УДК 371 ББК 74.00
Мамедова Альбина Ваидовна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра иностранных языков Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
г. Рязань Mamedova Albina Vaidovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of the Foreign Languages Ryazan State University named after S.A. Esenin
Ryazan
Коммуникативная компетентность будущего специалиста как педагогическая проблема: понятийный аппарат Communicative Competency of the Specialist-To-Be as a Pedagogical Problem:
Conceptual Notions
В статье рассматриваются понятия коммуникативной компетентности и взаимосвязанные с ней категории - коммуникация, общение, воздействие и взаимодействие в контексте философской, психолого-педагогической литературы. Понятие коммуникативной компетентности будущего специалиста определено как ценностное качество личности, со своей структурой, механизмами и средствами развития и формирования.
In this article the definitions of communicative competency and the categories related such as communication, intercourse, interaction, impact are distinguished in terms of philosophical, psychological and pedagogical issue. Communicative competency of the specialist-to-be is defined as the valued quality of personality, with its structure, means and techniques of development.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникация,
общение, взаимодействие, механизмы развития и формирования коммуникативной компетентности.
Key words: communicative competency, communication, intercourse,
interaction, techniques of development and formation of the communicative competency.
При рассмотрении проблемы развития и формирования коммуникативной компетентности в педагогике уточнялись определение «коммуникативной компетентности» и взаимосвязанные категории - «коммуникация», «общение», «воздействие» и «взаимодействие». Анализ философской, психологопедагогической литературы показывает, что понятия «коммуникация» и «общение» являются ключевыми для многих наук, однако, очень часто эти категории используются в различных значениях. Объясняется это тем, что
термины близки по содержанию, и тем, что термин «коммуникация» относительно новый, так как начал употребляться в научной литературе только в ХХ веке, несмотря на то, что еще философы, педагоги древности занимались проблемами, связанными с коммуникативной компетентностью.
Так, например, Аристотель создал схему общения, выделив три необходимых элемента: лицо, которое говорит; речь, которую это лицо произносит; лицо, которое эту речь слушает. Платон впервые назвал способы обмена информацией - речь и письменность, отдавая предпочтение первому, определив речь как «процесс общения с мудрыми». Плутарх считал коммуникативные качества в первую очередь необходимыми для государственного деятеля [9]. Он задавал одновременно особый тип общения, связанный с обращением к толпе, реагированием на реплику в споре: «Важнее всего, чтобы речь твоя перед народом была со тщанием обдумана и не пуста и ты был огражден от провала; как тебе известно, даже сам Перикл перед каждой своей речью просил у богов, чтобы с уст его не сорвалось не одного ненужного слова» [9, с.592]. Сократ (около 470-399 до н.э.) путем постановки наводящих вопросов применял метод отыскания истины, получивший название «метод сократической беседы», где нет учителя или учеников, нет противников, а судьей выступает старшинство мысли.
Изучая литературу, современные теоретические источники, исследования ученых по вопросу развития и формирования коммуникативной компетентности, мы пришли к выводу, что в словарях и справочноэнциклопедических изданиях понятие «коммуникативной компетентности» чаще всего отсутствует, а понятие «коммуникация» отождествляется в некоторых своих значениях с понятиями «общение» и «взаимодействие». Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова прилагательное «коммуникативный» рассматривается лишь как производное от «коммуникация» во втором значении, которое определятся, как сообщение, общение [8, с. 232].
В социальной психологии понятие «коммуникация» используется в двух значениях: 1) для характеристики структуры деловых и межличностных связей между моделями; 2) для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще.
В Российской педагогической энциклопедии термины «коммуникативная компетентность», «коммуникативный», «коммуникация» не представлены отдельными статьями, зато широко рассматривается понятие «общение», где коммуникация определятся как один из его аспектов, наряду с «социальной перцепцией» (восприятие и понимание человека человеком) и «интеракцией» (взаимодействие), а собственно коммуникация рассматривается как обмен информацией между людьми [13, с. 69].
В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова «коммуникация», «коммуникативность», «коммуникативный» не рассматриваются вообще, даже в статье, посвященной общению [11, с. 232]. Только в психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского мы находим определение «коммуникации» как «смысловой аспект социального взаимодействия» [12, с.168]. А понятие «взаимодействие» рассматривается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [12, с. 51]. Однако, такие явления как
коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность не рассматриваются вовсе.
Несмотря на это, почти ни один современный учебник педагогики, психологии, книги по педагогической психологии, социологии, социальной педагогики и многие другие пособия, учебно-методические разработки не обходятся без широкого применения этих понятий.
