УДК 616.89-072.85-06:616.33./.4
Л.П. ВЕЛИКАНОВА
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ СОСТОЯНИЙ ДИЗАДАПТАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ
Изучению состояний предболезни и инициальных форм нервно-психических и психосоматических расстройств посвящены многие исследования последних лет [1, 4]. Признание наличия переходных состояний между нормой и патологией, определяемых личностными и конституциональными особенностями человека, позволяет констатировать отклонения на доболезненном уровне как в психической, так и в соматической сферах [2].
При относительном многообразии клинических проявлений дизадаптации безусловным ее признаком является синдром психоэмоционального напряжения, или хронической тревожности [9]. У детей и подростков наряду с психическими признаками тревожности достоверно чаще обнаруживаются преневроти-ческие, вегетодистонические и соматические проявления [9]. Выявлена зависимость заболеваемости и резистентности организма от его психоэмоционального состояния и вегетативного тонуса [7]. П.К.Анохин и К.В.Судаков [3] отмечали, что эмоции являются главными «поставщиками» невротических расстройств, а невротические состояния и неврозы, в свою очередь, - «поставщиками» самых разнообразных заболеваний. Эмоциональная устойчивость рассматривается как интегративная динамическая характеристика, являющаяся основой психологического здоровья личности [6]. Длительное эмоциональное напряжение обусловливает истощение адаптивных возможностей, прорыв барьера психической адаптации [1] и хронификацию висцеровегетативных расстройств. Особенно подчеркивается роль тревоги как одного из основных маркеров негомеостатического личностно-средового взаимодействия. Состояния тревоги - ранняя эмоциональная реакция, свидетельствующая о нарушении психической адаптации и активирующая приспособительные механизмы личности. А одним из критериев сохранности механизмов психической адаптации является то, насколько успешно они минимизируют уровень тревоги [8].
Целью настоящего исследования явилось выявление психологических предикторов, сопровождающих различные клинические формы нарушений адаптации и их последующее использование для диагностики дизадаптации на донозологических и обратимых этапах ее развития.
Для достижения поставленной цели использовался цветовой тест Люше-ра, характеризующий психоэмоциональное состояние, источник эмоционального напряжения и вегетативный тонус [11]. Восприятие цвета представляет собой сопряжение психологических и физиологических процессов. Многолетнее изучение теста Л.Н. Собчик [12] показывает связь психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками. Тест относится к разряду проективных и может использоваться в широком возрастном диапазоне (от 10 до 70 лет) [5, 10-12]. При его примене-
нии исключается влияние на результаты интеллектуального и образовательного уровня, а также ряда искажающих ситуационных моментов, а быстрота и возможность многократного использования делают его предпочтительным для лонгитюдных скрининговых обследований. Результаты компьютерной обработки теста дают несколько показателей: фактор нестабильности выбора (ФНВ), фактор отклонения от аутогенной нормы (ФОАН), фактор тревожности (ФТ), фактор активности (ФА), фактор работоспособности (ФР) и показатель вегетативного тонуса (ВТ). Последний показатель со знаком минус свидетельствует о ваготонии, со знаком плюс - о симпатикотонии; нулевые значения соответствуют эйтонии. Кроме того, дается характеристика источника стресса у испытуемого.
В соответствии с поставленными задачами на протяжении учебного года в конце каждой четверти проводилось сплошное невыборочное психодиагностическое обследование учащихся 5-9 классов (110 школьников - 43 мальчика и 67 девочек) учебно-воспитательного комбината в возрасте 11-15 лет. На каждого школьника приходилось от 1 до 7 обследований (в среднем - 3,2 ±1,6) Результаты психодиагностического обследования сопоставлялись с данными из медицинской документации о перенесенных и текущих заболеваниях (на момент обследования), анамнестическими сведениями. Всего проанализировано 356 результатов обследований.
