Научная статья на тему 'Адаптационный период первоклассников'

Адаптационный период первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1645
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / ADAPTATION PERIOD / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сонина Ольга Николаевна

В статье рассмотрена проблема периода адаптации первоклассника к школе. Проанализированы важные моменты процесса адаптации, главные изменения в жизни ребёнка с момента поступления в школу. Даётся определение адаптации и психолого-педагогического сопровождения ребёнка в адаптационный период. В статье затрагивается тема осуществления эффективного процесса адаптации первоклассника. Выявлена и обоснована необходимость в сопровождающей работе учителя начальных классов на создание благоприятных социально-психологических условий успешного обучения ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационный период первоклассников»

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОКЛАССНИКОВ Сонина О.Н. Email: [email protected]

Сонина Ольга Николаевна - заместитель директора, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, Никитинская средняя школа, с. Никитино, Починковский район, Нижегородская область

Аннотация: в статье рассмотрена проблема периода адаптации первоклассника к школе. Проанализированы важные моменты процесса адаптации, главные изменения в жизни ребёнка с момента поступления в школу. Даётся определение адаптации и психолого-педагогического сопровождения ребёнка в адаптационный период. В статье затрагивается тема осуществления эффективного процесса адаптации первоклассника. Выявлена и обоснована необходимость в сопровождающей работе учителя начальных классов на создание благоприятных социально-психологических условий успешного обучения ребенка.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный период, дезадаптация, психолого-педагогическое сопровождение.

ADAPTATION PERIOD OF FIRST GRADERS Sonina O.N.

Sonina Olga Nikolaevna - Deputy Director, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION NIKITINSKOY OF HIGH SCHOOL, VILLAGE OFNIKITINO, POCHINKOVSKYDISTRICT, NIZHNIYNOVGOROD REGION

Abstract: in the article it is considered the problem of the adaptation period of a first grader to school. There are analyzed the important points of process of adaptation, the main changes in a child's life from the moment of receipt to school. Also there is given the definition of psychology and pedagogical escort of a child during the adaptation period. In the article it is touched the subject of implementation of effective process of adaptation of a first grader. It is revealed and proved the need for the accompanying work of an elementary school teacher on creation offavorable social and psychological conditions for successful training of a child.

Keywords: adaptation, adaptation period, disadaptation, psychology and pedagogical maintenance.

УДК 373.31

Важным моментом в жизни первоклассников является поступление ребёнка в школу. Он перестраивает весь образ жизни и деятельность малышей. Наиболее важное изменение в их жизни составляет изменение самой важной формы деятельности. Игра меняется на новый главный и важный для малышей вид деятельности - обучение.

В школе первоклассников ждет новая по значению социальная организаторская среда. Новый, сложный и ответственный режим дня, новые взрослые (педагоги). Это главное, но не все изменения в жизни маленьких школьников, вызывающие потребность активизации адаптационных ресурсов обучающихся начальной школы, перестройки всего ежедневного жизненного ритма. Самая важная проблема переходного периода от дошкольника к школьнику. В связи с этим актуализация адаптационной проблемы первоклассников к школе, это и есть проблема освоения нового социального пространства и развития новой гражданственной позиции первоклассника.

Адаптация - процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к

структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. (М.Р. Битянова, Н.Ю. Синягина, М.В Максимова) [2].

Проблема адаптации у детей первого класса к обучению, является очень важной не только для педагогики образования, но и для психологии. Ведь от того, как пройдет социально-педагогическое приспособление первоклассника к учебному процессу, насколько успешно пройдет первый год обучения, и будет зависеть успешность взаимоотношения, как с педагогами, так и со сверстниками. Но главное способность личностного и социального развития [1].

Образовательное учреждение и малыши, поступившие в первый класс, взаимно адаптируются друг с другом.

Первый год обучения решает порой всю дальнейшую школьную жизнь ребенка, в этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Поэтому важно знать индивидуальные особенности малыша.

