ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ИХ ДИНАМИКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Л.П. Великанова
Астраханская государственная медицинская академия, Астрахань
По мнению многих исследователей, на формирование, структуру, динамику и исходы психогенных расстройств влияют многие конституционально-биологические факторы и в их числе - половая принадлежность. Пол определяет повышенный риск развития психогенных, связанных со стрессом, расстройств. Среди пациентов с невротической патологией преобладают лица женского пола, у них выше риск их рецидивирова-ния и затяжного течения [1, 4, 5, 8].
Биологическая составляющая фактора пола обусловливает специфические психофизиологические характеристики эмоциональной сферы и эмоционального реагирования (повышенная эмоциональность женщин). Термин «гендер» подчеркивает тот факт, что биологические характеристики сексуальности преломляются через призму индивидуального сознания и представлений об особенностях полоролевых отношений и стилях поведения, предписываемых социумом и культурой [10, 11].
Целью настоящей работы явилось исследование гендерных особенностей эмоциональной сферы, эмоциональной реактивности и стрессоустойчивости в целом, как факторов риска развития состояний дизадаптации у младших школьников.
Материалы и методы. Для решения поставленных задач использовался массив клинических и психодиагностических
данных, полученных при сплошном невыборочном обследовании детей младшего школьного возраста - учащихся 1-4 классов в возрасте 7-10 лет. Использовались методики, адекватные возрасту: детский вариант теста Кэттелла, тест Филлипса, проективный тест Люшера, тест детской тревожности Амена. Психодиагностическое обследование школьников производилось неоднократно, в среднем 2,46 ±1,1 раза. Проанализирован 3041 результат. Математико-статистическая обработка осуществлялась методами описательной статистики (расчет среднего и стандартного отклонения), с помощью критерия Стьюдента и непараметрической статистики (критерий Манна-Уитни).
Результаты и их обсуждение. Анализ данных теста Люше-ра выявил большую неустойчивость адаптационных механизмов в младшем школьном возрасте у мальчиков (рис. 1; табл. 1). Об это свидетельствуют показатели ФОАН, ФТ, ФР и ВТ, которые подтверждают результаты исследований А.М. Прихожан [8]: для мальчиков в начальной школе характерен более высокий уровень тревожности по сравнению с девочками.
М, п=134 Д, п=151
Рис. 1. График распределения показателей теста Люшера в зависимости от пола (начальная школа): ФНВ - фактор нестабильности выбора; ФОАН - фактор отклонения от аутогенной нормы; ФТ - фактор тревожности; ФА - фактор активности; ФР - фактор работоспособности; * р<0, 05; ** р<0,1
Однако выявленные соотношения не были неизменными в данной возрастной группе. В возрасте 7-9 лет мальчики отличались более высокими показателями ФОАН и ФТ и более низкими - ФР и ВТ. К концу обучения в начальной школе (к 10-
летнему возрасту) менялись на противоположные: все показатели были выше у девочек (рис. 2-5).
Таблица 1
Сравнительные показатели факторов теста Люшера в зависимости от пола и года обучения у младших школьников (критерий Манна-Уитни)
Число обследованных ФНВ ФОАН ФТ ФА ФР ВТ
1 кл М, п=47 44,0±21,3 53,9±19,9 29,9±23,3 46,6±16,4 60,4±22,2 0,2±0,8
Д, п=37 42,1±24,9 39,2±17,4* 19,2±14,6** 48,2±13,2 69,9±20,3* 0,7±0,8*
2 кл М, п=18 57,3±22,7 51,5±16,7 24,3±17,2 50,0±15,7 65,1±1,2 0,3±0,9
Д, п=23 38,9±25,8* 39,5±16,8* 19,2±15,8 44,6±11,9 70,1±21,4 0,7±0,7*
3 кл М, п=31 25,4±23,7 52,6±26,8 34,1±29,6 51,3±13,6 63,4±29,2 0,6±1,0
Д, п=51 24,7±22,7 32,7±15,7* 12,6±15,8* 47,7±15,4 76,2±16,1 0,8±0,9
4 кл М, п=38 26,9±21,4 37,9±18,3 16,3±16,1 48,7±14,2 74,9±18,3 0,4±0,9
Д, п=40 28,6±20,4 42,7±11,1** 18,3± 14,6 43,5±14,4** 67,5±17,5* 0,4±0,9
*р<0,05 - различия достоверны; ** р<0,1 - различия на уровне тенденций.
