ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УДК 796.011
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ
М.В. Алаев, А.В. Титовский, В.В. Лавриненко
Освящена проблема методической направленности учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем образовании. Акцентировано внимание на детализацию методических задач посредством их деления на отдельные направления -кластеры. Основная цель работы - обоснование методической части обучения в процессе учебных занятий физической культуры студентов всех специальностей.
Ключевые слова: методическая направленность, методический навык, компетенция общекультурного направления, кластер (метод кластера).
Эмпирически обосновано, что универсальность педагогических задач физического воспитания, методическая прикладность формируемых умений и навыков имеют профессиональное значение в подготовке человека не только к труду, но и к другой социально значимой деятельности.
В данном исследовании мы акцентируем внимание на методическую составляющую учебной дисциплины «Физическая культура». Присущая ей методическая направленность заключается, прежде всего, в формировании умений и навыков применять полученные знания индивидом в отношении себя (поддержание своего здоровья и физических кондиций), а также в участии в передаче знаний о физической культуре окружающим и близким людям на протяжении всей жизни. Опосредованное значение методических навыков (вне области физической культуры и спорта) подразумевает использование их организационно-управленческих свойств в любой другой деятельности.
Рассматривая физическое воспитание с точки зрения воспитательной функции (формирование волевых, коллективных качеств, целеустремленности, стрессоустойчивости и др.), методическая основа становится незаменимым инструментом в руках воспитателя, каким оказывается каждый человек в различных жизненных ситуациях. Академик Б.Т. Лихачев отмечал: «Люди всегда, независимо от уровня
развития своего сознания и созидательной воли, даже если они вообще, не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий» [1].
Важность воспитательной функции заключается в том, что конвейер по воспроизводству человеческого общества - это не только культура, наука, образование, быт и т. д., но и любой в отдельности взятый человек, нажимающий на кнопки культуросозидания.
Методическая направленность учебного процесса в вузе является важной и неотъемлемой частью современных образовательных концепций, фундаментальной составляющей общекультурных, обще-
профессиональных и профессиональных знаний будущих специалистов, номинально заложена в тематических планах и учебных программах. Однако практическая реализация учебно-методических задач чаще только декларируется и остается прерогативой педагогических вузов для специальности «Физическая культура и спорт».
Действующим в настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее - ФГОС) для большинства специальностей очной формы обучения (уровень бакалавр) предусмотрена компетенция общекультурного (ОК) направления, имеющая личностное методическое значение для выпускника вуза, а именно: «способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [2].
Кроме того, выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности. В обозначенном контексте нас интересует педагогическая деятельность, где профессиональная компетенция прямо или косвенно выражается в «способности использовать навыки преподавания (той или иной) дисциплины в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [2].
Отмечено, что работа над качеством современных дидактических единиц возможна посредством их структурирования. Одним из направлений инновационных поисков в этой области является кластерный подход.
Кластерный подход или кластерное деление есть не что иное, как деление целого на составные части (кластеры), содержание которых характеризуется множеством взаимосвязанных элементов, решающих задачи того или иного кластера. Присущий кластеризации способ деления позволяет детализировать те или иные компоненты структуры педагогического процесса, осуществляя взаимосвязь и взаимозависимость внутриструктурных связей, обеспечивая функции контроля и своевременной коррекции.
Кластерный подход в структурировании образовательного процесса, его организации, развитии, повышении конкурентоспособности использовали в своих работах отечественные ученые В.И. Данилова, Е.Н. Коренева, И.Н. Доронина, А.Р. Шайдуллина и др., зарубежный ученый М.Б. Портер.
В отечественных разработках метод кластерного анализа авторы рассматривают как дробление совокупности объектов на непересекающиеся подмножества для математической обработки информации с целью автоматизации прогнозирования данных. Метод использован Д. А. Романовым в изучении структуры дидактических информационных технологий (на примере физической культуры) [3].
Метод кластера применен в обосновании «критического мышления», одного из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Кластеризация как инновационное направление в развитии образовательной системы также рассматривается с точки зрения интеграции образования, науки и производства. Совместные скоординированные усилия всех перечисленных субъектов интеграционной системы должны быть направлены на то, чтобы сделать свои достижения достоянием и инструментом выживаемости каждого, помогая и взаимодополняя усилия друг друга (Шайдуллина А.Р.) [4].
Востребованность системного структурирования прослеживается на всех этапах совершенствования процесса. По мнению О.Н. Тюмаковой (2015): «Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала» [5].
Идея кластерного подхода к проблеме структурирования методических задач дисциплины «Физическая культура» связана, прежде всего, с желанием реализовать уже известные, действующие методики обучения за счет внутренних нереализованных возможностей педагогического процесса. Речь идет о детализации, выделении элементов (кластеров) методических направлений обеспечивающих интегрирующую связь, целостность свойств вышеназванных компетенций.
Реализация методического аспекта в процессе физического воспитания, по нашему мнению, можно рассматривать с позиции как экстенсивного, так и интенсивного пути развития.
