Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналист / конвергентная журналистика / информационные технологии / информационные сервисы / журналистское образование / профессиональные компетенции / journalist / convergence journalism / information technology / information services / journalism education / professional competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Валентина Игоревна

В статье выявляется проблема, связанная с отсутствием исчерпывающих методических рекомендаций по подготовке будущих журналистов к использованию информационных технологий и сервисов в профессиональной деятельности. Для решения данной проблемы был проведен анализ современных исследований в области журналистского образования и выявлено три базисных понятия: «медиаобразование», «медиакоммуникации» и «конвергентный журналист», которые легли в основу построения содержания данной подготовки. В соответствии с сущностью выделенных понятий были определены темы и содержание курса «Информационно-коммуникационные технологии», являющегося базовым в структуре подготовки будущих журналистов к использованию ИТ для решения профессиональных задач. Также были выявлены, обоснованы и описаны дидактические принципы, формы и методы обучения, обеспечивающие ее эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Валентина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of lack comprehensive methodological recommendations of future journalist’s training for using information technology and information services in professional activities is detected in the article. Modern researches in the field of journalist’s education were analyzed to solve this problem. As a result, we have detected three based definitions: “media education”, “media communications”, “convergence journalist”. According to the essence of these definitions the topics and the content of the course “Information and Communication Technology”, which is the main in the structure of training of the future journalists to use IT in solving professional tasks, were identified. Also, the didactic principles, forms and methods of teaching that ensure the effectiveness of this training are identified, substantiated and described in the article

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

5. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 30.11.22). - DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

6. Сидорова, В.С. Формирование финансовой грамотности у студентов творческого вуза в рамках элективного курса «Финансовая грамотность» / В.С. Сидорова // Вестник Тюменского государственного института культуры. - 2021. -№ 4(22). - С. 130-139

7. Храмова, А.В. Современные аспекты преподавания финансово экономических дисциплин / А.В. Храмова, Е.А. Кузнецова // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе: Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 01 декабря 2017 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. - С. 265-268

8. Южаков, В.А. Оценка финансовой грамотности и финансовой ответственности курсантов авиационного вуза / В.А. Южаков, И.А. Докшин, Б.А. Гурецкий // Военный научно-практический вестник. - 2023. - № 1(17). - С. 104-111

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук Кузнецова Валентина Игоревна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В

ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье выявляется проблема, связанная с отсутствием исчерпывающих методических рекомендаций по подготовке будущих журналистов к использованию информационных технологий и сервисов в профессиональной деятельности. Для решения данной проблемы был проведен анализ современных исследований в области журналистского образования и выявлено три базисных понятия: «медиаобразование», «медиакоммуникации» и «конвергентный журналист», которые легли в основу построения содержания данной подготовки. В соответствии с сущностью выделенных понятий были определены темы и содержание курса «Информационно-коммуникационные технологии», являющегося базовым в структуре подготовки будущих журналистов к использованию ИТ для решения профессиональных задач. Также были выявлены, обоснованы и описаны дидактические принципы, формы и методы обучения, обеспечивающие ее эффективность.

Ключевые слова: журналист, конвергентная журналистика, информационные технологии, информационные сервисы, журналистское образование, профессиональные компетенции.

Annotation. The problem of lack comprehensive methodological recommendations of future journalist's training for using information technology and information services in professional activities is detected in the article. Modern researches in the field of journalist's education were analyzed to solve this problem. As a result, we have detected three based definitions: "media education", "media communications", "convergence journalist". According to the essence of these definitions the topics and the content of the course "Information and Communication Technology", which is the main in the structure of training of the future journalists to use IT in solving professional tasks, were identified. Also, the didactic principles, forms and methods of teaching that ensure the effectiveness of this training are identified, substantiated and described in the article.

Key words: journalist, convergence journalism, information technology, information services, journalism education, professional competences.

Введение. Журналистику, бесспорно, можно назвать одним из самых динамично изменяющихся видов деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что современный журналист должен уметь практически молниеносно реагировать на новые события, оперативно обрабатывать полученный материал и опубликовывать его.

В настоящее время исследователями (А.В. Федоров, Е.В. Олешко, Б.А. Булгарова, С.В. Водопетов, Е.Л. Вартанова, Т.Б. Исакова, С.С. Распопова, Ю.М. Ершов, Н.Я. Макарова и др.) активно пересматриваются содержание подготовки современного журналиста.

Так, Б.А. Булгарова с коллегами отмечает, что «цифровизация журналистики детерминировала необходимость осваивать новые интерактивные технологии и компьютерные программы, без которых коммуникация журналиста и читателя стала нерелевантной» [8].

Н.Я. Макарова указывает, что «система журналистского образования должна быть современной и отвечать реалиям и технологическим возможностям медиа-индустрии, изменяться по требованию времени и трансформации общества», но в то же время включать в себя также этические и моральные принципы [4, С. 47].

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования третьего поколения также особым образом отмечается необходимость овладения будущим журналистом компетенциями в области использования современных информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности. Так, в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика бакалавр в процессе обучения должен овладеть такой общепрофессиональной компетенцией как «ОПК-6 - Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии».

Анализ работ современных авторов позволил нам сделать вывод, что в результате проведенного исследования некоторыми из них выделяется перечень умений по использованию ИТ в профессиональной деятельности [1, 8], которыми, по их мнению, должен владеть будущий журналист, однако, ни в одной из рассмотренных нами работ не указывалось, в рамках каких учебных дисциплин и с помощью каких именно заданий, форм и методов обучения выделенные умения целесообразно формировать.

Таким образом, имеем противоречие между необходимостью совершенствования содержания подготовки будущего журналиста в области использования современных информационных технологий и сервисов в своей учебной и профессиональной деятельности и отсутствием целостных разработок в данной области.

Безусловно, овладение компетенциями в области использования IT должно протекать на протяжении изучения целого ряда дисциплин профильной направленности с углублением уровня сложности или в новом приложении (в соответствии со спиральным подходом в обучении). Однако «точкой отсчета», той дисциплиной, которая дает возможность указать

основные «направления движения» в области применения информационных технологий и сервисов при выполнении различных профессиональных задач журналистов, является обязательная дисциплина первого блока - «Информационно-коммуникационные технологии».

Проблеме определения содержания дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии», входящей в программу подготовки бакалавров по направлению 42.03.02 «Журналистика», посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. На наш взгляд, определить содержание дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» невозможно без изучения ключевых аспектов подготовки будущего журналиста в целом. Для достижения данной цели нами был проведен анализ современных исследований в области журналистского образования и выявлены три базисных понятия: «медиаобразование», «медиакоммуникации» и «конвергентный журналист». Рассмотрим каждое из них подробнее.

В настоящее время исследователи все еще не пришли к единому определению понятия «медиаобразование».

Так, А.В. Федоров под медиаобразованием понимает процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (СМК) с целью формирования культуры общения с СМК, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [7, С. 27-28].

Т.В. Молчанова в результате проведенного анализа сущности понятия «медиаобразование», приходит к выводу, что оно включает в себя не только владение техническими навыками, но и умения интерпретировать, анализировать медиаинформацию, что является одной из ключевых характеристик личности [5].

Таким образом, проведенный анализ различных подходов к определению понятия «медиаобразование» позволяет нам выделить в его структуре следующие значимые признаки:

- использование СМК и ИТ для достижения различных личностно-значимых целей;

- умение анализировать информацию и отбирать СМК и ИТ, релевантные поставленным задачам;

- использовать СМК и ИТ для саморазвития.

Теперь обратимся к понятию «медиакоммуникации».

Современные исследователи зачастую характеризуют медиакоммуникации, как опосредованные медиа, отражающие взаимодействия между людьми. Это «информационное взаимодействие между социальными субъектами (личностями, группами, организациями и т.д.), основанное на производстве, распространении и потреблении массовой информации» [2, С. 29].

С.С. Распопова отмечает, что «медиакоммуникация включает производство, и продюсирование видеоконтента (экранные зрелища, телесериалы), мультимедийных и анимационных продуктов (компьютерные игры, виртуальные путешествия), аудиоконтента (радио, аудиокниги, аудиогиды); осуществляет адаптацию накопленных массивов информации в области культуры и искусства к цифровой реальности (мультимедиа-музеи, научно-популярные и просветительские проекты и т. д.)» и др. [6, С. 28].

Большинство современных молодых людей являются не только активными потребителями различного медиа-контента, но и его создателями. И, конечно, будущие журналисты, как правило, еще во время обучения в школе и в дальнейшем, обучаясь в университете, начинают создавать свой контент, пока, не имея соответствующей профессиональной подготовки в данной области. С точки зрения С.Н. Велитченко «студенты журфака уже не обычные ученики, а носители собственных матриц знаний об окружающем мире, транслируемых ими в собственных блогах, на страницах социальных сетей», таким образом, они становятся субъектами информационной среды. Данный факт требует обеспечения условий для развития у студентов «критического мышления, творческого осознания и восприятия ценностей коллективного сотрудничества, терпимости к другому мнению, глубокому пониманию мировых процессов и перспектив» [1, С. 9-10].

