Научная статья на тему 'Ментальные и этнопсихологические особенности тувинцев в системе детерминант развития Республики Тыва (на примере этнотуризма)'

Ментальные и этнопсихологические особенности тувинцев в системе детерминант развития Республики Тыва (на примере этнотуризма) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1032
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ТУВА / ЭТНОТУРИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / ТУВИНЦЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIOCULTURAL DETERMINANTS / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / ECONOMIC DEVELOPMENT / REGION / TUVA / ETHNO-TOURISM / ETHNIC CULTURE / MENTALITY / TUVANS / ECONOMIC CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мадюкова Светлана Александровна

Этнотуризм рассматривается как экономическая и социокультурная детерминанта регионального развития в Республике Тыва, что осознается руководством региона, закреплено в ряде законодательных актов и реализовано в ряде государственных программах. Однако усилия власти опираются прежде всего на экономические ресурсы. Автору представляется необходимым выявление ментальных и этнопсихологических особенностей тувинцев, которые могут способствовать развитию туризма в республике, а определенные черты препятствовать. К таким значимым особенностям национального характера отнесены ментальная закрытость тувинцев, высокая значимость родственных связей и родовой принадлежности, коллективистское мышление, тувинская гордость и любовь к малой родине, низкие акизитивные потребности тувинцев в накоплении денег и некоторая поведенческая инертность, специфическое «тувинское время», тувинская билингвальность и негативный образ тувинцев в СМИ, не соответствующий самовосприятию тувинцев. На основе анализа фестивалей и национальных праздников в Туве, отнесенных к ресурсам событийного туризма, выявлен один из наиболее значимых по своим последствиям аспектов развития этнотуризма в регионе: ценностно-этические трансформации этнического самосознания, выраженные в десакрализации и коммерциализации традиционной культуры. Этнотуризм представляется наиболее «красноречивой» практикой формирования эрзац-культуры (с упрощенным приготовлением традиционных блюд, использованием более дешевых тканей, машинной вышивки, использования формы юрты в коммерческих проектах туристических баз и пр.). Сделан вывод, что, с одной стороны, повышение популярности этнотуризма в Туве может являться значимой экономической детерминантой регионального развития. К позитивным результатам развития туристической области в Туве можно также отнести возможные трансформации менталитета тувинцев, развитие социально-культурных связей Тувы с другими регионами страны, провозглашение политики открытых границ, культурного обмена и взаимообогащения между народами. С другой стороны, этнопсихологические особенности тувинцев с необходимостью должны учитываться при формировании экономической и национальной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental and ethno-psychological features of Tuvans within the system of development determinants of the Republic of Tuva: the case of ethno-tourism

Ethno-tourism is now often seen as an economic and sociocultural determinant of regional development in the Republic of Tuva. This is now understood by the regional authorities, embodied in a certain amount of legislation and implemented through a number of action plans. However, the work of the authorities relies largely on economic resources available. In this article, the author chose to focus on Tuvan mental and ethno-psychological features which can either facilitate or impede the progress of tourism in the region. Among these significant features of Tuvan ethnic character are the small degree of mental openness to outside influence, the high importance of family affinities and of belonging to kinship groups, the collectivist way of thinking, national pride and love of the homeland, low acquisitive demands (especially concerning money), a certain inertia of behavior, the presence of specific ‘Tuvan time’, bilingualism and the negative image of Tuvans in mass media an image which does not match the self-image of Tuvans. Having analyzed festivals and ethnic celebrations in Tuva which can be classified as resources of event tourism, the author focused on one of the most implication-rich aspects of developing ethno-tourism in the region. It concerns the value-based and ethical transformation of the ethnic self-consciousness which found their expression in desacralization and commercialization of traditional culture. Ethno-tourism appears to be the most “eloquent” practice in the rise of this ersatz culture, where traditional cuisine is simplified, cheaper cloth and machine embroidery is used, the traditional designs, such as that of the yurta, appear in commercial projects, e.g. of holiday camps. The author concludes that, on the one hand, increasing popularity of ethno-tourism in Tuva can propel the industry to becoming an important economic determinant of regional development. More positive influences can be expected in potential transformation of the Tuvan mentality, in enhanced social and cultural links between Tuva and other regions of Russia, in the open-borders policy which calls for cultural exchange and mutual cultural enrichment between peoples and nations. On the other hand, ethno-psychological features of Tuvans must be accounted for when planning the region’s economic and ethnic policies.

Текст научной работы на тему «Ментальные и этнопсихологические особенности тувинцев в системе детерминант развития Республики Тыва (на примере этнотуризма)»

www.nit.tuva.asia

№2

2018 Novye issledovaniia Tuvy

DOI: 10.25178/nit.2018.2.4

МЕНТАЛЬНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТУВИНЦЕВ В СИСТЕМЕ ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОТУРИЗМА)

Светлана А. Мадюкова

Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Российская Федерация

Этнотуризм рассматривается как экономическая и социокультурная детерминанта регионального развития в Республике Тыва, что осознается руководством региона, закреплено в ряде законодательных актов и реализовано в ряде государственных программах. Однако усилия власти опираются прежде всего на экономические ресурсы. Автору представляется необходимым выявление ментальных и этнопсихологических особенностей тувинцев, которые могут способствовать развитию туризма в республике, а определенные черты — препятствовать.

К таким значимым особенностям национального характера отнесены ментальная закрытость тувинцев, высокая значимость родственных связей и родовой принадлежности, коллективистское мышление, тувинская гордость и любовь к малой родине, низкие акизитивные потребности тувинцев в накоплении денег и некоторая поведенческая

MENTAL AND ETHNO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TUVANS WITHIN THE SYSTEM OF DEVELOPMENT DETERMINANTS OF THE REPUBLIC OF TUVA: THE CASE OF ETHNO-TOURISM

Svetlana A. Madyukova

Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Russian Federation

Ethno-tourism is now often seen as an economic and sociocultural determinant of regional development in the Republic of Tuva. This is now understood by the regional authorities, embodied in a certain amount of legislation and implemented through a number of action plans. However, the work of the authorities relies largely on economic resources available. In this article, the author chose to focus Tuvan mental and ethno-psychological features which can either facilitate or impede the progress of tourism in the region.

Among these significant features of Tuvan ethnic character are the small degree of mental openness to outside influence, the high importance of family affinities and of belonging to kinship groups, the collectivist way of thinking, national pride and love of the homeland, low acquisitive demands (especially concerning money), a certain inertia

on

Мадюкова Светлана Александровна — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела социальных и правовых исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук. Адрес: 630009, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8, к. 408. Тел.: +7 (383) 330-22-40. Эл. адрес: sveiv7@mail.ru Madyukova Svetlana Aleksandrovna, Candidate of Philosophy, Senior Research Fellow, Department of Social and Legal Studies, Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch, Russian Academy of Science. Postal address: 8, Nikolayev St., 630009 Novosibirsk, Russian Federation. Tel.: +7 (383) 330-22-40. E-mail: sveiv7@mail.ru

инертность, специфическое «тувинское время», тувинская билингвальность и негативный образ тувинцев в СМИ, не соответствующий самовосприятию тувинцев.

На основе анализа фестивалей и национальных праздников в Туве, отнесенных к ресурсам событийного туризма, выявлен один из наиболее значимых по своим последствиям аспектов развития этнотуризма в регионе: ценностно-этические трансформации этнического самосознания, выраженные в десакрализации и коммерциализации традиционной культуры. Этнотуризм представляется наиболее «красноречивой» практикой формирования эрзац-культуры (с упрощенным приготовлением традиционных блюд, использованием более дешевых тканей, машинной вышивки, использования формы юрты в коммерческих проектах туристических баз и пр.).

