ББК 74.58
Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, О.В. Зацепина Классификация учебных барьеров и затруднений и способов их преодоления при использовании технологии организации самостоятельной работы студентов
G.V Lavrentyev, N.B. Lavrentyeva, O.V. Zatsepina Classification of Educational Barriers and Difficulties and the Ways to Overcome them by Using Technologies of Students’ Independent Work
В технологии организации самостоятельной работы студентов предложена классификация учебных барьеров и затруднений: познавательных, информационных, мотивационных и коммуникативных. Особое внимание обращено на преодоление познавательных барьеров и затруднений через освоение общеучебных умений.
Ключевые слова: технология, самостоятельная работа студентов, познавательные барьеры и затруднения, общеучебные умения.
Эффективное функционирование системы профессионального образования напрямую зависит от ее гибкости, способности быстро адаптироваться к стремительно изменяющейся ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг. В этих условиях особо актуальна проблема формирования у студентов готовности к самостоятельному приобретению знаний, становлению их субъектного потенциала, которые служат базой для развития их академической зрелости.
В этой связи основными перспективными направлениями развития системы профессиональнопедагогического образования являются личностно ориентированное профессиональное образование и компетентностный подход к подготовке будущих преподавателей.
На современном этапе развития образования самостоятельная работа студентов (СРС) требует ее организации на технологической основе. С точки зрения преподавателя, технология — это организация и управление учебной деятельностью ученика по усвоению учебной дисциплины.
Под технологией организации самостоятельной работы студентов мы будем понимать целенаправленный и личностно ориентированный процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого преподаватель, используя различные виды и формы заданий для самостоятельной работы, через систему различных способов и приемов планирования, осуществления и контроля учебно-познавательной деятельности учитывает мо-
The researchers propose classification of educational barriers and difficulties in technology of independent work of students: cognitive, information, motivation and communication barriers. Particular attention is given to overcome cognitive barriers and difficulties in the development of general education skills.
Key words: technology, independent work of students, educational barriers and difficulties, general education skills.
тивационно-ценностные отношения, их академическое развитие и повышает уровень готовности студентов к самостоятельной работе. Спроектированная нами модель технологии организации СРС имеет структуру, представленную на рисунке [1].
В структуре технологии организации самостоятельной работы особую роль играет операционнодеятельностный компонент, который позволяет реализовать учебно-профессиональную деятельность, характеризует степень развития умений, навыков самостоятельно усваивать и обрабатывать учебный материал. Этот компонент включает в себя так называемые надпредметные, или общеучебные, умения — умения, обслуживающие процесс обучения по всем дисциплинам и позволяющие студенту самостоятельно учиться.
Именно надпредметные умения определяют развитие человека как субъекта учения. Надпредметные умения — это приемы извлечения информации из различных источников, например, специальные умения работать с книгой, ЭВМ, способы учебной работы. Надпредметные умения являются одним из двух компонентов когнитивной составляющей, которая включает в себя:
— предметную компетенцию, т. е. знания, умения и навыки по предмету;
— метазнания, т. е. общие умения и навыки, владение собственным способом учебной работы.
К надпредметным Е. Д. Божович относит следующие умения:
Классификация учебных барьеров и затруднений и способов их преодоления..
— анализ содержания и структуры текстов различного типа (художественные, научные, публицистические);
— создание собственного текста, например эссе, сочинение, отчет и контроль за порождением собственного текста;
— ориентация в структуре учебного задания, в связях его компонентов (инструкциях, образцах, требуемом результате);
— умение составить собственное оригинальное задание или тип задачи (по образцу);
— умение описать действие или алгоритм того, как получен предъявляемый образец готового продукта;
— умение воспроизвести действия по получению эталонного (образцового) продукта;
— анализ условий (возможностей и ограничений) применения полученного образца или алгоритма данного класса задач [2].
Модель технологии организации СРС
Таким образом, операционно-деятельностный компонент в структуре технологии организации СРС является самым сложным и представляет собой:
— совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, надпред-метных умений;
— развитие способности к анализу, синтезу, сравнению, абстракции, обобщению;
— навыки работы с информацией (быстрочте-ние, умение конспектировать, составлять тезисы, доклады и т. д.);
— умения выполнять задания различных уровней сложности, а также определенный уровень раз-
вития познавательных сил и практической подготовки.
Выявление познавательных барьеров и затруднений, как указывают исследователи, является обязательным звеном технологии организации СРС. В свое время А. М. Матюшкин считал, что «мышление рождается и развивается при необходимости преодоления затруднений средствами интеллекта» [3].
В словарях даются следующие определения понятия «затруднение»: «препятствие, помеха, трудное положение»; «препятствие, труднопреодолимая помеха». Таким образом, видно, что рассматриваемое понятие имеет двойственную содержательную основу. С одной
стороны, это препятствие, преграда (объективное содержание), с другой стороны, это трудное положение, состояние (субъективное содержание).
Применительно к самостоятельной работе учебные затруднения, как правило, возникают в результате несоответствия между требованиями к академической деятельности студента и уровнем его готовности ее осуществлять. Н. Г. Дмошинская в работе, посвященной диагностике освоения студентами педагогических дисциплин, выделяет следующие затруднения: мотивационные, коммуникативные, познавательные и информационные [4]. Эту классификацию мы заимствовали и адаптировали к целям нашего исследования.
К мотивационным затруднениям мы относим низкую мотивацию к освоению психолого-педагогиче-ских дисциплин, к педагогической деятельности в целом (или полное ее отсутствие), нежелание работать самостоятельно.
Коммуникативными мы считаем затруднения, возникающие в построении отношений с субъектами педагогического процесса, например неумение задавать вопросы педагогу, работать в паре.
К познавательным затруднениям нами отнесены затруднения, связанные с несформированностью над-предметных умений (в частности, затруднения в мыслительных операциях, например таких, как синтез, анализ, сравнение и т. д.).
Учитывая важность самостоятельной работы, мы предлагаем выделить методы учения в отдельную группу. Особое место в этой классификации занимают перцептивные методы учения (слушание и чтение), так как именно они ведут к пониманию учебного текста, дают студенту возможность адекватно воспринимать материал. Это особенно актуально для будущих педагогов профессионального обучения, потому что при организации самостоятельной работы по дисциплинам психолого-педагогического цикла наиболее важны методы работы с источниками информации. Отсутствие навыков слушания, чтения учебных текстов, работы с книгой ведет к возникновению познавательных барьеров, показателями которых являются неумение пересказать текст, переформулировать учебную задачу, сформулировать вопросы по тексту.
Опыт работы со студентами показал, что причины возникновения познавательных затруднений заключаются:
— в недостаточном словарном запасе, включая непонимание многозначности слова, его контекстуального значения;
— несформированности читательского опыта не только в конкретной области чтения, например в психологии, педагогике или философии, что ведет к незнанию не только традиций жанра, но и любой литературы вообще, отсутствии навыка читать много;
— отсутствии или неполноте знаний студента о предмете рассмотрения в учебном тексте;
— специфике реального жизненного опыта, социальной культуры студентов, обусловливающих восприятие ими фактов, явлений, процессов, например, привнесение в психологическую или философскую трактовку явления бытового, буквального смысла;
— отсутствии системных умений познавательной деятельности, таких как умения выделять причинноследственные, генетические, функциональные и другие связи между явлениями.
К информационным затруднениям мы относим такие, которые связаны с неумением найти нужную информацию (или обработать ее). Это особенно важно при организации самостоятельной работы, так как объем информации, которую необходимо воспринимать и перерабатывать будущему педагогу профессионального обучения, очень велик. В последнее время в процесс самостоятельной работы (и вообще в процесс обучения) активно включаются электронные носители информации, сеть Интернет, средства массовой информации и т. д. Но зачастую студенты не имеют навыков поиска информации и работы с ней, оказываются неготовыми воспринимать ее объем.
Особенности, которые СРС приобрела в связи с информационными и социально-экономическими инновациями в образовании, социальный заказ и требование времени к студенту стать академически зрелым приводят нас к выводу, что традиционный подход к организации СРС не справляется с этими заказами, а нужен комплексный, системный подход, который учитывал бы психологические особенности профессионального и академического становления современного студента на основе технологически организованной СРС [1].
Библиографический список
1. Зацепина О. В., Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения : монография. — Барнаул, 2008.
2. Божович Е. Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. — М., 2000.
3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
4. Дмошинская, Н. Г. Диагностика освоения студентами педагогических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2004.