Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 41—43. Audit journal. 2022;(1): 41—43.
ФИНАНСЫ
Научная статья УДК 368.1
doi: 10.2441 1/1727-8058-2022-1-41-43 NIION: 2017-0074-1/22-006 MOSURED: 77/27-021-2022-01-206
Ключевые особенности осуществления страхового надзора в Российской Федерации
Вадим Раульевич Валиев
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены важные проблемы в деятельности страхового надзора РФ. Одна из первых проблем связана с государственной поддержкой страхового рынка, которая заключается в отсутствии целевого финансирования фондов поддержки, проектов развития, налоговых льгот, актуариев, брокеров и пр.
Ключевые слова: страховое законодательство, страховщики, страховые организации, сбережение населения, региональные инвестиции
Для цитирования: Валиев В.Р. Ключевые особенности осуществления страхового надзора в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 41—43. doi: 10.24411/1727-80582022-1-41-43.
FINANCE
Original article
Key features of insurance supervision in the Russian Federation
Vadim R. Valiev
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In this article, the author will consider important problems in the activities of the insurance supervision of the Russian Federation. One of the first problems is connected with the state support of the insurance market, which consists in the lack of targeted financing of support funds, development projects, tax benefits, actuaries, brokers and others.
Keywords: insurance legislation, insurers, insurance organizations, population savings, regional investments
For citation: Valiev V.R. Key features of insurance supervision in the Russian Federation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2022;(1): 41-43. (In Russ.). doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-41-43.
© Валиев В.Р., 2022
В исследованиях аналитиков выделяются проблемы в деятельности страховщиков, а именно некомпетентность сотрудников страховых компаний, что влечет за собой несоблюдение страхового законодательства и недостаточный уровень профессионализма. Из этого вытекает финансовая неустойчивость как отдельных страховщиков, так и целого рынка, так как появляется недоверие со стороны страхователей [8].
Проблемы недобросовестности сотрудников страховых компаний Банк России пытается решить путем разработанного в 2014 г. «Положения о кураторах страховых организаций». Главная задача кураторов состоит в помощи обеспечения Банком России надзора за страховщиками посредством нахождения недостатков в деятельности страховых организаций и быстрого реагирования на них, что позволит сохранить финансовую устойчивость рынка.
Подобный кураторский орган действует и в банковской сфере, но он не показал особых результатов, о чем свидетельствует регулярный отзыв банковских лицензий. Что касается кураторского органа на страховом рынке, то он нуждается в более тщательной проработке полномочий и функций кураторов, сферы ответственности, а также следует установить общие критерии оценки деятельности страховщиков. Это позволит избежать субъективизма при оценочной деятельности в сторону страховщика [7].
Следующая проблема контроля страхового рынка — ухудшение качества страховых услуг, что является следствием незаинтересованности страховщиков в защите интересов своих клиентов, ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договорам страхования и слабой конкуренции на страховом рынке. Из-за монополизации рынка компании-монополисты все меньше озабочены качеством своих услуг, особенно это касается массовых видов страховых услуг, где незначительны страховые премии. Одновременно с этим страховщики способны проявить индивидуальный подход и высокое качество обслуживания касательно крупных сделок или объектов страхования.
Еще одна проблема связана с малой эффективностью государственного надзора за капиталом в страховом секторе. Государство имеет интерес к использованию финансовых ресурсов страховых компаний в качестве инвестиций и поэтому развитие инвестиционной деятельности отечественных страховщиков позволит использовать сбережения населения
в качестве инвестиций в реальный сектор экономики. Для подобных манипуляций требуется стимулирование страховых услуг, которые имеют долгосрочный и накопительный характер. В данный момент спрос на подобные страховые продукты крайне низок по причине низкой доходности, высокого риска и недостаточной платежеспособности населения.
Рассмотрим пути совершенствования системы страхового надзора в Российской Федерации.
