УДК 008:379.85(571.52)
КЛАСТЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Ооржак К-Д.К.
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, г. Кызыл
THE CLUSTER POTENTIAL OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TUVA
Oorzhak K-D.K.
Tuvan Institute of humanitarian and applied socio-economic research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl
В данной статье рассмотрены вопросы развития отрасли туризма Республики Тыва в рамках кластерного подхода с учетом текущего состояния туристской индустрии. По итогам анализа туристских ресурсов и основных экономических показателей отрасли туризма в динамике за последние годы в статье обозначены конкурентные преимущества, текущий вектор развития и влияние отрасли на экономику республики. Автором обозначены основные проблемные вопросы, сдерживающие рост конкурентоспособности туристского кластера региона на российском и международном рынках туристских услуг, рассмотрена суть актуальной проблемы отрасли в слаборазвитой инфраструктуре региона. В целях раскрытия туристского потенциала республики автором изучена государственная политики Республики Тыва в части кластеризации объектов туризма, обозначены точки роста формирования территориальных рекреационных туристских кластеров, выявлены предпосылки и основные направления пути развития кластера туризма с учетом стратегического планирования Тувы.
Ключевые слова: кластер туризма; туристско-рекреационный потенциал; экономическое развитие; стратегия развития; территории опережающего развития; инвестиции; регион; Тува.
This article discusses the development of the tourism industry of the Republic of Tuva within the cluster approach, taking into account the current state of the tourism industry. According to the results of the analysis of tourist resources and the main economic indicators of the tourism industry in recent years, the article identifies competitive advantages, the current vector of development and the impact of the industry on the republic's economy. The author identifies the main problematic issues that restrain the growth of competitiveness of the tourism cluster in the region on the Russian and international markets of tourist services, and considers the essence of the current problems of the industry in the region's underdeveloped infrastructure. In order to disclose the tourist potential of the republic, the author studied the state policy of the Republic of Tuva in terms of clustering tourism facilities, marked the growth points of the formation of territorial recreational tourist clusters, identified the prerequisites and main directions for the development of the tourism cluster taking into account Tuva's strategic planning. Keywords: cluster of tourism; tourist and recreational potential; economic development; development strategy; territories of advanced development; investment; region; Tuva.
Введение
В период рыночных отношений социально-экономическое благосостояние субъекта Российской Федерации зависит от конкурентоспособности кластеров отраслей экономики. Кластеризация отрасли туризма способно эффективно концентри-
ровать территориальные ресурсы, такие как природно-рекреационные, культурно-исторические, информационные, в том числе технологии и навыки ведения хозяйств населения и субъектов предпринимательства на определенной территории. На сегодняшний день Республика Тыва, имея огромный
туристско-рекреационный потенциал и богатое культурно-историческое наследие, находится на стадии формирования эффективной для экономики республики модели этнокластера туризма [1].
Кластерный подход предполагает консолидирование и взаимодействие на определенной территории субъектов предпринимательства и государственных предприятий, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью смежной с туризмом и рекреационными услугами.
Поддержка и развитие туристских кластеров отмечается практически во всех документах стратегического развития сферы туризма, разрабатываемых как на федеральном уровне, так и на региональном уровне управления. В этой связи проблемы идентификации кластеров, оценки их воздействия на экономику региона, а также управление развитием кластерных образований в сфере туризма приобретает все большую актуальность, особенно на фоне небольшого количества экономических исследований по данным вопросам в Республике Тыва.
Целью исследования является изучение туристских ресурсов и предпосылок
для развития кластера туризма в пространственном развитии Республики Тыва.
Объектом исследования является экономико-управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования туристского кластера, предметом - проблемы и перспективы развития туризма в рамках кластерного подхода.
Анализ текущего состояния отрасли туризма в Республике Тыва
Республика Тыва - уникальный регион, родина одной из крупнейших рек России и самой полноводной реки Восточной Сибири - Енисея. Выгодное геополитическое положение, первозданная природа, значительная минерально-сырьевая база, большое количество природных и археологических памятников, обширные охотничьи угодья, высокий культурный потенциал Тувы - основа для развития российского и международного туризма. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов региона позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный, культурно-познавательный, деловой, активный, лечебно-оздоровительный и экологический туризм, сельский туризм и др. [2, с.
