Научная статья на тему 'Принципы построения информативных инструментов развития пространственно локализованных подсистем'

Принципы построения информативных инструментов развития пространственно локализованных подсистем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОСТРАНСТВЕННО ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ ПОДСИСТЕМЫ / МЕТА-СИСТЕМА / INFORMATIVE TOOLS / PRINCIPLES / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / SPATIALLY LOCALIZED SUBSYSTEM / META-SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томшинская Ирина Николаевна

Данная статья посвящена раскрытию особых информативных инструментов развития, адаптированных к устанавливающейся «экономике знаний». Указанные инструменты позволяют обеспечить достижение проектируемых целей развития, а также извлечь новое знание о региональной экономической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of development of informative tools of spatially localized subsystems

This article deals with the disclosure of special informative development tools adapted to the “knowledge economy”. These tools allow to achieve the projected development goals, as well as to extract new knowledge about the regional economic system.

Текст научной работы на тему «Принципы построения информативных инструментов развития пространственно локализованных подсистем»

УДК 332.14 ББК 65.050-2 Т-56

Томшинская Ирина Николаевна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой аудита и налогообложения ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»; тел.: 8(911)2970748.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО ЛОКАЛИЗОВАННЫХ ПОДСИСТЕМ

(рецензирована)

Данная статья посвящена раскрытию особых - информативных - инструментов развития, адаптированных к устанавливающейся «экономике знаний». Указанные инструменты позволяют обеспечить достижение проектируемых целей развития, а также извлечь новое знание о региональной экономической системе.

Ключевые слова: информативные инструменты, принципы, региональная экономическая система, пространственно локализованные подсистемы, мета-система

Tomshinskaya Irina Nicholaevna, Candidate of Economics, head of the department of Audit and Taxation of FSBEIHPE "Saint-Petersburg State University of Trade and Economics", tel.: 8 (911) 297-0748.

PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF INFORMATIVE TOOLS OF SPATIALLY LOCALIZED SUBSYSTEMS (reviewed)

This article deals with the disclosure of special - informative - development tools adapted to the "knowledge economy ". These tools allow to achieve the projected development goals, as well as to extract new knowledge about the regional economic system.

Keywords: informative tools, principles, regional economic system, spatially localized subsystem, meta-system.

Региональная экономическая система имеет сложную внутреннюю структуру и является метасистемой (системой систем), в которой варьируют разнообразные структурообразующие элементы: технологические; экономические; правовые; социально-культурные и т.д. Именно в данном качестве региональная экономическая система выступает, как объект системного анализа.

Каждая из подсистем метасистемы региональной экономики индивидуальна, имеет свой характер развития, свои внутренние подсистемы, но функционируют они как элементы целостного организма. Взаимодействие технологической, экономической, правовой, социально-культурной подсистем паритетно производится посредствам информативных инструментов.

Понятие «информативные инструменты» постепенно утверждается в активном обороте современных экономических исследований, что свидетельствует о последовательном проникновении в теорию императивов постиндустриальных преобразований [1].

Для развития региона необходимы, как минимум, количественные оценки состояния внутренней среды, которые можно сравнивать в динамике. Инструменты, дающие такие оценки - простейшие информативные инструменты, поскольку они «добывают» новое знание о регионе. В частности, достаточно апробированными информативными инструментами развития региона являются капитальные уравнения, система региональных счетов.

Под информативными инструментами для целей нашего исследования мы будем понимать инструменты несущие новое знание о регионе, причем качественно новое. Базой для формирования указанных инструментов выступают стратегическая карта знаний, раскрывающая системные взаимосвязи между различными (функциональными, структурными, объёмными, качественными, количественными и др.) индикаторами развития региона [2].

Значение информативных инструментов динамично возрастает. В современной региональной экономики России востребованы познавательные ресурсы системного подхода, такие как сбалансированные системы показателей, когнитивные модели, дорожные карты, стратегические карты знаний и др. Например, Ж. Сапир утверждает, что, если рассматривать проблемы информации в отрыве от проблем знания, то чрезмерные упрощения и даже заблуждения неизбежны. Рассмотрение понятия информации в неразрывной связи с понятием знания тем более важно, что неопределенность и незнание представляются нормальными явлениями экономической жизни [3].

О. Иншаков подчеркивает, что информативные инструменты:

- развивают традиционные и создают новые способы, средства и продукты производства;

- имеют тенденцию к накоплению и самообновлению, что выражается в количественном росте и качественном совершенствовании атрибутов и индикаторов [4].

Данные аргументы свидетельствует о неизбежности и обязательности применении информативных инструментов, особенно в условиях поляризацией экономического пространства.

При переходе к экономике, основанной на знаниях, существующих информативных инструментов недостаточно, необходимо разрабатывать и внедрять новые.

