ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
Коммерциализация результатов фундаментальных научных исследований (опыт Российского фонда фундаментальных исследований)1
И. П. Тихонов,
к. т. н., с. н. с., начальник отдела Российского фонда фундаментальных исследований
Е. Ю. Хрусталев,
д. э. н., профессор, ведущий научный сотрудник Центрального экономикоматематического института РАН
Э. Н. Яковлев,
д. э. н., профессор, директор Экспертноаналитического центра
В статье предложены модели партнерства и сотрудничества РФФИ для поддержки и коммерциализации фундаментальных научных исследований, рассмотрены цели и критерии конкурсной поддержки проектов с учетом приоритетов научных исследований, изложены результаты анализа заявок и экспертизы итоговых отчетов по завершенным в 2007г. проектам конкурса ориентированных фундаментальных исследований.
Введение
Одним из главных механизмов реструктуризации экономики России, ее модернизации и устойчивого подъема должна стать национальная инновационная система, поскольку именно этот механизм создает необходимые условия и предпосылки для перехода экономики к ее новому технологическому укладу, обеспечивающему инновационный тип экономического роста [1, 2].
1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 07-06-00213-а).
The article considers the partnership and cooperation models for RFBR aimed at support and commercialization of fundamental scientific researches, it considers also purposes and criteria for realization of the competitive support of the projects, taking into account the priority of scientific researches. The article provides the results ofthe applications analysis andfinal reports examination concerning the projects completed in 2007 in the competition ofthe focused basic researches.
Повышенное внимание к проблеме развития наукоемкого производственного сектора обусловлено новым типом интенсивного экономического роста, активно формирующимся в настоящее время в мировом хозяйстве [3]. Он имеет в своей основе систему наращивания знаний и воплощения их в инновации, а также механизмы расширенного воспроизводства и капитализации инноваций. Эффективность этих механизмов определяет инновационную способность экономики, т. е. способность создавать и осуществлять диффузию новшеств в хозяйственной среде.
10
Проблемы и опыт
Переход к инновационному типу роста является всемирным, т. е. глобальным процессом, и он влияет на формирование потенциала роста в России, на его качество, устойчивость и возможность ускорения, поскольку наша страна поставила целью встраивать свою экономику в мирохозяйственные связи не только на сырьевом, но и на высоком научно-техническом уровне. Этой сверхзадачей должно определяться и качество роста: необходимые решения должны быть направлены на ускоренное развитие наукоемких отраслей.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы значительные усилия, использование лучших научных достижений фундаментальной науки в различных областях экономики России остается недостаточно эффективным. Все большее число ученых и отраслевых специалистов приходят к выводу, что без изменения всей системы отбора и реализации приоритетов государственного финансирования НИОКР, формирования новой системы экономических и финансовых стимулов научно-технической деятельности существенных сдвигов добиться не удастся. Перевод экономики на инновационный путь развития в условиях резкого возрастания числа хозяйствующих субъектов, использующих негосударственную форму собственности, должен предполагать государственное стимулирование их привлечения к участию в научно-инновационных процессах. Государство должно активно формировать, регулировать и поддерживать наиболее эффективные механизмы возникновения, распространения и использования инноваций в экономике, их коммерциализации [4].
В новой системе во главу угла должны быть поставлены фундаментальные исследования (ФИ), где, собственно, начинается инновационный процесс и от которых главным образом зависит его успешное развитие. Организации, финансирующие научные исследования (Российская академия наук; академии, имеющие государственный статус; государственные фонды поддержки научных исследований) разрабатывают специальные схемы и модели управления научно-техническим прогрессом применительно к условиям переходной экономики России. Свой вклад в этот процесс вносит и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
Конкурсная деятельность РФФИ и инновационный процесс
В РФФИ хорошо видны разрыв между накапливаемым объемом научно-технической информации, формируемой в виде компьютерных баз данных и содержащей результаты ФИ, которые имеют потенциал коммерциализации, и способностью (а зачастую неспособностью) российской экономики воспринимать эти результаты. Это предопределяет стремление к поиску эффективных путей, направленных на выявление и поддержку наиболее перспективных результатов ФИ на самых ранних этапах инновационного процесса [5, 6].
