разработке и реализации совместных проектов поли-субъектных и моносубъектных форм активности; согласование позиций субъектов при принятии коллективных решений, поиске способов выполнения совместных дел и реализации планов; формирование у преподавателей, курсантов и слушателей культуры полисубъектного взаимодействия; обучение их умениям и навыкам коллективной мыслетворческой деятельности, организации совместной деятельности; овладение будущими специалистами и преподавателями технологиями сотрудничества, духовного и делового общения; использование в совместной деятельности субъектов образовательного процесса взаимообучения, сотворчества, взаимовлияния, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценки, соучастия, взаимной поддержки в начинаниях и преодолении трудностей, соразмышления; овладение будущими специалистами технологиями конструктивного разрешения социальных конфликтов.
5. Принцип ориентации субъектов на достижение целесообразного компромисса регулирует процесс принятия совместных решений субъектами делового взаимодействия и их реализацию. Сущность данного принципа заключается в создании наиболее благоприятных педагогических условий для формирования у будущих специалистов готовности идти на компромиссы для достижения успеха в решении профессиональных задач, на достижение взаимопонимания с другими участниками совместной деятельности ради поддержания добрых отношений с партнерами. Целесообразный компромисс предполагает не уступку субъектом делового взаимодействия своих интересов в пользу других субъектов, а такой способ их согласования, при котором в жертву приносятся тактические интересы ради весьма значимых стратегических интересов, а выигрыш при этом получают все участники делового взаимодействия.
Реализация данного принципа предполагает: формирование у будущих специалистов психологической готовности к целесообразным компромиссам в процессе совместной деятельности; осознание границ компромиссного поведения; обучение будущих специалистов умению вести переговоры, диалог с деловыми партнерами, договариваться с ними, убеждать их; формирование умения прогнозировать поведение партнеров на основе анализа их интересов, потребностей, их желания идти на компромисс; владение способами снижения противоборства со стороны партнеров по деловому взаимодействию; воспитание у будущих специалистов толерантного сознания и поведения; обеспечение концептуального, психологического, содержательного и технологического единства в действиях субъектов на основе формирования деловых отношений, построенных с учетом общечеловеческих идеалов и ценностей.
6. Принцип сознательности в проектировании и осуществлении делового взаимодействия раскрывает механизм регуляции процесса делового взаимодействия. Регулятором поведения личности является сознание. Оно, согласно учению С. Л. Рубинштейна, включает два важнейших компонента: знание и отношение личности к тем объектам, о которых имеются соответствующие знания (5, 127). В соответствии с данными теоретическими положениями, сущность принципа сознательности в проек-
тировании и осуществлении делового взаимодействия заключается в ориентации образовательной деятельности на вооружение будущих специалистов теоретическими знаниями, являющимися информационным базисом в формировании ориентационной основы делового взаимодействия, а также на воспитание мотивационно-смысловых структур, определяющих его направленность и отношение личности к способам его осуществления.
Реализация данного принципа базируется на: использовании в качестве ориентационной основы совместной деятельности субъектов теоретических знаний, раскрывающих механизмы организации делового взаимодействия; предоставлении субъектам образовательного процесса свободы в выборе линии своего поведения в деловом взаимодействии; включении партнеров в процесс саморегуляции совместной деятельности, проектирование и организацию делового взаимодействия; широком использовании индивидуальной и групповой рефлексии совместной деятельности для осознания процесса и результатов делового взаимодействия, коррекции поведения и отношений; построении делового взаимодействия на основе взаимодополнения индивидуального, группового и обобщенного социального опыта его организации, эмпирического и теоретического знания; постоянной оценке эффективности совместных действий субъектов; обеспечении понимания каждым субъектом своей роли, места и смысла его действий в соответствии с общими целями и установками, а также партнеров по деловому взаимодействию; проявлении ответственности субъектов за результат совместной деятельности и за конкретный участок общего дела; ценностном отношении к деловым партнерам, стремлении поддерживать с ними дружеские, доверительные, надежные отношения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Психология. - М., 2000.
2. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: монография. - Белгород, 2004.
3. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. - М., 1946.
4. Решетников П. Е. Культура полисубъектного взаимодействия // Проблемы и перспективы развития социальной работы в системе потребительской кооперации: мат-лы меж-вуз. науч.-практ. конф. - Белгород, 2005.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
МОДЕЛЬ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПРАВООХРАНЫ
А. Е. Веретенникова
В статье представлен новый подход рассмотрения коммуникативной культуры сотрудников ОВД на основе теории коммуникации. Дается определение коммуникативной культуры как меры освоения процесса профессиональной коммуникации. С этих позиций моделируется содержание субъекта коммуникации в сфере юриспруденции и правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: сотрудники ОВД, профессиональная деятельность, коммуникация, культура, теория коммуникации, трансакционная модель, коммуникативная компетенция, коммуникативное поведение.
Изменения в отечественной системе образования, соотносящиеся с положениями Болонского соглашения, делают актуальным изучение коммуникативной сферы личности. Как показал анализ (4), аспекты коммуникативной культуры сотрудников правоохранительных органов стали предметом научных исследований на протяжении более десяти лет, начиная с диссертационного исследования В. Я. Кикотя (6) до работы Г. А. Анохиной (1). Являясь подтверждением пристального научного внимания к личности участников правоохранительной деятельности, предыдущие исследования трактуют коммуникативную культуру, отождествляя ее с культурой общения.
Новизна предлагаемого подхода заключается в рассмотрении коммуникативной культуры сотрудников правоохранительных органов с точки зрения теории коммуникации, которая все больше учитывается в гуманитарных исследованиях. Объектом изучения теории коммуникации служит социальная коммуникация, понимаемая в широком смысле как «процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте» (5, 5).
Именно процессы социального взаимодействия лежат в основе профессий типа «человек-человек». Хотя в известной классификации Е. А. Климова (7; 8; 9) мы не нашли прямого упоминания профессий сотрудников ОВД, считаем, что будет обоснованным рассматривать деятельность следователей, участковых уполномоченных милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН), инспекторов дорожно-патрульной службы (ДПС) как относящуюся к сфере «человек-человек». Специфику профессий данного типа составляет следующее:
- предметом деятельности субъектов этих профессий выступают социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (8, 52);
- к основным функциям специалистов этих профессий относятся: руководство, обучение, воспитание, обслуживание материальных, духовных и социальных потребностей (7);
- система средств профессиональной деятельности складывается с учетом специфики работы с людьми, причем особое значение приобретают «средства оформления, передачи, распространения информации, ибо она - основной “рычаг” воздействия на сознание, и, следовательно, поведение людей, а также средства организации делового общения» (9, 249);
- качество письменной и устной речи занимает первое место в ряду требований к качеству исполнительнодвигательных проявлений данных профессий;
- основные общие трудовые навыки и умения специалистов профессий типа «человек-человек» представлены умениями слушать человека и понимать его, предостерегать, пресекать, давать рекомендации, руководить, пропагандировать, принимать соответствующие меры.
Как видим, работа следователей, участковых уполномоченных, инспекторов ПДН и ДПС осуществляется в сфере человеческих отношений, а ее особенности представлены перечисленными характеристиками.
Во-первых, предметом их деятельности выступают прежде всего представители всех возрастных групп из различных слоев населения, вовлеченные в процесс пра-воохраны. Следователи и инспекторы ДПС в основном имеют дело с правонарушителями, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями. Инспекторы ПДН и участковые уполномоченные работают с законопослушными гражданами, проживающими на определенной территории, а также с теми, кто входит в группу риска или возвращается в общество после наказания. Нередко профессиональная деятельность сотрудников направлена на группы населения, а также сообщества (профессиональные, этнические). Например, в превентивной работе сотрудников службы участковых уполномоченных это могут быть беседы с жильцами дома о соблюдении правил проживания в многоквартирном доме; для инспектора ПДН - лекции в образовательных учреждениях о профилактике правонарушений несовершеннолетних; для инспекторов ДПС - работа на улицах города с участниками дорожного движения - напоминание пешеходам и водителям о правилах поведения на дорогах.