На основании анализа медицинских данных были сформированы группы с учетом клинико-нозологических форм. Первую группу (НР - 34 чел.) составили школьники с преимущественно невротическими расстройствами (невротическими реакциями и состояниями). Во вторую группу (ПС - 101 чел.) вошли учащиеся с преобладанием психосоматических реакций и состояний (ве-гето-сосудистой дистонией, функциональными кардиопатиями, бронхиальной астмой, гастритом, гастродуоденитом, дискинезиями желчевыводящих путей, язвенной болезнью 12-перстной кишки, колитом). Третья группа (УЗ - 106 чел.) включала условно здоровых детей, у которых сведений о заболеваниях выявлено не было либо констатировано от одного до 5 эпизодов (в основном, детские инфекции в раннем возрасте, чаще всего - ветряная оспа; вираж туберкулиновой пробы, редкие простудные заболевания). Четвертая группа (ЧБ - 58 чел.) объединила детей с 6 и более эпизодами (максимально - до 23), которые были условно отнесены к разряду часто болеющих. В этой группе преобладали различные детские инфекции, туберкулезная интоксикация, простудные заболевания, травмы, хирургическая патология.
При сопоставлении показателей теста Люшера в выделенных группах наибольшее количество значимых различий (непараметрический критерий Манна-Уитни) выявилось между группой УЗ и группами НР и ПС.
В группе НР факторы ФНВ, ФОАН и ФТ были достоверно выше, чем в группе УЗ. В группе ПС прослеживались аналогичные тенденции: ФОАН, ФТ, ФА также были достоверно выше по сравнению с аналогичными показателями в группе УЗ. Показатель ФР, напротив, был достоверно выше в группе УЗ (критерий Манна-Уитни; р< 0,05) по сравнению с таковым в группах НР, ПС, ЧБ. ФА обнаруживал определенную зависимость от фактора тревожности и
может свидетельствовать о непродуктивной активности - беспокойстве, суетливости (коэффициент корреляции Спирмена 0,55 при р<0,001). По показателям вегетативного тонуса значимые различия обнаруживались только между группами ПС и УЗ: в группе УЗ вегетативный тонус был выше. Между остальными группами различий по фактору ВТ выявлено не было. Последнее обстоятельство может свидетельствовать о возрастании роли психологических факторов в поддержании гомеостатического равновесия организма в подростковом возрасте. В отличие от УЗ в группе ЧБ был достоверно выше показатель тревожности, что, вероятно, обусловлено соматогенными и ситуационными влияниями, связанными с частыми эпизодами болезней (пропуски уроков, пробелы в знаниях, изменения режима).
Следует заметить, что достоверных различий по факторам в группе НС и ПС выявлено не было, за исключением ФА, который был достоверно больше в группе с ПС (критерий Манна-Уитни; р<0,05), что свидетельствует в пользу концепции ряда авторов, касающейся общности начальных этапов патогенеза НР и ПС [1, 2, 10, 14, 15].
Выявленные различия показателей, как представляется, подтверждают более выраженное напряжение адаптационных механизмов в группах НС и ПС по сравнению с УЗ и ЧБ, что может быть использовано в целях первичной профилактики как психической (неврозы, патологическое развитие и формирование личности), так и соматической (психосоматической) патологии.
Следует отметить, что эмоциональное состояние школьников данной возрастной группы отражает как возрастные, онтогенетически обусловленные, так и ситуационно-средовые изменения аффективной сферы. Независимо от природы эмоционального напряжения его значимость как фактора риска развития психической и соматической патологии не вызывает сомнений. В особой степени это касается фактора тревожности, провоцирующего дизадаптацию на различных уровнях (психическом, соматическом, поведенческом), что отмечается многими авторами [3, 13].
Результаты психодиагностического скрининга были сопоставлены также с количеством эпизодов болезней у каждого обследованного (согласно сведениям из медицинской документации и анамнестическим данным) и с годом обучения. Так, количество эпизодов заболеваний было достоверно больше в 9 классе по сравнению с 5 и 7 классами (р<0,05-0,0001; критерий Манна-Уитни) (рис. 1).
Обнаруживалась признаки обратной зависимости напряжения механизмов адаптации и клинических проявлений дизадаптации: максимальным показателям теста Люшера в 7 классе (рис. 2) соответствовало наименьшее количество эпизодов болезней, т.е. указанные показатели находились в реципрокных отношениях. В других классах эта зависимость была менее демонстративной. Вероятно, в данном наблюдении находит отражение «психосоматическое балансирование» [9], которое определяется обратным соотношением психических (аффективных, депрессивных и тревожных) и соматических (вегето-висцеральных) проявлений дизадаптации. Обратная зависимость между выраженностью депрессивных нарушений и обусловленными ими психосоматическими расстройствами у детей и подростков отмечена и в других работах [4].