Некоторые авторы, начиная разговор об одном из явлений, подменяют его в процессе анализа другим, тем самым, отождествляя понятия коммуникация и общение, коммуникация и взаимодействие, взаимодействие и контакт. Так, например, Н.В. Казаринова определяет межличностную коммуникацию как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые имеют возможность осуществлять обратную связь. А понятие общение относит к деятельности, в результате которой возникает психологический контакт [5, с. 5].
Г. Буш в своей работе «Диалогика и творчество», ссылаясь на определение общения, данное А.А. Бодалевым, автором ряда работ о
межличностном общении как виде взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) не только субъектами, но и объектами, утверждает, что диалогическое взаимодействие, деятельность и общение людей характеризуются как субъект-субъектными, так и субъект-объектными отношениями [2; 3 и др.]. Из чего следует, что деятельность содержит элементы общения, а общение - элементы деятельности. Однако автор полагает, что деятельность не является видом общения, а общение не является видом деятельности [4, с. 137].
Одни считают, что общение является разновидностью коммуникации, что само по себе расширяет понятие коммуникации. Так В.Д. Ширшов, исследующий вопрос педагогической коммуникации, придерживается мнения, что коммуникация - понятие широкое и включает в себя общение живых существ, в том числе и людей [15, с. 79].
Другие, напротив, ссылаются на определение коммуникации, как акта общения, тем самым, сужая эту категорию, а структуру общения представляют в виде трех взаимосвязанных сторон, где коммуникация, вместе с интерактивной и перцептивной сторонами, является лишь частью общения, связанную с обменом информации, что само по себе отводит общению главенствующую роль по отношению к коммуникации [6, с. 6].
Общение не тождественно коммуникации. Содержание коммуникации -обмен информацией. Общение шире, включает коммуникацию. Общение имеет в виду связь между людьми, в результате которой осуществляется влияние одной личности на другую (взаимовлияние).
Исходя из определения коммуникации как акта общения, связи между двумя или более индивидами, основанной на взаимопонимании; сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц, можно сделать вывод, что коммуникация - это, прежде всего, обмен различной информацией (представлениями, мыслями, идеями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями, эмоциями, установками и т.д.).
Однако мы считаем, что человеческое общение не ограничивается простым процессом обмена информацией, как в случае с коммуникацией. В связи с тем, что в процессе общения существует обратная связь, то информация
не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, дополняется, отрицается, опровергается, корректируется и т.д.
И если рассматривать общение как систему взаимоотношений «субъект-субъект», то коммуникация представляет собой систему «субъект - объектных» отношений. В этом, на наш взгляд, главном отличии и раскрывается сущность этих двух понятий.
Общение существует только между людьми, человеком или группой лиц. А коммуникация подразумевает связь между системами живой и неживой природы, при которой происходит обмен информацией.
Однако, если при этом акте обмена информацией, в случае с коммуникацией речь идет только об односторонней связи - информация передается одной или другой стороной, и наоборот, то общение характеризуется обратной связью.
Коммуникацию представляют как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем, используя какой-нибудь канал или речь, или письменное сообщение, или другой способ связи отправляет его получателю. Коммуникация считается успешной, в случае если сообщение достигло получателя. Такую модель Н.В. Казаринова называет линейной. В случае же процесса общения
задействована интерактивная модель, демонстрирующая кругообразный характер процесса обмена информации, со сменой ролей (отправитель и получатель последовательно меняются местами) [5, с. 11].
Г.Г. Почепцов вводит понятие коммуникативного квадрата, которое отражает однотипно важную роль, как коммуникатора, так и получателя информации [10, с. 334-335]. Чем больший объем информации идет от получателя, тем успешнее результат. Подобного же правила нет со стороны коммуникатора, поскольку большой объем необязательно ведет к позитиву. Информация о получателе должна включать среди прочего его символы, его разрешенные, запрещенные темы. Коммуникатор также отвечает за управление коммуникативной ситуацией, чего нельзя сказать о получателе. Одной из центральных задач управления является определение начала / конца процесса: коммуникатор не должен дать возможность получателю ни отключиться от
процесса раньше времени, ни включиться позже, чем это требуется. В этом случае речь идет об управлении вниманием аудитории.
Подлинным субъектом в процессе общения человек становится тогда, когда он проявляет активность в свободной и самостоятельной коммуникативной деятельности.