Туризм в Туве состоит из природно-ре-
креационного и историко-культурного составляющих. К природно-рекреационным составляющим относятся 2 заповедника, природный парк «Тыва», 14 государственных природных заказников, 15 памятников природы, 34 группы минеральных источников и 11 солено-грязевых озер [2, с. 3]. К историко-культурным составляющим причисляются традиции и обычаи, быт, культура, религия, национальные виды спорта, национальная одежда и кухня, религия и др. Особенно большая часть туристов интересуется традиционным укладом жизни, национальной кухней, традициями и обычаями, культурой, в частности горловым пением.
В нынешнем состоянии отрасли наиболее успешным является событийный вид туризма Тувы. К ресурсам событийного туризма можно отнести публичные мероприятия, фестивали, национальные праздники и др. Значительное количество туристов из регионов Российской Федерации и из-за рубежа посещает именно «этнически маркированные» массовые мероприятия в регионе, что выводит Туву на лидирующие позиции в событийном туризме в масштабах Сибири и страны. К таким событиям традиционно относят национальный новый
год Шагаа; международный конкурс исполнителей на национальном инструменте «Хомус»; фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»; «Дембилдей» - конкурс-фестиваль исполнителей горлового пения; праздник животноводов Наадым; международный фестиваль войлока «Узоры жизни на войлоке»; международный этномузыко-логический симпозиум «Хоомей - феномен культуры народов Центральной Азии» [3, с. 81].
На сегодняшний день в республике 30 организаций занимаются туристкой деятельностью, из них:
- одно государственное автономное учреждение «Информационный центр туризма Республики Тыва», деятельность которого сосредоточена на создании благоприятного туристского имиджа республики и создании единого информационного туристского пространства;
- 2 (два) туроператора внесены в Единый государственный резерв туроператоров Российской Федерации (ООО «Сай-Хонаш Тревэл», ООО «Агентство путешествий ТоджаТур»);
- 27 турфирм, работающих на базе ИП, ООО и ЗАО [4].
В Едином реестре субъектов малого и
среднего предпринимательства количество [5, с. 71].
предпринимателей, предоставляющих ус- По данным Министерства экономики
луги в сфере туризма, составляет 29 субъ- Республики Тыва в 2018 году туристский
ектов, из них 10 ИП и 19 юридических лиц. поток составил более 95 тыс. человек и уве-
По сравнению с 2013 годом количество личился на 55% по сравнению с 2013 годом,
предпринимателей увеличилось на 10 еди- что обусловлено систематизацией проводи-
ниц [4].
Рис. 1. Количество субъектов предпринимательства в сфере туризма Республики Тыва за период 2013-2018 годы, единиц [4].
Туристская инфраструктура является основной материально-технической базой развития туризма. На территории республики функционируют 98 коллективных средств размещения, из них гостиниц и хо-стелов - 41, турбаз и баз отдыха - 29, санаторно-курортных организаций - 2, пансионатов - 26, общее количество номерного фонда - 1086 номеров на 3091 мест [4].
По состоянию на декабрь 2018 года средняя цена за проживание в гостинице (за сутки с человека) по республике составила 1765,15 рублей, что не превышает среднюю цену в гостиницах других городов Сибири
мых мероприятий по событийному туризму, в том числе международного уровня. Среди зарубежных стран, представители которых чаще всего посетили Тыву в 2018 году: Китай - 35%, Монголия- 30%, европейские страны - Франция, Германия, Италия, Великобритания - 15%, США- 12%, другие - 8% (Беларусь, Украина, Казахстан, Турция, Индия, Таиланд).
Рис. 2. Туристский поток Республики Тыва за период 2013-2018 годы, тыс. человек [4].
