Научная статья на тему 'Совершенствование практики профориентации обучающихся в научно-образовательном кластере'

Совершенствование практики профориентации обучающихся в научно-образовательном кластере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТЫ КЛАСТЕРА / PROFESSIONAL/VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION WORK / CLUSTER APPROACH / SUBJECTS OF A CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Т. М., Шибанкова Л. А., Тигина Ю. О.

В статье актуализируется значимость проблемы совершенствования практики проведения профессиональной ориентации современными вузами в процессе социально-профессионального самоопределения личности, которая рассматривается как условие осознанного профессионального выбора будущей профессии в соответствии с профессионально-личностными интересами и способностями. Выделены и охарактеризованы плюсы и минусы в организации профориентационной деятельности в условиях научно-образовательного кластера как инновационного подхода к привлечению субъектов кластера семьи, обучаемого, образовательной организации и работодателей к профориентационной работе в современном контексте социокультурных трансформаций в обществе. Выделена роль дополнительного профессионального образования и программ повышения квалификации в оказании помощи выпускникам профессиональной школы для осуществления интеграции в профессиональную среду; подчеркнута важность работы с молодыми специалистами в период этапа адаптации и стабилизации профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубова Т. М., Шибанкова Л. А., Тигина Ю. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PRACTICE OF CAREER GUIDANCE OF STUDENTS IN THE SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CLUSTER

The article reveals the importance of a problem of improvement the practice of carrying out vocational/professional guidance by modern higher education institutions in the course of social and professional self-determination of the personality who is considered as a condition of a conscious choice of future profession according to professional and personal interests and abilities. Pluses and minuses in the organization of professional orientation’ activity in the conditions of a scientific and educational cluster as an innovative approach to involvement of subjects of a cluster a family, the trainee, the educational organization and employers to professional orientation work in a modern context of sociocultural transformations in society are allocated and characterized. The role of additional professional education and programs of professional development as a support to graduates of professional school for implementation of integration on professional socium is allocated; the importance of work with young specialists in the period of a stage of adaptation and stabilization of professional activity is emphasized.

Текст научной работы на тему «Совершенствование практики профориентации обучающихся в научно-образовательном кластере»

УДК 377:378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова, Ю.О. Тигина1

'Статья подготовлена в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»

Аннотация. В статье актуализируется значимость проблемы совершенствования практики проведения профессиональной ориентации современными вузами в процессе социально-профессионального самоопределения личности, которая рассматривается как условие осознанного профессионального выбора будущей профессии в соответствии с профессионально-личностными интересами и способностями. Выделены и охарактеризованы плюсы и минусы в организации профориентационной деятельности в условиях научно-образовательного кластера как инновационного подхода к привлечению субъектов кластера - семьи, обучаемого, образовательной организации и работодателей к профориентационной работе в современном контексте социокультурных трансформаций в обществе. Выделена роль дополнительного профессионального образования и программ повышения квалификации в оказании помощи выпускникам профессиональной школы для осуществления интеграции в профессиональную среду; подчеркнута важность работы с молодыми специалистами в период этапа адаптации и стабилизации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, кластерный подход, субъекты кластера.

IMPROVING THE PRACTICE OF CAREER GUIDANCE OF STUDENTS IN THE SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CLUSTER

T. Tregubova, L. Shibankova, Yu. Tigina1

'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme

Abstract. The article reveals the importance of a problem of improvement the practice of carrying out vocational/professional guidance by modern higher education institutions in the course of social and professional self-determination of the personality who is considered as a condition of a conscious choice of future profession according to professional and personal interests and abilities. Pluses and minuses in the organization of professional orientation' activity in the conditions of a scientific and educational cluster as an innovative approach to involvement of subjects of a cluster - a family, the trainee, the educational organization and employers to professional orientation work in a modern context of sociocultural transformations in society are allocated and characterized. The role of additional professional education and programs of professional development as a support to graduates of professional school for implementation of integration on professional socium is allocated; the importance of work with young specialists in the period of a stage of adaptation and stabilization of professional activity is emphasized.

Keywords: professional/vocational guidance, professional self-determination, professional orientation work, cluster approach, subjects of a cluster.