Сделан вывод, что, с одной стороны, повышение популярности этнотуризма в Туве может являться значимой экономической детерминантой регионального развития. К позитивным результатам развития туристической области в Туве можно также отнести возможные трансформации менталитета тувинцев, развитие социально-культурных связей Тувы с другими регионами страны, провозглашение политики открытых границ, культурного обмена и взаимообогащения между народами. С другой стороны, этнопсихологические особенности тувинцев с необходимостью должны учитываться при формировании экономической и национальной политики в регионе.

Ключевые слова: социокультурные детерминанты; социокультурное развитие; экономическое развитие; регион; Тува; этнотуризм; этно-культура; менталитет; тувинцы; экономическая культура

of behavior, the presence of specific 'Tuvan time', bilingualism and the negative image of Tuvans in mass media - an image which does not match the self-image of Tuvans.

Having analyzed festivals and ethnic celebrations in Tuva which can be classified as resources of event tourism, the author focused on one of the most implication-rich aspects of developing ethno-tourism in the region. It concerns the value-based and ethical transformation of the ethnic self-consciousness which found their expression in desacralization and commercialization of traditional culture. Ethno-tourism appears to be the most "eloquent" practice in the rise of this ersatz culture, where traditional cuisine is simplified, cheaper cloth and machine embroidery is used, the traditional designs, such as that of the yurta, appear in commercial projects, e.g. of holiday camps.

The author concludes that, on the one hand, increasing popularity of ethno-tourism in Tuva can propel the industry to becoming an important economic determinant of regional development. More positive influences can be expected in potential transformation of the Tuvan mentality, in enhanced social and cultural links between Tuva and other regions of Russia, in the open-borders policy which calls for cultural exchange and mutual cultural enrichment between peoples and nations. On the other hand, ethno-psychological features of Tuvans must be accounted for when planning the region's economic and ethnic policies.

Keywords: sociocultural determinants; sociocul-tural development; economic development; region; Tuva; ethno-tourism; ethnic culture; mentality; Tuvans; economic culture

Постановка проблемы. Социокультурные и экономические детерминанты и место туризма в их комплексе

Комплексный анализ детерминант современного регионального развития является значимой научной задачей, позволяющей выявить причинно-следственную связь ряда социокультурных явлений, зафиксировать возможности как повышения экономического благосостояния конкретного региона, так и его социокультурного развития. Нам представляется необходимым рассмотрение экономических и социокультурных детерминант региональной трансформации в комплексе, как взаимозависимых и взаимообусловленных явлений.

В самом общем виде под детерминантой обычно понимают фактор, обусловливающий то или иное явление, а также причину, приводящую к определенному результату. Анализу разного рода детерминант посвящен значительный

www.nit.tuva.asia

№2 2018

Novye issledovaniia Tuvy

пласт работ социогуманитарного характера: исследуются экономические (Терехова, Евдокимова, 2011; Бобрышев, Казаков, 2011; Карпунина, 2011), политические (Балтовский, 2009; Драгунский, 1995) и другие категории детерминант.

В данной работе внимание зафиксировано на социокультурных и экономических детерминантах регионального развития, к числу которых нами отнесено развитие этнотуризма. Влияние развития туризма, и этнотуризма в частности, представляется возможным рассматривать не только как экономическую, но и как социокультурную детерминанту регионального развития. Туризм — одна из важнейших отраслей торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей экономики во многих странах мира, один из наиболее прибыльных видов бизнеса, привлекающий крупные инвестиции, обеспечивающий растущую занятость и поступление доходов (Куракова, 2011).

Наиболее методологически адекватным в раскрытии региональной специфики развития туризма представляется социокультурный подход. Классическая «триада» (личность, культура, общество) основателя данного подхода П. Сорокина (Сорокин, 1992) позволяет комплексно анализировать развитие региона, определять ключевые тенденции региональной динамики.

Значение развития туризма для экономики Республики Тыва

Влияние популяризации туризма на экономику региона очевидно, поскольку открывает возможности дополнительного дохода как на уровне регионального бюджета, так и на уровне его конкретных жителей.

Социально-экономический портрет региона на данный период времени следующий. Республика Тыва расположена на юге Сибирского федерального округа у государственной границы Российской Федерации, является одним из трансграничных регионов, что имеет принципиальное значение для развития туризма на макрорегиональном и мировом уровне. При этом объединяющая функция туризма связана с логикой экономической целесообразности (Дунец, 2011: 88). Преобладающей отраслью экономики Тувы является сельское хозяйство. Среднедушевые месячные доходы населения в 2016 г. в республике составили около 14 тыс. руб. (Регионы России ... , 2017: 243), при этом 42% населения республики отнесены к категории населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в среднем по Российской Федерации эта доля населения составляет 13%) (там же: 280-281). По объему валового регионального продукта Республика Тыва находится в конце списка регионов РФ — 47,3 млрд руб. в 2015 г. (Валовый региональный ..., Электр. ресурс).

На республиканском уровне развитие туристической отрасли осознаётся как путь экономического развития региона. В частности, в Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2020 г. формирование

центров роста (зон опережающего развития) и подготовка инфраструктуры для реализации базовых инвестиционных проектов, в том числе в сфере туризма и санаторно-курортного обслуживания и предоставления платных услуг населению определены в качестве приоритетных задач (Стратегия развития ... , Электр. ресурс). Физическая культура, спорт и туризм в документе зафиксированы как важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества. Кроме того, принят Закон Республики Тыва от 10 июля 2009 г. № 1541 ВХ-II «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения», предусматривающий снижение ставки единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 15 до 5 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих туристскую деятельность (Закон Республики Тыва от 10 июля 2009 г. № 1541 ВХ-II ... , Электр. ресурс).

В регионе создано подведомственное министерству культуры республики государственное учреждение «Информационный центр туризма Республики Тыва», главной целью которого является продвижение на международный рынок туристических услуг и создание единого информационного банка данных о туристском потенциале Тувы (Севек, 2016: 204).

2010 год был объявлен в регионе Годом туризма, что, по мнению исследователей, послужило новым толчком развития туристической сферы (см., например: Севек, 2016: 205). В рамках Года туризма в Туве, для защиты интересов производителей туристических услуг, оказания информационной и консалтинговой поддержки, содействия повышению уровня профессионального мастерства и квалификации работников туристского бизнеса в республике была создана Ассоциация туризма Республики Тыва (Сунчугашева, 2013: 151).

В правительстве Тувы в настоящее время разрабатывается паспорт приоритетного проекта «Комплексное развитие туризма в Республике Тыва на 20182020 годы», в рамках которого разработан проект «дорожной карты» с пошаговыми мероприятиями, способствующих развитию туризма в Республике Тыва, сроки которых составляют 3 месяца, полугодие и имеют также среднесрочную перспективу до 2020 года (Поможем подняться ... , 2017: Электр. ресурс).

