ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / THEORY AND HISTORY OF ARCHITECTURE, RESTORATION AND RECONSTRUCTION OF HISTORICAL AND ARCHITECTURAL HERITAGE
DOI: https://doi.org/10.18454/mca.2019.14.5
КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВОРОНЕЖА ПЕРИОДА
ЭКЛЕКТИКИ И МОДЕРНА
Научная статья
Гурьев Г.С.
Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Воронеж, Россия * Корреспондирующий автор (gurudesign[at]mail.ru)
Аннотация
В условиях реконструкции исторического центра Воронежа, где доминирует архитектура середины XIX - начала XX вв., актуальной становится задача грамотного и профессионального колористического решения исторической архитектуры, в соответствии с цветовыми палитрами, характерными для конкретного стилистического вектора. Приводятся ареалы цветовых палитр исторической архитектуры Воронежа периода эклектики и модерна, в качестве основы для целенаправленного формирования колористики исторического центра города.
Ключевые слова: архитектурная колористика, эклектика, модерн.
COLORISTIC POTENTIAL OF HISTORICAL ARCHITECTURE OF ECLECTICISM AND MODERN
PERIODS IN VORONEZH
Research article
Gurev G.S.
Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia * Corresponding author (gurudesign[at]mail.ru)
Abstract
Under the conditions of the reconstruction of the historical center of Voronezh, with the dominating architecture of the middle of the XIX - early XX centuries, the task of competent and professional coloristic solution of historical architecture, in accordance with the color palettes characteristic of a particular stylistic vector, becomes topical. The author provides the ranges of the color palettes of the historical architecture of the eclecticism and modern period in Voronezh, as a basis for the purposeful formation of color in the historical center of the city.
Keywords: architectural coloring, eclectic, modern.
Исторический центр Воронежа эклектичен по составу исторической разностилевой архитектуры, чудом уцелевшей в пожарищах и разрушениях Великой Отечественной войны. В 1943 году, сразу после освобождения, началось восстановление города и реставрация памятников архитектуры и исторических построек, представлявших архитектурно - художественный интерес. В силу объективных причин, восстановление пострадавших от разрушений историко-архитектурных построек проходило с существенными изменениями и упрощениями, а порой и с изменением стилистики зданий. Что касается исторической архитектуры середины XIX - начала XX вв., то многие здания, в этот период, лишились мелкодробной деталировки карнизов, утрачены выразительные по силуэту и абрису завершения зданий, купола, башенки, шпили, шатровые многоцветные крыши, многодельные и узорчатые аттики. Вопросы цветового решения исторической архитектуры являлись малозначительными, а то и вообще не рассматривались. Начиная с 2000-х годов, когда ассортимент фасадных красок и отделочных материалов несравнимо расширился, внимание к вопросам архитектурной колористики также возросло. Кроме технических возможностей архитектурной полихромии, в 1980-1990-х годах появляется ряд фундаментальных научно-теоретических работ по градостроительной колористике. В первую очередь - это публикации А. В. Ефимова [1, 2], который стоял у истоков отечественной архитектурной колористики, как науки и новой дисциплины, которую он впервые организовал для обучения студентов МарХИ. Вопросам формирования цветовой среды города были посвящены теоретические исследования Ю.Н. Датчука [3], С.Н. Гурьева [4, 5], В.Ж. Елизарова [6, 7], Т. С. Семеновой [8]. Однако, рассматривая историческую архитектуру середины XIX - начала XX вв., эти авторы представляют ее цветовую палитру, как равнозначную для всех стилистических векторов эклектики и модерна. Между тем, полистилизм эклектики и модерн имеют свои цветовые особенности и отличия.
Стилизаторство, как одно из стилистических течений эклектики имеет отличительную особенность обращения «к копированию и воспроизведению одного стиля прошлого» [9, С. 36]. Этот исторический стиль прошлого имел свою излюбленную цветовую палитру, которая была инспирирована также, как и копируемые архитектурные детали. Например, желтовато - охристо - золотистая цветовая палитра классицизма, или традиционное русское двухцветие красного кирпича и белых оштукатуренных архитектурных деталей из средневековой русской архитектуры (рис. 1).
Рис. 1 - Стилистический цветовой ареал воронежской архитектуры стилизаторства начала XX века
«Кирпичный» стиль, как проявление рационалистического направления в эклектике, начиная с 1870-х годов, был крайне востребован в провинции, в том числе и в губернском городе Воронеж, в силу своих экономических характеристик: относительной дешевизны и небольших сроков строительства, отсутствия штукатурных работ и последующих ремонтов. Цветовой ареал состоял из красно-коричневых цветовых тонов (рис. 2).
Рис.2 - Цветовой ареал «кирпичной» архитектуры Воронежа конца XIX века
Разновидностью «кирпичной» архитектуры, которая использовала архитектурные формы классицистических традиций, являлся русский стиль, воспроизводивший формы национальной, допетровской и народной архитектуры, заказчиками и покровителями которого было воронежское купечество [10, С. 157]. Область цветового охвата архитектуры русского стиля, не ограничивается только «кирпичными» цветовыми оттенками. Богатство и разнообразие архитектурного колорита вносило использование полихромных керамических изразцов и многоцветных панно и ширинок из глянцевых керамических плиток (рис. 3).
Рис.3 - Стилистический цветовой ареал архитектуры русского стиля
Пришедший на смену архитектуре эклектических направлений стиль модерн необычайно обогатил форму и цвет архитектуры, «представив архитекторам большую свободу в выборе цвета» [5, С.94]. Не использующиеся ранее пастельно - умбристые, бирюзовые, палевые, сиреневые, фиолетовые цветовые оттенки, наряду с привычными желто-охристыми, оранжевыми и серыми, ахроматическими цветами значительно увеличил цветовой охват и разнообразие архитектурной полихромии. Кратковременный, но очень яркий архитектурный стиль модерн обладал значительным цветовым потенциалом, используя синтез искусств - живопись и скульптуру. Цветные мозаики из смальты,
декоративные керамические многоцветные панно, фасадные фрески и росписи украшали фасады доходных домов, гостиниц, магазинов, торговых зданий и жилых особняков состоятельных горожан. В Воронеже сохранилось не много архитектуры модерна, однако, дошедшие до наших дней постройки удивляют изяществом форм и своеобразием колорита (рис. 4).
Рис.4 - Цветовой ареал архитектуры модерна г. Воронеж
Как и модерн, ретроспективизм свободно интерпретирует формами и приемами, являясь, по сути - декоративной стилизацией, в отличие от стилизаторства эклектики, когда прототип «цитировался» один к одному. Воронежский ретроспективизм представлен, в основном, классицистической традицией, со свойственной ей, сдержанной полихромией (рис. 4).
Рис.5 - Стилистический цветовой ареал архитектуры ретроспективизма
В результате проведенного исследования следует сделать вывод о том, что цветовой потенциал исторической архитектуры середины XIX - начала XX вв. может значительно обогатить архитектурную полихромию исторического центра Воронежа и стать своеобразным и уникальным «цветовым камертоном» для поиска новых концептуальных идей и направлений развития и формирования градостроительной колористики города.
Список литературы / References
1. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1984. - С. 168.
2. Ефимов А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.
3. Датчук Ю.Н. Формирование полихромии общественного центра крупного города: Автореф. дис. ... канд. архитектуры. -Л., ЛИСИ, 1983. -187 с.: ил.
4. Гурьев С. Н. Колористика в реконструкции исторически сложившихся районов города: на примере ЦЧЭР: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.04: защищена 22.02.90: утв. 15.07.05 / Гурьев С. Н. - Ленинград: ЛИСИ., 1990. - 211 с.: ил.
5. Гурьев С.Н. Цветовые особенности исторически сложившихся городов ЦЧЭР// Архитектурные исследования. Научный журнал. Воронеж: ВГТУ. - 2016. - №2 (6). - с. 88 - 96.
6. Елизаров В.Ж. Вертикальное цветовое зонирование архитектурного пространства в региональных условиях на примере Прибайкалья // Известия вузов. Строительство и архитектура. 1982. - № 12. - С. 63 - 65.
7. Елизаров В.Ж. Цвет в деревянном городе // Декоративное искусство СССР. 1985. - № 3. - С. 18 - 21.
8. Семенова Т. С. Цвет в городе / Т. С. Семенова. - Москва : Tikkurila Paints Oy, 2007. - 120 с. : ил.
9. Орельская О.В. Нижегородская архитектура XX века как отражение российского и зарубежного зодчества: автореф. дис. ... д-ра архитектуры / О. В. Орельская. - M., 2009. - 49 с.
10. Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-начала XX в. / Е. И. Кириченко. -М.: издательство «Галарт»1997, 432 с., ил.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Efimov A.V. Formoobrazuyushcheye deystviye polikhromii v arkhitekture [Forming Effect of Polychromy in Architecture], - M.: Stroiizdat, 1984. - p. 168. [In Russian]
2. Efimov A.V. Koloristika goroda [Color of the City] - M.: Stroiizdat, 1990. - 272 p. [In Russian]
3. Datchuk Yu.N. Formirovaniye polikhromii obshchestvennogo tsentra krupnogo goroda [Formation of Polychromy of Public Center of Large City] Abstract of PhD thesis in Architecture. - L., LISI, 1983. - 187 p, Ill. [In Russian]
4. Guriev, S. N., Koloristika v rekonstruktsii istoricheski slozhivshikhsya rayonov goroda: na primere TSCHER [Coloring in Reconstruction of Historically Established Districts of the City: Using the Example of the Central Black Earth Economic Region]: PhD thesis in Architecture: 18.00.04: defended on 22.02.90: approved. on July 15, 2005 / S. Guriev -Leningrad: LISI., 1990. - 211 p., Ill. [In Russian]
5. Guriev S.N. Tsvetovyye osobennosti istoricheski slozhivshikhsya gorodov TSCHER [Color Features of Historically Established cities of the Central Black Earth Economic Region] // Arkhitekturnyye issledovaniya. Nauchnyy zhurnal [Architectural studies. Science Magazine]. Voronezh: VSTU. - 2016. - No.2 (6). - p. 88-96. [In Russian]
6. Elizarov V.Zh. Vertikal'noye tsvetovoye zonirovaniye arkhitekturnogo prostranstva v regional'nykh usloviyakh na primere Pribaykal'ya [Vertical Color Zoning of Architectural Space in Regional Conditions on Example of Baikal Region] // Izvestiya vuzov. Stroitel'stvo i arkhitektura [News of universities. Construction and architecture]. 1982. - No. 12. - p. 63-65. [In Russian]
7. Elizarov V.Zh. Tsvet v derevyannom gorode [Color in a Wooden City] // Dekorativnoye iskusstvo SSSR [Decorative Art of the USSR]. 1985. - No. 3. - P. 18-21. [In Russian]
8. Semenova T.S. Tsvet v gorode [Color in City] / T. S. Semenova. - Moscow: Tikkurila Paints Oy, 2007. - 120 p.: ill. [In Russian]
9. Orelskaya O.V. Nizhegorodskaya arkhitektura XX veka kak otrazheniye rossiyskogo i zarubezhnogo zodchestva [Nizhny Novgorod Architecture of 20th Century as Reflection of Russian and Foreign Architecture] Abstract of PhD thesis in Architecture / O.V. Orelskaya. - M., 2009. - 49 p. [In Russian]
10. Kirichenko E.I. Russkiy stil'. Poiski vyrazheniya natsional'noy samobytnosti. Narodnost' i natsional'nost'. Traditsii drevnerusskogo i narodnogo iskusstva v russkom iskusstve XVIII-nachala XX v [Russian Style. Search for Expression of National Identity. Nation and nationality. The Traditions of Ancient Russian and Folk Art in Russian Art of XVIII-beginning -XX centuries] / E. I. Kirichenko. - M.: "Galart" publishing house 1997, 432 p., Ill. [In Russian]