Научная статья на тему 'Коэффициент трения при тонколистовой прокатке с учетом натяжения полосы и инерционных сил в очаге деформации'

Коэффициент трения при тонколистовой прокатке с учетом натяжения полосы и инерционных сил в очаге деформации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Н В. Капланова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коэффициент трения при тонколистовой прокатке с учетом натяжения полосы и инерционных сил в очаге деформации»

УДК 621.771.24-417

Н.В.Капланова

КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ ПРИ тонколистовой ПРОКАТКЕ С УЧЕТОМ НАТЯЖЕНИЯ ПОЛОСЫ И ИНЕРЦИОННЫХ СИЛ В ОЧАГЕ ДЕФОРМАЦИИ

Известные формулы для расчета коэффициента трения при тонколистовой прокатке не учитывают влияние инерционных сил в деформационной зоне - основную особенность высокоскоростной прокатки. Как показано в работе [I], сила инерции в очаге деформации направлена против хода движения полосы и действует подобно заднему натяжению (рис.),

и таким образом, оказывает существенное влияние на напряженно-деформированное состояние полосы. В совокупности с дейс!вием межклетевых натяжений при прокатке на непрерывных высокоскоростных станах инерционные силы оказывают существенное влияние на эпюры распределения давления и на контактное трение по длине дули касания. Для определения влияния инерционных сил и межклетевого натяжения полосы с использованием закона трения Г.Амонтона тх = /Р составим уравнение равновесия

U. t .y-t у 1 Q

J fpb^Rcosip d(p - J pb^R sm<p dq> - J fpb^Rcosip d(p —l + --- = 0, ( 1 )

у о о 2 2 2

где T3 и ТИ - соответственно сила заднего и переднего натяжения полосы; QM - сила инерции в очаге деформации.

С учетом того, что ширина полосы br = const радиус валков

R — const и если принять, что давление на валки р ~ const, то уравнение ( 1 ) можно представить в таком виде

pbRjfcosíp d<p-pbRjsinq> <3ф-

- ^ г„ , a.Hb -anhb + oMhb л (2)

-pbR I f совф ckp---5--2---— = 0 * }

o ^

Разделив каждый член уравнения ( 2 ) на pbR , получим

« а ^ С7 А, 0 + О

| / cos ф а?ф - |этф ¿ф - J/ cos ф í/ф - = 0 ( 3 )

у 0 0

Если принять, что f ~ const и допустить, что sin у « у, sin а « а, ^ ^

та можно вывести формулу для расчета нейтрального угла с учетом инерционных сил и межклетевого натяжения полосы

а а

У =

а

I_ а I

2/J 4//?/?

Ry2

(4)

С использованием известной зависимости S„ — —— и формулы ( 4 ) получим

h

^ Н[р(А,-1) + а3А,-сгп +ои]

i , i——-

(5)

где и 0 - напряжения соответственно заднего и переднего натяжения полосы; Оц - напряжение силы инерции в плоскости выхода полосы из деформационной зоны: р - давление металла на валки; /У - начальная толщина полосы до пропуска; Л - коэффициент обжатия; К - радиус рабочих валков;

8Н - опытное опережение с учетом влияния межклетевого натяжения.

Сила инерции, возникающая в деформационной зоне, действует против хода движения полосы и определяется по второму закону И .Ньютона как произведение массы металла на ускорение в объеме очага деформации. Силу инерции можно определить по формуле [ I ]

\пХ

X

а напряжение от инерционной силы в опасном сечении - плоскости выхода полосы из очага деформации, можно рассчитать по такой формуле

рИ^ + О^

0 - _ -------------------( 7 )

где р - плотность прокатываемой полосы; $ - скорость прокатки;

- средняя толщина полосы в очаге деформации.

Для расчета коэффициента трения по формуле ( 5 ) при прокатке с натяжением полосы необходимо знать опытное опережение, учитывающее влияние межклетевого натяжения или использовать известную зависимость [ 2 ] для его определения

Q4 , (6)

где S - опытное опережение без учета натяжения;

Сн - константа, представляющая собой тангенс угла наклона прямой к

оси абсцисс [ 2 ], то есть Сн~ 1,2 • 10~3.

Тогда формулу ( В ) можно представить в таком виде

S. = 5M-C.(o,X- <0 (9)

Во втором варианте составим уравнение равновесия с использованием условия

X

трения Э.Зибеля fx = ~

а а

jlkffi^Rcosy dy-jp^Rsmy d<p-

У «

~j2/c/j/£cos(p + = 0, (10)

о III

где к - сопротивление чистому сдвигу полосы. Принимаем

2к = 2к , bv =b = const, = р = const, К = const. / = соллт, тогда получим

а а

2kcpfjbR J cos ф<3ф -pbR J sin <p dtp-

(II )

-2kcpf,bRJ costpdcp--з- n-и— — О

о ^

Принимаем вполне приемлемые допущения

а а

sin у « у, sin а ~ а, tg— я

2 2

После интегрирования и преобразования уравнения ( 11 ) получим формулу нейтрального уг ла в деформационной зоне

Г i. \

_ а

2f,

hq3A,-qn+qH 8k f,R

< 12)

~ v ¿i, ;

Представив среднее сопротивление деформации в виде 2к = - — . из

Л.

формулы (12) получим

) (13)

или

Л "

' _г

Среднее сопротивление деформации для любого пропуска полосы на стане определяется по формуле [ I ]

2кср=2к0 +

( 1 V4 Ку/з)

п

1п Н"

\П+|

- шн-»

Л п+1

П + 1

Н.

(15)

где Я,, и И! - соответственно толщина подката и полосы перед / - тым пропуском;

/;, - толщина полосы после / -того пропуска;

Пип- соответственно модуль и показатель интенсивности упрочнения

полосы:

к(] - сопротивление чистому сдвигу полосы до прокатки. Алгоритм расчета коэффициентов трения приводится ниже

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Введем Я0, Я,, Л,, Я. л, />, а,„0, Я, ст„ ои< р, д.

2. Печатаем Я(р Иг Нп Я, л, /7, ато, Я, С,(, а,,ст„? р, 3.

Я

3. Вьгшслим X = 5Н - 5вл -С„(а,Х-а„), 2/сч -

4. Вычислим 2А" - 2/с0 +

Г 2 у" Я

'щ.Ъ

А

'<* J

V /

5. Вычислим <7 =

у[з } п +1 ри2(Х + \)\пХ

1п

я

2^

6. Печатаем X . 2/с0, 2Ат ,

•я

7. Вычислим —

1-2

8. Вычислим / =

4 А'

п5 V

/

I 5

1 _ "> / "

1 Чл-1

9. Печатаем /,

Библиографический список

1. Кшпанов В.И Теория высокоскоростной тонколистовой холодной прокатки металлов,- Киев: УМК ВО. 1991,- 72 с.

2. Целиков А.Й. Теория расчета усилий в прокатных станах. - М.:Металлургиздат, 1962,- 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.