УДК 338.28
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОДДЕРЖКИ НАУКИ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ И ПРИКЛАДНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ *
С. А. ЦЫГАНОВ,
доктор физико-математических наук, профессор, начальник управления Российского фонда фундаментальных исследований E-mail: tsyganov@rfbr. ru. Е. Ю. ХРУСТАЛЕВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru
Центральный экономико-математический институт РАН
Е. Р. РУДЦКАЯ,
кандидат технических наук,
начальник отдела Российского фонда
фундаментальных исследований
E-mail: rer@rfbr. ru
В статье рассмотрены проблемы конкурсного финансирования научных исследований с участием Российского фонда фундаментальных исследований. Предлагаемый метод стратегического управления базируется на опыте Организации экономического сотрудничества и развития. Отмечено, что важно проводить концентрацию ограниченных средств государственного бюджета на важнейших направлениях развития фундаментальных и прикладных исследований, участвовать в разработке проектов и грантов для развития инновационной деятельности.
Ключевые слова: фундаментальные и прикладные исследования, форсайт, дорожная карта, технологическая платформа, инновационные преобразования, коммерциализация знания, оценка эффективности, стратегическое управление, финансирование науки.
Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3,5 тыс. организаций (в 2008 г. — 3 666 организаций), в которых работают
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 10-02-00188-а).
более 750 тыс. чел., примерно половина из которых — исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки в последние годы (до кризиса 2008 г.) росли в абсолютном выражении, но при этом по отношению к ВВП они составляют чуть более 1 % (в 2008 г. — 1,04 %).
Структура сектора относительно стабильна: основная часть науки по-прежнему сосредоточена в специализированных научно-исследовательских организациях (в том числе чуть более 20 % в организациях государственных академий наук) и конструкторских организациях (более 20 %).
Глобально конкурентоспособный и динамично развивающийся сектор генерации знаний является фундаментом инновационной экономики, одним из важнейших источников информации для инновационных решений во всех областях экономики. Важен не только и не столько размер этого сектора, сколько его качество и эффективность функционирования.
Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, она должна быть спо-
собна проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям.
В 2005 г. были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., в 2006 г. была принята Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия для развития сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.
В настоящее время широко обсуждаются Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу (далее — Основы), которые должны стать документом стратегического планирования в Российской Федерации [1]. Основы определяют стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области развития в России науки и технологий и основные направления деятельности государства по их поэтапному решению
Среди основных проблем государственного сектора науки (в том числе и академического сектора науки) можно выделить:
• множественность субъектов науки в сочетании с ограниченностью бюджетных ресурсов;
• отсутствие реальных приоритетов в политике бюджетного финансирования;
• внутреннюю и внешнюю утечку кадров и недостаток молодых кадров в научно-технической сфере;
• преимущественно сметное финансирование фундаментальных исследований;
• низкую капитализацию и патентную активность научных организаций;
• разрывы в инновационной цепочке;
• отсутствие достаточной взаимосвязи между образовательной и научной деятельностью;
• распыленность по различным федеральным ведомствам ресурсов федерального бюджета на научные исследования и внедрение новых технологий.
Анализ фактически сложившихся тенденций показывает, что в последние 10—15 лет во всех
развитых странах произошла перестройка дисциплинарной структуры науки, снизился удельный вес технических знаний, возросла доля комплекса «наук о жизни»: биологии, генетики, всех отраслей медицины, а также биохимии, биофизики, т. е. междисциплинарных исследований, создавших принципиально новые области применения.
Особенно важной становится переориентация всех перечисленных дисциплин в интересах здравоохранения, что требует своевременной корректировки разрабатываемой национальной инновационной системы.
Мировой экономический кризис 2008—2009 гг. осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.
Существующий уровень управления и планирования научной деятельности носит фрагментарный характер, не вполне адекватен сложности управляемого объекта и поэтому недостаточно эффективен. Во многом это объясняется несовершенством прогнозирования и определения основных направлений научных исследований, недостаточным применением методов системного и комплексного подходов. Решение этих и других проблем, оказывающих влияние на качество планирования, создаст основу для повышения эффективности управления научно-исследовательскими работами.