Влияние популяризации и развития туризма на экономику региона очевидно, поскольку открывает возможности дополнительного дохода, как на уровне регионального бюджета, так и на уровне его конкретных жителей [3, с. 74].
Объем платных услуг в туристско-рекре-
ационной сфере за 2018 год составил 136,1 млн. рублей, что больше на 53 % по сравнению с 2013 годом [4].
Рис. 3. Объем платных услуг в туристско-ре-креационной сфере Республики Тыва за период 2013-2018 годы, млн. рублей [4].
Объем налоговых поступлений от тури-стско-рекреационной деятельности в 2018 году составил 41,1 млн. рублей и увеличился на 96% по сравнению с 2013 годом. Рост налоговых поступлений обусловлен увеличением объема платных туристских услуг
[4].
Рис. 4. Объем налоговых поступлений от туристско-рекреационной деятельности за период 2013-2018 годы, млн. рублей [4].
Доля туризма в общем объеме валового регионального продукта (ВРП) в Туве составляет около 0,5% [2]. По России данный
показатель равен 3,47% от общего объема валового внутреннего продукта [6], в мировом ВВП - 10,4% [7].
Статистические сведения свидетельствуют о положительной динамике развития отрасли туризма и роста уровня спроса на туристские продукты у населения и туристов в Туве. Однако, серьезных масштабов развитие туризма в регионе, в отличие от соседних регионов по Сибири, не получило в связи с факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности республики на российском и международном рынках туристских услуг, и как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала.
Основные проблемы развития туристского кластера.
Основными вызовами, препятствующими формированию и развитию экономически эффективного кластера туризма в Республике Тыва, являются:
- недостаточность и неразвитость инфраструктуры туризма (недостаточность, а в ряде районов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры
практически на всех автодорогах республики);
- низкая инвестиционная активность бизнеса в отрасли (отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки);
- дефицит квалифицированных специалистов (невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров) [8, с. 63];
- «сезонность» туристкой дестинации (доходы туриндустрии приходятся на высокий сезон - с середины мая по конец августа, в остальное время принимающий туристский бизнес в целом убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона).
Одним из основных и актуальных проблем кластеризации отрасли является очень слабо развитая инфраструктура придорожного сервиса на территории республики. Поскольку объекты туристского кластера зачастую пространственно отделены друг от друга и удалены от основного рынка сбыта, существенное значение имеет каче-
Социальные и гуманитарные науки, № 1(40), 2019 ство дорожно-транспортной инфраструктуры. Необходимо создание новых объектов придорожного сервиса по маршрутам прохождения существующих и перспективных туристских потоков [2, с. 34].
В развитых регионах страны придорожный сервис в основном представлен инфраструктурой автозаправочных станций и предприятий общественного питания. Для обеспечения достаточно качественного уровня сервиса необходимо стимулирование владельцев имеющихся автозаправочных станций для расширения сервиса (открытием магазинов, киосков, кафе и т.д.) или привлечение крупных компаний с готовой инфраструктурой (Роснефть, Газпромнефть).
Объективными причинами слаборазвитой инфраструктуры придорожного сервиса республики является очень низкая плотность транспортной сети - 18,3 км на 1000 кв. км при 67 на 100 кв. км по России, - ограниченная транспортная доступность, суровые природно-климатические условия, приграничное территориальное положение региона и значительная удаленность от крупных транспортных, промышленных и социальных центров [9, с. 152].
Учитывая недостаточную рентабель-
ность отрасли и отсутствие инвестиций крупного бизнеса на текущий момент, ключевую роль должны сыграть бюджетные инвестиции в базовые объекты. По факту, на территории большей части туристских кластеров базовыми объектами являются государственные организации. Дальнейшее развитие данных объектов с учетом кластерного подхода позволит увеличить тур-поток, сделав отрасль привлекательной для частного бизнеса.