20
18
16
14
12
10
6 7
классы
Median □ 25%-75% 1~ Min-Max
Рис.1. Распределение числа эпизодов болезней в зависимости от года обучения в школе
70
60
50
40
30
20
10
□ ФНВ
□ ФОАН
□ ФТ
□ ФА
Ш ФР
□ ВТ
5 кл 6кл 7кл 8 кл 9 кл
Рис.2. Изменение показателей теста Люшера в зависимости от года обучения (медианы критерия Краскела-Уоллиса)
8
6
4
Увеличение количество эпизодов заболеваний от 5 к 9 классу можно расценивать как результат накопления напряжения и срыва механизмов адаптации и переход на новый уровень функционирования с формированием нового (патологического) равновесия.
Таким образом, результаты психодиагностического скрининга позволяют обнаружить определенные параллели между показателями, характеризующими состояние механизмов адаптации/дезадаптации и клиническими характеристиками состояния здоровья/нездоровья у школьников. Особенно отчетлива зависимость между напряжением механизмов адаптации и НР и ПС. Это дает возможность, с одной стороны, прогнозировать срыв адаптации и осуществлять его профилактику посредством медико-психологического сопровождения и коррекционной работы с контингентом групп риска. С другой стороны, позволяет валеологам, соматологам, психотерапевтам проводить коррекцию клинических проявлений дизадаптации на донозологическом уровне и на обратимых стадиях формирования как психической, так и соматической (психосоматической) патологии.
Литература
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. М., 1993. 400 с.
2. Андрющенко А.В. Сравнительная оценка шкал СЕБ-Б, ББ1, БАББ (ф / А.В. Андрющенко, М.Ю. Дробижев, А.В. Добровольский // Журн. неврол. и психиатрии. 2003. № 5. С. 11-18
3. Анохин П.К. Эмоции и здоровье / П.К. Анохин, К.В. Судаков // Будущее науки. М., 1973. С. 190-211
4. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. СПб.: Речь, 2002. 560 с.
5. Арешидзе Н.В. Формирование биоэлектрической активности головного мозга, вегетативного гомеостаза, морфотипа и психологических свойств личности в различные периоды онтогенеза человека: дис. ... канд. биол. наук / Н.В. Арешидзе. Ставрополь, 2004. 164 с.
6. Артюхова Т.Ю. Некоторые аспекты исследования психологического здоровья участников образовательного процесса / Т.Ю. Артюхова // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Казань, 2006. С. 130-131.
7. Жданова Л.А. Системный подход к медико-психолого-педагогическому сопровождению ребенка / Л.А. Жданова, Е.В. Шелкопляс, И.Е. Бобошко, В.А. Бобошко // Материалы V конгресса «Здоровый ребенок». М., 1999. С. 224.
8. Зиньковский А.К. Личностные особенности и психовегетативный статус пациентов с паническим и генерализованным тревожным расстройством / А.К. Зиньковский, И.Е. Юров // Соц. и клин. психиатрия. 2001. № 2. С. 44-47.
9. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д.Н. Исаев. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
10. Козловская Г.В. Новые пути охраны психофизического здоровья школьников / Г.В. Козловская, С.А. Чубарова, Н.Н. Куинджи и др. // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). М., 2005. № 1. С. 7-16.
11. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / сост. О.Ф. Дубровская. Серия «Библиотека практического психолога». М.: Фолиум, 1995. 64 с.
12. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: практическое руководство / Л.Н. Собчик. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
13. Шабаева А.В. Эмоциональное неблагополучие детей раннего возраста в контексте психического здоровья / А.В. Шабаева // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Казань, 2006. С.66-67.
14. (Brautigam W., Christian P., Rad M.) Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учеб. / пер. с нем. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 376 с.
15. Mitscherlich A. The mechanism of biphasic defense in psychosomatic diseases / A. Mit-scherlich // Int. J. Psychoanal. 1968. V. 49. P. 236-240.
ВЕЛИКАНОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА родилась в 1950 г. Окончила Астраханский государственный медицинский институт. Кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой наркологии и психотерапии Астраханской государственной медицинской академии. Область научных интересов - наркология, психиатрия, психотерапия, медицинская психология, судебная психиатрия. Автор 169 научных публикаций.