Проблемы регулирования и координации научной деятельности обусловлены сложностью ее организации. В научных организациях постоянно апробируются различные способы совершенствования этих видов деятельности. Развитие исследований постоянно выдвигает требование дальнейшего совершенствования координации, мотивации и контроля на всех уровнях управления. Не меньшую значимость имеет сложность научно-исследовательской деятельности и разветвленность системы связей различных уровней: между научными организациями академической и вузовской науки, между научными организациями и организациями, заинтересованными в результатах научных исследований и завершающих инновационную цепочку, т. е. производящих продукцию и реализующих ее на рынке.
Основными задачами организаторов научно-исследовательской деятельности в условиях нестабильного финансирования научных исследований являются поиск и создание механизма концент-
рации ограниченных средств государственного бюджета на важнейших направлениях развития фундаментальных и прикладных исследований: активное участие в разработке системы конкурсов программ, проектов, грантов для дальнейшего развития инновационной деятельности.
Переход к новому типу механизма управления научно-техническим развитием возможен лишь при условии коренных преобразований, формирующих новую организационно-экономическую среду, благоприятную для ускоренного создания нововведений и их восприятия производством и рынком.
При анализе сложившейся системы управления наукой определилась необходимость в стратегическом планировании инновационной деятельности, направленной на реализацию инноваций, полученных в результате фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ и научно-технической деятельности.
Среди факторов, способствующих решению этих задач, важную роль играет стратегическое планирование инноваций. Существует множество определений стратегии, которые можно свести к одному — к установленной на достаточно длительный период времени совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, что укрепляет ее позиции на рынке и повышает способность к выживанию в конкретной ситуации.
Особенностью стратегического менеджмента является его ориентация на будущее, а следовательно, необходимо прогнозировать, к чему стремиться, какие цели ставить. Наряду с анализом внутренней среды необходим мониторинг внешней среды, чтобы определять пути развития в будущем.
Таким образом, стратегический менеджмент — это комплексная система управления, основанная на прогнозировании окружающей среды и выработке способов адаптации организации к ее изменениям.
Стратегическое планирование — это определение основных путей развития научной организации на длительный период времени, оно ориентировано на долгосрочную перспективу, ее цели отражают общие задачи организации, оно мобилизует ресурсы организации и направляет их на достижение поставленных целей.
Решения директивных органов в 2010— 2011 гг., которые определяют мероприятия по
совершенствованию работы государственных фондов поддержки науки. Среди принятых в последнее время решений директивных органов, определяющих конкретные пути совершенствования работы государственных фондов поддержки науки, наиболее важными являются следующие:
1) Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N° 83-Ф3). На основании Закона N° 83-ФЗ предполагается функционирование Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в качестве бюджетного учреждения. Положения Закона № 83-ФЗ в части, касающейся функционирования РФФИ как бюджетной организации (ст. 9.1, 9.2 и др.) заложены в проект Устава РФФИ. Законом № 83-ФЗ установлен переходной период с 01.01.2011 до 01.01.2012 для регулирования правового положения государственных учреждений;
2) протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 20.12.2010 № 7 (п. 1. «О результативности деятельности Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере») [3].
Решением Правительственной комиссии предлагается обеспечить повышение прозрачности работы фондов, предусмотрев в том числе:
— организацию системы оказания практической помощи заявителям при формировании заявок;
— открытое обсуждение экспертных процедур и, по результатам такого обсуждения, обеспечение принятия фондами решений о совершенствовании процедур экспертизы;
— ознакомление заявителей с результатами проведенной экспертизы;
— принятие решения об опубликовании на интернет-сайтах фондов обзорной информации о поступивших заявках, аннотированных заявок победителей, отчетов о реализации проектов, включающих публикации и иные достигнутые результаты;
— организацию независимого выборочного контроля за качеством экспертных заключений;
— создание системы мониторинга использования результатов проектов, профинансированных фондами;
3) Федеральный закон от 20.07.2011 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и ст. 251 ч. IIНалогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности» [2]. Этот документ направлен на упорядочение системы фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Отныне они подразделяются на государственные фонды, создаваемые в форме бюджетных или автономных учреждений РФ и (или) субъектами РФ, и негосударственные фонды, создаваемые в форме некоммерческих организаций юридическими и (или) физическими лицами.
При этом определяются организационная структура государственных фондов, порядок проведения ими конкурсов по отбору программ и проектов. С учетом вносимых в закон изменений корректируются положения Налогового кодекса РФ в части, касающейся вопросов предоставления таким фондам налоговых льгот.
Председатель Совета РФФИ академик Владислав Панченко в интервью Российской газете подчеркнул: «Крайне важно, что теперь фонды обрели юридическую категорию, а их руководство назначается Правительством РФ. Впервые сказано, что фонды могут выдавать гранты не только юридическим, но и физическим лицам. Закон дает возможность долевого участия фонда в международных и межотраслевых научно-технических программах»;
4) Обзор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по инновационной политике [2]. Этот документ сыграл боьшое значение для определения инновационной политики Российской Федерации. Он был выполнен по методике ОЭСР и представлен 06.06.2011 в Институте мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН).
Легитимные основы работы РФФИ. Легитимной основой работы РФФИ как государственного фонда поддержки науки является открытый публичный конкурс: институт обязательственного права, разновидность односторонней сделки, совершенной под условием: «Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выпла-
тить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем» (ч. 1ст. 1057 ГК РФ).
Проведение открытых публичных конкурсов — это основная уставная деятельность РФФИ. При этом требует пересмотра ряд ранее принятых нормативных актов, серьезно осложняющих управление научной деятельностью. К таким документам относятся нормы организации проведения конкурсов, запросов котировок и аукционов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N° 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 26.06.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 2009 г. № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Указанные нормативные акты справедливо подергаются критике научным сообществом.
Для РФФИ определенные нормативно-правовые трудности возникают при попытках организовать софинансирование фундаментальных исследований двумя или более организациями, которые применяют две разные (упомянутые ранее) схемы организации конкурсной поддержки. Это существенно осложняет создание инновационной цепочки при использовании результатов фундаментальных исследований.
Еще большие осложнения в работе фондов вызывает известное положение Бюджетного кодекса РФ, изложенное в ст. 38-1 БК РФ в форме принципа подведомственности расходов бюджета (ст. 38.1 введена Федеральным законом от 26.04.2007 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»), который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.
Российский фонд фундаментальных исследований, являясь представителем государства, обеспечивает целевую, адресную поддержку передовых групп ученых вне зависимости от того, к какому ведомству они относятся. Отмеченное положение БК РФ неоднократно обсуждалось в Государственной Думе РФ, однако до настоящего времени это противоречие не устранено.
Основные принципы планирования научной деятельности и механизмы повышения эффективности планирования научно-исследовательских работ. Среди современных методов организации и планирования научных исследований в настоящее время особо отмечают следующие:
• форсайт (предвидение) — это система методов экспертной оценки стратегических перспектив инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе;
• дорожная карта — это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта: отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании;
• технологические платформы — это разработанные совместными усилиями представителей бизнеса, науки и государства тематические направления, в рамках которых сформулированы или будут сформулированы приоритеты долгосрочного научно-технологического развития, разработаны стратегические программы исследований и разработок и их реализации;
• федеральные целевые программы — это сумма мероприятий, процедур и регламентов, с помощью которых государство осуществляет научно-техническую политику, размещая государственные заказы на исследования и разработки в тех направлениях науки и технологии, которые признаны приоритетными. Форсайт (Foresight) означает «взгляд в будущее», «предвидение». Это понятие расширяет рамки традиционного прогнозирования: прогнозы обычно составляются отдельными учеными на основании различных методик, начиная с простой
экстраполяции и заканчивая сложнейшими экономико-математическими моделями. Форсайт же, вобрав в себя все лучшее из методов и практики прогнозирования, отличается тем, что в нем, помимо ученых, участвуют и другие заинтересованные стороны: представители органов управления, бизнеса и общественности (т. е. власть, производители и потребители товаров и услуг).
Форсайт — это непрерывный процесс, включающий описание возможных горизонтов, выбор предпочтительных целей и проработку путей их достижения. При этом общие представления о будущем страны могут детализироваться на уровне регионов, отраслей, возникающих рынков, для которых строятся «дорожные карты», описывающие перспективные цепочки создания стоимости.
Если традиционное прогнозирование основывается (как правило) на анализе какого-либо одного сегмента инновационного цикла, то форсайт делает предметом анализа полный цикл обращения технологии: от замысла до утилизации и реинвестирования средств. Форсайт жизненно важен для лидерства в инновациях, причем не только на национальном уровне, но и для регионов, отраслей, корпораций.
Сознавая необходимость в достаточно быстром формировании нового подхода к научно-технической и инновационной политике, в начале 2007 г. Министерством образования и науки РФ была инициирована масштабная работа по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г. на основе форсайта. Цели, задачи и принципы научно-технологического форсайта в России сформулированы в Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г.» (далее — КДП).
В соответствии с КДП основной целью долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 г. является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, позиционирование страны в системе международной научной и технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы.
Дорожные карты. Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое — настоящее — будущее». Дорожные карты
Рис. 1. Диаграмма выполнения проекта (дорожная карта)
Рис. 2. Описание дорожной карты
позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать оптимальные пути решения с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.
Этот метод, появившийся в корпорации Motorola, заключается в построении диаграмм с четко расписанными по времени шагами как в технологическом развитии, так и в маркетинге (рис. 1).
Методика предусматривает проведение ряда семинаров с группами ведущих экспертов, представителей бизнеса, науки и власти. На первом семинаре обсуждаются вызовы рынка, на втором — особенности продукции и ее востребованность, на третьем — технологические решения и их временные горизонты, на последнем — составляются конкретные диаграммы.
В настоящее время опубликованы и доступны некоторые дорожные карты, разработана методология их подготовки. Так, на рис. 2 представлено существующее описание дорожной карты по на-номедицине.
Технологические платформы (ТП). Во исполнение решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 02.08.2010 2010 № 4) Министерством экономического развития РФ совместно с Министерством образования и науки РФ осуществляется прием предложений по проектам реализации технологической платформы для включения в Перечень технологических платформ.
Технологические платформы — это термин, предложенный Еврокомиссией для обозначения тематических направлений, в рамках которых сфор-
мулированы или будут сформулированы приоритеты Евросоюза. В рамках именно этих направлений предполагается выделение существенных объемов финансирования для проведения различных научно-исследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией.
Цель разработки ТП состоит в том, чтобы объединить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития, при разработке стратегических программ исследований и разработок и их реализации.
В проекте ТП помимо описания предполагаемых задач и основных результатов создания технологической платформы должны быть указаны группа технологий, которую предполагается развивать в рамках технологической платформы, перечень секторов экономики, на которые предполагается воздействие технологий, развиваемых в рамках технологической платформы.
Концепция ТП позволяет обеспечить: выбор стратегических научных направлений; анализ рыночного потенциала технологий; учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества.
Как правило, формирование ТП инициируется крупным бизнесом, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей. Для разработки научной составляющей ТП создается научный совет (Scientific Council), куда входят ведущие эксперты по данной проблеме, представляющие академическую и прикладную науки.
Научной задачей совета является разработка Стратегического плана исследований (Strategie
Research Agenda) — основного документа, который обосновывает, в каких направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках данной ТП, а также разработка Плана внедрения (Implementation Plan/ Deployment Strategy) ТП.
В настоящее время по всем направлениям Седьмой рамочной программы ЕС создано и разрабатывается 28 технологических платформ.
Неотъемлемой частью ТП является наличие дорожных карт. Применение методологии ТП и дорожных карт особо полезно при организации конкурсов РФФИ междисциплинарных ориентированных исследований, для формирования тематики таких конкурсов. При этом можно использовать аналитический материал, используемый при on-line-подго-товке тематики федеральных целевых программ, в частности при формировании тематики федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 гг.». Использование таких материалов позволит отобрать для конкурсов наиболее перспективные направления междисциплинарных исследований.
Объявленный Минэкономразвития России прием предложений по проектам реализации технологических платформ для включения в Перечень технологических платформ открывает новые возможности для РФФИ как института развития в области генерации знаний. Далее приведен перечень предложенных для одобрения Правительственной комиссией технологических платформ:
I Медицинские технологии и биотехнологии:
1. Медицина будущего;
2. Биоиндустрия и биоресурсы — Био-Тех2030;
3. Биоэнергетика;
II. Информационно-коммуникационные технологии:
4. Национальная программная платформа;
5. Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа;
III. Фотоника:
6. Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии — фотоника;
7. Развитие российских светодиодных технологий;
IV. Авиа-космические технологии:
8. Авиационная мобильность и авиационные технологии;
9. Национальная космическая технологическая платформа;
10. Национальная информационная спутниковая система;
V. Ядерные и радиационные технологии:
11. Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах;
12. Управляемый термоядерный синтез;
13. Радиационные технологии;
VI. Энергетика:
14. Интеллектуальная энергетическая система России;
15. Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности;
16. Перспективные технологии возобновляемой энергетики;
17. Малая распределенная энергетика;
VII. Технологии транспорта:
18. Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог;
19. Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт;
VIII. Технологии металлургии и новые материалы:
20. Новые полимерные композиционные материалы и технологии;
21. Материалы и технологии металлургии;
IX. Добыча природных ресурсов и нефтега-зопереработка:
22. Технологическая платформа твердых полезных ископаемых;
23. Технологии добычи и использования углеводородов;
24. Глубокая переработка углеводородных ресурсов;
X. Электроника и машиностроение:
25. Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение;
26. СВЧ-технологии;
XI. Освоение океана:
27. Освоение океана;
XII. Экологическое развитие:
28. Технологии экологического развития.
Федеральные целевые программы. Научные
организации России участвуют в федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 2007—2013 гг.».
Текущее управление возложено на дирекцию программы — государственное учреждение, организующее экспертизу проектов, ответственную за мониторинг и ведение базы данных по контрактам, документооборот, своевременное финансирование этапов, подготовку приемки работ, соблюдение графика и норм проведения конкурсов.
Программа ориентирована на проведение и финансирование поисковых исследований, дающих выход на конкретные разработки и продукты. Она направляет ресурсы на проведение прикладных исследований по тем технологическим направлениям, которые являются приоритетными для российской экономики и способствуют повышению ее конкурентоспособности. Кроме того, в рамках этой программы финансируется создание и поддержка инновационной инфраструктуры, призванной связать сектор исследований и разработок с субъектами рыночной экономики, обеспечить конвертацию знаний, преобразование их в рыночный продукт.
Участие РФФИ в формировании технологических платформ. Российский фонд фундаментальных исследований может выступать в качестве соорганизатора и одного из ключевых источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически важным направлениям, обеспечивать доступ приоритетных сфер экономики к необходимым научно-техническим информационным ресурсам.
Поскольку целью создания ТП является объединение усилий представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития и при разработке и реализации стратегических программ R&D, то РФФИ может:
1) рекомендовать ведущих ученых для экспертизы Стратегического плана исследований;
2) обеспечить информационную поддержку Стратегического плана исследований с подготовкой аналитических обзоров по направлениям исследований, предусмотренным данным планом (информационная система РФФИ позволяет в достаточно полном объеме оценить научно-технический потенциал научного сообщества для решения различных задач);
3) организовать конкурсы междисциплинарных исследований по приоритетным направлениям исследований в рамках формируемой ТП в целях генерации нового знания и получения
прорывных результатов, используемых при дальнейшем развитии ТП.
При организации этих конкурсов возможна консолидация финансовых ресурсов РФФИ, других государственных структур и бизнеса, реализация частно-государственного партнерства в рамках ТП.
Опыт проведения конкурсов «офи» свидетельствует о том, что в научной среде уже созданы предпосылки для преодоления отраслевых (ведомственных) барьеров между научными организациями (около 50 % научных коллективов, выполнявших проекты «офи», по своему составу являются межведомственными) [4—6]. Эксперты РФФИ, привлеченные к работе научного совета ТП, могли бы рекомендовать вовлечение в реализацию Стратегического плана исследования наиболее активных и авторитетных коллективов. Не исключено, что на начальной стадии формирования ТП необходимо провести научные сессии, конференции для определения возможных исследовательских трендов и т. п.
