УДК 008 (100) (075.8)
Е.Ф. Ковлакас
E. Kovlakas
КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОПОНИМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
COGNITIVE AND PRAGMATIC ASPECT OF THE TOPONYMIC SYSTEM RESEARCH
Топонимы рассматриваются как некий текст, несущий информацию, который вызывает к себе постоянный интерес, что можно объяснить своеобразием функций топонимов. Речь идет о том, что топонимы - имена собственные
- являются одним из активных элементов, определяющих систему знаний о мире и участвующих в формировании мировоззрения человека. Делается вывод, что топонимическая картина мира ориентирована на отражение и сохранение ценностных приоритетов национально-этнических сообществ
Toponyms are considered as a certain text, containing an information which acquires constant interest because of originality of their functions. The fact of the matter is that toponyms - proper names - are one of active elements, determining knowledge system about the world and participating in formation of human world-view. The study concluded that toponymic picture of the world is directed towards reflection and preservation of ethnic communities sense of values
Ключевые слова: топонимы, этногенез, ономастика, Key words: toponyms, ethnogenesis, onomastics, deno-денотат, концепт, культурная составляющая, карти- tatum, concept, cultural component, picture of the world на мира
Топонимическая система складывается на протяжении длительного времени и представляет собой конгломерат, в котором отражены культуры, языки, время, социально-исторические условия развития общества.
Исследование ономастикона того или иного народа связано с извлечением культурно-исторической информации и адекватной ее интерпретацией. Существует определенная необходимость теоретического обоснования ономастики как науки, теснейшим образом связанной с человеком: в ономастической картине мира воплощается характер культуры каждого этноса и каждого человека - имядате-ля [1; С. 3]. Когда речь идет о культурологиче-
ской информации, следует иметь в виду, что она включает в себя информацию об этнической истории, о социальной жизни, о материальной и духовной культуре народа.
В ономастических исследованиях можно выделить следующие подходы:
1) лингвострановедческий, т.е. выявление фоновых знаний, связанных с именем собственным, которое рассматривается как «отправная точка, средоточие целого ряда синхронных ассоциаций, объективирующих живое сознание членов этнокультурно-языковой общности» [2; С. 44-46]. Такой подход предполагает привлечение к анализу только тех имен, которые обладают особой значимостью для национальной культуры [2; С. 44-46], значение
7G
которых «определяется типизированным образом, сложившимся в национальном сознании» [3; С. 24].
М.Н. Аникина предлагает четырехкомпонентную структуру фоново-коннотативного значения антропонимов: формальный, ситуативный, социально-исторический, индивидуально-ассоциативный [4; С. 7-9]. В лингвострановедческом подходе мы возьмем на вооружение индивидуально-ассоциативный компонент, предполагающий наличие определенных ассоциаций у носителей языка, соотносящих имя с известными историческими деятелями, литературными героями;
2) лингвокультурологический, исследующий этнокультурную специфику имени собственного [5; С. 4]. Данные исследования включают в себя историческую географию, историческую лексикологию, историческую диалектологию, археологию, генеалогию [5; С. 5-6];
3) концепция М.В. Горбаневского, которая находится на стыке лингвострановедческого и лингвокультурологического подходов «...топоним - это реальный компонент системы географических названий, принадлежащих данному этносу и его истории, культуре, территории проживания, обладающих общей языковой историей и, в то же время, отдельной историко-культурной биографией» [6; С. 22].
В своей работе мы будем опираться на этнонимический подход, предложенный М.В. Горбаневским, т.е. описание истории названий, произведенных от этнонимов. Текст, а в нашем случае, топоним, при нормальном чтении отождествляется с «открытой», а при обратном - с эзотерической сферой культуры. Интерес представляет проблема сохранения смысла топонима при интерпретации как в прямом, так и обратном направлении; как от имени, носителя имени, к знаку (топониму), так и от топонима к носителю сознания.
Носитель имени р. Знак (топоним) »
Носитель сознания
Уровни выделенной цепочки от личности человека к другой личности, разделенных
временем, имеют связующее звено - топоним, представляют собой участников диалога и являются включенными в семиотическую модель.
Концепт
Денотат 1
(носитель
имени)
Знак
(топоним)
Денотат 2 (носитель сознания)
Топоним является знаком взаимного ознакомления и включения в некоторый общий культурный мир, культурную общность. Став частью национального сознания, топоним усваивает внешнюю точку зрения на себя как специфическое явление. Периферийные семиотические образования (Денотат 1 и Денотат 2) становятся взаимодополняющими частями информации об этносе, истории, географии, культуре, выполняют функцию так называемого «усилителя» смыслообразования. Благодаря знаку (топониму), Денотат 1 (носитель имени) становится знаком культуры;
4) концепция М.Э. Рут, которую можно обозначить как концептуальный подход, ставит своей задачей реконструкцию картины мира ее создателей. Образная номинация, по мнению автора, «всегда национально-специфична в том смысле, что закрепляет в себе исторически сложившуюся в сознании народа - субъекта номинации - картину мира» [7; С. 127-128];
5) этнолингвистический подход нашел отражение в исследовании Д.Р. Амировой, которая использует термин «этнографический топоним» [8], представляющий собой совокупность групп названий.
Уникальность топонимов заключается в том, что лингвист, исследующий специфику развития топонимов, их смены, географическое распространение, должен быть не только лингвистом, но и историком, географом и этнографом.
Всякое единство топонимической системы объясняется общностью территории, вре-
мени, языка, общностью мотивации, заключенной в топонимах. Таким образом, «становится очевидной необходимость изучения топонимической системы в когнитивно-прагматическом аспекте, который предполагает взгляд на топонимию с позиции человеческого сознания [9; С. 35].
Этногенез определяется множеством факторов, среди которых важное место принадлежит ментальности, тесно связанной с этнической культурой и самосознанием всего народа. Исследователи культуры адыгов подчеркивают этнологическую проблему: «необходимость определения действительных (демифологизированных) исторических источников духовности и культуры» [10; С. 8].
Учитывая, что собственные имена -один из активных элементов, определяющих систему знаний о мире и участвующих в формировании мировоззрения человека, а топонимы являются одной из наиболее ранних форм отражения географической действительности в сознании человека, мы предлагаем рассмотреть концепт «Человек» через антропонимы и этнонимы, представленные в топонимике Кубани и Северного Кавказа.
Исследуемый нами концепт «Человек» представлен следующими группами:
Личное имя социум племенной (этнический) (знак) ——^ (денотат)
Концепт Личное имя (знак) _
социум родовой * (денотат)
социум
Конц Личное имя (знак) _
Конц
епт
конкретная личность —► социум
епт
групп.
Рассмотрим каждую из выявленных 1. Кубань издревле является родиной
адыгского народа. Издавна обитали здесь и предки русского народа - славяне. Географические объекты Адыгеи зафиксировали названия живших племен и народов, из которых впоследствии образовался адыгский народ.
Меоты - р. Абин - «абун» племя мео-тов, Абхазцы - г. Аибга, с. Аибга - кабардинское название абхазцев, Аланы - г. Ассара -«ассы» - племя аланов, предков осетин, г. Оскол - «ос» - самоназвание алан, Аредба - пос. Адлер - причерноморское племя аредба, Абадзехи - ст. Абадзехская - племя «абадзе-хов», Адыги - р. Адыгако - племя «адыгов», Гоайе - г. Агой - племя «гоайе», Армяне - г. Армавир, с. Армянское, с. Верхнее Армянское, с. Краевско-Армянское, р. Верхне-Армянская Хобза, р. Нижне-Армянская Хобза, с. Гай-Кодзор - армянское поселение «армянское ущелье», Бесленеевцы - ст. Бесленеевская -этническая группа адыгских племён.
В рассматриваемых нами примерах внутри концепта «Человек» имя (знак) лишено обобщающих сем, оно указывает не на национальность, а на принадлежность людей определенной социальной группе. «Мощь отдельного человека измеряется мощью его страны» [11; С. 22]. Номинация географических объектов по имени этноса сохранила память о далеких предках, населявших территорию Кубани. В философии адыгского народа этически значимой является связь членов триады «человек - дело - народ», которая проявляется как сознательное творческое отношение человека в сфере морали. «Мир в сознании древнего человека - это род, сумма родов или одно общество, в котором интегрированы все роды и один общий род» [12; С. 107]. Родо-племенные отношения играли важную роль в жизни адыгов. Племена жили обособлено, и тогда название закрепляло границы этнической территории. «Народ любил свою родину, и часто для отражения опасности извне племена объединялись и побеждали врагов» [13; С. 8]. Внутри родо-племенных отношений начинает формироваться определенный круг общеадыгских ценностей, которые создали благоприятные
условия для этической системы адыгского общества.
2. Личное имя - социум родовой
Концепт
Социум родовой Л и чное имя
(денотат) (знак)
Большинство адыгских аулов получило свое название по родовым именам (фамилиям) тех семей, которые наиболее были представлены в этих населенных пунктах, а также по именам князей, владельцев или основателей аулов:
Аул Адамий (Адам), аул Азнауровых, аул Асколова, аул Бабука, ст. Баговская (родовая фамилия), ст. Баракаевская (родовая фамилия), пос. Унароково (родовая фамилия), аул Хакока, аул Хатажука, аул Хатика, аул Тат-лукай (родовое имя Хатлоков), г. Хадыженск (от имени Хидижа), с. Хамышки (имя Химши), аул Чермитовых, с. Шах-Гиреевское (по адыгской родовой фамилии), аул Шеолуха, аул Шенджий (по имени Шенждий), аул Шханчерия.
«Человек» в данной группе представлен сопряженным с понятием «род», «институт старейшин», что тоже восходит к этической системе адыгов. «Характер родственных связей, безусловно, играл главную роль при определении статусов в различных родственных объединениях, например, в семье, патронимии или фамилии, но в ряде случаев не был лишен значения и в обществе в целом» [14; С. 279].
Номинация географических объектов именами князей объясняется тем, что род князя в течение многих веков пользовался большим почетом и уважением. Многие князья имели сильное влияние на своих соплеменников. «В рамках как княжеского, так и узденьских сословий все фамилии делились на более и менее знатные. Представители привилегированных, главным образом княжеского, сосло-
вий имели право, в силу исключительности своего происхождения, на определенные знаки почитания, которые проявлялись преимущественно в этикетных нормах поведения» [14; С. 269].
При установлении общественного статуса принималось во внимание позиционное старшинство, т.е. лица из знатных фамилий, даже если по возрасту они были младше, все равно в определенных ситуациях считались «старшими». Близкие родственники всегда являлись «старшими» по отношению к дальним родственникам [15].
Имел место и принцип канонического плана: в обществе почитались люди, которые были ближе к семье, из которой происходил предок всей фамилии. Они, независимо от своего возраста, считались «старшими».
В адыгском эпосе бытует изречение: «Кто не уважает старших, тот не достоин уважения сам». Социальную природу уважительного отношения к старшим можно объяснить тем, что «традиция почитания старших по возрасту - это есть предельно почтительное отношение к людям старшего возраста, возведенное в этнический культ» [16; С. 348].
В данной группе денотат антропонима максимально нагружен: имя имеет смысл, соотносится с реальным человеком или целым родом. Знать значение этого имени - значит, узнать новую информацию о названном этим именем человеке или роде. Если личное имя (топоним) и человек или род не соотнесены друг с другом, тогда отсутствие знания об этой соотнесенности обуславливает семантическую пустоту имени (топонима). Если даже носитель имени незнаком, но известен социум, в котором этот носитель имени находился, т.е. в нашем случае, если социум - это род, то семантика имени содержит набор денотативных признаков, достаточных для произвольного функционирования имени (топонима).
Социум родовой оказывает влияние на социум в целом, и опосредованность этого влияния закрепляется в номинации.
3. Личное имя - конкретная личность -
социум.
Концепт
Конкретная личность Личное имя
(денотат) (знак)
Имя может представать как имя известного лица. Если есть имя, оно доказывает неотделимость от конкретной личности, т.е. должна быть номинируемая единица. Функционирующий антропоним всегда соотнесен с конкретно-чувственным представлением о его носителе. Имя и денотат соотносятся напрямую, при этом имя не теряет своей семантической однозначности, а ведет к имени его носителям.
Личные имена (топонимы) выделенной нами группы имеют денотатом конкретную историческую личность. Данную группу мы предлагаем разделить на две подгруппы:
а) имена адыгов, дошедшие из глубины столетий и овеянные славой:
ст. Ахметовская (легендарный абрек Ахмет), ст. Нижнее-Баканская, ст. Верхнее-Баканская (в честь легендарного предводителя Беслана Бакана), аул Айтека Болотокова, аул Джамбеча, п. Джанхот (черкесский уздень Джанхот);
б) имена казаков, оставивших славный след в истории и давшие названия географическим объектам:
с. Витязево (майор Витязь), г. Гульке-вичи (землевладелец - советник Н.С. Гульке-вич ), с. Архипо-Осиповка (рядовой Архип Осип), ст. Калининская (в честь М. Калинина), с. Кривенковское (в честь А.Н. Кривенко), г. Кропоткин (в честь князя Петра Кропоткина), с. Лермонтова (в честь М. Лермонтова), с. Львовское (в честь порутчика Н.А. Львова), с. Сергей-Поле (в честь капитан-лейтенанта фр. Сергея Поля), с. Цибановка (в честь харунжия Павла Цыбина ), п. Шаумян (в честь Степана Шаумяна), пос. Лазоревский (в честь М.П. Лазарева).
Личностный фактор является одним из составляющих этической системы. В адыгском обществе большим уважением пользовались люди, выделяющиеся особой смелостью, наряду с храбростью, адыги ценили ум, опытность, красноречие, а также нравственные качества.
Имя семантически маркировано в узком кругу пользователей имени, что предопределено жесткой конкретностью денотата. Когда денотат (носитель имени) становится известным, «захватывает» весь социум, он перестает функционировать как личное имя, денотат подавляется, имя начинает функционировать самостоятельно, сохраняя индивидуальную специфику в рамках достаточно широкого круга общения, постепенно расширяя границы тезаурусного поля.
В рассматриваемых нами концептуальных группах концепт является объединяющим стержнем, который мы обозначили «Человек».
Человек / | \
Племенной Родовой Конкретная социум социум личность —► социум
Личное имя (имя собственное) становится не только собственным именем его носителя, но и собственным именем того социума, в котором оно вращается. С одной стороны, имя находится вне социума, но значение приобретает только в социуме.
Анализируя топонимы, в основе которых имена собственные, мы не обнаружили тенденции присвоения христианского имени. Немного названий связано с известными историческими личностями.
Ст. Анастасиевская (в честь княжны Анастасии), ст. Калиниская (в честь М.Ю. Лермонтова), с. Ольгинка (в честь великой княжны Ольги), пос. Лазаревский (в честь М.П. Лазарева), ст. Павловская (в честь императо-
ра Павла I), г. Екатеринодар (в честь императрицы Екатерины).
Отдаленность мировоззрения народов, проживающих на территории Кубани, от процессов, происходящих в России, ценность собственной культуры и истории может послужить объяснением тому, что в географических названиях были закреплены имена людей, родов, оказавших влияние на развитие этнической истории, культуры.
Семантика имени собственного становится внутрисоциумной семантикой. Имя отдельного человека оценивается через денотат своего социума.
Человек (концепт)
Этнос Род Конкретная
(имя) (имя) личность (имя)
Социум-народ (денотат)
Концепт «Человек» является зеркальным отражением социума (народа), который репрезентируется в знаках.
Имя собственное этноса - Имя собственное рода - Имя собственное конкретной личности.
Имя собственное (антропоним) существует как личное имя и как знак социума (народа). Оно вбирает в себя коннотации духовной культуры народа, растворяется в социуме, сохраняя индивидуальные признаки.
В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что концепт «Человек», являясь интерпретантой денотата «народ», закрепляет основы морально-этической системы. Особенности номинации географических объектов, закрепленные в языке, косвенно свидетельствуют о том, что морально-нравственные устои играют важную роль в мировосприятии народа. Топонимическая картина мира в когнитивно-прагматическом аспекте ориентирована на отражение и сохранение
ценностных приоритетов национальноэтнических сообществ (все примеры топонимов, приведенные в тексте, см.: Кошевников В.Н. Очерки по топонимике Кубани / В.Н. Кошевников. -Краснодар, 2006).