Первое понятие соответствует направлению увеличения использования ресурсов. В педагогическом процессе экстенсификация выражается, например, в увеличении часовой нагрузки. Актуальность данного положения относится, прежде всего, к педагогическому процессу, где учебной программой не предусмотрены или в малых количествах
спланированы учебно-методические занятия.
Интенсивный путь развития, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, Л.Н. Абалкина, А.Б. Красносельского, становится востребованным в случае, если существующая система (функционирования и развития) перестает удовлетворять современным задачам и это невозможно компенсировать дополнительными вложениями. В этом случае интенсификация выражается в переходе к более экономному использованию ресурсов. В случае сокращения ресурсов результат достигается «наведением порядка» без использования принципиальных изменений ни в типе существования, ни в характере развития изменяющейся системы [6].
Учитывая, что любой фактор, средство или условие, повышающее интенсивность процесса, можно назвать интенсификатором (Красносельский А.Б.), то кластеризация педагогических задач в условиях вуза подходит под категорию факторов, учебно-методические занятия можно рассматривать как условия, а методическую практику - как средство решения методических задач.
В данном исследовании предпринята попытка структурировать методом кластера методические задачи учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В основе кластерного деления использованы обобщенные характеристики прикладности, то есть применимости умений и навыков специалистами различных профессий и должностных рангов, что в соответствии с ФГОСом отвечает компетенциям общекультурного направления: «способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».
Предложенное нами деление позволяет определить несколько кластеров, составляющих методологическую основу учебно-методических задач: управленческой деятельности, самообразовательной деятельности, педагогической направленности.
В основе управленческой деятельности, как правило, рассматривается блок компонентов, отражающих общий характер любого процесса управления, где первоочередными являются выработка и принятие решений.
По мнению Г.Б. Беловой, процесс выработки и принятия решений, где бы и кем бы он ни осуществлялся, имеет общий характерный подход. В каждой учебной дисциплине, при формировании навыка выработки и принятия решений, рассматриваются ситуации, входящие в круг проблем, изучаемых данной дисциплиной, при этом создается теоретическая и методическая база для управления развитием личности [7].
К характерным элементам навыка управленческой деятельности в рамках дисциплины «Физическая культура» можно отнести выполнение обучаемыми следующих методических заданий:
- написание плана-конспекта занятия (части занятия);
- организация занимающихся (построение, объявление, темы, цели и задач занятия, инструктаж по мерам безопасности и самоконтроля);
- подача команд на перестроение обучаемых, выполнение упражнений и действий;
- регулирование физической нагрузки занимающихся;
- хронометраж учебных заданий;
- фиксирование результата, подведение итогов;
- практика организации спортивно-массовой работы, судейства соревнований.
Вышеперечисленные управленческие элементы являются базовым содержанием кластера управленческой деятельности как одной из методических задач учебной дисциплины «Физическая культура».
Самообразовательная деятельность, пожалуй, основное условие современного обучения в высшей школе. Выработка у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании является залогом личной активности человека и стимулирует его профессиональный рост.
Выделенный кластер самообразовательной деятельности актуален в отношении любого учебного предмета, поскольку исходный уровень готовности к самостоятельному овладению знаниями у студентов первого курса, по мнению специалистов, достаточно низкий. Так, по исследованиям Н.С. Сагиной и О.Н. Чижа общеобразовательная школа на сегодняшний день реально не готовит к самостоятельной работе. В частности, определено, что 45,7 % студенчества не умеют правильно организовать свою самостоятельную работу, 72,5 % не умеют распределять свое время, а 83 % не знают, как это распределение осуществить. Таким образом, формирование у студентов умений и навыков самообразовательной деятельности является естественным целесообразным [8].
К элементам, обеспечивающим реализацию задач самообразовательной деятельности, относятся:
- самостоятельное изучение специальной литературы по темам учебного предмета;
- самостоятельное выполнение учебных заданий на учебных занятиях (в присутствии преподавателя);
- выполнение самостоятельной физической тренировки (физических упражнений) с учетом полученных теоретических знаний и практического опыта;
- выполнение заданий по самоконтролю за собственным физическим состоянием;
- выполнение заданий в научно-исследовательской деятельности;
- участие обучаемых в спортивной жизни вуза в качестве волонтеров.
Содержание кластера самообразовательной деятельности на этом не ограничивается. Формы и направленность самостоятельной работы постоянно меняются в соответствии с внутренней организацией вуза, внешними социальными требованиями и условиями профессиональной деятельности.
Кластер педагогической направленности, по нашему мнению, обособленное педагогическое явление в вузе и, как правило, остается в поле зрения педагогических специальностей. Между тем система высшего образования ставит перед собой цель не только профессиональной подготовки молодого поколения, но и культуросозидательные и воспитательные задачи. Развитие педагогических способностей у будущих специалистов - это социально значимый фактор, необходимый индивиду в семье, коллективе, быту. Речь идет о том, что каждый взрослый человек отчасти воспитатель, педагог и руководитель.
К элементам, обеспечивающим реализацию задач педагогической направленности, относится выполнение обучаемыми следующих методических заданий:
- задания в роли помощника преподавателя (тренера, инструктора, судьи по спорту);
- задания в роли руководителя части занятия;
- задания в обучении упражнению (отдельному движению, действию).
