АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.03 Б01: 10.31675/1607-1859-2019-21-2-9-23
Н.У. БАБИНОВИЧ, Е.В. СИТНИКОВА,
Томский государственный архитектурно-строительный университет
КЛАССИЦИЗМ В ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ И СИБИРИ
Рассматриваются общие тенденции развития классицизма в архитектуре городов европейской части России и Сибири. Изучены предпосылки развития классицизма, на конкретных примерах рассмотрены основные характеристики стиля. Актуальность исследования обусловлена проблемами сохранения исторической застройки в стиле классицизм в городах Сибири. Обладающая строгими лаконичными формами архитектура классицизма, преимущественно деревянная, получившая широкое распространение в XIX в., долгое время признавалась фоновой застройкой и более всего была подвержена уничтожению в советский период. В настоящее время эти объекты стали редкими образцами, несущими информацию о целой архитектурной эпохе. Несмотря на широкий круг авторов, занимавшихся изучением архитектуры классицизма в городах России, классицистическая архитектура сибирских городов, в частности г. Томска, изучена недостаточно.
Цель статьи - проанализировать становление классицизма в столичных городах России и его распространение в Сибири. В статье применены методы сравнительного и ар-хитектуроведческого анализа. На конкретных примерах рассмотрено, как в городах России, и в частности губернском городе Томске, активно проектировали и строили по «Высочайше утверждённым проектам» общественные здания.
Новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа застройки периода классицизма в городах Сибири, выявлении целостности классицистических ансамблей и степени сохранности застройки этого периода.
В результате исследования установлено, что классицизм, пройдя основные этапы своего формирования, в первой половине XIX в. стал общегосударственным стилем. Применение «образцовых» проектов позволяло в сжатые сроки проводить в широких масштабах экономичную и технически грамотную застройку, что способствовало созданию стилевой целостности русских городов. В связи с массовыми утратами застройки периода классицизма, отражающей экономику и культуру целой эпохи, сохранившиеся здания этого периода представляют особую ценность и требуют изучения, фиксации и сохранения.
Ключевые слова: архитектурный стиль; классицизм; регулярная планировка; образцовое строительство; архитектурный облик; Россия; Сибирь.
Для цитирования: Бабинович Н.У., Ситникова Е.В. Классицизм в застройке городов европейской части России и Сибири // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 22. № 2. С. 9-23. Б01: 10.31675/1607-1859-2019-21-2-9-23
© Бабинович Н.У., Ситникова Е.В., 2019
N. U. BABINOVICH, E.V. SITNIKOVA,
Tomsk State University of Architecture and Building
CLASSICISM IN HOUSING DEVELOPMENT IN EUROPEAN RUSSIA AND SIBERIA
The article discusses the general trends in the development of classicism in the architecture of Russia and Siberia. Prerequisites for this development are studied and the examples of famous architectural monuments and the main styles are given. The relevance of this study is conditioned by the problems of preserving historic buildings in Russia and the loss of valuable building elements. Classical architecture is characterized by strict forms widely adopted in the 19th century. For a long time, it was recognized as a background housing and was destructed in the Soviet period. At present, these objects are rare and carry information about the architectural era. Although many authors study the classicism in Russia, it is not yet completely studied, in particular, in Tomsk-city.
The purpose of the article is to study the classicism stages in Russia and development in Tomsk. The article uses the methods of comparative and architectural analyses. It is shown how the main public buildings are designed and built in Russia and Tomsk, in particular, in accordance with the approved projects.
It is shown that classicism developed in several stages and by the middle of the 19th century became the national style. A need to build state-owned buildings in the provincial cities, the emergence of new types of buildings, such as magistrates, offices, banks, exchanges modified the architectural and artistic direction.
Standard projects allow developing the efficient and technically competent housing in a short time, which contribute to the stylistic integrity of the Russian cities. Due to the significant loss of buildings of the classicism period, the existing buildings are the most ancient and valuable objects that require studying and preservation.
Keywords: architectural style; classicism; regular planning; classic construction; architectural style; Russia; Siberia.
For citation: Babinovich N.U., Sitnikova E.V. Klassitsizm v zastroyke gorodov Rossii i Sibiri [Classicism in housing development in European Russia and Siberia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 22. No. 2. Pp. 9-23. DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-2-9-23
Становление классицизма в европейской архитектуре XVIII в. во многом было связано с прогрессом в изучении античности. По взглядам немецкого историка И.И. Винкельмана, произведения классического античного искусства отвечали всем требованиям «прекрасного»: верность пропорций, простота, спокойное величие и гармония. Античность, как воплощение эстетических идеалов, стала занимать важное место в жизни общества. На протяжении всей истории западный мир всегда возвращался к первым великим цивилизациям. Средневековый романский период характеризовался римской аркой, Ренессанс был возрождением классицизма, а неоклассицизм отмечал рационализм эпохи Просвещения [9].
Художники и архитекторы XVIII в. искали новый стиль, не связанный с церковью. Они вернулись к древним, дохристианским, цивилизациям Греции и Рима и сформировали архитектуру, основанную на порядке, равновесии и гармонии, известную сегодня на Западе как неоклассическая архитектура.
Западные исследователи архитектуры часто называют классицизм, который процветал в период 1750-1830 гг., неоклассицизмом. Это направление
в искусстве, исторических традициях или эстетических установках основано на древнем искусстве Греции и Рима. Британский историк архитектуры Дэвид Джон Уоткин считал, что в контексте традиции классицизм относится либо к искусству, произведенному в древности, либо к более позднему искусству, вдохновленному искусством античности, тогда как неоклассицизм всегда относится к искусству, произведенному позже, но вдохновленному античностью. Таким образом, термины «классицизм» и «неоклассицизм» часто используются взаимозаменяемо. Когда классицизм применяется для обозначения эстетической позиции, он использует те характеристики, которые обычно ассоциируются с искусством античности: гармонию, ясность, сдержанность, универсальность и идеализм [9].
Неоклассическая архитектура была возрождением классической архитектуры, которая началась в середине XVIII в. в Италии, затем особенно активно стала развиваться во Франции как реакция на архитектурные стили рококо и барокко [10].
Появился интерес к классическому спокойствию и археологически правильным формам, который проявился в XVIII в. во всех видах искусства. Особенно заметно это стало в 1750-е гг. Центром международного неоклассицизма был Рим как место сбора талантливых молодых художников со всей Европы начиная с 1740-х гг. Практически каждый видный деятель искусства того периода прошел через этот город. В 1740 г. - Д.Б. Пиранези, в 1741 г. -А.Р. Менгс, в 1754 г. - Роберт Адам, в 1755 г. - И.И. Винкельман, в 1755 г. -французский художник Жак-Луи Давид, в 1779 г. - итальянский скульптор Антонио Канова и др.
Центром деятельности стала Французская академия, где желанные лауреаты академии Prix de Rome отправились изучать памятники не понаслышке и познакомиться с художественной жизнью итальянской столицы. Проекты, произведенные французскими победителями Prix de Rome, характеризуются величием масштаба, строгой геометрической организацией, простотой геометрических форм. Авторы использовали греческие или римские детали, колонны, особенно для разделения внутренних пространств и создания городских пейзажей. Предпочтение отдавалось глухим поверхностям с контрастным сочетанием объемов и текстур. Те же качества характеризуют неоклассическую архитектуру, которая возникла в Европе и Америке.
Во Франции неоклассическая архитектура появилась в конце правления Людовика XVI. Позже это продолжалось во время наполеоновской эры. Одним из самых известных французских архитекторов, спроектировавших парижский Пантеон (рис. 1), был Жак Жермен Суффло (1713-1780).
В Великобритании работал один из лучших архитекторов Джон Нэш (1752-1835), который занимался перепланировкой городских парков и кварталов. Знатные семьи приняли его стиль для ремонта своих загородных особняков. Также он проектировал музеи, банки и почтовые отделения в неоклассическом стиле [10].
Ведущая роль России в создании ранней классической архитектуры была почти полностью связана с правлением Екатерины II. Под ее руководством Санкт-Петербург был превращен в бесподобный музей классических зданий,
таких же современных, как французские и английские. Как и в других странах, новый вкус к античной простоте представлял собой реакцию против излишеств барокко, апофеоз которого проявился в творчестве Бартоломео Франческо Растрелли. В России важную роль в этом направлении сыграли два иностранных архитектора: шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Антонио Доменико Кваренги, прибывший в Россию в 1780 г. Самая масштабная работа Чарльза Камерона была осуществлена в Царском Селе по архитектурному приёму Роберта Адама, который предложил использование правильной греческой дорической колонны и антаблемента в круговом Храме Дружбы в Павловске (1780). А Джакомо Кваренги построил для Екатерины II Палладианский английский дворец в Петергофе (1781-1789 гг.). Ведущими российскими архитекторами были Василий Иванович Баженов и Иван Егорович Старов, оба они учились в Париже у де Вайи в 1760-х гг., привнося в Россию самые передовые идеи классицизма [9].
í
Рис. 1. Пантеон в Париже. Франция (https://travel.sygic.eom/ru/poi/panteon-poi:572)
В растущей Российской империи архитектура барокко и рококо, отличающаяся длительностью строительных работ, высокой стоимостью и огромными инженерно-строительными ресурсами, не могла стать государственным стилем, поэтому произошла смена архитектурно-художественного направления. Возникла необходимость в строительстве зданий государственного назначения, во всех губернских городах стали строить магистраты, присутственные места, банки, биржи и т. п. [1].
Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 г. была учреждена Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, созданная для регулирования застройки обеих столиц, которая вскоре стала ведать всем градостроительством в стране. Комиссия функциони-
ровала до 1796 г. Её возглавляли видные архитекторы того времени: А.В. Квасов (1763-1772 гг.), И.Е. Старов (1772-1774 гг.), И. Лем (1775-1796 гг.).
Среди ярких представителей русского классицизма особого внимания заслуживает творчество В. Баженова (1738-1799), М. Казакова (1738-1812), И. Старова (1748-1808). Знаменитый образец русского зодчества, построенный всего за два года (1784-1786 гг.) по проекту архитектора В. Баженова, -дом Пашкова является значимым архитектурным памятником своей эпохи (рис. 2). Дом Пашкова открывает великолепную панораму Моховой улицы со стороны Боровицкой площади. Яркое белое здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Целостность структуры подчеркнута единым сюжетом декора, которым в одинаковой степени насыщены все объемы композиции главного дома.
Рис. 2. Дом Пашкова в Москве, архитектор В. Баженов (http://www.facade-project.ru/ images/cms/data/klassicizm/6-4-ru-klassicizm.jpg)
Крупнейшим произведением М. Казакова является здание Сената в Московском Кремле (1776-1787 гг.) (рис. 3). Строительство этого сооружения определялось назревшей необходимостью размещения правительственных учреждений. Здесь главенствующая роль в архитектурно-художественной композиции здания отведена античным формам ордеров, сводов, куполов, арок, переработанных зодчим в духе преемственного развития архитектуры ансамбля Кремля. Треугольное в плане здание с внутренним двором разделено на три части поперечными корпусами. Такая конфигурация постройки была вызвана формой участка. Центральная композиция выполнена в виде купольного зала. Все помещения Сената хорошо связаны друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру дворов. В целом же композиция сооружения представляет собой систему простых объемов с четким соподчинением частей, распределенных в строгом соответствии с их практическим назначением.
Рис. 3. Здание Сената в Московском Кремле, архитектор М. Казаков (http://www.facade-project.ru/images/cms/data/klassicizm/6-6-ru-klassicizm.jpg)
Комплекс Голицынской больницы, созданный в 1796-1801 гг. по завещанию князя М.Д. Голицына, был последним крупным проектом М. Казакова (рис. 4).
Рис. 4. Голицынская больница в Москве на Калужской улице, архитектор М. Казаков (http://www.facade-project.ru/images/cms/data/klassicizm/6-7-ru-klassicizm.jpg)
Под застройку была отведена территория парка на окраине города. Главный трёхэтажный корпус поставлен в глубине большого двора и соединён дуговыми переходами с двумя боковыми двухэтажными Г-образными корпусами, охватывающими весь двор и «загибающимися» вдоль линии ули-
цы. Еще несколько отдельно стоящих служебных корпусов выходят в парк. В центре протяженного главного корпуса возвышается округлый купол церкви, увенчанный «фонариком». Купол наподобие римского Пантеона по бокам фланкирован двумя маленькими круглыми колокольнями. Объем церкви выделен на обоих фасадах величественными шестиколонными портиками дорического ордера на мощном цоколе.
Самое знаменитое строение архитектора И. Старова - Таврический дворец в Петербурге на ул. Шпалерной (1783-1789 гг.) (рис. 5). Старов был воспитанником Петербургской академии художеств и являлся мастером классической архитектуры. При проектировании, а затем и строительстве Таврического дворца его талант проявился в полной мере. В 1789 г., когда были завершены все работы, жителям Петербурга предстало строгое величественное здание, обращенное в сторону р. Невы своим главным фасадом.
Рис. 5. Таврический дворец в Петербурге, архитектор И. Старов (http://www.facade-project.ru/images/cms/data/klassicizm/6-9-ru-klassicizm.jpg)
Здание планировалось с применением приёмов традиционной классической архитектуры: перед дворцом был запроектирован парадный двор, который образуют два одинаковых крыла, поставленные перпендикулярно главному корпусу. Дворец сравнительно невысокий, но за счет центральной части, которая значительно выше боковых корпусов и выделена большим куполом с шестиколонным портиком, смотрится величественно.
Таким образом, конец XVIII - начало XIX в. был периодом высокого расцвета архитектуры классицизма в России. К этому же времени относятся и самые значительные достижения в области «образцового» и повторного строительства, неразрывно связанные с развитием всей русской архитектуры. Культурному подъему способствовало распространение патриотических идей в русском обществе, особенно усилившееся после победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. [7].
Общий расцвет культуры в России сказался на архитектуре и градостроительстве. Работы русских архитекторов того времени отличаются широким размахом в проектировании зданий и строительстве городских ансамблей. Патриотические идеи выразились в торжественном, приподнятом облике многих сооружений. Экономический подъем в стране дал возможность вкладывать в строительство большие капиталы как со стороны частных застройщиков, так и со стороны государства. В свою очередь, высокий уровень художественной и технической культуры в области архитектуры и градостроительства и наличие талантливой плеяды русских архитекторов, вдохновленных идеями патриотизма, обусловили большой размах и высокое качество вновь строящихся ансамблей и сооружений. Практически все города империи, которых в то время насчитывалось около четырехсот, к началу первой трети XIX в. получили новую градостроительную документацию, основанную на принципах регулярности. Русские, в том числе и сибирские города, сложившиеся на протяжении нескольких веков без определенного плана, имели типичную для Средневековья «живописную» систему пространственной организации и свободную планировку, которая за достаточно короткий срок (в пределах 40-50 лет) получила современную трактовку [6].
На изменение внешнего облика сибирских городов в значительной степени повлияло строительство общественных зданий, которые возводились в первой половине XIX в. по «образцовым» проектам. Обращаясь к архивным данным, можно отметить, что архитектор мог изменить в проекте размеры, пропорции и рисунок деталей «образцовых» фасадов, вследствие чего сходство могло быть неполным, но характерные признаки оставались, например симметричная композиция фасада и выделенный центр, архитектурные детали, типичные для русского классицизма, - руст, сложные карнизы, наличники, сандрики. Колористическое решение фасадов выполнялось в нейтральных тонах. Цоколи - серого (дикого) цвета, поле стен светло-желтого, светло-зелёного, светло-серого или светло-синего цветов, детали - белого цвета [4].
«...Выдающийся инженер и архитектор, строитель первых чугунных мостов Петербурга, составитель планов многих русских городов В. Гесте заложил в своем проекте передовые идеи градостроительства...» Им в 1826 г. был разработан, а в 1829 г. утвержден генеральный план города Омска. «...Омск получил план, обеспечивший ему на много лет вперед правильное развитие, краевые перспективы улиц и интересные архитектурные ансамбли...» [5].
Примером застройки в стиле классицизм в Омске является здание Сибирского кадетского корпуса (центральная его часть), ныне Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации. Здание возведено по образцовому проекту и несет черты художественных вкусов своего времени (рис. 6). Его строительство положило начало формированию Никольской площади. Это было первое в Омске двухэтажное каменное здание с цокольным этажом, украшенное шестиколонным ионическим портиком. В 1826 г. оно принадлежало военной канцелярии, затем было передано в ведение воинского казачьего училища, с которого и началось формирование ансамбля кадетского корпуса. Построенный первым, корпус по сей день играет в ансамбле ключевую роль, являясь высоким образцом раннего русского классицизма (рис. 7).
Рис. 6. Омский кадетский военный корпус Министераства обороны РФ. Открытка начала XX в.
Рис. 7. Ансамбль Омского кадетского военного корпуса [5]
Особенностью постройки является портик, который относится к редкому типу - евстиль, когда центральный промежуток между колоннами (интер-колумний) шире боковых. Авторство кадетского корпуса приписывается выдающемуся русскому архитектору М. Казакову. На фасаде и в интерьере здания впервые в Омске появился лепной декор. При реставрации портика на абаке одной из капителей был обнаружен автограф первого омского лепщика - «Зарубинъ» [5].
Последующая застройка площади Никольской в г. Омске продолжалась также в стилистике классицизма. Несмотря на разновременные строения, в результате удалось достичь стилистического единства, что придало ансамблю целостный законченный облик (рис. 7).
По такому же «образцовому» проекту, как и в Омске, был построен Горный госпиталь в Барнауле - один из лучших памятников архитектуры классицизма. 20 февраля 1818 г. Горный совет принял предложение начальника Колы-вано-Воскресенских заводов П.К. Фролова о строительстве в Барнауле госпиталя, Горного училища с сиротским приютом и богадельни с церковью. Здание было возведено по проекту архитектора А.П. Молчанова. В первоначальном проекте госпиталь был задуман как одноэтажное здание. Но, в 1819 г. П.К. Фролов распорядился о создании 2-этажного лазарета на 130 больных. В этом же году был заложен фундамент госпиталя. В 1823-1824 гг. возведен первый этаж, в 1834-1841 гг. построен второй этаж, а в 1845 г. строительство было завершено (рис. 8). На фасаде здания четко выделяется портик из шести колонн с дорическими капителями, завершающийся треугольным фронтоном [2].
т
ЯлтайскМ округь Госпиталь Илтайскаго округа вЬдомства
г, Барнаулъ. Кабинета Его Императорскаго Величества.
Рис. 8. Горный госпиталь в Барнауле (1831-1845 гг.). Открытка начала ХХ в.
Здание Горного госпиталя - самая ранняя постройка ансамбля Демидовской площади, которую называют «уголком Петербурга», т. к. ее архитектурный ансамбль выдержан в духе строгого классицизма. В центре площади находится 14-метровый обелиск, окруженный сквером, - Демидовский столп. Площадь также формируют здания Горного училища и богадельня сереброплавильного завода с церковью Димитрия Ростовского, выдержанные в той же стилистике (рис. 9).
Рис. 9. Проект Центральной (Демидовской) площади Барнаула. Архитектор Л.И. Иванов, 1820-е гг. Фото из архива Алтайского краеведческого музея
Строительство общественных зданий по «образцовым» проектам также повлияло на изменение архитектурного облика г. Томска. Так для здания Губернского правления на пл. Новособорной было построено новое здание, на основе «образцового» проекта архитектора А.Д. Захарова (рис. 10, 11).
Рис. 10. «Образцовый» проект архитектора А.Д. Захарова [7]
Рис. 11. Главный фасад и план первого этажа здания присутственных мест (Губернского правления) в г. Томске [6]
Постройке здания присутственных мест (Губернского правления) в Томске предшествовала длительная история проектирования, несмотря на то что здесь применяли «Высочайше утвержденный» (типовой) проект. В течение длительного времени многие архитекторы стремились приспособить его к местным требованиям.
В 1803 г. в связи с предполагаемым учреждением Томска губернским городом был прислан «экземпляр Высочайше утвержденного на здании сего рода плана» архитектора А.Д. Захарова. В Томске после рассмотрения проекта пришли к выводу, что здание в таком виде велико, и поэтому губернатор в 1804 г. получил из Петербурга разрешение использовать этот проект с исключением цокольного этажа. Однако строительство здания все откладыва-
лось по разным причинам. В 1816-1817 гг. было выдвинуто предложение купить у местного купца каменный жилой дом с двумя флигелями, а затем, перестроив его, приспособить к нуждам присутственных мест. Указанный проект, который «чертил томский губернский землемер... С. Зверев», характерен своей примитивностью. Оба варианта рассмотрели в Петербурге, и поскольку стоимость сооружения по второму проекту оказалась ниже, то, после внесения в него исправлений Н. Шарлеманем, он считался утвержденным. Вскоре оформили все документы на покупку дома [8]. В 1819 г. в Томск с ревизией приехал Сперанский, который нашел совершенно неприемлемым предложение о перестройке жилого дома, т. к. здание при этом «не будет иметь ни целостности, ни удобства, ни свойственного публичному зданию вида». Так был отвергнут и этот проект.
В 1820 г. был рассмотрен и «высочайше опробован» проект губернского архитектора А.П. Деева, составленный на основе «образцового» варианта Захарова (рис. 11) [3].
Губернский архитектор А.П. Деев, которому поручили проектирование здания присутственных мест, вернулся к первоначальному варианту Захарова как в планировке, так и в композиции фасада. Он увеличил здание в длину, добавив по главному фасаду четыре окна. Деев добился большей четкости архитектурно-планировочного решения плана (рис. 11, 12), поэтому все помещения получили хорошую связь со средней частью здания, также подвергшейся коренной переработке.
Рис. 12. Присутственные места (Губернское правление) в г. Томске:
а - историческое фото начала ХХ в. из коллекции Э.К. Майданюка; б - фото из личного архива А. Попова, 1980-е гг.
Он улучшил пропорции и освещенность вестибюля и зала «рекрутского присутствия». Была также восстановлена логичная планировочная система с коридорами на первом этаже и анфиладой залов на втором. На втором этаже (в крыльях дворового фасада) Деев ввел небольшие коридоры с лестницами, что сократило связи между помещениями и разгрузило главную лестницу. Все коридоры имели хорошее естественное освещение. Близ второстепенных лестниц были укромно расположены уборные, тогда как в предыдущих проектах они оставались около парадной лестницы. Деева можно упрекнуть лишь в том, что он не уделил внимания расположению оконных проемов на боковом фасаде: одно из окон оказалось против внутренней капитальной стены
и было заменено нишей. В 1820 г. проект был рассмотрен и «Высочайше утверждён». Однако к строительству здания приступили лишь в 1838 г., в 1842 г. оно было закончено. Невысокое качество исполнения некоторых архитектурных деталей (карниз здания, сандрики, капители), несомненно, свидетельствовали о том, что Томск в это время испытывал недостаток в квалифицированных рабочих. Тем не менее нужно отметить, что ясность планировочной схемы, строгий отбор архитектурно-художественных средств и общее единство архитектуры выгодно отличали это сооружение [3].
Как и в рассмотренных городах Сибири, здание присутственных мест в г. Томске положило начало формированию площади. В конце XIX в. в эклектике с преобладанием элементов классицизма построен Дом губернатора (совр. Дом учёных). А в 1897 г. ансамбль площади был дополнен кирпичным трёхэтажным зданием, в котором в 1900 г. разместилось Управление Сибирской железной дороги. В советский период (1964 г.) постройка была кардинально перестроена уже в стилистике советского классицизма. Главной архитектурной доминантой площади, хоть и ненадолго, стал Троицкий кафедральный собор, давший название и самой площади. В целом, застройка Новособорной площади представлена разновременными объектами, в архитектуре которых использованы элементы классицизма (рис. 13).
V
Рис. 13. Общий вид пл. Новособорной в г. Томске. Открытка начала XX в.
Несмотря на широкое распространение «образцового» строительства в Сибири, к настоящему времени целостный ансамбль, относящийся к одному периоду, сохранился только в Барнауле. В большинстве городов остались лишь отдельные классицистические объекты общественного назначения, дополненные застройкой последующих периодов с элементами классицизма. Изначально общественная застройка периода классицизма поддерживалась жилыми каменными и деревянными домами, однако на протяжении последующего развития города эти здания были заменены на более крупные, выпол-
ненные в эклектике и модерне. В советское время застройка по «образцовым» проектам признавалась фоновой и более всего была подвержена уничтожению. Таким образом, к настоящему времени эти объекты стали редкими образцами, несущими информацию о целой архитектурной эпохе.
В результате проведённого исследования установлено, что на протяжении всей истории архитекторы в Западной Европе не раз возвращались к историческим традициям. Классицизм или, как его называют на Западе, неоклассицизм конца XVIII - начала XIX в. основан на искусстве Древней Греции и Рима, что ассоциируется с постулатами античности: гармонией, ясностью форм, сдержанностью, универсальностью и идеализмом.