Кластерный потенциал развития туризма На республиканском уровне развитие туристской сферы с применением кластерного подхода определено как одним из основных направлений экономического развития региона. В частности, в Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2030 года формирование доступной и комфортной туристской среды и создание туристской инфраструктуры, стимулирование привлечения частных инвестиций в развитие туризма, применение кластерного подхода в реализации проектов в сфере туризма, создание туристских кластеров для дальнейшего получения статуса территорий оперержающего развития и особых экономических зон определены в качестве приоритетных задач развития от-
расли туризма в Туве [8, с. 64].
Одним из важных механизмов для создания туристского кластера в Стратегии развития туризма в Республике Тыва на период до 2030 года является развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах Тувы. В перспективных для привлечения туристов городах и районах республики целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких дестинаций является их использование, как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития республики в целом [2, с. 8].
Уникальные объекты показа, как природные, так и культурно-исторические, особо охраняемые природные территории Тувы могут стать основой для формирования крупных туристских центров. При этом с учетом мирового опыта соответствующая туристская инфраструктура должна преимущественно размещаться на участках, прилегающих к особо охраняемым природ-
ным территориям, не обремененных ограничениями, связанными с режимом особой охраны.
Потенциальные кластерные образования получают импульс к развитию в проектах строительства инфраструктуры в рамках реализации федеральных и региональных государственных программ. Министерством экономики Республики Тыва запланирована реализация на период 2019-2025 годы следующих инвестиционных проектов в сфере туризма на основе государственно-частного партнерства:
• гостиничный комплекс «Чалама» в г. Кызыле со строительством причала для круизных судов;
• туристская база на минеральном источнике «Арголик» со строительством линии электроснабжения;
• туристский комплекс «Тайга» со строительством линии электроснабжения;
• туристская база «Шанчы» со строительством линии электроснабжения и подъездной автомобильной дороги;
• туристский комплекс на Малом Енисее со строительством линии электроснабжения и реконструкцией подъездной автомобильной дороги;
• туристско-логистический комплекс на
Социальные и гуманитарные науки, № 1(40), 2019 озере Азас со строительством автомобильного моста через реку Тоора-Хем; • туристская база на озере «Чагытай» с реконструкцией подъездной автомобильной дороги [10].
В подпрограмме «Развитие туризма в Республике Тыва на 2019-2020 годы» государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 20172020 годы» данные инвестиционные проекты определены приоритетными, благодаря наличию многолетнего популярного для туристов кольцевого маршрута, одновременно охватывающего в данных зонах объекты культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, экологического и сельского туризма. Поток обслуживаемых туристов только поданному маршруту ежегодно составляет до 12 тыс. человек (без учета отложенного спроса), и примерно столько же человек путешествуют по данному маршруту самостоятельно. В настоящее время все категории туристов размещаются в палатках либо в сезонных пансионатах различных учреждений, основные фонды которых изношены до 80% [11].
В целях эффективного использования рекреационного потенциала территорий
Вестник Тувинского государственного университета региона Стратегией развития туризма в Республике Тыва на период до 2030 года определены 4 территорий опережающего развития санаторно-курортного кластера:
1. Санаторно-курортный кластер «Целебные озера Центра Азии»,
2. Гастроэнтерологический кластер «Кислые воды Тувы»,
3. Восточный лечебный кластер «Термальные воды Тувы»,
4. Западный лечебный кластер «Радоновые воды Тувы».
В целях привлечения частных инвестиций, роста предпринимательской инициативы в сфере туризма на данных территориях опережающего развития (ТОР) по кластерному принципу будут предоставлены льготные условия специальным налоговым режимом [2, с. 10-11].
Законом Республики Тыва от 10 июля 2009 г. № 1541 ВХ-П «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» предусматривается снижение ставки единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 15 до 5% для налогоплательщиков, осуществляющих туристскую деятельность [12].