При этом развитие туризма в регионе реализуется не только на уровне программных документов и создания новых ведомств, но и посредством открытия конкретных интересных для туристов культурных объектов и центров. В 2012 г. в Кызыле открылся Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел, в 2016 г. был построен этнокультурный комплекс, включающий статую Будды Шакьямуни, павильон в буддийском стиле с субурганом, знак «Тенгир демдээ», памятник трем тувинским буквам «0», «Y» и «Ц» (В Улуг-Хеме появился ... , 2017: Электр. ресурс), а в нынешнем 2018 г. гостинице «AZIMUT Отель Кызыл» была присвоена самая высокая классификационная категория «пять звезд» (В Туве появилась ... , 2018: Электр. ресурс).

www.nit.tuva.asia

№2 2018

Novye issledovaniia Tuvy

Тем не менее, в 2016 г. в регионе работало всего 13 туристических фирм (Се-век, 2016: 204). Препятствия экономического характера для успешного развития туризма в регионе достаточно подробно описаны исследователями. К барьерам развития туризма в Туве Л. А. Сунчугашева относит следующие экономические характеристики региона: «дотационность и депрессивность региона; ограниченная транспортная доступность, низкая плотность транспорта, отсутствие железной дороги, значительная удаленность от крупных транспортных, промышленных и социальных центров; отсутствие практики создания благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру; институты управления туристической индустрией в регионе слабы» (Сунчугашева, 2013: 155).

Этнокультура и особенности менталитета тувинцев

В различного рода документах и программах декларируется, что развитие туризма в регионе могло бы способствовать позитивным сдвигам в как в социально-экономической сфере, так и в общественном сознании его жителей, позволило бы республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма. И все-таки серьезных масштабов развитие туризма в регионе, в отличие, например, от соседней Республики Алтай, не получило до сих пор.

Нам представляется, что наряду с экономическими препятствиями развитию туризма необходимо понимание и учет социокультурных особенностей тувинцев. Мы сфокусируем внимание на этнографическом туризме, вынося «за скобки» альпинистский, спортивный, экстремальный и другие виды туризма. Под этнографическим туризмом обычно понимают знакомство туристов с основами материальной и духовной культуры народа и средой его обитания (Савченко, 2012: 95). Этнотуризм дает возможность «погружения» в культурную среду, он в первую очередь направлен на познание культурного наследия коренных (в том числе малочисленных) народов, проживающих в регионе. Как следует из вышесказанного, этнотуризм имеет ярко выраженную этнокультурную составляющую, позволяет не только больше узнать о традициях и культуре народа, но и принять непосредственное участие в национальных праздниках, изучить традиции местных жителей, отведать национальные блюда.

Значимой в данном контексте представляется этническая структура региона: в Туве преобладающая по численности этническая группа — тувинцы (81% населения), русских здесь меньше, чем в любом другом сибирском регионе (около 16%). В горно-таежной части на северо-востоке и юго-востоке республики проживают тувинцы-тоджинцы — субэтническая группа тувинцев, отнесенная к числу коренных малочисленных народов Севера (Население по национальности . , Электр. ресурс).

Стоит отметить, что в современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социокультурного порядка. В данном контексте нам представляется, что наряду с экономическими, существует ряд социокультурных предпосылок для того, чтобы туризм в регионе развивался или не развивался. Не последнее место в комплексе такого рода социокультурных предпосылок в Туве занимает специфическая тувинская мен-тальность, сложившаяся в определенных исторических и культурных условиях (Ламажаа, 2017), а также этнопсихологические характеристики тувинцев.

Значимым историко-культурным контекстом, под влиянием которого сформирована тувинская ментальность, является тот факт, что Тува вошла в состав Российской Федерации относительно недавно, чуть более полувека назад, самой последней из всех территорий. До присоединения они имели самостоятельную государственность, и до сих пор сохранили исконно тувинские фамилии (История Тувы, 2007). При этом регион по-прежнему является даже не столько географически, сколько именно «ментально» обособленным (Ламажаа, 2008: 140). Выезд за пределы региона («за Саяны») является значимым событием в жизни тувинца. Въезд в регион большого количества людей также не воспринимается ментально «закрытыми» тувинцами позитивно.

И. С. Тарбастаева пишет, что «тувинцы продолжают сохранять свою ярко выраженную традиционную ментальность, которая не всегда согласуется с либеральными идеями» (Тарбастаева, 2017: 159), при этом в процессе анализа ценностно-экономических ориентаций тувинцев автор справедливо отмечает, что «речь идет не только об объективных трудностях, которые пытается преодолеть республиканская власть. Сама ментальность тувинцев не всегда согласуется с новыми требованиями рыночных отношений» (там же).

Исследуя источники межэтнической напряженности в связи со строительством железной дороги и освоением месторождений в Республике Тыва О. О. Омзаар приводит данные массового социологического опроса «Социальное самочувствие населения в связи со строительством железной дороги и освоением месторождений», проведенного ТИГИ в 2010 году (в опросе принял участие 1191 житель региона) (Омзаар, 2013). На вопрос об отношении респондентов к возможному приезду в республику людей различных национальностей в связи со строительством железной дороги практически половина опрошенных жителей региона ответила «отношусь отрицательно» (49,5%). При этом автор выявляет зависимость ответов от этнической принадлежности: так среди тувинцев отрицательно относятся к приезду в регион людей различных национальностей 54,7% (положительно — 28,0%), тогда как почти половина опрошенных русских относится к этому положительно (48,0%, отрицательно — 24,5%). Нам представляется, что до определенной степени это мнение можно экстраполировать и на туризм, хотя, безусловно, нами осознается необходимость самостоятельного исследования данного вопроса.

На это накладываются такие черты национального характера, как флегматичность (Ламажаа, 2008, 2011), некоторая поведенческая инертность и специфическое «тувинское время», которое в восприятии нетувинца становится синонимичным непунктуальности. При этом не стоит забывать о высокой степени значимости родственных связей, родовой принадлежности для тувинцев, высоком уровне их коллективистского мышления. Справедливо заключение новосибирских этносоциологов о том, что «в большинстве своем тувинцы больше разделяют коллективистские начала жизни, чем индивидуалистические, свойственные свободному рынку. Есть все основания утверждать, что коллективистские ценности тувинцев находят свое объяснение в культурных основаниях и отчасти вступают в противоречие с либеральными принципами» (Тарбастаева, 2017: 159).

Еще одной специфической чертой характера тувинцев можно назвать тувинскую национальную гордость: в ряде интервью автора с репондентами-тувинца-ми речь шла о чувстве гордости, испытываемом от осознания этнической принадлежности к тувинцам, а также о тувинцах, как о «гордом народе» (см. Мадюко-ва, Попков, 2011). Развитое чувство гордости, как, на наш взгляд, черты национального характера тувинцев, входит в некоторый ценностно-нормативный конфликт с тем фактом, что этноту-ризм воспринимается туристами как экзотический вид отдыха, а местные жители — как часть этой экзотики, которую можно с любопытством «рассматривать в лупу». В данном контексте представляется возможным говорить о туристах и принимающем сообществе в категориях «свои» и «чужие», в рамках которых туристы, с одной стороны, находятся в общем с принимающим сообществом географическом пространстве, включены в экономические отношения, но с другой — воспринимаются принимающим сообществом преимущественно как потребители внутрирегиональных ресурсов, по большому счету исключенные из социокультурной сферы жизни принимающего сообщества либо включенные в нее именно как потребители «экзотики».

Фото 1. Танец орла в исполнении участников соревнований по хурешу во время празднования Шагаа, тувинского Нового года по лунно-солнечному календарю. Фото пресс-службы Правительства Республики Тыва, 2018 г. Photo 1. The eagle dance as performed by the participants in the Huresh competition during the celebration of Shagaa, the Tuvan New Year by the lunisolar calendar. Photo courtesy of the Press Service of the Government of the Tuva Republic, 2018.

