ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1 2 Алексеева И.М. , Кувырталова М.А.
Email: [email protected]
1Алексеева Ирина Михайловна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 27; 2Кувырталова Марина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,
г. Тула
Аннотация: в статье анализируются теоретические и практические аспекты проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Показан вклад отечественных ученых в разработку общей концепции формирования УУД, рассматриваются сущностные характеристики коммуникативных УУД, их структурные компоненты и способы создания. Анализ проблемы с позиций теории и педагогической практики позволил выделить ряд особенностей формирования коммуникативных УУД у учащихся начальной ступени школьного образования на когнитивном, поведенческом и эмотивном уровнях. Среди дидактических условий, обеспечивающих овладение обучающимися коммуникативной компетентностью, выделяются: личностная ориентация образовательного процесса, единство ценностно-смыслового, содержательного и процессуального аспектов, внедрение диалоговых технологий, сочетание урока с внеурочными видами деятельности. На примере изучения учащимися 4-х классов модуля «Основы светской этики» рассматриваются возможности формирования коммуникативных УУД через содержание предмета в совокупности трех блоков - коммуникации как взаимодействия, кооперации и интериоризации.
Ключевые слова: начальное образование, коммуникация, универсальные учебные действия.
THE MAIN APPROACHES TO DEVELOPING STUDENTS' COMMUNICATIVE UUD AT THE STAGE OF PRIMARY
EDUCATION: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
12 Alekseeva I.M.1, Kuvyrtalova M.A.2
1Alekseeva Irina Mikhailovna - primary school Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION EDUCATION CENTER № 27; 2Kuvyrtalova Marina Aleksandrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, TULA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY L.N. TOLSTOY, TULA
Abstract: the article analyzes theoretical and practical aspects of the problem of formation of communicative universal educational actions in primary school students. The contribution of domestic scientists to the development of the General concept of UUD formation is shown, the essential characteristics of communicative UUD, their structural components and methods of creation are considered. Analysis of the problem from the standpoint of theory and teaching practice allowed to identify a number of features of the
formation of communicative UUD in primary school students at the cognitive, behavioral and emotional levels. Among the didactic conditions that ensure the mastery of students ' communicative competence are: personal orientation of the educational process, the unity of value-semantic, substantive and procedural aspects, the introduction of dialogue technologies, the combination of lesson with extracurricular activities. On the example of studying the module "fundamentals of secular ethics" by students of the 4th grade, the possibilities of forming communicative UUD through the content of the subject in the aggregate of three blocks-communication as interaction, cooperation and interiorization are considered.
Keywords: primary education, communication, universal educational actions.
УДК 373.2.016
В контексте современной гуманистической парадигмы образования основной ориентир деятельности школы и учителя - формирование личности, готовой к жизни в условиях глобализации и интеграции, самостоятельному, конструктивному и компетентному решению различных проблемных ситуаций, обладающей мобильностью, критичностью и креативностью мышления, нравственным сознанием, способностью нести гражданскую ответственность, умением использовать разнообразные каналы и средства работы с информацией в условиях цифрового общества. В связи с этим коренным образом изменились статусные позиции главных субъектов образовательной среды - учителя и обучающихся. Основными концептуальными идеями, определяющими их, являются: преодоление отчужденности образовательного процесса от интересов и потребностей личности, отход от авторитарности и внедрение диалоговых технологий, создание условий, обеспечивающих качественные результаты на пути достижения идеального образа ученика, который «умеет учиться», ориентирован на самообразование, способен применять свои знания в практической деятельности.
Формирование у учащихся умения учиться - важный компонент учебной деятельности, представленной в теории как деятельность, направленная на выполнение учебных задач, предполагающая усвоение общих способов действия. Именно поэтому ФГОС общего образования и разработанная на основе его Примерная ООП начального общего образования предъявляют особые требования к формированию универсальных учебных действий (УУД) [4].
Процесс формирования УУД - многоуровневый и реализуется на всех ступенях школьного образования. Наиболее значимой является ступень начального этапа.
Наряду с личностными, регулятивными, познавательными в структуре УУД выделяют коммуникативные учебные действия.
Научную основу формирования УУД обеспечивают фундаментальные исследования отечественных ученых, в которых представлена общая теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), концепция поэтапного формирования учебных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин).
Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы имеют работы А.Г.Асмолова, в частности, его труд «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», где дается сущностная характеристика понятия универсальных учебных действий, рассматривается их классификация, определены структурные компоненты и способы создания УУД [1].
