Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации'

Формирование у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
752
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УРОВНИ АДАПТАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / УЧИТЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна, Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна

Цель. Выявление и обоснование организационно-педагогических условий для эффективной организации системы социальной адаптации младших школьников. Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта. Результат. Описаны организационно-педагогические условия младшего школьного возраста в период интенсивного развития и качественного преобразования личности. Вывод. Выявленные организационно-педагогические условия позволяют рассматривать мотивацию учебной деятельности в качестве средств социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна, Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации»

Психолого-педагогические науки ••• 1

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Педагогические науки / Pedagogical Science

Оригинальная статья / Original Article

УДК 37.018.2

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-87-92

Формирование у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации

© 2018 Рамазанова Э. А., Абдулатипова Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявление и обоснование организационно-педагогических условий для эффективной организации системы социальной адаптации младших школьников. Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта. Результат. Описаны организационно-педагогические условия младшего школьного возраста в период интенсивного развития и качественного преобразования личности. Вывод. Выявленные организационно-педагогические условия позволяют рассматривать мотивацию учебной деятельности в качестве средств социальной адаптации.

Ключевые слова: адаптация к школе, социальная адаптация, мотивация учебной деятельности, младший школьный возраст, уровни адаптации, познавательные процессы, учитель, личность.

Формат цитирования: Рамазанова Э. А., Абдулатипова Э. А. Формирование у младших школьников позитивной мотивации к учебной деятельности как условие социальной адаптации // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 87-92. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-87-92

Younger Schoolchildren's Formation of Positive Motivation to Learning Activities as Condition of Social Adaptation

© 2018 Elmira A. Ramazanova, Elmira A. Abdulatipova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. Identification and substantiation of organizational and pedagogical conditions for effective organization of the system of younger schoolchildren's social adaptation. Methods. Analysis of theoretical, pedagogical and methodological literature, generalization of experience. Result. The organizational and pedagogical conditions of the younger school age are described in the period of intensive development and qualitative transformation of the personality. Conclusion. The identified organizational and pedagogical conditions contribute to consider the motivation of educational activity as a means of social adaptation.

Keywords: adaptation to school, social adaptation, motivation of learning activity, primary school age, levels of adaptation, cognitive processes, teacher, personality.

For citation: Ramazanova E. A., Abdulatipova E. A. Younger Schoolchildren's Formation of Positive Motivation to Learning Activities as Condition of Social Adaptation.iDagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 87-92. DOI: 10.31161/19950659-2018-12-2-87-92 (In Russian)

Введение

В последние годы в естественнонаучной, социологической, психолого-педагогической

литературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации ребенка. В основном, это понятие отражает отдельные стороны взаимодействия социальных систем с окружающей их средой. В соответствии с этим требуется комплексный подход в решении как теоретических, так и практических аспектов анализируемой проблемы. В настоящее время проблема социальной адаптации усиливает свою актуальность, ее изучение становится разносторонним, устанавливаются взаимосвязи, взаимозависимости с другими процессами.

Цель статьи заключается в изучении социальной адаптации младших школьников как средства позитивной мотивации учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи

До настоящего времени однозначного, четкого определения понятия «социальная адаптация», в котором учитывались бы различные стороны этого противоречивого процесса, не существовало. Термин адаптация рассматривают с биологической и социальной позиций. В первом случае адаптацию понимают как свойство, изначально присущее всему живому, во втором - в системе отношений «личность -социальная среда» [12].

Множественность подходов к изучению такого феномена как социальная адаптация приводит к тому, что ученые дают различные сущностные характеристики социальной адаптации. Остановимся на точке зрения И. Ю. Резвановой, которая под социальной адаптацией понимает исторически обусловленный процесс и результат приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер [4].

В своей структуре процесс социальной адаптации имеет цель, специфические особенности, свойства, типы, уровни. Анализ психолого-педагогической литературы

позволил выделить педагогические условия эффективности социальной адаптации. Одним из условий социальной адаптации личности ребенка, является включение в деятельность, направленную на обучение и сохранение здоровья, правильное отношение к миру, окружающим людям, умение устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой.

Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь. Таким образом, успешность формирования мотивации учебной деятельности обусловливает успешность социальной адаптации, в целом. Образовательный процесс при этом по своей сущности характеризуется как развивающееся на содержательной основе, с использованием разнообразных средств, взаимодействие всех его участников, направленное на достижение психофизического, умственного,

нравственного развития учащихся, что также должно способствовать успешной социальной адаптации.