Во-вторых, основные функциональные обязанности следователей, участковых уполномоченных, инспекторов ПДН и ДПС сопряжены с субъект-субъектным взаимодействием и представляют следующие компоненты профессиональной деятельности: социальный (охватывает сферу профилактических мероприятий, правовую пропаганду, перевоспитание правонарушителей); поисковый (заключается в сборе информации); коммуникативный (состоит из получения необходимой информации в процессе общения); реконструктивный (анализ собранной информации и выдвижение рабочих гипотез); организационный (самоорганизация и организация людей по воплощению рабочих версий и их проверке); удостоверительный (приведение всей полученной по делу информации в определенную форму) (2).
В профессиограммах перечисленных специальностей эти компоненты выступают как приоритетные в зависимости от специфики профессиональной деятельности. Представляется, что в профессиограмме инспектора ПДН первое место должно быть отдано коммуникативному компоненту, так как работа этого специалиста сходна с преподавательской деятельностью, где коммуникативный компонент профессии выступает как приоритетный. Содержание коммуникативной стороны профессиональной деятельности сотрудников имеет отличия в зависимости от объекта взаимодействия. Так, если для следователя она заключается в получении от граждан необходимой для раскрытия преступления информации (опрос, допрос), то для инспектора ДПС в основном ограничена получением информации в процессе общения. Коммуникативная сторона работы инспектора ПДН выражается в установлении и поддержании контактов с несовершеннолетними правонарушителями, подростками с девиантным поведением; законопослуш-
ными подростками и их родственниками (окружением). Для участкового уполномоченного она сосредоточена на установлении и поддержании аналогичных контактов со взрослым населением микроучастка.
Как видно из анализа компонентов профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной деятельности, их основные функции совпадают с теми, которые присущи всем профессиям типа «человек-человек».
В-третьих, исполнение перечисленных выше функций профессиональной деятельности анализируемых сотрудников правоохранительных органов требует умения слушать и понимать человека, предостерегать, пресекать, давать рекомендации, руководить, пропагандировать, принимать меры.
В подтверждение значимости качества письменной и устной речи для исполнения профессиональных обязанностей сотрудников ОВД приведем данные опроса, проведенного в целях выяснения места письменной речи в практике правоохранительной деятельности (3). В опросе участвовали 200 практикующих офицеров правоприменения в России (в том числе и проходящие обучение на заочном отделении ОмА МВ Д России) и 100 офицеров миссии ООН из Австрии, Германии, Ирландии, Индии, США, Финляндии, некоторых африканских стран.
Анализ ответов показал, что навыки письменной речи считаются обязательными для любого специалиста правопорядка и играют важную роль при продвижении по служебной лестнице. Российские офицеры используют письменную коммуникацию в своей работе реже, чем их зарубежные коллеги. В основном это различные рапорты и запросы, написанные от руки. Компьютерный вариант документов используется в 15%, а электронная рассылка - в 7% случаев работы с ними. Данный анализ особенностей профессиональной деятельности следователей, участковых уполномоченных, инспекторов ПДН и ДПС подтверждает, что их профессия относится к типу профессий «человек-человек», причем коммуникативная составляющая является обязательной для профессии.
Как было показано, большинство профессиональных задач этих сотрудников выполняется в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Поскольку «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов» в теории коммуникации рассматривается как «коммуникация» (5, 37), то логичным будет изучать профессию следователей, участковых уполномоченных, инспекторов ПДН и ДПС с точки зрения социальной коммуникации. При этом коммуникативная культура сотрудника правоохранительных органов может рассматриваться как мера освоения им процесса социальной коммуникации в профессиональной деятельности.
Для планирования процесса развития коммуникативной культуры сотрудников ОВД необходимо представить модель субъекта профессиональной коммуникации в юриспруденции и правоохранительной деятельности.
В качестве субъекта коммуникации теория коммуникации рассматривает коммуникативную личность в качестве формы функционирования личности в коммуникативном процессе, формы реализации личности че-
рез выполнение социальных ролей источника и/или получателя сообщений. Принимая во внимание то, что юриспруденция и правоохранительная деятельность относятся к разряду социальных, в нашем исследовании субъектом коммуникации (т. е. коммуникативной личностью) будем считать «индивида с устойчивой системой социально, а также профессионально значимых свойств и качеств в процессе профессиональной коммуникации в сфере юриспруденции и правоохранительной деятельности». Поэтому, выстраивая модель коммуникативной личности в процессе профессиональной коммуникации, необходимо включить в ее содержание как общие характеристики коммуникативной личности, так и особенные, специфичные для процесса работы следователей, участковых уполномоченных, инспекторов ПДН и ДПС.
За основу была взята так называемая трансакционная модель коммуникативной личности, выстроенная в соответствии с российской психологической школой, основанной А. Н. Леонтьевым с учетом внутренней подсистемы личности - мира сознания и подсознания и ее внешнего проявления - мира коммуникативного поведения (5).
К внутренней системе коммуникативной личности отнесены: цели и мотивы, ценности субъекта коммуникации; коммуникационные возможности и коммуникативные способности личности; знания и освоенная информация, потенциально обеспечивающие качество функционирования субъекта коммуникации; коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации.
Внешняя подсистема коммуникативной личности как проявление внутренней выражается в коммуникативном поведении, которое представляет собой иерархическую систему, составленную из коммуникативных стратегий, коммуникативных тактик, коммуникативных действий (10). Причем осмысленная последовательность коммуникативных действий характеризует как источника, так и получателя сообщений. Ядром трансакционной модели коммуникативной личности рассматривается целе-мотивационный компонент, определяющий направленность взаимодействия, а каждый из последующих надстраивается над внутренними слоями (рис.).
Ядро коммуникативной личности правоохранительной деятельности в процессе профессиональной коммуникации составляют следующие компоненты: наиболее общие цели коммуникативной личности, которые определяют мотивы вступления в процесс коммуникации. Ими являются ориентация во внешней среде; контроль среды; адаптация к среде; управление внешней средой.
К мотивам профессиональной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов можно отнести как романтические (борьба с преступностью, продолжение семейной династии, офицерская служба), так и прагматические (гарантия постоянной работы, возможность успешной карьеры, получение бесплатного образования, которое может быть востребовано в случае увольнения из ОВД, решение жилищного вопроса,
альтернатива военной службе «по призыву»). Помимо общих мотивов можно вышвить в рамках исследования коммуникативной культуры и частные мотивы участия в процессе профессиональной коммуникации с законопослушными взрослыми и несовершеннолетними гражданами, правонарушителями, коллегами, в межкультур-ной профессиональной коммуникации: возможность развить способности в целях успешной коммуникации, творческий подход к решению профессиональный задач в сфере «человек-человек».
Ценностные ориентации, отражающие общечеловеческие, профессиональные и личные ценности, быши обобщены до концептов: достижение материального благополучия; успешная профессиональная деятельность; успешная карьера; счастливая семейная жизнь; ценности культуры; саморазвитие; самопознание; воспитание детей.
Абилитационный блок, представляющий коммуникационные возможности и коммуникативные способности личности субъекта правоохранительной деятельности в процессе профессиональной коммуникации, включал: перцептивность, рефлективность, скорость реагирования на стимулы внешней среды, внимание, память, способность к обработке массивов информации различного объема; интроспекцию; трансмиттивность; способность к эмпатии; коммуникативную толерантность, способность выгзытать позитивные эмоции у парт-
нера по коммуникации. В данный блок входили психологические качества, связанные со способностью к коммуникации: темперамент, агрессивность, экстравертность/ интравертность, а также профессионально важные качества, необходимые для осуществления процесса коммуникации в профессиональной сфере правоприменения: низкая внушаемость, самоконтроль эмоций.