В России увлечение античной архитектурой началось в конце XVIII в. Здесь, в отличие от Запада, архитектурное направление конца XVIII - начала XIX в. получило название - классицизм. Применение «образцовых» проектов позволяло в сжатые сроки проводить в широких масштабах экономичную и технически грамотную застройку, что способствовало созданию стилевой целостности русских городов этого периода. Однако до настоящего времени целостных ансамблей в городах Сибири сохранилось немного. Отдельные объекты этого периода дополняют здания с элементами классицизма.
В связи с массовыми утратами в Сибири деревянной классицистической застройки, отражающей экономику и культуру целой эпохи, сохранившиеся здания этого периода представляют особую ценность и требуют изучения, фиксации и сохранения.
Библиографический список
1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М. : Искусство, 1990.
2. Баландин С.Н. Архитектура Барнаула. Барнаул, 1974. С. 33-37.
3. Белецкая Е., Крашенинникова Н., Чернозубова Л., Эрн И. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. М., 1961.
4. Иванов В.Н. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVnI-ХГХвв. М. : Госстройиздат, 1961.
5. Коновалов И.Л. Формирование и развитие архитектурного ансамбля Омского кадетского корпуса, 2010 год. Условия доступа : https://stariy-voin.livejournal.com/13857.html
6. Манонина Т.Н. Формирование застройки городов Западной Сибири в первой трети XIX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2010. № 3. С. 59-65.
7. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках. М. : Стройиздат, 1984. 169 с.
8. Ширко Т.И., Ширко К.Н. Здание присутственных мест (Губернское правление). Условия доступа : http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/71/
9. Watkin D.J. Classicism, 1830-1930. - Условия доступа : https://www.britannica.com/ art/W estern-architecture/Classicism-1830-1930
10. Neoclassical architecture - a revival of the ancient Greek & Roman Classical architecture Katerina Bulovska 2017. Условия доступа : http://www.wallswithstories.com/uncategorized/ neoclassical-architecture-a-revival-of-the-ancient-greek-roman-classical-architecture.html
References
1. Arkin D.E. Obrazy arkhitektury i obrazy skulptury [Images of architecture and sculpture]. Moscow: Art, 1990. (rus)
2. Balandin S.N. Arkhitektura Barnaula [Architecture of Barnaul]. Barnaul, 1974. Pp. 33-37. (rus)
3. Beletskaya E., Krasheninnikova N., Chernozubova L., Ern I. Obraztsovyye proyekty v zhiloy zastroyke russkikh gorodov XVIII-XIX vv. [Standard projects in the residential development of Russian cities in the 18-19th centuries]. Moscow, 1961. (rus)
4. Ivanov V.N. Obraztsovyye proyekty v zhiloy zastroyke russkikh gorodov XVIII-XIX vv. [Standard projects in the residential development of Russian cities in the 18-19th centuries] Moscow: Gosstroiizdat, 1961. (rus)
5. Konovalov I.L. Formirovaniye i razvitiye arkhitekturnogo ansamblya Omskogo kadetskogo korpusa [Formation and development of the architectural ensemble of cadet school in Omsk], 2010. Available: https://stariy-voin.livejournal.com/13857.html(rus)
6. Manonina T.N. Formirovaniye zastroyki gorodov Zapadnoy Sibiri v pervoy treti XIX v. [Formation of buildings in Western Siberia in the 19th century]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2010, No. 3. Pp. 59-65. (rus)
7. Ozhegov S.S. Tipovoye i povtornoye stroitelstvo v Rossii v XVIII-XIX vekakh [Standard and repeated construction in Russia in the 18-19th centuries]. Moscow: Stroiizdat, 1984. 169 p. (rus)
8. Shirko T.I., Shirko K.N. Zdaniye prisutstvennykh mest (Gubernskoye pravleniye) [Office building (Provincial Government)]. Available: http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/71/ (rus)
9. Watkin D.J. Classicism, 1830-1930. Available: www.britannica.com/art/Western-architecture/ Classicism-1830-1930
10. Bulovska K. Neoclassical architecture - a revival of the ancient Greek & Roman Classical architecture, 2017. Available: www.wallswithstories.com/uncategorized/neoclassical-architecture-a-revival-of-the-ancient-greek-roman-classical-architecture.html
Сведения об авторах
Бабинович Надежда Устиновна, ст. преподаватель, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.
Ситникова Елена Владимировна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, elen-si@vtomske.ru
Authors Details
Nadezhda U. Babinovich, Senior Lecturer, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia.
Elena V. Sitnikova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, elensi@vtomske.ru