При осмыслении теоретических аспектов проблемы коммуникативных УУД важно актуализировать следующие концептуальные идеи. Понятия «коммуникации» и «общение» взаимосвязаны, но не тождественны, хотя в практической педагогической деятельности, зачастую, используются синонимично. Коммуникация в широком смысле характеризуется как социальное взаимодействие, которое включает в себя потребность в общении; владение разнообразными средствами общения; позитивное отношение к процессу
взаимодействия; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника. В связи с этим коммуникативные действия условно представлены в составе трех групп: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как условие интериоризации (А.Г.Асмолов).
Общение при этом рассматривается в качестве одного из главных и основных каналов коммуникации, важнейших факторов социализации и формирования личности (В..Г. Ананьев, А..А. Бодалев, А..Н. Леонтьев, Б.Ф., Ломов, А.Р. Лурия, А.В. Брушлинский). Исследователи с разных позиций интерпретируют процесс общения, предлагают его различные модели, подходы к изучению: деятельностные, коммуникативно-информационные, интерактивные. Общим является понимание общения как сложного социального и психологического явления, основанного на потребности субъектов во взаимодействии, совместной деятельности посредством обмена информацией.
Исходные позиции в формировании коммуникативных УУД через содержание предметного знания определяет ценностно-смысловой аспект построения коммуникативного процесса. Понимание и ценностное отношение к миру, другим людям обусловлено наличием в структуре мировоззрения учащихся понятий, не противоречащих гуманистическим ценностям и принципам нравственного поведения: уважение личности другого человека, семьи, коллектива; нравственно-этические нормы добра, справедливости, готовности к сотрудничеству, диалогу, толерантность и др.
Содержательно-процессуальная сторона формирования коммуникативных УУД представлена комплексом соответствующих действий, отражающих логику деятельностного подхода: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
На наш взгляд, наиболее главными условиями эффективного формирования коммуникативных УУД являются принципы личностной ориентации образовательного процесса, вариативность его структурных и содержательных основ, диалогичность субъект-субъектных отношений. При этом важно понимание учителем единства вербальных, деятельностных и функционально-ролевых характеристик коммуникативного процесса, которое достигается применением различных технологий обучения (В.В. Сохранов): по уровню дидактической коммуникации - индивидуальная, групповая, массовая; по характеру дидактического общения - технология взаимодействия, психолого-педагогического сопровождения, поддержки; по личностному усвоению дидактических единиц - образная, знаковая, логическая; по средствам коммуникации - вербальная и невербальная. В условиях цифрового общества, несомненно, важная роль принадлежит именно информационным технологиям.
Анализ теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы позволил выделить ряд особенностей формирования коммуникативных УУД у учащихся на начальной ступени школьного образования: необходимость соблюдения преемственности, включая дошкольный период и этап перехода на основную ступень образования; сопряженность с трудностями адаптационного периода начала школьного обучения [5], формирование коммуникативных УУД в составе метапредметных умений; сочетание урочной и внеурочной деятельности; реализация комплекса заданий, ориентированных на развитие умений ученика в коммуникативной сфере ставить цель, планировать свои действия, прогнозировать и
оценивать результат общения, а также корректировать свои действия и действия других субъектов коммуникации с учетом актуальных и возможных ближайших достижений на основе современных ИКТ.
Коммуникативная успешность учащихся начальной школы определяется рядом параметров (И.А. Гришанова), среди которых: когнитивный - способность определять коммуникативные проблемы; поведенческий - способность управлять поведением в общении; эмотивный - владение эмоциями в различных коммуникативных ситуациях, в том числе, конфликтных» [2].
Очевидно, что в современной образовательной практике происходит интенсивный процеес накопления опыта формирования коммуникативных УУД и его осмысление с учетом вышеизложенных позиций. Особый интерес вызывает поиск эффективных моделей работы обучающихся с информацией и технологий ее представления в условиях цифрового общества, когда «информация превращается в стратегический ресурс, психологические условия для которого создает знаково-символическая деятельность» [3, 223].