Создание капиталоемкой развитой ин-
фраструктуры кластера туризма в рамках современных тенденций конкурентноспособности региональных экономик должна являться одной из первоочередных задач государственной политики Республики Тыва. Формирование туристкой инфраструктуры приведет к синергичному развитию транспортной, гостиничной, информационной, банковской и инфраструктур связи, окажет стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих секторов экономики и повышение уровня жизни и занятости населения. Под воздействием этого процесса неминуемы сдвиги в социальной сфере, системе здравоохранения и образования, которые приведут к переменам в общественном сознании, традициях и привычках населения Республики Тыва, способствуя сохранению окружающей среды и своеобразной национальной культуры региона [9, с. 155]. Заключение
Активное участие малого предпринимательства оказывает положительный эффект на увеличение объема платных услуг в отрасли туризма, способствует созданию новых рабочих мест и генерирует туристский поток в основном за счет мероприятий событийного туризма Республики Тыва, однако местное предпринимательство не может
обеспечить существенный рост совокупного объема инвестиций и доходов в сфере туризма.
В последние годы отрасль туризма в Туве достигла определенного уровня развития, и к настоящему моменту появились предпосылки для естественного развития туристских кластеров, основными «двигателями» которого являются субъекты предпринимательской деятельности. Для решения отраслевых проблем на начальном этапе развития кластера обязательно участие и взаимодействие органов государственной власти, как на республиканском, так и на муниципаль-
Библиографический список
1. Донгак Б.А. Формирование и развитие этнических кластеров предпринимательства (на примере Республики Тыва) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 2016. С. 3.
2. Стратегии развития туризма в Республике Тыва на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Республики Тыва. URL: http://www.npa.rtyva.ru/page/2544. html (дата обращения: 18.02.2019).
3. Мадюкова С.А. Ментальные и этнопсихологические особенности тувинцев в системе детерминант развития Республики Тыва (на примере этнотуризма) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018, № 2. URL: https://nit. tuva.asia/nit/article/view/771 (дата обращения: 18.02.2019).
4. Госпрограмма (2019) [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства экономики Республики Тыва. URL: http://www.mert.tuva.ru/ directions/tourism/state_program/ (дата обращения: 18.02.2019).
5. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 2018 году (2019) [Электронный ресурс] // Официальный портал Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: http://web.krasstat.
ных уровнях управления.
Региональная государственная власть осознает кластерный подход как основной путь социально-экономического развития отрасли туризма, что отражено в среднесрочных и долгосрочных стратегических документах Тувы. В современных условиях конкурентоспособности региона для формирования и развития туристских кластеров, в первую очередь, необходимо создание в отрасли самодостаточной инфраструктуры на основе научно-обоснованных решений с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
gks.ru/offstat/doklad/tv.doc (дата обращения: 18.02.2019).
6. Ростуризм рассчитывает благодаря ФЦП довести долю туризма в ВВП до 5% к 2026 году (2018) [Электронный ресурс] // Официальный портал Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.russiatourism. ru/content/9/section/85/ detail/15528/ (дата обращения: 18.02.2019).
7. Доля туризма в Мировом ВВП выросла на 10%
(2018) [Электронный ресурс] // Национальный туристический союз. URL: https://rusunion.com/ dolya-turizma-v-mirovom-vvp-vyrosla-na-10/ (дата обращения: 18.02.2019).
8. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства экономики Республики Тыва. URL: http://www.mert. tuva.ru/upload/files/strategiya_ser_rt_do_2030_ goda_postanovlenie_prt_ot_24.12.18_g._638.pdf (дата обращения: 18.02.2019).
9. Сунчугашева Л.А. Проблемы формирования инфраструктуры туризма в приграничном регионе (на примере Республики Тыва) // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2013, № 3. С. 151-156.
10. Инфраструктурные проекты в сфере туризма
(2019) [Электронный ресурс] // Официальный
портал Министерства экономики Республики Тыва. URL: http://www.mert.tuva.ru/directions/ tourism/infrastructure_project/ (дата обращения: 18.02.2019).
11. Постановление Правительства Республики Тыва от 29 января 2019 г. № 39 «О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы» [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства экономики Республики Тыва. URL: http://www.mert.tuva.ru/ directions/tourism/state_program/ (дата обращения: 18.02.2019).
12. Закон Республики Тыва от 10 июля 2009 г. № 1541 BX-II «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» (ред. 09.06.2018) [Электронный ресурс] // Официальный портал Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/rn17/about_fts/ docs/5765522/ (дата обращения: 18.02.2019).
