КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА
К ФОРМИРОВАНИЮ ГРУПП РИСКА РАЗВИТИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА И ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ У ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Корецкая Н.М., Большакова И.А.
Красноярский государственный медицинский университет, кафедра туберкулеза с курсом ПО, Красноярск
Сохраняющаяся социальная и эпидемиологическая напряженность в стране делает уязвимыми по отношению к туберкулезу всех медицинских работников. Однако степень риска заболевания туберкулезом у различных категорий медицинских работников не одинакова.
На основании 13-летнего изучения случаев впервые выявленного туберкулеза у 587 медицинских работников мы пришли к выводу о необходимости дифференцированного подхода к организации и выявлению туберкулеза у работающих в медицинских учреждениях различного профиля в период эпидемиологического неблагополучия.
В этой связи мы разделили всех работающих в медицинских учреждениях различного профиля на 3 группы в зависимости от степени риска заболевания (высокая, средняя, низкая), а также установили кратность проведения проверочного флюорографического обследования для каждой из групп (для высокой - 2 раза в год, средней - 1 раз в год, низкой - 1 раз в 2 года, за исключением лиц, имеющих заболевания группы риска). Были разработаны методические рекомендации, которые внедрены в работу лечебно-профилактических учреждений города и края.
Не менее важным в условиях признания туберкулеза нозокомиальной инфекцией является и учет степени эпидемиологической опасности заболевших туберкулезом медицинских работников, на основании чего все работающие в лечебно-профилактических и других медицинских учреждениях были разделены на две группы: с высокой и средней степенью эпидемиологической опасности в случае развития заболевания и определены сроки прохождения ими проверочного флюорографического обследования.
Составление плана проверочного флюорографического обследования медицинских работников и его выполнение должно осуществляться с учетом кратности проведения обследования, установленной для каждой из групп.
Для изучения клинической эффективности внедренных в практическое здравоохранение рекомендаций по проведению проверочного флюорографического обследования медицинским работникам в зависимости от степени риска заболевания туберкулезом и эпидемиологической значимости заболевших, нами проанализированы пути выявления, структура клинических форм и характеристика туберкулезного процесса у 43 больных, занятых в сфере здравоохранения, заболевание у которых диагностировано через год после внедрения рекомендаций в практику.
Было установлено, что внедрение рекомендаций привело к снижению удельного веса медицинских работников, не проходивших проверочное флюорографическое обследование более 2-х лет с 15,3% до 11,6%; увеличилась доля больных, выявленных активно, с 48,8% до 58,1%. У заболевших значительно улучшилась структура клинических форм туберкулезного процесса и его характеристика: не было выявлено ни одного случая фиброзно-кавернозного туберкулеза, удельный вес диссеминированного туберкулеза снизился с12,4% до 7,0%, туберкулем с 12,2% до 9,3%; уменьшился удельный вес распространенных (более доли) процессов с 20,5% до 5,0%, снизилась доля деструктивных процессов с 53,7% до 22,5% и бактериовыделения с 48,3% до 23,2%.
Таким образом, внедрение в практику здравоохранения разработанного нами нового подхода к выявлению туберкулеза эффективно, поскольку обеспечивает оптимизацию работы по активному выявлению туберкулеза у медицинских работников, позволяет улучшить структуру клинических форм и характеристику туберкулезного процесса у заболевших, и снижает вероятность нозокомиального распространения инфекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва