КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1
У. Г. ТРИБУНСКАЯ
В данной статье рассматриваются основные проблемы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в современной экономике. В настоящее время одним из условий развития экономики является развитие предпринимательства. Несмотря на то, что Россия предпринимает комплекс мер по улучшению инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, ряд проблем остается нерешенным.
Ключевые слова: инфраструктура, предпринимательство, инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности, малый и средний бизнес.
На сегодняшний день изучение проблем и направлений развития инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности является одной из первостепенных задач российской экономики. Россия переходит к современным условиям развития, где одним из главных факторов является инфраструктура. Инфраструктура требует постоянного изучения, поскольку является системой обеспечения предпринимательской деятельности. Предпринимательство, в свою очередь, формирует стабильность в экономике.
Понятие «инфраструктура бизнеса» подразумевает подход по решению проблем бизнеса с помощью государственных и негосударственных органов, институтов, организаций, чья деятельность непосредственно направлена на обслуживание и поддержку предпринимателей и предприятий. Поэтому зависимость уровня развития предпринимательства от инфраструктуры поддержки бизнеса трудно переоценить [2].
В сфере предпринимательства содержится большая часть препятствий и трудностей на пути инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Можно выделить ряд проблем, действующих на развитие инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности:
1. Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства.
1 Статья подготовлена в рамках НИР по заказу Министерства образования и науки РФ «Изучение теоретических основ устойчивости развитых социально-экономических систем» (регистрационный номер: 6.5727.2011).
Одной из основных проблем, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, все еще является несовершенство нормативно-правовой базы. Несовершенство законодательства, которое имеет отношение к регулированию системы государственной поддержки малого предпринимательства - это один из главных факторов, который препятствует развитию данного сектора [2].
Для улучшения нормативно-правовых основ требуется выполнить следующие необходимые меры:
- установить упрощенную процедуру регистрации и ликвидации малых предприятий;
- организовать ведение негосударственного реестра контролирующих, проверяющих, и инспектирующих организаций, и объектов их проверок в малом бизнесе;
- укрепить строгий порядок для осуществления проверок субъектов малого бизнеса и ответственности должностных лиц, проводящих проверку;
- законодательно закрепить обязанности контролирующих органов;
- установить шкалу возможных наказаний для фискальных организаций, превышающих полномочия;
- разработать механизм отмены ведомственных и местных актов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения существующих законов;
- ввести ответственности должностных лиц за оказание препятствий в деятельности и создании малых предприятий.
Для облегчения доступа к государственному и местному заказам требуется обеспечить совершенствование порядка организации государственных заказов следующим образом:
- предотвратить дискриминацию малых предприятий по отношению к крупному бизнесу и государственным предприятиям;
- ввести ответственности государственных юридических лиц в случае нарушения законов, регулирующих проведение тендеров;
- оглашать бюджеты, отведенные под госзаказы, и распространять информацию об условиях участия.
2. Недостаток механизмов для кредитования начинающих субъектов предпринимательства. Осложненный доступ к финансовым ресурсам, недостаток государственных систем гарантирования кредитов для малых предприятий определенно понижают предпринимательскую активность населения, не стимулируют к развитию малых производств. Наибольший финансовый ресурс имеют банковские структуры. Но сегодня банковский капитал недостаточно функционирует на рынке малого предпринимательства.
Для обеспечения доступа предпринимателей к кредитам необходимо не только поддерживать существующий сектор малого предпринимательства, но и способствовать появлению новых предприятий, развивать существующие.
Необходимыми условиями обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования, а также возможности открыть бизнес, являются:
- Формирование государственной системы кредитных гарантий
Распределение кредитных рисков между банками, лизинговыми компаниями и государством является перспективным путем при осуществлении государственной политики в области малого предпринимательства, обеспечивающее их доступ к финансовым ресурсам. Государство сможет побуждать банки и лизинговые компании к оказанию финансирования для малых предприятий и сделать целевое кредитование посильным для малого бизнеса, только если само станет частично гарантировать эти инвестиции.
В складывающихся партнерских отношениях между государством и банками государственная поддержка не заменяет собой банковскую систему, а стимулирует кредитование малого бизнеса.
Главным условием успеха системы будет, в первую очередь, доверие банков к Федеральному и Региональным гарантийным фондам. Банкам необходимо быть уверенными, что в результате
неплатежеспособности предприятия, деньги им будут возвращены.
- Ориентация банков с государственным участием в уставном капитале на участие в кредитовании малого предпринимательства
Основным ресурсом для финансирования малого предпринимательства могут стать средства, которые находятся в распоряжении банков с государственным участием в уставном капитале. Для этого требуется обеспечить принятие органами управления банков решений о направлении определенной доли ресурсов, которые имеются в их распоряжении, на кредитование малого предпринимательства. Подобные операции могут осуществляться банками, например, Сбербанком и Россельхозбанком, которые имеют развитую филиальную сеть и опыт работы с населением и со сравнительно мелкими организациями.
- Внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем лизинга
Для дальнейшего развития использования лизинга оборудования, как эффективной формы поддержки малого предпринимательства, необходимо ликвидировать существующие расхождения в действующих нормативных документах различных уровней.
Для расширения способа приобретения предмета лизинга, т. е. сделать приоритетом сам факт приобретения имущества, необходимо исключить обязательства приобретения его у «продавца».
Такой способ даст возможность добавить в оборот, кроме понятия «купля оборудования», также «создание оборудования» или «безвозмездная передача», это позволит гораздо расширить поддержку отечественных производителей в результате организации лизинга их продукции, а также повлиять на развитие лизинга в строительном секторе, включая направление «лизинг под ключ».
Необходимо предусмотрение механизма предоставления в лизинг нерационально используемого или неиспользуемого государственного имущества (имущества предприятий - банкротов).
- Субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого пред-принимател ьства
Значимой причиной, которая затрудняет доступ субъектов малого предпринимательства к внешним финансовым ресурсам, является высокий уровень процентной ставки по банковским кредитам. Данный уровень ставок вызван в результате ряда причин, который при создании системы государственных гарантий будет сложен определенным категориям малого предпринима-
тельства в ближайшем будущем. В связи с этим, необходимо использовать субсидирование процентных ставок по привлекаемым ими кредитам банков, как подход поддержки некоторых категорий малых предприятий. Используя данный способ государственной поддержки, малое предприятие может привлечь кредит коммерческого банка на обычных условиях, где фонд или специализированная государственная организация, осуществляющая поддержку развития малого предпринимательства, берет на себя часть затрат на оплату процентной ставки по данному кредиту.
Главным достоинством данного способа государственной поддержки является тот факт, что риск невозврата кредита базируется на субъекте малого предпринимательства и банке, это будет способствовать детальной проработке вопросов коммерческой окупаемости проектов.
- Предоставление льготных займов для малого предпринимательства через систему фондов поддержки малого предпринимательства
Опыт предоставления льготных займов за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, согласно федеральным, региональным и муниципальным программам поддержки малого предпринимательства положительно влияет на развитие малого предпринимательства.
Для оказания поддержки малым предприятиям данным методом требуется привлечение больших средств. Поскольку он обладает повышенной рискованностью для организаций, которые предоставляют займы, его использование должно быть ограничено по мере действия использования других форм поддержки.
- Содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов
Привлечение и накопление внебюджетных финансовых ресурсов требует создания обществ, кредитных кооперативов, союзов взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес на местах с предоставлением условий для централизованной закупки кредитных ресурсов на рынке с их дальнейшим распределением по умеренным ставкам между ними.
В процессе создания требуемой правовой базы, кредитные кооперативы могут обеспечить более надежную защиту средств вкладчиков и стимулировать более широкое общественное доверие к финансовым операциям и финансовым учреждениям.
- Развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства
Сегодня венчурное финансирование совместно с имеющимся в России высоким интеллектуальным потенциалом, значительным количеством интересных инновационных разработок, способно создать условия для успешной конкуренции отечественных предприятий на мировых рынках и обеспечить резкий подъем экономики страны.
Для воплощения данного метода требуется организация обширной сети технопарков, которые бы являлись базовой инфраструктурой развития инновационного малого предпринимательства.
3. Несовершенство системы налогообложения. Сокращение налоговой нагрузки, упрощение налоговых процедур и отчетности являются приоритетными направлениями налоговой политики и являются существенными для улучшения налогового климата для малого бизнеса. Наиболее важным фактором в формировании теневой экономической деятельности в сфере малого бизнеса является налоговая политика государства, при которой уплата всех налогов значительно снижает рентабельность малых предприятий.
Система налогообложения малого бизнеса нуждается в дальнейшем совершенствовании, вопреки введению ряда изменений, которые являются выгодными для развития малого бизнеса и содействуют его легализации. Необходимо с учетом инфляционных процессов в экономике увеличить размер показателей, при которых малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения, а также увеличить размеры показателей, с которыми субъект малого предпринимательства может воспользоваться налоговым режимом вмененного дохода.
4. Неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий. Одной из основных проблем развития малого предпринимательства является неразвитость информационной поддержки малого бизнеса. Широкому кругу предпринимателей малодоступна информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании.
Обеспечение информационной поддержки малого бизнеса требует объединенных усилий и ресурсов государственных и частных организаций, оказывающих поддержку предпринимательства, которые профессионально и эффективно работают на информационном рынке и имеют успешный опыт в реализации 1Т-проектов, что предполагает:
- более эффективное использование существующей инфраструктуры поддержки малого
бизнеса и информационных систем для обеспечения бизнеса;
- использование интернет-технологий для обеспечения облегченного доступа предпринимателей к информации;
- государственная поддержка внедрения и распространения передовых информационных технологий в малом бизнесе;
- взаимодействие со средствами массовой информации в продвижении бизнеса;
- распространение передового опыта существующих систем поддержки малого бизнеса.
Стратегической целью информационной поддержки малого бизнеса является формирование межрегиональных и общенациональных информационных сетей поддержки бизнеса на основе действующих инфраструктур путем координации, интеграции и взаимодействия существующих информационных систем, программных обеспечений и поддержки малого бизнеса. Конкретные цели для обеспечения роста и качества информационных услуг, предоставляемых малым предприятиям, предусматривают:
- объединение информационных ресурсов, связанных с поддержкой малого бизнеса;
- усиление обмена информацией между организациями, оказывающими услуги и поддержку малому бизнесу;
- расширение видов и типов, предоставляемых предприятиям малого бизнеса информационных услуг (маркетинговые исследования, позиционирование на рынке, поиск потенциальных клиентов, международные связи, дистанционное обучение, обучение и т. д.);
- разработку и внедрение новых информационных технологий в информационное обслуживание малого бизнеса.
Необходимо в полной мере способствовать интеграционным процессам в пределах уже существующей информационной инфраструктуры, расширению информационного пространства для структур поддержки бизнеса в России. Это обеспечит предпринимателей квалифицированными информационными услугами по различным аспектам ведения бизнеса, продвижением продукции малых предприятий на межрегиональные и международные рынки. Главной составляющей в этом направлении должен стать комплекс мер по снижению издержек малых предприятий путем предоставления льготного доступа к информационным ресурсам. Необходимо укрепить позиции существующих информационных структур, дополнить их рядом новых функций и услуг, усовершенствовать информационные технологии и
ресурсы. Все это в совокупности увеличит объем и качество работы по информационной поддержке малого бизнеса в России.
Следующее направление модернизации информационной поддержки малого бизнеса - это обновление и постоянное пополнение информационных ресурсов действующих межрегиональных сетей поддержки малого бизнеса. Ранее упоминалось, что информация является ключевым фактором в развитии малых предприятий. Российское малое предпринимательство не может нормально развиваться без дешевой и полной информации о рынке и его потребностях, имеющихся технологиях выхода на рынок, без дешевых средств обеспечения информации о своей продукции и услугах.