Согласно результатам исследований А.М. Прихожан [8], относящихся к периоду 1970-1997 гг., мальчики остаются.
60-
0- ФНВ ФОАН* ФТ** ФА ФР* ВТ*
■ М, п=47 44 53,9 29,9 46,6 60,4 0,23
7 СО = ,п т 42,1 39,2 19,2 48,2 69,9 0,72
80
20-
Рис. 2. График распределения показателей теста Люшера в зависимости от пола в 1 классе: * р<0,05; ** р< 0,1 (критерий Манна-Уитни)
Выявленное несоответствие результатов наших исследований и предыдущих, представляется закономерным, принимая во внимание более чем 30-и летний интервал между проведенными
исследованиями и различия в социально-экономической ситуации и психологическом климате в стране в указанные периоды более тревожными на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
60
40
ФНВ* ФОАН* ФТ ФА ФР ВТ
■ М, п=47 57,3 51,5 24,3 50 65,2 0,33
7 СО = ,п ш 38,9 39,5 19,2 44,6 70,1 0,66
«0
20
Рис. 3. График распределения показателей теста Люшера в зависимости от пола во 2 классе: *р<0,05; ** р< 0,1 (критерий Манна-Уитни).
Рис. 4. График распределения показателей теста Люшера в зависимости от пола в третьем классе: * р<0,05; ** р< 0,1 (критерий Манна-Уитни)
Рис. 5. График распределения показателей теста Люшера в зависимости от пола в четвертом классе:* р<0,05; ** р< 0,1 (критерий Манна-Уитни)
Показатели вегетативного тонуса у девочек всего массива обследованных были достоверно выше (р<0,005; критерий Манна-Уитни). Во всех классах у мальчиков в младшем школьном возрасте отмечалось преобладание парасимпатического тонуса, а у девочек - симпатического (во 2 классе - достоверно: 7=2,58-2,77, 0,005<р<0,01, при £=40) (рис. 6), что согласуется с литературными данными [9]. В целом ряд авторов подтверждает принцип доминирования трофотропных (парасимпатических) механизмов вегетативной адаптивной регуляции над эрготропными (симпато-адреналовыми) у детей дошкольного и младшего школьного возраста [2, 9].
Анализ источников стресса выявил, что наиболее актуальными для большинства детей младшего школьного возраста являлась потребность в социальной активности, эмоциональной вовлеченности, самостоятельности и самоутверждении. В первых трех классах источником стресса у мальчиков чаще других являлась нереализованная потребность в доверительных и искренних отношениях; у девочек - стремление к самоутверждению.
В 4 классе стремление к самоутверждению, независимости было достоверно более выраженным у девочек, а стремление к самореализации - у мальчиков (7=2,95; 0,0025<р<0,005 при £=78). Полученные данные позволяют предположить, что созда-
ние в процессе обучения условий для реализации фрустриро-ванных потребностей с учетом гендерных особенностей могло бы позволить снизить индивидуальный уровень эмоционального напряжения и оказать, таким образом, психопрофилактическое воздействие. В этом контексте заслуживают внимания идеи о возобновлении раздельного обучения [4, 5].
1 2 Д
1 класс
2 класс
2 3
Д
3 класс
4 класс
М
Д
Рис. 6. Гистограммы распределения показателей вегетативного тонуса по полу в зависимости от года обучения (возраста): 1 - эйтония, 2 - симпатикотония,
3 - парасимпатикотония.