Третьим понятием, которое мы выделили в качестве базисного, является «конвергентный журналист». Анализ современных исследований, посвященных конвергентной журналистике (Е.А. Баранова, М.В. Вигандт, Н.В. Куницына и др.), позволил нам сформулировать следующее определение. Конвергентный журналист - это «универсальный» специалист, способный быстро выбрать лучший формат (форматы) подачи информационного продукта, уметь реализовать его, т.е. владеть навыками создания информационного продукта для различных видов СМИ, думать мультимедийно и заранее планировать перепрофилирование контента на разные платформы.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение будущих журналистов использованию 1Т в учебной и профессиональной деятельности нужно осуществлять, сохраняя баланс между технологиями и творчеством. При этом с самого начала обучения в вузе необходимо формировать у обучающихся способности критически оценивать информацию и ее источники, создавать информационный продукт для различных видов СМИ.

Придерживаясь точки зрения Е. Закшевски [3], под содержанием подготовки будущих журналистов к использованию информационных технологий и сервисов в учебной и профессиональной деятельности, мы будем понимать совокупность тем и учебных материалов, её обеспечивающих.

Результаты проведенного анализа трех базисных понятий современного журналистского образования: «медиаобразование», «медиакоммуникации», «конвергентный журналист», позволили нам выделить следующие темы в структуре содержания дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии»:

1. Текстовые процессоры и настольные издательские системы.

2. Программы создания презентаций.

3. Планировщики задач.

4. Средства коммуникации: почтовые системы, социальные сети, мессенджеры.

5. Простые аудиоредакторы.

6. Фоторедакторы.

7. Мобильные видеоредакторы.

8. Обработка данных с помощью электронных таблиц.

9. Сервисы и инструменты визуализации данных.

10. Сервисы по созданию инфографики.

11. Первые шаги по созданию сайта с помощью конструктора.

12. Интернет-тренинги и курсы, как средство саморазвития и самосовершенствования будущего журналиста.

13. Информационные сервисы поиска и анализа информации. Базы данных и знаний.

14. Информационные сервисы, предоставляющие доступ к экспертным мнениям и опыту.

15. Информационные сервисы по поиску спикеров, стрингеров и знаменитостей.

16. Информационные сервисы по этическим вопросам в журналистике.

17. Информационные сервисы для планирования и управления социальными медиа-публикациями.

18. Искусственный интеллект в профессии журналиста.

Однако для определения содержания дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» недостаточно выделить список тем, необходимо описать дидактические условия, формы и методы обучения, которые позволят эффективно достичь цели обучения.

В результате проведенного исследования нами были выделены следующие дидактические условия процесса обучения будущих журналистов использованию ИТ и сервисов в учебной и профессиональной деятельности:

1. Учитывать собственный опыт студентов при отборе учебных заданий.

2. Использование открытых и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий.

3. Преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

4. Использование практико-ориентированных ситуаций - как для постановки проблемы, так и для ее непосредственного решения.

5. Обеспечение условий для формирования у обучающихся критического мышления, умений анализировать контент, отбирать медиа для своих информационных продуктов.

6. Возможность создания обучающимися собственного информационного продукта.

7. Использование индивидуальной, парной и групповой познавательной деятельности в различных сочетаниях.

8. Возможность восприятия обучающимися ценностей коллективного сотрудничества, терпимости к другому мнению.

9. Организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.

10. Целенаправленное развитие рефлексии обучающихся.

На наш взгляд, построение содержания дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» целесообразно осуществлять через систему практико-ориентированных заданий, учитывающих личностный опыт обучающихся и обеспечивающих формирование умений по выбору медиа и созданию собственного информационного продукта в той или иной форме в зависимости от целевой аудитории.

Учитывая дидактические условия процесса обучения будущих журналистов использованию ИТ и сервисов в учебной и профессиональной деятельности, определим методы и формы обучения.