Исторически концепция профориентации на каждом своем этапе развития выполняла конкретную роль и зависела от разных факторов. В частности, в начале XX века невероятный рост промышленности, интенсификация внутренней миграции из села в город, повышение числа свободных работников, растущая потребность профессионального отбора кадров

способствовали возникновению первых профориентационных лабораторий во Франции (г. Страсбург, 1903 г.) и Соединенных Штатов Америки (г. Бостон, 1908 г.) [4;6].

В современном динамичном мире система профориентации обучающихся постоянно совершенствуется. Несомненно,

коммерциализация данной сферы способствует её развитию, но выстраивает барьеры на пути к профессиональному самоопределению населения, для преодоления которых необходимо активное использование возможностей сети Интернет и информационных ресурсов в процессе профориентационной работы со всеми группами населением.

Несомненно, выбор профессии на основе профориентационной работы является, по сути, «сложным выбором», т.к. «молодым людям необходимо, помимо определения для себя альтернатив, конструировать и критерии для их сравнения» [3, с.10], которыми зачастую являются материальное вознаграждение и содержание работы.

В современных условиях повышаются роль и значение профориентационной деятельности вузов по выявлению и отбору способных и подготовленных абитуриентов, которые мотивированы, готовы, и, что не менее важно, способны к освоению программ высшего образования. В свою очередь, высшие учебные заведения должны предложить потребителям образовательных услуг актуальные форматы и востребованные направления профессиональной подготовки, чтобы не просто удовлетворять спрос и профессионально-образовательные ориентации молодого поколения, но и нередко формировать их. Все это актуализирует поиск инновационных форм проведения профориентационной работы, применение новых подходов и практик, которые меняются весьма динамично под влиянием различного рода трансформаций, и не всегда в необходимых для государства, гражданского общества, да и самой личности направлениях.

Начало трудовой деятельности определяет развитие новой социальной роли, формирование профессионально важных навыков, в этот же период одной из важнейших задач является выбор карьеры. Далее - непрерывное профессиональное развитие.

Наши исследования данной проблемы убеждают, что профориентационная работа не должна и не может завершаться после выбора профессии; необходимо продолжение этой деятельности в части психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов. Выпускникам профессиональной школы необходима некая помощь для осуществления интеграции в профессиональную среду, поэтому подчеркиваем важность работы с молодыми специалистами в период этапа адаптации и стабилизации профессиональной деятельности [1;8].

И здесь ведущая роль принадлежит дополнительному профессиональному

образованию и программам повышения квалификации, что подчеркивает важность соответствия отличительным характеристикам, таким как диагностичное целеполагание, ориентация учебного процесса на гарантированное достижение цели, оперативная

обратная связь и цикличный характер процесса обучения.

Проектирование программ повышения квалификации предусматривает анализ нового вида деятельности слушателей курса, разработку содержания обучения, выбор методов, форм и средств обучения и самообучения; разработку дидактических единиц, планирование самостоятельной работы слушателей [10].

Практика и результаты деятельности организаций и учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы, определяют необходимость дальнейшего совершенствования педагогического процесса, повышения качества обучения,

самостоятельности обучающихся,

индивидуализации содержания обучения. Успешное решение этих проблем требует применение модульных дополнительных профессиональных программ, которые обеспечивают гибкость, динамичность и оперативность обучения, приспосабливая его к индивидуальным потребностям слушателя программы курса и уровню его профессиональной подготовки, а также позволяют структурировать содержание обучения на обособленные элементы.

Бурный рост технологий и требования социального заказа общества к ускоренной, опережающей и качественной подготовке квалифицированных кадров привели к созданию научно-образовательных кластеров по образу и подобию кластеров производственных. Симбиоз системы образования конкретного города, района, региона и базового производства обеспечивал скорость и качество подготовки специалистов для нужд конкретного предприятия. Научно-образовательные кластеры стали формироваться по географическому признаку и позволяли избегать потерь квалицированных кадров, решать задачи удержания специалистов и обеспечивать образовательное сопровождение профессионалов [2;5].

Новое время и новая эпоха информационных технологий расширили не только границы знания, но и позволили получать информацию, минуя организованные формы в виде школы или института, что привело к полиморфности знания каждого отдельного ученика, а также непредсказуемости в формировании ценностей и социальных установок. Школа утратила монополию на знание.

Переход системы российского образования от знаниевого подхода к компетентностному позволил разрешить часть проблем, связанных с множественностью и открытостью информации.

