В.И. Мищенко
КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ КАК ФОРМА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
Современный рынок труда предъявляет повышенный спрос на специалистов, имеющих не только профессиональную компетентность, но и готовность к постоянному развитию. У работника приветствуется наличие таких качеств как креативность, социальная активность, инициативность, мобильность, стремление к повышению квалификации [3, 94]. То есть речь идет о том, что человек должен в полной мере стать субъектом своей жизни и социальных отношений. Однако в практике образовательных учреждений в процессе подготовки специалиста все еще преобладает репродуктивный характер обучения, недостаточно применяются формы и методы работы, стимулирующие конструктивную творческую активность личности, не используются в полной мере возможности внеаудиторной деятельности.
Вместе с тем, учебное заведение по-прежнему остается одним из основных институтов социальной адаптации молодежи. Студенты большую часть времени (как аудиторного, так и внеаудиторного) проводят в стенах вуза, но используют его с разной степенью эффективности в плане совершенствования своих профессиональных умений и личностного развития. Особенно это относится к внеаудиторной занятости, поскольку в ней студенты сами организовывают свою деятельность, выбирая из тех ее форм, которые им может предложить учебное заведение. Чем больше таких форм - тем больше возможностей для выбора, тем шире спектр тех интересов и способностей, которые могут быть реализованы в выбранной деятельности.
И, соответственно, идея развития профессиональных компетенций и личностных качеств студентов в контексте внеаудиторной работы вуза представляется нам актуальной. То есть, внеаудиторная деятельность студентов может стать продолжением их профессионально-личностного развития при грамотной ее организации с учетом ряда факторов, о которых речь пойдет далее, и, таким образом, время подготовка специалиста не ограничивается часами аудиторных занятий, а продолжается вне их. При этом важная роль принадлежит клубным студенческих объединениям. Кроме того, студенческие клубы по интересам выступают важным компонентом социального воспитания студенчества. Об этом свидетельствует наличие ряда исследований, связанных с профессиональным воспитанием (Г.А. Геллер, И.Б. Игнатовой, A.A. Криулиной, В.Т. Лисовского, Н.И. Лифинцевой, 3.A. Мальковой, B.A. Мосолова, С.В. Сарьиева, А.Г. Пашкова, Л.К. Рахлевской,
A.В. Репринцева, Т.В. Скобликовой, А.Н. Ходусова, В.С. Шиловой). Используемые методы и формы внеаудиторной деятельности должны соответствовать ее сущностным характеристикам, учитывать возрастные особенности студентов и ориентироваться в первую очередь на развитие социально значимых качеств личности. Это будет возможно только при поддержке самодеятельности студентов во внеаудиторной занятости и при качественном изменении позиции вузовского преподавателя по отношению к воспитанию студентов. Необходимо реальное, активное, содержательное взаимодействие, сотрудничество преподавателей и студентов во внеаудиторной деятельности. Идеи развития личности в деятельности заложены в трудах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхано-вой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина,
B.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и других представителей отечественной философской и психологической науки. Субъектно-деятельностный подход к становлению и развитию личности описан в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинско-го, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Р.Х. Шакурова, И.С. Якиманской. Особое значение имеют работы, посвященные профессиональному становлению личности, написанные Е.А. Климовым, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластениным.
Как отмечалось нами ранее, необходимо знать основные психологические особенности той социальной группы, с которой мы работаем, в данном случае речь идет о студентах. В молодые годы человек стремится к самостоятельности, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение различными социальными ролями.
Мы разделяем точку зрения В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева о том, что «социально-психологические свойства зависят не столько от паспортного возраста, сколько от социально-профессионального положения» [2, 320]. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, а учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности, поскольку навыки трудовой дисциплины и отношение к карьере формируются на этапе получения профессии и гарантируют успешность самомаркетинга в дальнейшем. Кроме того, многие студенты получают первый опыт трудоустройства в процессе учебы, что, естественно сказывается на содержании их деятельности, социальных взаимодействиях и структуре сферы личности. Что касается последней, то можно отметить следующие новообразования: идет активный поиск смысла своей жизни и, соответственно, деятельности. Но в силу недостаточности жизненного опыта в поведении молодых людей проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости и даже представлением о собственной неполноценности. В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом - кризисом смысла жизни. В стадии кризиса юности актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном «Я». И, как следствие, интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитания.
«Задаваясь вопросом о смысле жизни, - пишет И.С. Кон, - юноша думает одновременно и о направлениях общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности?» [2, 323].
Важное место в индивидуальном развитии молодых людей занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь выделяются вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения и самосознания.
В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. «Студент, который раньше на обозримых семинарах мог как «ученик» сотрудничать с профессором, -отмечает Б. Ливехуд, - должен теперь в потоке людей слушать лекцию. Откуда-то издалека он слушает, как незнакомец читает лекцию. Какими бы важными и героическими ни были попытки организовать семинарскую работу уже на первых семестрах, эти семинары не могут стать подлинной альтернативой массовости из-за огромного числа участников» [1, 58].
Это ставит задачу поиска новых теоретических и методологических основ построения и реализации практической работы с молодежью, так как именно эта возрастная группа более всего нуждается в подобной помощи.
Создание такой воспитательно-образовательной среды, которая бы способствовала самоопределению и самореализации молодежи превратилась в идею создания Клуба по интересам для студентов. Интерес к психологии у студентов нашего вуза достаточно большой. Это отмечается в аудиторной деятельности (например, выступления студентов с сообщениями по дополнительным, либо инициативно изученным источникам, по качеству выполнения курсовых работ, участию в научных студенческих конференциях в секции «Психология») и выфажается в желании студентов продолжать накапливать знания в данной области после завершения дисциплин психологического цикла (впрочем, интерес к психологии наблюдается и у студентов, еще не приступивших к изучению таковых).
В 2002 году преподавателями кафедры психологии Таганрогского государственного педагогического института В.И. Мищенко и Е.Г. Петровой организован Клуб Активной Психологии. С 2004 года управление и ведение занятий осуществляется одним руководителем Клуба (В.И. Мищенко). Это добровольное молодежное объединение, использующее современные психо-
логические разработки в области развития личности, имеющие четкие цели, задачи, структуру и формы деятельности. Цель Клуба Активной Психологии (в дальнейшем именуемого Клуб) - организация внеаудиторной работы студентов. В основные задачи Клуба входит:
• активизация имеющихся у студентов психологических знаний и их практическое применение;
ознакомление с психологической информацией (теоретического и прикладного характера), не рассматриваемой в учебных дисциплинах вуза;
развитие нравственных, коммуникативных, исследовательских, интеллектуальных и творческих качеств участников Клуба.
Задачи явились обобщением мотивов, побуждающих студентов заниматься в Клубе. Анализ анкет участников Клуба за период с 2002 по 2007 год (всего 60 анкет), заполняемых ими на первом занятии позволяет выделить следующие мотивы (расположены в порядке убывания):
1) самопознание (33 %);
2) интерес к психологии, как к науке (25 %);
3) познание других (21 %);
4) саморазвитие, личностный рост (21 %) - мы отделяем его от мотива самопознания, поскольку он отличается активной позицией субъекта, готовность к изменениям (например, студенты хотят «общаться более свободно», «развить речь», «стать более уверенными»), тогда как мотив самопознания не всегда их предполагает.
5) расширение круга общения (21 %);
6) приобретение навыков самообразования (15 %);
7) профессиональный рост (3 %) - здесь студенты указывали прямо на получаемую профессию и желание получить дополнительные умения, необходимые для этого («хочу понять психологию человека, так как это важный элемент нашей будущей профессии», «моя будущая профессия основана на общении и понимании окружающих»);
8) организация своего досуга (3 %).
Тематика заседаний Клуба достаточно обширна и варьируется в зависимости от потребностей и интересов конкретной группы: психология личности («Я-концепция», психология креативности, психология лидерства, саморегуляция состояний); психология межличностного общения (навыжи коммуникации, барьеры общения, фасцинация); психология социальных отношений (стереотипы восприятия, внушение и убеждение в группах); психология профессиональной деятельности и карьерного роста (проведение обучающих презентаций, учитель как коммуникатор и ме-неждер, тайм- и стресс-менеджмент, психология трудоустройства, адаптации в коллективе). Кроме того студенты исторического факультета (с дополнительной специальностью «Психология») получают возможность не только наблюдать работу тренера (руководителя группы), но и применить свои теоретические знания на практике, тем самым получив непосредственный опыт по приобретаемой специальности.
Занятия проводятся два раза в месяц; продолжительность каждого занятия 3 астрономических часа. В весеннее-летний период ряд занятий проводится вне аудитории. Отметим, что чем менее занятие «привязано» к статике аудитории, тем больший от него эффект. Да и аудиторные занятия ни в коем случае не должны напоминать традиционные аудиторные занятия. Поэтому применяются активные методы тренинга (дискуссии, ролевые игры, групповая динамика, метод инцидентов, метод кейсов). Теоретический материал студенты получают не репродуктивным методом, а проблемным. Причем, руководитель только резюмирует и подводит под научную базу ту информацию, которая на заседании как бы «открывается» самими участниками в ходе выполнения упражнений или обмена мнениями. Таким образом, реализуется одна из сверхзадач: научить студента учиться (то есть учить себя), что является одной из важнейших профессиональных компетенций. Это умение позволяет профессионально расти и эффективно обучать других. Также в работе используются возможности аудиовизуальных и компьютерных средств: (просмотр тематических документально-публицистических и научно-популярных фильмов по изучаемым вопросам с последующим обсуждением, подготовка и показ презентаций, слайд-шоу, коллажей). Этим демон-
стрируются способы организации обучающего пространства, которые студенты смогут применять на производственной практике в школе. Проводится множество диагностических методик. Участники получают задания для индивидуального домашнего исследования, что позволяет отработать навыки научно-исследовательской работы. Также выпускается бюллетень «Под знаком Пси», который размещается на стенде для ознакомления всех желающих. Кроме того, студенты, познакомившись в Клубе продолжают общаться вне его, поскольку находят общие интересы помимо психологии (творческая, научная, общественная деятельность). Это расширяет круг их общения, помогает установить необходимые контакты, развивает навыки взаимодействия в различных социальных группах.
Вопросами организационного характера занимается инициативная группа (либо одно доверенное лицо - в зависимости от количества участников), выбранная и утвержденная на общем собрании участников Клуба. Это повышает чувство ответственности, развивает навыки самоорганизации и организации коллектива, появляется чувство сопричастности к деятельности, и, как следствие, ее ценности и значимости. Студенты, посещающие занятия больше года (таких студентов у нас было четверо), получают возможность попробовать себя в качестве соведущего, что дополнительно развивает навыки общения, в том числе и профессионального, навыки самоорганизации и повышает учебную мотивацию. Более того, одна из проблем, с которой приходится сталкиваться на семинарских занятиях - неразвитость монологической речи у студентов (особенно нелингвистических факультетов), боязнь публичных выступлений, что также является профессионально необходимыми умениями будущего педагога. В Клубе участники получают возможность эти умения развить. При этом очень важно научить их высказываться не только в коммуникативно комфортных условиях поддержки и принятия, но и в ситуациях критики, конфронтации, невнимания. Это повышает адаптированность выпускников к стрессовым ситуациям общения (какой, к примеру, является ситуация собеседования с работодателем). Таким образом, идет профилактика фрикционной безработицы, с которой молодые специалисты могут столкнуться именно из-за неразвитости социальных умений.
На протяжении всего цикла занятий руководителем Клуба ведется архив рабочих материалов, результатов промежуточного и итогового мониторинга работы каждой группы, накапливаются эмпирические данные, материалы самоотчетов, дающие возможность отслеживать динамику личностного и профессионального роста участников Клуба.