Основополагающее значение имеет социальная адаптация младших школьников, поскольку именно в этом возрасте ребенок приобретает первый серьезный опыт социальных отношений учебного сотрудничества и взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми [1]. В этот период закладывается база его будущей успешной интеграции в общество, самореализации, создаются условия освоения новых социальных ролей. Следовательно, от того насколько успешно пройдет период социальной адаптации младших школьников зависит его уровень обучения, а в последующем и весь жизненный успех личности.

Следуя принципу непрерывности «образование через всю жизнь», подтверждаем, что младший школьный возраст закладывает основы мотивации учебной деятельности, взаимообусловливает процессы социальной адаптации, познавательные процессы и др., способствующие формированию

всесторонне развитой личности готовой вступать во взрослую жизнь.

На протяжении этого возрастного периода происходит множество изменений, особенно в развитии психических функций и социальной компетенции. Э. Эриксон назвал соответствующую этому возрасту стадию психосоциального развития личности стадией инициативы и чувства вины, поскольку именно в это время у ребенка наиболее интенсивно развивается способность к овладению окружающей его средой.

Новообразования возникают во всех сферах психического развития:

преобразуется интеллект, личность, социальные отношения [11].

Отметим, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования

познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

Также отметим, что младший школьный возраст - это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил поведения. Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от 1 до 4 класса, становятся более четкими, определенными. Дети 7-8 лет совершают положительные поступки, чаше всего, следуя прямым указаниям старших, т. к. они хотят прилагать все усилия, чтобы быть хорошими. Развитию положительных нравственных качеств способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, а главное - огромный авторитет, которым пользуется учитель. Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, способность глубоко мыслить и сильно переживать превалирует над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили и реальная оценка его в школе, которая складывается с другими детьми, резко не совпадает. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает

дополнительную нагрузку на психику ребенка [5; 6].

Успешность социальной адаптации личности зависит от жизненных целей, ценностных ориентаций, поведенческой реализации и социальной среды. Так жизненные цели и ценностные ориентации закладываются главным образом в семейном воспитании, а их поведенческая реализация происходит в социальной среде, образуемой школой. Проблемы социальной адаптации школьников обусловлены противоречиями между заложенными в семье ценностными ориентациями, требованиями социальной среды в школе и вне школы.

В качестве силы, компенсирующей или смягчающей у ребенка напряжение в связи с влиянием социума, выступает семья. В семье ребенок, прежде всего, получает признание своего "Я", находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями. Иными словами, первичные образцы родительского отношения, отношения со значимым взрослым - учителем, трансформируются в структуру

самоотношения и оказывают определяющее влияние на поведение ребенка. Благоприятные отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, актуальный семейный климат считаются едва ли не главной, а то и единственной предпосылкой положительного формирования школьной адаптированности.

Сферы школьной и домашней жизни тесно переплетаются. Проблемы в школе могут создать неприятности дома, и наоборот. Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен беспокойству, страху, отчаянию. Чтобы почувствовать уверенность в себе, он должен заслужить одобрение, похвалу учителей, родителей, ощутить их эмоциональную поддержку.

При изучении социальной адаптации к школьным условиям и требованиям большое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных проявлений.

Сформированность социально адекватных способов реализации эмоциональных состояний - один из критериев социально-психологической адаптации.

Одним из элементов социальной адаптации младших школьников является

адаптация к школе. Адаптация к школе -довольно длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Выделяются три основных этапа физиологической адаптации.

Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели.

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет».

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Адаптация к школе по исследованиям А. Л. Венгер имеет три уровня:

- высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе: требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и плотно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

- средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно: усваивает основное содержание учебных программ: самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

- низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье. У него доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. А также первоклассник при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [3].

Адаптация к школе представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Её результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей

успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушения в учебе и поведении, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

В соответствии с вышесказанными факторами успешной социальной адаптации, наряду с семейным социумом, выступают взаимоотношения между детьми в классе, на что указывают исследования, проведенные Т. А. Репиной, Я. Л. Коломинским. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребенка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребенка, но, если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в целом в обществе [8]. Факторами успешной социальной адаптации также

выступают взаимоотношения с педагогами, предшествующий опыт детей.

Дети, которые имеют опыт общения с окружающими взрослыми и сверстниками, адаптируются быстрее. Кроме того, на характер адаптации влияет уровень физического, психического развития ребенка, состояние здоровья адаптантов, индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности. Чем выше уровень развития познавательных процессов, способности к общению, тем быстрее ребенок адаптируется в новой среде. Социальная адаптация детей младшего школьного возраста - это активный процесс усвоения ребенком социального опыта в процессе деятельности и общения [1].

