УДК 621.771.23.0!
В.И.Калланов, Дао Минь Нгынг
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ МЕТАЛЛА НА ВАЛКИ ПРИ ЛИСТОВОЙ ПРОКАТКЕ
Основные обозначения
Huh- толщина полосы до и после пропуска; h - текущая толщина полосы в деформационной зоне; Ми е - абсолютное и относительное обжатие полосы за пропуск; Fx - текущее давление металла на валки в очаге деформации; S = If/a. - показатель условий трения; D - диаметр валков; X = H/h - коэффициент обжатия:
/. - длина дуги контакта полосы с валками; / - коэффициент контактного трения; а - угол контакта (захвата): у - нейтральный угол в очаге деформации: 2к - сопротивление деформации полосы:
°т
к- —7= - сопротивление чистому сдвигу прокатываемой полосы; л/3
GT - предел текучести полосы;
<j3 И ап - напряжения соответственно заднего и переднего натяжения полосы;
С И 0Т - предел текучести полосы соответственно до и после пропуска;
/7 и п- модуль и показатель интенсивности упрочнения полосы.
Давление металла н» валки при прокатке характеризует напряженно-
деформированное состояние полосы в очаге деформации. Поэтому теоретическое и экспериментальное исследование распределения контактных напряжений по алинс дуги контакта в деформационной зоне представляет большой нзучный и практический интерес. Во-первых, это будет способствовать изучению механики взаимодействия валков с прокатываемой полосой и установлению закономерностей пластической деформации в зависимости ог конкретных условий прокатки, а во-вторых, позволит изучить износ и срок службы валков, определить силу прокатки, рассчитать моменты, мощность и удельный расход энергии, что отразится на выкатываемости и точности щокатки тонких полос, а также позволит рассчитать их предельно минимальЮ возможную толщину для каждого прокатного стана.
АЛ.Чекмарев с сотрудниками [1 ] в кратком историческом обзоре, приведенном ниже, отмечает, что распределение контактных напряжений в очаге деформации с давних пор привлекало внимание исследователей и долго оставалось довольно трудной и нерешаемой задачей и в теоретической, и в экспериментальной области научных разработок.
Начиная с прошлого века, ученые высказывали различные гипотезы о распределении давления в очаге деформации при прокатке. Так, например, в 1890 году Грасгоф и Кодрон выдвинули гипотезу, согласно которой максимальное давление отмечается в плоскости входа полосы в деформационную зону и далее по длине очага постепенно уменьшается по прямолинейной зависимости до нуля в плоскости выхода ее из валков. Позже Бласс высказал другую, противоположную гипотезу, по которой давление, наоборот, от нуля при входе в очаг деформации увеличивается до максимума в
плоскости выхода металла из валков. По теории Финка давление металла на валки остается постоянным по всей длине очага деформации.
В 1913 году русский ученый Родзевич - Белевич отметив, что давление зависит от двух факторов - степени обжатия и скорости деформации, впервые вьщринул идею об экспериментальном измерении давления по дуге контакта полосы с валками с помощью точечных месдоз.
Теоретическое определение давления металла на валки стало возможным после существенного развития и достижений математической теории пластичности. Она послужила основой для разработки теории обработки металлов давлением и, в частности, теории прокатки. Т.Карман впервые в 1925 году на основании совместного решения приближенных уравнений равновесия и пластичности получил дифференциальное уравнение давления, решение которого позволило вывести формулы распределения давления металла на валки по зонам очага деформации. В развитие этого метода также внесли большой вклад известные ученые С.И.Губкин, А.И.Целиков, Е.П.Унксов, А.А.Королев, В.С.Смирнов, А.П.Чекмарев, ЕА.Попов, Э.Зибель, А.Надаи, Э.Орован, Ш.Гелеи и др.
Наиболее распространенным и простым является решение АИ.Целикова, который при выводе формул давления металла на валки по зонам очага деформации принял следующие допущения:
- деформация по толщине полосы равномерна и нормальное напряжение постоянно по всей толщине любого сечения в деформационной зоне;
- скольжение металла по всей контактной поверхности взаимодействия с валками в условиях двузонного очага деформации;
- Напряжения сил контактного трения связано с нормальным давлением по закон)' Амонтона;
- коэффициент трения остается постоянным по всей длине дуги контакта;
- сопротивление деформации по очагу деформации постоянно;
- дуга контакта заменена хордой.
Принятые допущения позволили решить уравнение Кармана проинтегрировать в элементарных функциях и вывести формулы распределения давления металла на валки для двух зон очага деформации [ 2 ]: отставания
Эти формулы наиболее простые не учитывают влияния натяжения полосы и упрочнение металла. Решая так же задачу с учетом натяжения, с заменой дуги контакта двумя хордами и при тех же допущениях, А.И.Целиков получил формулы для зоны отставания
и для зоны опережения
рх = — ил+1) —
дг0/| g VSI 1 >yh
И)
где 60
/
а
2к
Формулы А.И.Целикова учитывают влияние основных факторов, а именно: сопротивления деформации, контактного трения, диаметра валков, обжатия и натяжения полосы, но в методике и формулах его имеются кроме некоторых других, главный недостаток: - вогнутая форма эпюр давления не соответствует экспериментальным и при высоких значениях коэффициентов трения их острые вершины имеют очень высокие значения, а в экстремальных случаях эпюры давления зоны отставания и опережения вообще не пересекаются ( рис.1, а ). Такой существенный недостаток, как будет показано далее, характерен и для всех других методов. Формулы А.И.Целикова не учитывают закономерности упрочнения металла при холодной прокатке.
Рис.1. Эпюры давления металла на палки при холодной тонколистовой прокатке. Эпюры, рассчитанные по формулам: а - А.И.Целикова ( 3 ) и ( 4 ); б и в - А.В.Третьякова ( 7 ), ( 8 ) и ( 9 ), ( 10 ); г - А.А.Королева ( 11 ) и ( 12 ) при коэффициентах трения: J - f = 0.03; 2 - f = 0,06; 3 - f = 0,09; 4 - f = 0,12; 5 - f = 0,15; 6 - f = 0.18: 7 - f = 0,21 для условий прокатки полос стали 08КП: Н = 2 мм, D =400 мм; X = 1,4 ; СТ,= 0,1 (2кн ) и СТ, = 0,1(2к, ).
А.В.Третьяков [ 3 } для учета упрочнения получил аналитические зависимости, таким же методом и практически при тех же допущениях, которые принимал А.И.Целиков, но учел по прямолинейному закону упрочнение для небольших обжатий и по параболическому закону для высоких обжатии полосы. Для упрощения и возможности решения дифференциального уравнения равновесия А.В.Третьяков принял при этом в зоне отставания 2к0 = const, а в зоне опережения 2к[ - const и грубое допущение Рх = 2К. В результате уравнения давления получили более простой вид в зоне отставания
а •
V ПХ
Г и Л
и в зоне опережения
Рх„„ = 2 к, 4.
(6)
При учете упрочнения по прямолинейной зависимости получены формулы для зоны отставания
Р х =
л от
(2/с0 -а,) + 2
[кх-к,)н
АИЪ
(К
[К;
1-5
-2
к,-к
I "-о
АНЬ
(7)
и зоны опережения
{кх-к<)к
АИЬ
Н
АНд
(В)
При учете упрочнения по параболической зависимости в зоне отставания
21,кп - 4 Н Н
Д Ь2 и + 1 5
Н I 4 АН2
*1-*о , Г к ь
5 + 1 6
" т (9)
в зоне опережения
=
-•I Г) л
-4
5(8-1) АЛ:
к,-к ' + 4-;—/2
И
АИ
2 "х
К ъ
6-1 5
(Ю)
Эпюры с такими же недостатками приведены на рис. I бив.
А.А.Королев [ 4 ] практически при тех же принятых допущениях, которые приведены выше, учитывая упрочнение полосы по прямолинейной зависимости, получил формулы соответственно по зонам: отставания
где = — - коэффициент упрочнения.
Формулы А.А.Королева более точные по сравнению с формулами А.В.Третьякова, так как они получены без тех грубых допущений, которые имели место при выводе у А.В.Третьякова. Однако, эпюры давления имеют тот же недостаток ( рис.1, г ). В методике АЛ.Королева для расчета среднего давления сделано грубое допущение при определении толщины полосы в нейтральном сечении очага деформации. По его рекомендации толщина
Н + Н
определяется как среднее арифметическое Лу = —-— или как среднее
геометрическое Л - л/ЯЛ. При решении дифференциального уравнения
давления А.П.Чекмарев [1] принял условие контактного трения по Э.Зибелю и постоянным коэффициент пластического трения по длине очага деформации. Геометрическая форма дуги контакта имеет вид окружности. Остальные допущения такие же, как и у А.И.Целикова. А.П.Чекмарев после решения дифференциального уравнения представил формулы коэффициента напряженного состояния полосы в таком виде: для зоны отставания
, , , „ , м+т> К<»§-»§> ,1Я
кнс_ = 1 In ———T-/,(a-<p)+—I-п arctgl-" -(i3
V h «22
для зоны опережения
2/?
Ra2 2/,{1+—) i тт:
кНсш =I-in(l arctg^ 1+-- (14)
Jl + —
V h
Формулы (13) и (14) не учитывают упрочнения металла, которое оказывает большое влияние на напряженно-деформированное состояние полосы при холодной прокатке. Эпюры давления представлены на рис. 2,а.
М.Д .Стоун [5] процесс прокатки заменил осадкой металла между двумя параллельными плитами. Применяя закон трения Г.Амонтона, решил дифференциальное уравнение и получил формулы по законам очага деформации.
Для зоны отставания
«oU-f)
Рх = 2 ке 05)
от
и для зоны опережения
X
""Г
Pv =2ке \ О6)
1 on
где и 2/^.
Главными показателями являются Щ и т,, учитывающие влияние диаметра рабочих валков, контактного трения и степени обжатия.
Е.С.Рокотоян [ 6 ] таким же методом, как и М.Стоун, заменил процесс прокатки осадкой и принял, что упрочнения холоднокатаной полосы происходит по прямолинейной зависимости, вывел формулы распределения давления по зонам отставания
В приведенных выше формулах разных авторов упрочнение полосы чаще всего аппроксимировали прямолинейной зависимостью, но были решения, когда упрочнение выражали степенной функцией [ 7 ] или другой аналитической зависимостью [ 8 ]. Эпюры давления практически ничем не отличаются от ранее приведенных на рис. 1.
Но несмотря на это теории распределения давления в деформационной зоне разных авторов принципиально ничем не отличались, так как имели
практически одинаковую методологическую основу, а значит и имели тот большой недостаток, о котором сказано в монографии А.А.Королева [ 4 ]. Он заключается в том, что теоретические эпюры давления в зонах отставания и опережения имеют вогнутую форму и острые вершины, а экспериментальные, наоборот, вьшуклую форму и куполообразные вершины.
Только применение действительной закономерности упрочнения и закона контактного трения в функции от этой закономерности упрочнения позволили вывести теоретические формулы давления [ 9 ], описывающие выпуклыми эпюрами распределение давления в очаге деформации , что вполне согласуется с экспериментальными эпюрами при холодной прокатке тонких полос (рис. 2б и 3 ).
Расчет эпюр давления выполнен по формулам В.И.Капланова.
Для зоны отставания
и для зоны опережения
/\ = 2t. - а . + 2 fc0(S +1) In Ь- - П
К
5 + t, Н .
-In--1
n +1 hv
+
+ П
5+1
п+1
2 , Я
—In—-V3 h
Библиографический список
1. Чекмарев А.П., Иефеоов A.A., Николаев В.А. Теория продольной прокатки. -Харьков:Изд-во Харьк.ун-та, 1965. - 212 с.
2. Целиков A.M. Основы теории прокатки.- М.¡Металлургия, 1965 . - 248 с.
3. Третьяков A.B. Теория , расчет и исследование станов холодной прокатки. -М.:Металлургия, 1966.- 249 с.
4. Короле« A.A. Новые исследования деформации металла при прокатке. - М.:Машгт, 1953. - 268 с.
5. Королей A.A. Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов. -М.¡Металлургия, 1985. - 376 с.
6. Рокотяи Е.С.. Рокотян С.Е. Эн ер г о силовые параметры обжимных и листовых станов. - М.: Металлургия, 1968,- 271 с.
7. Смирнов B.C. Теория прокатки,- М.¡Металлургия, 1967. - 460 с.
8. Теория обработки металлов давлением///.,?/. Тарповский, А.А.Поздеев, О. А. Га наго и ^.-М.:Металлургиздат, 1963. - 672 с.
9. Kama нон В. //.Вы со к о скоростная холодная прокатка тонких полос. - Киев: В ища школа, 1993. - 254 с.