Систематически увеличивается количество первоклассников с низкой адаптированностью. Переступая порог школы, ребёнок попадает в новую социальную среду, где дети волнуются и переживают. Родители, учитель начальных классов серьёзным образом заинтересованы в том, чтобы младшие школьники скорее и благополучнее влились в школьную жизнь. От успешности периода адаптации при поступлении ребёнка в образовательную организацию в огромной степени зависит дальнейшая успешность социальной деятельности ребенка. Дезадаптированность школьника приведёт к снижению во-первых, учебную мотивацию, во-вторых, деформацию межличностных отношений, в-третьих, развитие невротических состояний, в-четвёртых, формирование девиантного поведения.

Школьная дезадаптация — это появление неадекватных приспособлений ребёнка к школе в проявлении нежелание учиться и нарушений поведения, конфликтных позиций, завышенного уровня тревожности, изменение в развитии личности. Под «школьной дезадаптацией» в самом широком смысле можно понимать «несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях невозможным» [4].

По мнению М.М. Семаго, опасность дезадаптации есть всегда, когда первоклассник работает на гране своих психических и физиологических возможностей. Можно наблюдать различные формы проявления школьной дезадаптации: поведенческая (поступок ребёнка отличается от нормативных требований образовательного учреждения) и учебная (испытывает сложности в усвоении учебного материала). Различными авторами установлены некоторые причины, которые в большинстве случаев приводят к школьной дезадаптации: - социально-психологическая запущенность; не на должном уровне развито произвольные компоненты; - не достаточно развита речь; - нестабильность психических процессов; эмоционально-личностные проблемы, в том числе коммуникативные [3].

По мнению Р.В. Овчаровой, основная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Другая причина в том, что трудности в поведении и учёбе осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребёнку и его учёбе в семье [4].

Успешность адаптации первоклассника к школе есть достижение определенного уровня развития не только в физиологическом, интеллектуальном, эмоциональном, но и в социальном отношении.

Чтобы осуществление гармоничного и эффективного процесса адаптации первоклассника к школе не был травмирующим, важно организовывать психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника в адаптационный период.

Психологическое сопровождение это и есть профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.

Субъектами психологического и педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся являются не только психологи, учителя начальных классов, воспитатели, родители и родственники ученика, но и сами первоклассники. Они обладают своим незначительный опытом обучения, взаимодействия со взрослыми, другими одноклассниками. У каждого свой индивидуальный характер личностного развития. Особенности конкретного индивидуума влияют на содержание и формы работы [1].

Сопровождающая работа учителя начальных классов должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий успешного обучения ребенка, его психологического и социального развития. В частности, психолог, который сопровождает ребенка, в процессе всего школьного обучения обязан, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные внутренние резервы для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности [5].

Создание специальных условий для оказания помощи детям, которые имеют проблемы в психологическом развитии и обучении это главная задача окружающих младшего школьника. Данное направление ориентировано на тех детей, у которых обнаружены определенные сложности с усвоением учебного материала, традиционных форм поведения, в общении со взрослыми и ровесниками. Для оказания помощи таким детям должна быть продумана целая система способов, конкретных мероприятий, которые позволяют преодолеть или уравновесить возникшие проблемы [2].

Таким образом, существует проблема недостаточной разработанности программ психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников, которые реализуют требования ФГОС НОО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) и основные его идеи.

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в адаптационный период это целостная системно-организаторская деятельность, в процессе которой создаются как социально-педагогические, так и педагогические условия для психологического развития, успешного обучения первоклассников и каждого обучающегося в социальной среде [6].

Это «метод, обеспечивающий создание условий для принятия школьником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения» (С. Новикова).

Список литературы /References

1 Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе. Издательство «Пеленг». Томск, 2011.

2 Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. Владос, 2012.

3 Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения.: Народное образование, 2013. № 1. С. 111.

4 Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. С. 240.

5 Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.

6 Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. С. 43.

7 Матвеева О.А., Львова Е.А. Помощь в адаптации к средней школе. // Психологическая наука и образование, 2013. № 3. С. 57-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.