Стимулированию страхового рынка Банком России помогут поддержка и развитие добровольного страхования, а также активизация политики по укреплению финансового потенциала страховых организаций. Особенно остро в этом нуждаются региональные рынки РФ.
Необходима гарантия страховых накоплений, а часть инвестиций следует направлять в реальные активы либо в обязательства субъекта, средства от продажи которых потом можно инвестировать в предприятия на территории региона. Необходимо определить приоритетные страховые продукты для каждого региона, чтобы стимулировать региональные инвестиции страховщика, а прибыль от таких страховых продуктов можно освобождать от налогообложения, если она будет инвестироваться в регион [8].
Проблема качества страховых услуг, озвученная автором ранее, заключается в компетентности работников страховых компаний и в доступности информации для страхователя о страховых продуктах. Самая эффективная мера — конкурентный рынок, но и тут проблема кроется в тенденции ежегодного уменьшения страховщиков на рынке. Со стороны регулирующего органа очень важно обязать страховые компании обеспечить полное раскрытие и полноту информации об условиях добровольного страхования по всем видам, о тарифах и корректирующих коэффициентах. Данные условия помогут повысить спрос на услуги, что послужит ростом страхового рынка.
Еще одним способом совершенствования страхового контроля могут послужить налоговые льготы по региональным и местным налогам в качестве стимулирования отдельных видов страхования. Здесь стоит отметить снижение бюджетной эффективности субъектов из-за уменьшения налоговых поступлений.
Нами рассмотрены основные требования к платежеспособности и финансовой устойчивости, предъявляемые к страховым организациям. Выявлен ряд проблем в осуществлении страхового надзора в России, основными
из которых являются отсутствие целевого финансирования фондов поддержки, проектов развития и налоговых льгот, многочисленные жалобы страхователей на качество услуг на страховом рынке.
Считаем, что надзорным органам стоит смягчить свою политику, выявив самые востребованные страховые продукты в регионах и предоставив налоговые льготы по ним, что послужит стимулированием страховых компаний.
Список источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (ред. от 23 мая 2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
4. Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации».
5. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 31. Ст. 4840.
7. Гузнов А.Г, Рождественская Т.Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: монография. М.: Юрайт, 2017.
8. Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э., Ситник А.А. Страховой надзор в Российской Федерации: учеб. пособие для магистратуры. М., 2018.
9. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2016.
References
1. The Civil Code of the Russian Federation (part two) (as amended on May 23, 2016) // SPS "ConsultantPlus ".
2. Federal Law of December 6, 2011 No. 402-FZ "On Accounting".
3. Federal Law ofMay 4, 2011 No. 99-FZ "On Licensing Certain Types of Activities".
4. Federal Law of November 2, 2013 No. 293-FZ "On Actuarial Activities in the Russian Federation".
5. Law of the Russian Federation of November 27, 1992 No. 4015-1 "On the organization of insurance business in the Russian Federation" (as amended on July 3, 2016) (as amended and supplemented, effective from January 1, 2017 d.) // SPS "ConsultantPlus".
6. Federal Law of July 29, 2018 No. 251-FZ "On Amendments to the Law of the Russian Federation "On the Organization of the Insurance Business in the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 31. Art. 4840.
7. Guznov A.G., Rozhdestvenskaya T.E. Public legal regulation of the financial market in the Russian Federation: monograph. Moscow: Yurayt, 2017.
8. Guznov AG, Rozhdestvenskaya T.E, Sitnik A.A. Insurance supervision in the Russian Federation: textbook. allowance for magistracy. M., 2018.
9. Spletukhov Yu.A, Dyuzhikov E.F. Insurance: textbook. allowance. M.: Infra-M, 2016.
Информация об авторе В.Р. Валиев — выпускник бакалавриата по направлению «Управление финансовыми рисками».
Information about the author V.R. Valiev — bachelor's degree graduate in Financial Risk Management.
Статья поступила в редакцию 14.01.2022; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 14.01.2022; approved after reviewing 14.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.