Поскольку когнитивный блок коммуникативной личности предполагает наличие знаний и информации, которые потенциально обеспечивают качество функционирования субъекта коммуникации, в его содержание были включены следующие образовательные области: лингвистическая, правовая, делопроизводственная, культурологическая, психолого-педагогическая, информационно-коммуникационных технологий. В программе средней школы, с нашей точки зрения, эти области представлены следующими учебными предметами: русский язык, иностранный язык, основы информатики и выгчис-лительной техники, обществознание, мировая художественная культура, психология. На констатирующем этапе мы анализировали оценки по указанным предметам. В ходе обучения по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» в вузе МВД образовательная область «право» в связи со специальностями объективно представляет ведущую и включает более 20 дисциплин. Из них мы выбрали те, которые явля-
Коммуникативное поведение
Коммуникативные
Коммуникативная стратегия 1
Знания
Коммуникативная стратегия 2
Коммуникатив! стратегия... N
Коммуникативная компетенция
и
ются первостепенными для осуществления процесса профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности.
Содержание операционального блока представлено коммуникативными навыками личности и ее умениями пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации. По существу, данный компонент представляет коммуникативную компетентность, которая определяется как «динамичная совокупность знаний, умений, способностей, ценностей и мотивов, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности» и рекомендуется использовать разработчикам Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (11, 3).
Коммуникативное поведение представляет собой внешнее проявление коммуникативной личности и ее реальное участие в процессе коммуникации (адресант - сообщение - канал - адресат). На основе коммуникативной компетенции адресант составляет и передает по каналам связи сообщение, участвует в обратной связи, принимая во внимание коммуникативный контекст и помехи. Содержание коммуникативного поведения включает коммуникативные действия, стратегии и тактики.
Коммуникативная стратегия соотносится с коммуникативной целью, коммуникативным намерением, коммуникативной задачей, поэтому представляет последовательность коммуникативных действий, отвечающих поставленной цели (10, 10). Цели стратегий подразделяют на конвенциональные и манипуляционные. Первые предполагают согласие, переговоры, вторые - захват смыслового пространства коммуникации, с тем чтобы навязать участнику коммуникации свои коммуникативную стратегию и точку зрения. «Рабочий набор» коммуникативных стратегий, присущих индивидууму, составляет коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная тактика соотносится с коммуникативной перспективой, коммуникативным опытом и представляет совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия.
Коммуникативное поведение сотрудников правоохранительных органов может осуществляться в устной и письменной формах, монологически или диалогически, на родном и иностранном языках (в случае межкуль-турной коммуникации), с использованием ИКТ и средств связи. Неотъемлемой составляющей коммуникативного поведения сотрудников мы также считаем оценочную деятельность на основе критического мышления.
Представленная здесь модель коммуникативной личности в процессе правоохранительной деятельности может служить базовой при планировании процесса развития коммуникативной культуры сотрудника правоохранительный органов в процессе обучения, поскольку отражает инновационный подход к трактовке актуальной темы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохина Г. А. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности курсанта образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2007.
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997.
3. Веретенникова А. Е. Обучение письменно-речевой меж-культурной коммуникации курсантов вузов МВД // Лингвистические парадигмы и лингводидактика: мат-лы XI междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2006.
4. Веретенникова А. Е. Коммуникативная культура сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 3.
5. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. - СПб., 2005.
6. КикотьВ. Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД: дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1994.
7. КлимовЕ. А. Как выбрать профессию. - М., 1990.
8. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие. - М., 1995.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 1996.
10. КлюевЕ. В. Речевая коммуникация: учебное пособие. -М., 1998.
11. Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: (Проект). - М., 2007.