Главная задача РФФИ, определенная его Уставом, заключается в рассмотрении и поддержке инициативных проектов ФИ, поступающих от неболь-
ших коллективов ученых. Оценка этих проектов производится экспертами Фонда, исходя из соответствия проводимых исследований мировому уровню, новизны представленных идей, сущности выдвинутых гипотез и т. д. Однако современные требования инновационного развития экономики страны выдвигают на первый план новый приоритет для научных организаций, производящих новые фундаментальные знания о процессах развития природы, общества, человека. Таким приоритетом, способствующим экономическому, социальному и духовному возрождению страны, является перспективный научный результат — основа для создания прорывных технологий, новых материалов, оборудования и услуг.
ФИ, в ходе которых получены такие перспективные результаты, получили название ориентированные фундаментальные исследования (ОФИ). Именно с поддержкой этих исследований РФФИ, имеющий обширную базу данных, содержащую многие десятки тысяч результатов фундаментальных проектов, может внести реальный вклад в развитие российской научно-технической и инновационной сферы. Конкретным воплощением этого вклада явились новые конкурсы РФФИ, которые сокращенно называют конкурсами ОФИ. Главная их задача — продолжить на конкурсной основе финансирование наиболее перспективных результатов ФИ до такой степени их научной проработки, когда становится реальным вовлечение (уже без участия РФФИ) этих результатов в хозяйственный оборот. Таким образом, конкурсы ОФИ являются одним из начальных этапов продвижения фундаментальных научных результатов, в ходе работы над которыми обнаружены возможности их использования в инновационном процессе, на рынок наукоемкой продукции [7].
К концу 2007 г. проведено четыре таких конкурса, два из которых завершены и поэтому сейчас имеется возможность дать оценку выбранного в РФФИ метода продвижения перспективных результатов ФИ в направлении их использования в практической сфере. Такая оценка, прежде всего, должна основываться на экспертизе результатов проектов конкурса ОФИ. Для анализа результатов первого конкурса «ОФИ-2004» (2004-2006 гг.) были выбраны следующие показатели, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Оценочные показатели качества результатов фундаментальных исследований
Показатели качества результатов проекта Градации показателей качества
Научный уровень результатов проекта Превосходит уровень имеющихся решений Находится на уровне имеющихся решений
Патентоспособность полученных результатов Имеются охраноспособные результаты Патентование нецелесообразно
Перспективы использования результатов Результаты уже используются Идет подготовка к использованию результатов
Уровень взаимодействия с организациями, где предполагается использовать результаты Имеются договора о взаимодействии Взаимоотношения документально не оформлены, взаимодействие слабое
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
Таблица 2
Основные характеристики результатов конкурса «ОФИ-2004»
Научные направления Научный уровень Использование Использование Взаимодействие
Выше существующего уровня На существующем уровне Имеются охраноспособные результаты Нецелесо- образно Исполь- зуются Идет подготовка Имеется Слабое (нет)
Математика Механика Информатика 52% 48% 62% 38% 23% 77% 48% 52%
Физика 55% 45% 82% 18% 24% 76% 60% 40%
Химия 45% 55% 90% 10% 11% 81% 8% — перспективы неясны 55% 45%
Биология 63% 37% 81% 19% 21% 79% 29% 71%
Науки о Земле 42% 58% 75% 25% 36% 64% 43% 57%
Науки о человеке 75% 25% 100% 0% 50% 50% 75% 25%
Информационные, вычислительные, телекоммуникационные ресурсы 57% 43% 79% 21% 21% 71% 8% — перспективы неясны 28% 72%
В целом по конкурсу 53% 47% 79% 21% 19% 70% 10% — перспективы неясны 47% 53%
Результаты анализа экспертизы итоговых отчетов конкурса РФФИ «ОФИ-2004» представлены в табл. 2. Приведенные в ней данные дают основание для общей оценки результатов конкурса «ОФИ-2004» с позиции экспертов. Прежде всего, следует отметить достаточно высокий научный уровень и весьма высокую патентоспособность результатов проектов этого конкурса (около 80%). Учитывая специфику проектов ОФИ, по существу начинающих инновационный цикл, можно считать приемлемым уровень использования их результатов (~20% — уже используются, 70% — готовятся к использованию). Конечно, из всех рассматриваемых характеристик результатов конкурса оставляет желать лучшего «Уровень взаимодействия с организациями, где предполагается использовать результаты», пока он не достаточно высок (менее 50%).
