9. Сайкина Е.Г., Пономарёв Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-4. С. 890-894.
Савин Сергей Владимирович, канд. пед. наук, доц., fizzdorovie agmail.com, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет,
Степанова Ольга Николаевна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Московский педагогический государственный университет
FUNCTIONAL FITNESS TRAINING PROGRAMS: CONTENT, CONSTRUCTING,
IMPLEMENTA TION
S. V. Savin, O.N. Stepanova
This article describes the focus and the basic means offunctional fitness training. The article also contains: a basic set of elementary physical exercises, are the basis for constructing of functional fitness programs; examples of typical complexes of physical exercises; algorithm of constructing individual and group programs of functional fitness training; methodical and practical recommendations on the implementation of these programs.
Key words: fitness, functional training, functional training exercise, training program.
Savin Sergey Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, fizzdorovieagmail. com, Russia, Moscow, Russian State Social University,
Stepanova Olga Nikolaevna, doctor of pedagogical Sciences, professor, sport@mpgu. edu, Russia, Moscow, Moscow State Pedagogical University
УДК 796.382
БИЛЬЯРД КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
А.В. Титовский
Разработан и апробирован новый учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» по направлению «Бильярд» на базе ФГБОУ ОВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».
Ключевые слова: образовательный стандарт, учебное направление «Бильярд», двигательная активность студентов.
В экономическом университете двигательная активность студентов имеет ярко выраженную специфику, направленную на профилактику гиподинамии [1]. Наиболее востребованы у студентов стали несколько направлений: фитнес (занятия в тренажерном зале), где целью учебных занятий является развитие кардио-сосудистой системы, коррекция телосложения и веса, развитие мышечной системы, а так же силовых физических качеств [7]; танцевальный зал, где основой является аэробика, и
системы организма развиваются через танцевальные движения с музыкальным сопровождением; бойцовский зал, где на учебных занятиях студенты знакомятся с видами борьбы и овладевают приемами защиты; зал общей физической подготовки, где учебные занятия выстроены с учетом развития у студентов всего спектра основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости и др.), бассейн, где на учебных занятиях студенты получают возможность научиться держаться на воде или плавать разными стилями; и наконец, бильярдный зал, где в учебном процессе студенты осваивают технику выполнения ударов, получают общее представление об игре, повышают уровень общекультурного развития [4].
Утверждение в 2015 году нового ФГОС ВО по Физической культуре открыло возможности для реализации новых направлений, программ и видов спорта соответствующих концепции и стратегии развития специализированных организаций высшего образования (ОВО). Благодаря новым регламентам в рамках вариативной части программы элективная (по выбору) физическая культура, нами разработан, апробирован и активно используется новый учебно-методический Комплекс для занятий студентов в бильярдном зале. Комплекс построен с учетом пошагового изучения технических элементов как отдельных компонентов, складывающихся, по окончании освоения, в целостное представление об игре на бильярде. Упражнения комплекса выстроены в порядке последовательного усложнения технических элементов.
Бильярд решает оздоровительную [1], игровую, развивающую, интеллектуальную и психологическую направленность физического воспитания студентов всех специальностей, развивая у них физические и психофизические качества [3].
В соответствие с новыми образовательными стандартами преподавателям физического воспитания предлагается внедрять в учебную деятельность по дисциплине физическая культура инновационные технологии.
Для студентов ОВО, в составе которых нет спортивной специализации или факультетов физической культуры в учебных планах необходимо предусматривать постепенное по интенсивности и объему освоение физических нагрузок c широким спектром направлений и видов спорта, таких как направление «Бильярд».
Курс «Бильярда» является одним из нескольких, входящих в состав базовой части учебного плана Б1 (400 ч), где предусмотрены 72 часа на дисциплину «Физическая культура» и 328 на дисциплину «Физическая культура и спорт». Раздел «Бильярд» рассчитан на 110 часов теоретического и практического усвоения материала, которые студенты проходят в течение учебного года.
Кроме того, раздел «Бильярд» может решать и более глобальные
задачи. Стратегией развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года одним из самых амбициозных и заметных целевых ориентиров определена доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов. К 2020 году указанный целевой ориентир должен достигнуть 80 % для всех организаций высшего образования, такие количественные критерии, обозначены Министерством образования и науки [3].
К реализации указанных ориентиров привлечены кафедры физического воспитания, которые осуществляют ФГОС по дисциплине «Физическая культура» и Спартакиаду ОВО. Однако, по данным Росстата РФ, около 60 % студентов имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья [6], что создает определенные проблемы с выбором спортивных дисциплин и специализаций. Для этой категории студентов, мы предлагаем реализовать на практике, хорошо отработанную модель привлечения студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом через учебные занятия и регулярные спортивные соревнования направления «Бильярд».
По итогам освоения курса студенты приобретают ряд общекультурных компетенций (ОК) по физической культуре в рамках которых студент должен:
1) знать:
• правила техники безопасности при индивидуальных и групповых занятиях в бильярдном зале (форма одежды и обуви, количество занимающихся на рабочем столе, правила расстановки занимающихся за столом для освоения техники ударов);
• правила пользования оборудованием и инвентарем бильярдного зала (бильярдные столы их размеры, ширина луз и сукно, киевницы и расположение в них шаров, кии, машинки, треугольники для установки пирамиды, мелки и правила их использования);
• упражнения для формирования стойки бильярдиста, укрепления определенных мышечных групп и коррекции осанки средствами бильярда, средства профилактики малоподвижного образа жизни;
• особенности самостоятельного выполнения упражнений и упражнений в парах;
• основы и особенности базовых упражнений оздоровительной физической культуры и ее направления бильярда;
• влияние физических нагрузок в бильярдном зале на функциональное состояние организма занимающегося;
• основные принципы и задачи самостоятельной подготовки бильярдиста, самоорганизации, выбор самостоятельной траектории успеваемости;
• средства и методы самоконтроля и самообразования;
• энергозатраты при самостоятельных занятиях оздоровительной физической культурой на бильярде, средства повышения общей физической подготовленности;
• значение физической культуры в бильярдном зале для обеспечения оптимального уровня артериального давления, коррекции телосложения, развития деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обменных процессов и других.
2) уметь:
• применять на практике в игровых условиях знания и навыки, приобретенные по мере усвоения курса бильярда;
• эффективно использовать физические упражнения, комплексы программных упражнений, комплексы оздоровительной направленности в сохранении уровня физического здоровья и физической подготовленности;
• составлять комплексы упражнений для дальнейшего повышения уровня освоения умений и навыков в бильярде;
• воспроизводить базовые упражнения комплекса курса по бильярду и использовать в своей социальной и профессиональной деятельности;
• использовать средства самоконтроля для сохранения и повышения спортивного мастерства в бильярде, вести дневник самостоятельных занятий;
• использовать информацию о функциональных особенностях организма и психоэмоциональном состоянии для грамотного построения самостоятельных занятий физической культурой на бильярде.
3) владеть:
• терминологией бильярда и элементами бильярдной техники;
• особенностями организации индивидуальных, парных и групповых занятий;
• оборудованием и инвентарем бильярдного зала для организации самостоятельных занятий;
• основными правилами игры на бильярде.
Курс бильярда в физическом воспитании студентов представляет собой новое, уникальное направление физического воспитания в экономическом университете, которое привлекает к занятиям все большее количество заинтересованных студентов. Это обусловлено несколькими позитивными моментами:
• упражнения в бильярдном зале являются посильными для любого контингента занимающихся студентов;
• занятия можно проводить без предварительного разделения на специальные медицинские группы;
• во время занятия происходит переключение интеллектуальных видов деятельности;
• нормативы для выполнения упражнений можно унифицировать для юношей и девушек;
• статистические данные результатов тестирования не позволяют найти значимых различий между занимающимися, несмотря на пол и медицинскую группу, что создает дополнительные мотивационные аспекты для студентов с ослабленным здоровьем;
• курс бильярда предполагает как индивидуальные, так и групповые занятия;
• по окончании курса, занимающийся усвоит необходимые понятия, знания и навыки игры на бильярде.
Несмотря на это, в дальнейшем предполагается более подробно изучить уровень различий в освоении программы курса между юношами и девушками, остается необходимость разработки дифференцированных программ для юношей и девушек, с учетом уровня подготовленности студентов, наличия отклонений в состоянии здоровья, содержания контрольных нормативов по общей физической подготовленности, а также оснащенности зала. Поскольку занятия проводятся в рамках физической культуры, студенты должны на основе тестов, как оценочных средств общей физической подготовленности, видеть прогресс в развитии своих функциональных показателей.
