и разрешения конфликтных ситуаций; проводить опрос и допрос различных категорий лиц по выявленным правонарушениям; взаимодействовать с гражданами, представителями органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан;
4) иметь навыки самостоятельного применения полученных правовых знаний в профессиональной деятельности; взаимодействия с сотрудниками подразделений и служб ОВД, гражданами, представителями государственных учреждений, общественных организаций; владения специальными техническими средствами связи.
Формирование ППСК проводилось на основе принципа интеграции созданной нами проектно-кластерной модели и организации педагогических условий.
Проектная составляющая предполагает рассмотрение целей, содержания, технологий профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД как проект инновационной деятельности на интегративной основе.
Кластерная составляющая обеспечивает интегрированное взаимодействие между субъектами профессиональной подготовки и правоохранительной деятельности, что приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта», проявляющегося в качестве профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД.
Формирование у курсантов (слушателей) ППСК предусматривает решение ряда задач:
1) установление интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников ОВД, содействующих многомерному взаимодействию субъектов управления, развитию их профессиональной мобильности, формированию у курсантов (слушателей) готовности к выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач;
2) организация системной целостности содержания общеобразовательной, общепрофессиональной, оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки;
3) разработка программно-методического обеспечения формирования интегративного образовательного пространства, обуславливающего поиск и разработку организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов педагогического процесса и правоохранительной деятельности.
Качественное отличие представленной модели состоит в том, что она является зна-ниево-деятельностной и направлена на построение образовательного пространства на основе принципа интеграции, ориентированного на формирование у курсантов (слушателей) ППСК.
В совокупность педагогических условий формирования ППСК включены организация сетевого взаимодействия вуза с подразделениями и учреждениями системы МВД; готовность преподавателей к фор-
мированию и ППСК с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников ОВД; создание интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры (ИСППИ).
Организация сетевого взаимодействия вуза с подразделениями и учреждениями системы МВД представляет особый вид совместной деятельности, направленный на концентрацию различного типа ресурсов, развитие вариативных форм социального партнерства, интеграцию учебно-образовательной деятельности. Сетевое взаимодействие возможно при условии заинтересованности МВД в подготовке будущих сотрудников ОВД к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью. Оно обеспечивает практическую направленность оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности; интеграцию содержания профессиональной подготовки с актуальными направлениями борьбы с преступностью и оперативной обстановкой в республике.
Следующее педагогическое условие формирования ППСК - готовность преподавателей с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников ОВД.
Готовность - это качественная характеристика личности, включающая активно-действенное состояние, систему методологических знаний и компетенций; способность к самоопределению и саморазвитию. Психологическими предпосылками готовности к выполнению конкретной задачи являются ее понимание, осознание ответственности, определение методов работы. Готовность преподавателей к формированию ППСК диалектично взаимосвязана с их методологической культурой и опытом служебной деятельности. В качестве основных компонентов методологической культуры можно выделить: владение современными методологическими знаниями по педагогике, психологии и правоохранительной деятельности; компетентность в организации условий деятельности, адекватных поставленной педагогической задаче; предметная компе-
тентность; компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. Затрудняют формирование готовности преподавателей пассивное отношение к задаче, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт.
В совокупность педагогических условий формирования ППСК включено и создание интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры (ИСП-ПИ). Интерактивный характер ИСППИ обусловлен особенностями внутриличностной и межличностной коммуникации в процессе профессиональной подготовки. Интерактивная социально-профессионально-педагогическая инфраструктура - это система диалогического взаимодействия субъектов учебно-образовательного процесса и правоохранительной деятельности, институтов социально-педагогической деятельности вуза и условий микросоциума, обеспечивающая субъектную самореализацию и подготовку курсантов (слушателей) к успешному выполнению оперативно-розыскных и слу-жебно-боевых задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий формирования ППСК проводилась с 2005 по 2011 год на базе ФГКОУ ВПО «Казанского юридического института МВД России». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 85 преподавателей и 248 курсантов (слушателей). Контрольной группой стали 123 курсанта (слушателя), обучающиеся по специальности «Правоохранительная деятельность», и 35 преподавателей. Экспериментальную группу составили 125 курсантов (слушателей), обучающиеся по специальности «Юриспруденция», и 50 преподавателей. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В рамках констатирующего этапа было выявлено отношение преподавателей, курсантов (слушателей), сотрудников учреждений системы МВД к формированию в вузе ППСК; проанализированы интегра-тивные связи в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудни-
ков ОВД. В ходе бесед с преподавателями выяснено, что интеграция является одной из важнейших тенденций взаимодействия и развития образования, носит глобальный характер и рассматривается как принцип эффективного развития профессионального образования при подготовке курсантов (слушателей) в вузе МВД. По мнению сотрудников учреждений системы МВД, реализация межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки курсантов (слушателей) способствует развитию взаимосвязи теоретического и практического мышления будущего сотрудника. По результатам констатирующего этапа были разработаны учебно-методические комплексы «Освоение умений и навыков правоохранительной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции », «Начальная профессиональная подготовка сотрудников ОВД».