В.Д. Ширшов под коммуникативной деятельностью подразумевает «взаимодействие живых существ между собой и их целенаправленные и активные действия с явлениями и предметами объективного мира на основе обмена информацией» [15, с. 82].
Мы в свою очередь под коммуникативной компетентностью понимаем такое качество личности, которое необходимо для успешного проведения коммуникативной деятельности, т.е. при обмене информации должно состояться эффективное взаимодействие участников коммуникативного процесса, которые в процессе общения выступают в роли субъектов и объектов одновременно.
Определяя коммуникативную компетентность, как ценностное качество личности педагога, мы исходили из положения И.Л. Федотенко, которая рассматривает среди приоритетных, такие личностные характеристики учителя, наличие которых обеспечивает практическую реализацию гуманистических подходов, устойчивость гуманистически центрированной профессиональной позиции личности учителя [14, с. 140].
Мы рассматриваем коммуникативную деятельность как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, в котором общение является и целью, и средством, и формой проведения данной деятельности. В связи с указанным выше тезисом, считаем целесообразным рассмотреть подробно компоненты общения, которые в свете нашего исследования выступают взаимосвязанными составляющими коммуникативной компетентности.
Психологи, социологи, педагоги выделяют три составляющих этого сложного феномена: обмен информацией, взаимодействие и восприятие друг
друга [1; 5; 6; 7]. А.В. Морозов называет их «тремя китами», на эффективности которых держится эффективность всего общения [7, с.10].
Обмен информацией как один из компонентов структуры коммуникативной компетентности еще называют коммуникативной стороной общения. При этом коммуникацию рассматривают в узком смысле слова.
«Коммуникация в узком смысле слова - это, прежде всего обмен различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. в процессе совместной деятельности людей.» [6, с. 8], «обмен информацией между общающимися» [1, с. 41].
Так как любая деятельность характеризуется наличием обратной связи, то влияние одного партнера на другого и наоборот представляет важную часть этого коммуникативного процесса. В этом и заключается интерактивная сторона общения, которая подразумевает организацию взаимодействия между общающимися индивидами, обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, эта сторона выступает вторым звеном в структуре коммуникативности.
Третья сторона - перцептивная - подразумевает способность видеть, что происходит в процессе коммуникативной деятельности, умение точно воспринять партнера по общению с целью познания друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.
Все эти термины, на наш взгляд, весьма условны. Каждая из выделяемых сторон в реальности не существует изолированно от других, а выделение их возможно для анализа, в частности, для уточнения и построения системы знаний, умений и навыков, необходимых для овладения каждой составляющей структуры коммуникативной компетентности.
В процессе коммуникативной деятельности должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание подразумевает: понимание целей, мотивов, установок партнера, а также принятие этих целей, мотивов, установок.
В этом процессе необходимо учитывать и свои собственные цели, мотивы, установки, уметь увидеть себя глазами собеседника. Для того, чтобы овладеть в полной мере перцептивными навыками, необходимо изучить себя.
Тезис древних философов: «Познай самого себя» является и поныне весьма актуальным для людей, намеривающихся овладеть секретами общения. Необходимо знать не просто какие-то свои личные качества, но знать и развивать те свои личные особенности, от которых зависят непосредственные контакты с другими людьми. Исследователями вопроса взаимопонимания достаточно широко рассмотрены механизмы этого процесса (идентификация и рефлексия). Рассматривая взаимопонимание как один из факторов успешного проведения коммуникативной деятельности, мы находим целесообразным рассмотреть механизмы взаимопонимания в качестве средств, способствующих развитию коммуникативной компетентности.
Таким образом, подытоживая вопрос о понятийном аппарате нашего исследования, следует выделить следующие ключевые моменты:
- под «коммуникацией» мы понимаем процесс обмена различной информацией: представлениями, мыслями, идеями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями, эмоциями, установками и т.д..
- понятие «общение» не ограничивается простым процессом обмена информацией, так как характеризуется наличием обратной связи, поэтому информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, дополняется, отрицается, опровергается, корректируется и т.д.
- «общение» рассматривается нами как система взаимоотношений «субъект-субъект», тогда как «коммуникация» представляет собой систему «субъект-объектных» отношений. Общение сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека;
- понятием «взаимодействие» раскрывается другая сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих участникам осуществить некоторую деятельность, при этом «воздействие», т.е. влияние одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения, выступает как одна из сторон этого
процесса, механизмами которого являются внушение, подражание, убеждение, заражение, идентификация.