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы к серии «Народы и культуры». - Вып. 25. Ономастика. Кн. 1. Имя и культура. - М.: ИЭА РАН, КМЦ, 1993. - Ч. 1. - 191с.
2. Верещагин Е.М. Топонимическое лингво-страноведение / Е.М. Верещагин // Исторические названия - памятники культуры: сб. материалов II Всесоюзной научно-практической конференции.
- Вып. 1. - М.: МГУ, 1991. - С. 44-46.
3. Ощепкова В.В. Культурологические, этнографические и типологические аспекты лин-гвострановедения: автореф. дисс...д-ра филол. наук /В.В. Ощепкова. - М.: Моск. пед. ун-т, 1995. -35 с.
4. Аникина М.Н. Лингвострановедческий анализ русских антропонимов: Личное имя, отчество, фамилия: авторефе. дис....канд. филол. наук / М.Н. Аникина. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988. - 14 с.
5. Нерознак В.П. Ономастика как составная часть лингвокультурологии / В.П. Нерознак // Ономастика Поволжья: материалы VII конф. поволжских ономатологов. - Волгоград: ВГПУ, 1995.
- С. 4-6.
6. Горбаневский М.В. Русская городская топонимия /М.В. Горбаневский. - М.: ОЛРС, 1996.
- 304 с.
7. Рут М.Э. Образная номинация в русском языке / М.Э. Рут. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992.
8. Амирова Дж. Р. Этнографические топонимы Азербайджана: автореф. дис.канд. филол. наук / Дж. Р. Амирова. - Баку, 1992. - 16 с.
9. Дмитриева Л.М. Русская топонимическая система: онтологическое и ментальное бытие / Л.М. Дмитриева // Известия Уральского государственного университета. - Вып. 4. - № 20. - Екатеринбург: УралГУ, 2001. - С. 35-40.
10. Ханаху Р.А. Предисловие / Р.А. Ханаху // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). - Под ред. Р.А. Ханаху. - Майкоп: ГУРИПП, 2002. - 516 с.
11. Казаноко Ж. Избранное /Ж. Казаноко. -
Нальчик: Эльбрус, 1984.
12. Шенкао М.А. Пространство и время в представлении древних адыгов / М.А. Шенкао // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). - Под ред. Р.А. Ханаху. - Майкоп: ГУРИПП, 2002. - 516 с.
13. Юркин Н.Ф. Край мой любимый / Н.Ф. Юркин. - Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1977.
14. Бабич И.Л. Проблемы взаимосвязи этической системы и трансформации адыгского лидерства /ИЛ. Бабич // Мир культуры адыгов (про-
Коротко об авторе_________________________________
Ковлакас Елена Федоровна, к. филол. наук, доцент кафедры культурологии, Морская Г осударственная Академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, [email protected]
Научные интересы: лингвистика, семиотика, теория познания, когнитивная лингвистика, межкультурная коммуникация, лингвокультурология. Исследования этнокультурного пространства Черноморского побережья Северного Кавказа, исследования в области лингвистической детерминированности процессов восприятия и понимания «чужой культуры»
блемы эволюции и целостности). - Под ред. Р.А. Ханаху. - Майкоп: ГУРИПП, 2002. - 5їв с.
15. Меретуков М.А. Система родства и свойства у адыгов I М.А. Меретуков II Ученые записки Адыгейского института истории, языка и литературы. - Т. 2. - Майкоп: ГУРИПП, 1979.
1в. Ханаху Р.А. Институт старейшин в этнокультурной традиции I Р.А. Ханаху I Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). - Под ред. Р.А. Ханаху. - Майкоп: ГУРИПП, 2002. - 51в с.
________________________________Briefly about author
Kovlakas Elena, Candidate of Philology, associate professor of Culturology Department, Admiral Ushakov Marine State Academy, Novorossiysk, [email protected]
Scientific interests: linguistics, semiotics, theory of knowledge, cognitive linguistics, cross-cultural communication, culturological-linguistics. Studies of Black Sea coast ethnocultural space of Ciscaucasia, studies in linguistic determinancy of "alien culture" perception and comprehension proccesses