References
1. Dongak B.A. Formirovanie i razvitie etnicheskih klasterov predprinimatelstva (na primere Respubliki Tyva) // Avtoreferat dissertasii na soiskanie uchenoy stepeni kanditata ekonomicheskih nauk. 2016. P. 3.
2. Tourism development strategies in the Republic of Tuva for the period up to 2030 [Electronic resource] // Official portal Of the government of the Republic of Tuva. URL: http://www.npa.rtyva. ru/page/2544.html (accessed: 18.02.2019).
3. Madyukova S.A. Mental and ethno-psychological features of tuvans within the system of development determinants of the Republic of Tuva: the case of ethno-tourism [Electronic resource] // The New Research of Tuva. 2018, № 2. URL: https://nit.tuva. asia/nit/article/view/771 (accessed: 18.02.2019).
4. Gosprogramma (2019) [Electronic resource] // Official portal of the Ministry of economy of the Republic of Tuva. URL: http://www.mert.tuva. ru/directions/tourism/state_program/ (accessed: 18.02.2019).
5. Socio-economic situation of the Republic of Tuva in 2018 (2019) [Electronic resource] // Official portal of the Federal state statistics service for the Krasnoyarsk territory, the Republic of Khakassia
and the Republic of Tuva. URL: http://web. krasstat.gks.ru/offstat/doklad/tv.doc (accessed: 18.02.2019).
6. Rosturizm raschityvaet blagodarya FSP dovesti dolyu turizma v VVP do 5% k 2026 godu (2018) [Electronic resource] // Official portal of the Federal Agency for tourism of the Ministry of economic development of the Russian Federation. URL: https: //www. russiatourism.ru/content/9/section/85/ detail/15528/ (accessed: 18.02.2019).
7. Dolya turizma v Mirovom VVP vyrosla na 10% (2018) [Electronic resource] // National tourist Union. URL: https://rusunion.com/dolya-turizma-v-mirovom-vvp-vyrosla-na-10/ (accessed: 18.02.2019).
8. Strategy of socio-economic development of the Republic of Tuva until 2030 [Electronic resource] // Official portal of the Ministry of economy of the Republic of Tuva. URL: http://www.mert.tuva. ru/upload/files/strategiya_ser_rt_do_2030_goda_ postanovlenie_ prt_ot_24.12.18_g._638.pdf (accessed: 18.02.2019).
9. Sunchugasheva L.A. Problemy formirovaniya infrastruktury turizma v prigranichnom regione (na primere Respubliki Tyva) // Infrastrukturnye otrasli ekonomiki: problemy i perspektivy razvitiya. 2013, № 3. P. 151-156.
10. Infrastrukturnye proekty v sfere turizma (2019) [Electronic resource] // Official portal of the Ministry of economy of the Republic of Tuva. URL: http://www.mert.tuva.ru/directions/tourism/ infrastructure_project/ (accessed: 18.02.2019).
11. Resolution Of the government of the Republic of Tuva of January 29, 2019 № 39 «On amendments to the state program of the Republic of Tuva» Creating favorable conditions for doing business in the Republic of Tuva for 2017-2020» [Electronic resource] // Official portal of the Ministry of economy of the Republic of Tuva. URL: http:// www.mert.tuva.ru/directions/tourism/state_ program/ (accessed: 18.02.2019).
12. Law of the Republic of Tuva of July 10, 2009 № 1541 VH-II «On tax rates in the application of the simplified tax system» (ed. 09.06.2018) [Electronic resource] // Official portal of the Federal tax service. URL: https://www.nalog.ru/rn17/about_ fts/docs/5765522/ (accessed: 18.02.2019).
Ооржак Кан-Демир Канчыырович - научный сотрудник научно-исследовательской группы по финансовой аналитике Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва E-mail: 79235558482@yandex.ru
Oorzhak Kan-Demir - Researcher at the Financial Analytics Research Group at the Tuva Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tyva E-mail: 79235558482@yandex.ru