- «коммуникативная компетентность» как качество личности
рассматривается нами как совокупность свойств, необходимых для успешного проведения коммуникативной деятельности; т.е. для осуществления
перцептивных, собственно-коммуникативных и коммуникативно-
операциональных действий. Средствами развития коммуникативной компетентности выступают вербальные - речевые и невербальные - пара- и экстралингвистические средства. Механизмами взаимопонимания, как одной из сторон коммуникативной компетентности служат: идентификация -
уподобление, эмпатия - прочувствование, рефлексия - осознание восприятия, а методами взаимодействия - внушение - психограмирование, убеждение партнеров, подражание - воспроизведение аналогов, заражение.
Библиографический список
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник. - М.: Аспект Пресс, 1996.
- 376с.
2. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200с.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328с.
4. Буш, Г. Диалогика и творчество [Текст] - Р.: Авотс, 1985.- 318с.
5. Казаринова, Н.В. Межличностное общение [Текст]: конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000г. - 64с.
6. Михайлов, Л.А. Введение в психологию общения. (Невербальные средства общения) : учебное пособие [Текст]/ Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, В.А. Губин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 106с.
7. Морозов, А.В. Психология влияния [Текст] - Спб.: Питер, 2001. - 512с.
8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Текст] - М.: Русский язык, 1988. - 750с.
9. Плутарх. Наставления о государственных делах [Текст]// Плутарх. Сочинения. -М.: Художественная литература, 1983. - 703с.
10. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. [Текст] М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. - 352с.
11. Психологический словарь [Текст] / ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 440с.
12. Психология: Словарь [Текст] / ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
13. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. [Текст]. Т.2. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999.- 672с.
14. Федотенко, И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе. [Текст]:Монография - Тула: Изд-во «Гриф и К.», 1998. - 301с.
15. Ширшов, В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» [Текст] // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Вып. 1. - Екатеринбург. - 1995. - С.78-87.
Bibliography
1. Andreeva, G.M. Social Psychology [Text]: Textbook - M.: Aspect Press, 1996 - 376 p.
2. Bodalev, A. A. Perception and Appreciation of an Individual by an Individual [Text]: Publishing House of MSU, 1982. - 200 p.
3. Bodalev, A.A Personality and Intercourse [Text]. - M.: International Pedagogical Academy, 1995. - 328 p.
4. Bush, G. Diology and Creativity [Text]. - R.: Avots, 1985. - 318p .
5. Kazarinova, N.V. Personal Interaction ^xt]: Texts of Lectures. - SPb.: VA. Mikhailov’s Publishing House, 2000. - 64 p.
6. Mikhailov, LA. Introduction into Psychology of Communication (Non-Verbal Means of Communication) [Text]: Study Guide / LA. Mikhailov, V.P. Solomin, V.A. Gubin. - SPb.: Publishing House of the RSPU n.a. А.I. №rzen, 1999. - 106 p.
7. Morozov, A.V. The Psychology of Influence ^xt] - SPb.: Petersburg, 2001. - 512 p.
8. Ozhegov, S.I. The Dictionary of the Russian Language [Text]. - M.: 1988. - 750 p.
9. Phedotenko, I.L. The Formation of Professional Value Orientations of the Teacher-To-Be During the Process of Teachers’ Training in Higher Educational Establishment ^xt]: Monograph.
- Tula: «Greef&K.» Publishing House, 1998. - 301 p.
10. Plutarch. Moralia on the Government Matters ^xt] // Plutarch. Collected Works. - М.: Fiction, 1983. - 703 p.
11. Pocheptsov, G.G. Communicative Technology of the 20th Century ^xt]. - М.: Refl-book, K: Vakler, 2000. - 352 p.
12. Psychological Dictionary [Text] / Under the Edit. of V.P. Zinchenko, B.G.Meshcheryakov. - М.: Pedagogis - Press, 1999. - 440 p.
13. Psychology: Dictionary [Text] / Under the Edit. of А.V. Petrovski, M.G. Yaroshevski. -М.: Politizdat, 1990. - 494 p.
14. Russian Pedagogical Encyclopedia. Collected Works in 2 Volumes ^xt]. Volume 2. -М.: Great Russian Encyclopedia, 1999.- 672 p.
15. Shirshov, V.D. The Essence and the Structure of «Pedagogical Communication» Category ^xt] // Conceptual Notions of Pedagogics and Education: The Collection of Scientific Works / Under the Edit of Е.V Tkachenko. - V.1. - Yekaterinburg. - 1995. - P.78-87.