Цель занятий курсом бильярда в рамках физической культуры: сохранение и повышение уровня своей физической подготовленности, работоспособности, а так же укрепление здоровья для дальнейшей социальной и профессиональной деятельности. Для достижения цели важно решить следующие задачи:
1. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, приобщение к систематическим занятиям в бильярдном зале, самоорганизация и самообразование студентов.
2. Развитие основных физических качеств, сохранение или повышение физической подготовленности.
3. Обучение структуре занятий, базовым принципам и последовательности освоения упражнений курса бильярда.
4. Повышение общей адаптации организма к физическим нагрузкам, улучшение работы кардиореспираторной системы, а также обменных процессов.
В условиях динамичного роста знаний, а вместе с ними и усиления гиподинамии в современном обществе идет поиск инновационных технологий образования и оздоровления студентов, в том числе по физической культуре. Одной их наиболее востребованных современным обществом является технология здоровьесбережения, ориентированная на личностно-центрированный характер образования и формирование осознанного здорового образа жизни. По итогам образовательной
деятельности у студентов должны быть сформированы общекультурные компетенции, позволяющие уметь самостоятельно оптимизировать, обеспечивать и развивать социальную и профессиональную деятельность.
В результате освоения дисциплины «Физическая культура» по направлению «Бильярд» у студентов должны быть сформированы следующие компетенции ФГОС 3+:
1. ОК - способность к самоорганизации и самообразованию.
2. ОК - способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Особенностью курса «Бильярд» является формирование личностных компетенций для индивидуализации средств и методов физической культуры в социальной жизнедеятельности студентов.
Список литературы
1. Алаев М.В., Титовский А.В., Лавриненко В.В. Кластеризация методических задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем образовании // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула, 2015. С. 3-10.
2. Михальченко Е.Г., Кондратьев П.А. Бильярд как средство профилактики нарушений зрения в рамках физического воспитания студентов // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 1 (8). С. 155-158.
3. Практикум по проведению занятий по дисциплине «Физическая культура в бильярдном зале» / Титовский А.В. [и др.]. М., 2014. С. 28.
4. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 30-31.
5. Титовский А.В., Мамонова О.В. Бильярд в физическом воспитании студентов-экономистов // Известия ТулГУ. Физическая культура и спорт. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 59-65.
6. Физическое воспитание как основа развития, совершенствования и гармонизации человека в условиях технического прогресса / С.Ю. Витько [и др.] // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 1 (7). С. 103-106.
7. Формирование соревновательных компетенций у студентов в процессе организации бильярдных турниров / А.В. Титовский [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 39-41.
Титовский Александр Викторович, канд. биол. наук, доц., A [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
BILLIARDS AS AN INNOVATIVE DIRECTION OF EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"
A.V. Titovskiy
Developed and tested new educational-methodical complex of the discipline "Physical culture" in "Billiards" on the basis of OVO "REUthem. G. V. Plekhanov".
Key words: educational standard, educational direction "Billiards", physical activity of students.
Titovskiy Alexander Viktorovich, candidate of biological Sciences, associate professor, A VTitovskiy@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov
УДК 796.011
ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИТНЕС В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Т.Н. Шутова
Представлена модель интеграции традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов экономического вуза, модель позволяет объединять целевые установки, применяемые средства физического воспитания в повышении физической подготовленности, развитии индивидуально-ориентированного подхода и формировании фитнес-культуры, коррекции телосложения, подготовки к повседневной жизнедеятельности. В рамках исследования проведен педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность модели в течение одного учебного года на примере студентов первого курса.
Ключевые слова: студенты, дисциплина физическая культура, фитнес, интеграция, физическая подготовленность.
Одной из приоритетных задач физического воспитания в вузе является сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование ценности здорового образа жизни, мотивации к занятиям физической культурой. Однако необходима модернизация, осмысление компонентов, содержания, ценностных ориентиров, направленности, задач, форм, методов физического воспитания, педагогических технологий, способных гарантировать соматическое воспитание в виде улучшения функционального состояния, физической подготовленности и формирования ценностного отношения студентов к своему телу [2-4].
Вместе с тем возникает проблема интеграции традиционных видов спорта и инновационных средств фитнеса. С одной стороны, должны решаться задачи совершенствования знаний, двигательных навыков и умений в базовых видах спорта - развития физической подготовленности и