Немаловажной характеристикой менталитета тувинцев в данном контексте является их подчас гипертрофированная любовь к малой родине, а также их развитое чувство долга перед малой родиной (см., напр.: Виноградова, 2015: Электр. ресурс). Кроме того, отношение к природе региона, значительная сакрализация природных объектов также способствует восприятию туристов как чужих в этом «храме». При этом не самый позитивный опыт соседней Республики Алтай, где в данный период времени очевидной становится серьезность последствий популяризации туризма для экологии региона является показательным примером правомерности такого восприятия туристов. На Алтае в рамках «туристского бума» отстраиваются турбазы вдоль Чуйского тракта, огораживают большие площади в тайге для создания маральников и парков для туристов. При этом, как пишет Н. А. Тадина, «попытки алтайцев отстоять родовые горы от необдуманного хозяйственного освоения, руководствуясь нормами обычного права и ссылаясь на историческую память, не всегда заканчиваются успешно, так как статус культовых мест алтайцев юридически не определен» (Тадина, 2009: 212). Прием и размещение туристов превращаются в выгодный бизнес для мелких предпринимателей, в общественном сознании легитимизируются практики браконьерства, нарушения законодательства в области защиты окружающей среды и историко-культурного наследия (Ерохина, Мадюкова, Персидская, 2015: 172).

Значимой характеристикой тувинского менталитета представляются также низкие акизитивные (связанные с интересом к накоплению денег) потребности тувинцев в «рыночном» смысле этого слова. Показательны в данном контексте слова директора фестиваля «Устуу-Хурээ» на круглом столе «Этнотуризм как фактор развития территории» в рамках II Международного туристического форума «Тува: перекресток дорог и культур» (г. Кызыл, 6 апреля 2012 г.) Д. И. Ду-луша: «Некоторые люди спрашивают: когда вы начнете зарабатывать? На что мы отвечаем: народ уже зарабатывает. Храмы встали в Чадане: Алдыы-Хурээ и Устуу-Хурээ. Люди каждый год ждут свой народный праздник и готовятся: прибираются, субботничают, детей в обновки одевают...» (Дулуш, 2012: Электр. ресурс). Кроме того, исследователи отмечают, что в ряде районов республики доминирует резко негативное отношение тувинцев к возможности свободной купли-продажи земли в их районе: обогащение человека за счет земли недопустимо (Мышлявцев, 2004).

Не способствует развитию этнического туризма в регионе и сформированный СМИ образ тувинцев как агрессивных и недоброжелательных. Так, например, на портале «Викивояж», признавая, что информация о тувинском национализме преувеличена, в качестве мер предосторожности во время путешествия в Туву обозначено следующее: «Помните, что в регионе повышенный уровень убийств, поэтому следует избегать перемещения своим ходом в темное время суток, пользуйтесь "организованным" такси» (Тува, Электр. ресурс), «избегайте общения с пьяными, асоциальными и агрессивными людьми» (там же).

www.nit.tuva.asia

№2 2018

Novye issledovaniia Tuvy

При этом автостереотипы тувинцев, на наш взгляд, представлены в формуле, зафиксированной М. Б. Кенин-Лопсаном: «Тувинцы воспитывали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинствам своего чада» (Кенин-Лопсан, 2006: 155). Такое несоответствие самовосприятия тувинцев и восприятия их потенциальными туристами, не бывавшими в регионе, не способствует популяризации туризма в республике.

Наконец, необходимо понимать этноязыковую специфику региона. В Туве, уникальном российском регионе, где представители титульного этноса составляют более 80% населения, большинство тувинцев являются билингвами. Т. П. Томилова, со ссылкой на данные Тывастата, отмечает, что «в г. Кызыле владеют русским языком — 90,1 % тувинцев, в сельской местности — 77 %. Во многих сёлах этот показатель ниже (61% и 67% соответственно). ... По данным выборочного анкетного опроса тувинцев, русский язык в семье употребляют 23%, в кругу друзей — 32 %, на работе — 60%, в процессе обучения — 83%» (Томилова, 2014: 138).

Как пишет Е. Д. Байкалова, «тувинско-русское двуязычие можно определить, с одной стороны, как естественное (бытовое), когда тувинцы овладевают русским языком в процессе практической деятельности как языком, необходимым для решения жизненно важных задач, т. к. русский язык выполняет важные общественные функции в жизни тувинцев, а с другой — как субординативное, т. е. доминирующую роль играет родной (тувинский) язык говорящего» (Бай-калова, 2015: 8). Автор отмечает, что в республике есть также координативные билингвы (преимущественно выпускники школ Кызыла), которые в равной мере владеют тувинским и русским языком. Тем не менее одним из значимых препятствий высокого уровня развития туризма в регионе является несовершенство владения тувинцами русским языком, главные признаки которого — «отсутствие беглости устной речи, низкий уровень сформированности умений в письменной речи на русском языке, однообразие используемых грамматических структур, неправильное фонетическое, лексическое и грамматическое оформление высказываний» (там же: 9).

Тувинская билингвальность опосредована двумя основными функциями, которые на данном этапе регионального развития не могут быть реализованы в одном языке: тувинский используется как комфортный язык бытового общения, определяющий этническую идентичность, а русский — как необходимый инструмент профессиональной успешности и экономической целесообразности. Справедливо в данном контексте замечание Н. Ч. Серээдар о том, что «тувинцы владеют своим родным тувинским языком достаточно хорошо, но социального престижа в нем не видят. Поэтому социальный статус русского языка выше, а тувинский язык в основном рассматривается как средство повседневного общения» (Серээдар, 2018: Электр. ресурс). При этом русский язык

не является для тувинцев родным, что в конечном итоге тоже является препятствием успешности развития туризма в регионе.

Тем не менее, по мнению инициаторов популяризации этнотуризма как из числа исследователей, так и видных политических деятелей региона (см., напр., Поможем подняться туризму в Туве . , Электр. ресурс), его развитие должно способствовать сохранению национальной культуры тувинцев.

Видовой и событийный туризм в Туве

Этнотуризм обычно разделяют на две группы: видовой и событийный. К ресурсам видового туризма относят моноэтничные поселки и территории традиционного природопользования, культовые места коренных народов, народные промыслы, а также памятники археологии и этнографии, экспозиции музеев. В рамках видового типа этнотуризма большой популярностью у туристов пользуется приобретение натуральных продуктов и блюд национальной кухни, сувенирной продукции: изделий из агальматолита, войлока, кожи. Пользуются спросом блюда национальной кухни тувинцев из молока, мяса. Такие блюда, национальная утварь, одежда используются при организации отдыха в туристических комплексах, добавляя им привлекательности за счет «этнического колорита».

К ресурсам событийного туризма можно отнести публичные мероприятия, фестивали, национальные праздники и др. Этот вид этнотуризма в регионе представляется значимым для нашего исследования, поскольку значительное количество туристов из регионов РФ и из-за рубежа посещает именно «этнически маркированные» массовые мероприятия в регионе, что выводит Туву на лидирующие позиции в событийном туризме в масштабах Сибири и страны (Тува — лидер ... , 2015: Электр. ресурс). К таким событиям традиционно относят национальный новый год Шагаа; международный конкурс исполнителей на национальном инструменте «Хомус»; фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»; «Дембилдей» — конкурс-фестиваль исполнителей горлового пения; праздник животноводов Наадым; международный фестиваль войлока «Узоры жизни на войлоке»; международный этномузукологический симпозиум «Хо-омей — феномен культуры народов Центральной Азии» (Севек, 2016: 204). В программы мероприятий включены традиционная борьба «хуреш», конные скачки, посещение храмов, обряды шаманов.

Показательно в этом плане объявление «Треугольника Богдо-Гегена» объектом этнокультурного туризма в 2010 г. Сюда относятся: храм Устуу-Хурээ, источник Богдо-Гегена и конный подъем на озеро Сут-Холь (Дулуш, 2012: Электр. ресурс). При этом представители тувинской элиты уже сейчас высказывают пожелания «максимально учитывать интересы тех, кто живет на земле Тувы,

учитывать менталитет местных жителей, не нарушать традиционный уклад жизни» (там же).

