Научная статья на тему 'Особенности фактурной организации в современной баянной музыке украинских композиторов'

Особенности фактурной организации в современной баянной музыке украинских композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
385
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТУРА / TEXTURE / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТКАНЬ / THE MUSICAL CANVAS / БАЯННЫЕ СОЧИНЕНИЯ / УКРАИНСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / UKRAINIAN COMPOSERS / ACCORDIONS COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сташевский А. Я.

В статье рассмотрены особенности фактуры в современной баянной музыке на примере творчества украинских композиторов. Выявляются основные виды и тенденции развития фактурной организации музыкальной ткани баянных сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES TEXTURED ORGANIZATION IN CONTEMPORARY ACCORDION MUSIC OF UKRAINIAN COMPOSERS

The article considers the features of the texture in modern accordions music on the example of the creativity of Ukrainian composers. Identifies the main types and tendencies of development of the invoice of the organization of the musical fabric accordions works.

Текст научной работы на тему «Особенности фактурной организации в современной баянной музыке украинских композиторов»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 786.8

А.Я. Сташевский

канд. искусствоведения, доцент, кафедра теории, истории музыки и инструментальной подготовки, ГУ «Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко», Украина

ОСОБЕННОСТИ ФАКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАЯННОЙ МУЗЫКЕ УКРАИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности фактуры в современной баянной музыке на примере творчества украинских композиторов. Выявляются основные виды и тенденции развития фактурной организации музыкальной ткани баянных сочинений.

Ключевые слова: фактура, музыкальная ткань, баянные сочинения, украинские композиторы.

А^. Stashevskiy, Taras Shevchenko Lugansk Nationality University, Ukraina

FEATURES TEXTURED ORGANIZATION IN CONTEMPORARY ACCORDION MUSIC OF UKRAINIAN

COMPOSERS

Abstract. The article considers the features of the texture in modern accordions music on the example of the creativity of Ukrainian composers. Identifies the main types and tendencies of development of the invoice of the organization of the musical fabric accordions works.

Keywords: the texture, the musical canvas, accordions compositions, Ukrainian composers.

Сегодня многотембровый концертный баян с точки зрения самобытности и разнообразия индивидуальных художественно-выразительных возможностей является одним из наиболее прогрессивных аналогов в семье акустических музыкальных инструментов, который современные композиторы все чаще избирают для воплощения наиболее актуальных идей и художественный концепций, реализуемых в своем творчестве. К примеру, в украинской музыкальной культуре уже существует широкий массив осуществленных на наивысшем профессиональном уровне композиций, именуемый термином «современная оригинальная баянная литература» и представляющий собою передовые достижения как в области технологии композиторского процесса, так и в плане художественно-эстетического продвижения.

В процессе формирования своеобразного стиля современной баянной литературы существенную роль играет фактор фактуры, ярко отражающий инструментальную специфику баяна, а также оригинальность форм и типов организации музыкальной ткани баянных сочинений. Исходя из этого, целью данной статьи является рассмотрение особенностей и основных тенденций фактурной организации в современной баянной музыке на примере творчества украинских композиторов.

Итак, помимо традиционных типов фактурного изложения (одноголосие, подголосоч-ность, мелодия с аккомпанементом, мелодия с фигурацией, мелодия с фигурацией и аккомпанементом, полимелодика и т.д.), которые активно утверждались и функционировали в баянной музыке 1950-х - первой половины 1970-х годов, на современном этапе развития баянной литературы мы наблюдаем наличие широкого спектра других типов организации фактуры, а также специфически баянных фактурных находок и решений.

Одной из распространенных фактурных решений является так называемая инверсия мануальных функций, когда традиционный для баянной музыки тип изложения (с мелодией в правой клавиатуре и сопровождением - в левой) меняется на противоположный. Таким примером может служить начало пьесы «Лесоповал» из цикла В. Власова «Пять взглядов на страну

ГУЛАГ». Среди инвариантов этой разновидности во многоуровневой фактуре (мелодия, контрапункт, фигурация, аккомпанемент) можем отметить также и изложение мелодии в одном из срединных голосов.

Одной из специфических особенностей баянной фактуры является возможность перекрещивания фактурных линий «без столкновения» (по В. Чабану [2, с. 7]), что позволяет осуществить изложение музыкального материала в двух автономных клавиатурах. Таким образом, одинаковые звуки в составе разных фактурных формаций при их пересечении не вызывают исполнительских, тембрально-акустических и других неудобств (например, Сюита № 2 В. Зубиц-кого, I ч., 9-10 тт.; 65 т.).

Фактурный прием «примитивного аккомпанемента», который используется преимущественно в музыке с комической или гротесковой образностью, позволяет осуществить соединение звукорядов басового и выборного мануалов. Чередование на них звуковых элементов аккомпанемента в широком диапазоне, то есть баса и одинокого высокого звука (вместо аккорда), оказывается оригинальным и, вместе с тем, довольно простым в процессе исполнения (например, пьеса «Блатные» из цикла В. Власова «Пять взглядов на страну ГУЛАГ»).

Компактность расположения клавиш на баянных клавиатурах позволяет формировать фактуру аккордового типа не только в обычном (тесном) виде, но и в значительно широком. Многозвучные (четырех-, пятизвучные) аккорды в широком расположении легко укладываются на правой клавиатуре в диапазоне двух октав (раздел Con tutta forza из I части Сонаты В. Биби-ка) и даже шире (кульминационный эпизод пьесы «Монолог-шествие» А. Сташевского).

Фактурные образцы пластовой полифонии, в которой контрапунктируют многозвучные фактурные слои, содержат композиции В. Балыка: Фуга из цикла «Полифонические фрески памяти В. Золотарева» (дублированная трезвучиями мелодическая линия, одноголосный контрапункт в правой и басовая мелодия в левой клавиатуре); Финал Сонаты на тему DSCH (две мелодические линии - в аккордовом и терцовом дублировании в правой, мелодический контрапункт в левой).

Разновидностями аккордового типа фактуры также являются использования в правой клавиатуре одной или двух пассивно-мелодических горизонталей с одновременным аккордово-пальцевым тремоландо (типичное изложение для произведений В. Подгорного); активное ме-лодико-аккордовое движение на фоне одной, двух или трех выдержанных педальных горизонталей (В. Зубицкий, Соната № 1, кода; Концертная партита № 2, III ч.).

Среди других комбинаций фактурных пластов в многоголосой ткани отметим следующие: мелодическая линия и контрапункт в правой, а аккордовый аккомпанемент в левой («Праздник в горах» из цикла В. Зубицкого «Болгарская тетрадь»); мелодическая линия, изложенная аккордами и одноголосый подголосок в правой, а аккордовый (кластерный) аккомпанемент в левой («Пеший этап» В. Власова из цикла «Пять взглядов на страну ГУЛАГ»); две мелодии в контрапункте в правой, бас с аккордовым аккомпанементом в левой (III часть Концертной партиты № 3 А. Белошицкого).

Яркую палитру разновидностей многослойной фактуры представляет произведение В. Зубицкого Соната № 2 «Славянская». Так, в ее II части (серединный раздел) видим фактуру многоголосно-импровизационного типа, где две активные импровизационно-мелодические линии (в правой и басовой левой клавиатурах) объединены выдержанным гармоническим фоном. В III части наблюдаем использование одноголосной мелодии и мелодизированной фигурации в правой, а басовое движение в левой клавиатурах. В IV части - тема в многоголосном (пяти-звучном) аккордовом изложении в правой, гармоническая фигурация на басах с отдельной басовой линией - в левой. В V части - мелодизированное двухголосие в левой выборной клавиатуре, сонорная фигурация на фоне выдержанного тона - в правой. В VI части можем выявить от двух (в начале) до пяти (в конце) фактурных уровней. Следовательно, выдержанная мелодия в

четырехзвучном аккордовом изложении (1-й) с секундово-кластерным синкопированным аком-панементом (2-й) - в правой клавиатуре; педальный бас (3-й), вторая басовая линия (4-й), чередующаяся с готовыми аккордами (5-й) - в левой клавиатуре.

Оркестрализация баянной фактуры, увеличение количества ее слоев, а с ними и создание разнообразия комбинаций их использования в единой ткани музыкального произведения являются очевидными тенденциями в развитии фактуры современной баянной музыки. Следует отметить, что с усилением оркестрализации традиционная система нотной записи с привлечением двух нотоносцев все чаще становится несостоятельной к полноценной фиксации музыкального текста, а потому все чаще композиторы при необходимости привлекают три, четыре, а иногда и пять нотоносцев.

В качестве примера использования пяти нотоносцев для записи нотного текста баянной музыки можно привести фрагмент Ill части («Ад») Концертного триптиха на тему картины И. Босха «Страшный суд» В. Власова. На пяти нотоносцах, два из которых предназначены для партии правой руки, а три - для левой, наблюдаем наличие шести фактурных уровней: тема (мелодия), изложенная четырехзвучными аккордами, подголосок, фигурация из двух переменных звуков, одноголосная гармоническая педаль (средний голос), кластерная педализация в низкой тесситуре, кварто-квинтовая педаль из трех басовых звуков. Такая многослойная «партитура» подтверждает и в полной мере раскрывает оркестровую сущность музыкальной ткани этого произведения и, как уже говорилось, свидетельствует об усилении процессов оркестрали-зации и симфонизации в современной баянной музыке.

Не последнюю роль играет фактура и в качестве важного средства музыкальной стилизации. Именно наиболее типичные и устоявшиеся фрагменты инструментальной фактуры музыки тех или иных эпох, стилей, композиторов становятся знаковыми элементами музыкального языка в новой художественно-стилевой проекции. В качестве примеров приведем цикл стилизаций В. Рунчака «Портреты композиторов». Следовательно, это - имитационный двухголосный контрапункт, квазиинвенция («Бахиана»); аллюзия на фрагмент пьесы Н. Паганини «Вечное движение», определяющим фактором которой является именно фактура - виртуозно-мелодические гамообразные обыгрывания на фоне басо-аккордового аккомпанемента («Возле портрета Н. Паганини»); гармошечная фактура «а-ля Петрушка» («Посвящение И. Стравинскому»); ленточно-квартетное письмо («В подражание Д. Шостаковичу»). Среди других примеров -фактурная оркестральность Concerto Grosso с ее типичным смычковым дубль-деташе (В. Власов «Искушение» из Концертного триптиха на тему картины И. Босха «Страшный суд»); фактурные признаки инструментально-фольклорного музицирования - квинтовые бурдоны, сольная импровизационность, мелизматика и др. (неофольклорные композиции В. Зубицкого, В. Рунчака, А. Гайденко и др.).

Еще одним показателем обогащения и развития баянной фактуры является привлечение в музыкальную ткань произведений разнообразных внеинструментальных интерполяций -различных движений и жестикуляций, пения, речевой декламации, визуальных инсталляций (видеоряд, слайды и др.). Все эти моменты, несомненно, выполняют свои драматургические функции в тех или иных сочинениях, а потому остаются важными составными элементами фактурного полотна данных баянных композиций.

Отдельно следует упомянуть и о полифоническом типе фактуры с ленточным мелодичным многоголосием (двух-, трех-, четырех-, пятиголосие), который свойственен для композиций имитационно-полифонических форм (некоторые произведения Ю. Шамо, В. Бибика, В. Балыка, В. Рунчака). В них преимущественно используется две-три мелодических линии в правой клавиатуре и одна-две - в левой. Черты полифоничности являются характерными и для пуанти-листического типа фактуры, которому свойственна рассеянность звуковых точек и микромотивов, частое изменение тембров, регистров и тесситур, а также отсутствие таких традиционных

элементов фактуры, как фигурации, дублирование, декор и др. Пуантилистическая фактура часто встречается в баянных композициях А. Щетинского, С. Пилютикова, В. Ларчикова, К. Цеп-коленко и др.

В целом же, в процессе фактурообразования в современном баянном творчестве мы можем выделить три составляющих фактора, взаимообусловленная направленность которых детерминирует те или иные образцы фактурного целого. Первый - художественный, предопределенный идейно-образным содержанием и избранными для этого композиционно-технологическими средствами; второй - инструментальный, предопределенный отправным комплексом выразительных возможностей инструмента, его конструктивными особенностями и возможностью воплощения художественного замысла в конкретных инструментально-выразительных условиях; третий - преимущественно исполнительско-интерпретационный -комплекс имманентных аппликатурных принципов, исполнительско-технических приемов, способов игры и др.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что такие факторы как исполнительская техника и аппликатура, с одной стороны, и механико-конструктивные особенности инструмента, его клавиатур - с другой, играют важную роль в формировании фактурного облика баянных композиций, продуцируя оригинальные и неповторимые, свойственные лишь баянному композиторско-исполнительскому творчеству, фактурные формы и комбинации.

Список литературы:

1. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопо-ва. - СПб.: Лань, 2002. - 368 с.

2. Чабан В.А. Стилистика советской баянной музыки 1960-80 годов: [метод. разработка] / В.А. Чабан. - Минск, 1990. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.