МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
12. Стародубцев, М.П. Теория и практика российского воспитания и образования в XVIII веке / М.П. Стародубцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2012. № 150. С. 249-261.
13. Кириченко Р.В., Лобанов Ю.Я. Технология формирования ценностного отношения к образовательной деятельности (на примере физической подготовки) В сборнике: Проблемы и перспективы развития физкультурного образования Материалы научно-практической конференции "Герценовские чтения-2013".
2013. С. 137-141.
14. Стародубцева, О.М. Методология и методы профессиональной психологии и педагогики. В сборнике: Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов 4-й международной научнопрактической конференции. г. Махачкала, 2014. С. 210-216.
15. Стародубцев, М.П., Стародубцева О.М. Спорт во время великой отечественной войны. В сборнике: Участие войск НКВД в Великой Отечественной войне (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне) сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, 2015. С. 100-102.
16. Татаренцев В.Л., Стародубцева О.М. Пути формирования сознания естественной необходимости физкультурноспортивных занятий. В сборнике: Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Самара, 2015. С. 91-93.
17. Стародубцев, М.П., Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурноспортивной деятельности студентов / Стародубцев М.П., Стародубцева О.М., Татаренцев В.Л. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 239-245.
18. Стародубцева, О.М. Уровни развития и закономерности формирования физической культуры личности.Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 33. С. 99-105.
19. Демиденко О.В., Стародубцев М.П. Совокупность педагогического обеспечения закаливания организма человека как средство повышения жизнедеятельности. В сборнике: Развитие современного образования: теория, методика и практика Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»; Редакционная коллегия: Широков О.Н., Абрамова Л.А., Яковлева Т.В., Дулькин А.В.. 2015. С. 226-229.
© Д.А. Кудряшов, 2015
УДК 37.013
Т.Э.Курмаев
Ведущий советник отдела развития туристской индустрии
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму Г.Казань, Российская Федерация
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА
Аннотация
В статье говорится о необходимости рассматривать современные туристические комплексы с позиций интегрированных кластеров.
Ключевые слова
Кластер, туризм, кластерный подход, рекреационные комплексы.
В настоящее время отрасли туризма становятся все более высокотехнологичными, очень контактными сферами, нуждающимися в хорошо образованных, коммуникабельных, профессионально подготовленных
139
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
сотрудниках. В сферу туризма проникают идеи, подходы, приоритеты управленческой деятельности, разработанные в других секторах экономики, такие, например, как регулярная оценка или эффективные методы коммуникации.
Современный туризм столь же противоречив, что и процессы глобализации, идущие в мире, так как помимо доходов, туризм может нести некоторые проблемы, а именно в туристских регионах возникает много проблем - экологических (например, загрязнение природного комплекса, эвтрофирование водоемов), социальных (например, монозанятость, проституция, наркомания), экономических (несбалансированность народно-хозяйственного комплекса) и других. Но именно в XXI веке туризм должен стать одним из эффективнейших способов формирования системы общечеловеческих ценностей. Туризм может способствовать формированию единства многообразия мира, в котором свободное развитие всех есть условие развития каждого.[1, С.45]
В настоящее время в экономических исследованиях регионального туризма достаточно бурно развивается так называемый кластерный подход. Необходимость поддержания и развития туристских кластеров отмечается практически во всех документах стратегического развития туристской сферы, активно разрабатываемых как на национальном, так и региональном уровнях управления. В этой связи проблемы идентификации (выявления) туристских кластеров, оценки их воздействия на экономику региона, а также управления развитием кластерных образований в сфере туризма приобретают все большую актуальность[2].
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму совместно с заинтересованными ведомствами, предприятиями и организациями туриндустрии проводилась работа по популяризации возрождаемых туристских центров - древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Работа была направлена на увеличение туристского потока, формирование туристских маршрутов и программ в связи с открытием и вводом в эксплуатацию новых объектов показа, а также повышение качества оказываемых туристских услуг. Решались вопросы организации регулярного транспортного сообщения Казань - Болгар и Казань - Свияжск, вопросы организации питания туристов, а также совершенствования экскурсионного обслуживания. Г осударственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» и Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник осуществляли обслуживание туристов на местах, а Экскурсионный центр г.Казани и туристические компании республики формировали группы из числа жителей и гостей столицы, республики и проводили для них регулярные экскурсии.
