Научная статья на тему 'Коммуникативная культура как одно из важнейших условий личностного развития учащегося'

Коммуникативная культура как одно из важнейших условий личностного развития учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬ / УЧАЩИЙСЯ / КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ (КОММУНИКАТИВНАЯ) КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION / TEACHER / STUDENT / COMMUNICATION / SPEECH (COMMUNICATION) CULTURE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Нина Ивановна

В статье обоснована актуальность формирования коммуникативной культуры как одного из важнейших условий личностного разностороннего развития учащегося. Указывается на изменение роли учителя в школе в условиях реализации ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CULTURE AS ONE OF THE MOST IMPORTANT CONDITIONS FOR A STUDENT''S PERSONAL DEVELOPMENT

In the article topicality of the formation of communicative culture as one of the important conditions of a student's personal versatile development is substantiated. The article specifies change in the role of teachers in the conditions of the implementation of FSES.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура как одно из важнейших условий личностного развития учащегося»

УДК 37:82

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

© 2015 Н.И.Захарова (Н.И.Букина)

Самарского государственного университета путей сообщения

Статья поступила в редакцию 03.08.2015

В статье обоснована актуальность формирования коммуникативной культуры как одного из важнейших условий личностного разностороннего развития учащегося. Указывается на изменение роли учителя в школе в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, учитель, учащийся, коммуникация, речевая (коммуникативная) культура, компетентность.

Неудовлетворенность качеством школьного образования и понимание, что нынешние образовательные результаты не могут быть реализованы в успешной профессиональной карьере и жизненных устремлениях выпускников школы, выразились в стремлении общества и государства сформировать новую модель развития учебного учреждения. Контуры развития отечественной школы были даны в ряде документов последних лет, в частности, в Федеральной целевой программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации и других.

Переосмысление целей и задач образования означает появление новой стратегической линии развития личности, пробуждения внешних и внутренних мотивов познавательной деятельности, обоснования критериев, механизмов раскрытия успешной профессиональной карьеры в будущем.

Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся1. В основе

°

Захарова Нина Ивановна, аспирант кафедры «Инженерная педагогика и культура делового общения», учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №4» г. Му-равленко Ямало-Ненецкий АО. E-mail:inna1999@yandex. т 1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Приказ Ми-нобрнауки №1897 от 17 декабря 2010г.] — М.: Просвещение, 2016. - 48 с.; Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. -

стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество начинает осознавать, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе2.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для

48 с.; Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

2 Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С.Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74 - 76.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(5), 2015

того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение личностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. Таким образом, перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Все школьные дисциплины, выполняя функцию «вооружения» знаниями, умениями и навыками, преследуют единую цель - формирование общей базовой культуры личности, где речь является основой, фундаментом. Речь - это не только механически производимые звуки, которые выражают эмоции и настроение говорящего. Речь -это человек в целом: любое высказывание представляет собой раскрытие его характера, намерений и чувств.

Как бы ни были важны чувства людей, общение предполагает передачу информации, содержание которой передается при помощи языка, то есть через вербальную или словесную оболочку. Слово, - как утверждает А.Р.Лурия, - является и средством контакта, и орудием сложной мыслительной деятельности. Практика свидетельствует о возрастающем знании речевых коммуникаций в условиях усложнения производственных контактов людей, в процессе взаимоотношений руководителей и подчиненных, личности и коллектива. Для правильного изложения мысли с помощью слова необходимо внимательно следить за гармоничным соединением в слове функций общения и обобщения, коммуникации и мышления3.

Коммуникация в настоящее время является объектом изучения многих наук, не исключая и точных, но каждая из них вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения. Следовательно, во всех сферах деятельности необходима коммуникативная компетентность. Таким образом, образование представляет собой совокупность внутренних связей и развития стратегических приоритетов в обучении, воспитании, развитии личности на принципах гуманной педагогики, личностно-

3 Лурия, А.Р. Материалы к курсу лекций по общей психологии. Речь и мышление./ А.Р.Лурия. - Вып.4. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 120 с.

деятельностном подходе, интеграции и использовании адаптивных методик в обучении и развитии учащихся. А продуктивная деятельность учителей и учащихся возможна только в контексте диалога смежных предметов с опорой на гуманитарную составляющую и индивидуальный почерк учителя и ученика. Следовательно, коммуникативная культура - выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, обусловливать личностное развитие учащегося. Следовательно, умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, чувства - залог успеха в любых начинаниях, ступенька к личностному разностороннему развитию.

Достойное знание языка и умелое его использование - это одновременно и основа, и условие успешного освоения любого школьного предмета, приобщения к отечественной и мировой культуре, а в будущем - профессиональный рост, уверенность в себе. Поэтому развитие речевой культуры учащегося - важная задача для учителя-словесника. В условиях введения в практику работы школы ФГОС педагогу необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Деятельность учителя предполагает поиск новых точек соприкосновения традиционного обучения с инновационным, поиск золотой середины в развитии индивидуальности, в раскрытии механизмов формирования нестандартной творческой личности вопреки всем социальным трудностям и проблемам. Педагог должен от роли ментора перейти к роли тьютора: учителю необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, своевременно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Ему необходимо овладеть технологией, при которой на практике он сможет диагностировать потребности ребенка, объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить их выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку учащегося.

При этом следует учитывать, что увеличилась недельная нагрузка на школьника - в зависимости от вида и профиля образовательного учреждения, число же часов на изучение гуманитарных предметов - русского языка и литературы - снизилось. Как результат - убогость культуры общения подростков: неумение воспроизведение как письменной, так и устной речи. Скудный словар-

ный запас зачастую формирует заниженную самооценку: неловкость при создании устных полных ответов, передачи информации. Тестовый контроль знаний и компьютерные технологии снизили интерес к чтению художественных произведений. Эти особенности, порожденные новой общественной ситуацией, распространились на изучение и других предметов, не только гуманитарных. Вследствие этого возникла необходимость изыскания других способов и методов их восполнения, в частности внедрение элективных и факультативных речеведческих курсов, мотивирующих учащихся на саморазвитие, способствующих формированию коммуникативных компетенций, в частности, навыков делового общения.

Уровень речевой культуры в России начал падать не вчера и даже не десять лет тому назад -еще в 1928 году известными отечественными лингвистами эта проблема была выдвинута как первоочередная. Сегодня лингвистические курсы по развитию коммуникативных компетенций все чаще вводятся как в учебные программы студентов разных вузов, так и школьников. Однако объем их, очевидно, недостаточен. Три основные аспекта речевой культуры: нормативный (соблюдение речевых норм), коммуникативный (умение использовать все языковые возможности) и этикетный (соблюдение этикетных форм и умелое использование средств для достижения взаимопонимания и гармонизации диалога) - требуют подробного рассмотрения каждого из них. Соблюдение речевых норм, грамотность речи — базовое важнейшее требование речевого общения.

Овладение культурой речевого общения и эффективное ее применение может сыграть решающее значение для роста, престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала специа-

листа, поэтому в условиях рыночной экономики деловая риторика стала играть едва ли не первостепенную роль в профессиональной деятельно-сти4.

Курсы по совершенствованию речевых компетенций имеют практико-ориентированную направленность, поэтому учащиеся могут не только ознакомиться со стилевыми и жанровыми разновидностями культуры речи, но и применить их на практике. В центре внимания элективных (факультативных) занятий - речевой процесс (только на практике можно достичь желаемого результата), методы и формы, осуществляющие оптимальное выражение и понимание мысли. Подобное универсальное образование предоставляет школьнику необходимые условия для овладения способами интеллектуальной деятельности в различных областях предметного знания, интегрировать полученные знания и отражает содержание языковой культуры, способы ее развития и роль в контексте формирования базовой культуры личности5.

Основная цель речеведческих курсов - формирование такой личности, умеющей, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своей коммуникативной стратегией.

4 Лунева, Л.П. Культура речи как базовая составляющая профессионального педагога / Л.П.Лунева // Вестник СамГАПС. - 2005. - Вып. 4. - С. 96 - 100.

5 Букина, Н.И. Особенности изучения деловой риторики в рамках элективного курса / Н.И.Букина // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Том 13 № 2 (40) (6).- С.1447 - 1449.

COMMUNICATIVE CULTURE AS ONE OF THE MOST IMPORTANT CONDITIONS FOR A STUDENT'S PERSONAL DEVELOPMENT

© 2015 N.LZakharova°

Samara State Transport University

In the article topicality of the formation of communicative culture as one of the important conditions of a student's personal versatile development is substantiated. The article specifies change in the role of teachers in the conditions of the implementation of FSES.

Keywords: Federal state educational standard of basic general education, teacher, student, communication, speech (communication) culture, competence.

o

Nina Ivanovna Zakharova, Post-graduate, Russian language and literature teacher of School №4, Muravlenko, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (YaNAO). E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.