Итоговые анкетирования после каждого года занятий (проанализировано 40 анкет за период с 2003 по 2008 годы) показывают, что участники Клуба отмечают динамику в следующем (располагаем в порядке убывания):
1) расширение сферы межличностного и социального взаимодействия (40 %);
2) развитие социальных навыков (37 %);
3) личностный рост (25 %);
4) профессиональный рост (именно как будущих учителей/психологов через наблюдение и повторение модели поведения руководителей Клуба, как представителей данных профессий) (20%);
5) приобретение новых знаний по психологии (15 %);
6) приобретение навыков самообразования (12 %);
7) конкретизация профессиональных планов (10 %).
Самое важное, что приобретают участники Клуба, на наш взгляд, это ощущение значимости собственной личности в контексте межличностного взаимодействия, понимание ценности опыта и обмена мнениями для професионального и личностного роста, навыки самообразования, навыки эффективной презентации. Кроме этого, повышается учебная мотивация и как следствие этого -качество учения (что отслеживается по академической успеваемости), изменяется отношение к получаемому образованию.
Клубы по интересам, как особая развивающая и обучающая среда, способствующая самоопределению молодого поколения, позволяет вести общеобразовательную, просветительскую и развивающую работу, связанную с психологическими исследованиями любых отраслей психоло-
гической науки. Это одна из самых эффективных форм создания образовательной и воспитательной среды, она дает возможность варьировать методы, средства и формы обучающего и воспитательного воздействия на современную молодежь. Поэтому мы видим необходимость дальнейшего развития системы клубной работы, создания материально-технических возможностей для ее совершенствования.
Организация и стимулирование личностного развития молодежи должны быть в центре внимания всей системы образования. Задача педагогов, психологов, социологов и других специалистов - способствовать личностному росту молодежи, направлять на осознание уверенности в своих силах. Тогда человек сам сможет разрешить свои проблемы, научится быть счастливым, обретет новый, положительный, взгляд на действительность и найдет в постоянно меняющемся мире достойное место.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. 215 с.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
3. Хангерленд Б. Как преподнести себя на рышке труда. М., 2003. 224 с.
Л.И. Млочешек, Е.В. Лопаткин
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТА
Профессиональное самоопределение студента является одним из критериев его подготовленности к педагогической профессии, так как от отношения студента к профессии учителя зависит и его потребность в знаниях, и его стремление овладевать профессиональными умениями. Однако на этот критерий меньше всего обращали внимание ученые и в прошлом, да и в современной науке только приступили к исследованию проблемы профессионального самоопределения студента.
Представим краткий генезис педагогических идей о профессиональной подготовке учителя. В XIX веке развивались две противоположные точки зрения на решение проблемы подготовленности учителя к педагогической деятельности.
Одни ученые считали, что учителю достаточно знаний содержания учебных предметов, которые он будет преподавать. Другие ученые придерживались иного взгляда на готовность учителя к профессиональной деятельности: необходимо формировать как можно больше практических умений. Эта вторая точка зрения поддерживалась московскими учеными в XX веке. Общепедагогическую подготовку учителя они рассматривали как овладение разнообразными практическими умениями для ведения урока, для организации внеклассной работы. Формирование таких умений должно происходить средствами педагогических дисциплин и педагогической практики.
Московский ученый О.А. Абдуллина считает, что в основу классификации общепедагогических умений должны быть положены функции педагогической деятельности: 1) изучение учащихся; 2) планирование уроков, внеклассных мероприятий, индивидуального подхода к учащимся; 3) организация учебного процесса [1].
Для реализации первой функции учителю прежде всего необходимо владеть умениями по выявлению интересов учащихся, направленности их личности, умениями выявления уровня их развития и конкретных условий, в которых происходило становление личности ребенка.
Для реализации второй функции - планирование урока - требуется от учителя владение проектировочными умениями, развитие которых связано с умениями по изучению личности учащихся.
Третья функция - организация учебного процесса - требует следующих умений: 1) отбор учебного материала в соответствии с программой; учет объема материала в учебнике, уровня развития учащихся; 2) выбор методов обучения, адекватных задачам урока, уровню развития учащихся;