Фото 2. Открытие этнокультурного комплекса в Улуг-Хеме. Фото пресс-службы Правительства Республики Тыва, 2016 г.

Photo 2. Opening of the ethnocultural center in Ulug-Khem.

Photo courtesy of the Press Service of the Government of the Tuva Republic, 2016.

Последствия развития этнотуризма для экономики региона и этнокультуры тувинцев

Одним из наиболее значимых по своим последствиям аспектов развития этнотуризма в регионе представляются ценностно-этические трансформации этнического самосознания, выраженные в десакрализации и коммерциализации традиционной культуры. Разумеется, нельзя не признать, что частичное отмирание некоторых видов художественной деятельности (изготовление седел, уздечек, сундуков, шитье традиционной одежды и обуви) (Кужугет, 2011: 138) происходит в связи с тем, что потребность в этих вещных проявлениях традиционной культуры снижается или отпадает вовсе в связи с модернизацией, сменой образа жизни. Но эти объекты материальной культуры в современном мире занимают принципиально иную нишу — нишу индустрии развлечений (не утверждая, что это единственная сфера бытования традиционной этнической культуры в современных условиях, сфокусируем внимание именно на этом ее аспекте). И этнотуризм, на наш взгляд, является одной из наиболее «красноречивых» практик формирования эрзац-культуры. При этом нужно понимать, что манипуляции с традиционными культурами с целью монетизации — не локальное явление. А. К. Кужугет отмечает, что «стремление к

накоплению, отказ от традиционных ценностей, общемировая тенденция на расширение индустрии развлечений ведет к уничтожению самой культуры как таковой, замене ее на эрзац-культуру» (там же).

Уже сегодня формирование эрзац-национального специально для продажи туристам можно проследить в упрощении рецептур традиционных блюд, замене традиционных ингредиентов более дешевыми или популярными аналогами, использовании более дешевых (или менее трудоемких в изготовлении) тканей, машинной вышивки и т. д. Исследователи наблюдают на массовых республиканских мероприятиях снижение уровня аутентичности в пользу зрелищности мероприятий, процесс «нормализации» (опривычивания) национальной культуры для европейского глаза и уха туристов, эклектичное смешение стилей на музыкальных фестивалях: «Устуу-Хурээ беззастенчиво миксовал воедино все мыслимые стили, от театрализованного фольклорного профессионального реставраторства до низкокачественного гаражного панка, от классических камерных ансамблей с филармонической пропиской до деревенских исполнителей горлового пения, забывавших переодеться перед выходом на сцену» (Льноградский, 2012: Электр. ресурс).

Фото 3. Наадым — праздник животноводов Тувы, 2017 год. Фото пресс-службы Правительства Республики Тыва. Photo 3. Naadym, a festival of cattle breeders of Tuva Republic, 2017. Photo courtesy of the Press Service

of the Government of the Tuva Republic.

Фото 4. II Международный фестиваль тувинского горлового пения «Хоомей в Центре Азии».

Фото пресс-службы Правительства Республики Тыва, 2017 г.

Photo 4.2nd International festival of Tuvan throat singing Hoomei in the Center of Asia. Photo courtesy of the Press Service of the Government of the Republic of Tuva, 2017.

Одним из значимых проявлений суррогатной культуры является изготовление «традиционной» одежды и украшений с использованием современных технологий и не аутентичных материалов. Так, И. С. Тарбастаева цитирует слова Ирины Андреевой, тувинки-тоджинки, руководителя Комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера в Хурале представителей Тоджин-ского района: «В отраслях культуры работают не тувинцы-тоджинцы, и не понимают в шитье и декорировании национального костюма этноса. В старину тувинцы-тоджинцы летом одевались в кожаные одежды без меха, а зимой в меховые. Основная же масса тувинцев шьют и надевают национальные костюмы из шелка. Тувинцы-тоджинцы в жизни не надевали шелковые наряды. Правильный костюм тувинцев-тоджинцев не восстанавливают, его мы утрачиваем. Власти на это внимания не обращают, о восстановлении даже речи нет» (Табрастаева, 2014: Электр. ресурс).

Такая ситуация тревожит исследователей традиционной культуры: в 2016 г., например, была проведена I Международная научно-практическая конференция по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Сая-но-Алтайского нагорья. При обзоре проблем, поднятых в рамках конференции,

З. К. Кыргыс отмечает, что массовость изготовления имеет свою отрицательную сторону — низкое качество продукции. В основном мастера копируют ювелирные украшения, в своей работе зачастую используют полуфабрикаты, изготовленные прокаткой, штамповкой (Кыргыс, 2016: Электр. ресурс). При этом автор отмечает, что «современное потребительское отношение к прикладным изделиям сужает сакральное значение каждого предмета», а «не очень качественные новые "шедевры" продают очень дорого» (там же).

Коммерческое злоупотребление традиционной культурой в сфере оказания туристических услуг и эклектичность сочетания ее элементов с элементами масскульта проявляется также в использовании формы юрты в коммерческих проектах туристических баз, с «европейской» отделкой внутри. Показательным примером может служить туристический комплекс «Алдын Булак», где в качестве «номеров» выступают оформленные в этническом стиле юрты эконом- и премиум-класса, оборудованные электричеством, теплом, душевыми кабинами и (Этнокультурный комплекс ... , Электр. ресурс).

Одним из наиболее коммерчески успешных проектов неотрадиционного оформления сельскохозяйственной деятельности с использованием ресурсов традиционного природопользования видится тувинский проект «Одно село — один продукт», реализуемый при поддержке Правительства Республики Тыва. Цель проекта — изучение и выявление ресурсов, характерных для каждого муниципалитета, открытие и развитие производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции (Губернаторский проект ... , 2007: Электр. ресурс). Проект ориентирован именно на получение прибыли: валовая продукция сельского хозяйства Республики Тыва в 2016 г. увеличилась на 18,5% к уровню 2013 г. и составила 6 424,3 млн рублей (2013 г. — 5 423 млн руб.). Значимым для нашего исследования представляется выделение в данном проекте наряду с молоко-, мясо-, рыбоперерабатывающей отраслями, переработкой дикоросов и т. д. туристического кластера и производства национальных продуктов питания, изделий из шерсти и войлока. Промежуточные результаты осуществления проекта публикуются на сайте правительства Республики Тыва. Говорить о ценностно-этической составляющей проекта, наверное, пока рано.

Заключение

Таким образом, с одной стороны, повышение популярности этнотуризма в Туве может являться значимой экономической детерминантой регионального развития. Исследователи выделяют целый ряд позитивных для региональной экономики последствий развития туризма: формирование в Республике Тыва конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли, обеспечивающей потребности в туристско-рекреационных услугах и вносящей значительный вклад в социально-экономическое развитие региона; создание в республике разви-

www.nit.tuva.asia

№2 2018

Novye issledovaniia Tuvy

той туристской инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа; строительство туристских баз и курортов в кожуунах республики, ориентированных как на обслуживание въездного туризма, так и на отдыхающих местных жителей; развитие гостиничного сервиса в гг. Кызыл, Туран, Чадан и Шагонар и крупных административных центрах кожуунов (Сунчугашева, 2013: 156).

К позитивным результатам развития туристической области в Туве можно также отнести трансформацию ментальной закрытости тувинцев, реализуемую посредством поддержания и развития социально-культурных связей Тувы с другими регионами страны, а также провозглашения политики открытых границ, укрепления добрососедских отношений, культурного обмена и взаимообогащения между народами.

С другой стороны, игнорирование этнической (и этнопсихологической, в частности) составляющей в планировании экономических процессов регионального уровня в конечном итоге означает игнорирование потенциала развития региона. Поэтому механическое увеличение числа туристических баз в Туве не приведет и не может привести экономическому прорыву на региональном уровне. Этнопсихологические особенности тувинцев с необходимостью должны учитываться при формировании экономической и национальной политики в регионе.

Байкалова, Е. Д. (2015) Проблемы обучения двуязычных студентов-тувинцев грамматике английского языка // Языковое образование сегодня — векторы развития. Материалы VI международной научно-практической конференции-форума / под ред. О. П. Казаковой и др. Екатеринбург : УГПУ. 194 с. С. 7-17.

Балтовский, Л. В. (2009) Политика и культура (об основополагающих детерминантах политической доктрины партии конституционных демократов) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 101. С. 297-303.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бобрышев, А. Н., Казаков, М. Ю. (2011) К вопросу о детерминантах и поиске новых форм регионального развития [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 33. URL: http://uecs. ru/uecs-33-332011/item/608-2011-09-13-06-52-21 (дата обращения: 19.04.2018).

В Туве появилась первая пятизвездочная гостиница (2018) [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. 19 апреля. URL: http://gov.tuva. ru/press_center/news/tourism/36077 (дата обращения: 19.04.2018).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В Улуг-Хеме появился уникальный этнокультурный комплекс (2016) [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. 6 сентября. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/culture/26850 (дата обращения: 29.03.2018).

Валовый региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2016 гг. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ vvp/vrp98-16.xlsx (дата обращения: 22.03.2018).

Виноградова, П. (2015) Голос камня [Электронный ресурс] // РП. Красноярск. 3 июля. URL: http://krasnoyarsk.rusplt.ru/index/Kak-rezchik-Vladimir-Salchak-prevrashhaet-agalmatolit-v-nacionalnoe-dostojanie-Tuvy-17748.html (дата обращения: 22.03.2018).

Губернаторский проект «Одно село — один продукт» (2017) [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. 12 июля. URL: http://gov.tuva. ru/press_center/news/economy/31684/ (дата обращения: 16.02.2018).

Драгунский, Д. В. (1995) Макрополитика (заметки о детерминантах национального поведения) // Политические исследования. № 5. С. 34-39.

Дулуш, И. Д. О. (2012) Состояние и перспективы организации культурных событийных мероприятий в Туве (на примере Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ») [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/328 (дата обращения: 22.03.2018).

Дунец, А. Н. (2011) Туризм в трансграничных территориях Алтае-Саянского региона // Региональные исследования. № 1. С. 87-91.

Ерохина, Е. А., Мадюкова, С. А., Персидская, О. А. (2015) Межэтническое сообщество Республики Алтай: этносоциальные и этнокультурные процессы // Философия образования. № 1 (58). С. 165-177.

Закон Республики Тыва от 10 июля 2009 г. N 1541 ВХ-II «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» [Электронный ресурс] // Финансово-Правовое Агентство. URL: http://www.fpa.su/regzakon/tiva/ zakon-respubliki-tiva-ot-10-iiulya-2009-g-n-1541-vch-ii-o-nalogovich-stavkach-pri-primenenii-uproschennoy-sistemi-nalogooblozheniya/ (дата обращения 19.04.2018).

История Тувы (2007) / под общ. ред. В. А. Ламина. Новосибирск: Наука. 553 с.

Карпунина, Е. К. (2011) О детерминантах процесса трансформации российской экономической системы // Социально-экономические явления и процессы. № 8 (30). С. 102-106.

Кенин-Лопсан, М. Б. (2006) Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Тувинское книжное издательство. 232 с.

Кужугет, А. К. (2011) Проблемы преподавания культуры Тувы в образовании XXI века // Сибирский педагогический журнал. № 11. С. 136-140.

Куракова, А. Д. (2011) Туристско-рекреационные ресурсы Республики Тыва как важный компонент экономического развития региона // Вестник Академии. № 3. С. 47-50.

Кыргыс, З. К. (2016) I Международная научно-практическая конференция по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Ал-тайского нагорья (24-27 июля 2016 г., г. Кызыл) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/470 (дата обращения: 22.03.2018).

Ламажаа, Ч. К. (2008) Тува между прошлым и будущим. М.: ООО «Восход-А». 500 с.

Ламажаа, Ч. К. (2011) Тува между прошлым и будущим. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Алетейя. 368 с.

Ламажаа, Ч. К. (2017) Исследования менталитета тувинцев и тенденция субъ-ективизации гуманитарного знания [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/724 (дата обращения: 22.03.2018). DOI: 10.25178/nit.2017.3.2

Льноградский, Ю. (2012) «Устуу-Хурээ»: главное - не бежать впереди зеленой лошади [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: https:// nit.tuva.asia/nit/article/view/325 (дата обращения: 22.03.2018).

Мадюкова, С. А., Попков Ю. В. (2011) Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб. : Издательство Алетейя. 132 с.

Мышлявцев, Б. А. (2004) Отношение к земле у современных тувинцев // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск: Нонпарель. Вып. 6. С. 125-129.

Население по национальности и владению русским языком по субъектам РФ [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ Documents/Vol4/pub-04-04.pdf (дата обращения: 26.03.2018).

Омзаар, О. О. (2013) Источники межэтнической напряженности в связи со строительством железной дороги и освоением месторождений в Республике Тыва // Этносоциологию — молодым: Материалы международных школ молодых этносоциологов / под ред. Ю. В. Попкова, Е. А. Ерохиной. Новосибирск : Манускрипт. Вып. 2. 380 с. С. 305-311.

Поможем подняться туризму в Туве — и туризм поможет нам в развитии (2017) [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. 27 сентября. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/tourism/32914/?sphrase_id=35412 (дата обращения: 22.03.2018).

88

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 (2017). Стат. сб. М. : Росстат. 1408 с.

Савченко, И. М. (2012) Развитие этнографического туризма в Горном Алтае: проблемы и перспективы // Проблемы региональной экологии. № 5. С. 95-98.

Севек, В. К. (2016) Активный туризм в Республике Тыва: состояние и проблемы развития // Научные труды Тувинского государственного университета. Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ. Выпуск XIII / отв. ред. У. В. Ондар. Кызыл: ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет». 228 с. С. 204-205.

Серээдар, Н. Ч. (2018) Тувинский язык как средство общения тувинцев: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/752 (дата обращения 12.04.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.1.1

Сорокин, П. (1992) Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. 543 с.

Стратегия развития Республики Тыва до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. URL: http://gov.tuva.ru/content/1602/ (дата обращения: 22.03.2018).

Сунчугашева, Л. А. (2013) Проблемы формирования инфраструктуры туризма в приграничном регионе (на примере Республики Тыва) // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. № 3. С. 151-156.

Тадина, Н. А. (2009) Экология и культурный ландшафт Алтая в контексте межэтнической коммуникации // Известия Алтайского государственного университета. Т. 3, Вып. 4. С. 210-214.

Тарбастаева, И. С. (2014) Алтай и Тува: Красавица и дикарка [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/192 (дата обращения 12.03.2018).

Тарбастаева, И. С. (2017) Ценностно-экономические ориентации тувинцев в современной социокультурной динамике // Сибирский философский журнал. Т. 15. № 4. С. 154-162.

Терехова, Т. А., Евдокимова, А. С. (2011) Представления о детерминантах экономической социализации студентов Забайкалья в процессе профессионализации в вузе // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. № 5. С. 168-173.

Томилова, Т. П. (2014) Тувинско-русское двуязычие // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. № 4 (23). С. 136-142.