Подготовка специалистов по информационным технологиям для структур поддержки предпринимательства и предприятий малого бизнеса, разработка и издание учебных и информационнометодических материалов также является важным направлением. Здесь главный механизм заключается в содействии повышения профессионального уровня сотрудников организаций, которые занимаются информационной поддержкой бизнеса. Необходимо организовать ряд образовательных семинаров, круглых столов, тренингов, лекций по всевозможным аспектам использования информационных технологий в предпринимательской деятельности.
Основным результатом реализации направления формирования региональных и межрегиональных систем информационной поддержки предпринимательской деятельности должно стать объединение региональных информационных ресурсов, переход к системам межрегионального распределения товаров и услуг для малого бизнеса, укрепление горизонтальных связей, устранение дублирования в формировании информационных ресурсов, повышение качества и спектра информационных баз данных. В конечном итоге, в результате улучшения качества и доступности региональных консультационных услуг, малые предприятия смогут сэкономить финансовые ресурсы.
Следующим направлением является обеспечение эффективного функционирования малых предприятий на внешних рынках. Основной метод этого направления - это разработка и внедрение информационных технологий, которые обеспечивают дешевые и эффективные формы участия российских предпринимателей на международных рынках. В конечном итоге должно быть повышение эффективности информационных систем по продвижению продукции малых пред-
приятий на различные рынки, созданы функциональные системы поиска партнеров, инструменты по организации выставочной деятельности, по информации о новых товарах и услугах.
Значимой особенностью направления создания новых и поддержка старых эффективно действующих региональных и межрегиональных информационных центров по поддержке предпринимательской деятельности, должна стать разработка и внедрение систем оценки качества информационных услуг, оказываемых предприятиям малого бизнеса.
5. Проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства. Кадровое и консультационное обеспечение предпринимательской деятельности являются наиболее важными типами инфраструктурной поддержки бизнеса. Большая часть инфраструктуры обеспечивает подготовку кадров непосредственно проведением краткосрочных семинаров, оказанием консультационных услуг [3].
Создание согласованной и эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства приведет к реструктуризации экономики России, а также формированию цивилизованного класса предпринимателей, созданию новых рабочих мест, решению других социальных проблем на региональном и местном уровнях. Эта тенденция должна быть приоритетом в системе мер, которые направлены на дальнейшее развитие и совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Разработка образовательных услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей различных социальных групп (молодежи, безработных и незанятых граждан, вынужденных переселенцев, уволенных в запас военнослужащих и т. д.) в рамках подготовки к предпринимательству, должна стать одной из важных задач органов государственной власти, негосударственных и общественных организаций, призванных обеспечивать поддержку и способствовать развитию предпринимательства в России.
Работа, направленная на подготовку кадров по предлагаемой модели, может быть эффектив-
ной формой государственной поддержки предпринимательства и стимулировать решение проблемы создания цивилизованных рыночных отношений в сфере малого предпринимательства в Российской Федерации [1].
Дальнейшее развитие бизнеса во многом зависит от решения вышеперечисленных проблем, потому что является ведущим фактором становления условий, где сфера предпринимательства может благополучно развиваться. Все это может привести к росту количества субъектов малого предпринимательства, повышению доли бизнеса в наполняемости бюджетов всех уровней, увеличению количества рабочих мест, повышению конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в этом секторе экономики.
Литература
1. Проект концепции Государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. URL: http://www.smb.ru
2. Сухова С. А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12.
3. Сухова С. А. Проблема инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 2.
* * *
KEY PROBLEMS OF THE INFRASTRUCTURE PROVIDING THE ENTERPRISE ACTIVITY IN MODERN RUSSIA
U. G. Tribunskaya
In this article the main problems of infrastructure ensuring business activity in modern economy are considered. Now one of conditions of development of economy is business development. In spite of the fact that Russia undertakes packages of measures on improvement of infrastructure ensuring business activity, a number of problems remain unsolved.
Key words: infrastructure, business, infrastructure ensuring business activity, small and medium business.