В настоящее время в российском туризме явно можно обнаружить и выделить ряд сформировавшихся в советский период территориально-рекреационных комплексов, подобных Большому Сочи, Анапе, Кавказским Минеральным Водам, Калининградскому Взморью и Карельскому перешейку. В ближайшие годы пространственная структура туристской сферы в России может заметно измениться, что будет определяться формированием целого ряда региональных и локальных кластеров. [1, С.47]. К числу таких кластеров можно отнести острова-града Свияжск, исторического комплекса Болгар.
Актуальность применения кластерного подхода в индустрии туризма РФ закреплена в ряде стратегических документов федерального уровня, в том числе, в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». Реализация кластерного подхода в туристской индустрии российских регионов связана с рядом сложностей, в том числе: отсутствие опыта в данной сфере, малое число методических разработок в области управления формированием и функционированием туристских кластеров, отсутствие квалифицированных специалистов по управлению туристскими кластерами. Как известно, исследованием видов туристских кластеров занимались такие ученые как: Митрофанова А.В., Шепелев И.Г., Маркова Ю.А., Ульянченко Л.А., Грицай М.А., Маевский Д.П., Кулагина Е.В., Иордахе К., Чиочина Ю., Асандей М., Адамова К.З., ЗоринИ.В.
Ученые вводят разные толкования и дополнения в понятие «кластерный подход». Л.С. Марков и М.А. Ягольницер указали на существование 20 определений понятия «кластер» в наиболее известных работах зарубежных ученых [3].
Вышесказанное предопределяет актуальность исследования экономической и социальной целесообразности взаимодействия предприятий и организаций, учреждений в форме кластеров. Поэтому
140
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
существует также необходимость научно-методических основ разработки и внедрения, кластерных логикоструктурных моделей с целью их использования при изучении территориальной организации туризма[4]. Список использованной литературы
1. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма: [региональная экономика и агломерация взаимозависимых фирм] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. Сент./окт. (№ 5). С. 43-62.
2. Кострюкова О.Н., Карпова Е.Г. Методы идентификации туристских кластеров в системе регионального туризма // Проблемы современной экономики. - 2011. - №4 (40).
3. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности. - Новосибирск: ИЭИОПП СО РАН, 2006. - 88 с.
4. Концепция кластерной политики в Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства РФ [Электронный ресурс] // Поволжское отделение Рос. инженерной акад.: [сайт]. Самара, 2007. -http://www.poria.ru/files/konc_klastem_259_10.doc. (24.11.08).
© Т.Э.Курмаев, 2015
УДК 37
Л.В.Мальцева
Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Аннотация
Обучение представляет важную форму совместной деятельности учеников в их общении с педагогом и друг с другом, где также имеется широкое «поле» воспитательных усилий. Единство обучения и воспитания строится и на общности методов, с помощью которых они осуществляются.
Ключевые слова
обучение, процесс, метод, творческое мышление, воображение.
Вместе с тем для процессов обучения важно удержать в памяти наглядные образцы. Поэтому приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно формировать применительно к обоим видам учебного материала - словесному и наглядному. Стремление школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения. Это требует от них на уроках изобразительного искусства создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения.
Функция целевого элемента обучения состоит в следующем. Организация процесса обучения, как известно, связана с четким, конкретным определением его целей, а также с осознанием и принятием указанных целей. Цель обучения - ничто иное, как мысленное предвосхищение его конечных результатов, то есть того, к чему должен стремиться педагог и школьник. Таким образом, функция целевого элемента обучения - определение его конечных результатов. Практическое определение целей обучения - процесс достаточно сложный. Следует помнить, что, как и в системе обучения в целом, так и при организации каждого учебного занятия в частности, обычно реализуются три группы взаимосвязанных друг с другом целей это: образовательные, развивающие, воспитательные.
Таким образом, при планировании учебных занятий учителю необходимо детально определить, как образовательные, так и развивающие воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут
141