Как справедливо утверждает Б. Жихаревич, разработка стратегических планов и концепций призвана содействовать координации деятельности местных институтов, оценке влияния деятельности властей на экономику региона [5]. Стратегия развития региона (как источник информации) должна помочь хозяйствующим субъектам, действующим в регионе, принимать собственные обоснованные стратегические решения, учитывающие долгосрочные цели и основные направления политики региональных властей. Стремительное развитие регионов, появление и широкое распространение субрегиональных пространственных локализаций позволяют внедрять новые информативные инструменты, как для создания стратегий, концепций, так и для оценки результатов реализации их, интеграции в региональное пространство.

Зачастую внедрение новых инструментов встречает серьезное сопротивление. Существует множество причин данной реакции, поэтому необходимо на основе обзора исторической практики выделить проблемы внедрения информативных инструментов.

Одной из основных проблем региональной экономики России, использующих информативные инструменты, является низкий уровень качества статистических данных, а так же отсутствие необходимой информации и временной лаг предоставления показателей органами статистки, необходимых для проведения соответствующих расчетов, анализа и принятия решений. Указанная проблема состоит из нескольких подпроблем. Статистические показатели иногда не соответствует действительности, поэтому использовать такую информацию при разработке стратегических целей нецелесообразно. В 2008 году было проведено исследование о доверии пользователей к публикуемым статистическим данным. Было опрошено около 900 респондентов: представители органов исполнительной власти различных уровней, бизнеса, научно-исследовательских организаций и средств массовой информации городов Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска (результаты представлены в табл. 1).

Таблица 1 - Расчет индекса удовлетворенности пользователей официальной

статистической информацией [6]

Показатель Значение показателя

Средняя оценка качества статистической информации 7,24

Средняя оценка качества представления статистических данных 7,40

Средняя оценка информации, размещенной на сайте статистической службы 7,04

Средняя оценка обслуживания клиентов, получающих информацию по электронной почте и телефону 7,82

Средняя оценка работы сотрудников статистической службы 8,42

Средняя оценка доверия к важнейшим статистическим показателям, публикуемым Росстатом 6,84

Средний балл для общей оценки статистической службы 7,19

Средний балл для оценки деятельности Росстата в целом 6,92

Индекс удовлетворенности пользователя 7,36

Индекс доверия пользователей 7,03

Согласно полученным результатам, индекс удовлетворенности пользователей составил 7,36 и индекс доверия пользователей - 7,03 (1 - соответствует минимальному значению и 10 - максималь-

ному уровню), что свидетельствует о достаточно хорошем уровне доверия к официальной статистической информации и органам государственной статистики.

Наибольшие значения индекса удовлетворенности пользователей характерны для представителей федеральной и муниципальной власти (7,41 и 7,49 соответственно). Наименьшие значения индекса удовлетворенности характерны для представителей научных организаций (7,21).

Так же необходимо отметить, что региональный менеджмент нуждается в постоянно пополняемых статистических данных, достоверная, полная, но запоздалая информация оказывается практически ненужной. А временной лаг статистической информации очень высок.

В соответствии с положениями стандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются как одно из высокоэффективных средств обеспечения качества, поэтому для решения данной проблемы необходимо постоянное совершенствование и внедрение статистических данных и методов. Статистические методы становятся основой для информационной технологии обеспечения качества.

Так же одной из проблем внедрения информативных инструментов является то, что информативные инструменты представляют зачастую западные методики, например, система сбалансированных показателей придумана Нортоном и Капланом, дорожные карты произошли от американских technology roadmapping (построение технологических дорожных карт), форсайт (от англ. Foresight -предвидение) и таких примеров можно привести не мало. А так как это западные методики, то их необходимо брать за основу и адаптировать к российским реалиям. Западные методики требуют доработки, так как основываются на требованиях, значительно отличающихся от принятых в нашей стране. Это касается и технических требований, экономических санкций, нормативного регулирования, сложности формализации внутренних и внешних связей, что требует разумного подхода к внедрению.

Предлагаемые информативные инструменты развития пространственно локализованных подсистем в региональной экономике современной России должны включать цели, целевые индикаторы, которые должны быть достигнуты в результате их реализации, а также план мероприятий. Так как информативные инструменты являются управленческой технологией, то они должны предлагать конкретные практические мероприятия, которые позволят развитию объекта. Но самое главное, чтобы мероприятия исполнялись.

Так, на заседании Правительства РФ в сентябре 2013 г. Д.А. Медведев привел следующие данные: «Из 173 мероприятий, по которым наступили сроки исполнения, исполнена примерно половина. Около 40 находятся на исполнении, а 52 не исполнено, что, безусловно, плохо» [7]. На этом же совещании были названы две проблемы реализации дорожных карт: плохая работа ведомств и сложность управленческих механизмов, которые не работают или работают очень плохо.

Некоторые регионы слишком много времени уделяют созданию информативных инструментов. Если региональным органам власти не доступна какая-либо информация о важных показателях, то для ее получения они стараются установить специальные информационные системы. Такой подход приводит к большим остановкам при внедрении информативных инструментов. Существующие информативные инструменты это динамичные, постоянно изменяющиеся инструменты, которые периодически подвергают оценке, пересмотру и корректировке в соответствии с новыми технологическими и конкурентными условиями.

Подводя итоги описанных проблем внедрения информативных инструментов, хочется отметить, что применение существующего инструментария отнюдь не создает у автора сознания их единственности в исследованиях региональной экономики России, предвидения возможного их развития, поэтому перейдем к принципам построения информативных инструментов.

Разработка информативных инструментов осуществляется на основе следующих основных обязательных принципов:

Принцип системности. Региональная экономика рассматривается как система, имеющая структуру, прямые и обратные связи, состоящая из подсистем с всесторонними связями между ними. Поэтому разрабатывая информативные инструменты необходимо выявить типы связей между подсистемами и объектов, входящих в целостную картину региона, и используя данные знания выбрать соответствующие информативные инструменты.

• Принцип развития. Его трактовка осуществлялась с противоположных позиций по разным основаниям: одними учеными развитие рассматривалось как гармонизация явлений и их сущности, другими - как неизбежное разрешение противоречий и прохождение кризисов; одни подчеркивали

биологическую обусловленность, спонтанность развития, другие - социальную. Мы же рассматриваем данный принцип с позиции того, что информативные инструменты должны создаваться с учетом эволюции и трансформации, происходящих во внутренней среде региона. Информативные инструменты не могут создаваться лишь на основании существующих данных и анализа. К их созданию необходимо подходить как к живому процессу, который продолжается после возникновения: пересматриваются, корректируются, адаптируются цели, приоритетные задачи к меняющимся обстоятельствам.

• Принцип открытости-закрытости. Основоположником данного принципа был Бертран Мейер. Идея была в том, что однажды разработанная реализация класса в дальнейшем требует только исправления ошибок, а новые или изменённые функции требуют создания нового класса [8]. Данный принцип, разработанный для объектно-ориентированного программирования, так же актуален для моделирования региональной экономики. Информативные инструменты должны быть открыты для расширения, компиляции, корректировок, взаимодействия с внешней средой, но закрытыми для модификаций, то есть имеет строго определенное описание.

Принцип разумной достаточности и информативности достигается за счет обеспечения своевременности, достоверности и аналитичности информации, а также гибкости структуры самой системы.

• Принцип интеграции. Создание и использование информативных инструментов должно быть встроено в систему управления региона, а также осуществляться при условии интеграции диверсификации и системного подхода в управлении. Без синергетического эффекта совместной деятельности органов власти, бизнес-структур, научно-образовательного пространства не возможно создание эффективной внутренней среды региона.

Принцип учета неопределенности и рисков, характеризуется тем, что информативные инструменты по своей природе инновационны, а, следовательно, характеризуются высоким уровнем рисков.

Степень реализации перечисленных принципов в каждом конкретном информативном инструменте может быть различной, так как это зависит от желания разработчиков и от конкретной региональной системы. Но создавая информативные инструменты, предполагаются наличие определенная последовательность действий.

М. Зелинская приходит к выводу, что для инновационного преобразования пространственной организации современной России обуславливает потребность в трансформации действующей СРС и разработке качественно новых инструментов регионального развития. Основной задачей информативных инструментов является обеспечение приращения научного знания и созидательного потенциала экономической системы. Решать эту задачу следует через адекватное отражение количественных характеристик процессов, происходящих в региональных экономических системах, на основе взаимоувязанной системы показателей, объединенных в сводные регистры, составляемые в определенной последовательности и соответствующие структуре воспроизводственного цикла [2].

Особо выделим обусловленность искомых инструментов сменой стратегической траектории развития национальной экономики России - санкции и иные внешние ограничения побуждают избрать ориентацию на силы науки, образования, что неизбежно проецируется и на регионы.

Литература:

1. Зелинская М.В. Интегрированные информативные инструменты развития региональной экономической системы. Краснодар: Южный ин-т менеджмента, 2010. 310 с.

2. Иншаков О.В. Развитие эволюционного подхода в стратегии модернизации региона и макрорегиона. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. 175 с.

3. Пашинцева Н.И. Об оценке удовлетворенности пользователей статистической информацией и деятельностью органов государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://buiet.ru/article/82420.php.

4. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 247 с.

5. Стратегическое планирование в городах и регионах России: интегрируя мировой опыт инноваций: докл. участников Шестого Общерос. форума лидеров стратег. планирования / Под ред. Б.С. Жихаревича. СПб.: Леонтьевский центр, 2008. 152 с.

6. Томшинская И.Н. Классификация информативных инструментов развития региона // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. №4.

7. Meyer Bertrand Object-Oriented Software Construction. Prentice Hall, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.