Учитывая, что значительная часть педагогической направленности рассматривается в отношении профессии учителя, важной задачей нашего исследования является повышение значения развития педагогических знаний и умений у студентов всех специальностей. Это позволит дополнить комплекс педагогических инноваций по личностно-ориентированному обучению будущих специалистов с точки зрения их адаптации и социальной ориентации в обществе.
Главным объединяющим условием успешной реализации методических задач является методическая практика обучаемых. Очевидно, что только ролевые формы и методы обучения посредством выполнения методических заданий полноценно развивают методические умения и навыки, объединяющие не только знание предмета, но качества личности.
Таким образом, научно-практическое значение кластеризации методических задач учебной дисциплины «Физическая культура» обусловлено, во-первых, взаимосвязью между теоретической целесообразностью и практической необходимостью решения учебно-методических задач обучения. Во-вторых, кластерный подход позволяет определить единый подход и понимание в разработке и коррекции учебных программ с учетом требований профессиональных компетенций ФГОСа.
Список литературы
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Юрайт, 1999. 523 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям подготовки (уровень бакалавр) (05.03.01 Геология, 05.03.02 География, 05.03.04 Гидрометеорология, радиотехника, 46.03.01 История). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/5 (дата обращения: 10.09.2015).
3. Романов Д. А. Кластерный анализ данных в структуре дидактических информационных технологий (на примере физической культуры) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 4 (62). С. 88-93.
4. Шайдуллина А.Р. Опыт инновационного развития научно-образовательного кластера в условиях интеграции образования, науки и производства: информационно-аналитические материалы для руководителей и преподавателей учреждений системы профессионального образования, представителей общественных организаций, научных работников. Казань, 2013. URL: http : //ippporao .ru/index .php? option=com_content&view=article&id=234:2013-11-11-13-07-25&catid=37: 2012-12-18-12-43-09&Itemid=10 (дата обращения: 10.09.2015).
5. Тюмакова О.Н. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания: метод. разработка, 2015. URL: http://www.metod klastera v tehnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na urokah istorii i obshchestvoznaniya vystuplen ie na kafedre.doc (дата обращения 10.09.2015).
6. Красносельский А.Б. Интенсификация педагогического процесса в творчески развивающих программах дополнительного профессионально-педагогического образования // Научные исследования в образовании. 2009. № 6. С. 30-33.
7. Белова Г.Б. Инновационный проект «Школьный спортивный сертификат» в Пермском крае // Теория и практика физ. культуры. 2009. № 5. С. 46-48.
8. Чиж О.Н., Сапна Н.С. Самостшна робота студенпв у навчальному процес // Новi педагопчш технологи в контекст сучасних концепцш i змюту освгги: зб. статей. Луганськ, 1999. С. 211-243.
Алаев Михаил Владимирович, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,
Титовский Александр Викторович, канд. биол. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,
Лавриненко Вадим Васильевич, канд. пед. наук, начальник кафедры, lavrik.68@,mail.ru, Россия, Москва, Военный институт физической культуры
CLUSTERING METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" AT THE UNIVERSITY
M.V. Alaev, A.V. Titovskiy, V.V. Lavrinenko
The article deals with the methodological orientation of the discipline "Physical culture" in higher education. The attention is focused on detail and methodical tasks by dividing them into separate areas - clusters. The main purpose of the study - methodological justification of the study in the educational process of physical culture of students of all specialties.
Key words: methodological orientation, methodological skill, competence cultural destinations, cluster (cluster method).
Alaev Mikhail Vladimirovich, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Department of physical education of the Plekhanov Russian University оf economics,
Titovskiy Alexander Viktorovich, candidate of biological Sciences, associate professor, A [email protected], Russia, Moscow, Department of physical education of the Plekhanov Russian University оf economics,
Lavrinenko VadimVasilievich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Department of accelerated transportation, ski training and orientation of the Military Institute of physical culture
УДК 796.011.2
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СО СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В. А. Громов, Р.Г. Шайхетдинов, И.В. Тяжельников
Сращивание результатов внедрения педагогических технологий спортизации физического воспитания по дисциплине «Физическая культура» в комплексе с военным обучением дают положительный эффект для повышения профессиональной прикладной подготовленности будущих студентов-офицеров. Организация комплексных занятий и координация влияния форм проведения занятий профессиональной физической подготовки, должны нести черты блочно-модульного построения учебного процесса, освоения материала по физической культуре по интересам, по индивидуальным графикам студентов, по возможности точечного влияния на микроциклы в системе алгоритма взаимодействий субъектов.
Ключевые слова: факультет военного обучения, физическая культура, физическая подготовка, алгоритм взаимодействий.
Высокие результаты военно-профессиональной подготовленности студентов достигаются на военных факультетах, где ведется целенаправленная учебная работа на научной основе. Результаты контрольных занятий последних лет, проведённых с выпускниками факультета военного обучения (ФВО), свидетельствуют о недостаточном