Основной акцент направлен на поиск учителями дидактических условий, обеспечивающих овладение обучающимися коммуникативной компетентностью. В качестве примера в контексте рассматриваемой проблемы обратимся к опыту преподавания модуля «Основы светской этики» в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Возможности формирования коммуникативных УУД при изучении данного модуля представлены в таблице:
Таблица 1. Возможности формирования коммуникативных УУД
Основные группы коммуникативных УУД и их целевое назначение Содержательная характеристика коммуникативных УУД, в контексте требований ФГОС НОО Технологии, применяемые при изучении модуля «Основы светской этики»
Коммуникация как взаимодействие. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях; готовность к диалогу. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий; владение навыками смыслового чтения текстов; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; полное и точное выражение своих мыслей; слышать и слушать друг друга; адекватно использовать аргументы в дискуссии; спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владеть монологической и диалогической формами речи; строить грамматически и синтаксически правильную речь. Контент-анализ текстовой информации, представленной в учебнике и дидактических материалах по темам модуля. Проблемное обучение на основе различных ситуаций, проблемных вопросов и заданий (например, «Зачем нужно быть патриотом своей Родины? Опиши облик человека-патриота»). Индивидуальные проекты (например, «Как важно не пройти мимо», «Добродетель и порок в сказке А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и др).
Основные группы коммуникативных УУД и их целевое назначение Содержательная характеристика коммуникативных УУД, в контексте требований ФГОС НОО Технологии, применяемые при изучении модуля «Основы светской этики»
Коммуникация как кооперация. Согласование посредством общения усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности при решении поставленных задач освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; договариваться и находить общее решение в совместной деятельности; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, сотрудничество с членами группы; разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий. Мозговой штурм (например, «Какую семью мы называем счастливой?). Дискуссия («Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек семьей?). Творческий поиск, работа в мини группах. («Расшифруй слово»: каждую букву слова «общение» представить фразой, отражающий смысл данного понятия). Групповые проекты («Дружба»). Игра «Черное -белое» и пр.
Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации, способствующие осознанию и усвоению содержания понимать возможность существования различных точек зрения; обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию; сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор; аргументировать свою точку зрения на основе рефлексии. Исследовательские задания и проекты (например, с использованием технологии «Копилка» -составление набора личностных качеств одного из героев литературного произведения по теме «Добродетели и пороки»). Игровые технологии («Найди пару» при организации коммуникативного процесса по осмыслению понятия «совесть» и др.) Составление синквейнов.
Данный модуль ориентирован на формирование у учащихся ценнностно -смыслового аспекта общения, эмоционально положительного отношения к людям, обществу, культурным ценностям на основе категорий доброжелательности, толерантности, готовности к конструктивному взаимодействию, соблюдению этических норм общения, проявлению таких личностных качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, патриотизм. Применение разнообразных технологий интерактивного характера в контексте личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов позволяет в процессе образовательной деятельности формировать у обучающихся способность к диалогу, использованию различных средств коммуникации, приемов работы с информацией в соответствии с поставленными задачами.
Список литературы /References
1. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Гришанова И.А. Достижение коммуникативной успешности младшими школьниками как организационно-педагогическая проблема: монография. Москва, Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2007. 232 с.
3. Кувырталова М.А., Брешковская К.Ю. Знаково-символическая деятельность как основа вхождения обучающегося в цифровое образовательное пространство // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов международной конференции / Под общей редакцией Р.В. Ершовой. Коломна, 2016. С. 220-223.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. [Электронный ресурс], 2015. Режим доступа: https://slovesnik.org/images/docs/documents/POOP-1-4.pdf/ (дата обращения: 10.11.2018).
5. Фадина М.А., Кувырталова М.А. Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя // Вестник науки и образования, 2018. №13 (49). С.72-75.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКРАЙБИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Неустроева М.И. Email: [email protected]
Неустроева Милидора Изотовна - магистрант, кафедра начального образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается сущность визуального мышления младшего школьника как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на использование скрайбинга в начальной школе в учебном процессе. Проведена опытно-экспериментальная работа в 2018-2019 учебном году в Покровской средней общеобразовательной школе № 1 с УИОП им. И.М. Яковлева Хангаласского района, с целью выявления влияния скрайбинга на развитие визуального мышления у младших школьников в начальной школе в учебной деятельности.
Ключевые слова: начальная школа, мышление, визуальное мышление, ученик, младший школьник, диагностика визуального мышления, развитие детей, поддержка младших школьников.
USING SCRIBING IN PRIMARY SCHOOL Neustroeva M.I.
Neustroeva Milidora Izotovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, PEDAGOGICAL INSTITUTE NORTH EAST FEDERAL UNIVERSITY, YAKUTSK