На формирующем этапе были выявлены - педагогические условия формирования ППСК. Разработаны сетевые форматы взаимодействия (концентрация ресурсов, социальное партнерство, интеграция слу-жебно-боевой) и направления взаимодействия (научно-методическое, нормативно-управленческое, оперативно-служебное, информационное). Созданы и апробированы сетевые образовательные программы (тактико-специальные учения, оперативно-тактические учения «Антитеррор», создана и функционирует «Юридическая клиника»). Разработаны и внедрены учебно-методические комплексы: «Выработка навыков сотрудников патрульно-постовой службы полиции у курсантов первого курса»; «Межвузовские оперативно-тактические учения».
С преподавателями проведены научно-методические мероприятия: деловые игры; ситуативные тренинги; подготовка и защита проектов; круглые столы «Антикоррупционные образования в системе ОВД», «Организационно-правовые аспекты формирования антикоррупционного поведения сотрудников ОВД», «Правовая система и вызовы современности», «Национальная безопасность России: тенденции и перспективы», «Конфликты в организациях: управление конфликтной ситуацией», учебные
тревоги, тактико-специальные учения.
В рамках создания ИСППИ разработан и реализован проект «Против коррупции»; учреждена научно-практическая секция Совета МВД России по науке и передовому опыту в МВД по РТ, в состав которой вошли МВД по Республике Татарстан, Казанский юридический институт МВД России, филиал ВНИИ МВД по Республике Татарстан; проведены оперативно-тактические учения по охране объектов Универсиады; созданы многоуровневые модели интерактивных комплексов по служебно-боевой, физической, огневой и тактико-специальной подготовке.
На контрольном этапе эксперимента были апробированы педагогические условия, выявлены этапы формирования ППСК (адаптационный, содержательный, инновационный) на основании следующих критериев: 1) структурность - консолидация вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на межкорпоративное взаимодействие, установление оперативных информационных связей и обеспечивающая практическую направленность оперативно-розыскной и служебно-боевой подготовки, взаимосвязь ее содержания с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью; 2) функциональность - система устойчивого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на формирование единого информационно-коммуникативного пространства, повышение качества оперативно-розыскной и служебно-бое-вой подготовки курсантов (слушателей) к успешному выполнению задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью; обеспечение и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе оперативно-служебной деятельности; 3) продуктивность - структурно-функциональная интеграция вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на проектно-це-левое сотрудничество по формированию у курсантов (слушателей) правоохранительной профессионально-специализированной
компетенции, обеспечению качества обучения в системе оперативно-розыскной и слу-жебно-боевой подготовки.
Представим характеристику этапов.
Адаптационный этап - имеют место проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин; субъектная интеграция; интеграция форм и методов обучения, теории и практики; формирование у курсантов (слушателей) профессиональных идеалов, готовности к обучению через всю жизнь, устойчивого и позитивного интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к своей профессии, опыта выполнения оперативно-розыскных и служебно-боевых задач. В учебно-образовательной практике используются когнитивно-ориентированные, проектные, профессионально-прикладные методы подготовки. Вместе с тем следует отметить, что межкорпоративное взаимодействие вуза с подразделениями, учреждениями МВД и местным сообществом направлено лишь на концентрацию различного типа ресурсов, не сформировано единое информационно-коммуникативное пространство; оперативно-розыскная и служебно-боевая подготовка имеет практическую направленность, однако ее содержание не достаточно взаимосвязано с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью. Интегративные связи в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников ОВД не установлены. Не разработано научно-методическое обеспечение формирования ППСК вуза на основе компетентностного подхода. У преподавателей вуза пассивное отношение к формированию ППСК.