Конкурсы ОФИ приобрели широкую популярность в научных кругах страны. Этот факт, а также данные анализа экспертизы первых конкурсов ОФИ подтверждают правильность выбранного РФФИ курса на поддержку использования перспективных результатов ФИ, как и перспективность собственно ориентированных фундаментальных проектов, где имеется возможность наряду с проведением фундаментальных исследований делать первые шаги по продвижению полученных результатов в практическую область.
Целевые фундаментальные исследования
Вместе с тем интересы возрождающейся российской экономики выдвигают на первый план задачу повышения вклада фундаментальной науки в практическую сферу. Для ее успешного решения в период 2004-2007 гг. в РФФИ были продолжены поиски новых эффективных путей использования результатов ФИ. Были разработаны и опробованы новые модели, в которых акцент делался на взаимодействие с
федеральными агентствами и ведомствами. Дело в том, что многие федеральные агентства в соответствии с Бюджетным кодексом не имеют статьи расходов «Фундаментальные исследования», так что координированная работа РФФИ и ведомств весьма важна для решения крупных целевых задач, стоящих перед ними. Поэтому новые конкурсы РФФИ необходимо было направить на выявление возможностей использования результатов ФИ как для решения фундаментальных задач, поставленных федеральными агентствами и ведомствами в рамках решения ими научных проблем, сформулированных в соответствующих целевых программах, так и для создания основ будущих новых перспективных технологий, материалов, оборудования, услуг, способствующих расширению перечня существующих критических технологий [8].
В соответствии с этим на основании соглашений, заключенных между РФФИ и ведомствами (Росп-ром, Росатом) в 2005 г. был впервые проведен конкурс, содействующий выполнению стоящими перед ними задач. Так по Соглашению с Роспромом в конкурсе, получившим сокращенное название ОФИ-П, решались задачи, связанные с выполнением федеральных целевых программ «Национальная технологическая база» и «Развитие авиационной техники России до 2015 г.».
Для участия в конкурсе ОФИ-П было подано 327 заявок, из которых поддержаны 76 (23%). Тематика поддержанных проектов охватывала такие приоритетные направления развития науки и техники, как: и безопасность и противодействие терроризму; и индустрия наносистем и материалы; и информационно-телекоммуникационные системы; и энергетика и энергосбережение; и рациональное природопользование, и была направлена на развитие более 30 критических технологий. Общая стоимость поддержанных заявок по конкурсу ОФИ-П составила 53 млн руб.
Рис. 1. Распределение поданных заявок по ведомствам исполнителей
(при этом примерно такая же сумма выделена на второй год выполнения проектов). Размер среднего гранта по конкурсу составил 740 тыс. руб. в год.
На рис. 1 и рис. 2 показано распределение по ведомствам исполнителей поданных и поддержанных проектов конкурса ОФИ-П. Следует отметить широкий круг участников конкурса ОФИ-П и преобладающую роль РАН (более 30%) и Минобрнауки (более 25%). При этом также важно обратить внимание на активное участие представителей научных организаций промышленности. Так, из 75 поданных от них заявок 38 (50%) были поддержаны.
Данные, приведенные на рис. 3, подтверждают активность участия организаций Роспрома в конкурсе ОФИ-П.
Немаловажно отметить активное участие научнотехнических предприятий Роспрома в конкурсе. Так, 28 предприятий Роспрома были определены победителями по 38 проектам ОФИ-П общей стоимостью 26,5 млн руб.