Проективный тест Амена выявил различия уровня тревожности по полу на уровне тенденций (р=0,108; критерий Манна-Уитни). Его результаты подтверждали данные теста Люшера о большей тревожности мальчиков в младшем школьном возрасте и литературные данные [8].
У учащихся 2 класса (13 девочек и 19 мальчиков) были проведено пилотное обследование с помощью формализованных
методик: теста Филлипса на школьную тревожность и детского варианта теста Кэттелла. По данным теста Филипса достоверных различий по полу выявлено не было, однако почти все показатели школьной тревожности у девочек были выше (табл. 2, рис. 7).
Таблица 2
Сравнительное распределение показателей школьной тревожности
в зависимости от пола в младшем школьном возрасте
Пол Фоб Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8
М п=19 0,39 ±0,11 0,40 ±0,16 0,30 ±0,17 0,38 ±0,1 0,52 ±0,24 0,68 ±0,23 0,49 ±0,27 0,25 ±0,20 0,44 ±0,15
Д п=13 0,44 ±0,15 0,48 ±0,19 0,30 ±0,19 0,38 ±0,13 0,58 ±0,28 0,72 ±0,28 0,46 ±0,19 0,34 ±0,21 0,46 ±0,16
При сопоставлении данных теста Люшера и Филипса, может сложиться впечатление, что они взаимоисключающие. Однако следует учесть, что каждый из тестов имеет свою точку приложения и объект измерения. Проективный тест Люшера адресуется к биологической составляющей пола, а формализованный опросник Филлипса - к социально-культурной, собственно гендерной.
- - - -М, п=19---□---Д, п= 13
Рис. 7. Распределение показателей школьной тревожности в зависимости от пола в младшем школьном возрасте
График распределения показателей теста Кэттелла в зависимости от пола у младших школьников (рис. 8) показывает, что различия не были достоверными, но мальчики младшего школьного возраста отличались большей эмоциональной чувствитель-
ностью, зависимостью от окружения, потребностью в сопереживании (факторы А, I), неуверенностью, ранимостью (фактор С).
—» — М, п=21 -----■--Д, п=14
Рис. 8. График распределения факторов теста Кэттелла по полу у младших школьников
Перечисленные характеристики согласуются с данными проективных тестов Люшера и Амена. Девочек отличала более выраженная тревожность, озабоченность (фактор О) эмоциональная напряженность, фрустрированность (фактор Q4) - те качества, которые в более старшем возрасте (в подростковом и юношеском) становились стабильными и встраивались в структуру личности.
При сравнительном анализе распространенности клинических форм дизадаптации в младшем школьном возрасте также выявились различия в зависимости от пола (табл. 3). Учитывалась распространенность клинических форм дизадаптации -невротической и психосоматической (группы ННР и НПС), группа часто болеющих (ЧБ) и условно здоровых (УЗ).
В первых двух группах детей невротические расстройства (невротические реакции и состояния) характеризовались, в зависимости от доминирующего синдрома, астеническими, дисти-мическими, истерическими, обсессивными, фобическими и смешанными проявлениями. Психосоматические реакции или соматовегетативные дисфунции проявлялись во время или непосредственно после острых аффективных переживаний, либо перед неприятным или нежелательным событием (например, в
ожидании контрольной, при разлуке с матерью). Они включали энурез, энкопрез или задержку стула, нарушения аппетита (снижение), рвоту, боли в животе, нарушения стула, кожный зуд, кожные аллергические реакции, гипертермию, психогенный кашель и одышку, головные боли, головокружения, боли в области сердца, учащение эпизодов простудных заболеваний [1, 3]. Отмечалась преобладание той или иной реакции у разных детей и тенденция к повторению в психотравмирующей ситуации.
Третья группа (ЧБ) объединяла, тех, у кого на момент обследования было выявлено в анамнезе 6 и более эпизодов различных заболеваний в течение года, предшествуюшего обследованию (грипп, ОРВИ, простудные заболевании, операционные вмешательства). Эти дети были условно отнесены к разряду часто болеющих [6, 7].