Содержательный этап характеризуется интеграцией содержания профессиональной подготовки (проблемно-тематической и целевой интеграцией дисциплин, субъектной интеграцией, интеграцией форм и методов обучения, теории и практики, интеграцией в оперативно-служебной подготовке); формированием у курсантов (слушателей) профессиональных идеалов, готовности к обучению через всю жизнь, опыта выполнения оперативно-розыскных и слу-
жебно-боевых задач. Служебно-боевая подготовка имеет практическую направленность, ее содержание взаимосвязано с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью. Активно применяются в учебно-образовательной практике когнитивно-ориентированные, проектно-кейсо-вые, профессионально-прикладные методы подготовки. Сетевое взаимодействие вуза с подразделениями, учреждениями МВД и местным сообществом направлено на концентрацию различного типа ресурсов, развитие вариативных форм социального партнерства, формирование единого информационно-коммуникативного пространства. Субъекты сетевого взаимодействия заинтересованы в подготовке будущих сотрудников ОВД к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, формировании правоохранительной ППСК. У преподавателей вуза позитивное отношение к формированию ППСК. Однако недостаточно развиты интегративные связи в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников ОВД. Не разработано научно-методическое обеспечение формирования ППСК на основе компетент-ностного подхода.
Инновационный этап характеризуется интеграцией содержания профессиональной подготовки и ее взаимосвязью с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью; формированием у курсантов (слушателей) ППСК; активным применением когнитивно-ориентированных, проектно-кейсовых, профессионально-прикладных методов подготовки. Сетевое взаимодействие вуза с подразделениями, учреждениями МВД и местным сообществом направлено на интеграцию учебно-образовательной и правоохранительной деятельности, формирование единого информационно-коммуникативного пространства с целью подготовки курсантов (слушателей) к успешному выполнению оперативно-розыскных и служеб-но-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью. Разработано
научно-методическое обеспечение формирования ППСК на основе компетентност-ного подхода. У преподавателей вуза имеет место готовность к формированию ППСК. Развиты интегративные связи в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников ОВД. Созданы многоуровневые модели интерактивных комплексов по служебно-боевой, физической, огневой и тактико-специальной подготовке.
Исходя из этого можно сделать следующие выводы.
1. Проектно-кластерная модель формирования правоохранительной профессионально-специализированной компетенции предусматривает установление интегра-тивных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников ОВД, обеспечивает организацию системной целостности содержания общеобразовательной, общепрофессиональной, оперативно-розыскной, служебно-боевой подготовки, разработку программно-методического обеспечения и ориентирует субъектов педагогического процесса и правоохранительной деятельности на повышение качества оперативно-розыскной и служеб-но-боевой подготовки курсантов (слушателей) к успешному выполнению задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью; обеспечение и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе правоохранительной деятельности.
2. Педагогические условия формирования ППСК обуславливают организацию сетевого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД; готовность преподавателей к формированию и использованию интегративного образовательного пространства с учетом современных требований к качеству подготовки будущих сотрудников ОВД.
3. Создание интерактивной социально-профессионально-педагогической инфраструктуры нацелено на содержательный, технологический и кадровый компоненты учебно-образовательного процесса. Это обеспечивает качество профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД к успешному выполнению оперативно-ро-
зыскных и служебно-боевых задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, высокую морально-психологическую устойчивость личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 14 января 2011 года № 20. Зарегистрирован в Минюст России от 11 апреля 2011 г. № 20457
2. Кудин В.А. Блочно-модульная технология обучения в системе профессиональной подготовки МВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3. С.5.
3. Соколова Е.Н. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: автореф. дис...док. пед. наук. М., 2009. 45 с.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
МВД РОССИИ
Шамсеева Г.Х.
Английский язык: учебное пособие для юридических вузов / Г.Х. Шамсеева, И.Г. Кизимова. - Казань: КЮИ МВД России, 2014. - 128 с.
Учебное пособие предназначено для курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и нацелено на формирование коммуникативной компетенции обучающихся по дисциплине «Иностранный язык». Пособие может быть использовано для аудиторной и самостоятельной работы курсантов и слушателей, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности».