Научная статья на тему 'Элементы инфраструктуры предпринимательства'

Элементы инфраструктуры предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1948
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цатхланова Тамара Тавиновна, Деликов Т. Г.

Исследуются проблемы, возникающие в предпринимательской среде в процессе развития рыночных отношений. Особое внимание уделено созданию условий для эффективного и устойчивого развития предпринимательства его инфраструктурному обеспечению. Выделены инфраструктурные элементы предпринимательства: региональные фонды поддержки малого предпринимательства, центры по исследованию проблем, специализированные банки, бизнес-инкубаторы, консультационные фирмы и др. Рассматривается функционирование элементов инфраструктуры. Подчеркнута необходимость развивать новые для России элементы венчурный бизнес, предлагается двухуровневая система лизинговых отношений. Библиогр. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF BUSINESS INFRASTRUCTURE

Problems arising in the business environment during market relations development are researched. Special attention is paid to creating conditions of effective and steady development of business and to supporting its infrastructure. The following business infrastructure elements are highlighted: regional funds for small business support, centres of the problem research, specialized banks, business incubators, consulting firms etc. The infrastructure element functioning is considered. The necessity for Russia to develop new infrastructure elements such as venture business is stressed. A two-level system of leasing relations is offered.

Текст научной работы на тему «Элементы инфраструктуры предпринимательства»

ББК 65.050.1

Т. Т. Цатхланова, Т. Г. Деликов Калмыцкий государственный университет

ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

На современном этапе развитие экономических отношений неотрывно от процесса становления и стабилизации предпринимательского сектора. Главенствующая роль здесь принадлежит инфраструктуре предпринимательских отношений, в задачи которой должно входить не только обеспечение процесса становления сектора малого предпринимательства, но и создание условий для его эффективного и устойчивого развития. Достичь этого возможно благодаря совокупности мер, позволяющих адекватно реагировать на изменяющиеся экономические условия, координируя деятельность элементов инфраструктуры в регионе и на различных уровнях управления (информирование о реальных возможностях, доступ к информационным сетям, решение кадровых проблем, финансовое и налоговое консультирование и др.).

Основные элементы (звенья), оказывающие государственную поддержку и финансовую помощь малому предпринимательству, включают в себя фонды поддержки малого предпринимательства и микрофинансо-вые организации.

В настоящее время роль главного заказчика и реализатора соответствующих федеральных программ развития малого бизнеса выполняет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. На таких принципах работают и региональные представительства. Общими целями и задачами Фонда являются:

- создание благоприятных рыночных условий для развития малого предпринимательства;

- поддержание равноправных сторон в рыночных отношениях;

- развитие инфраструктуры малого предпринимательства;

- обеспечение конкурентного порядка и динамики деловой активности.

При поддержке подобных центров успешно работают несколько десятков малых предприятий, складывается эффективная система надомного труда.

Иными словами, элементами таких инфраструктурных отношений становятся: региональные фонды поддержки малого предпринимательства, центры по исследованию проблем предпринимательства, специализированные банки, гарантийный фонд, страховые и лизинговые компании, бизнес-инкубаторы, консультационные фирмы и др.

Финансирование большей части работ по созданию инфраструктурных связей, на наш взгляд, должны осуществлять Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и его региональные представительства. Однако именно отсутствие финансовых средств является основным пре-

пятствием для эффективной работы Фонда. Для аккумуляции средств на счетах Фонда следует предусмотреть следующие источники поступлений:

- средства из федерального и республиканских бюджетов;

- отчисления от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества;

- дивиденды от банковских структур, предприятий и организаций, созданных при поддержке Фонда;

- иностранные инвестиции;

- отчисления от средств, получаемых в результате регистрации предприятий.

Проблемы финансирования малого предпринимательства во многом определяются структурой и финансовым состоянием кредитных организаций. Практика показывает, что единственным реальным внешним источником финансирования малого предпринимательства в настоящее время является банковский кредит.

Общеизвестно, что развитию малого предпринимательства в России мешают административные барьеры, высокие налоги и невозможность получить банковские кредиты под невысокие проценты. Несмотря на это, в 2004 г. сектор малого предпринимательства вырос на 10 % [1].

Одним из путей решения данной проблемы как нам представляется, является микрофинансирование. В настоящее время микрофинансирование недооценивают, а между тем - это действенный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства [2].

Так, в 2003 г. Правительство РФ выделило Российскому банку развитие (РосБР) гарантийный фонд в размере 3 млрд руб. Под гарантийный фонд РосБР будет искать инвесторов, а затем продавать кредитные линии «аккредитованным» региональным и общероссийским банкам с разветвленной сетью. Банки, купившие кредитный ресурс оптом, будут продавать кредиты малым предприятиям. С 1 июля 2004 г. Внешторгбанк запустил новую программу, которая открывает новые правила кредитования малого предпринимательства. В пилотный проект вошли 11-ю филиалами банка и 4 дипофиса. Всего за месяц 11 филиалов банка выдано около 100 кредитов на сумму 5,5 млн долл.

Преимущества микрофинансовых организаций (МФО) в работе с субъектами малого предпринимательством заключаются в следующем:

- упрощенные требования к документации и отчетности малых предприятий;

- короткие сроки рассмотрения заявки;

- гибкие формы обеспечения займов;

- доступность денежных средств и обслуживание, ориентированное на клиента.

Результаты обобщенного анализа развития системы микрофинансирования малого предпринимательства в России позволяют предложить следующие меры по ее дальнейшему совершенствованию:

- развитие системы государственного гарантирования инвестиционных кредитов малым предприятиям с участием федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства;

- повышение действенности льгот банковскому сектору по долгосрочному кредитованию, кредитованию малых предприятий;

- стимулирование развития банков, специализирующихся на работе с малым бизнесом;

- развитие системы обучения банковского персонала, в особенности в региональных банках, методам и технологии кредитования малого бизнеса;

- принятие государственных программ, направленных на развитие кредитования малого предпринимательства отечественными кредитными организациями;

- создание специальных программ кредитования в системе мер поддержки малого предпринимательства, которые должны в большей степени адресоваться начинающему бизнесу, инновационным фирмам, фирмам производственной направленности;

- определение периода льготного погашения, если кредит имеет инвестиционный или инновационный характер, а также для целей организации предприятий в социально значимой среде;

- скорейшее принятие закона «Об обществах взаимного кредитования», без которого невозможно полностью легализовать уже существующие на практике каналы движения более дешевых средств в малый бизнес и дать им возможность развиваться.

В состав специальных элементов инфраструктуры малого предпринимательства, содействующих повышению конкурентоспособности и способствующих осуществлению инноваций в деятельности малых предприятий, включены консалтинговые, учебно-деловые, франчайзинговые, лизинговые центры, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Важнейшее место в инфраструктуре малого предпринимательства занимают информационно-консалтинговые центры.

Под консалтингом понимается профессиональная помощь предпринимателям со стороны специалистов, которая выражается в анализе функционирования и развития предприятия и осуществляется в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений. Российский рынок консалтинговых услуг относится к молодым рынкам. На протяжении последних лет он является одной из самых быстро растущих сфер отечественного бизнеса. Так, объем консалтинговых услуг в первом полугодии 2004 г. вырос на 70 % по сравнению с 2003 г.

В настоящее время определена структура рынка консалтинговых услуг, которая сложилась в России к середине 2004 г..

Главным элементом в структуре рынка консалтинговых услуг является управленческий консалтинг, на который приходится треть всего рынка (34,4 %). Потребность в управленческом консалтинге возникает в случае намечаемых изменений в деятельности предприятия, ухудшения общих результатов этой деятельности (включая кризисные ситуации) либо

неясности перспектив дальнейшей работы, с чем сталкивается в настоящее время большинство российских малых предприятий. В такой ситуации консультирование носит многофункциональный и междисциплинарный характер. На основе анализа взаимодействия различных видов деловой активности, учитывая технологические, экономические, финансовые, юридические, психосоциологические, политические и другие аспекты деятельности организации, консалтинговые центры разрабатывают рекомендации на базе основных целей, структуры, процессов планирования организации, ее маркетинговой политики и общей стратегии развития.

Классические виды консалтинга налоговый, финансовый, юридический и, конечно, ИТ-консалтинг занимают соответственно 14,6, 13,9 и 9,8 % рынка этих услуг. Необходимо отметить высокую географическую концентрацию консультационных центров: Москва - 85 %, Санкт-Петербург - 56 %, далее следуют Урал и Сибирь - соответственно 4-5 %.

В развитии малого предпринимательства немаловажную роль играют учебно-консультационные центры. Общеизвестно, что система образования России многообразна по типу образовательных учреждений, технологиям обучения, отношению к новациям.

Однако при всем своем многообразии не все образовательные учреждения отвечают требованиям субъектов предпринимательства. Так, исследования, проведенные по инициативе Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК), показали следующее: 54 % опрошенных руководителей предприятий отметили факт «оторванности» учебных программ от реальности и низкий уровень их практической отдачи, а среди государственных чиновников число сторонников этой точки зрения составляет 65 % [3].

Главной целью центров подготовки кадров является повышение профессионализма и конкурентоспособности у субъектов предпринимательства посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности.

В настоящее время в России действует разветвленная сеть учреждений профессионального образования для предпринимателей (около 3,0 тыс. единиц), на базе которых на конкурсной основе и договорных условиях осуществляется профессиональное обучение как безработных граждан, так и занятых. Особое место среди центров подготовки кадров занимает сеть учебных центров службы занятости (70 единиц), на базе которых обучается каждый пятый-шестой безработный из общего числа безработных граждан [4].

Кроме того, функционируют более 1 100 образовательных учреждений и структурных подразделений системы дополнительного профессионального образования. В их числе 19 академий повышения квалификации и профессиональной переподготовки предпринимателей, 14 межотраслевых институтов повышения квалификации при вузах, 53 межотраслевых региональных центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, 103 института усовершенствования учителей

и врачей, 140 отраслевых институтов повышения квалификации, более 300 факультетов повышения квалификации руководителей и специалистов при вузах, 160 курсов и 92 отделения при образовательных учреждениях среднего профессионального образования, 27 учебных центров переподготовки военнослужащих [5].

Цели и принципы системы учебно-консультационных центров, созданных для предпринимателей, как показывает практика, должны быть тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными целями развития регионов. При реализации целевых программ малого предпринимательства учебноконсультационные центры могут и должны стать одним из важных звеньев системы развития предпринимательства в том или ином регионе.

Реализация этой концепции требует:

- сочетания программ развития профессий и учебных услуг с общими направлениями региональной политики в области малого предпринимательства;

- укрепления связей между учебно-консультационными центрами и малыми предприятиями регионов;

- развития многопрофильных учебно-консультационных центров, способных более гибко и оперативно реагировать на меняющиеся потребности предпринимательства.

Наиболее перспективными элементами инфраструктуры предпринимательства в настоящее время являются бизнес-инкубаторы и технопарки. Бизнес-инкубаторы и технопарки, как и другие системы, призваны производить отличные или неадекватные продукты, которые учитывают региональные особенности.

Инкубатор и технопарк новых предприятий - это небольшая организация (5-30 чел.), в которой создаются «тепличные условия» для тех, кто начинает новое дело, не располагая для этого всеми достаточными ресурсами (особенно информационными).

Предполагается, что бизнес-инкубаторы и технопарки позволяют решить несколько задач: сократить дефицит доступных производственных и офисных площадей для малого бизнеса и значительно снизить издержки на администрирование бизнеса.

Главные функции бизнес-инкубаторов и технопарков:

- осуществление деловой экспертизы и консультативной деятельности для вновь создающихся фирм;

- привлекать внимание венчурного капитала к новичкам по мере их становления в самостоятельные фирмы;

- содействие экономическому развитию региона в плане повышения занятости, формирования предпринимательской сети, структурной перестройки местного хозяйства за счет создания новых фирм. При небольших финансовых вложениях хорошо организованные и управляемые бизнес-инкубаторы и технопарки способны, по оценкам экспертов, сформировать 50-70 стабильно работающих новых малых фирм, т. е. создать 2 000 новых рабочих мест в течение 10 лет.

В России насчитывается около 40-инкубаторов, основной проблемой которых чаще всего является нехватка помещений. Назрела необходимость в разработке пакетов нормативных документов, поднимающих решение данной проблемы на государственный уровень и гибко учитывающих специфику местных условий [1].

Венчурные центры в основном рассчитаны на реализацию научнотехнических проектов. Но речь идет о таких проектах, которые, в силу высокого риска, отсутствия каких-либо гарантий достижения позитивного результата, не получают финансовой поддержки от обычных кредитных организаций. Одним из источников финансовых частных вложений в малые венчурные фирмы являются крупные предприятия, заинтересованные в практическом освоении имеющихся инновационных заделов. В случае успеха результаты проекта в той или иной форме присваиваются крупным предприятием - кредитором. Кредитование нередко проводится через специально созданные венчурные фонды, которым легче проводить координационную работу по инновационным проектам. Таким образом, крупные предприятия минимизируют свой риск и затраты на научно-технические исследования и разработки, получают возможность выбирать их наиболее перспективные направления.

В России венчурный бизнес делает первые шаги. Существует ряд региональных венчурных центров, созданных в рамках программ Европейского банка реконструкции и развития.

Среди основных препятствий выделим наиболее значимые: отсутствие законодательной базы по венчурному бизнесу и пробелы в области регулирования коммерческого использования авторских прав и интеллектуальной собственности, а также в регламентации деятельности государственных и смешанных фондов. Макроэкономическая ситуация также не благоприятствует вложению внутренних инвестиционных ресурсов в долговременные и сопряженные с высокими рисками виды бизнеса. В этих условиях государство должно взять на себя инициативу - возможно, за счет резервирования определенной доли «бюджета развития» на цели залогово-гарантийной поддержки венчурных фондов. Тем самым был бы достигнут синергетический эффект, так как одновременно обеспечивались бы: создание нового вида бизнеса, поддержка малого инновационного предпринимательства и формирование технологических заделов для крупных предприятий отечественной промышленности.

Немаловажную роль в инфраструктуре предпринимательства играет франчайзинг. Под франчайзингом понимается предоставление права крупной фирмой другому предприятию, в частности малому, права реализации (финишного производства) ее продукции или услуг под товарным знаком крупной фирмы. С одной стороны, это наиболее легкий, безболезненный путь учреждения нового малого предприятия для тех, кто не имеет предпринимательского опыта и не склонен к коммерческому риску. С другой стороны, для крупных фирм это решение многих проблем: расширение рынка сбыта продукции, привлечение дополнительного капитала, эко-

номия на развитии собственной сбытовой сети и т. д. Частично перекладывая ответственность на малых предпринимателей, крупные фирмы меньше рискуют своим капиталом. Развитие франчайзинга в России в переходных условиях может сыграть большую роль - прежде всего, ввиду огромной потребности в развитии сферы услуг, общественного питания и розничной торговли. Проблема, однако, заключается в том, что возможности отечественных крупных предприятий как франчайзеров - обладателей товарных знаков или особых методов хозяйствования - пока невелики. В связи с этим франчайзинг в настоящее время распространен в форме представительств почти исключительно иностранных фирм - «Макдональдс», «Кодак», «Фуджи», «Пицца Хат» и др. Но есть примеры и чисто российского франчайзинга. Среди них известный товарный знак «Русское бистро». Однако федеральные и региональные органы поддержки малого предпринимательства должны прилагать усилия к налаживанию франчайзинга прежде всего на местной базе, учитывая как позитивный, так и негативный опыт пилотного проекта московского правительства «Русское бистро», а также франчайзинговых проектов частного российского бизнеса (например, сети АЗС, созданные нефтяными компаниями «ЛУКойл», «ЮКОС»).