Некоторые предложенные для рассмотрения темы конкурса РФФИ в 2011 г. уже содержат положения, отвечающие нормам формирования технологических платформ и дорожных карт.
Так, академик РАМН В. В. Зверев и член-корреспондент РАН А. Г. Габибов представили на рассмотрение тему «Фундаментальные основы биофармацевтики — как платформа разработки новых фармпрепаратов и вакцин». Указанная тема в полной мере могла бы составить научную основу технологической платформы «Биофармацевтика».
Академик М. П. Кирпичников, академик В. А. Ткачук, академик М. А. Пальцев, академик РАМН В. И. Чиссов представили на рассмотрение тему «Клеточные технологии, тканевая инженерия и регенеративная биомедицина», содержание которой не уступает упомянутой ранее технологической платформе «Наномедицина».
Академик РАМН А. И. Арчаков, предлагая тему «Геноцентрический подход для междисциплинарных фундаментальных исследований в области клинической протеомики», опирается на разработанную дорожную карту по комплексной проблеме «Проте-омика: новые технологии в биологии и медицине». Фрагмент этой карты представлен на рис. 3.
Таким образом, при подготовке конкурса междисциплинарных ориентированных исследований в РФФИ уже используется методологический подход технологических платформ и дорожных карт. Если закрепить эту методологию как регламент подготов-
Рис. 3. Макет карты по проекту «Протеом человека» (2009—2011 гг.)
ки всего конкурса междисциплинарных исследований, то разработки, поддерживаемые РФФИ, могут успешно входить в разрабатываемые ТП.
В конкурсе РФФИ — 2011 г. планирование работ по теме «Фундаментальные проблемы создания распределенной инфраструктуры коллективного использования данных космического дистанционного зондирования Земли» целиком строится как реализация задач соответствующей технологической платформы и методики дорожных карт.
В настоящее время накоплен и активно пополняется огромный объем данных космического дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), получаемых на территории России с помощью приблизительно 100 наземных станций приема информации с отечественных и зарубежных космических аппаратов. В частности, действует сеть университетских станций приема в Самаре, Москве, Белгороде, Уфе, Красноярске и некоторых других городах, всероссийская сеть станций приема данных с метеорологических спутников, сеть коммерческих станций приема с зарубежных космических аппаратов, разворачивается сеть станций приема Роскосмоса. К сожалению, получаемые со станций данные ДЗЗ по территории России являются разрозненными, они труднодоступны для проведения полномасштабных научных исследований, реализации образовательных программ и инновационной деятельности. Целью работ по теме является решение фунда-
ментальных проблем построения распределенной инфотелекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры, ориентированной на задачи хранения, поиска, обработки и анализа данных ДЗЗ в режиме коллективного доступа к данным и информационно-вычислительным ресурсам.
Необходимо отметить, что создание научных основ для построения распределенной инфоте-лекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры, обеспечивающей решение задач хранения, поиска, обработки и анализа данных ДЗЗ в режиме коллективного доступа к данным и информационно-вычислительным ресурсам при выполнении междисциплинарных научных исследований, реализации образовательных программ и инновационной деятельности, соответствует двум из пяти приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России («Космические технологии и телекоммуникации», «Стратегические компьютерные технологии и программы») и решает фундаментальные научные проблемы, поставленные в формируемой технологической платформе «Интеллектуальные и встроенные системы» (раздел «Интеллектуальные системы использования данных космического дистанционного зондирования Земли»).
Список литературы
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу // Поиск. 12.08.2011. № 31—32.
2. Обзор ОЭСР по инновационной политике / ИМЭМО РАН. М., 2011.
3. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Зеленоград. 20.12.2010. URL: http://premier. gov. ru.
4. Рудцкая Е. Р., Хрусталев Е. Ю., Цыганов С. А. Перспективные направления инновационного развития российской экономики (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Менеджмент инноваций. 2010. № 2.
5. Рудцкая Е. Р., Хрусталев Е. Ю., Цыгганов С. А. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России // Экономическая наука современной России. 2007. № 2.
6. Тихонов И. П., Хрусталев Е. Ю., Яковлев Э. Н. Коммерциализация результатов фундаментальных научных исследований (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Инновации. 2007. № 10.