Представляет интерес, на развитие каких критических технологий направлены проекты конкурса ОФИ-П. Далее в табл. 3 приведено соответствующее распределение.
Новые направления и темы исследований конкурса ОФИ-П. Приведем несколько примеров, показывающих как фундаментальные исследования, поддержанные в конкурсе ОФИ-П, становятся научной основой для развития цепочки «Фундаментальные исследования — базовые технологии — наукоемкая продукция».
Так, проект «Теоретическое обоснование и исследование возможностей радиолокационного обнаружения малозаметных и малоподвижных объектов за радиопрозрачными препятствиями» соответствует приоритетному направлению развития науки и техники «Информационно-телекоммуникационные системы», способствует развитию таких критических технологий как:
и технологии высокоточной навигации и управления движением; и базовые и критические военные и специальные технологии.
Проект предусматривает исследования и разработку методов и алгоритмов пространственно-временной и адаптивной обработки сигналов в пространственно многоканальных и многочастотных сверхши-рокополосных радиолокационных системах для обнаружения объектов в условиях нестационарного канала распространения радиоволн между целью и радиолокатором, а также отражений от местных предметов и земной поверхности.
Предполагаемые результаты исследований позволят разработать технологию создания многочастотных сверхширокополосных радиолокационных систем обнаружения неподвижных и малоподвижных объектов (в том числе людей), расположенных на открытой или горно-лесистой местности, а также за радиопрозрачными препятствиями.
Рис. 2. Распределение поддержанных проектов по ведомствам исполнителей
Рис 3. Распределение поданных и поддержанных заявок по управлениям Роспрома
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007
Распределение поддержанных заявок по критическим технологиям
Таблица 3
№пп Наименование критической технологии Количество поддержанных заявок
1. Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений И (8,0%)
7. Высокопроизводительные вычислительные системы 5 (3,6%)
8. Генодиагностика и генотерапия 1 (0,8%)
10. Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (САГ8-, САБ-САМ-, САЕ-технологии) 1 (0,8%)
И. Информационно-телекоммуникационные системы 18(13,3%)
12. Искусственный интеллект 2(1,5%)
15. Компьютерное моделирование 8(5,9%)
16. Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии 9 (6,7%)
17. Материалы для микро- и наноэлектроники 4(2,9%)
19. Металлы и сплавы со специальными свойствами 3(2,2%)
21. Микросистемная техника 1 (0,8%)
22. Мониторинг окружающей среды 3(2,2%)
23. Нетрадиционные возобновляемые экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования 1 (0,8%)
24. Обезвреживание техногенных сред 1 (0,8%)
25. Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом 1 (0,8%)
26. Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь 15(11,0%)
30. Полимеры и композиты 3(2,2%)
31. Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля 3(2,2%)
32. Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов 2(1,5%)
36. Распознавание образов и анализ изображений 2(1,5%)
37. Синтез лекарственных средств и пищевых добавок 1 (0,8%)
38. Синтетические сверхтвердые материалы 1 (0,8%)
39. Системы жизнеобеспечения и защиты человека 3(2,2%)
40. Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф 2(1,5%)
42. Технологии биоинженерии 2(1,5%)
43. Технологии высокоточной навигации и управления движением 9 (6,7%)
48. Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств и ресурсов Мирового океана 1 (0,8%)
49. Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт 1 (0,8%)
50. Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров 6(4,3%)
51. Энергосбережение 2(1,5%)
52. Базовые и критические военные и специальные технологии 13 (9,6%)
Итого 135 (100%)
Пр имечание. Один и тот же проект может быть направлен на развитие нескольких технологий
Указанная технология относится к базовой технологии вычислительных, информационных систем и телекоммуникаций. Разработка данной технологии позволит создавать ряд перспективных многочастотных сверхширокополосных радиолокационных систем малой дальности с высоким разрешением координат для нужд управлении воздушным движением (РЛС обзора летного поля аэродромов, посадочные РЛС), подразделений МЧС, МВД, антитеррористи-ческих подразделений, а также государственных таможенных и пограничных служб.