Лизинг как форма взаимосвязей охватывает широкий спектр хозяйственных отношений и отраслей экономики. Лизинг - это долгосрочная аренда оборудования, которая позволяет предприятиям (арендаторам) получать основные средства производства у специализированных лизинговых центров (арендодателей) за определенную плату в долгосрочное пользование с последующим выкупом.

Как показывает практика, деятельность лизинговых центров обусловливает не рост, а снижение трансакционных издержек для малых предприятий за счет нахождения оптимальных решений по приобретению необходимого оборудования и предоставления соответствующих обучающих, консультационных, маркетинговых, рекламных и иных программ.

В условиях России объективная потребность в лизинговых центрах особенно велика: с одной стороны, для малых предприятий, испытывающих острую нехватку инвестиционных средств на приобретение современного оборудования, а с другой - для крупных предприятий, у многих из которых часть оборудования и площадей простаивает, что создает дополнительную нагрузку на издержки производства.

Одной из причин, сдерживающих развитие лизинга, является несовершенство нормативно-законодательной базы по вопросам, регулирующим право собственности, и неотработанность финансовых схем, стимулирующих распространение лизинговых отношений.

В этих условиях представляется, что в целях развития лизинговых центров необходимо полнее использовать возможности федеральной власти, включая различные направления политики поддержки - от льготного импорта современной технологии до консультирования по применению соответствующих методик и схем финансирования. Импульс развитию лизинговых центров могло бы придать целевое использование части

средств, формируемых на федеральном и региональном уровнях гарантийных фондов поддержки проектов, связанных с перекладкой оборудования и перепланированием простаивающих мощностей и площадей крупных предприятий под нужды малых фирм.

На наш взгляд, необходимо построение двухуровневых лизинговых центров. На региональном уровне предлагается создать сеть специализированных региональных лизинговых центров, а на уровне федеральных округов России - межрегиональные лизинговые центры [6].

Таким образом, анализ показал, что функционирующие в настоящее время элементы инфраструктуры малого предпринимательства многообразны. Это соответствует разнообразию видов услуг, необходимых для развития малого предпринимательства, но и одновременно отражает неопределенность в подходах к организации тех или иных институтов. Большинство элементов (звеньев) инфраструктуры предпринимательства создаются стихийно, другие, включенные в соответствующие программы, не реализуются в силу недостаточности финансовых ресурсов и нехватки квалифицированных кадров.

Исходя из анализа существующих элементов инфраструктуры предпринимательства можно сделать следующие обобщения:

- развитие элементов (звеньев) инфраструктуры предпринимательства является наиболее важным направлением деятельности государства;

- традиционные звенья инфраструктуры малого предпринимательства, осуществляя качественный набор услуг, должны быть равнодоступными;

- элементы инфраструктуры предпринимательства должны гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры адекватно потребностям малого предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Анохин К. Правительство поможет малому бизнесу // Коммерсант. 2004. -№ 200. - С. 3.

2. Сучков С. Внешторгбанк поможет малому предпринимательству // Известия. -2004. - № 176. - С. 2.

3. Воронина Л., Гантимиров В. Зарубежный опыт и российское образование // Человеческие ресурсы. - 2000. - № 2. - С. 13.

4. Кязимов К., Кобец В. О новой редакции концепции // Человеческие ресурсы. -2000. - № 1. - С. 8.

5. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1999 г. -М.: Минобразования РФ. - 2000. - С. 110.

6. Малое предпринимательство в России: Аналит. сб. - М., 1999. - С. 88.

Получено 31.05.05

ELEMENTS OF BUSINESS INFRASTRUCTURE

T. V. Tsatkhlanova, T. G. Delikov

Problems arising in the business environment during market relations development are researched. Special attention is paid to creating conditions of effective and steady development of business and to supporting its infrastructure. The following business infrastructure elements are highlighted: regional funds for small business support, centres of the problem research, specialized banks, business incubators, consulting firms etc. The infrastructure element functioning is considered. The necessity for Russia to develop new infrastructure elements such as venture business is stressed. A two-level system of leasing relations is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.