Четвертая группа (УЗ) включала условно здоровых детей, у которых сведений о заболеваниях на момент обследования выявлено не было, либо констатировано от одного до 5 эпизодов в анамнезе (в основном детские инфекции в раннем возрасте, чаще всего - ветряная оспа, вираж туберкулиновой пробы, редкие простудные заболевания).
В младшем школьном возрасте девочки отличались преобладанием психосоматических форм дизадаптации (психосоматические реакции, состояния) и меньшим количеством условно здоровых (табл. 3).
Таблица 3
Распространенность клинических форм дизадаптации в зависимости от пола в младшем школьном возрасте, %
Показатель ННР НПС ЧБ УЗ
М, п=128 14,8 12,5 14,8 57,8
Д, п=145 15,2 22,8* 10,3 51,7
Значение 1 0,08 -2,20 1,12 1,01
* различия достоверны (критерий Стьюдента для долей процента)
Меньшая разбалансированность в эмоциональной сфере у девочек в младшем школьном возрасте, выявленная психодиагностически, обеспечивалась более выраженными механизмами соматизации аффектов, что на клиническом уровне выражалось в преобладании у них психосоматических расстройств.
Таким образом, в младшем школьном возрасте (так же как и в других возрастных группах) выявляется сопряженность характеристик эмоциональной сферы и половой принадлежности. Однако в отличие от более старшего возраста у младших школьников уровень тревожности и напряжение механизмов адаптации у мальчиков более выражены по сравнению с девочками (данные теста Люшера, Амена, Кэттелла). Но в процессе взросления и приближения к подростковому возрасту эти различия смещаются в сторону девочек. С нашей точки зрения, этот факт является подтверждением усиления роли процесса усвоения/присвоения социального опыта в формировании связанных с полом личностных особенностей. Подтверждением являются результаты теста на школьную тревожность, согласно которым все виды тревожности выше у девочек. Преобладание у девочек младшего школьного возраста психосоматических клинических форм дизадаптации свидетельствует о более выраженных у них механизмах соматизации аффектов. Следует отметить, что данный возрастной период во многих отношениях является критическим, переломным в становлении личностных особенностей (второй возрастной криз - по Сухаревой, Ковалеву). В особой степени это касается формирования эмоциональности (аффективный этап онтогенеза - по Ковалеву).
Полученные данные свидетельствуют о возрастании влияния внешней среды (социума, микросоциума) на процесс формирования индивидуума. Вследствие указанного этот возраст должен быть объектом особенно пристального внимания при проведении психопрофилактической работы.
Литература
1. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. 560 с.
2. Вейн А.М. Проблемы и перспективы детской вегетологии // Акту-ал. вопр. кардиологии и вегетологии детского возраста. М., 1986. С. 73-76.
3. Ефимов Ю.А. Возможности диагностики донозологического этапа развития психосоматических заболеваний // 8-й Всесоюз. съезд невропатол., психиатр. и наркол. М., 1988. Т. 2. С. 193-195.
4. Козловская Г.В. Результаты эпидемиологического изучения детей с повышенным риском возникновения пограничных психических
расстройств // 4-й Всерос. съезд невропатол. и психиатр. М., 1980. Т. 1. С. 208-211.
5. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: программа спецкурса. М.: МГУ, 2001. 18 с.
6. Клинико-физиологические особенности часто болеющих детей / Михайлова Н.В. [и др.] // Материалы 5-го конгр. «Здоровый ребенок». М., 1999. С. 296.
7. Покровский Д.Г., Негодина Ю.В. Клинико-иммунологические корреляты у часто и длительно болеющих детей с эмоциональноповеденческими расстройствами // Материалы 14-го съезда психиатров России. М., 2005. С. 216.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 304 с.
9. ШараповА.Н. URL: http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5 2000/R46.html#R4sharapov.
10. Bem S.L. Gender schema theory and its implications for child development // J. for Women in Culture and Society. 1983. Vol. 8, № 4. P. 598-615.
11. StollerR.J. Sex and Gender. N.Y.: Science House, 1968.