УДК 37:82
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ
© 2015 Н.И.Захарова (Н.И.Букина)
Самарского государственного университета путей сообщения
Статья поступила в редакцию 03.08.2015
В статье обоснована актуальность формирования коммуникативной культуры как одного из важнейших условий личностного разностороннего развития учащегося. Указывается на изменение роли учителя в школе в условиях реализации ФГОС.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, учитель, учащийся, коммуникация, речевая (коммуникативная) культура, компетентность.
Неудовлетворенность качеством школьного образования и понимание, что нынешние образовательные результаты не могут быть реализованы в успешной профессиональной карьере и жизненных устремлениях выпускников школы, выразились в стремлении общества и государства сформировать новую модель развития учебного учреждения. Контуры развития отечественной школы были даны в ряде документов последних лет, в частности, в Федеральной целевой программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации и других.
Переосмысление целей и задач образования означает появление новой стратегической линии развития личности, пробуждения внешних и внутренних мотивов познавательной деятельности, обоснования критериев, механизмов раскрытия успешной профессиональной карьеры в будущем.
Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся1. В основе
°
Захарова Нина Ивановна, аспирант кафедры «Инженерная педагогика и культура делового общения», учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №4» г. Му-равленко Ямало-Ненецкий АО. E-mail:inna1999@yandex. т 1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Приказ Ми-нобрнауки №1897 от 17 декабря 2010г.] — М.: Просвещение, 2016. - 48 с.; Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. -
стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество начинает осознавать, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе2.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для
48 с.; Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2 Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С.Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74 - 76.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(5), 2015
того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение личностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. Таким образом, перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.
Все школьные дисциплины, выполняя функцию «вооружения» знаниями, умениями и навыками, преследуют единую цель - формирование общей базовой культуры личности, где речь является основой, фундаментом. Речь - это не только механически производимые звуки, которые выражают эмоции и настроение говорящего. Речь -это человек в целом: любое высказывание представляет собой раскрытие его характера, намерений и чувств.
Как бы ни были важны чувства людей, общение предполагает передачу информации, содержание которой передается при помощи языка, то есть через вербальную или словесную оболочку. Слово, - как утверждает А.Р.Лурия, - является и средством контакта, и орудием сложной мыслительной деятельности. Практика свидетельствует о возрастающем знании речевых коммуникаций в условиях усложнения производственных контактов людей, в процессе взаимоотношений руководителей и подчиненных, личности и коллектива. Для правильного изложения мысли с помощью слова необходимо внимательно следить за гармоничным соединением в слове функций общения и обобщения, коммуникации и мышления3.
Коммуникация в настоящее время является объектом изучения многих наук, не исключая и точных, но каждая из них вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения. Следовательно, во всех сферах деятельности необходима коммуникативная компетентность. Таким образом, образование представляет собой совокупность внутренних связей и развития стратегических приоритетов в обучении, воспитании, развитии личности на принципах гуманной педагогики, личностно-
3 Лурия, А.Р. Материалы к курсу лекций по общей психологии. Речь и мышление./ А.Р.Лурия. - Вып.4. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 120 с.
деятельностном подходе, интеграции и использовании адаптивных методик в обучении и развитии учащихся. А продуктивная деятельность учителей и учащихся возможна только в контексте диалога смежных предметов с опорой на гуманитарную составляющую и индивидуальный почерк учителя и ученика. Следовательно, коммуникативная культура - выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, обусловливать личностное развитие учащегося. Следовательно, умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, чувства - залог успеха в любых начинаниях, ступенька к личностному разностороннему развитию.
Достойное знание языка и умелое его использование - это одновременно и основа, и условие успешного освоения любого школьного предмета, приобщения к отечественной и мировой культуре, а в будущем - профессиональный рост, уверенность в себе. Поэтому развитие речевой культуры учащегося - важная задача для учителя-словесника. В условиях введения в практику работы школы ФГОС педагогу необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Деятельность учителя предполагает поиск новых точек соприкосновения традиционного обучения с инновационным, поиск золотой середины в развитии индивидуальности, в раскрытии механизмов формирования нестандартной творческой личности вопреки всем социальным трудностям и проблемам. Педагог должен от роли ментора перейти к роли тьютора: учителю необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, своевременно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Ему необходимо овладеть технологией, при которой на практике он сможет диагностировать потребности ребенка, объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить их выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку учащегося.