С нашей точки зрения, обучение дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии» наиболее эффективно осуществлять посредством следующих методов обучения: лабораторная работа, метод целесообразно подобранных задач, метод проектов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Лабораторная работа - метод обучения, при котором студенты изучают новый материал, выполняя определенные задания практического содержания по заранее подготовленным преподавателем инструкциям. [9, С. 188]. Студенты индивидуально, каждый в своем темпе выполняют практико-ориентированные задания лабораторной работы и оформляют отчет с полученными результатами в электронной форме. Если у кого-то из студентов возникают затруднения, он может проконсультироваться с преподавателем. Данный метод обучения целесообразно использовать при изучении новых программных продуктов или сервисов.

Метод целесообразно подобранных задач позволяет организовать деятельность студентов по выполнению системы профессионально-направленных учебных задач, в процессе которой они овладевают необходимыми для решения знаниями и умениями и совершенствуют их.

Профессионально-направленные задачи являются средством формирования компетенций, они обеспечивают овладение обучающимися определенными знаниями и способами действий. При этом рефлексия, т.е. осознание обучающимся своих действий, является неотъемлемой составляющей процесса решения профессионально-направленной учебной задачи. Профессионально-направленная учебная задача должна включать в себя следующие компоненты: обобщенная формулировка задачи; ключевое задание; контекст решения задачи; задания, которые приведут к решению (к «продукту»), критерии оценки. Результатом решения профессионально-направленной учебной задачи является подготовка студента к будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-направленные учебные задачи выполняются индивидуально или в парах, поэтому преподаватель имеет возможность определить уровень усвоения учебного материала каждым студентом, а также выявить причины его ошибок и затруднений, если таковые имеются. Данный метод обучения целесообразно использовать для моделирования отдельных профессиональных задач журналистов.

Использование метода проектов в процессе подготовки будущих журналистов в области ИТ позволяет формировать познавательные навыки, стимулировать студентов к самостоятельному поиску и открытию новой для них информации, развивать критическое мышление, а следовательно, эффективно реализовывать сформулированные нами дидактические условия. Основой любого проекта является проблема, для решения которой студенты должны проявить творческий подход, использовать разнообразные методики и инструменты, а также знания и умения из различных предметных областей.

Работа над проектом проходит поэтапно. Исследователями выделяются различные этапы над проектами, однако, при этом логика проектной работы всегда остается неизменной. Для реализации выявленных нами дидактических условий подготовки будущих журналистов в области 1Т работа над проектом на первом этапе должна проходить в форме эвристической беседы и включать в себя:

- поиск и анализ проблемы;

- формулировку цели и задач по решению выявленной проблемы (как правило, под руководством преподавателя);

- формулирование тем проектов и определение их целей под руководством преподавателя;

- распределение студентов по группам, выбор тем, постановка заданий перед каждым участником группы.

На втором этапе осуществляется непосредственная работа студентов над проектом. Применяя исследовательские методы, такие, как: моделирование статистические методы и др., участники проектных групп осуществляют сбор, обработку и анализ информации, необходимой для выполнения поставленных задач, выбирают оптимальные решения, оформляют полученные результаты. Особенно важно на данном этапе систематически проводить анализ и обсуждение промежуточных результатов и в соответствии с ними корректировать процесс. Преподаватель консультирует студентов в случае необходимости. Также на данном этапе участники определяют формы представления проекта, распределяют задания по оформлению и защите проекта.

Последний этап включает в себя публичную защиту проектов и проведение рефлексии и саморефлексии с обязательной характеристикой работы каждого члена группы. Также осуществляется оценка проектной деятельности каждой группы, как преподавателем, так и студентами других групп. В завершении преподаватель обобщает полученные результаты и формулирует выводы. Данный этап предполагает использование таких методов обучения как презентация, дискуссия, беседа.

Метод проектов, на наш взгляд, целесообразно использовать в завершении изучения дисциплины. Результаты студентов, полученные в ходе выполнения групповых проектов, можно использовать в качестве итоговой отметки за курс.

Выводы. Таким образом, с нашей точки зрения, содержание дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» должно:

- включать в себя темы, отражающие ключевые аспекты современного журналистского образования, связанные с понятиями «медиаобразование», «медиакоммуникации», «конвергентный журналист»;

- осуществляться через систему практико-ориентированных заданий, учитывающих личностный опыт студентов и направленных на формирование умений по выбору медиа и созданию собственного информационного продукта в той или иной форме в зависимости от целевой аудитории;

- основываться на таких методах обучения, как лабораторная работа, метод целесообразно подобранных задач и метод проектов;

- использовать индивидуальную, парную и групповую формы работы обучающихся.

Разработанное содержание дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» апробировано на базе ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» в процессе подготовки бакалавров по направлению 42.03.02 «Журналистика».

Литература:

1. Велитченко, С.Н. Цифровизация журналистского образования: тренды и перспективы / С.Н. Велитченко // Евразийский союз ученых. - 2020. - №5 (74). - С. 8-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-zhurnaHstskogo-obrazovaniya-trendy-i-perspektivy/viewer (дата обращения 18.09.2024)

2. Войтик, Е.А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия / Е.А. Войтик // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - № 1(49). - С. 26-31

3. Закшевски, Е. Теоретические проблемы содержания обучения в высшей школе [Текст] / Е. Закшевски // Современная высшая школа. - 1986. - №1. - С. 47-59

4. Макарова, Н.Я. Журналистика и журналистское образование: вызовы информационного общества / Н.Я. Макарова // Историко-педагогические чтения. - 2018. - № 22. - С. 46-50

5. Молчанова, Т.В. К сущности понятия «Медиаобразование» / Т.В. Молчанова // MagisterDixit. - 2011. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-suschnosti-ponyatiya-mediaobrazovanie (дата обращения 18.09.2024)

6. Распопова, С.С. Система журналистского образования в условиях глобальной трансформации медиа / С.С. Распопова // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2023. - Т. 29. - № 3. - С. 21-30. -URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/7056/5149 (дата обращения 18.09.2024)

7. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2014. - 64 c. - URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://ifap.ru/library/book546.pdf (дата обращения 18.09.2024)

8. Цифровые вызовы журналистскому образованию / Б. Булгарова, С. Водопетов, В. Барабаш, Е. Бурдовская // Международные коммуникации. - 2022. - №3-4(20). - URL: https://intcom-mgimo.ru/2022/2022-20/journalistic-education-digital-challenges (дата обращения 18.09.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ширшова, Т.А. Лабораторные работы как средство мотивации и активизации учебной деятельности учащихся / Т.А. Ширшова, Т.А. Полякова // Омский научный вестник. - №4 (141). - 2015. - С. 188-190. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/laboratornye-raboty-kak-sredstvo-motivatsii-i-aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya/viewer (дата обращения 18.09.2024)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Курганова Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Лапчик Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ПРИЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПЕДАГОГАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ

НЕЙРОСЕТИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные приемы разработки учебных заданий педагогами высшей школы с помощью нейросети GIGACHAT. На основе анализа опубликованных научных работ, определены укрупненные направления исследований в области использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовании. В статье акцентировано внимание на том, что в научных работах слабо представлены конкретные практики успешного использования ИИ в образовательных учреждениях высшего образования, а также методика обучения педагогов использованию нейросетей для разработки образовательного контента. В статье обозначены приемы и универсальные промпты, которые помогут преподавателям оптимизировать процесс разработки учебных заданий с помощью нейросети. Промпты предложены для составления репродуктивных; реконструктивных; творческих; интерактивных заданий; заданий, ориентированные на развитие soft skills. Промпты сопровождаются рекомендациями для оптимизации запроса к сети с целью повышения релевантности ответа. В статье описывается суть таких приемов, как «Определи», «Сделай по образцу», «Предложи решение», «Уточни последовательно», «Покритикуй», «Раскрой подробнее», «Предложи идеи», которые направлены на улучшение качества запроса. В качестве примеров по созданию репродуктивных заданий рассмотрены промпты для составления тестовых заданий, заданий на заполнение пропусков слов. В качестве примеров по созданию реконструктивных заданий приведены промпты по составлению кейсов, заданий на анализ больших массивов текстовой информации, на преобразование текстового массива информации к структурированному тексту. Предложены промпты для составления проекта по дисциплине, для формулировки интерактивных заданий (организация дискуссии, игровые задания), а также сформулирован промпт для разработки упражнений по развитию эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросеть, генерация учебных заданий с помощью нейросети, промпт, приемы повышения релевантности ответа нейросети, генеративная языковая модель, GigaChat.

Annotation. This article examines the main techniques for developing educational tasks by university teachers using the GIGACHAT neural network. Based on an analysis of published scientific papers, broad areas of research are identified in the use of artificial intelligence (AI) in education. The article emphasizes that specific practices of successful AI use in higher education institutions are poorly represented in scientific works, as well as methodology for training in the use of neural networks for creating

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.