Однако, новый подход столкнулся с проблемой определения цели существования системы образования. Каждая из ступеней образования в едином образовательном пространстве России, имея свои конкретные цели, должна вносить свой вклад в достижение итоговой

цели - формирование личности, обладающей необходимым и достаточным набором компетенций для решения как личных и профессиональных, так и социально-значимых общественных задач. При этом обладая достаточной самостоятельностью и

автономностью институты системы образования подчинены довольно жестким требованиям, предъявляемым следующей ступенью к предыдущей. Так школа «диктует» дошкольному образовательному учреждению требования к его выпускнику, высшее учебное заведение - к выпускнику школы и так далее. В итоге части системы работают для обеспечения существования друг друга, а на выходе, зачастую мы сталкиваемся с дезадаптацией выпускников вузов и нежеланием их работать по полученной специальности [1;8].

Существующий опыт кластеризации в образовании имеет как свои очевидные плюсы, так и очевидные минусы. К плюсам можно отнести прозрачность образовательного маршрута, заданного условиями кластера, сформированного вокруг региональных предприятий и экономических реалий региона. Второе преимущество - условия, скорость и качество получения профессии, позволяющие максимально быстро встроиться в систему производственных отношений вчерашнему выпускнику. Третье преимущество заключается в возможности профессионального

совершенствования и карьерного роста с определенным минимумом затрат для партнеров по образовательному кластеру. Что касается минусов, то к ним можно отнести вертикальную ориентацию системы, что приводит к тому, что цели подменяются узкими задачами подготовки обучающегося к следующей ступени образования, а географическая замкнутость к тому, что человек сталкивается с дилеммой открытости информации и ограниченности получаемого знания в рамках кластера. Субъект научно-образовательного кластера сталкивается с ограниченностью горизонтальных перспектив собственного личностного и профессионального развития в рамках предлагаемого кластерного обучения. Перспектива развития научно-образовательного кластера как ресурса развития региона и страны в целом находится в области психологии развития и обучения.

Определение цели существования научно-образовательного кластера и учет внешних факторов развития общества в целом являются ключевой задачей эффективного развития всей системы профориентационной работы. Среди задач создания кластера можно выделить интенсификацию и оптимизацию процессов создания «продукта», экономию ресурсов и повышение качества и конкурентоспособности «продукта». Если определить целью создания кластера - развитие конкурентоспособной личности, а собственно личность - своеобразным «продуктом», на который и ориентированы все усилия участников научно-образовательного кластера, то стратегия и развитие выстраиваемой системы становятся очевидными, убедительными и не вызывающими сомнение в правильности сделанного выбора.

Развитая компетентная личность в современных условиях должна обладать определенным комплексом качеств и компетентностей, которые бы позволяли ей успешно и оптимально решать личные и социальные задачи. Во-первых, современный выпускник вуза должен быть эрудирован. Умение ориентироваться в потоках информации, усваивать большие объемы нового знания, классифицировать данные - все это навыки необходимы как высокопрофессиональному специалисту, так и просто человеку, живущему в современном мире - мире информации. Ограниченность знаний становится большой проблемой современника, при этом восприятие все более возрастающего объема нового становится практически невозможным. Следовательно, именно информационная эрудиция становится ключевым качеством конкурентоспособной развитой личности [4;9].

Во-вторых, в глобальных условиях быстро развивающихся технологий и возрастающей конкуренции как между людьми, так и между людьми и технологиями современный специалист должен обладать творческим, конструктивным и гибким мышлением. Соответственно,

креативность и скорость принятия нестандартных решений превращаются в обязательные факторы эффективного профессионального становления и личностного развития. В-третьих, современный специалист, подготовленный для глобального рынка труда, должен быть психически и психологически здоровым и уметь сохранять это здоровье, используя здоровьесберегающие технологии. И наконец, невозможно успешное существование в современном мире без развитой субъектности как способности управлять

собственной жизнью и определять свой дальнейший жизненный путь [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-образовательная кластеризация вокруг личности, а не института или региона, и есть ключевая задача современного непрерывного образования. Такой подход к пониманию кластера позволяет преодолеть недостатки традиционного подхода и выстроить систему образования соответственно природе развития личности. Кроме того, именно такой подход позволяет как использовать все возможности территории, где создается кластер, так и преодолеть замкнутость и ограниченность этих территорий.

