Научная статья на тему 'Государственная поддержка обеспечения инфраструктуры предпринимательской деятельности в России'

Государственная поддержка обеспечения инфраструктуры предпринимательской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Андрей Владимирович

Охарактеризовав функции, цели и задачи инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в целом, автор в статье классифицирует и характеризует каждый основной элемент инфраструктуры предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка обеспечения инфраструктуры предпринимательской деятельности в России»

УДК 351.712 © А. В. Тимофеев, 2012

А. В. Тимофеев государственная поддержка обеспечения

инфраструктуры предпринимательской

деятельности в россии

Охарактеризовав функции, цели и задачи инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в целом, автор в статье классифицирует и характеризует каждый основной элемент

инфраструктуры предпринимательства.

Инфраструктурное обеспечение - это широкое понятие, включающее в себя множество различных элементов, поэтому его необходимо рассматривать, как минимум, с двух точек зрения. Одна из них включает в инфраструктуру юридический и институциональный компоненты, в состав которых входят законодательство о собственности и торговое право; статистический и бухгалтерский учет; адекватные к рынку научно-технические стандарты; кадры, обеспечивающие функционирование вышеперечисленных видов инфраструктуры рынка. Вторая - специальные звенья и подразделения, которые обслуживают и обеспечивают нормальное функционирование конкретного рынка (товарного, ценных бумаг, валютного, аграрного и т.д.).

В условиях развивающейся экономики инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности, а также взаимодействие его элементов играют очень важную роль. Успех становления и развития цивилизованной и адаптивной к динамичным рыночным условиям экономики напрямую зависит от эффективной работы и взаимодействия элементов предпринимательской инфраструктуры.

В настоящее время существует четкое представление об инфраструктурном обеспечении предпринимательства.

Элементы инфраструктуры предпринимательства подразделяются на две группы.

1. Первая группа: основные элементы

a. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства

b. Микрофинансовые организации

2. Вторая группа: специальные элементы

a. Информационно-консультационные центры

b. Учебно-деловые центры

c. Бизнес-инкубаторы

d. Технопарки

e. Франчайзинговые центры

£ Лизинговые центры

Дадим характеристику каждому элементу инфраструктурного обеспечения.

1. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

По словам В. Высокова, генерального директора Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого

предпринимательства (ФФПМП) [1] - важная составная часть системы государственной поддержки малого бизнеса. Имея своими основными задачами создание эффективно действующего механизма для реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и участие в долевом финансировании региональных и межрегиональных программ и проектов, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса, Федеральный фонд осуществляет следующие направления деятельности:

1. Содействует формированию рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции;

2. Участвует в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей условия и возможность для осуществления деятельности в сфере малого предпринимательства;

3. Участвует в финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, а также ресурсов других кредитно-финансовых организаций (под государственные гарантии Правительства Российской Федерации) для развития малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки;

4. Способствует поддержке инновационной деятельности предпринимательских структур;

5. Налаживает информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей;

6. Содействует развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.

Изначально данный фонд планировался как кредитное учреждение, предоставляющее различного рода кредитование малого и среднего бизнеса. Получение средств осуществлялось через бюджеты всех уровней и благодаря поступлениям от приватизации, добровольных взносов и процентов от льготных кредитов.

Однако на данный момент в связи с кризисом, а также в связи с некоторыми изменениями в политике, происходящими, прежде всего, на региональном уровне, все чаще говорится о необходимости оставить в ведении Фонда только 10% средств, а 90% средств передать фондам субъектов федерации для

их самостоятельного распределения. При этом Фонд все меньше занимается выполнением основной функции - кредитования. Акцент в его деятельности перемещен на развитие инфраструктурных реорганизаций, то есть на создание лизинговых компаний и бизнес-инкубаторов. Таким образом, все большее количество аспектов развития предпринимательства перераспределяется на регионы. Поэтому развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности теперь напрямую зависит от решений местных властей и наличия общей концепции развития субъектов федерации.

2. Микрофинансовые организации.

Микрофинансирование - это деятельность, направленная на оказание финансовых услуг начинающим субъектам малого предпринимательства. Данный инструмент проявляет свою эффективность в достижении более открытого доступа малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, разрешает многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес.

Цель микрофинансирования [2] состоит в формировании высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для поддержки начинающих предпринимателей в приобретении опыта получения прибыли и наращивания капитала. Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющего беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории, а также способствует решению как минимум трех задач:

1. Увеличение количества предпринимателей;

2. Рост налоговых поступлений;

3. Наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.

Микрофинансовые институты оказывают предпринимателям услуги, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым всю финансовую систему. Условия, выставляемые коммерческими банками, нередко оказываются непосильными для предпринимателей (особенно это касается обеспечения кредита). Учреждения микрофинансирования осуществляют с некоторой выгодой и низкой степенью риска небольшие по размеру финансовые операции, которые не являются привлекательными для коммерческих банков. Программы микрофинансирования осуществляют:

1. Специализированные микрофинансовые институты, которые занимаются исключительно предоставлением кредитов и финансируются из внешних источников;

2. Кредитные союзы - организации с коллективным членством, которые создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам, и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Как

правило, у них нет выхода на внешние источники финансирования;

3. Сельскохозяйственные кредитные кооперативы - организации с коллективным членством, такими как кредитные союзы, работающие преимущественно с фермерами и предприятиями, связанными с сельскохозяйственным производством;

4. Фонды поддержки предпринимательства.

Теперь дадим характеристику элементам второй

группы.

3. Бизнес-инкубаторы

По российскому законодательству бизнес-инкубатор - это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.

Бизнес-инкубатор [3] - это организация, создающая наиболее благоприятные условия для начального развития малых предприятий путем предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий офисными, производственными и складскими площадями на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. В комплекс услуг входят: секретарские, бухгалтерские, юридические, образовательные, консалтинговые, а также в ряде случаев помощь в получении кредита на развитие дела и выход на местные рынки. Стартовые деньги - не единственный дефицитный ресурс для вновь возникающих компаний. Предоставление комплекса услуг - одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.

Главное назначение «инкубаторов» - предна-чальная и первоначальная поддержка малых предприятий, помощь потенциальным предпринимателям, которые хотят, но не могут начать собственное дело. Бизнес-инкубатор как одна из форм такой поддержки значительно облегчает развитие новых фирм. Отличительной чертой данной формы организации является то, что в первую очередь данная структура осуществляет развитие не конкретного товара или услуги, а автономного хозяйствующего субъекта.

Деятельность бизнес-инкубаторов довольно эффективна. По различным данным, от 70 до 80% выпускников инкубаторов функционирует еще минимум 3 года, в то время как по меньшей мере 3/4 не-инкубируемых компаний погибают в первые полтора года своего существования.

Конечным продуктом деятельности бизнес-инкубатора является независимый предприниматель, хорошо адаптированный к условиям рыночной среды.

Технопарки.

Технопарк - особая организация, в которой объ-

единены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка заключается в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

Создание технопарков в России проходило в два этапа. Первый этап создания индустриальных парков приходится на 1990-е гг. [4]. Обычно предприятие продолжало основную деятельность, а излишки территории и производственно-складских помещений предлагались арендаторам в том состоянии, в котором они были на тот момент. Основное предприятие предоставляло на платной основе компаниям-арендаторам электричество, воду, тепло, квоты на промышленные сбросы в канализацию, обеспечивало охрану. В последнее время к развитию технопарков применяют более профессиональный подход. В первом варианте предприятие приобретают для последующей перепродажи или сдачи в аренду. С этой целью реконструируют его производственные и административные здания, расчищают территорию для новых пользователей. Второй вариант - перестройка арендодателем офисных или производственно-складских зданий под гарантию долгосрочной аренды со стороны арендатора. Не исключены случаи, когда технопарк может появиться по инициативе местной администрации, которая берет на себя проектирование и предварительное оснащение инженерной инфраструктурой промышленных зон на муниципальной земле с одновременным привлечением арендаторов или покупателей подготовленных участков.

Франчайзинговые центры.

Франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза [5] - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

Посредством франчайзинга и с минимализацией начальных, стартовых капиталовложений производится как бы опробование рынка на его восприимчивость к тому или иному виду товаров или услуг. При успехе франчайзинговые отношения могут перейти на следующий этап сотрудничества - передачу технологий и организацию в регионе франчайзи производства данного товара. Именно поэтому франчайзинг представляет собой наибольший интерес для представителей среднего и малого бизнеса. А активность по операциям типа франчайзинга непрерывно

растет как в мировом масштабе, так и по нашим российским показателям [6].

Филип Котлер [7] выделяет следующие признаки франчайзинга:

1. Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

2. Франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

3. Франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

Следует отметить, что особенно в последние 2 года существенно увеличилось производство российскими предприятиями строительной продукции под марками различных ведущих мировых производителей.

4. Лизинговые центры.

Лизинг [8] - это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями. Лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у указанного продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

В зависимости от срока полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора лизинга различают [9]:

1. Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя.

2. Операционный (оперативный) лизинг. Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. Обычно предметом лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении лизингодателя активы (может не быть третьей стороны - продавца).

3. Возвратный лизинг - в данном виде лизинга продавец лизингового имущества одновременно является лизингополучателем. Фактически это форма получения кредита под залог производственных фондов и получения дополнительного экономического эффекта от различий в налогообложении.

В России объем инвестиций, получаемых через лизинг, на протяжении последних лет не превышает 3% от общего их объема, в 2000 г. это была сумма порядка 3 млрд. руб. Российские банки по-прежнему неохотно вкладывают средства в сферу реального производства. Это связано с терминологическими неопределенностями в комплексе нормативных документов, несовершенством принципов бухгалтерского учета, неразвитостью арбитража, слабой государственной поддержкой лизинга. Одна из потенциальных возможностей лизинга - реальный доступ к зарубежным ресурсам (которые значительно

дешевле российских) - может быть реализована через международный лизинг. Но на практике таможенные барьеры и барьеры законодательства о валютном регулировании и валютном контроле не позволяют в большинстве случаев эффективно проводить подобные схемы. До тех пор, пока государство действительно не начнет решать вышеперечисленные проблемы, лизинг как способ развития реального производства останется на бумаге. Впрочем, как показывает опыт, лизинговая компания и в России может работать прибыльно. Правда, в основном это касается организаций, органично влившихся в холдинги, финансово-промышленные группы и обслуживающие узкий круг клиентов. А вот у компаний, пытающихся кредитовать основное звено рыночной экономики - малый и средний бизнес, возврат лизинговых платежей, по пессимистичным оценкам, составляет порядка 30%.

Помимо перечисленных выше элементов, инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности формируют торгово-промышленные палаты.

Торгово-промышленная палата [10] (ТПП) Российской Федерации является негосударственной, некоммерческой организацией российских предприятий и российских предпринимателей, созданной с целью поддержки развития экономики Российской Федерации, формирования современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развития всех видов предпринимательства, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, а также упрочения торгово-экономических и научно-

технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

Российская торгово-промышленная палата имеет сложную организационную структуру, в которой каждое подразделение выполняет различные функции, отвечает за разные сферы предпринимательской деятельности. ТПП оказывает поддержку российским предприятиям и предпринимателям, представляет и защищает их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за рубежом, организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности и их взаимодействие с государством в лице его органов.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвует в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области, оказывает информационные услуги, способствует организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства [11].

ТПП содействует развитию экспорта российских товаров и услуг, проведению операций на внешнем рынке и освоению новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, принимает меры по урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями, недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства, а также выполняет задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4 декабря 1995 г. № 1184-ФЗ.

2. МамутаМ. Микрофинансирование: вчера, сегодня... завтра? // Микроfinance+. 2009. №4. С. 26.

3. Что такое Бизнес-инкубатор? // Бизнес-инкубатор54: Консалтинговое агентство. URL: //http://www.business-incubator54.ru/bis_inc.php

4. Тиль А. Парк индустриального периода // Бизнес-консультант. 2010. №1/2. С. 12.

5. Спинелли C., РозенбергР. М., Берли C. Франчайзинг. Путь к богатству. М.: Вильямс, 2007. С. 43.

6. Франчайзинг // Омская торгово-промышленная палата: информационный бюллетень. 1997. №2. С. 160.

7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2004. С. 575.

8. Иванов А. А. Договор финансовой аренды (лизинга). М.: Проспект, 2001. С. 87.

9. ХаритоноваЮ. С. Договор лизинга. М.: Юрайт-М, 2002. С. 156.

10. Российская власть: структура, телефоны, адреса // Справочник для чиновников и бизнесменов. URL: http://www. informprom.ru/about.html?5

11. Направления деятельности торгово-промышленной палаты // Торгово-промышленная палата. URL: http://www. tpprf.ru/ru/about/

Сведения об авторе:

Тимофеев Андрей Владимирович - директор департамента корпоративного развития, аспирант Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.