Тува — лидер событийного туризма в Сибири (2015) [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. 30 декабря. URL: http://gov.tuva.ru/ press_center/news/tourism/22051/ (дата обращения 12.03.2018).

www.nit.tuva.asia

№2 2018

Novye issledovaniia Tuvy

Тува [Электронный ресурс] // Портал Wiki Voyage. URL: https://ru.wikivoyage. org/wiki/Тува (дата обращения 12.03.2018).

Этнокультурный комплекс «Алдын-Булак» [Электронный ресурс] // TOUVA. URL: http://touva-go.ru/product/item/etnokulturnyiy-kompleks-aldyin-bulak (дата обращения 12.03.2018).

Baikalova, E. D. (2015) Problemy obucheniya dvuyazychnyh studentov-tuvincev grammatike angliiskogo yazyka [The problems of teaching English grammar to bilingual Tuvan students]. In: Yazykovoe obrazovanie segodnya — vektory razvitiya. Materialy VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii-foruma [Contemporary language education as a vector of development. Proceedings of the 6th International Conference and Forum]. Ed. by O. P. Kazakova et al. Ekaterinburg, USPU Publ. 194 p. Pp. 7-17. (In Russ.).

Baltovskii, L. V. (2009) Politika i kul'tura (ob osnovopolagayuschikh determinan-takh politicheskoi doktriny partii konstitutsionnykh demokratov) [Politics and Culture: On the Fundamental Determinants of the Political Doctrine of the Party of Constitutional Democrats]. Bulletin of Russian State Pedagogical University, no. 101, pp. 297-303. (In Russ.).

Bobryshev, A. N. and Kazakov, M. Yu. (2011) K voprosu o determinantakh i poiske novykh form regional'nogo razvitiia [On determinants and the search for new forms of regional development]. Management of economic systems, no. 33 [online] Available at: http://uecs.ru/uecs-33-332011/item/608-2011-09-13-06-52-21 (access date: 19.04.2018) (In Russ.).

V Tuve poiavilas' pervaia piatizvezdochnaia gostinitsa [The first five-star hotel opened in Tuva] (2018). Ofitsial'nyi portalRespubliki Tyva [online] Available at: http:// gov.tuva.ru/press_center/news/tourism/36077 (access date: 19.04.2018). (In Russ.).

V Ulug-Kheme poiavilsia unikal'nyi etnokul'turnyi kompleks [A unique ethno-cultural center opened in Ulug-Khem] (2016). Ofitsial'nyi portal Respubliki Tyva [online] Available at: http://gov.tuva.ru/press_center/news/culture/26850 (access date: 29.03.2018). (In Russ.).

Valovyi regional'nyi produkt po subjektam Rossiiskoi Federatsii v 1998-2016 gg. [Gross regional product for the subjects of the Russian Federation in 1998-2016]. Federal State Statistics Service [online] Avaliable at: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/vvp/vrp98-16.xlsx (access date: 22.03.2018). (In Russ.).

Vinogradova, P. (2015) Kak rezchik Vladimir Salchak prevrashchaet agal'matolit v natsional'noe dostoianie Tuvy [How carver Vladimir Salchak turned agalmatolite into the national treasure of Tuva]. R P Krasnoyarsk, 3 July [online] Available at:

Дата поступления: 31.03.2018 г.

REFERENCES

http://krasnoyarsk.rusplt.ru/index/Kak-rezchik-Vladimir-Salchak-prevrashhaet-agalmatolit-v-nacionalnoe-dostojanie-Tuvy-17748.html (access date: 22.03.2018). (In Russ.).

Gubernatorskii proekt «Odno selo — odin produkt» (2017). [Governor-supported project "One village, one product"]. Ofitsial'nyi portal Respubliki Tyva [online] Available at: http://gov.tuva.ru/press_center/news/economy/31684/ (access date: 16.02.2018). (In Russ.).

Dragunsky, D. V. (1995) Makropolitika (zametki o determinantakh natsional'nogo povedeniia) [Macropolitics: Notes on Determinants of National Behavior]. Polis. Political Studies, no. 5, p. 34-39. (In Russ.).

Dulush, I. D. (2012) Sostoyanie i perspektivy organizatsii kul'turnyh sobytiinyh meropriyatii v Tuve (na primere Mezhdunarodnogo festivalya zhivoi muzyki i very «Ustuu-Khuree») [Current status and prospects of organizing cultural events as exemplified by the "Ustuu-Khuree" International festival of live music and faith]. The New Research of Tuva, no. 2 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/328 (access date: 22.03.2018). (In Russ.).

Dunets, A. N. (2015) Turizm v transgranichnykh territoriiakh Altae-Sayanskogo regiona [Tourism in the transboundary territories of the Altai-Saian mountains region]. Regional researches, no. 1, p. 87-91. (In Russ.).

Erokhina, E. A., Madiukova, S. A. and Persidskaya, O. A. (2015). Mezhetnicheskoe soobschestvo Respubliki Altai: etnosotsialnye i etnokulturnye protsessy [Interethnic community of the Altai Republic: ethno-social and ethno-cultural processes]. Philosophy of Education, no. 1 (58), pp. 165-177. (In Russ.).

Law of the Republic of Tuva of July 10, 2009 № 1541 BX-II «On tax rates when applying a simplified taxation system». Financial and Legal Agency [online] Available at: http://www.fpa.su/regzakon/tiva/zakon-respubliki-tiva-ot-10-iiulya-2009-g-n-1541-vch-ii-o-nalogovich-stavkach-pri-primenenii-uproschennoy-sistemi-nalo-gooblozheniya/ (access date: 19.04.2018). (In Russ.).

Istoriia Tuvy [History of Tuva] (2007). Ed. by V. A. Lamin. Novosibirsk, Nauka Publ. 553 p. (In Russ.).

Karpunina, E. K. (2011) O determinantakh protsessa transformatsii rossiiskoi ekonomicheskoi sistemy [On the determinants of the process of transformation of the Russian economic system]. Socio-economic phenomena and processes, no. 8 (30), pp. 102-106. (In Russ.).

Kenin-Lopsan, M. B. (2006) Traditsionnaia kul'tura tuvintsev [Traditional culture of Tuvans]. Kyzyl, Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo. 232 p. (In Russ.).

Kuzhuget, A. K. (2011) Problemy prepodavaniya kul'tury Tuvy v obrazovanii XXI veka [The problems of teaching Tuvan culture in the 21st century education]. Siberian pedagogical journal, no. 11, pp. 136-140. (In Russ.).

www.nit.tuva.asia

№2 2018

Novye issledovaniia Tuvy

Kurakova, A. D. (2011) Turistsko-rekreatsionnye resursy Respubliki Tyva kak vazhnyi komponent ekonomicheskogo razvitiya regiona [Tourist and recreational resources of the Republic of Tuva as an important component of the economic development of the region]. Vestnik Akademii, no. 3, pp. 47-50. (In Russ.).

Kyrgys, Z. K. (2016). I Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya po vozrozhdeniyu prikladnogo iskusstva, remesel i verovanii narodov Sayano-Altaiskogo nagor'ya (24-27 iyulya 2016 g., g. Kyzyl) [1st International conference of the revival of applied arts, crafts and beliefs of the peoples of Sayan-Altai Uplands (July 24-27, 2016, Kyzyl)]. The New Research of Tuva, no. 3 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/470 (access date: 22.03.2018) (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2008) Tuva mezhdu proshlym i budushchim [Tuva between the past and the future]. Moscow, OOO "Voskhod-A". 500 p. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2011) Tuva mezhdu proshlym i budushchim [Tuva between the Past and the Future]. St. Petersburg, Aleteya. 368 p. (In Russ).

