уменьшился на 17%, а высокий увеличился на 37%; низкий дея-тельностный уровень уменьшился на 7,5%, а высокий увеличился на 18,5%.
Для доказательства того, что исследовательская деятельность положительно влияет на динамику формирования гражданской идентичности обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» был использован кри-
Библиографический список
терий знаков G [4, с. 50]. Этот критерий относится к непараметрическим и применяется только для связанных выборок. Расчет указанного критерия показал, Gsмп =1и этот показатель совпадает с Gкр для 1% значимости. Тем самым доказывается гипотеза Н, -о различии, т. е. исследовательская деятельность положительно влияет на формирование гражданской идентичности обучающихся.
1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р. Российская газета. 2015; 8 июня.
2. Основы политической социологии: учебник. Под редакцией Ж.Т. Тощенко. Москва - Нижний Новгород.1998: 25 - 26.
3. Тимошенко А.И., Тазетдинова Е.Н. Гражданская идентичность и приемы ее формирования в профессиональной образовательной организации. Профессиональное образование в России и за рубежом. 20164 3 (23): 142 - 143.
4. Тимошенко А.И. Математические основы психологии: основные методы обработки данных: учебно-методическое пособие. 2 изд., перераб. и доп. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2008.
References
1. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 g. № 996-r. Rossijskaya gazeta. 2015; 8 iyunya.
2. Osnovypoliticheskojsociologii: uchebnik. Pod redakciej Zh.T. Toschenko. Moskva - Nizhnij Novgorod.1998: 25 - 26.
3. Timoshenko A.I., Tazetdinova E.N. Grazhdanskaya identichnost' i priemy ee formirovaniya v professional'noj obrazovatel'noj organizacii. Professional'noe obrazovanie vRossii i za rubezhom. 20164 3 (23): 142 - 143.
4. Timoshenko A.I. Matematicheskie osnovy psihologii: osnovnye metody obrabotki dannyh: uchebno-metodicheskoe posobie. 2 izd., pererab. i dop. Bratsk: GOU VPO «BrGU», 2008.
Статья поступила в редакцию 23.05.17
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@yandex.ru
Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vocal and Choral Conducting Department, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: Groli@mail.ru
Go Hua (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@yandex.ru Van Tszin (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@yandex.ru
THE CLASSIFICATION OF TYPES OF ACCOMPANIMENT AND THE NATURE OF STYLE. The article discusses the musical "texture" of the work. In a broad sense, it is one of the parties of the musical form, in a narrow sense, it is making music fabric, musical presentation. In the XX century in connection with the separation of piano playing in two parts as independent self-determined accompaniment performance, resulting in a new profession "accompanist". The nature of the texture of the accompaniment is highly varied. It depends on many factors, first and foremost, on the change of the billing support connected with historical features of its formation. Each time has its own canons. Different epochs and historical stages in their own way reflect reality in some way influence the formation of musical styles, genres, forms.
Key words: piano performance, amateur music-making, formation of musical styles, genres, forms, types and texture, examples of textured narrative in works of composers of different epochs.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: ukolovali@yandex.ru
О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: Groli@mail.ru
Го Хуа (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: ukolovali@yandex.ru
Ван Цзин (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: ukolovali@yandex.ru
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ АККОМПАНЕМЕНТА И ХАРАКТЕР ФАКТУРЫ
В статье рассматривается музыкальная «фактура» произведения. В широком смысле - одна из сторон музыкальной формы, в более узком - оформление музыкальной ткани, музыкальное изложение. В XX веке в связи с отделением фортепианного исполнительства на две части в качестве самостоятельного самоопределилось концертмейстерское исполнительство, в результате чего появилась новая профессия «концертмейстер». Характер фактуры аккомпанемента весьма разнообразен. Он зависит от многих факторов, в первую очередь, изменения фактуры сопровождения связаны с историческими особенностями её становления. Каждому времени присущи свои каноны. Разные эпохи и исторические этапы по-своему отражают действительность и определённым образом влияют на формирование музыкальных стилей, жанров, форм.
Ключевые слова: фортепианное исполнительство; любительское музицирование; формирование музыкальных стилей, жанров, форм; виды фактуры; примеры фактурного изложения; творчество композиторов различных эпох.
На протяжении трёх веков концертмейстерское искусство претерпело большие изменения, пройдя путь от любительского музицирования, исполняемого в домашних условиях, до высокопрофессионального концертного выступления, в котором фортепианная партия стала равнозначной с вокальной партией. В XX веке в связи с отделением фортепианного исполнительства на две части в качестве самостоятельного самоопределилось кон-
цертмейстерское исполнительство, в результате чего появилась новая профессия «концертмейстер».
Характер фактуры аккомпанемента весьма разнообразен. Он зависит от многих факторов, в первую очередь, изменения фактуры сопровождения связаны с историческими особенностями её становления. Каждому времени присущи свои каноны. Разные эпохи и исторические этапы по-своему отражают действи-
тельность и определённым образом влияют на формирование музыкальных стилей, жанров, форм.
Слово «фактура» в переводе с греческого обозначает «изготовление, обработка, строение». В широком смысле - одна из сторон музыкальной формы, в более узком - оформление музыкальной ткани, музыкальное изложение.
Монодическая фактура. Предполагает только горизонтальное измерение. Примерами могут послужить григорианское пение и знаменный распев, где одноголосная музыкальная ткань и фактура тождественны.
Полифоническая фактура. Её сущность заключается в соотнесённости одновременно звучащих мелодических линий, относительно самостоятельное развитие которых, составляет логику музыкальной формы. Важными качествами являются плотность и разряжённость, «вязкость» и «прозрачность», которые регулируются числом полифонических голосов(например, месса Дж. Палестрины, фуга И. С. Баха до мажор ). Для полифонической фактуры типичны единство рисунка, отсутствие резких контрастов звучности, постоянное число голосов. Одним из свойств является текучесть, которая достигается стиранием цезур, незаметность переходов от одного голоса к другому. Огромное значение для этой фактуры имеет ритмическое и тематическое соотношение голосов.
Типы полифонической фактуры:
1) хоральная фактура, возникающая при одинаковых длительностях в голосах. В этом случае движение определяется развёртыванием мелодической линии в каждом из голосов. Данная фактура не тождественна аккордово-гармонической.
2) Фактура, основанная на метроритмической независимости голосов, как в мензуральных канонах. Мензуральная нотация допускала фиксирование и высоты и относительной длительности звуков. Самым распространённым типом является комплементарная полифоническая фактура, которая определяется тематическим и ритмическим подобием самостоятельных голосов (в имитациях, канонах, фугах и др.) Необходимо отметить, что полифоническая фактура не исключает резкого ритмического расслоения и неравнозначно расслоения голосов: контрапунктирующие голоса (мессы, мотеты 15 - 16 веков).
3) Разнотемная полифония, создающая живописное, фактурное сплетение. Своё развитие она получила в музыке 19 20 веков (заключение оперы Вагнера «Валькирия»).
4) Фактура линеарной полифонии, основанная на движении гармонически и ритмически не соотнесенных голосов (например, Д. Мийо «Камерные симфонии»).
5) Фактура, связанная со сложными диссонирующими дублировками и переходящую в полифонию пластов (наиболее часто встречается в произведениях Мессиана).
6) «Дематериализованная» пуантилистическая фактура - музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, а с помощью отрывистых звуков (преимущественно с широкими скачками), окружённых паузами. Для пуатилизма характерна пёстрая россыпь ярких точек (звуков). Это один из современных методов композиции - письмо «точками». Основателем пуантилизма считается А. Веберн.
7) Фактура, создающая ощущение многоголосной тяжести оркестрового контрапункта. Такая фактура встречается в произведениях А. Берга и А. Шёнберга. Она в корне противоположна «дематириализованной» пуантилистической фактуре.
8) Полифоническая фактура алеаторных эффектов -строится по принципу случайности. Представителем этого течения в современной музыке является В. Лютославский. Примером может служить музыкальная композиция, которая строится с помощью «жребия» - на основе ходов шахматной игры, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игровых костей (отсюда название - алеаторика, что в переводе с латинского обозначает «игральная кость», «случайность»).
Другой метод: привнесение элементов случая конкретно в процесс исполнения произведения, например, перестановка по инициативе исполнителя отдельных её кусков, но это, по существу, снимает с композитора всякую ответственность за своё произведение, перекладывая её на исполнителя.
Зачастую нотная запись произведений представляет собой ряд намёков-символов. При этом композиторы часто или полностью отказываются от пятилинейной нотной системы. Используются одновременная несогласованная игра нескольких оркестров, коллективная импровизация музыкантов оркестра «кто во что горазд». Алеаторика возникла в 1957 году.
Гармоническая фактура предполагает многообразие типов рассматриваемой фактуры. Первым и самым простым является разделение на гомофонно-гармоническую и аккордовую. Аккордовая фактура многоритмична: все голоса изложены в ней звуками одинаковой длительности (например, начало увертюры-фантазии» Ромео и Джульетта П.И. Чайковского). Гомофонно-гармоническую фактуру отличает чёткое разделение рисунков баса, мелодии и дополняющих подголосков (например, Ф. Шопен - начало ноктюрна до минор).
Различают следующие типы изложения гармонических созвучий:
Гармоническая фигурация аккордово-фигуративного типа, представляющая собой форму поочерёдного изложения звуков аккорда. Яркий пример тому прелюдия до мажор из 1-го тома ХТК И. С. Баха.
1. Ритмическая фигурация - повторение звука или аккорда (поэма Скрябина ре мажор ор.32, № 2).
2. Различные дублировки, например, в октаву при оркестровом изложении (менуэт из симфонии соль минор В. А. Моцарта) или длительное удвоение в терцию, сексту, образующее «ленточное движение» («Музыкальный момент» С.В. Рахманинова, ор.16, № 3).
3. Разнообразные виды мелодических фигураций, опирающиеся на привнесение мелодического движения в гармонические голоса - усложнение аккордовой фигурации проходящими и вспомогательными звуками (этюд до минор Ф. Шопена, ор.10, №12), мелодизация (хор и оркестровое изложение основной темы в начале 4 картины оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсако-ва), полифонизация голосов (вступление к «Лоэнгрину» Вагнера, мелодико-ритмическое «оживление» органного пункта (4 картина «Садко»).
Затрагивая тему эволюции фактуры, необходимо упомянуть имена тех композиторов, которые сыграли огромную роль в обновлении и разнообразии её типов. К числу таких музыкантов относится, например, Д. Палистрина, который на протяжении многих тактов мог применять фигурацию возникающих аккордов, с помощью сложных полифонических и хоровых средств. В начале XVII века композиторы использовали в произведениях несложные приёмы и рисунки смешанной гармонической и полифонической фактуры. Лишь во второй половине XVII века её выразительная роль усилилась. Фактурные открытия И.С. Баха дали большой толчок развитию творчества композиторов классиков. В музыке венских композиторов наблюдается ясность гармонии и чёткость фактурных рисунков. Они использовали несложные фактурные средства и основывались на общих формах движения (пассажи, арпеджио).
Для музыки эпохи XIX века характерно многообразие типов фактуры. Ярким примером фактурного изложения является творчество Ф. Листа (соната си минор и пьеса для фортепиано «Серые облака»). Изменение фактуры происходит в мелодизации гармонического склада, превращающееся иногда в полифоническое изложение. Примером тому может служить тема побочной партии в экспозиции первой баллады Ф. Шопена. Одни из самых главных достижений XIX века в области фактуры являются усиление её насыщенности и тематическая концентрированность. В этот период появляются фактура-гармония и фактура-тембр. Смысл их заключается в том, что при определённых условиях гармония как бы переходит в фактуру, а выразительность определяется не только звуковым составом, но и живописностью расположения. Наиболее важным является фактурное исполнение аккорда. Примерами фактуры-гармонии являются произведения М. П. Мусоргского. Это явление типично для музыки XX века (сочинения А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, К. Дебюсси). В других примерах слияние фактуры и гармонии определяет тембр (фортепианная пьеса «Скарбо» М. Равеля). Это особенно ярко проявляется в оркестровом приёме» совмещения подобных фигур», когда звучание возникает из соединения ритмических вариантов одной фактурной фигуры. Такой приём получил блестящее развитие в творчестве И.Ф. Стравинского (начало балета «Петрушка»).
Разнообразные способы фактуры существуют в искусстве XX века: усиление роли фактуры, индивидуализация фактурных приёмов, слияние разнообразных фактурных особенностей национальной музыки с современной гармонической и оркестровой техникой, тематизация, приводящая к равенству тематизма и фактуры.
Библиографический список
1. Уколова Л.И. Педагогическая модель музыкальной среды в образовательном пространстве. Москва, 2011.
2. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Диссертация ...доктора педагогических наук. Москва, 2008.
3. Уколова Л.И. Музыкальная среда как показатель развития культуры личности Материалы Международной научно-практической конференции. Москва: РУДН, 2010.
References
1. Ukolova L.I. Pedagogicheskaya model'muzykal'nojsredy v obrazovatel'nom prostranstve. Moskva, 2011.
2. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya ...doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
3. Ukolova L.I. Muzykal'naya sreda kak pokazatel' razvitiya kul'tury lichnosti Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RUDN, 2010.
Статья поступила в редакцию 28.05.17
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@yandex.ru
Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vocal and Choral Conducting Department, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: Groli@mail.ru
Go Hua (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@yandex.ru Van Tszin (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@yandex.ru
THE EDUCATIONAL ROLE OF MUSICAL CULTURE AS A FACTOR OF COMMUNICATION WITH THE EXTERNAL MUSICAL ENVIRONMENT. The article discusses the contents of the concept of culture, which is revealed through its many manifestations. The study of these phenomena allows getting acquainted with the cultural phenomena, one of which is music. Culture includes not only what is outside of the man, but the change that he produces in himself, in his heart, i.e. in its own physical and spiritual identity. The authors argue that musical culture has a comprehensive impact on individual livelihoods, based on the degree of appropriation of personality embodied in the music of universal values and ideals. The article stresses that music brings up certain attitudes, tastes, aspirations, and the students do not suspect that they are "raised".
Key words: music, culture of personality, problem of education by means of musical environment, musical and artistic culture, activities for creation, storage, reproduction, distribution, perception and use of musical values.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: ukolovali@yandex.ru
О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: Groli@mail.ru
Го Хуа (КНР), аспирант каф.музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: ukolovali@ yandex.ru
Ван Цзин (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: ukolovali@yandex.ru
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ОБЩЕНИЯ С ВНЕШНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
В статье речь идет о содержании понятия культуры, которое раскрывается через её многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет знакомиться с явлениями культуры, одним из которых является музыка. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своей душе, т.е. в собственном физическом и духовном облике. Авторы утверждают, что музыкальная культура имеет всестороннее влияние на индивидуальную жизнедеятельность, исходя из степени присвоения личностью воплощенных в музыке общечеловеческих ценностей и идеалов. В статье подчеркивается, что музыка воспитывает определенные взгляды, вкусы, стремления, а учащиеся при этом и не подозревают, что их «воспитывают».
Ключевые слова: музыка, культура личности, проблема воспитания средствами музыкальной среды, музыкальной и художественной культуры, виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей.
Широта явлений, охватываемых культурой, и возрастание ее роли в жизни современного общества делает необходимым раскрыть ее сущность, потенциал и возможности глубокого воздействия, как на исторический процесс, так и на каждого человека.
Кроме того, культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своей душе, т. е. в собственном физическом и духовном облике. Таким образом, содержание понятия культуры раскрывается через ее многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет знакомиться с явлениями культуры, одним из которых является музыка.
Музыка, будучи искусством исполнительским, обладает двойным статусом бытия своих произведений и, соответственно, имеет две взаимосвязанные формы музыкального постижения. Одна из них - слушание музыки - представляет собой своео-
бразную систему «восприятие - исполнение», то есть восприятие музыки на позиции исполнения, в силу чего музыкальное произведение обращается к слушателю преимущественно зву-ко-слуховой стороной своей музыкально-интонационной целостности. Вторая форма постижения - восприятие музыки как непосредственного общения. Это - целостная, цельная, итоговая форма музыкального восприятия. Она основывается на понимании музыкального произведения как выразительного, музыкально-обусловленного момента жизни исполнителя, в искренности его обращения к слушателям.
По определению Ю.Н. Холопова, музыка - это искусство интонируемого смысла, поскольку природа музыки не столько звуковая (звук как акустическое, физическое явление), сколько интонационная - от тона, интонации человеческой речи, несущей смысл, мысль. «Интонация в музыке - есть выразительно-смысловое единство, существующее в невербально-звуковой