При этом следует учитывать, что увеличилась недельная нагрузка на школьника - в зависимости от вида и профиля образовательного учреждения, число же часов на изучение гуманитарных предметов - русского языка и литературы - снизилось. Как результат - убогость культуры общения подростков: неумение воспроизведение как письменной, так и устной речи. Скудный словар-
ный запас зачастую формирует заниженную самооценку: неловкость при создании устных полных ответов, передачи информации. Тестовый контроль знаний и компьютерные технологии снизили интерес к чтению художественных произведений. Эти особенности, порожденные новой общественной ситуацией, распространились на изучение и других предметов, не только гуманитарных. Вследствие этого возникла необходимость изыскания других способов и методов их восполнения, в частности внедрение элективных и факультативных речеведческих курсов, мотивирующих учащихся на саморазвитие, способствующих формированию коммуникативных компетенций, в частности, навыков делового общения.
Уровень речевой культуры в России начал падать не вчера и даже не десять лет тому назад -еще в 1928 году известными отечественными лингвистами эта проблема была выдвинута как первоочередная. Сегодня лингвистические курсы по развитию коммуникативных компетенций все чаще вводятся как в учебные программы студентов разных вузов, так и школьников. Однако объем их, очевидно, недостаточен. Три основные аспекта речевой культуры: нормативный (соблюдение речевых норм), коммуникативный (умение использовать все языковые возможности) и этикетный (соблюдение этикетных форм и умелое использование средств для достижения взаимопонимания и гармонизации диалога) - требуют подробного рассмотрения каждого из них. Соблюдение речевых норм, грамотность речи — базовое важнейшее требование речевого общения.
Овладение культурой речевого общения и эффективное ее применение может сыграть решающее значение для роста, престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала специа-
листа, поэтому в условиях рыночной экономики деловая риторика стала играть едва ли не первостепенную роль в профессиональной деятельно-сти4.
Курсы по совершенствованию речевых компетенций имеют практико-ориентированную направленность, поэтому учащиеся могут не только ознакомиться со стилевыми и жанровыми разновидностями культуры речи, но и применить их на практике. В центре внимания элективных (факультативных) занятий - речевой процесс (только на практике можно достичь желаемого результата), методы и формы, осуществляющие оптимальное выражение и понимание мысли. Подобное универсальное образование предоставляет школьнику необходимые условия для овладения способами интеллектуальной деятельности в различных областях предметного знания, интегрировать полученные знания и отражает содержание языковой культуры, способы ее развития и роль в контексте формирования базовой культуры личности5.
Основная цель речеведческих курсов - формирование такой личности, умеющей, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своей коммуникативной стратегией.
4 Лунева, Л.П. Культура речи как базовая составляющая профессионального педагога / Л.П.Лунева // Вестник СамГАПС. - 2005. - Вып. 4. - С. 96 - 100.
5 Букина, Н.И. Особенности изучения деловой риторики в рамках элективного курса / Н.И.Букина // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Том 13 № 2 (40) (6).- С.1447 - 1449.
COMMUNICATIVE CULTURE AS ONE OF THE MOST IMPORTANT CONDITIONS FOR A STUDENT'S PERSONAL DEVELOPMENT
© 2015 N.LZakharova°
Samara State Transport University
In the article topicality of the formation of communicative culture as one of the important conditions of a student's personal versatile development is substantiated. The article specifies change in the role of teachers in the conditions of the implementation of FSES.
Keywords: Federal state educational standard of basic general education, teacher, student, communication, speech (communication) culture, competence.
o
Nina Ivanovna Zakharova, Post-graduate, Russian language and literature teacher of School №4, Muravlenko, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (YaNAO). E-mail:[email protected]