Lamazhaa, Ch. K. (2017) Issledovaniya mentaliteta tuvintsev i tendentsiya sub"yektivizatsii gumanitarnogo znaniya [Studies of mindset of Tuvans and the subjectivity trend in academic knowledge]. The New Research of Tuva, no. 3 [online] Avaliable at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/724 (access date: 22.03.2018) (In Russ.). DOI: 10.25178/nit.2017.3.2

L'nogradskii, Yu. (2012) «Ustuu-Khuree»: glavnoe — ne bezhat' vperedi zelenoi loshadi [«Ustuu-Khuree»: the main thing is not to run before the green horse]. The New Research of Tuva, no. 3 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/325 (access date: 22.03.2018) (In Russ.).

Mongush, M. V. (2010) Odin narod: tri sud'by. Tuvintsy Rossii, Mongolii i Kitaia v sravnitel'nom kontekste [One people, three destinies. Tuvans of Russia, Mongolia and China in a comparative context]. Osaka, Natsional'nyi muzei etnologii. 358 p. (In Russ.).

Myshlyavtsev, B. A. (2004) Otnoshenie k zemle u sovremennyh tuvintsev [Attitudes to land in modern Tuvans]. In: Etnosotsialnye protsessy v Sibiri [Ethnosocial Processes in Siberia]. Novosibirsk, Nonparel Publ. Vol. 6, pp. 125-129. (In Russ).

Naselenie po natsional'nosti i vladeniyu russkim yazykom po sub'ektam RF [Population by nationality and knowledge of the Russian language in subjects of the Russian Federation]. Federal'naya sluzhbagosudarstvennoi statistiki [online] Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-04.pdf (access date: 26.03.2018). (In Russ.).

Omzaar, O. O. (2013) Istochniki mezhetnicheskoy napryazhennosti v svyazi so stroitel'stvom zheleznoy dorogi i osvoyeniyem mestorozhdeniy v Respublike Tyva [Sources of interethnic tension in connection with the construction of the railway and the development of natural resources in the Republic of Tuva]. In: Etnosotsiologiyu —

molodym [Ethnosociology for the young]. Materials of international schools of young ethnosociologists. Ed. by Yu. V. Popkov and E. A. Erokhina. Novosibirsk, Manuskript. Vol. 2. 380 p. Pp. 305-311. (In Russ).

Pomozhem podnyat'sya turizmu v Tuve — i turizm pomozhet nam v razvitii [Help tourism grow in Tuva — and tourism will help us develop] (2017). Ofitsial'nyi portal Respubliki Tyva [online] Available at: http://gov.tuva.ru/press_center/news/ tourism/32914/?sphrase_id=35412 (access date: 22.03.2018). (In Russ.).

Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli [Regions of Russia. Socioeconomic indicators] (2017). Moscow, Rosstat Publ. 1408 p. (In Russ.).

Savchenko, I. M. (2012). Razvitie etnograficheskogo turizma v Gornom Altae: problemy i perspektivy [The development of ethnographic tourism in the Altai Mountains: problems and prospects]. Problemy regionalnoi ekologii, no. 5, pp. 95-98. (In Russ.).

Sevek, V. K. (2016). Aktivnyi turizm v Respublike Tyva: sostoyanie i problemy razvitiya [Active tourism in the Republic of Tuva: state and development problems]. In: Nauchnye trudy Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Materialy ezhegodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelej, sotrudnikov i aspirantov TuvGU [Research papers of the Tuvan State University. Proceedings of the annual scientific-practical conference of teachers, employees and post-graduate students of TuvSU]. Ed. by U. V. Ondar. Kyzyl, TuvSU Publ. 228 p. Pp. 204-205. (In Russ.).

Sereedar, N. Ch. (2018) Tuvinskiy yazyk kak sredstvo obshcheniya tuvintsev: problemy i perspektivy [Tuvan language as means of communication among Tuvans: problems and prospects]. The New Research of Tuva, no. 1 [online] Avaliable at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/752 (access date: 12.04.2018). (In Russ.). DOI: 10.25178/nit.2018.1.1

Sorokin, P. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiya. Obschestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat. 543 p. (In Russ.).

Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tyva do 2020 goda (novaya redaktsiya) 2012 g. [Strategy of socio-economic development of the Republic of Tuva until 2020 (new edition) 2012]. Ofitsial'nyi portal Respubliki Tyva [online] Available at: http://gov.tuva.ru/content/1602/ (access date: 22.03.2018). (In Russ.).

Sunchugasheva, L. A. (2013) Problemy formirovaniia infrastruktury turizma v prigranichnom regione (na primere Respubliki Tyva) [Problems of formation of tourism infrastructure in the border region: the case of the Republic of Tuva)]. Infrastrukturnye otrasli ekonomiki: problemy i perspektivy razvitiya, no. 3, pp. 151-156. (In Russ.).

Tadina, N. A. (2009) Ekologiia i kulturnyi landshaft Altaia v kontekste mezhetni-cheskoi kommunikatsii [Altaic Ecology and Cultural Landscape in Interethnic Communication Context]. The News of Altai State University, vol. 3, no. 4, pp. 210-214. (In Russ.).

Tarbastaeva, I. S. (2014). Altai i Tuva: Krasavitsa i dikarka [Altai and Tuva: the beauty and the savage]. The New Research of Tuva, no. 1 [online] Available at: https:// nit.tuva.asia/nit/article/view/192 (access date: 12.01.2018). (In Russ.).

Tarbastayeva, I. S. (2017) Tsennostno-ekonomicheskiie orientatsii tuvintsev v sovremennoi sotsiokul'turnoi dinamike [Value and economic value orientations of Tuvans: dynamics and indicators]. Sibirskii filosofskii zhurnal, vol. 15, no. 4, pp. 154-162. (In Russ.).

Terekhova, T. A. and Evdokimova A. S. (2011) Predstavleniya o determinantah ekonomicheskoi sotsializatsii studentov Zabaikal'ya v protsesse professionalizatsii v vuze [Representations about the determinants of economic socialization of Transbaikalian students in the process of professionalization in the university]. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, no. 5, pp. 168-173. (In Russ.).

Tomilova, T. P. (2014) Tuvinsko-russkoye dvuyazychiye [Tuvan-Russian bilin-gualism]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskiye nauki, no. 4 (23), pp. 136-142. (In Russ.).

Tuva — lider sobytiynogo turizma v Sibiri [Tuva, the leader of event tourism in Siberia] (2015). Ofitsial'nyi portal Respubliki Tyva [online] Available at: http://gov. tuva.ru/press_center/news/tourism/22051/ (access date: 12.03.2018). (In Russ.).

Tuva [Tuva]. Portal Wiki Voyage [online] Available at: https://ru.wikivoyage.org/ wiki/TyBa (access date: 22.03.2018). (In Russ.).

Etnokul'turnyy kompleks «Aldyn-Bulak» [Ethnocultural center Aldyn-Bulak]. Portal TOUVA [online] Available at: http://touva-go.ru/product/item/etnokulturnyiy-kompleks-aldyin-bulak (access date: 2.03.2018). (In Russ.).

Submission date: 31.03.2018.

Для цитирования:

Мадюкова С. А. Ментальные и этнопсихологические особенности тувинцев в системе детерминант развития Республики Тыва (на примере этнотуризма) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/ artide/view/771 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2018.2.4

For citation:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Madyukova S. A. Mental and ethno-psychological features of Tuvans within the system of development determinants of the Republic of Tuva: the case of ethno-tourism. The New Research of Tuva, 2018, no. 2 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/771 (accessed: ... ). DOI: 10.25178/nit.2018.2.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.