Для развития важнейших личностных качеств, необходимых для ее эффективного существования, привлекаются все возможные и доступные ресурсы ведущих образовательных организаций региона, страны и мира, исследования и достижения ученых-экспертов и практиков, мощности предприятий и организаций соответствующей направленности. Личность нового времени, сформированная в условиях личностно ориентированного научно-образовательного кластера, будет способна решать стоящие перед ней личные, профессиональные и социальные задачи с максимальной эффективностью, что способствует развитию гражданского общества в целом. Научно-образовательный кластер, построенный в соответствии с принципом психологической природосообразности [2], позволит решать задачу развития эффективной и конкурентоспособной

личности наиболее полно и конструктивно. Так, формирование образовательной среды дошкольного учреждения должно

ориентироваться на основную потребность дошкольника, а именно познавательную потребность. Образовательная среда школы должна ориентироваться на коммуникативные потребности и потребности в личностном самоопределении ее учеников как основные психологические механизмы детерминации их деятельности и поведения. Университет как партнер научно-образовательного кластера ориентируется на профессиональное самоопределение, что позволит избежать неоправданного расхода различного рода ресурсов (материальных, человеческих, интеллектуальных) при подготовке кадров, которые не будут пользоваться полученным образованием при выборе сферы занятости. И, наконец, послевузовское образование должно ориентироваться на удовлетворении потребности человека в самоактуализации и развитии, что позволит обеспечить профессиональный рост специалистов, сохранение их трудоспособности и эффективности длительное время, а также будет выполнять профилактическую функцию, позволяя избегать неврозов и снижать выраженность экзистенциальных кризисов [7].

Подводя итог, стоит отметить, что методологическое и методическое обеспечение деятельности научно-образовательных кластеров является крайне важной задачей современной педагогической науки, но это уже тема другого разговора.

Литература:

1. Ашмарина С.И. Исследование трендов развития современной системы высшего образования / С.И. Ашмарина, А.В. Шепелев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - Т. 8. - № 4. - С. 82-88.

2. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки / А.А. Михеев // Проблемы современной экономики. - 2008. -№ 3. - С. 355-358.

3. Моров А.В. Доминирующие тенденции в сфере развития человеческого капитала в России и мире / А.В. Моров // Развитие человеческого капитала в XXI веке: Психология. Педагогика. Управление / Материалы II межрег. научно-практической конференции. - Ижевск. - 2013. - С. 7-11.

4. Моров А.В. Дополнительное образование для удовлетворения разноуровневых потребностей личности / А.В. Моров // Акмеология. - 2012. - № 3(43). - С. 56-61.

5. Тигина Ю.О. Научно-образовательный кластер как образовательная среда для обучения

профессионально-ориентированному иностранному языку [Электронный ресурс] / Ю.О. Тигина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 6. - Режим доступа: www.science-education.ru/120-15765

6. Трегубова Т.М. Инновации в практике профориентации учащихся в контексте социокультурных трансформаций XXI века / Т.М.Трегубова // Материалы Международной научно-практической конференции «Современный опыт внедрения инноваций в науку и образование», 16 марта 2018 г. - Иркутск: «Научное партнерство «Апекс», 2018. - 80 с. - С. 60-62.

7. Трегубова Т.М. Подготовка субъектов научно-образовательного кластера к профориентационной работе / Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. - С. 52-55.

8. Трегубова Т.М Диверсификация подготовки компетентных специалистов в рамках программы «ТЕМПУС» в условиях международной образовательной интеграции / Т.М. Трегубова //

Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 30. - С. 138.

9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. -М.: ВЛАДОС, 1998.

10. Шибанкова Л.А. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как условие становления квалифицированных специалистов / Л.А.

Шибанкова // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 31 мая 2017 года): в 2-х книгах. Книга 1; под общей редакцией д.п.н. Е.А. Корчагина; д.п.н. Р.С. Сафина. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - С. 351-354.

Сведения об авторах:

Трегубова Татьяна Моисеевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Шибанкова Люция Ахметовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Тигина Юлия Олеговна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель КГТУ-КАИ имени А.Н. Туполева, кафедра иностранных языков, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

T. Tregubova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical Sciences, Professor, Institute of Pedagogy, Psychology and Social problems, e-mail: [email protected]

L. Shibankova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Institute of Pedagogy, Psychology and Social problems, e-mail: [email protected]

Yu. Tigina (Kazan, Russia), candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer KGTU-KAI of A.N. Tupolev, Department of foreign languages, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.