СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАСТКОВЫХ ТЕРАПЕВТОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
Корецкая Н.М., Большакова И.А.
Красноярский государственный медицинский университет, кафедра туберкулеза с курсом ПО, Красноярск
Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Красноярском крае в последние годы остается достаточно напряженной. Так, в 2007 году более половины больных (53,9%) выявлены несвоевременно, а у 3,3% больных диагностированы запущенные формы туберкулезного процесса, что свидетельствует о недостаточном уровне работы по активному выявлению туберкулеза среди населения, а также об отсутствии фтизиатрической настороженности и слабом уровне знаний вопросов выявления и диагностики туберкулеза врачами общей лечебной сети, в частности, участковыми терапевтами.
Исходя из этого, в рамках Национального проекта «Здоровье» в течение двух последних лет в Институте последипломного образования Красноярского государственного медицинского университета организован цикл усовершенствования «Актуальные вопросы фтизиатрии и онкологии в практике участкового терапевта», продолжительностью 72 часа. Учебные часы разделены в равном объеме между кафедрой туберкулеза и кафедрой онкологии и лучевой терапии.
С целью обеспечения учебного процесса создан учебно-методический комплекс дисциплины «Фтизиатрия», включающий рабочую программу, методические указания для самостоятельной аудиторной работы обучающихся, тесты для контроля исходного и конечного уровней знаний, ситуационные задачи, перечень практических умений, которые должен выполнять участковый терапевт.
Во время обучения на кафедре туберкулеза основное внимание уделяется вопросам эпидемиологии, организации выявления, подходам к формированию групп риска с учетом региональных факторов, методам диагностики туберкулеза, современным особенностям клинических проявлений этого заболевания; делается акцент на содержании и важности правильной организации совместной работы общей лечебной сети и противотуберкулезной службы. Изучаются вопросы профилактики туберкулеза, основные принципы его лечения.
На основании анализа реализации рабочей программы, мы пришли к заключению, что 36 часов, отведенных на изучение фтизиатрии, явно не достаточно, ибо в объеме этих часов невозможно подробно остановиться на вопросах дифференциальной диагностики туберкулеза с другими заболеваниями, что очень важно, поскольку от того, своевременно или нет диагностирован туберкулез, будет зависеть дальнейшая тактика и прогноз заболевания.
На первом и последнем занятиях определялся исходный и конечный уровень теоретических знаний врачей, который составил 3,3 и 4,2 балла соответственно. Однако столь короткий цикл на позволяет достичь должных результатов по освоению практических навыков, необходимых для осуществления противотуберкулезной работы участковых терапевтов.
Недостаточность длительности обучения подтверждается и мнением курсантов, большинство из которых по результатам анкетирования предложили увеличить продолжительность цикла, как по фтизиатрии, так и по онкологии до 72 часов каждый.
Таким образом, даже короткий 36-часовой цикл позволяет повысить уровень знаний и практических навыков участковых терапевтов по актуальным вопросам фтизиатрии, а увеличение продолжительности обучения в два раза, несомненно, будет способствовать улучшению противотуберкулезной работы и ее результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва