ческие, инженерно-технические знания, умения, навыки, обобщенные способы решения графотехнических задач, а также способность к совершенствованию политехнической компетенции на основе системы развивающих графотехнических ситуаций и заданий разного уровня, реализованных в технологию проблемно-обучающих блоков, отражающих структуру, обеспечивая будущим инженерам готовность к эффективной профессиональной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение по общетехническим дисциплинам рассматривается как альтернатива традиционному когнитивно-ориентированному и понимается как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия студентов и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития у студентов способности к самообразованию, самоопределению, са-
мостоятельности и самореализации себя. Центр тяжести данной системы — личность студента.
Список литературы
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений — 4-е изд. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
2. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.
3. Львов, Л.В. Учебно-профессиональная компетентность, сущность, содержание и оценка: монография / Л.В. Львов. — Челябинск: ЧГАУ, 2006. — 132 с.
4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
5. Стайнов, Г.Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин: монография / Г.Н. Стайнов. — М.: Педагогика- Пресс, 2002. — 200 с.
УДК 378. 147
С.П. Сорокоумов, канд. с.-х. наук, доцент
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»
классификация модулей обучения почвоведов и учителей агротехнологии предметам сельскохозяйственного блока дисциплин
Образование становится важнейшим механизмом реализации модели устойчивого развития, воспроизводства интеллектуальных ресурсов и обеспечения высокого качества производительных сил общества, предполагающих полноценное формирование и самореализацию творческого потенциала каждой включенной в этот процесс личности. Сейчас уже никого не удивляет необходимость определения гуманистической парадигмы непрерывного образования, ориентированной на модель устойчивого развития, на самоценность личности, на гуманное отношение к человеку и природе, на отражение в образовательном процессе закономерных тенденций развития образования: фунда-ментализации и технологизации, усиления интеграции и углубления его дифференциации. Основными задачами профессионального образования, по мнению Г.М. Романцева и П.Ф. Кубрушко, являются разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки кадров — ее организации, структуры, содержания, принципов взаимодействия с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании, способствующими повышению качества подготовки специалистов [1, с. 64-70], при этом
86
ученые поднимают непростой в плане подходов к решению вопрос дифференцированной бипро-фессиональной подготовки специалистов различных отраслевых и квалификационно-уровневых специализаций. А это выводит на необходимость и учет инвариантности профессиональной подготовки будущего специалиста. Инвариантная структура содержания профессионального образования отражает структуру совокупного объекта изучения и инвариантную структуру профессиональной деятельности, которые остаются неизменными для педагога профессионального обучения любой квалификации.
Их выполнение направлено на удовлетворение требований общества к повышению качества образования, одним из направлений которого является его внешняя и внутренняя дифференциация. Это обеспечивается расширением образовательных маршрутов как по горизонтали, так и по вертикали разных типов и предполагает осуществление дифференцированного подхода к подготовке специалистов разных профилей, к организации их самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы. Реализации всех этих задач и подчинено интегративно-модульное обучение студентов.
Интегративно-модульное обучение студентов автор понимает как процесс и результат профессиональной подготовки студентов. Оно включает в себя системно-предметную организацию, модули, этапы и уровни, а также умения, методы и приемы обучения, обеспечивающие полифункциональную подготовку обучающихся к многоаспектной профессиональной деятельности путем построения иерархической системы ступенчатого и многоуровнего образования, адаптированной к различным уровням квалификации, профессиональным возможностям и потребностям специалиста ориентироваться в информационном поле и в учебной ситуации, и на этой основе способствовать формированию профессиональной компетенции для самостоятельного решения практических задач, и предоставляет студенту возможность самостоятельного выбора индивидуальной траектории становления и развития профессиональных умений и навыков, что обеспечит ему конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг. Все это возможно только тогда, когда будет определено содержание модуля и учтена специфика каждого из задействованных в профессиональной подготовке модуля (для последнего потребовалось составить классификацию модулей обучения).
В процессе разработки методики обучения студентов факультета естественных наук дисциплинам сельскохозяйственного цикла автору пришлось не только уточнить определение модуля, но и определить его виды, задействованные при подготовке специалиста. В схеме стрелками указано взаимодействие этих модулей. Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая система формирования профессиональных компетенций пронизана глубокой интеграцией всех ее компонентов и на всех уровнях.
Центральным модулем в предлагаемой классификации является профилирующий модуль. Именно он призван сформировать у будущего специалиста основные профессиональные компетенции. Например, при подготовке почвоведа в профилирующие модули будут входить предметы сельскохозяйственного блока дисциплин, а при подготовке учителя биологии со специализацией «Аграрная технология» в профилирующие модули войдут предметы педагогического и естественно-научного цикла. Профилирующие модули берут на себя функцию определения содержания и его объема в обучении, а это уже напрямую будет зависеть от специальности, квалификации и специализации (рисунок).
Сопутствующие модули будут включать в себя те «функционально законченные узлы», которые призваны расширить профессиональ-
ные возможности будущего специалиста, сформировать его мировоззрение, определить профессиональные приоритеты. Например, при подготовке студентов факультета естественных наук в сопутствующие модули могут входить философия, история, социология и т. д. При подготовке почвоведов в сопутствующие модули также будут входить химико-биологические предметы, а при подготовке учителя биологии (без специализации) — блок сельскохозяйственных дисциплин.
Модули специализации будут включать в себя только те предметы, которые потребуют конкретизации, сужения профессиональной деятельности будущего специалиста. Например, учитель биологии по специализации «Аграрная технология» в данном модуле приобретает знания, умения, навыки по предметам сельскохозяйственного цикла дисциплин. Он уже получил при изучении профилирующих модулей знания в области биолого-химических наук и в области методики их преподавания, теперь с учетом его будущей специализации он овладевает знаниями в области почвоведения, агрохимии, земледелия и т. д., но только в том объеме, который поможет ему объяснить школьникам процессы и факторы почвообразования, значение и роль почвы в возникновении жизни на земле и др. В то же время при подготовке почвоведов по специализации «Агрохимия» в эти модули будут входить дисциплины, углубляющие знания, умения и навыки студентов в области практической агрохимии. В Орловском государственном университете студенты-почвоведы на старших курсах имеют две специализации: «Агрохимия» и «Биология почв». При прохождении профилирующего модуля они все вместе получают знания в области агрохимии, однако студенты со специализацией «Агрохимия» во время изучения модулей данного вида дополнительно изучают физику и химию почв, химический анализ почв, методику агрохимических исследований и т. д., а студенты со специализацией «Биология почв» изучают состав бионаселения почвы, его роль в формировании плодородия и т. д.
Модули
/ “г
Профилирующие модули
—=-л,—ц
Практико-X ориентированные модули
Классификация модулей обучения
87
Сопутствующие
модули
Когнитивнокоммуникативные модули
Включение в учебный процесс практикоориентированных модулей позволит сформировать у студента навыки самостоятельной практической деятельности. К формированию компетенции (а впоследствии и компетентности) приводят не все знания и не все занятия. Важность целенаправленной практики сравнима с важностью глубокой и тщательной обработки материала для запоминания», «пассивное обучение относительно мало способствует запоминанию», «чтобы развить компетенцию в любой области, требуется много целенаправленной практики» [2]. Именно поэтому выделение практико-ориентированных модулей, базирующихся на целенаправленной практике, является важным. Сюда относятся в первую очередь все виды самостоятельной работы студентов и все виды практики: учебная, производственная (педагогическая).
Модули специализации так же, как и профилирующие модули, будут определять содержание практико-ориентированных модулей, так как это поможет определить уровни профессиональной компетенции будущего специалиста.
Когнитивно-коммуникативные модули являются важным структурным компонентом в формировании профессиональных навыков у студентов. Опираясь на теорию когнитивных стилей М.А. Холодной [3], автор статьи считает, что данные модули не обязательно должны соотноситься с какими-то конкретными предметами вузовского обучения, а представляют собой совокупность умений, позволяющих студенту находить информацию, ориентироваться в информационном поле, отбирать и классифицировать необходимый материал, выделять в нем главное и второстепенное, использовать их в каждом отдельном случае, конкретной производственной ситуации, а также грамотно излагать приобретенные сведения, уметь их адаптировать к уровню восприятия слушателей.
Важность этих модулей состоит и в том, что они формируют речевую культуру будущего специалиста, т. е. учат знанию норм речи, что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность, дисциплинирует их мышление. Уровень профессиональной компетенции напрямую зависит от когнитивной готовности, способности студента к самостоятельной креативной работе и творческому саморазвитию.
Обязательным условием эффективного функционирования любого специалиста в профессиональной деятельности является его коммуникативная культура, обеспечивающая продуктивное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса. От уровня развития коммуникативной способности зависит легкость установления контактов будущего специалиста с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность это-
88
го общения с точки зрения решения педагогических и производственных задач [4].
Формирование когнитивных способностей является важным фактором высшего профессионального образования, так как позволяет студенту учиться и делает его обучаемым, т. е. способным к восприятию, удержанию, поиску, отбору, классификации, интерпретации информации.
Когнитивно-коммуникативные модули имеют взаимообратную связь с практико-ориентированны-ми модулями, так как первые влияют на развитие профессионального мышления и профессиональной речи будущего специалиста, а вторые — на отбор умений, формирующих профессиональную компетенцию.
Данная классификация-схема представляет собой сложную систему нелинейно взаимодействующих модулей, включающих необходимые для формирования профессиональной компетенции знания, умения и навыки, способности творчески мыслить и действовать, активно сотрудничать с партнерами по команде и профессиональной межличностной средой, самостоятельно и ответственно принимать решения, дает возможность всем преподавателям, задействованным в подготовке будущего специалиста, грамотно организовать учебный процесс, так как определяет не только то, что является главным и второстепенным, но и позволяет зрительно воспринять цель обучения конкретного студента в соответствии с его специальностью, квалификацией, специализацией.
Различные комбинации модулей позволяют организовать обучение студентов по индивидуальной траектории (этапы, уровни, методы и приемы), реализующей многовариантность обучения (диверсификацию), и в итоге формируют профессиональную компетенцию, складывающуюся из «наложенных» друг на друга знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения модуля. Это усиливает мотивацию учения и положительным образом сказывается на формировании профессиональной компетенции студентов.
Список литературы
1. Андерсон, Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. / Дж. Андерсон.- СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
2. Романцев, Г.М. О концепции развития профессионально-педагогического образования в России / Г.М. Романцев // Вестник ФГОУ ВПО МГДУ. Теория и методика профессионального образования. Вып. № 2(17). — 2006. — С. 64-70.
3. Сорокоумов, С.П. Интегративно-модульное обучение в аспекте диверсификации образования как модель формирования профессиональной компетенции студентов-биологов: монография / С.П. Сорокоумов. — Орел: Полиграфическая фирма «Картуш», 2006. — 290 с.
4. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учебное пособие / М.А. Холодная. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.