УДК 338.24:332.1 ББК 65.050.22 Т 56
И.Н. Томшинская
Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой аудита и экономического анализа Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, Санкт-Петербург. Тел.: (911) 297 07 48, е-mail: [email protected].
Классификация информативных инструментов развития региона
(Рецензирована)
Аннотация. Для развития региона востребованы особые - информативные -инструменты развития, адаптированные к устанавливающейся «экономике знаний». Указанные инструменты позволяют обеспечить достижение проектируемых целей развития, а также извлечь новое знание о региональной экономической системе. Одним из таких инструментов является дорожная карта.
Ключевые слова: информативные инструменты; региональные оценки;
сбалансированная система показателей, «дорожная карта».
I.N. Tomshinskaya
PhD in Economics, Head of Department of Audit and Economic Analysis, St.-Petersburg State Trade-Economic University, Saint-Petersburg. Ph.: (911) 297 07 48, е-mail: [email protected].
Classification of informative tools of the region development
Abstract. The development of the region requires special informative development tools adapted to the emerging “knowledge economy”. These tools allow the achievement of planned development goals and extraction of new knowledge on the regional economic system. One of such tools is the road map.
Keywords: informative tools, regional assessment; balanced scorecard, road map.
Одним из важнейших уроков глобального экономического кризиса стало качественно иное восприятие мирохозяйственных процессов, дополненное фактором территориальной локализации. Для огромного хозяйственного пространства России эффективная территориальная локализация имеет определяющее значение. Следует согласиться с научной позицией О. Пчелинцева о том, что при всей значимости макроэкономической политики в развитии современной российской экономики ведущая роль в организации институционального обеспечения ее устойчивого развития принадлежит мезо-уровню [1].
Такая позиция мезо-уровня определяется его объективной ролью «арены» воспроизводства, где организуется пространственное взаимодействие локализованных ресурсов - местных, региональных, окружных, национальных. При этом для корректной оценки развития региона, а также для формирования программ перспективного развития региона и мониторинга их исполнения необходимы инструменты, способные извлекать новое знание о территориальном хозяйстве. Значение указанных инструментов возрастает в условиях становления «экономики знаний».
В целях выработки единого подхода к понятию «информативные инструменты» используем определение В. Лазаревым диалектической взаимозависимости знания и информации в экономической системе как взаимообусловленности форм проявления фундаментальных синергетических процессов упорядочения и хаотизации - процессов управления (организации) и самоуправления (самоорганизации) [2]. Момент зарождения
экономической системы как целостности объективно сопровождается процессом возникновения управляющей и управляемой подсистем. Одна из основных функций управляющей подсистемы заключается в оценке состояния всей системы посредством интерпретации генерируемой в ней информации. В результате осмысления информации появляется знание о состоянии системы. Однако не вся генерируемая информация может быть правильно интерпретирована, поэтому возникают неопределенность, вероятностный характер последствий управленческих решений, запускается процесс коррекции управления системы и т.п.
Обобщая приведенные выше положения, дадим определение интересующего нас феномена. Под информативными инструментами развития экономических систем мы понимаем средства, применяемые для получения элементов нового знания о данных системах и использования таких элементов для практического воздействия на движение экономических систем. Результат изначально получается, как нечто идеальное (концептуальное представление), а затем происходит его материализация, воплощение в реалии хозяйственной практики.
В условиях ускорения постиндустриальных преобразований от качества применяемых информативных инструментов зависит развитие многих сфер жизни в регионе, на их основе строится эффективное управление территорией, разрабатываются целевые программы, стратегии, от них в значительной мере зависит безопасность населения. Указанные обстоятельства предполагают последовательную реализацию системного подхода к исследованию информативных инструментов. Приведем необходимые аргументы.
Важнейшим требованием системного подхода является анализ информативных инструментов в их взаимосвязях; отражение системной реальности по необходимости носит системный характер, поэтому имеет смысл рассматривать информативные инструменты как сложную систему взаимосвязанных элементов (рис.1).
Анализируя рисунок 1, отметим, что система информативных инструментов обеспечивает качество развития региона, давая ему ощутимые конкурентные преимущества в рыночной борьбе. Такая система служит основой для разработки концепции регионального развития.
Мы исходим из того, что развитие региона - это многомерный и много- аспектный процесс, оно всегда имеет направленность, определяемую единой целью или системой целей. Развитие региона приводит к достижению следующих приоритетных результатов:
- рост внутреннего регионального продукта;
- существенные сдвиги в социальной, институциональной и политической структурах общества;
- повышение уровня образования;
- создание условий, которые будут способствовать росту суб-региональных пространственных локализаций, что приведет к формированию социальной, политической, экономической и институциональной систем.
Выделим роль информативных инструментов в структуризации внутренней среды региона. Развитие суб-региональных пространственных локализаций в регионе в условиях перехода к «экономике, основанной на знаниях», предполагает формирование новых информативных инструментов, позволяющих реализовать потенциал приращения нового знания, содержащийся в информационных потоках данного локалитета.
Как справедливо отмечает М. Зелинская, главным фактором, детерминирующим возникновение потребностей в интегрированных информативных инструментах развития экономической системы, является общественное производство, переходящее от индустриальной экономики к «экономике, основанной на знаниях» [3]. Таким образом, стратегической целью любого региона является обеспечение требуемого уровня осведомлённости субъектов.
Для развития региона необходимы, как минимум, количественные оценки состояния внутренней среды, которые можно сравнивать в динамике. Инструменты, дающие такие оценки, - простейшие информативные инструменты, поскольку они «добывают» новое знание о регионе. Простейшими информативными инструментами развития региона являются капитальные уравнения, система региональных счетов.
Капитальное уравнение было выведено И.Ф. Шером для уравновешивания баланса предпринимателя [4]. На сегодняшний день актуально и для исчисления приращения регионального капитала:
Активы - Обязательства = Капитал (1)
Чтобы капитальное уравнение стало информативным инструментом, необходимо рассмотреть капитал в динамике или сравнивая его с капиталом других регионов.
С помощью системы региональных счетов (СРС) можно определить:
1) Уровень развития экономической системы региона.
2) Способ организации хозяйственного пространства страны, т.е. способ взаимодействия федерального центра и региональных систем.
3) Включение региональной системы в интеграционное взаимодействие с другими экономическими субъектами.
Основная цель составления капитальных комбинаций и системы региональных счетов состоит в том, чтобы создать макроэкономическую базу данных, позволяющую оценить и проанализировать эффективность проводимой региональной политики, определив место данного региона в экономике страны, сравнить и проанализировать уровни развития отдельных регионов внутри страны и между странами [4, 5].
Второй уровень развития информативных инструментов - SWOT-анализ, который позволяет выделить позитивные и негативные элементы развития региона.
В таблице 1 представлены результаты SWOT-анализа Санкт-Петербурга.
Таблица 1
Экспресс SWOT-анализ внутренней и внешней среды Санкт-Петербурга
Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Высокий уровень образования населения, развитие инновационной деятельности, высокорезультативная научно- Отсутствие минеральносырьевых ресурсов, климатические условия, утечка «мозгов», высокая
техническая деятельность дифференциация уровня жизни
Внешняя среда Географическое и геополитическое положение, административный ресурс, инвестиционная привлекательность региона Отток финансовых ресурсов в Москву, высокая доля мигрантов с низким уровнем образования
На основе SWOT-анализа можно сделать не только количественный, но и качественный анализ и синтез информации о регионе.
Третий уровень - в деятельности любого региона необходимо разработать сбалансированную систему показателей и стратегическую карту, отражающие результативность функциональной подсистемы; на основе их анализа можно будет корректировать перспективные прогнозы. Общепринятая методология разработки стратегической карты и сбалансированной системы показателей (ССП) предложена Р. Капланом и Д. Нортоном [6]. В основу данной методологии положены не только финансовые показатели, но и оценка внутренней и внешней среды региона, а также взаимосвязь с прогнозными целями. Р. Каплан и Д. Нортон разработали стратегическую карту для организации. Нами предложена стратегическая карта для региона (рис.2).
Рисунок 2. Стратегическая карта региона
Четвертый уровень - «дорожные карты». Самым эффективным информативным инструментом является «дорожная карта» развития региона, так как она собирает
накопленный опыт простейший информативных инструментов, а также данные SWOT-анализа и сбалансированной системы показателей для описания целей, проблем и результатов от реализации «дорожной карты». А затем разрабатывается план мероприятий с ожидаемыми результатами и сроками реализации и ответственными исполнителями. Одним из важных разделов «дорожной карты» является раздел контрольных показателей успешной реализации «дорожной карты». Показатели учитываются только количественные, но могут быть как абсолютными, так и относительными: например, увеличение доходной части консолидированного бюджета (на 30%), привлечение инвестиций, в т.ч. в рамках приоритетных инвестиционных проектов (до 30 млн. руб.), увеличение количества субрегиональных пространственных локализаций (на 50%). Опыт современной региональной политики показывает, что необходимо создавать «дорожные карты» различных функциональных подсистем, например, повышение эффективности социальной сферы [5].
Пятым уровнем информативных инструментов является создание концепции стратегического развития региона. Считается, что концепция является публичным договором между населением и Правительством региона, в котором указаны основные стратегические направления развития региона на ближайшие 10 лет. В концепции определяются приоритеты бюджетной политики региона без указания мероприятий, показателей, сроков и этапов финансирования. Приоритетов в концепции намного меньше, чем в «дорожной карте», около 4-6 направлений. Это связано с ограниченностью бюджета и возможностями общественного контроля.
Подводя итоги нашего исследования, необходимо акцентировать внимание на том, что информативные инструменты - это инструменты, несущие новое знание о регионе, причем качественно новое. Базой для формирования указанных инструментов выступают стратегическая карта знаний, раскрывающая системные взаимосвязи между различными (функциональными, структурными, объёмными, качественными, количественными и др.) индикаторами развития региона.
Примечания:
1. Пчелинцев О.Г. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.
2. Лазарев В.Н. Информация и знание: два качества процесса управления // Информационные ресурсы России. 2006. № 5.
3. Зелинская М.В. Интегрированные информативные инструменты развития региональных экономических систем. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2010.
4. Шер И.Ф. Бухгалтерия и баланс / пер. с нем. С. Цедербаума. М.: Экономическая жизнь, 1925.
5. Ермоленко А.А. О способе существования экономической системы современной России // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4.
6. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2010.
References:
1. Pchelintsev O.G. Regional economy in system of a sustainable development. M.: Nauka,
2004.
2. Lazarev V.N. Information and knowledge: two qualities of management process // Information resources of Russia. 2006. No. 5.
3. Zelinskaya M.V The integrated informative tools of the development of regional economic systems. Krasnodar: YulM Publishing House, 2010.
4. Cher I.F. Accounts department and the balance / transl. from German by S. Tsederbaum. M.: Economic Life, 1925.
5. Ermolenko A.A. On a way of existence of economic system of modern Russia // Scientific Thought of the Caucasus. 2008. No. 4.
6. Norton D., Kaplan R. Balanced system of indicators. From strategy to action. M.: OlympBusiness, 2010.