Обобщая вышесказанное можно охарактеризовать социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные

1. Аксарина Н. М., Голубева Л. Г. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение. М. : ЦОЛИУВ. 1974. 39 с.

2. Ватутина Н. Д. Педагогические условия адаптации детей 3 года жизни к системе общественного воспитания. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М.,1979. 19 с.

3. Венгер А. Л. Психологическая готовность к школе // Вопросы психологии. 1984. № 4. C. 24-33.

4. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. Социальная адаптация старших школьников в условиях инновационного дошкольного учреждения. Ставрополь: СКИПКРО, 2003. 111 с.

5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб. : Питер, 2006. 208 с.

6. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. М. : Академия, 2007. 480 с.

1. Aksarina N. M, Golubeva L. G. Kharakter adaptatsii preobrazuyushchiy detey rannego druge vozrasta pri vo postuplenii v detskoye regulyatsii uchrezhdeniye [The nature of adaptation of children of tender age when they enter a children's institution]. Moscow, TSOLIUV Publ., 1974. 39 p. (In Russian)

2. Vatutina N. D. Pedagogicheskiye usloviya adaptatsii detey 3 goda zhizni k sisteme obshchestvennogo vospitaniya [Pedagogical conditions for the adaptation of 3 years children to

социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Выводы

Социальная адаптация в младшем школьном возрасте является одним из важнейших процессов формирования личности. Успешная социальная адаптация младших школьников требует организации педагогического коллектива, учета возрастных, психолого-педагогических

особенностей детей, организации положительного эмоционального общения в классе, осуществление индивидуального подхода, создание развивающей среды, отвечающей потребностям ребенка, насыщение образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения ребенка в различных ситуациях.

7. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. М., 2000. 240 с.

8. Коломинский Я. П., Панько Е. В. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1992. 184 с.

9. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 42-47.

10. Моргун В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 13-24.

11. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Фулекс, 2000. 544 с.

12. Штарке К. Студенты. Становление личности. М., 1982. 246 с.

the system of public education]. Extended Abstract of Pedagogy Diss. Moscow, 1979. 19 p. (In Russian)

3. Venger A. L. Psychological readiness for school. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology]. 1984. No. 4. Pp. 24-33. (In Russian)

4. Gurov V. N, Rezvanova I. Yu. Sotsial'naya adaptatsiya starshikh Shkolnikov v usloviyakh innovatsionnogo doshkol'nogo uchrezhdeniya [Social adaptation of senior schoolchildren in the conditions

Литература

References

of innovative preschool institution]. Stavropol, SRIATDE Publ., 2003. 111 p. (In Russian)

5. Gutkina N. I. Psikhologicheskaya gotovnost' kshkole [Psychological readiness for school]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2006. 208 p. (In Russian)

6. Davydov V. V. Uchebnaya deyatel'nost': sostoyaniye i problemy issledovaniya [Educational activities: the state and problems of research]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 480 p. (In Russian)

7. Ermakov V. P, Yakunin G. A. Osnovy tiflopedagogiki [Fundamentals of typhlopedagogy]. Moscow, 2000. 240 p. (In Russian)

8. Kolominsky Ya. P., Panko E. V. Uchitelyu o psikhologii detey shestiletnego vozrasta [About the psychology of children of six for the teacher]. Moscow, 1992. 184 p. (In Russian)

9. Milman V. E. Internal and external motivation of learning activity. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology]. 2007. No. 5. Pp. 42-47. (In Russian)

10. Morgun V. F. Psychological problems of motivation of learning. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology]. 2006. No. 6. Pp. 13-24. (In Russian)

11. Stolyarenko L. D. Pedagogicheskaya psikhologiya. Seriya «Uchebniki i uchebnyye posobiya» [Pedagogical Psychology. Series "Textbooks and teaching aids"]. Rostov-on-Don, Fuleks, 2000. 544 p. (In Russian)

12. Shtarke K. Studenty. Stanovleniye lichnosti [Students. Formation of personality]. Moscow, 1982. 246 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Рамазанова Эльмира Алиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования (ПТДДО), факультет дошкольного образования (ФДО), Дагестанский государственный

педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Абдулатипова Эльмира

Абдулатиповна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования (ППНО), факультет начальных классов (ФНК), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 24.04.2018 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Elmira A. Ramazanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education (PTPAE), the faculty of Preschool Education (PE), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elmira A. Abdulatipova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education (PPPE), the faculty of Primary Grades (PG), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 24.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.