Другой пример. Проект «Разработка методов получения объемных кристаллов GaN (нитрат галлия) и AlGaN (нитридные сверхрешетки) для использования в СВЧ-электронике и оптоэлектронике» направлен на решение задачи, сформулированной в Федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг. — раздел II «Электронная компонентная база», п. 32 «Разработка технологии изготовления современных гетероструктур, широкозонных полупроводниковых соединений и новых диэлектрических материалов для приборов и МИС СВЧ-техники».
Проект направлен на разработку перспективной элементной базы СВЧ-микроэлектроники и оптоэ-
лектроники, в частности, сверхмощных быстродействующих высокотемпературных полевых транзисторов, а также инжекционных лазеров, светодиодов и фотоприемников УФ диапазона спектра.
Задачей проводимого исследования являлась разработка методов выращивания толстых слоев (ква-зиобъемных монокристаллов) нитрида галлия с плотностью дислокаций менее 106 см 2 и концентрацией остаточных доноров менее 1015 см-3 (в том числе высокоомных), а также квазиобъемных монокристаллов твердых растворов AlGaN с мольной долей алюминия выше х = 0,4. Эти методы должны обеспечивать получение квазиобъемных монокристаллов в виде подложек, пригодных для проведения процессов эпитаксиального наращивания на современном стандартном оборудовании.
Заключение
Проводя конкурсы ориентированных фундаментальных исследований, Российский фонд фундаментальных исследований совместно с целостной экспертной системой, построенной с участием сотрудников Российской академии наук, последовательно участву-
ет в формировании непрерывного инновационного процесса (генерация знаний — трансформация знаний в опытные разработки — коммерциализация технологий). На всех стадиях цикла генерации знаний используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющих обеспечить принятие совместных решений представителями государства и научного сообщества. Для достижения этой цели Фонд сформулировал и осуществляет партнерские отношения с федеральными агентствами и ведомствами. Проведение таких конкурсов и анализ результатов позволяет начать выявление новых приоритетных научных направлений, важных для построения в России экономики, основанной на знаниях, развития инструментария и статистической базы научно-технического прогнозирования.
Подведение итогов конкурса ОФИ-П (2005 г.) и анализ полученных результатов свидетельствует о том, что первый опыт Фонда по поддержке ориентированных фундаментальных исследований, нацеленных на решение задач отраслевого ведомства, следует считать удачным. По отзывам специалистов Росп-рома получен ряд интересных и перспективных для дальнейшего развития результатов. В настоящее время продолжается работа по улучшению взаимодействия РФФИ и ведомств в конкурсах ОФИ, получивших название конкурсы целевых фундаменталь-
ных исследований. Круг ведомств существенно расширился. Так, в Конкурсе ОФИ-Ц (2007 г.) приняли участие: Роспром, Росатом, Роскосмос, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Федеральное агентство по техническому и экспортному контролю, Рос-комгидромет, Российская академия архитектуры и строительства, Ростехрегулирование.
Литература
1. О. Г. Голиченко. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
2. В. В. Иванов. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития//Инновации, № 4, 2002.
3. К. А. Багриновский, М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев. Механизмы технологического развития экономики России. М.: Наука, 2003.
4. М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев. Основы государственной политики инновационного развития российской экономики/ /Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, № 3, 2006.
5. Е. Р. Рудцкая, Е. Ю. Хрусталев, С. А. Цыганов. Конкурсное стимулирование инновационного развития экономики (российский опыт). М.: ЦЭМИ РАН, 2007.
6. И. П. Тихонов, Е. Ю. Хрусталев. Эффективный механизм использования результатов фундаментальной науки в инновационном процессе//Экономическая наука современной России, № 3, 2006.
7. В. А.Минин, С. А. Цыганов. Об опыте РФФИ в организации ориентированных фундаментальных исследований как важного элемента инновационного цикла//Вестник РФФИ, № 2, 2006.
8. И. П. Тихонов, Е. Ю. Хрусталев. Вклад Российского фонда фундаментальных исследований в инновационное развитие экономики России//Концепции, № 2, 2007.